Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс. Неменская, ФГОС
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
Пгт. Сибирцево Черниговского района
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Заместитель директора по УР Директор МКОУ СОШ № 9
Протокол№____ _________О. В. Гришина. Колмакова ________В. П.
___________Н. И.Колодняк.
____
______________2014г.
____
______________2014г
____
______________2014г
.
Рабочая программа
По изобразительному искусству
Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы).
Количество часов: 135 часов
Программа учебного предмета
Изобразительное искусство
составлена на основе авторской программы Неменской Л. А., Коротеевой Е. И., Горяевой Н. А. и реализуется в ОС
Школа России
Составитель: учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 9
Литовченко А. К.
2014год.
пгт. Сибирцево.
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету
Изобразительное искусство 1-4 классы
создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей на основе авторской программы Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2015, с учётом примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству.
Общая характеристика учебного предмета
Цель Учебного предмета
Изобразительное искусство
в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка
Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе.
В учебном плане МКОУСОШ №9 на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится час в неделю, всего 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе — Духовно-нравственное развитие Ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании Гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип
от родного порога в мир общечеловеческой культуры
. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает Многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка Интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития Способности сопереживаниЯ. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, В форме личного Творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — Проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по изобразительному искусству:
Личностные:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
1) Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
2) Желание Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
3) Активное использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для
освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
4) Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
5) Умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
В ценностно-эстетической сфере – Умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В результате изучения предмета
Изобразительное искусство
у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного - исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество
,
родная земля
,
моя семья и род
,
мой дом
, разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
II.Содержание ФГОС НОО по изобразительному искусству 1-4 классы:
Разделы, темы |
Рабочая программа |
Рабочая программа по классам |
||||
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
|||
1. |
Виды художественной деятельности. |
64 ч. |
5 ч. |
18 ч. |
18ч. |
23 ч. |
2. |
Азбука искусства. Как говорит искусство? |
71 ч. |
28 ч. |
16 ч. |
16 ч. |
11 ч. |
Итого: |
135 ч. |
33 ч. |
34ч. |
34 ч. |
34 ч. |
№ |
Наименование разделов и тем по УМК Школа России |
Наименование разделов примерной программы по ИЗО |
Примерная программа |
Рабочая программа |
|
1 |
Ты учишься изображать. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). |
Азбука искусства. Как говорит искусство? |
9 ч. |
9 ч. |
|
2 |
Ты украшаешь. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). |
8 ч. |
8 ч. |
||
3 |
Ты строишь. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). |
11 ч. |
11 ч. |
||
4 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Сказочная страна Праздник весны Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы). |
Виды художественной деятельности. |
5 ч. |
5 ч. |
|
2 класс |
№ |
Наименование разделов и тем |
Наименование разделов |
Примерная программа |
Рабочая программа |
1 |
Как и чем работает художник? Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). |
Азбука искусства. Как говорит искусство? |
8 ч. |
8 ч. |
|
2 |
Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). |
Виды художественной деятельности. |
7 ч. |
7 ч. |
|
3 |
О чём говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). |
11 ч. |
11 ч. |
||
4 |
Как говорит искусство. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. |
Азбука искусства. Как говорит искусство? |
8 ч. |
8 ч. |
|
Итого |
34 ч. |
34 ч. |
№ |
Наименование разделов и тем |
Наименование разделов |
Примерная программа |
Рабочая программа |
1 |
Искусство в твоем доме. Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). |
Азбука искусства. Как говорит искусство? |
8 ч. |
8 ч. |
2 |
Искусство на улицах твоего города. Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы). |
Виды художественной деятельности. |
7 ч. |
7 ч. |
3 |
Художник и зрелище. Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы). |
11 ч. |
11 ч. |
|
4 |
Художник и музей. Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). |
Азбука искусства. Как говорит искусство? |
8 ч. |
8 ч. |
Итого |
34 ч. |
34 ч. |
№ |
Наименование разделов и тем |
Наименование разделов |
Примерная программа |
Рабочая программа |
1 |
Истоки родного искусства Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы). |
Виды художественной деятельности. |
8 ч. |
8 ч. |
2 |
Древние города нашей Земли Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы). |
7 ч. |
7 ч. |
|
3 |
Каждый народ — художник Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). |
Азбука искусства. Как говорит искусство? |
11 ч. |
11 ч. |
4 |
Искусство объединяет народы Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы). |
Виды художественной деятельности. |
8 ч. |
8 ч. |
Итого |
34 ч. |
34 ч. |
III. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
1 класс (1 ч в неделю, всего 33 ч)
Ты изображаешь, украшаешь, строишь
. 1 класс- 33 часа.
