ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»
А.П. Гусев
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ
Курс лекций
Гомель, 2002
Составитель: А.П. Гусев, доцент, к.г.-м.н.
Рецензент: И.И. Богдель, кандидат географических наук
Кафедра экологии ГГУ им. Ф. Скорины
Курс лекций «Экологическое картографирование» предназначается для студентов специальностей Н.06.01. «Экология» и Н.05.01. «География»
- Гусев А.П., 2002
- Учреждение образования «Гомельский государственный
университет имени Франциска Скорины», 2002
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Экологическое картографирование» является важным в структуре дисциплин специальности Н.06.01 «Экология» и Н.05.01 «География».
В условиях все увеличивающихся информационных потоков о состоянии окружающей среды, значительного усложнения теоретических и методологических проблем, требующих пространственного решения, все более возрастает роль экологического картографирования. Высокая информационная емкость (степень уплотнения информации) картографических материалов, достигаемая за счет совершенствования картографической знаковой системы, наглядность и доступность карт для непосредственного восприятия, пространственного анализа и обобщения, делают картографический метод незаменимым в научных и прикладных исследованиях. Эколого-картографический метод является необходимой составляющей эколого-географических исследований, эколого-географического прогнозирования, эколого-географической экспертизы.
Экологическое картографирование зародилось в рамках картографирования природопользования и охраны окружающей среды и в настоящее время оформилось как новый раздел тематического картографирования. Разработка этого раздела связана с современным пониманием предмета экологии как науки, изучающей взаимоотношения живых организмов и окружающей их среды.
Целью преподавания курса является формирование у студентов представления о целях, задачах, принципах и методах экологического картографирования. Основные задачи курса:
- получение представления об экологических картах;
- получение навыков построение тематических экологических карт;
- изучение методов оценки состояния территории на основе экологических карт;
- изучение возможностей картографического метода в экологии при решении различных задач (оценка природно-ресурсного потенциала территории, оценка состояния природной среды, оценка антропогенной трансформации ландшафтов территории, оценка экологических проблем и ситуаций, прогнозирование экологического состояния природной среды, прогнозирование острых и чрезвычайных экологических ситуаций и т.д.).
ЛЕКЦИЯ 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
В условиях все увеличивающихся информационных потоков о состоянии окружающей среды, значительного усложнения теоретических и методологических проблем, требующих пространственного решения, все более возрастает роль экологического картографирования. Высокая информационная емкость (степень уплотнения информации) картографических материалов, достигаемая за счет совершенствования картографической знаковой системы, наглядность и доступность карт для непосредственного восприятия, пространственного анализа и обобщения, делают картографический метод незаменимым в научных и прикладных исследованиях.
Достоинства картографического метода:
- высокая информационная емкость;
- наглядность и доступность для восприятия;
- возможность пространственного анализа;
- возможность пространственной оценки и прогноза.
В экологическом картографировании можно выделить три основных раздела:
- Биоэкологическое картографирование;
- Геоэкологическое картографирование;
- Антропоэкологическое картографирование.
Наиболее популярные тематики в экологическом картографировании за последние 20 лет: антропогенные воздействия и изменение природной среды (47% всех карт); неблагоприятные и опасные процессы и явления (14%); охрана природы (10%); медико-географические и рекреационные (14%); комплексные экологические (9%); оценка природных условий и ресурсов для жизни и деятельности человека (4%).
Существуют разные подходы к оценке и отображению на карте состояния окружающей среды: по состоянию отдельных компонентов, по распространению загрязнения, по степени деградации, состоянию экосистем, по оценке природных условий жизни населения и т.д. Наиболее значительные достижения в области изучения влияния среды на человека отмечаются в медико-географическом картографировании.
Начало комплексного экологического картографирования в СССР было положено в 1989 году «Карта наиболее острых экологических ситуаций СССР» масштаба 1:8000000. В начале 90-х годов были созданы карты: «Экологические ситуации Украины» (1:2500000); «Экологические ситуации Аральского региона» (1:2500000); «Экологические проблемы мира» (1:50000000); «Экологические ситуации северных территорий России» (1:4000000) и другие.
Что же такое экологическая карта? По мнению В.С. Преображенского экологические карты это не карты природы вообще (ландшафтные, почвенные, геоботанические и т.д.), а карты организации надорганизменных систем или карты отношений организмов и среды. Множество отношений не может быть полностью отражено некой единой экологической картой.
