Предприятие в экономической системе

Тема 10. Предприятие в экономической системе.

10.1 Предприятие: сущность, основные характеристики. Роль предприятий (организаций) в экономической системе. Предприятие как совокупность систем – технологической, экономической, организационной и социальной и их характеристики

10.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия (организации): сущность и характеристика элементов

10.3 Классификация предприятий (фирм) и их характеристика (по 7-ми и более признакам). Особенности малого и среднего бизнеса в РФ

10.4 Становление российского предпринимательства в переходной экономике (1990-е гг.): позитивные и негативные результаты, особенности. Характеристика нормативно-правовой базы как основы формирования предпринимательских структур. Характеристика источников финансирования бизнеса в 1990-х гг.

10.1 Предприятие: сущность, основные характеристики. Роль предприятий (организаций) в экономической системе. Предприятие как совокупность систем – технологической, экономической, организационной и социальной и их характеристики

Предприятиям принадлежит главная роль в жизни общества, ибо именно предприятия создают экономические блага необходимые для удовлетворения потребностей людей, общества в целом.

Предприятие является первичным (основным) звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и муниципального бюджетов.

В экономической литературе мы редко встречаем четкое определение понятия «предприятие», а в основополагающих российских нормативных документах фигурирует лишь понятие «организация». Так, в гл.4 «Юридические лица» ГК РФ, в ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» отмечается, что «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации)…»

Предприятия – это особенный, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей, государственным, муниципальным органом управления, для производства продукции, выполнения работы и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей людей и получения прибыли (доходов).

Предприятие – это обособленное специализированное основное звено экономики, включающее профессиональный коллектив, использующий материальные ресурсы для (изготовления) производства продукции и получения прибыли.

Предприятие является основным звеном экономики, потому что: именно на нем происходит соединение вещественных (средств производства) и личных (работники) факторов производства; создаются товары и услуги.

Цель деятельности предприятия – удовлетворение общественных потребностей (и получение прибыли – для коммерческих организаций).

Основной задачей предприятия является обеспечение стабильного экономического роста.

С юридической точки зрения, предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выпускающий в качестве юридического лица. Основными признаками предприятия являются (согласно ГК РФ):

  1. наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  2. самостоятельная имущественная ответственность, т.е. предприятие, отвечает по своим обязательствам имеющегося у него имуществом;
  3. как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  4. наличие фирменного наименования, отражающего особенности предприятия в рамках его конкурентной среды;
  5. наличие «главной» («гербовой») печати, отражающей основную информацию о предприятии (полное наименование и идентификационный налоговый номер);
  6. наличие товарного знака (товарной марки), отражающей особенности и являющееся его средством индивидуализации.

Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются: домашние хозяйства, предприятия, государственные учреждения.

Домашние хозяйства (домохозяйства) как экономический образ средней семьи представляют собой условную единицу потребительской сферы с одной стороны, а с другой – владельцев экономических ресурсов.

Предприятия и государственные учреждения являются структурными составляющими второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики – сферы деловой активности людей.

Взаимодействуя между собой, основные субъекты хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов, доходов.

Предприятие, будучи субъектом рынка, можно рассматривать как техническую, организационную, экономическую и социальную систему.

Предприятие как техническая система характеризуется специфическим уровнем технического развития, особенностями технологии и организации производства, назначением своей готовой продукции, специфическим оборудованием.

Предприятие как организационная система определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей организационной структуре предприятия.

Предприятие как экономическая система характеризуется уровнем затрат на производство, величиной прибыли, рентабельности, уровнем эффективности производства, общностью экономических результатов работы.

Предприятие всегда специфическая социальная система, которая характеризуется определенным уровнем:

  • профессионально-квалификационной подготовки работников;
  • социально-психологическим климатом;
  • уровнем трудовой дисциплины.

Предприятие – прежде всего социальная единица. Предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей (как материальных, так и духовных) всего коллектива. Поэтому важнейшими задачами предприятия являются: выплата персоналу социально справедливой заработной платы, которая обеспечила бы воспроизводство рабочей силы; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т.д.

К характерным особенностям предприятия относятся:

1. Экономическая обособленность. Она проявляется, во-первых, в имущественной обособленности. Во-вторых, предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. В-третьих, предприятие имеет самостоятельные экономические интересы. Конечно же, интересы работников и предпринимателей не могут во всем совпадать. Но, вместе с тем, всех их обычно объединяет наличие общего интереса – произвести качественную продукцию, продать ее и получить денежный доход;

2. Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства. Это означает, что его техническая или технологическая "начинка" рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса. Его результатом может быть конечный товар или промежуточный продукт, предназначенный для производственного потребления;

3. Юридическая обособленность. Она находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий — только учредительного договора), счета в банке, в ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный знак;

4. Участие в общественном разделении труда. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель и поэтому в своей деятельности испытывает большую зависимость от действий других экономических субъектов. Сбыт продукции и ресурсное обеспечение — это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.

Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт. Такими чертами являются:

  • производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;
  • организационное единство. Предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;
  • экономическое единство, выражающиеся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

10.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия (организации): сущность и характеристика элементов

Предприятия, функционирующие в рыночных условиях, не могут существовать вне зависимости от окружающей их внешней среды. На деятельность предприятия (фирмы, организации) воздействуют различные факторы внешней среды.

Внешняя среда – это совокупность факторов, характеризующих окружение, в котором функционирует предприятие (организация).

На микроуровне предприятие (организация) вынуждено приспосабливаться к среде, в которой оно функционирует, чтобы выжить и сохранить на необходимом уровне эффективность производства и конкурентоспособность. В связи с этим представляется необходимым проанализировать возможное влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия.

Рисунок 10.1 - Среда функционирования предприятия

Внутренняя среда предприятия представляет собой совокупность условий и системы взаимосвязей между подразделениями предприятия, позволяющим ему эффективно реализовать цели своей деятельности.

Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Внешняя среда предприятия включает людей, технику, технологию, информацию, организацию производства и управления.

Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды предприятия; само предприятие – это коллектив работающих на нем людей, главное его богатство. От их способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к работе, поведения, зависят имидж предприятия, качество продукции, финансовые результаты предприятия.

10.3 Классификация предприятий (фирм) и их характеристика (по 7-ми и более признакам). Особенности малого и среднего бизнеса в РФ

Классификация предприятий — это их группировка по определенному признаку: отраслевой принадлежности, структуре производства, размеру предприятия, уровню рентабельности и специализации, организационно-правовому устройству и другие (рис. 10.2).

1. По форме собственности:

государственные – предприятия, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководителями назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие является бюджетным, то оно финансируется из средств федерального бюджета;

муниципальные – предприятие, имущество которого образуется за счёт средств местного бюджета. Находится в собственности органов местного самоуправления. Является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы;

частные – предприятие, имущество которого создано за счёт добровольных вкладов одного или нескольких физических или же юридических лиц. Они различаются в зависимости от избранной организационно-правовой формы хозяйствования (АО, ООО, кооперативы и т.п.).

2. По отраслевой принадлежности:

  • промышленные предприятия;
  • сельскохозяйственные предприятия;
  • строительные предприятия;
  • транспортные предприятия;
  • финансово-кредитные предприятия;
  • торговые предприятия;
  • предприятия сферы сервиса и другие.

Критерием отнесения к той или иной отрасли – является доля в доходах (или прибыли) предприятия. Так например, если наибольшую долю в доходах «занимают» выручка от реализации транспортных услуг, в таком случае данное предприятие относится к категории «транспортное предприятие».

3. По назначению готовой продукции (работ, услуг):

  • предприятия, производящие средства производства;
  • предприятия, производящие предметы потребления;
  • предприятия, выполняющие работы;
  • предприятия, оказывающие услуги.

4. По размеру предприятия:

  • малые – численность работников не превышает определенных ограничений, в зависимости от отрасли, но не более 100 человек;
  • средние – численность работников составляет от 101 (в зависимости от отраслевой принадлежности) до 250 человек ;
  • крупные – численность работников составляет 251 человек и более;
  • транснациональные корпорации – производственные подразделения находятся за пределами страны, где расположен главный офис (головное подразделение) предприятия.

5. По уровню рентабельности:

  • рентабельные предприятия – предприятия, получающие прибыль;
    • убыточные предприятия – предприятия, у которых расходы превышают доходы;
    • предприятия-банкроты – предприятия, у которых расходы превышают доходы и более 3-х месяцев существует неоплаченная задолженность перед поставщиками.

6. По уровню специализации:

  • специализированные – предприятие, производящее и реализующее одну товарную группу или использующее одно сырье для производства одной группы товаров (работ, услуг);
    • диверсифицированные – предприятие, производящее и реализующее различные товары, работы, услуги, не взаимосвязанные с точки зрения производства и потребления; объединение в рамках предприятия подразделений, относящихся к различным отраслям и технологически не взаимосвязанных;
      • комбинированные – предприятие, производящее и реализующее различные товары, работы, услуги, но взаимосвязанные с точки зрения производства и потребления; объединение в рамках предприятия подразделений, относящихся к различным отраслям, но технологически взаимосвязанных.

7. По организационно-правовому устройству:

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • кооперативы;
  • унитарные предприятия;
  • некоммерческие организации.

Характеристика и особенности предприятия закреплены в рамках Гражданского кодекса РФ и представлены на рис. 10.2.

8. По времени работы в течение года:

  • круглогодичного действия;
    • сезонного действия.

Выделение данной классификации связано с колебаниями в течение года покупательского спроса, объемов поставляемых ресурсов, особенностями финансирования деятельности, традициями и обычаями данного общества и т.п.

9. По масштабу производства однотипной продукции, работ, услуг:

  • массовое – предприятия, производящие и реализующее большое количество однотипной продукции для неизвестного потребителя;
    • серийное – предприятие, производящее и реализующее ограниченное количество партии (ограниченного объема) однотипной продукции, ориентированной на определенную целевую потребительскую группу;
      • индивидуальное – предприятие, производящее и реализующее конкретный продукт для конкретного потребителя по его предварительному заказу.