Тема |
Планируемые результаты |
Деятельность учащихся |
Вид контроля |
Дата |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9ч). |
||||||
1. |
Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. Предмет Изобразительное искусство Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. |
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. |
Познавательные УУД: - Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; - Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - Находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Строить монологическое высказывание |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Готовность следовать нормам природоохранного поведения |
Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать И изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
Выставка |
2. |
Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием форма |
Находить, Рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и Рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных). Изображать на плоскости заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). |
Самостоятельная работа |
||
3. |
Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. |
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — Находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и Проявлять его путем дорисовки. Воспринимать И анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. |
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом превращения |
Самостоятельная работа |
||
4 |
В гостях у Золотой осени. В. П.Поленов Осень в Абрамцеве |
Развивать эмоциональное отношение к природе, эстетическое восприятие окружающего мира. |
||||
5 |
Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы. |
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. |
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей. |
Самостоятельная работа |
||
6 |
Изображать можно линией. Знакомство с понятиями линия плоскость |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить И наблюдать линии и их ритм в природе. |
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. |
Самостоятельная работа |
||
7 |
Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). |
Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. Д.), приводить примеры. Экспериментировать, Исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
Изображать Методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). |
Самостоятельная работа |
||
8. |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. |
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). |
Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
Самостоятельная работа |
||
9 |
Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. |
Обсуждать И анализировать Работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и Эмоционально оценивать, Отвечать На вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). |
Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Знакомство с понятием произведение искусства Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. |
Выставка работ |
||
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) |
||||||
10. |
Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. |
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и Эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, Любоваться красотой природы. |
Познавательные УУД: - Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; - Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - Находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). |
Индивидуально-коллективная работа |
11. |
Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. |
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и Любоваться ими, Выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, Интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. |
Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Узоры на крыльях бабочек |
Самостоятельная работа |
||
12 |
Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Красивые рыбы |
Самостоятельная работа |
||||
13. |
Красоту надо уметь замечать. |
Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Украшения птиц |
Самостоятельная работа |
|||
14 |
Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. |
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. |
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
Самостоятельная работа |
||
15 |
Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. |
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. АНализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. |
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
Самостоятельная работа |
||
16. |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. |
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять И соотносить Деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. |
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. |
Индивидуально-коллективная работа |
||
17 |
Украшения для новогоднего карнавала. |
Индивидуально-коллективная работа |
