ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения

и медицины катастроф

Экз. № ___

лекция

по учебной дисциплине (ГОС)

«Военная и экстремальная медицина»

Цикл: «МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Специальности: 060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060112 медицинская биохимия; 060113 медицинская биофизика; 060114 медицинская кибернетика; 060105 стоматология; 060108 фармация

Тема № 2.

ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Инв. № ______

г. Томск


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения

и медицины катастроф

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________2011 г.

Заведующий кафедрой

доктор мед. наук, доцент

_______________И.А. Шперлинг

План чтения лекции

по учебной дисциплине (ГОС)

«Военная и экстремальная медицина»

Цикл: «МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Специальности: 060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060112 медицинская биохимия; 060113 медицинская биофизика; 060114 медицинская кибернетика; 060105 стоматология; 060108 фармация

Тема № 2.

ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Время: 90 минут.

Место проведения: лекционная аудитория (по расписанию).

I. Учебные и воспитательные цели:

- ознакомить студентов с характером современных войн и вооруженных конфликтов.

- изучить классификацию военных конфликтов.

- формировать у студентов государственно-патриотическое сознание, чувство любви и верности своему Отечеству.

II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Наглядные пособия:

а) слайды:

  • №2/1 «Основные приоритеты внешней политики России».
  • №2/2 «Основные виды и рода войск ВС РФ»

2.Технические средства обучения:

1. Компьютер (ноутбук).

2. Мультимедийный проектор.

3. Литература:

Для преподавателей:

1. Федеральный закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998г.№53-ФЗ. 2. Федеральный закон РФ “Об обороне” от 31.05.1996г.№61-ФЗ. 3. Указ Президента РФ “О создании Вооруженных Сил РФ” от 07.05.1992г.№166.

4. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» №24.

5. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 апреля 2000г. «Об утверждении Военной Доктрины Российской Федерации» №706.
Для студентов:

Основная:

1. Федеральный закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998г.№53-ФЗ. 2. Федеральный закон РФ “Об обороне” от 31.05.1996г.№61-ФЗ. 3. Указ Президента РФ “О создании Вооруженных Сил РФ” от 07.05.1992г.№166.

4. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» №24.

5. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 апреля 2000г. «Об утверждении Военной Доктрины Российской Федерации» №706.
Дополнительная:

1. Общественно-государственная подготовка под ред. Н.И. Резника, Воронеж 2004 г..

III. Учебные вопросы и расчет времени

№ п/п

Учебные вопросы

Время

(мин)

Слайды, фильмы №

I

Введение

5

II

Учебные вопросы:

1.Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие Военно-политической и Военно-стратегической обстановки в мире.

20

Сл. 1

2.Основные черты вооруженных конфликтов конца ХХ - начала ХХI века.

25

3.Классификация вооруженных конфликтов.

20

4.Военная организация государства.

15

Сл. 2

III

Заключение.

5

«__» ____________ 2011 г.

Доцент кафедры

_______________В.Ю.Кузьмин

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения

и медицины катастроф

кандидат медицинских наук, доцент

КУЗЬМИН Виктор Юрьевич

лекция

по учебной дисциплине (ГОС)

«Военная и экстремальная медицина»

Цикл: «МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Специальности: 060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060112 медицинская биохимия; 060113 медицинская биофизика; 060114 медицинская кибернетика; 060105 стоматология; 060108 фармация

Тема № 2.

ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Время: 90 минут.

Литература:

Для преподавателей:

1. Федеральный закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998г.№53-ФЗ. 2. Федеральный закон РФ “Об обороне” от 31.05.1996г.№61-ФЗ. 3. Указ Президента РФ “О создании Вооруженных Сил РФ” от 07.05.1992г.№166.

4. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» №24.

5. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 апреля 2000г. «Об утверждении Военной Доктрины Российской Федерации» №706.


Для студентов:

Основная:

1. Федеральный закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998г.№53-ФЗ. 2. Федеральный закон РФ “Об обороне” от 31.05.1996г.№61-ФЗ. 3. Указ Президента РФ “О создании Вооруженных Сил РФ” от 07.05.1992г.№166.

4. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» №24.

5. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 апреля 2000г. «Об утверждении Военной Доктрины Российской Федерации» №706.


Дополнительная:

1. Общественно-государственная подготовка под ред. Н.И. Резника, Воронеж 2004 г..

