УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

15

ТЕМА № УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Экономические основы учета хозяйственных процессов и их показатели
  2. Учет процесса снабжения материальными ресурсами
  3. Учет процесса производства продукции (работ, услуг)
  4. Учет процесса реализации продукции и финансовых результатов от реализации

  1. Экономические основы учета хозяйственных процессов и их показатели

Хозяйственная деятельность организации, связанная с созданием продукта труда (продукции, работ, услуг) состоит из многочисленных хозяйственных операций, которые связаны с процессами снабжения материальными ресурсами, производства продукции и продажи (реализации).

Бухгалтерский учет должен обеспечить количественное отражение и качественную характеристику каждого из этих процессов.

При организации учета хозяйственных процессов возникают понятия: издержки, затраты, себестоимость, доходы, расходы.

В российской экономической литературе термин «издержки», «затраты», «себестоимость» и «расходы» воспринимаются как синонимы.1 Но в бухгалтерском учете рыночной экономики правильная интерпретация понятия направлена на достоверное формирование финансового результата (прибыли или убытка).

Обобщающим понятием, относящимся как к затратам, так и к расходам, воспринимаются издержки.

Известно, что издержки производства – это затраты живого и овеществленного труда, связанные с изготовлением продукции, т.е. затраты на производство (материальные, трудовые, денежные).

Издержки производства, которые относятся к выпущенной продукции и незавершенному производству называются себестоимостью готовой продукции и незавершенного производства.

Известные зарубежные и отечественные ученые так определяют издержки:

Р. Энтони (США). Под издержками понимается денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-то целью.

Немецкие экономисты. Издержки – стоимостная оценка товаров и услуг, потребляемых в процессе производства и сбыта.

Профессор Ивашкевич В. (РФ). Издержки производства состоят из затрат производства (материальных, трудовых, денежных), связанных с выпуском продукции и с выполнением определенных услуг.

Профессор Соколов Я.В. (РФ). Издержки – та часть затрат, которая связана с калькуляцией себестоимости (издержки производства) и процессами реализации работ, услуг (издержки обращения).

«Расходы» - это та часть, что уменьшает актив или увеличивает пассив.

«Затраты» - это та часть расходов, которые станут таковыми в следующие отчетные периоды. Если в данном отчетном периоде расходы не были списаны на затраты, то говорят об их капитализации.

Обобщая приведенные высказывания авторов можно сделать вывод, что

Издержки производства = Затраты на производство = Себестоимость готовой продукции и незавершенного производства2 = Расход (на изготовление продукции, работ, услуг).

Доход = Выручка от продажи продукта труда по цене продажи.

Финансовый результат Выручка Себестоимость

от продажи продукции = от продажи - (полная)

(работ, услуг) продукции

(работ, услуг)

Но для целей бухгалтерского учета, связанных с определением финансового результата (прибыли, убытка) устанавливаются правила формирования информации о доходах и расходах. Эти правила установлены Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99 г. «Доходы организации» и ПБУ 10/99 г. «расходы организации»).

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации (ПБУ 9/99 г. Раздел I п.2).

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направления подразделяются на:

  1. Доходы от обычных видов деятельности
    1. Прочие доходы, а именно:

- операционные

- внереализационные

- чрезвычайные

Доходом от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции (работ, услуг).

Прочие доходы не связаны с продажей продукции, работ, услуг данной организации (например, доход от продажи основных средств, штрафы, полученные от несоблюдения условий хозяйственного договора, доход о имущества сданного в аренду и т.д.).

Согласно ПБУ 9/99 г. «Доходы организации»

Показатели

Источник получения

Бухгалтерский счет для учета3

  1. Доходы от обычных видов деятельности (Р. II п.5)

  1. Прочие доходы (Р. III пп.7,8,9)

- операционные – п.7

- внереализационные – п.8

- чрезвычайные – п.9

Выручка от продажи продукции, работ, услуг

Доходы, не связанные с продажей продукции, работ, услуг

По кредиту сч.90

По кредиту сч. 91

По кредиту сч. 91

По кредиту сч. 99

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации.