||||
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) |
||||||
18 |
Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. |
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. |
Познавательные УУД: - Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; - Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - Находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. |
Самостоятельная работа |
19 |
Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. |
Самостоятельная работа |
||||
20. |
Дома бывают разными Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. |
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. |
Конструировать изображение дома с помощью печаток ( кирпичиков |
Самостоятельная работа |
||
21. |
Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. |
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), Анализировать их форму, конструкцию, пропорции. |
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. |
Самостоятельная работа |
||
22. |
Какие можно придумать дома. |
Понимать Выразительность пропорций и конструкцию формы, Анализировать форму, конструкцию, пропорции дома. |
Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. |
Самостоятельная работа |
||
23. |
Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. |
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. |
Придумывать и Изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
Самостоятельная работа |
||
24. |
Строим город Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. |
Рассматривать и Сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. |
Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, Создавать коллективный макет игрового городка. |
Индивидуально-коллективная работа |
||
25. |
Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. |
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. |
Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, Конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. |
Самостоятельная работа |
||
26. |
Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? |
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем Украшать их, производя правильный порядок учебных действий. |
Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. |
Самостоятельная работа |
||
27. |
Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. |
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор. Учиться Воспринимать и Описывать архитектурные впечатления. Делать Зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать В создании Коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении Итогов совместной практической деятельности. |
Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Обсуждение работы. |
Беседа, зарисовки |
||
28. |
Коллективная работа |
|||||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) |
||||||
29 |
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы. |
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их участие |
Познавательные УУД: - Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; - Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - Находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки. Воспринимать И обсуждать Выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), Выделять в них знакомые средства выражения, Определять задачи, которые решал автор в своей работе. |
Выставка работ, беседа |
30 |
Сказочная страна Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. |
Овладевать навыками коллективной деятельности, Работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. |
Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. |
Коллективная работа |
||
31. |
Праздник весны Конструирование из бумаги объектов природы. |
Наблюдать И анализировать Природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, Придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.). Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. |
Самостоятельная работа |
||
32. |
Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). |
Уметь Повторить и затем Варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. |
Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы |
Коллективная работа |
||
33. |
Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. |
Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. |
Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему Здравствуй, лето! |
Самостоятельная работа |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
Тема |
Планируемые результаты |
Деятельность Обучающихся |
Вид контроля |
Дата |
|||
Личностные Обучающийся получит возможность для формирования знаний |
Метапредметные УУД(работа с текстом) Обучающийся научится: |
Предметные Обучающийся научится: |
|||||
1 |
Три основные краски, строящие многоцветие мира. Рисование по памяти и впечатлению. Поляна цветов. |
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. |
Использование текста правил работы с красками гуашь и акварель; |
Смешение трех осно-вных цветов; |