содержание

Учебные вопросы

Слайды, фильмы №

Стр.

Введение

6

Учебные вопросы:

1.Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие Военно-политической и Военно-стратегической обстановки в мире.

Сл.1

7

2.Основные черты вооруженных конфликтов конца ХХ - начала ХХI века.

11

3.Классификация вооруженных конфликтов.

16

4.Военная организация государства.

Сл. 2

19

Заключение.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

  1. ВВЕДЕНИЕ – 5 мин.

Россия является одной из крупнейших стран мира, обладающей многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Сегодня сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 80 мин.

1. Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие Военно-политической и Военно-стратегической обстановки в мире

– 20 мин.

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегического содержания вооруженной борьбы будущего.

Российское военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования однозначного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для российских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строительства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопасности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения международной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допустимых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие политических решений о возможности их расширенного финансирования рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ставится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов гражданской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребованность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер вооруженной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реализации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработки и применения ОМП в региональных конфликтах, как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по сотрудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России придется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и обшей военно-политической нестабильности. Это естественным образом может внести коррективы в российское военное планирование, а также в принципы развертывания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформировавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут возникать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае партнерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в случае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностранных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключается и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Российское государство, последовательно проводя сбалансированную внешнюю политику и осуществляя широкое международное сотрудничество, строго придерживается общепризнанных принципов международного права в области международной политики, которые положены в основу Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом РФ в 2000г. Важно отметить, что ее правовую основу составляют в первую очередь положения Конституции, федеральные законы, а также другие нормативные акты, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права. В Концепции говорится: «Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства».

В Концепции внешней политики РФ определены основные приоритеты внешней политики нашего государства в решении глобальных проблем (Слайд № 1):

- формирование нового мироустройства;

- укрепление международной безопасности;

- обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношений;

- соблюдение и защита прав человека на международном уровне;

- информационное сопровождение внешнеполитической деятельности.

В ней содержится комплекс новых предложений по оздоровлению современной международной обстановки и созданию благоприятных внешних условий для формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права (включая прежде всего цели и принципы Устава ООН), равноправных и партнерских отношениях между государствами.

Концептуальные основы внешней политики Российского государства отражают современный этап в развитии международных отношений. Концепция внешней политики РФ и ее основные направления, определяемые Президентом РФ, учитывают качественно новую расстановку сил на мировой арене и необходимость применения новых подходов в решении проблем российской внешней политики и важнейших международных вопросов.

Таким образом, осуществление внешней политики России невозможно себе представить без регулятивной составляющей данного механизма. Регулятивная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ - это совокупность взаимосвязанных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения и деятельность государственных органов в процессе осуществления внешней политики России. Она представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, закрепляющих организационную структуру, функции и полномочия государственных органов, в компетенцию которых входит решение вопросов внешней политики.

Исходя из сложившейся обстановки и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интереса личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе.

1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

2) Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношений между государствами.

3) Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

4) Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

5) Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспечения национальной безопасности в России.

2. Основные черты вооруженных конфликтов конца ХХ - начала ХХI века – 25 мин.

Рассматривая специфику вооруженных конфликтов 1990-х гг.- начала XXI века необходимо остановиться на следующих принципиальных моментах:

  • не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;
  • значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественного состояния вооруженных сил;
  • все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако, с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако, локальные по сути, конфликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим результатом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы (если таковая была) одного из участников конфликта;
  • существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход;
  • основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода оказалось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооруженной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядерного сдерживания, особенно применительно к сдерживанию угроз связанных с применением противником обычных вооружений, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии высокооснащенных и боеготовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядерного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца XX — начала XXI веков, можно сделать следующие принципиальные выводы относительно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современном этапе и в обозримой перспективе.

Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизированных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасности оказывается существенно меньше, чем предполагалось до начала вооруженных конфликтов.

Решающим моментом для достижения военно-политического успеха является захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступательного порыва противника приведет к утрате управляемости собственной группировки и впоследствии — к проигрышу конфликта.

Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория. Несмотря на развитие точности средств поражения все исследованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно-грязными и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороне страны.

Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различными, однако, в целом, очевидно, что главное значение имеет решение политических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рассмотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но, тем не менее, смогла достичь политических целей конфликта.

Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резерва и системы его отмобилизования и развертывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе вооруженного конфликта.

Боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных операций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это подтверждает необходимость сбалансированного состава сил и средств вооруженных сил, а также комплексной боевой подготовки.

Современное военное планирование должно учитывать и опыт, полученный в ходе вооруженных конфликтов конца прошлого — начала нынешнего века. Правильное осознание этого опыта потребует отказа от привычных стереотипов.

Кто будет оперировать старыми категориями — обречен на поражение. Необходимо в корне изменить представление о том, что такое современный вооруженный конфликт и как в нем достигается победа.

За прошедший период не выявилось какого-то одного доминирующего типа вооруженного конфликта. Это означает, что и боевая подготовка, и планирование операций, и военно-техническое обеспечение должно быть максимально гибким. Ясно и то, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Это означает необходимость готовиться и к обычным боевым действиям, и к противопартизанским, и к борьбе с различными формами терроризма. Большинство конфликтов развивалось на ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако, с широким использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Это требует от Вооруженных Сил готовности к тому, чтобы не просто обороняться в случае внешней агрессии, но и перенести боевые действия тем или иным способом на территорию противника.

Совершенно ясно, что основной ударной силой в современных конфликтах выступает воздушный компонент. И тот, кто до сих пор считает, что в современной войне, как и второй мировой, решающими будут удары танковых клиньев,— живет устаревшими представлениями. Враг не приедет к нам на танке. Враг прилетит к нам на самолете или доставит оружие по воздуху.

Ясно, что в современной войне успех будет на стороне того, кто сможет функционально интегрировать все информационные потоки и корректировать планы боевого применения в зависимости от изменяющейся обстановки в режиме реального времени. Это означает, что в оперативном построении группировки войск должны присутствовать: разведывательно-информационный центр, действующий в рамках реального масштаба времени; автоматизированная, высокозащищенная система управления войсками и оружием; а главное — воздушно-космический эшелон, выполняющий как разведывательные, так и ударные функции. Современная война требует также и повышения устойчивости средств связи и управления войсками.

Новые тенденции в военном искусстве.

Первое. Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении требует уточнения для новых условий. Осуществляться он должен главным образом путем массированного применения средств огневого поражения.

Новые дальнобойные средства в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации войск осуществлять маневр траекториями для нанесения массированных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки будут выдвигаться на направления главных ударов в самый последний момент.

Второе. Изменилось соотношение между стратегией, оперативным искусством и тактикой, хотя все эти категории военного искусства - сохранят свое значение. Использование результатов ударов стратегических средств и завершение разгрома группировок противника будут зависеть от успеха боевых действий в оперативном и тактическом масштабе.

Третье. Изменятся внешние и внутренние показатели вооруженной борьбы. В ней будут жестко увязаны действия большого количества видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск, выполняющих огромное количество сложнейших взаимосвязанных стратегических, оперативных и тактических задач одновременно во всех сферах вооруженной борьбы.

Четвертое. Произойдет дальнейшее сближение способов действий войск в наступлении и обороне. Наступление в будущем представляется как сочетание огневых, радиоэлектронных ударов.

В связи с увеличением дальности и эффективности огневых средств возникнет необходимость уточнения способов рассредоточения войск по фронту и в глубину, как в наступлении, так и в обороне, удаления огневых рубежей от выжидательных районов, рубежей развертывания войск, вторых эшелонов и резервов. Возрастет значение заблаговременного создания достаточно сильных и хорошо защищенных группировок сухопутных войск и сил, которые способны не только отразить нападение противника после нанесения им массированных авиационных ударов, но и быть готовыми к немедленному ведению (возможно, отдельными автономными отрядами или группами) наступательных действий в непосредственном соприкосновении с сухопутными войсками противника. Требуется превратить уже в начальный период войны «бесконтактную» войну в «контактную», как наиболее нежелательную для противника, оснащенного дальнобойным высокоточным оружием.

Пятое. Характерной чертой тактических действий будущего явится возрастающее значение дальности ведения огневого боя. Войска получат возможность огневыми средствами наносить значительное поражение противнику задолго до непосредственного соприкосновения с ним. Новое оружие позволит добиваться непрерывности наступления, внезапности и стремительности ударов, высокой активности, маневренности и устойчивости войск. Одной из характерных особенностей боя будет срыв и отражение воздушных ударов противника и борьба за господство в воздухе.

Шестое. Особое значение приобретает способность войск обеспечить быстрое выведение из строя инфраструктуры политического и экономического управления противника, а также систем связи и радиоэлектронной борьбы.

