НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
Экз. № ___
лекция
по учебной дисциплине (ГОС)
«Военная и экстремальная медицина»
Цикл: «МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНЯ»
Специальности: 060101 лечебное дело; 060103 педиатрия; 060112 медицинская биохимия; 060113 медицинская биофизика; 060114 медицинская кибернетика; 060105 стоматология; 060108 фармация
Тема №1.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Инв. № ______
г. Томск
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2011 г. Заведующий кафедрой доктор мед. наук, доцент _______________И.А. Шперлинг |
План чтения лекции
по учебной дисциплине (ГОС)
«Военная и экстремальная медицина»
Цикл: «МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНЯ»
Специальности: 060101 лечебное дело; 060103 педиатрия; 060112 медицинская биохимия; 060113 медицинская биофизика; 060114 медицинская кибернетика; 060105 стоматология; 060108 фармация
Тема №1.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Время: 90 минут.
Место проведения: лекционная аудитория (по расписанию).
I. Учебные и воспитательные цели:
Ознакомить студентов с задачами государства в области обеспечения национальной безопасности, ролью и местом России в мировом сообществе;
довести до студентов концепцию национальной безопасности Российской Федерации;
формировать у студентов государственно-патриотическое сознание, чувство любви и верности своему Отечеству.
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Наглядные пособия:
а) слайды:
- «Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск»
- «Основные факторы военно-политической обстановки».
2.Технические средства обучения:
1. Компьютер (ноутбук).
2. Мультимедийный проектор.
3. Литература:
1. Федеральный закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998г.№53-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ “Об обороне” от 31.05.1996г.№61-ФЗ.
3. Указ Президента РФ “О создании Вооруженных Сил РФ” от 07.05.1992г.№166.
4. Общественно-государственная подготовка под редакцией Н.И. Резника, Воронеж 2004г.
5. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» №24.
6. Указ Президента Российской Федерации от 05 февраля 2010г. «О Военной Доктрине Российской Федерации» №146.
III. Учебные вопросы и расчет времени
Учебные вопросы |
Время (мин) |
Слайды, фильмы № |
|
Введение |
5 |
7 |
|
Учебные вопросы: |
|||
1. Геополитическое положение Российской Федерации. |
25 |
||
1.1. Актуальные задачи развития ВС РФ. |
10 |
Сл. 1 |
|
1.2. Основные значимые элементы современной системы международных отношений. |
15 |
Сл. 2 |
|
2. Концепция национальной безопасности РФ. |
25 |
||
2.1.Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы России. |
5 |
||
2.2.Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. |
10 |
||
2.3.Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. |
10 |
||
3. Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности. |
30 |
||
Заключение. |
5 |
«__» ____________ 2011 г.
Доцент кафедры
_______________В.Ю.Кузьмин
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЛЕКТОРА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
кандидат медицинских наук, доцент
КУЗЬМИН Виктор Юрьевич
лекция
лекция
по учебной дисциплине (ГОС)
«Военная и экстремальная медицина»
Цикл: «МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНЯ»
Специальности: 060101 лечебное дело; 060103 педиатрия; 060112 медицинская биохимия; 060113 медицинская биофизика; 060114 медицинская кибернетика; 060105 стоматология; 060108 фармация
Тема №1.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Время: 90 минут.
Литература:
1. Федеральный закон РФ “О воинской обязанности и военной службе”
от 28.03.1998г.№53-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ “Об обороне” от 31.05.1996г.№61-ФЗ.
3. Указ Президента РФ “О создании Вооруженных Сил РФ” от 07.05.1992г.№166.
4. Общественно-государственная подготовка под редакцией Н.И. Резника, Воронеж 2004г.
5. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» №24.
6. Указ Президента Российской Федерации от 05 февраля 2010г. «О Военной Доктрине Российской Федерации» №146.
содержание
Учебные вопросы |
Слайды, фильмы № |
Стр. |
|
Введение |
6 |
||
Учебные вопросы: |
|||
1. Геополитическое положение Российской Федерации. |
7 |
||
1.1. Актуальные задачи развития ВС РФ. |
Сл. 1 |
8 |
|
1.2. Основные значимые элементы современной системы международных отношений. |
Сл. 2 |
11 |
|
2. Концепция национальной безопасности РФ. |
13 |
||
2.1.Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы России. |
14 |
||
2.2.Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. |
15 |
||
2.3.Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. |
18 |
||
3. Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности. |
20 |
||
Заключение. |
26 |
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.