Экологическая карта это картографическое произведение, осуществляющее экологическую оценку какой-либо территории. Экологическая карта позволяет компактно отображать характеристики среды, которые оказывают влияние на состояние живых организмов, в том числе на жизнь и здоровье людей.
Требования, предъявляемые к экологическим картам:
- Биоцентризм. Экологическими могут считаться только такие карты, на которых показано состояние биоты. Другие факторы окружающей среды показываются в том лишь объеме, который необходим для характеристики условий обитания живых организмов, в том числе человека.
- Антропоцентризм. Человек выступает не только в качестве разрушителя биосферы, но и в качестве жертвы.
- Факторность. Экологические карты могут указывать на состояние отдельных компонентов среды.
- Оценочность и прогнозность. В задачи экокартографирования входит оценка современного состояния среды и прогноз ее динамики.
- Системность. Картографирование и оценивание ведется на основе системного подхода к среде.
Классификация экологических карт производится по различным признакам.
По А.Г.Исаченко экокартографирование включает в себя:
- Изучение и оценка экологического потенциала экогеосистем;
- Изучение техногенного воздействия на природную среду и выявление техногенных экологических аномалий;
- Выявление реакций биоты на техногенные изменения природной среды;
- Выявление реакций населения на состояние естественной среды и ее техногенное изменение;
- Исследование устойчивости природных систем к техногенному воздействию;
- Прогноз экологических ситуаций, разработка экологических нормативов и путей оптимизации окружающей среды.
Перечисленные этапы соответствуют системе экологических карт.
По классификации С.С. Карпухина и др. экологические карты делятся на: 1) базовые (исходное ресурсо-экологическое состояние территории);
2) карты загрязнений и нарушений окружающей среды;
3) оценочные;
4) прогнозные и рекомендательные.
По целевым функциям выделяют (Л.Г. Руденко, А.И. Бочковская) карты:
- изучение глобальных проблем выживаемости человека в деградирующей среде;
- исследование экологических проблем регионального и локального уровня;
- мониторинг среды;
- задачи образования и информирования широких слоев населения о состоянии среды.
Функциональная классификация экологических карт:
- инвентаризационные;
- оценочные;
- оценочно-прогнозные;
- рекомендательные;
- справочные;
- учебные;
- пропагандистские.
Классификация экологических карт по иерархическому уровню:
- глобального и субглобального уровня;
- континентального и крупнорегионального уровня;
- национального уровня;
- регионального уровня;
- локального уровня;
- детального уровня.
Классификация экологических карт по масштабу (пространственному уровню):
- локального (1:1000 1:25000);
- мезорегионального (1:50000 1:200000);
- макрорегионального (1:250000- 1:2500000);
- глобального (свыше 1:250000).
Классификация экологических карт по содержанию:
- карты факторов или условий;
- карты процессов;
- карты состояния;
- карты проблем;
- карты организации охраны природы;
- карты организации природопользования.
Классификация по способу представления информации:
- бумажные;
- электронные.
Комплексная классификация экологических карт (Л.М. Корытный) включает практически всю совокупность важнейших их характеристик. По направлению карты делятся на: антропоцентрические и биоцентрические; по полноте охвата связей: частные и комплексные; по содержанию: факторов или условий, процессов, состояния, проблем, ситуаций, организации охраны природы и природопользования; по характеру представления информации и уровню анализа: инвентаризационные, оценочные, прогнозные, рекомендательные. По предназначению: базовые и оперативные. По ячейке картографирования: административная единица, ландшафт, бассейн, природно-хозяйственный или ресурсный район и т.д.
Комплексными экологическими картами являются геоэкологические карты. Геоэкологические карты компактное и полное отображение всех характеристик окружающей среды, которые влияют на состояние биоты и человеческого населения. Они позволяют передавать пространственную информацию и получать общее и наглядное представление о степени остроты экологической ситуации в целом. Примерами геоэкологических карт являются карты экологических ситуаций и экологических проблем.