10. По цели деятельности:

  • коммерческие;
    • некоммерческие.

Если предприятие основной целью считает извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, её называют коммерческой. Предприятия, не нацеленные на извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между собственниками, называются некоммерческими организациями (учреждениями).

Классификация предприятий позволяет более упорядочено, системно подойти к изучению предприятий, детально проанализировать различные аспекты, стороны деятельности предприятия.

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Различают два вида ответственности предприятия по его обязательствам: неограниченная и ограниченная. При неограниченной ответственности владельцы отвечают по обязательствам предприятия всем своим имуществом, т.е. как той его частью, которая вложена в фирму, так и всем остальным принадлежащим им имуществом. При ограниченной ответственности владельцы отвечают лишь той частью своего имущества, которая передана предприятию в качестве вклада в уставный фонд.

Ответственность может быть солидарной и долевой. При солидарной ответственности каждый из владельцев отвечает за все финансовые обязательства предприятия. При долевой ответственности каждый из владельцев отвечает лишь за часть финансовых обязательств предприятия.

Хотя законодательство каждой страны конкретизирует правовые формы предприятий по-разному, их экономическое содержание в основном одинаковое. На рисунке 2 представлена классификация организационно-правовых форм хозяйствования, исходя из ГК РФ, который предусматривает 15 правовых форм юридических лиц, из которых 9 являются коммерческими организациями, а 6 – некоммерческими.

Рисунок 10.2 – Организационно-правовые формы предприятий

В главе 4 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) утверждены организационно правовые формы хозяйствования юридических лиц.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, бать истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ). Они могут быть коммерческими или некоммерческими организациями.

Коммерческие организации – организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей (участников), а также произведённое и приобретённое в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 60 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

1. Полным признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ).

2. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от его имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающие по обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут убытки в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в его предпринимательской деятельности (ст. 82 ГК РФ).

3. Акционерным признаётся общество (АО), уставный капитал которого разделён на определённое число акций; его участники (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общество, в пределах стоимости принадлежащий им (ст. 96 ГК РФ). Если участники АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, тогда оно признаётся открытым акционерным обществом. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. Если акции АО распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц – закрытое акционерное общество (ЗАО).

4. Общество с ограниченной ответственностью – учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров; его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесённых ими вкладов (ст. 87 ГК РФ).

5. Общество с дополнительной ответственностью – организация, учреждённая одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделён на доли; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере в стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества.

6. Хозяйственное общество признаётся дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом определять решения, принимаемые таким обществом.

7. Хозяйственное товарищество признаётся зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати пяти процентов голосующих акций АО или двадцати пяти процентов уставного капитала ООО.

8. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для сов местной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединениями его членами имущественных паёв (ст. 107 ГК РФ).

9. Унитарным признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие её между участниками; могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (ст. 50 ГК РФ).

10. Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путём объединения его членами имущественных паёв (ст. 116 ГК РФ).

11. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники (члены) данных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество, в том числе членские взносы (ст. 117 ГК РФ).

12. Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

13. Учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

14. Допускается создание объединений коммерческих и(или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов в целях координации их деятельности, а также представления и защиты интересов (ст. 50, 121 ГК РФ).

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 10:

1. Каким образом отдельные элементы внешней и внутренней сред воздействуют на предприятие.

2. Становление российского предпринимательства в переходной экономике (1990-е гг.): позитивные и негативные результаты, особенности.

3. Характеристика нормативно-правовой базы в России как основы формирования предпринимательских структур.

4. Характеристика источников финансирования бизнеса в 1990-х гг. в РФ.


внешняя среда косвенного воздействия

технологическая среда

кономическая среда

политическая среда

социальная среда

ресурсная среда

государственная среда

правовая среда

внешняя среда косвенного воздействия

государственные организации

(например, налоговые инспекции)

внешняя среда

прямого воздействия

поставщики

потребители

конкуренты

внешняя среда

прямого воздействия

внутренняя среда предприятия

внутренняя среда предприятия

кадровая функция

финансы и

бухгалтерский учёт

обеспечение ресурсами

производственная функция

функция

развития

продукта и процесса

производства

функция развития

материально-технического

обеспечения

маркетинг

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Хозяйственные товарищества

  1. Полное товарищество
  2. Товарищество на вере

Хозяйственные общества

  1. Общество с ограниченной ответственностью
  2. Общество с дополнительной ответственностью

Акционерные общества

  1. Закрытое акционерное общество
  2. Открытое акционерное общество

Хозяйственные кооперативы

  1. Производственные кооперативы

Унитарные предприятия

  1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
  2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Потребительский кооператив
  2. Общественная организация
  3. Религиозная организация
  4. Фонд
  5. Учреждение
  6. Ассоциации и союзы

ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

  1. Простое товарищество
  2. Общественная группа
  3. Религиозная группа и т.д.

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предприятие в экономической системе