Наблюдать цветовые сочетания в природе;Смешивать краски (прием живая краска |
Самостоятельная работа |
|
2 |
Пять красок – всё богатство цвета и тона. Рисование по представлению. Природная стихия (без предварительного рисунка) |
Знакомство с выразительные возможностями цветовой палитры; развитие изобразительные навыки; развитие умения видеть красоту и разнообразие красочных смесей. |
Расширение знаний о живописных материалах. |
Знакомство с различным эмоци-ональным звучанием цвета. |
Сравнивать и различать темные и светлые отте-нки цвета и тона; Смешивать цветные краски с белой и чер-ной для получения ну-жного колорита; Создавать пейзажи, различ-ные по настроению. |
Самостоятельная работа |
|
3 |
Пастель, цветные мелки; их выразительные возможности. Рисование по памяти и впечатлению. Осенний лес |
Знакомство с новыми художественными материалами, знакомство с вариантами построения композиций; |
Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность ли-нии. Ее выразительные возможности. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии. Работа с дополнительной литературой |
Рисовать по представлению; смешивать краски. Обсуждение вариантов изобра-жения деревьев; развитие практических навы-ков; |
Знать многообразие ху-дожественных материалов: понимать красоту и выразительность художественных материалов; Овладевать первичными знаниями перспе-ктивы (загораживание, ближе-дальше). |
Выставка работ |
|
4 |
Выразительные воз-можности аппликации. Создание в технике аппликации Коврика. |
Развитие эстетического восприятия; понятия ритм, пятно |
Подготовка творческих сообщений Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. |
Развивать творческие навыки; учиться работать в коллективе |
Овладевать техникой и способами аппликации; Понимать и использо-вать особенности изо-бражения на плоскости с помощью пятна; Со-здавать изделие по за-данию. |
Самостоятельная работа |
|
5 |
Выразительные воз-можности графичес-ких материалов. Зимний лес. Тушь |
Знакомство с выразительными возможностями линии, точки, темного и белого пятен; Знакомство с различными техниками работы графичес-кими материалами; |
Творческое сообщение Что такое макет? Материалы для макетов. Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгиба-ние). Склеивание простых объемных форм (конус, ци-линдр, лесенка, гармошка |
Понимание образной характеристики линий: колючие, весёлые, злые, тихие и т. д.) Техника изображения дерева. Приёмы получения тонового пятна. изображение зимнего дерева графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти. |
Понимать выразительные возможности ли-нии, точки, пятен для создания худго образа; Осваивать приемы работы граф-ми материала-ми (тушь, палочка); Создавать изображение по заданию. |
Самостоятельная работа |
|
6 |
Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка из пластилина. Животное родного края |
Плоскостное и объёмное Изображение (различия). Понятие скульптура |
Творческое сообщение о животных родного края |
Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. |
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных материалов, применяемых в скульптуре; Уметь работать с целым куском пластилина, ов-ладевать приемами ра-боты с пластилином; Создавать Объемное изображение. |
Самостоятельная работа |
|
7 |
Выразительные воз-можности бумаги. Конструирование. Игровая площадка. |
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. |
Обсуждение выразительных возможностей материалов, которыми работают художники. |
Составлять композицию, последовательно её выполнять. |
Овладевать Приемами работы с бумагой (объ-емные формы); Уметь Конструировать из бумаги объемные объек-ты; |
Выставка работ |
|
8 |
Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы. Праздничный город. Серпантин, конфет-ти. |
Приемы конструирования из бумаги; создание макетов; |
Схемы для работы в технике Оригами |
Развиватие навыков работы в технике бумажной пластики; |
Создавать образ, по заданию; Обобщать Прой-денный материал, Обсуждать работы, Оцени-вать собственную худо-жественную деятельность. |
Самостоятельная работа |
|
9 |
Изображение и ре-альность. Изображение животного. |
Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных животных. Вглядываться в животных и видеть их красоту: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластику переходов одной части тела в другую и т. д. |
Обсуждение характерных осо-бенностей животных; Особенности животных, пропорциональные соотношения частей тела. |
Рисование по памяти или представлению животного |
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных живот-ных; Изображать, выде-ляя пропорции; Передавать характер животно-го; Накапливать опыт в изображении животных |
Самостоятельная работа |
|
10 |
Изображение и фантазия. Рисование по представлению. Сказочное несуществующее животное |
Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. |
Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантасти-ческие образы. (творческое сообщение) |
Творческие умения и навыки работы с гуашью. |