Основным содержанием комплексной экологической карты является оценка современной ландшафтной структуры и свойств среды, имеющие важное значение для жизни человека. Эти свойства или факторы определяются как экологически значимые и зависят от особенностей самих ландшафтов. Созданный таким образом тип карт наиболее полно характеризует изменение природных условий и систем жизнеобеспечения в пространственно-временном выражении. Подобное положение разделяется в последнее время многими исследователями.
ЛЕКЦИЯ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СИТУАЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ
Изменение природной среды в результате техногенного воздействия, ведущее к нарушению структуры и функционирования природных систем и приводящее к негативным социальным, экономическим и иным последствиям рассматривается как экологическая проблема (Б.И. Кочуров, 1998).
Такое понимание не противоречит двойному определению проблемы: природоохранный поскольку ее возникновение требует ответных мер по восстановлению (охране) естественных средо- и ресурсоформирующих процессов и свойств природной среды, и экологической так как те же процессы и свойства природной среды имеют важное экологическое значение и прежде всего по отношению к человеку.
Экологическая проблемы это любые явления, связанные с заметным воздействием человека на природу, обратными природы на человека и его экономику, жизненно и хозяйственно значимые процессы (Н.Ф. Реймерс, 1992).
Будем считать что: Экологическая проблема это негативные с точки зрения человека изменения окружающей среды, обусловленные как техногенными, так и природными факторами.
Экологическая ситуация представляет собой сочетание различных условий и факторов, создающих определенную экологическую обстановку на территории разной степени благополучия или неблагополучия.
Под экологической обстановкой подразумевается конкретное состояние окружающей среды, обусловленное взаимодействием природных и техногенных факторов.
Экологическая ситуация (неблагоприятная) представляет собой пространственно-временное сочетание экологических проблем, определяющее состояние систем жизнеобеспечения человека и создающее определенную экологическую обстановку на территории разной степени неблагополучия (остроты).
Отсутствие проблем или их слабое проявление свидетельствует о нормальной или удовлетворительной экологической ситуации.
Неблагоприятную экологическую ситуацию отличают следующие признаки:
- изменение свойств природных систем, неблагоприятных, в первую очередь, для человека, что создает для него проблему, которую необходимо решать;
- разная степень остроты этих проблем, которые являются одновременно и природоохранными и экологическими (антропоэкологическими).
Источником проявления проблемы и развития негативной экологической ситуации являются различия в структуре и функционировании природных и социотехногенных систем, несоответствие характера и уровня техногенных воздействий потенциалу природной среды (устойчивость, самоочищение и т.д.).
По существу, изучение экологических проблем сводится к анализу соотношения между техногенной нагрузкой и свойствами природной среды, в результате чего выявляются негативные с точки зрения человека изменения (загрязнение, истощение и проч.).
Целью классификации экологических проблем и ситуаций является создание предпосылок для выбора адекватных методов пространственного анализа экологических ситуаций. В качестве классификационных признаков выделяют следующие: причина возникновения, сложность, основной изменяющийся компонент природной среды; время возникновения, время проявления, скорость развития, место возникновения, масштабность, зональность, форма проявления, принадлежность, последствие, острота, возможность решения, приоритетность решения, способ решения.
Классификация проблем и ситуаций базируется на следующих принцинпах:
- системный рассмотрение объекта как системы;
- генетических анализ исходного состояния явления и выведение из него последующих состояний;
- антропоэкологический учет условий проживания и здоровья населения, сохранения генофонда;
- информационный фиксация устойчивых признаков, опирающихся на базы данных;
- конструктивный выбор путей гармонизации взаимоотношения природы и общества и подходов к решению экологических проблем.
Экологические проблемы, связанные с нарушением отдельных компонентов природной среды, можно условно объединить в шесть групп:
- Атмосферные (загрязнение атмосферы физическое и химическое);
- Водные (истощение и загрязнение поверхностных и подземных вод, морей и океанов);
- Геолого-геоморфологические (развитие неблагоприятных геологических процессов, нарушение рельефа, истощение недр);
- Почвенные (загрязнение, эрозия, засоление, заболачивание и т.д. почв);
- Биотические (сведение растительности, вымирание видов живых организмов, снижение видового разнообразия и т.д.);
- Комплексные (ландшафтные опустынивание, обезлесивание, деградация ландшафтов).
