Конспект урока по истории Декабрьские события 1986 года в г. Алматы 9 класс


Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна-

Учитель истории и географии.

ГКУ «Средняя школа №2 города Тайынша»

СКО Тайыншинский р-н., г. Тайынша

9 класс. История Казахстана.

Тема: Декабрьские события 1986 года в г. Алматы.

Цель:

Охарактеризовать декабрьские события, его причины, повод. Акцентировать внимание учащихся на социально-политическую обстановку в стране.

Задачи:

Определить последствия, значение декабрьских событий в истории Республики Казахстан. Учить высказывать свое мнение, делать анализ, давать оценку.

Воспитывать патриотические чувства, интернационализм.

Оборудование:

Карта РК, Конституция РК, книга «Изморозь декабря» Токтара Бейискулова.

Иллюстрации ( портреты К. Рыскулбекова, Ляззат Досановой)

Эпиграф:

Если бы не ветер перемен в начале каждого нового года, то природа, как и общество, зачахла бы и погибла. Дует Ветер - нагревается и оживает вечно юная Земля, молодая жизнь. Эти трагичные 2 декабрьских дня –знаменитые декабрьские события 1986 года –мощный протест против колониальной политики в Казахстане, разве можно сравнить только с Ветром перемен самой природы.

Ход урока:

Организационный момент.

1.Проверка домашнего задания.

Вопросы:

- Кто такой А. Д. Сахаров? Какова была его позиция?

- Расскажите о деле Е. Бекмаханова.

- Каковы были направления в экономике, культуре и науке Казахстана?

- Назовите имена великих представителей интеллигенции, которых реабилитировали.

- Что вы можете рассказать о развитии киноискусства?

Проверить терминологию (стр. 267-268)

2.Новая тема. Декабрьские события 1986 года в г. Алматы.

План урока

Обсуждение событий в Алматы 16-17 декабря 1986 года.

Оценка современников декабрьских событий.

Итоги событий.

Закрепление.

1. Обсуждение событий в Алматы 16-17 декабря 1986 года.

Какова причина декабрьского движения?

-17 декабря 1986 года в Алматы начались массовые волнения, поводом которых стало назначение Г. В. Колбина (бывшего первого секретаря Ульяновского Обкома КПСС) на пост первого секретаря Компартии Казахстана. Власти привели в готовность Алматинский гарнизон и спецчасти внутренних войск. Начался разгон мирной демонстрации.

Почему демонстранты не получили поддержку со стороны Казахстанского руководства или с Москвы?

-Руководство во главе с Колбиным объявили студенческое движение националистическим.

Как проходила демонстрация?

-Молодежь пела песню Ш. Калдаякова «Мені азастаным», демонстрация носила мирный характер. В руках студенты несли плакаты «Долой Колбина!», «Да здравствуют идеи Ленина!»

Какова статистика борьбы против демонстрантов?

-К ответственности было привлечено 103 человека, 99- осуждены, 309 студентов отчислены из ВУЗов, 2 человека погибло. Один из них Кайрат Рыскулбеков.

(сообщение ученика - Кайрат Рыскулбеков - биография, последнее письмо)

2. Оценка современников декабрьских событий.

-Умалчивание на страницах СМИ, незнание фактов;

- Игнорирование, беззаконие со стороны правительства;

-Страницы судеб (М. Шаханов, К. Рыскулбеков, Л. Досанова)-сообщения учащихся.

3.Итоги событий.

По событиям тех декабрьских дней созданы фильмы.

В книге «Изморозь декабря» Токтара Бейискулова ясно описывается положение в стране, описаны все действия правительства, действия студентов; можно прочитать письма Кайрата. Эта книга является памятником в честь демонстрации 16-17 декабря в Алматы.

-6 июля 1989 года была организована специальная комиссия Верховного Совета Президиума КАЗ ССР, в итоге было постановлено –события 16-17 декабря 1986 года реабилитировать.

- В память о тех событиях в 1990 году на площади Республики города Алматы установлена памятная стела.

4. Закрепление.

Стр. 275 –терминологический словарь.

Хрестоматия –«О декабрьских событиях»

Вывод: Все, что хотела молодежь-это справедливость.16 декабря отмечается День Независимости Республики Казахстан.

В нашей стране проживают представители более ста национальностей в мире и согласии. И никогда не нарушаются демократические принципы - права человека.

Домашнее задание: стр.278-280. Выполнить задания, тест.