Доходы населения и социальная политика государства

Тема 19. Доходы населения и социальная политика государства

19.1 Доходы населения, их виды и показатели измерения. Дифференциация доходов и её причины. Кривая Лоренца. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность. Зарубежный опыт в области «сглаживания» дифференциации населения по доходам (на примере не менее 2-х стран).

19.1 Доходы населения, их виды и показатели измерения. Дифференциация доходов и её причины. Кривая Лоренца. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

Уровень благосостояния людей характеризуется, прежде всего, получением доходов. Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве или произведенная домашним хозяйством, или какой-либо другой деятельности за определенный промежуток времени.

В доходы населения входит заработная плата, предпринимательский доход, дивиденды на имеющиеся у населения акции, проценты на сбережения, вложенные в банк, рента на сданную в аренду недвижимость и др. Источником доходов предприятий или фирм является прибыль, процент или рента, в зависимости от типа предприятия. Однако в доходы предприятий входит не вся прибыль. Из валовой прибыли делают внешние отчисления. Часть прибыли, полученной предпринимателем, становится его личным предпринимательским доходом. Оставшаяся часть прибыли составляет собственно доход самого предприятия, которая используется на расширение производства, подготовку кадров, социальную сферу и т.д.

Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д.

Доходы населения подразделяются на: денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходы от оказания на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления, а так же полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы – это общее количество денег, которое получено за определенный период времени. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен (рис. 19.1).

Рисунок 19.1 - Структура номинальных доходов населения

Располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а так же на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы налоги, обязательные платежи (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

Реальный доход отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое может купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени (т. е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Выделяют следующие основные принципы (виды) распределения доходов:

1. Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества получают равные доходы. Такой принцип характерен для первобытного общества и коммунистического, способа производства.

2. Рыночные распределительные предлагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (земли, труд, капитала) предпринимательство получает разный доход – в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора.

3. Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

4. Привилегированное распределение особо характерно для стран с неразвитой демократией и гражданским пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устанавливают себе повышенные доклады и пенсии, создавая хорошие условия жизни, труда, лечения отдыха и другие льготы.

Какая бы система распределения не была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.

Причины, вызывающие неравенство доходов:

1. Различие в индивидуальных способностях. Люди — разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ.

2. Различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в том числе и профессионального, и обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует, как правило, более высокого уровня образовательной подготовки. Более сложный труд уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном обществе тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход.

3. Различия в готовности и способности работать в особых условиях. Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, следствия нарушения в которых потенциально могут принести большой ущерб. Если взять предпринимательскую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться.

4. Различия в собственности. С начала 90-х годов заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются, прежде всего, те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Распределение капитала, акций и других активов является одним из факторов, вызывающих дифференциацию доходов.

Дифференциация доходов населения – реально существующие различия в уровне дохода населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В стране с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конструирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношение к власти и т.д.)

Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. И наоборот, как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствию сильных стимулов к профессиональному росту, значительной степени криминогенности социальных отношений.

Дифференциация доходов фиксируется органами статистики и «распределяет» население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа различных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития.

Итак, различие в уровнях доходов на душу начисления называются дифференциацией доходов. Она характерна для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 18.2).

Рисунок 18.2 - Кривая Лоренца

Кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией обозначающей идеальное равенство и кривой Лоренца.

Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линии фактического распределения, относящихся от прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов. Например, 20 % населения с самыми низкими доходами получают 5 % общего дохода, 40 % с низкими доходами – 15 % и т.д.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределение доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Теоретическая возможность равного распределения доходов представлена прямой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40 60 % семей получают соответственно 20, 40, 60 % от всего дохода, то соответствующие точки будут располагаться на прямой.

Самое вредное для человека говорит Форд – утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только через труды». Благотворительности в оплате труда места нет. Каждый получает ровно столько, сколько заслуживает.

Другое дело – уровень социальной политики государства. Оно призвано смягчить неравенство в доходах людей, чтобы не допускать чрезмерного социального расслоения и напряженность в обществе.

19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности национальной экономики. Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Социальные трансферты включают:

- все виды пенсий – по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

- все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессиональностью технических школ и училищ;

- все виды получаемых населением доходов – по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и другие;

- компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

- компенсация затрат на общественный транспорт и др.

Социальные трансферты в натуральной форме состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или по льготным ценам, например услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.

В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством. Социальное партнерство – это сотрудничество работников, работодателей и представителей государство для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений механизму социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого является коллективный доход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии в обществе.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Социальная политика государства, связана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий. Она включает в себя политику регулирование доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и прочую. Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренным международным и национальным законодательством. Цель социальной политики – поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платье пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятых в производстве государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной, защите этих слоев населения имеет развитая, система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Который выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 видов продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.

Структура минимального потребительского бюджета:

  • питание — 46,1%;
  • непродовольственные товары — 39%;
  • услуги — 13,2%;
  • налоги и сборы - 2,7%.

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

  • стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
  • сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных;
  • поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;
  • развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей социальной политики, является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 19:

1. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

2. Сущность и методика расчета показателей, характеризующих дифференциацию – коэффициент Джини и децильный коэффициент.

3. Основные направления социальной политики.

4. Особенности социальной политики государства в России в 90-е гг. и 2000-е гг. – сходства и различия.

5. Сущность понятий, предусмотренных в законодательстве РФ: прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда.

Доходы населения и социальная политика государства