Размышлять и вести беседу об изображении как рального, так и фантастического мира;Придумывать и изображать фантастические образы животных; Приобретать опыт работы с гуашью. |
Самостоятельная работа |
|
11 |
Украшение и реаль-ность. Рисование по представлению. Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы. |
Видеть красоту в природе, учится у природы, развитие наблюдательности. |
Построение композиции и рассказ о замысле |
Изображение Паутинок, снежинок При помощи Графических Элементов (линий, Точек, кружочков и т д.) по памяти. |
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, Откликаться На природную красоту; Создавать с помощью графических материа-лов изображения укра-шений в природе; При-обретать опыт работы с тушью, мелом. |
Самостоятельная работа |
|
12 |
Украшение и фанта-зия. Украшение заданной формы. Кокошники. |
Иметь представление, что такое кокошник, кто носил кокошники, как их украшали. Что такое орнамент? Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. |
Творческое сообщение История появления женского кокошника кокошник |
Изготовление и украшение кокошника. Создание украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека. |
Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; Осваивать приемы создания орнамента; Со-Здавать украшения; Ос-ваивать приемы работы графическими матери-алами; |
Самостоятельная работа |
|
13 |
Постройка и реаль-ность. Конструиро-вание из бумаги. Морской аквариум |
Природные сообщества и конструкции. Природныеконструкции: соты, ракушки, домик улитки, подсолнух, головка мака, стручки гороха и т. д. |
Природа сама, без участия человека создаёт свои конструкции, а человек учиться у природы, изучая её. Роль Постройки в быту человека; чувство композиции; навыки конструирования из бумаги. Творческая работа Самые необычные постройки на земле |
Создание макетов аквариумных рыбок. Творческие умения и навыки работы с гуашью. |
Рассматривать и анализировать Природные ко-нструкции, их формы, пропорции; Накапливать опыт работы с бу-магой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание); Участвовать в создании коллективной работы. |
Самостоятельная работа |
|
14 |
Изображение и фантазия. Рисование фантастического здания. |
Создание рассказа о Природе, как образе мудрого учителя; увидеть в примерах архитектуры природные аналоги; |
Творческая работа (сообщение) Самые необычные постройки на земле |
Создание макета сказочного замка |
Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; Осваивать Приемы работы с бумагой; Создавать Макеты, Участвовать в создании коллективной работы. |
Самостоятельная работа |
|
15 |
Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Конструирование елочных игрушек. |
Создание и украшение елочных игрушек из бумаги, салфеток, ниток, пластика и т. д. |
Творческий рассказ о истории создания елочных игрушек |
Рисование с натуры ёлочных украшений. |
Понимать роль взаимодействия в работе трех Братьев-Мастеров; Обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников |
Выставка работ |
|
16 |
Характер изобража-емых животных. Создание яркого образа животного (веселого, стреми-тельного, агрессив-ного и т. п.) |
Всё живое имеет свой образ, характер, настроение. |
Рассказ о строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши, и т. д.). |
Создание рисунка кота |
Наблюдать и рассматривать Животных в раз-личных состояниях; да-Вать устную зарисовку, Изображать с ярко выраженным характером; Накапливать Опыт работы с гуашью. |
Самостоятельная работа |
|
17 |
Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. Рисование по памяти. Любимая кошка. |
Чувствовать и выражать в изображении характер животных. |
Творческая работа-создание презентации с рисунками любимых животных. |
Защита презентации |
Наблюдать и рассматривать Животных в раз-личных состояниях; да-Вать устную зарисовку, Изображать с ярко выраженным характером; Накапливать Опыт работы с гуашью. |
Самостоятельная работа |
|
18 |
Выражение характера человека в живописи и графике. Рисование по представлению. Женский образ. |
Мимика лица, движение рук, выражающих эмоции. Умение по выражению лица определять его отношение к окружающим, учиться отражать это в рисунке. |
Творческая работа-создание презентации с рисунками женских лиц. Рассказ о авторах рисунков. |
Портрет мамы. (выставка рисунков) |
Создавать Женский образ по представле-нию; Уметь использо-вать гуашь, пастель, мелки. |
Самостоятельная работа |
|
19 |
Выражение характера человека в изо-бражении. Мужской образ. |
Черты характера доброго и злого человека. Обмен мнениями |
Творческая работа-создание презентации с рисунками мужских лиц. Рассказ о авторах рисунков. |
Портрет папы, дедушки, брата. (выставка рисунков) |
Уметь создать образ по представлению; Уметь Использовать гуашь, пастель, мелки. |
Самостоятельная работа |
|
20 |
Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ. |
Характеры сказочных героев, отражение его на поведении, в одежде. |
