Конспект урока по истории Декабрьские события 1986 года в г. Алматы 9 класс
Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна-
Учитель истории и географии.
ГКУ «Средняя школа №2 города Тайынша»
СКО Тайыншинский р-н., г. Тайынша
9 класс. История Казахстана.
Тема: Декабрьские события 1986 года в г. Алматы.
Цель:
Охарактеризовать декабрьские события, его причины, повод. Акцентировать внимание учащихся на социально-политическую обстановку в стране.
Задачи:
Определить последствия, значение декабрьских событий в истории Республики Казахстан. Учить высказывать свое мнение, делать анализ, давать оценку.
Воспитывать патриотические чувства, интернационализм.
Оборудование:
Карта РК, Конституция РК, книга «Изморозь декабря» Токтара Бейискулова.
Иллюстрации ( портреты К. Рыскулбекова, Ляззат Досановой)
Эпиграф:
Если бы не ветер перемен в начале каждого нового года, то природа, как и общество, зачахла бы и погибла. Дует Ветер - нагревается и оживает вечно юная Земля, молодая жизнь. Эти трагичные 2 декабрьских дня –знаменитые декабрьские события 1986 года –мощный протест против колониальной политики в Казахстане, разве можно сравнить только с Ветром перемен самой природы.
Ход урока:
Организационный момент.
1.Проверка домашнего задания.
Вопросы:
- Кто такой А. Д. Сахаров? Какова была его позиция?
- Расскажите о деле Е. Бекмаханова.
- Каковы были направления в экономике, культуре и науке Казахстана?
- Назовите имена великих представителей интеллигенции, которых реабилитировали.
- Что вы можете рассказать о развитии киноискусства?
Проверить терминологию (стр. 267-268)
2.Новая тема. Декабрьские события 1986 года в г. Алматы.
План урока
Обсуждение событий в Алматы 16-17 декабря 1986 года.
Оценка современников декабрьских событий.
Итоги событий.
Закрепление.
1. Обсуждение событий в Алматы 16-17 декабря 1986 года.
Какова причина декабрьского движения?
-17 декабря 1986 года в Алматы начались массовые волнения, поводом которых стало назначение Г. В. Колбина (бывшего первого секретаря Ульяновского Обкома КПСС) на пост первого секретаря Компартии Казахстана. Власти привели в готовность Алматинский гарнизон и спецчасти внутренних войск. Начался разгон мирной демонстрации.
Почему демонстранты не получили поддержку со стороны Казахстанского руководства или с Москвы?
-Руководство во главе с Колбиным объявили студенческое движение националистическим.
Как проходила демонстрация?
-Молодежь пела песню Ш. Калдаякова «Мені азастаным», демонстрация носила мирный характер. В руках студенты несли плакаты «Долой Колбина!», «Да здравствуют идеи Ленина!»
Какова статистика борьбы против демонстрантов?
-К ответственности было привлечено 103 человека, 99- осуждены, 309 студентов отчислены из ВУЗов, 2 человека погибло. Один из них Кайрат Рыскулбеков.
(сообщение ученика - Кайрат Рыскулбеков - биография, последнее письмо)
2. Оценка современников декабрьских событий.
-Умалчивание на страницах СМИ, незнание фактов;
- Игнорирование, беззаконие со стороны правительства;
-Страницы судеб (М. Шаханов, К. Рыскулбеков, Л. Досанова)-сообщения учащихся.
3.Итоги событий.
По событиям тех декабрьских дней созданы фильмы.
В книге «Изморозь декабря» Токтара Бейискулова ясно описывается положение в стране, описаны все действия правительства, действия студентов; можно прочитать письма Кайрата. Эта книга является памятником в честь демонстрации 16-17 декабря в Алматы.
-6 июля 1989 года была организована специальная комиссия Верховного Совета Президиума КАЗ ССР, в итоге было постановлено –события 16-17 декабря 1986 года реабилитировать.
- В память о тех событиях в 1990 году на площади Республики города Алматы установлена памятная стела.
4. Закрепление.
Стр. 275 –терминологический словарь.
Хрестоматия –«О декабрьских событиях»
Вывод: Все, что хотела молодежь-это справедливость.16 декабря отмечается День Независимости Республики Казахстан.
В нашей стране проживают представители более ста национальностей в мире и согласии. И никогда не нарушаются демократические принципы - права человека.
Домашнее задание: стр.278-280. Выполнить задания, тест.