Согласно ПБУ 10/99 г. расходы организации подразделяются на:

  1. Расходы по обычным видам деятельности
  2. Прочие расходы, а именно:

- операционные

- внереализационные

- чрезвычайные

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции (товаров, работ, услуг).

Прочие расходы не связанны с производством и продажей продукции и осуществляемые за счет прочих доходов и прибыли (например, штрафы уплаченные, арендная плата уплаченная и т.д.)

Согласно ПБУ 10/99 г. «Расходы организации»

Показатели

Направление затрат

Бухгалтерский счет для учета4

  1. Расходы по обычным видам деятельности (Р. II)

  1. Прочие доходы (Р. III пп.7,8,9)

- операционные – п.7

- внереализационные – п.8

- чрезвычайные – п.9

Производственная себестоимость

Расходы на продажу

За счет прочих доходов и прибыли

По дебету сч.90

По дебету сч. 90

По дебету сч. 91

По дебету сч. 91

По дебету сч. 99

Итак, рассмотрев содержание доходов и расходов организации можно сделать вывод, что

Доходы = Выручка от продажи + Прочие доходы

продукции

(работ, услуг)

Расходы = Полная себестоимость

продукции (работ, услуг) + Прочие расходы

(проданной)

  1. Учет процесса снабжения материальными ресурсами

Процесс снабжения представляет собой комплекс хозяйственных операций по обеспечению предприятия товарно-материальными ценностями (ТМЦ) необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности организации.

Товарно-материальные ценности приобретаются у поставщиков на основании договоров или в свободной продаже.

Предприятие-покупатель, получив от поставщика документ (счет-фактура) об отгрузке в свой адрес ТМЦ, акцептует его, т.е. дает согласие на платеж или отказывается от акцепта по уважительной причине (не соблюдение поставщиком условий договора).

Согласно акцепта счета-фактуры поставщика предприятие-покупатель отражает приобретение ТМЦ на счетах бухгалтерского учета предварительно зарегистрировав счет-фактуру в книге покупок.

Для учета ТМЦ используется активный инвентарный счет 10 «Материалы» по субсчетам. А для учета расчетов с поставщиками используется пассивный счет расчетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Следовательно, согласно акцепта счета-фактуры поставщика в бухгалтерии предприятия-покупателя производится запись на бухгалтерских счетах

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

При приобретении ТМЦ возникают расходы по приобретению, т.е. транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). К ним относятся:

- стоимость погрузо-разгрузочных работ;

- стоимость доставки (транспортировки) ТМЦ;

- посреднические услуги;

- таможенные сборы и платежи и другие аналогичные расходы.

Все расходы по приобретению ТМЦ также отражаются по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», т.е. относятся на стоимость приобретаемых ТМЦ.

Например.

Схема записей на счетах приобретения ТМЦ

  1. Хозяйственные операции
    1. Счет-фактура поставщика

Акцептован счет поставщика за ТМЦ по цене договора – 70000

  1. Счет-фактура транспортной организации

Акцептован счет транспортной организации за доставку ТМЦ – 10000

Счет 60 Счет 10

Д К Д К

Сн -

Сн -

  1. 70000
  2. 10000

За кол-во ТМЦ

Стоимость услуги

1) 70000

2) 10000

Об 80000

Об. 80000

Следовательно, на активном, инвентарном счете 10 «Материалы» учитывается стоимость ТМЦ согласно счета поставщика и расходы по приобретению ТМЦ, т.е. транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Совокупность этих затрат и составляет фактическую себестоимость приобретения ТМЦ (в рассматриваемом примере – дебетовый оборот счета 10 «Материалы» - 80000 р.).

Но при приобретении ТМЦ покупатель оплачивает поставщику НДС (налог на добавленную стоимость) по установленной ставке.

Известно, что НДС – это форма изъятия в бюджет части прироста стоимости создаваемой на данном предприятии.

Плательщиком НДС является производитель продукции, работ, услуг.

