Теория финансовой системы, бюджета и налоговой политики
Тема 18. Теория финансовой системы, бюджета и налоговой политики
18.1 Понятия и функции финансов. Финансовая система государства и ее структура. Характеристика и особенности финансовой системы РФ в 1990-х и 2000-х гг.
18.2 Бюджетная система: сущность, структура и характеристика уровней. Государственный бюджет и его структура. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.
18.3 Налоги и их функции. Элементы налогообложения и их характеристика. Классификация (по 3 и более признакам) видов налогов и их характеристика.
18.4 Кривая Лаффера. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).
18.1 Понятия и функции финансов. Финансовая система государства и ее структура. Характеристика и особенности финансовой системы РФ в 1990-х и 2000-х гг.
Финансы денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения. Они формируются в ходе создания, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны представляют собой совокупность финансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира.
Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием «финансы» определяют всю системы экономических отношений, которая связана с образованием и распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить: государственные финансы, финансы предприятия, фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).
Государственные финансы это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций.
Финансы предприятия, фирм, корпораций это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.
Финансы населения это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.
Государственные финансы представляют собой сложную систему, которая включает четыре основных звена:
- государственный бюджет;
- местные финансы;
- финансы государственных предприятий;
- финансы специальных общественных фондов.
Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой (рис. 18.1).
Рисунок 18.1 - Финансовая система страны
Финансовая система России включает:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
- фонды имущественного и личного страхования;
- финансы предприятий различных форм собственности.
Первые четыре блока этой системы относятся к централизованным и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий относятся к децентрализованным и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне.
Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют пенсионный фонд, фонд специального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).
Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).
18.2 Бюджетная система: сущность, структура и характеристика уровней. Государственный бюджет и его структура. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.
Главным звеном в финансовой системе является государственный бюджет, задачами которого являются:
во-первых, деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;
во-вторых, деньги надо рационально распределить по различным фондам;
в-третьих, деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.
Государственный бюджет это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Государственный бюджет это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны составляет совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов федерации и административно-территориальных образований (местный).
В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включается:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, фонд имущественного страхования);
- бюджеты субъектов федерации; краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов и бюджет Еврейской автономной области, и бюджет территориальных государственных фондов;
- местные бюджеты (городских, районных, сельских).
Все эти бюджеты функционируют автономно на принципе бюджетного федерализма. Согласно этому принципу за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет соответствующих бюджетов.
В Бюджетном кодексе определяются основные принципы бюджетной системы России, важнейшие из которых:
- единство бюджетной системы;
- полноты бюджетной системы;
- самостоятельность бюджетов;
- гласность бюджетов;
- сбалансированность бюджетов;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.
Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.
Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и право самостоятельность определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.
Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 18.1.
Принцип разграничения доходов и расходов предполагает использование средства, полученных из одних источников, для покрытия расходов по другим направлениям (не тем, из которых они получены).
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов принцип сбалансированности. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).
Бюджетный дефицит возникает в следствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто, из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.
Таблица 18.1
Примерная структура государственного (консолидированного) бюджета России
Доходы |
Расходы |
Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль и НДС |
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели 40 50% |
Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20% |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10 20% |
Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам 10 20% |
Неналоговые доходы (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.) |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, юстиции и прочего 5 10% |
Платежи по государственному долгу до 7 8% |
18.3 Налоги и их функции. Элементы налогообложения и их характеристика.
В статье 57 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.
Согласно Налогового кодекса РФ под налогами понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взаимный с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.
В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства.
Основными элементами налогообложения являются:
- субъект налога налогоплательщик юридическое или физическое лицо;
- объект налога доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог (заработная плата, прибыль предприятия, ценных бумаги, доход, земля и т. д.);
- налоговый период период, в течение которого субъект получад доход или прибыль или же обладал имуществом;
- налоговый оклад (налоговая база) сумма налога, взимаемого с одного объекта;
- налоговая ставка или норма налогообложения - размер налога, приходящегося на единицу обложения. Выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налогов;
- налоговые льготы полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляется налоговым сертификатом. Это официальное письменное свидетельство о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.
Роль налогов в обществе проявляется через их функции. Основными функциями налогов являются:
- фискальная (обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью налогов);
- регулирующая (осуществляется государством воздействие на общественные отношения, в т.ч. на производственные процессы через налоги);
- перераспределительная возможность использование доходов одних субъектов для покрытия расходов других субъектов и т.п.
Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А. Смитом, и остались актуальными сегодня:
- справедливость и равенство налогообложения;
- эффективность налогообложения;
- простота и доступность для исчисления.
В ходе подготовки российского закона о налоговой системе в нашей стране были определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:
- всеобщность охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
- стабильность устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
- равнонапряженность (платежеспособность) взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогоплательщикам ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;
- обязательность принудительность налога, неизбежность его выплаты;
- социальная справедливость установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низко доходные предприятия и группы населения.
18.4 Кривая Лаффера. Классификация (по 3 и более признакам) видов налогов и их характеристика. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).
Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически обосновать американские экономисты во главе с профессором Артуром Лаффером.
Графически эффект Лаффера отображен на кривой Лаффера, которая показывает зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставки налога (рис. 18.2).
Рисунок 18.2 - Кривая Лаффера
В результате анализа кривой Лаффера можно прийти к следующим выводам:
- при ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекращаются;
- при ставке налога, равной 100 % - поступлений в бюджет так же нет, поскольку в этом случаи легальная экономика трансформируется в «теневую»;
- при ставке налога, не выходящей за пределы 50 % (оптимальная ставка) - достигается максимальная величина налоговых поступлений.
Суть так называемого «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение ставки подоходного налога до оптимального уровня, приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном к их увеличению, т.к. возрастают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, сократится «теневой» оборот и, соответственно, расширится сфера легальной экономики.
В настоящее время в экономической науке предпринимаются попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налоговой ставки.
В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно сгруппировать в следующие группы (рис. 18.3).
Рисунок 18.3 - Классификация налогов
По способу обложения или по экономическому содержанию налоги делятся на:
1. Прямые, которые уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся походный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, земельный налоги и другие;
2. Косвенные, такие налоги, когда субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей, товара, работы, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным менее «заметным» образом посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.
По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:
- Федеральные налоги и сборы, которые перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации;
- Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются налоговым кодексом РФ республиканскими законодательными актами и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
- Местные налоги и сборы, которые поступают в местный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В зависимости от направления использования налоги бывают общие и специальные:
- Общие, которые поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
- Специальные налоги, которые имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ в нашей стране утверждены три группы налогов и сборов федерального уровня, регионального (субъект федерации) и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- НДС (налог на добавленную стоимость);
- акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налоги на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц;
- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
- государственная политика
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- налоги на пользование недрами
- налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- лесной налог;
- экологический налог и другие.
К региональным (субъектам федерации) налогам и сборам относятся:
- налоги на имущество организаций;
- налоги на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог с продаж;
- налоги на игровой бизнес;
- региональные лицензионные сборы и др.
Местные налоги и сборы:
- земельный налог;
- налог на имущество с физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование и дарение;
- местные лицензионные сборы и др.
Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налоговая политика составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемыми органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.
Основными целями налоговой политики являются:
- обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
- содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
- обеспечить социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходила в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены, в частности, на решения задач создания рациональной налоговой системы, обеспечивающих сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.
Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 18:
1. Характеристика и особенности финансовой системы РФ в 1990-х и 2000-х гг.
2. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.
3. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы.
4. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт.
5. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).
Теория финансовой системы, бюджета и налоговой политики