Сообщение на тему Как определить по рисунку сказочность изображенного героя |
Портрет бабы Яги |
Уметь создать образ по представлению; Уметь использовать гуашь, пастель, мелки. |
Самостоятельная работа |
|
21 |
Образ человека и его характер, выпо-лненные в объеме. Сказочные персо-нажи, противопо-ложные по харак-теру. Работа с пластилином. |
Лепка из пластилина разных человечков, отражая их характер в придуманной конструкции. Приёмы лепки из целого куска путём вытягивания, вдавливания и защипления.. |
Что такое скульптура? Особенности изображения в объёме. Разговор о контрастных образах. |
Создание сказочных героев в сказочном царстве |
Уметь создавать проти-воположные по характеру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); Сравнивать и Анализировать возмож-ности использования изобр-х средств для со-здания доброго и злого образа |
Самостоятельная работа |
|
22 |
Изображение природы в разных состояниях. Рисование по представлению. Контрастные состояния моря. |
Формируем представление о природе. Природа тоже имеет характер. Она может быть, то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной – мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам. |
Творческая презентация, содержащая репродукции известных художников с морскими пейзажами |
Создание морского пейзажа |
Уметь наблюдать природу в различных сос-тояниях и Изображать Живописными материа-лами; Знать колористи-ческие особенности работы с гуашью. |
Самостоятельная работа |
|
23 |
Выражение характера человека через украшение. Украшение заго-товок мужского оружия или женских украшений. |
Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор, красавица или пугало, обвешанное побрякушками). Учимся выглядеть красиво. |
Творческая презентация, содержащая в рисунках историю женского и мужского костюма-наряда. |
Мальчики создают щит и расписывают его согласно правилам оформления. Девочки создают украшения для костюма |
Понимать роль украшения в жизни человека; Сравнивать и анализи-ровать украшения для различных ситуаций; Создавать декоративные композиции. |
Самостоятельная работа |
|
24 |
Выражение намерений через украшение. Коллективно - инди-видуальное создание панно. Украшение двух, противоположных по намерению Флотов. |
Создание панно Морские пираты |
Творческая презентация с иллюстрациями к рассказам о пиратах |
Защита проектов созданных панно |
Понимать характер ли-нии, цвета, формы, способных раскрыть наме-рения человека; Уметь работать в коллективе. |
Самостоятельная работа |
Групповая |
25 |
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настро-ение, свое отношение к миру. Рисование по представлению. Здание для сказочного героя. |
Понимание возможности выражения своих чувств че-рез архитектуру; |
Показать, что образ здания напрямую связан с его назначением; Творческое сообщение на тему Где живет змей горыныч |
Развивать творческую фанта-зию через создание домика для сказочного героя, развивать умение работать в коллективе; |
Уметь видеть художественный образ в архи-тектуре; Приобретать навыки восприятия ар-хитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; Приобретать опыт творческой работы. |
Самостоятельная работа |
|
26 |
Обобщающий урок. Урок-обобщение: создание коллекти-вного панно. Сказочные миры. |
Зашита творческих работ |
Уметь обсуждать творческие работы свои и одноклассников, Оценивать их; накапливать опыт творческой работы. |
Выставка работ |
|||
Сказочное панно на тему Маша и медведь |
Обсуждение творческих работ. Уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому; |
Умение работать в коллективе |
|||||
27 |
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Рисование по предс-тавлению. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, ис-пользуя контраст-ные цвета. |
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Представление о тёплом и холодном. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета. Смешение красок. |
Толкование слова Контраст |
Выполнение по выбору. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета. |
Уметь составлять теплые и холодные цвета; Понимать эмоциональную выразительность их; Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; Знать Приемы работы кистью; Изображать простые сюжеты с колористи-ческим контрастом; |
Самостоятельная работа |
|
28 |
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Рисование по памяти и впечатлению. Изображение весенней земли. |
Понимать, что такое глухие звонкие |
Понятие глухие звонкие |
Создание весеннего пейзажа |
Иметь представление об эмоциональной вы-разительности глухого и звонкого цвета, Уметь Их Составлять; Уметь Изобразить борьбу ти-хого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. |
Самостоятельная работа |
|
29 |
Линия как средство выражения: ритм линий. Рисование по представлению. Изображение весенних ручьев на фоне земли |
Понятие, что такое ритм линий |
Ритмическая организация листа с помощью линий. Понятие ритма. Изменение ритма линий меняет содержание работы. Творческая презентация с рисунками листьев |