НДС исчисляется по установленной ставке (18 %) от стоимости продукции (работ, услуг).

Следует помнить о том, что ТМЦ, приобретаемые предприятием-покупателем, являются продуктом труда предприятия-поставщика, поэтому НДС и включается в сумму счета-фактуры отгружаемой поставщиком продукции.5

Но НДС, уплачиваемый покупателем при приобретении ТМЦ, в фактическую себестоимость приобретенных ТМЦ не включается, а учитывается на активном счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и в дальнейшем предъявляется бюджету для зачета. Потому вышеизложенные хозяйственные операции (№№ 1,2) будут записаны на бухгалтерских счетах следующим образом:

Х/о № 1. На стоимость приобретаемых ТМЦ – Дебет сч. 10 – 70000

На сумму НДС (по ставке 18 %), включенную в счет-фактуру – Дебет сч. 19 – 12600

На сумму счета-фактуры к оплате – Кредит сч. 60 – 82600

Х/о № 2. На стоимость услуг транспортной организации – Дебет сч. 10 – 10000

На сумму НДС, включенную в счет-фактуру – Дебет сч. 19 – 1800

На сумму по расчетно-платежному документу (счету-фактуре) – Кредит сч.60 – 11800

Следовательно, НДС, включенный в счет-фактуру поставщика ТМЦ, услуг, учитывается обособленно на счете 19 «НДС по приобретаемым ценностям» и в фактическую себестоимость ТМЦ, которая формируется на счете 10 «Материалы» не включается (см. дебетовый оборот счета 10 «Материалы» в рассматриваемом цифровом примере).

Покупатель, на основании счета-фактуры поставщика, выписывает в адрес поставщика расчетно-денежный документ (платежное поручение) и передает его в банк, в котором открыт его расчетный счет.

Банк предприятия-покупателя безналичным путем (т.е. путем списания со счета на счет) оплачивает платежное поручение своего клиента.

На основании документа банка – выписки с расчетного счета клиента о переводе средств предприятию-поставщику в бухгалтерии предприятия-покупателя производят бухгалтерскую запись:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетный счет в банке»

Предприятие-покупатель имеет право предъявить бюджету к зачету НДС, уплаченный при покупке ТМЦ, что отражается в бухгалтерском учете по:

Дебету сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредиту сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»

(В рассматриваемом цифровом примере – это 12600 и 1800).

На пассивном счете расчетов 68 «Расчеты по уплате налогов и сборов» на субсчете «НДС» учитывается состояние расчетов организации с бюджетом по уплате НДС, т.е. по дебету учитывается предъявленный к зачету НДС по приобретенным ТМЦ, работам и услугам, а по кредиту учитывается НДС, включенный в выручку за проданную продукцию и подлежащий уплате в бюджет.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»6

Д К

С Кредита сч. 19 НДС, предъявляемый к зачету

Сн

НДС, начисленный к уплате в бюджет в Дебет сч. 90 «Продажи»

Обороты

Обороты

В дальнейшем, при рассмотрении порядка учета процесса продаж, по Кредиту сч.68 «Расчеты по налогам и сборам» и Дебету сч. 90 «Продажи» будет отражена сумма начисленного НДС по проданной продукции подлежащая уплате в бюджет.

Например (условный цифровой пример)

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Д К

С кредита счета 19 предъявлено к зачету - 14400

В дебет счета 90 списана начисленная сумма НДС - 36000

Об 14400

Об 36000

Ск 21600

На счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» определяется долговая разница. Дебетовое сальдо означает задолженность бюджета организации, а кредитовое сальдо – задолженность организации бюджету.

Товарно-материальные ценности могут приобретаться и из подотчетных сумм, что отражается в учете по

Дебету сч. 10 «Материалы»

Кредиту сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Если при покупке ТМЦ из подотчетных сумм уплачивается НДС сумма его относится на дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».

  1. Учет процесса производства продукции (работ, услуг)

Процесс производства представляет собой комплекс хозяйственных операций по превращению предметов труда в готовую продукцию.