ВВЕДЕНИЕ 5 мин.
Военная доктрина Российской Федерации (далее именуется - Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федераций.
Положения военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз её развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в её положениях последовательной приверженности миру с твёрдой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать безопасность Российской Федерации, и её союзников.
Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учётом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства. Они также могут конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 80 мин.
1. Геополитическое положение Российской Федерации - 25 мин.
Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным - к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центральноазиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.
Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Сильные российские Вооруженные Силы имеют геополитическое значение, В условиях ослабления целого ряда международных институтов в сфере безопасности именно укрепление потенциала ВС РФ будет являться фактором, предотвращающим окончательный распад системы международных отношений, основанной на принципах международного права. Именно Вооруженные Силы Российской Федерации могут обеспечить глобальную стабильность в широком понимании данного термина.
Особенности геополитического положения России.
Главная, наиболее характерная, исторически сложившаяся особенность геополитического положения России заключается в том, что ее громадная территория с несметными природными ресурсами 17 075 кв. км (против 9597 кв. км КНР, 9809 кв. км США, 3288 кв. км Индии) расположена между Старым и Новым Светом, имеющими разные истории цивилизаций.
Вторая весьма важная в военно-политическом отношении особенность современного геополитического положения России состоит в том, что ее территория на Западе окаймляется с севера на юг странами - участницами НАТО, а на юге военными (авиационными) базами США, расположенными на территориях Узбекистана и Киргизии - бывших союзных республик СССР. Последнее - непредвиденная, качественно новая характеристика геополитического положения России первого пятилетия XXI в., последствия которого в будущем могут быть самыми неожиданными.
Третья особенность состоит в том, что различные части ее громадной территории омываются водами Мирового океана, являющимися районами боевого маневрирования авианосных многоцелевых групп, подводных лодок и надводных кораблей - носителей высокоточных континентальных ракет.
В «Концепции внешней политики Российской Федерации» утверждается, что в современных условиях «сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта».
Значимость этого результата миротворческой деятельности народов мира, ООН неоценима. Это - трамплин к принятию государствами хартии о запрете применения ядерного оружия. И в то же время в концепции имеет место и такое важное положение: «...в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию структуры мира при экономическом и силовом доминировании Соединенных Штатов Америки». Силовое (военное) доминирование США реально, оно подтверждается первой (1991 г.) и второй (2003г.) войнами в Персидском заливе, операцией «Решающая сила» на Балканах (1999 г.).
В «Военной доктрине Российской Федерации» (раздел I, пункт 5) определены основные внешние угрозы России в современных условиях. К ним прежде всего следует отнести: «расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации»; «ввод иностранных войск... на территорию сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств»; «международный терроризм».
Теоретическое положение Военной доктрины РФ о расширении военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ подтвердилось реальностью через четыре года после ввода в действие предыдущей военной доктрины (Указ Президента РФ № 706 от 21 апреля 2000г.).
1.1. Актуальные задачи развития ВС РФ - 10 мин.
Важнейшим средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются Вооруженные Силы.
Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, главный элемент военной организации государства.
Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.
Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
- в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;
- в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;
- во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
- в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.
Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: (Слайд №1)
- стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах;
- операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;
- совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;
- контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;
- миротворческие операции.
Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.
Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро, и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны.
Основные принципы развития военной организации государства:
- адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;
- централизация руководства;
- единоначалие на правовой основе;
- достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;
- единство обучения и воспитания;
- реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.
Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формирования новых к ним подходов.
Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:
-способность осуществить стратегическое сдерживание;
-высокая боевая и мобилизационная готовность;
-стратегическая мобильность;
-высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;
-высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.
Реализация этих требований позволяет выбрать задачи развития Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:
- Сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания.
- Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.
- Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).
- Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.
- Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.
- Совершенствование военной науки и военного образования.
- Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.
Конечной целью этих мероприятий являются ликвидация дублирующих звеньев и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств РФ.
Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам.
Составной частью и приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.
1.2. Основные значимые элементы современной системы международных отношений - 10 мин.
Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Несмотря на то, что проблема глобальной и региональной безопасности все больше смещается к вопросам политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и т.д., роль военной силы по-прежнему остается эффективным сдерживающим фактором в стабилизации международных отношений.
Мировая военно-политическая обстановка сегодня характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны; стремлением большинства государств мира сформировать демократичную, более справедливую систему международных экономических и политических отношений. С другой; расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Подтверждение - несанкционированные Советом Безопасности ООН войны против Югославии и Ирака.
Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами: (Слайд № 2)
- снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;
- формирование и укрепление региональных центров силы;
- усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;
- активация сепаратизма;
- распространение локальных войн и вооружённых конфликтов;
- усиление региональной гонки вооружений;
- распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;
- обострение информационного противоборства.
Современную систему международных отношений можно охарактеризовать следующими основными тенденциями.
ВО-ПЕРВЫХ, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. Это распространение оружия массового поражения и средств его доставки; международный терроризм; этническая нестабильность; деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность.
Со всеми этими проявлениями невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. Поэтому в мире повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.
ВО-ВТОРЫХ, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Россия же выступает, за строгое соблюдение норм международного права и будет вступать в подобные коалиции только в том случае, если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.
В-ТРЕТЬИХ, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Кроме того, возникает более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для этого чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны, что объективно расширяет сферу ее внешнеполитической востребованности.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. Современный терроризм носит глобальный характер, создает угрозу большинству государств, их политической стабильности, экономической независимости, его проявления приводят к массовым человеческим жертвам, разрушению материальных и духовных ценностей.
В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.
Транснациональный характер растущих угроз от террористической деятельности и преступного экстремизма ставит на повестку дня необходимость международного сотрудничества России, прежде всего с государствами-участниками СНГ, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
Сегодня государства СНГ в силу их геополитического положения оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, что подтверждают события на Северном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация может значительно осложниться в связи с крахом далеко идущих планов экстремистов на Северном Кавказе и сосредоточении основных сил джихада на Центрально-Азиатском направлении. Это не виртуальные сценарии, а вполне конкретные замыслы радикальной «перекройки» политической карты целого региона.
Наивно было бы полагать, что планы террористов ограничатся рамками одного отдельно взятого государства. Щупальца экстремизма уже проникли во многие страны. И если ему удастся дестабилизировать ситуацию в каком-либо из государств Центральной Азии, цепную реакцию не остановят никакие границы.
Реализация террористических целей силами международного терроризма и религиозного экстремизма может привести к коренному изменению геополитической ситуации в Центральной Азии с непредсказуемыми последствиями. Речь идет не просто о сохранении стратегической стабильности в регионе, а об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и стран СНГ.
В-ПЯТЫХ, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.
2. Концепция национальной безопасности РФ 25 мин.
Основополагающим документом в области безопасности государства является «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности).
В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой национальная безопасность - это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономических, военных, информационных, экологических и др.).
Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.
2.1. Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы России 5 мин.
Для осуществления политической стратегии государства в области национальной безопасности национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. Ее они обретают в национальных интересах.
Под национальными интересами понимаются объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций. Национальные интересы реализуются во внешнеэкономических, внешнеполитических и военных доктринах, различного рода концепциях, программах и т. д.
Как уже отмечалось, геополитическое положение России и ее национальная безопасность взаимосвязаны. Содержание понятия «национальная безопасность» может быть таким:
«Национальная безопасность страны ее способность сохранить и защитить свой суверенитет, территориальную целостность, национальные интересы в военной сфере, в области экономики, культурное и духовно-нравственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жизни; обеспечить укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и местного самоуправления, а также безопасность в экологической сфере».
Всемерно укрепляя национальную безопасность во всех ее сферах, Россия способна вернуть достойное ей геополитическое положение в мире. Нашей стране важно в полной мере реализовать принципы «Концепции внешней политики Российской Федерации», изложенные в п. 36: «Россия играет уникальную роль в системе Евро-атлантической безопасности» и Россия «...имеет существенное значение для достижения длительной стабильности в Евроатлантическом регионе».
Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность во взаимодействии с международными системами коллективной безопасности.
Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реализации политики национальной безопасности.
А это требует принятия адекватных мер по укреплению обороноспособности Российского государства, повышению боевой готовности его Вооруженных Сил.
2.2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации 10 мин.
Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам относятся:
-развертывание группировок сил и средств, имеющих цель военного нападения на Россию или ее союзников;
-территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от России отдельных ее территорий;
-осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;
-вмешательство во внутренние дела Российской Федерации организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
-демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;
-наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
-нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
-наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;
-расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России или ее союзников;
-деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;
-ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;
-вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;
-действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;
-действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
-дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
-распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.
К внутренним угрозам относятся:
-попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
-планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
-создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
-незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;
-широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;
-деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.
К понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (источники возникновения и стимуляции, возможные участники и т. д.) являются внешними.
К таким угрозам относятся:
-создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств, вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;
-деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности государства и безопасности ее граждан;
-трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников России;
-ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;
-деятельность международных террористических организаций;
-деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировке наркотиков на территорию РФ, или использование территории России для транспортировки наркотиков в другие страны.
Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Российских Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран - союзников РФ.
Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из интересов национальной безопасности России и ее законодательства. Учитывая изменения геополитической обстановки в мире, необходимо констатировать, что обеспечение безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) не является эффективным.
Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года, «боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны нам для надежной защиты государства. Для того, чтобы мы могли спокойно решать внутренние социально-экономические задачи».
Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия необходима нам для благополучного и мирного развития страны. Она должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами.
2.3. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
10 мин.
Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.
Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:
-своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
-обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
-обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
-укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
-обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации - всеми гражданами, должностными лицами. государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями:
-подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
-укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
-принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
-выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
-усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
-укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
-привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
-расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ;
-содействие, урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
-достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
-выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
-адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
-содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
-развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;
-противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
-пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
-осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ;
-предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
-предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
-экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
-безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
-создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;
-совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;
-совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
-противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
3. Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности 30 мин.
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты интересов государства.
Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.
Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям и другие.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и cпocoбoв вооружённой борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы.
В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации, и её союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.
Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности РФ и её союзников.
Основные внешние угрозы:
- территориальные претензии к РФ;
- вмешательство во внутренние дела РФ;
- попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
- наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
- создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;
- расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;
- ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
- создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации, и ее союзников;
- нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;
- действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности.
- враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации, и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия;
- дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;
- международный терроризм.
Основные внутренние угрозы:
- попытка насильственного свержения конституционного строя;
- противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур;
- планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти;
- создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
- незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств;
- организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.
Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.
В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях.
При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.
Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее или ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
Российская Федерация не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска.
Основное содержание обеспечения военной безопасности.
а) в мирное время:
- формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
- поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
- развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
- создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации, и ее союзников;
- всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска), поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;
- подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию);
- совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
- защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
- охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды;
- поддержка (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, а также военно-морского присутствия;
- подготовка к территориальной и гражданской обороне;
- развитие необходимой военной инфраструктуры;
- обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации от военных угроз;
- формирование сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;
- осуществление контроля за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;
- обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.
б) в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта):
- своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач;
- координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;
- организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
- принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
- перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;
- организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
- оказание помощи союзникам Российской Федерации, привлечение и реализация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
- предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;
- использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановления международной безопасности и мира.
Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации
Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.
Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
1. По обеспечению военной безопасности:
- своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
- поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;
- поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
- содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов
материальных средств, в готовности к боевому применению;
- несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами;
- качественное и в полном объеме выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил);
- поддержание готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;
- охрана и защита государственной границы Российской Федерации;
- развитие противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами противовоздушной обороны;
- создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;
- охрана важных государственных объектов;
- предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
- предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;
- организация гражданской и территориальной обороны;
- обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;
- обеспечение информационной безопасности.
2. По отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) ее союзников:
- частичное или полное стратегическое развертывание;
- ведение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;
- поддержание в готовности к применению и применение (в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;
- локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
- поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
- защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
- выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5 мин
Таким образом, основными задачами военной доктрины являются:
-своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной организацией государства задач;
-оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства;
-развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности;
-обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;
-интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности,
-создание инфраструктуры государства с учетом решения задач по обеспечению военной безопасности;
-повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе;
-обеспечение функционирования и совершенствование систем мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки экономики и населения страны;
-накопление и содержание запасов материальных средств;
-осуществление взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества:
-выполнение международных договоров Российской Федерации в военно-экономической сфере.
«__» ____________ 2011 г.
Доцент кафедры
_______________В.Ю.Кузьмин
Слайд № 1
Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
- стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах;
- операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;
- совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;
- контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;
- миротворческие операции.
Слайд № 2
Основные факторы военно-политической обстановки:
- снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;
- формирование и укрепление региональных центров силы;
- усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;
- активация сепаратизма;
- распространение локальных войн и вооружённых конфликтов;
- усиление региональной гонки вооружений;
- распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;
- обострение информационного противоборства.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