Изображение ритма стволов деревьев и травы, ручейков. |
Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; Иметь представление об эмоцио-нальной выразительно-сти линий; Выполнять Рисунок воображением; Уметь наблюдать, рассматривать, любовать-ся. |
Самостоятельная работа |
|
30 |
Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению. Изображение ветвей с определенным характером и настроением. |
Плачущая ива, кудрявая береза, колючая роза - применение линии, как средства выражения впечатления увиденного. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые и т. д. |
Творческая презентация с рисунками и фото деревьев и веток деревьев |
Рисунок березовой рощи |
Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; Иметь представление об эмоцио-нальной выразительно-сти линий; Выполнять Рисунок воображением;Уметь наблюдать, рассматривать, любовать-ся. |
Самостоятельная работа |
|
31 |
Ритм пятен как средство выражения. Аппликация. Создание изобра-жения ритмично летящих птиц. |
Знакомство с ритмом пятен, как со средством выразительности; сравнить ритм пятен с музыкальными ритмами; учить создавать ритм в изображении; |
Нахождение понятия ритм пятен |
Создание изобра-жения ритмично летящих птиц. (от изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция) |
Знать применение средств художественной выразительности; Понимать, что такое ритм; Уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы). |
Выставка работ |
|
32 |
Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций. |
Знакомство со средством художественной выразительности-пропорцией; понимать, как от пропорций зависит образ предмета; |
Объяснять слово прпорция Разный характер пропорций (атлет – гимнастка, слон – жираф). |
Образы индюка с разными характерами пропорций. |
Понимать, что такое пропорция; создавать образы, с помощью из-менения пропорций; |
Самостоятельная работа |
|
33 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства вырази-тельности. Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц. |
Обобщение темы четверти. |
Творческая презентация на тему Весна |
Создание коллективного панно Весна. Шум птиц |
Понимать Роль взаимодействия различных средств художествен-ной выразительности для создания различ-ных образов; Уметь со-здавать творческую ра-боту и договариваться с одноклассниками при выполнении коллекти-вной работы; Уметь вы-полнять Работу в грани-цах заданной роли. |
Самостоятельная работа |
|
34 |
Обобщающий урок года. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. |
Понятие слова монотопия |
Уметь анализировать работы и рассказывать о своих впечатлениях; Понимать и уметь Называть задачи, которые решались в каждой чет-верти; Уметь фантазировать и рассказывать о творческих планах на лето. |
Самостоятельная работа |
|||
Оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно сжать. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь |
№ в |
Деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
||||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||||
1. |
1 |
Искусство в твоём доме (8ч) |
Твои игрушки |
Характеризовать И Эстетически оценивать Разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать И Объяснять Единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять В воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть И Объяснять Образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать Выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Понимать Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать О роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. |
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; |
Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. |
Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; Понимание образной природы искусства; Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; |
Текущий. |
2. |
2 |
Твои игрушки |
Текущий. |
|||||
3. |
3 |
Посуда у тебя дома |
Текущий. |
|||||
4. |
4 |
Обои и шторы у себя дома |
Текущий. |
|||||
5. |
5 |
Мамин платок |
Текущий. |
|||||
6. |
6 |
Твои книжки |
Текущий. |
|||||
7. |
7 |
Открытки |
Текущий. |
|||||
8. |
8 |
Труд художника для твоего дома (обобщение темы) |
||||||
9. |
1 |
Искусство на улицах твоего города (7 Ч) |
Памятники архитектуры |
Учиться видеть Архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать И Оценивать Эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать Особенности архитектурного образа города. Понимать, Что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать В архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать Архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Сравнивать И Анализировать Парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; |
Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе: А) учиться планировать работу в группе; Б) учиться распределять работу между участниками проекта; В) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; Г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; |