Осуществляя процесс производства организация производит различные затраты (материальные, трудовые, денежные), из которых и складывается производственная себестоимость изготовленной продукции или расходы по обычным видам деятельности.

Нормативными документами по регулированию учета процесса производства (ПБУ 10/99 г. п.8) в себестоимость продукции могут включаться следующие элементы затрат:

- Материальные (за вычетом отходов (-))

- Заработная плата

- Отчисления на социальные нужды

- Амортизация всех видов имущества

- Прочие расходы7.

Все затраты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) через систему различных счетов: калькуляционных (сч. 20,23); собирательно-распределительных (сч. 25,26); бюджетно-распределительных (сч. 96,97).

Для учета затрат на изготовление продукции и определения фактической производственной себестоимости готовой продукции и незавершенного производства в бухгалтерском учете применяется активный, калькуляционный счет 20 «Основное производство», который ведется по видам производства, а внутри – по видам продукции, работ, услуг.

По дебету счета 20 «Основное производство» отражается производственная себестоимость незавершенного производства на начало месяца (Сн) и все затраты за месяц, связанные с изготовлением продукции (дебетовый оборот).

По кредиту счета 20 отражается списание фактической производственной себестоимости законченной обработкой продукции, т.е. готовой продукции, сданной на склад или переданной заказчику (кредитовый оборот).

Конечное сальдо показывает остаток, т.е. незавершенное производство на конец месяца (Ск).

Незавершенное производство на конец месяца определяется на основании инвентаризации производства продукции и оценивается по фактической производственной себестоимости или по плановой (нормативной) производственной себестоимости, т.е. условно, если проведение инвентаризации технически сложно.

Фактическая производственная себестоимость готовой продукции определяется по одному из двух методов:

1. При наличии незавершенного производства («НП»)

К «НП» на начало месяца + Затраты за месяц – «НП» на конец месяца

2. Если нет незавершенного производства («НП»), то дебетовый оборот по счету 20»Основное производство», т.е. сумма затрат на изготовление продукции и составляет фактическую производственную себестоимость готовой продукции.

Например. В механическом цехе изготавливаются изделия «А»

- Единица измерения – штуки

- План производства – 30 штук в месяц

- Незавершенное производство оценивается по плановой производственной себестоимости – 10,0 за штуку

- На начало месяца «НП» составило 10 шт*10,0 = 100,0 руб.

- Затраты за месяц (материальные, трудовые, денежные), учтенные по дебету счета 20 «Основное производство» - 370,0 руб.

- Сдано из производства на склад в течении месяца – 35 штук

- «НП» на конец месяца 5 штук*10,0 = 50,0 руб.

Исходя из рассмотренного принципа записи на счете 20 «Основное производство» можно определить:

  1. Фактическую производственную себестоимость готовой продукции, сданной на склад по формуле:

СнД + ОбД – СкД = ОбК

(100,0 + 370,0) – 50,0 = 420,0

2. Фактическую производственную себестоимость единицы продукции, сданной на склад:

Фактическая производственная себестоимость

Кол-во сданной на склад продукции

(В рассматриваемом примере)

420,0 : 35 шт = 12,0 руб.

  1. Учет процесса реализации продукции

Процесс реализации (продаж) представляет собой комплекс хозяйственных операций по продаже изготовленной продукции (работ, услуг) и доведению ее до потребителя (покупателя).

При учете продаж (реализации) бухгалтерский учет позволяет решить две задачи:

  1. Выявить объем продаж (реализации) в денежном и натуральном выражении за определенный учетный период (месяц)
  2. Выявить финансовый результат от продажи, т.е. прибыль или убыток

Для учета процесса продаж (реализации) в бухгалтерском учете используется бессальдовый, операционно-результатный счет 90 «Продажи». Счет 90 ни активный, ни пассивный и занимает в бухгалтерском учете особое место, позволяя решить две выше рассмотренные задачи.

Особенность счета 90 «Продажи» заключается в том, что по дебету и по кредиту счета 90 отражается один и тот же объем реализованной продукции, но в разных оценках.


