Теория финансовой системы, бюджета и налоговой политики

Тема 18. Теория финансовой системы, бюджета и налоговой политики

18.1 Понятия и функции финансов. Финансовая система государства и ее структура. Характеристика и особенности финансовой системы РФ в 1990-х и 2000-х гг.

18.2 Бюджетная система: сущность, структура и характеристика уровней. Государственный бюджет и его структура. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.

18.3 Налоги и их функции. Элементы налогообложения и их характеристика. Классификация (по 3 и более признакам) видов налогов и их характеристика.

18.4 Кривая Лаффера. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).

18.1 Понятия и функции финансов. Финансовая система государства и ее структура. Характеристика и особенности финансовой системы РФ в 1990-х и 2000-х гг.

Финансы – денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения. Они формируются в ходе создания, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны представляют собой совокупность финансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира.

Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием «финансы» определяют всю системы экономических отношений, которая связана с образованием и распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить: государственные финансы, финансы предприятия, фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы – это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятия, фирм, корпораций – это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения – это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Государственные финансы представляют собой сложную систему, которая включает четыре основных звена:

  • государственный бюджет;
  • местные финансы;
  • финансы государственных предприятий;
  • финансы специальных общественных фондов.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой (рис. 18.1).

Рисунок 18.1 - Финансовая система страны

Финансовая система России включает:

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит;
  • фонды имущественного и личного страхования;
  • финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока этой системы относятся к централизованным и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий относятся к децентрализованным и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне.

Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют пенсионный фонд, фонд специального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

18.2 Бюджетная система: сущность, структура и характеристика уровней. Государственный бюджет и его структура. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.

Главным звеном в финансовой системе является государственный бюджет, задачами которого являются:

во-первых, деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;

во-вторых, деньги надо рационально распределить по различным фондам;

в-третьих, деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет — это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны составляет совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов федерации и административно-территориальных образований (местный).

В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включается:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, фонд имущественного страхования);
  2. бюджеты субъектов федерации; краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов и бюджет Еврейской автономной области, и бюджет территориальных государственных фондов;
  3. местные бюджеты (городских, районных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно на принципе бюджетного федерализма. Согласно этому принципу за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определяются основные принципы бюджетной системы России, важнейшие из которых:

  • единство бюджетной системы;
  • полноты бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов;
  • гласность бюджетов;
  • сбалансированность бюджетов;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.

Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.

Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и право самостоятельность определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.

Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 18.1.

Принцип разграничения доходов и расходов предполагает использование средства, полученных из одних источников, для покрытия расходов по другим направлениям (не тем, из которых они получены).

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов – принцип сбалансированности. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).

Бюджетный дефицит возникает в следствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто, из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

Таблица 18.1

Примерная структура государственного (консолидированного) бюджета России

Доходы

Расходы

Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль и НДС

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели 40 – 50%

Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10 – 20%

Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам 10 – 20%

Неналоговые доходы (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.)

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, юстиции и прочего 5 – 10%

Платежи по государственному долгу до 7 – 8%

18.3 Налоги и их функции. Элементы налогообложения и их характеристика.

В статье 57 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.

Согласно Налогового кодекса РФ под налогами понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взаимный с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.

В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства.

Основными элементами налогообложения являются:

  • субъект налога – налогоплательщик – юридическое или физическое лицо;
  • объект налога – доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог (заработная плата, прибыль предприятия, ценных бумаги, доход, земля и т. д.);
  • налоговый период – период, в течение которого субъект получад доход или прибыль или же обладал имуществом;
  • налоговый оклад (налоговая база) – сумма налога, взимаемого с одного объекта;
  • налоговая ставка или норма налогообложения - размер налога, приходящегося на единицу обложения. Выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налогов;
  • налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляется налоговым сертификатом. Это официальное письменное свидетельство о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.

Роль налогов в обществе проявляется через их функции. Основными функциями налогов являются:

  • фискальная (обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью налогов);
  • регулирующая (осуществляется государством воздействие на общественные отношения, в т.ч. на производственные процессы через налоги);
  • перераспределительная – возможность использование доходов одних субъектов для покрытия расходов других субъектов и т.п.

Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А. Смитом, и остались актуальными сегодня:

  • справедливость и равенство налогообложения;
  • эффективность налогообложения;
  • простота и доступность для исчисления.

В ходе подготовки российского закона о налоговой системе в нашей стране были определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:

  • всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
  • стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
  • равнонапряженность (платежеспособность) – взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогоплательщикам ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;
  • обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;
  • социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низко доходные предприятия и группы населения.

18.4 Кривая Лаффера. Классификация (по 3 и более признакам) видов налогов и их характеристика. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).

Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически обосновать американские экономисты во главе с профессором Артуром Лаффером.

Графически эффект Лаффера отображен на кривой Лаффера, которая показывает зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставки налога (рис. 18.2).

Рисунок 18.2 - Кривая Лаффера

В результате анализа кривой Лаффера можно прийти к следующим выводам:

- при ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекращаются;

- при ставке налога, равной 100 % - поступлений в бюджет так же нет, поскольку в этом случаи легальная экономика трансформируется в «теневую»;

- при ставке налога, не выходящей за пределы 50 % (оптимальная ставка) - достигается максимальная величина налоговых поступлений.

Суть так называемого «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение ставки подоходного налога до оптимального уровня, приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, т.к. возрастают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, сократится «теневой» оборот и, соответственно, расширится сфера легальной экономики.

В настоящее время в экономической науке предпринимаются попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налоговой ставки.

В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно сгруппировать в следующие группы (рис. 18.3).

Рисунок 18.3 - Классификация налогов

По способу обложения или по экономическому содержанию налоги делятся на:

1. Прямые, которые уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся походный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, земельный налоги и другие;

2. Косвенные, такие налоги, когда субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей, товара, работы, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным менее «заметным» образом посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.

По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:

  • Федеральные налоги и сборы, которые перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации;
  • Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются налоговым кодексом РФ республиканскими законодательными актами и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
  • Местные налоги и сборы, которые поступают в местный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от направления использования налоги бывают общие и специальные:

  • Общие, которые поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
  • Специальные налоги, которые имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в нашей стране утверждены три группы налогов и сборов федерального уровня, регионального (субъект федерации) и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. НДС (налог на добавленную стоимость);
  2. акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  3. налог на прибыль (доход) организаций;
  4. налоги на доход от капитала;
  5. подоходный налог с физических лиц;
  6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  7. государственная политика
  8. таможенные пошлины и таможенные сборы;
  9. налоги на пользование недрами
  10. налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  11. лесной налог;
  12. экологический налог и другие.

К региональным (субъектам федерации) налогам и сборам относятся:

  1. налоги на имущество организаций;
  2. налоги на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. транспортный налог;
  5. налог с продаж;
  6. налоги на игровой бизнес;
  7. региональные лицензионные сборы и др.

Местные налоги и сборы:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество с физических лиц;
  3. налог на рекламу;
  4. налог на наследование и дарение;
  5. местные лицензионные сборы и др.

Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.

Налоговая политика – составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемыми органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Основными целями налоговой политики являются:

  • обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
  • содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
  • обеспечить социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходила в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены, в частности, на решения задач создания рациональной налоговой системы, обеспечивающих сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 18:

1. Характеристика и особенности финансовой системы РФ в 1990-х и 2000-х гг.

2. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.

3. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы.

4. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт.

5. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).

Теория финансовой системы, бюджета и налоговой политики