Введение в социальную психологию

Тема 2.1. Введение в социальную психологию.

§ 1. История социальной психологии.

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В течение длительного времени социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук – в психологии, а также в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании.

В развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов:

1. Первым этапом обычно считают период построения социальной психологических теорий, таких как "Психология народов" Г. Лебона (1841-1921), "Психология толп" C. Сигеле (1868-1913) и Г. Тарда (1843-1904), теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла (1871-1938), также публикацию трудов В. Вундта (1832-1920). Эти работы послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знании.

2. Начало второго этапа развития социальной психологии принято относить к 1908 году, когда были изданы и получили признание два первых систематических руководства по социальной психологии – У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология». Дальнейшее развитие социальная психология получила после Первой мировой войны (1914-1918), когда в работах Ф. Олпорта и В. Меде была сформулирована программа превращения этой науки в экспериментальную дисциплину. В тот период социальная психология, как и другие области обществознания, оказалась вовлечённой в решение ряда социальных проблем: повышение производительности труда рабочих, развитие средств массовой коммуникации, а также разработка способов и методов управления.

3. Третий этап развития социальной психологии на Западе совпадает с периодом, наступившим после Второй мировой войны (1939-1945) и продолжающимся до настоящего времени. Для этого периода характерна попытка социальной психологии дать ответ на насущные вопросы интенсивно развивающегося производства: поиск психологических средств оптимизации управления и труда в профессиональных группах, психологические проблемы отбора и обучения персонала, формирование команд, стимулирования труда и т. д.

Внутри социальной психологии начинают зарождаться и совершенствоваться её новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и т.д.

§ 2. Предмет социальной психологии.

Социальная психология является научным направлением прикладного характера. Она представлена рядом учений, каждое из которых по-своему даёт ответ на вопрос о том, какие именно психические качества, порождаются группой и являются для групп характерными. Основу социальной психологии составляет общая, дифференциальная психология и психология личности.

Предметом психологии является:

1. Социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных отношений, социальную микро и макросреду в целом.

2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма-общение. Сюда относятся многочисленные исследования супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, коррекционного, психотерапевтического и многих других видов общения.

3. Социально психологические характеристики групп как целостных образований. Сюда относятся исследование климата и атмосферы в группе, групповой напряжённости и конфликтных отношений, лидерства, сплочённости и т.д.

4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, выступают средние по количественному составу и большие социальные группы. Социальные психологи концентрируют внимание на исследованиях паники, слухов, возникновения массовых страхов, моды, обычаев и традиций.

5. Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. Исследуются механизмы убеждения, внушения, психологического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, интериоризации, проекции и т.д.

§ 3. Отрасли социальной психологии.

Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых его феноменов предопределили взаимодействие и развитие её конкретных отраслей.

Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этических общностей.

Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология социального воздействия – отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

Психология общения – отрасль социальной психологии, раскрывающая своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи – ставит перед собой задачу всестороннего изучения специфики отношений между членами семьи.

Социальная психология личности – отрасль социальной психологии, исследующая человека, включённого в различные общественные и межличностные отношения.

Психологи масс – отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов и т.д.

Конфликтология – отрасль социальной психологии, направленная на исследование психологии специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Для того чтобы продуктивно развиваться, социальная психология должна поддерживать закономерные и прочные связи с другими науками, которые выстраиваются на взаимной основе.

Общая психология – позволяет социальной психологии более точно понять и методологические правильно осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (и как) влияют на социальную психику людей в условиях политической жизни и деятельности. Экономические науки, раскрывая сущность и своеобразие функционирование экономических процессов в обществе, показывают, как они влияют на общественные отношения и сознание людей. Культурология и этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и социальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов. Педагогические науки представляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

§ 4. Методы социальной психологии.

Источниками информации в социальной психологии принято считать:

а) характеристики реального поведения людей и групп;

б) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления…)

в) характеристики продуктов деятельности и духовной человеческой деятельности;

г) отдельные события, состояния социального взаимодействия.

К методам социальной психологии относят: наблюдение, эксперимент,

метод анализа документов, метод обобщения независимых характеристик (групповая оценка личности – ГОЛ), анализ результатов деятельности, опрос, социометрия, тестирование, аппаратурные методы.

1. Наблюдение – наиболее распространенный способ, с помощью которого исследует социальную психологию явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов. Включённое наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

2. Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально- психологических явлений и процессов.

Лабораторный эксперимент протекает в специально организованной обстановке, и действия испытуемых определяются инструкцией; естественный – изучение осуществляется в обычных условиях; констатирующий – оцениваются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующий – развиваются определённые качества испытуемых и их групп.

3. Метод анализа документов представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалов и т. д.)

4. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявления и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или из различных источников.

5. Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

6. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

7. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

8. Социометрия – метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявить: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции её членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных « лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связи между ними.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений людей в группе).

Введение в социальную психологию