Счет 90»Продажи»

Д К

п. объем продукции (м., кг., шт.)

п. объем продукции (м., кг., шт.)

  1. Расходы на производство и реализацию продукции, т.е. полная себестоимость
  2. Начисление налогов, входящих в выручку, в бюджет

1. Доходы от продажи, т.е. выручка от реализации продукции, включая налоги, реализуемые с продукцией (акциз; НДС)

Об. Расходы

Об. Доходы

Прибыль

Убыток

Сопоставление доходов и расходов позволяет определить финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг), т.е. прибыль или убыток, который списывается на активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки» (Прибыль списывается по Дебету 90 и Кредиту 99, убыток списывается по Дебету 99 и по Кредиту 90).

После выявления и списания финансового результат счет 90 «Продажи» закрывается.

Организация учета процесса продаж зависит от метода бухгалтерского учета, принятого в организации – т.е. от метода признания дохода (выручки).

Нормативными документами по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) предусматриваются следующие методы:

- метод начисления или временная определенность факта хозяйственной деятельности – по отгрузке;

- кассовый метод – по оплате.

Основным методом организации учета процесса продаж является метод начисления, т.е. право собственности на продукцию переходит покупателю в момент отгрузки (отпуска) готовой продукции, что отражается на бухгалтерских счетах в определенной последовательности.

  1. По мере отгрузки (отпуска) готовой продукции покупателю на основании документов об отгрузке (приказ – накладная, счет-фактура)

Дебет сч. 62 «Расчеты с покупателем и заказчиком»

Кредит сч. 90 «Продажи» - на стоимость готовой продукции по цене реализации согласно договора, включая налоги, реализуемые с продукцией (акциз, НДС).

2. Одновременно по Дебету сч. 90 «Продажи»

Кредиту сч. 43 «Готовая продукция»

отражается списание отгруженной продукции в оценке организации, т.е. по фактической производственной себестоимости.

Но процесс продаж (реализации) предусматривает осуществление расходов по доведению продукции до потребителя, т.е. расходы на продажу8.

К расходам на продажу относятся:

- стоимость тары и расходы на упаковку готовой продукции на складе;

- стоимость погрузо-разгрузочных работ;

- расходы по транспортировке готовой продукции;

- услуги посреднических организаций;

- таможенные сборы и платежи;

- расходы на рекламу и др. аналогичные расходы.

Расходы на продажу предварительно учитываются на активном счете 44 «Расходы на продажу».

В течение учетного периода по дебету счета 44 и кредиту различных счетов (сч. 10, сч. 41, сч. 70, сч. 69, сч. 71, сч. 76 и др.) учитываются расходы на продажу. Выбор кредитуемых бухгалтерских счетов зависит от вида расходов на продажу.

В конце учетного периода расходы на продажу списываются со счета 44 на счет 90, т.е. дается бухгалтерская проводка.

3. Дебет сч. 90 «Продажи»

Кредит сч. 44 «Расходы на продажу»

После списания расходов на продажу по дебету счета 90 определяется полная фактическая себестоимость отгруженной (проданной) продукции.

Итак, после списания расходов на продажу по дебету счета 90 «Продажи» отражается расход на производство и продажу продукции (работ, услуг), т.е. полная фактическая себестоимость, а по кредиту счета 90 «Продажи» была отражена выручка по цене договора, т.е. доход организации от обычных видов деятельности. Но в сумму выручки включаются налоги, которые доходом организации не являются и подлежат перечислению в бюджет.

Для того чтобы исключить влияние налогов, реализуемых вместе с продукцией, на финансовый результат от продажи производится начисление налогов (акциз, НДС), что отражается записью на бухгалтерских счетах.

  1. Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по субсчетам акциз, НДС).

Финансовый результат от реализации определяется как разница между дебетовым и кредитовым оборотами на сч. 90 «Продажи», т.е. между доходами и расходами, которая списывается на активно-пассивный финансово-результативный счет 99 «Прибыли и убытки».