Текущий. |
10. |
2 |
Парки, скверы, бульвары |
Текущий. |
|||||
11. |
3 |
Ажурные ограды |
Текущий. |
|||||
12. |
4 |
Волшебные фонари |
Текущий. |
|||||
13. |
5 |
Витрины |
Текущий. |
|||||
14. |
6 |
Удивительный транспорт |
Текущий. |
|||||
15. |
7 |
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) |
Текущий. |
|||||
16. |
1 |
Художник и зрелище (11 ч) |
Художник в цирке |
Понимать И Объяснять Важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.). Придумывать И Создавать Красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать Яркое, веселое, подвижное. Сравнивать Объекты, элементы театрально-сценического мира, Видеть В них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать И Уметь объяснять Роль театрального художника в создании спектакля. Создавать Театр на столе Овладевать Навыками создания объемно-пространственной композиции. |
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; |
Текущий. |
|
17. |
2 |
Художник в театре |
Текущий. |
|||||
18. |
3 |
Театр кукол |
Текущий. |
|||||
19. |
4 |
Театр кукол |
Текущий. |
|||||
20. |
5 |
Маски |
Текущий. |
|||||
21. |
6 |
Маски |
Текущий. |
|||||
22. |
7 |
Афиша и плакат |
Текущий. |
|||||
23. |
8 |
Афиша и плакат |
Текущий. |
|||||
24. |
9 |
Праздник в городе |
Текущий. |
|||||
25. |
10 |
Праздник в городе |
Текущий. |
|||||
26. |
11 |
Школьный карнавал (обобщение темы) |
Текущий. |
|||||
27. |
1 |
Художник и музей (8ч) |
Музей в жизни города |
Понимать И Объяснять Роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление И Называть Самые значительные музеи искусств России —Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление О самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Иметь представление, Что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать О творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать И Сравнивать Картины-пейзажи, Рассказывать О настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Знать Имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать Пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать Настроение в пейзаже цветом. Иметь представление Об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать Об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). |
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; |
Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. |
Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; Умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; |
Текущий. |
28. |
2 |
Картина — особый мир. Картина-пейзаж |
Текущий. |
|||||
29. |
3 |
Картина — особый мир. Картина-пейзаж |
||||||
30. |
4 |
Картина-портрет |
Текущий. |
|||||
31. |
5 |
Картина-натюрморт |
Текущий. |
|||||
32. |
6 |
Картины исторические и бытовые |
Текущий. |
|||||
33. |
7 |
Скульптура в музее и на улице |
Текущий. |
|||||
34. |
8 |
Художественная выставка (обобщение темы) |
Текущий. |
IV. Материально - техническое обеспечение.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Символич. обознач. |
|
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1. |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
Д |
2. |
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству |
Д |
3. |
Рабочие программы по изобразительному искусству под редакцией Б. М, Неменского 1-4 кл. М:Просвещение 2012 |
Д |
4 |
Учебник по изобразительному искусству Неменская Л. А., Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс– М.: Просвещение, 2008 |
К |
5 |
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по ИЗО,. М:Вако 2015 |
Д |
6 |
Методические журналы по искусству Изобразительное искусство в школе |
Д |
7 |
Учебно-наглядные пособия Е. Ананьева. Комплект таблиц Городецкая роспись Гжель Дымковская игрушка Комплект репродукций Картины, хранящихся в Омском музее ИЗО Третьяковская галерея Народное творчество Творчество Васнецова Творчество Серова Французская живопись 19 века Творчество Шишкина Творчество Левитана |
Ф Д |
8 |
Альбомы по искусству М. В. Алпатов Древнерусская иконопись |
Д |
2. Печатные пособия |
||
10 |
Портреты русских и зарубежных художников |
Д |
11 |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
Д |
3. Информационно-коммуникационные средства |
||
12 |
Компакт диски Памятники архитектуры Цветы в творчестве художников 100 великих художников Санкт - Петербург |
Д |
4. Технические средства обучения (ТСО) |
||
15 |
Музыкальный центр |
Д |
16 |
CD/DVD-проигрыватели |
Д |
17 |
Мультимедийный проектор |
Д |
18 |
Экран (навесной) |
Д |
5. Экранно-звуковые пособия |
||
19 |
Презентации на CD /DVD дисках |
Д |
6. Учебно-практическое оборудование |
||
20 |
Краски акварельные |
К |
21 |
Краски гуашевые |
К |
22 |
Бумага А3, А4 |
К |
23 |
Восковые мелки |
К |
Пастель |
Ф |
|
Кисти беличьи № 5, 10, 20 |
К |
|
Пластилин / глина |
К |
|
Клей |
Ф |
|
Ножницы |
К |
|
7. Модели и натурный фонд |
||
Муляжи фруктов (комплект) |
Д |
|
Муляжи овощей (комплект) |
Д |
В таблице введены символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.