Седьмое. Решающую роль в войне будущего будет играть хорошо защищенная помехоустойчивая система ПВО, способная вести эффективную борьбу со всеми летательными аппаратами противника, в том числе и изготовленными по технологии «Стелс». Система ПВО должна быть эшелонирована и структурирована на трех уровнях:

— стратегическая ПВО с элементами защиты от крылатых и баллистических ракет;

— объектовая ПВО, прикрывающая наиболее значимые в военном, политическом и гуманитарном отношениях объекты инфраструктуры;

— ПВО сухопутных войск, нейтрализующая попытки противника добиться господства в воздухе над полем боя.

Первыми жертвами воздушных ударов в недавних конфликтах становятся именно мирные жители. Поэтому надежная противовоздушная оборона — это, прежде всего, защита нашего народа.

Восьмое. Планируя агрессию, противник будет проводить широкий комплекс мероприятий по сокрытию начала и характера своей подготовки к нападению. Одним из эффективных способов решения этой задачи может стать проведение специальной операции по дезинформации, которая будет включать комплекс взаимосвязанных и тщательно согласованных мероприятий по введению в заблуждение противостоящей стороны относительно истинных намерений.

Девятое. Хотя завоевание господства в воздухе и массированное применение высокоточного оружия сохранят решающее воздействие на исход вооруженной борьбы, они не снимают необходимости проведения массированных наземных операций силами сухопутных войск. Чрезмерная зависимость от поддержки с воздуха будет являться фактором, ограничивающим боевое применение вооруженных сил. Выявляется возросшее значение средств ПВО на поле боя.

Но есть и еще одна черта современной войны. Это резко возросшая роль морального фактора. Поражение внешне мощных армий в недавних конфликтах было достигнуто, в том числе за счет их морального развала. В кратчайшие сроки необходимо создать подлинно действенную, а не формальную систему морально-психологической подготовки военнослужащих. Нужно взять все лучшее из наших военных традиций, но одновременно учесть изменения в структуре нашего общества и новые демократические ценности.

Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца XX—начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, — высшего командного состава. Это означает необходимость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятельности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

3. Классификация вооруженных конфликтов – 20 мин.

Наиболее значимыми для военно-политической ситуации в мире становятся новые вызовы и задачи в области международной безопасности. Такие, как необходимость противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки, борьба с международным терроризмом, этническим и религиозным радикализмом, торговлей наркотиками, организованной преступностью, способность отразить любую агрессию.

Усиливается значение экономических интересов в мировой политике. Это объективно расширяет сферу приложения военной силы. Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций, а в рамках коалиций, сформированных на временной основе.

Правильная оценка этих глобальных тенденций и понимание основных направлений их развития будет способствовать более реалистической оценке угроз национальной безопасности России и предотвращение военных конфликтов.

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (государства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состояние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски дополнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств- участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

При этом Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки — обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время - наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, - решать задачи одновременно в двух локальных войнах без применения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения национальной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXI веке.

Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы. Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.

Вооруженный конфликт характеризуется:

  • высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований;
  • широким использованием диверсионных и террористических методов;
  • сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;
  • вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
  • опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил. В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.

Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. В региональной войне стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества. В крупномасштабной войне стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.

Крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период. Она может иметь и начальный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, достижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе. В случае затяжного характера крупномасштабной (региональной) войны ее цели будут достигаться в последующем и завершающем периодах.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода оказалось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооруженной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

4. Военная организация государства – 15 мин.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается прежде всего, военной организацией государства, которая представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Российские Вооруженные Силы - неотъемлемый элемент государственности, военная организация, составляющая основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и суверенитета России. Вооруженные Силы РФ также могут применяться и для защиты от антиконституционных действий внутри государства, противоправного вооруженного насилия, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В мирное и военное время Вооруженные Силы РФ в соответствии с федеральным законодательством выполняют возложенные на них задачи совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Состав, численность, оснащенность основными типами вооружения и боевой техники определяются с учетом задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, геостратегического положения России, международных договоров, а также складывающейся военно-политической и стратегической обстановки в мире и экономических возможностей страны. В настоящее время Вооруженные Силы РФ оснащены обычным и ядерным оружием, вооружением и боевой техникой, позволяющим надежно охранять и оборонять рубежи России.

Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ. В пределах своих полномочий он издает приказы и директивы, обязательные для исполнения в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами РФ, Президент России утверждает их структуру и состав до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ и других войсках, утверждается также Президентом РФ. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил РФ. На него возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ.

Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны страны.

В состав Министерства обороны России, кроме Генерального штаба Вооруженных Сил, входят службы, главные и центральные управления, главные командования видов, командования родов Вооруженных Сил РФ, управление Тыла Вооруженных Сил, другие органы управления.

Организационно Вооруженные Силы РФ состоят из централизованных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений и организаций, а также военно-учебных заведений, которые входят в виды и рода войск, Тыла Вооруженных Сил и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Органы военного управления предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях в условиях как мирного, так и военного времени. К ним относятся командования, штабы, управления, отделы и другие постоянно и временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертываются пункты управления.

Объединения - это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, военный округ - оперативно-стратегическое территориальное общевойсковое объединение и флот - военно-морское объединение.

Военный округ - это оперативно-стратегическое территориальное общевойсковое объединение Воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил РФ. Военный округ, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативно-стратегическим объединением Военно-Морского Флота. Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие, приравненные к ним воинские формирования.

Войсковая часть - организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. К войсковым частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи) и отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков.

К учреждениям Министерства обороны РФ относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

К военно-учебным заведениям относятся: военные академии, военные университеты и институты, высшие и средние военные училища, военные факультеты при гражданских вузах, суворовские и Нахимовское училище, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава.

Часть Вооруженных Сил РФ может входить в состав объединенных вооруженных сил (ОВС) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Комплектование Вооруженных Сил РФ личным составом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу; гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.

Вооруженные Силы РФ включают в себя виды Вооруженных Сил РФ (Слайд № 2):

Вид Вооруженных Сил РФ – это как составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных на них задач. К видам Вооруженных Сил относятся: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы (ВВС), Военно-Морской Флот (ВМФ).

Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-Морской Флот. Каждый вид Вооруженных Сил РФ состоит из родов войск (сил), для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов Вооруженных Сил РФ в их состав входят специальные войска и тыл.

К родам Вооруженных Сил РФ относятся: Космические войска. Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска. Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач по взаимодействию с другими родами войск.

Специальные войска служат для обеспечения видов и родов войск и содействия им в выполнении боевых задач. К ним относятся: инженерные войска, химические войска, радиотехнические войска, войска связи, автомобильные войска, дорожные войска и ряд иных.

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 5 мин

Новый взгляд на угрозы XXI столетия заключается в том, что в будущем основная угроза будет исходить не от регулярных армий разных стран, а от всевозможных террористических, криминальных и других организаций, участники которых объединены в некие сетевые структуры.

В условиях воздействия подобных угроз изменяются роль и место Вооруженных Сил. В большей степени акцент делается на проведение невоенных в обычном понимании этого слова операций. В связи с этим даже появился новый термин "сетевая война".

Совершенно очевидно, что перечисленные ранее типы возможных войн против России не будут реализованы в чистом виде. Есть все основания полагать, что в силу особенностей геополитического положения, сложности внутреннего положения и незавершенности создания современной системы обороны против России будет применена вся система существующих форм вооруженной борьбы и специальных операций.

Таким образом радикальные изменения в мире, качественные изменения военной, политической обстановки после 11 сентября 2001 г., возникновение новых форм вооруженной борьбы с увеличением удельного веса специальных операций вызывают необходимость создания качественно новой системы обороны государства и военной организации государства.

В системе обеспечения военной безопасности принципиально важная роль принадлежит Вооруженным Силам. Современные Вооруженные Силы должны отвечать требованиям войн нового поколения, быть способными решать задачи по отражению традиционны и нетрадиционных форм вооруженной агрессии.

«__» ____________ 2011 г.

Доцент кафедры

_______________В.Ю.Кузьмин

Слайд № 1

Основные приоритеты внешней политики России.

- формирование нового мироустройства;

- укрепление международной безопасности;

- обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношений;

- соблюдение и защита прав человека на международном уровне;

- информационное сопровождение внешнеполитической деятельности.

Основные виды и рода войск ВС РФ.

Виды ВС:

- Сухопутные войска;

- Военно-воздушные силы;

- Военно-морские силы.

Рода войск:

- Ракетные войска стратегического назначения;

- Космические войска;

- Воздушно-десантные войска.

ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