  1. Прибыль отражается по Дебету сч. 90 и Кредиту сч. 99, а убыток – по Дебету сч. 99 и Кредиту сч. 90

После выявления и списания финансового результат счет 90 «Продажи» закрывается и в балансе не показывается.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в общепринятом порядке зачисляется на расчетный счет грузоотправителя, что отражается в учете по:

Дебет сч. 51 «Расчетный счет»

Кредит сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками.

Процесс реализации продукции можно рассмотреть на условном цифровом примере.

Исходные данные:

  1. Стоимость продукции по цене договора:

- отпускная цена 190000

- акциз 10000

- НДС (поставка 18 %) 36000

2. Производственная себестоимость отгруженной продукции – 140000

3. Расходы на продажу – 20000

4. Налоги, реализуемые в составе выручки: акциз – 10000

НДС – 36000

  1. Определить финансовый результат - ?

Схема записей хозяйственных операций на счете 90 «Продажи»

Д К

К сч. 432)140000

К сч. 443)20000

1) 236000в Д сч. 62

Об (расходы на пр-во и продажу) 160000

Об. Выручка 236000

К сч. 68 акциз 4)10000

68 НДС 5)36000

Оборот 206000

Оборот 236000

К сч. 99 Прибыль 5) 30000

Оборот 236000

Оборот 236000

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 90 «Продажи» может вестись с использованием субсчетов, что позволяет получать информацию по отдельным показателям нарастающим итогом в течение года (см. План счетов)9.

90 1.»Выручка» 90 2. «Себестоимость» 90 3. «НДС» 90 4. «Акцизы»

Д К Д К Д К Д К

1)23600

2)1600

3)36000

4)10000

90 9. «Прибыль (убыток)»

Д К

5) 30000

Второй, кассовый метод организации продаж имеет ограниченное применение и заключается в том, что право ссобственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю только после оплаты продукции.

При кассовом методе признания выручки от продажи учет отгрузки готовой продукции ведется с использованием активного счета 45 «Товары отгруженные».

Порядок отражения в учете хозяйственных операций при использовании различных методов определения выручки от продажи продукции

№ п/п

Документ и содержание хозяйственной операции

Сумма

Метод начисления

Кассовый метод

Корреспонденция

Корреспонденция

Д

К

Д

К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Счет-фактура

Отгружена готовая продукция

- цена по договору– 200000

- НДС (18%) – 36000

Приказ-накладная

Производственная себестоимость отгруженной продукции

Справка-расчет бухгалтерии

Списываются расходы на продажу в полной сумме учтенной на счет 44

Выписка с расчетного счета

Зачислена выручка на расчетный счет

Справка бухгалтерии

Списывается реализованная готовая продукция в оценке организации

Справка бухгалтерии

Начислены налоги

Акциз

НДС

Справка бухгалтерии

Выявляется и списывается финансовый результат

23600

140000

20000

236000

140000

10000

36000

30000

62

90

90

51

-

90

90

90

90

43

44

62

-

68 акц.

68 НДС

99

-

45

90

51

90

90

90

90

-

43

44

90

45

68

68

99

1 Куттер М.И. Теория бухгалтеркого учета. М. Финансы и статистика, 2002 г.

2 Затраты на изготовление продукции = производственная себестоимость. Производственная себестоимость + Расходы на продажу = Полная себестоимость.

3 Счет 90 «Продажи», счет 91 «Прочие доходы и расходы», счет 99 «Прибыли и убытки»

4 Счет 90 «Продажи», счет 91 «Прочие доходы и расходы», счет 99 «Прибыли и убытки»

5 Изменение экономической функции хозяйственных средств

6 К схеме записей на счете 68 обратимся при рассмотрении учета процесса реализации

7 Расходы, не включенные в вышеперечисленные, и, как правило, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством, организацией в целом

8 В экономической литературе расходы на продажу часто рассматривают как коммерческие, внепроизводственные расходы

9 Рассмотренный условный цифровой пример при использовании субсчетов.

УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