По экологическим последствиям выделяют группы экологических проблем и ситуаций:
- Антропоэкологические (связаны с изменениями условий жизни и здоровья населения);
- Природно-ресурсные (связаны с истощением и утратой природных ресурсов);
- Ландшафтно-генетические (связаны с нарушением целостности природных ландшафтов, утратой генофонда, потерей уникальных природных объектов).
По сложности (структуре) выделяют проблемы и ситуации: простые; сложные; очень сложные.
По причине возникновения выделяют: природные, природно-техногенные, техногенные.
По времени возникновения: прошлые; современные; унаследованные.
По скорости развития: мгновенные; быстроразвивающиеся; медленно развивающиеся; скачкообразные.
По принадлежности к территории: местные, трансграничные, смешанные.
По масштабу: локальные, сублокальные, региональные, субрегиональные, глобальные.
По форме проявления: точечные, линейные, площадные.
По возможности решения: решаемые; трудно решаемые; практически не решаемые.
По приоритетности решения: приоритетные; неприоритетные.
По способу решения: организационные; экономические; технические; правовые и т.д.
Наиболее существенным является разделение экологических проблем и ситуаций по их остроте. Оценка остроты основана на анализе территориальных сочетаний экологических проблем, характере и интенсивности проявления их последствий. Определение остроты ситуаций зависит от региональных особенностей и специфики ведущих проблем и может рассматриваться с точки зрения условий проживания населения и состояния его здоровья, состояния природных ресурсов и т.д.
Выделяют следующие категории экологических ситуаций по степени остроты:
- Катастрофическая;
- Кризисная;
- Критическая;
- Напряженная;
- Конфликтная;
- Удовлетворительная.
Катастрофическая ситуация (Кс). Характеризуется глубокими и часто необратимыми изменениями среды, утратой природных ресурсов, резким ухудшением условий проживания населения, вызванным в основном многократным превышением техногенной нагрузки на экогеосистемы региона. Важный признак катастрофической ситуации угроза жизни людей и их наследственности, утрата генофонда и уникальных природных объектов. В этом случае смертность и заболеваемость населения резко превышает фоновые уровни.
Кризисная ситуация (Крс). Характеризуется очень значительными и слабокомпенсированными изменениями экогеосистем, полное истощение природных ресурсов, резкое ухудшение здоровья населения.
Критическая ситуация (Кртс). Значительные и слабокомпенсированные изменения экогеосистем, быстрое нарастание угрозы истощения или утраты природных ресурсов, устойчивый рост заболеваемости населения. Техногенная нагрузка превышает нормативные величины. При уменьшении или прекращении техногенной нагрузки, возможна нормализация экогеосистем и частичное их восстановление.
Напряженная ситуация (Нс). Отмечаются негативные изменения в отдельных компонентах экогеосистем, нарушение и деградация природных ресурсов, ухудшение условий проживания населения.
Конфликтная ситуация (Кфс). Отмечаются локальные изменения в отдельных компонентов экогеосистем, в том числе средо- и ресурсовоспроизводящих свойств. При снятии техногенной нагрузки экогеосистемы восстанавливаются.
Удовлетворительная ситуация (Ус). Отсутствие прямого или косвенного техногенного воздействия или оно находится в допустимых пределах.
Оценка остроты экологических ситуаций базируется на следующих принципах:
- антропоцентризма (оценка с позиций человека, его жизнедеятельности);
- территориальности (привязка к конкретному району, региону);
- системности;
- приоритетности (избирательности);
- факторности;
- хронохарактерности (рассмотрение характерного времени формирования ситуации);
- конструктивности (оптимизация взаимоотношения человека и природной среды).
Оценка остроты осуществляется путем определения степени деградации или нарушения отдельных компонентов среды. Критериями такой деградации или нарушения являются превышения различных норм (ПДК, ПДУ) и индикаторы (содержания токсичных веществ, проективное покрытие, биоразнообразие и т.д.). Интегральным индикатором изменения качества среды является реакция здоровья населения (детская смертность, патологии беременности, врожденные аномалии, заболеваемость детей и взрослых и т.д.).
В общем виде экологическая оценка территории с учетом состояния населения, техносистем и природной среды может быть представлена следующим образом табл. 1. В совокупности эти показатели характеризуют складывающуюся экологическую ситуацию разной категории остроты. Данная схема носит экспертный характер и имеет принципиальное значение для выявления и изучения стадий деградации природной среды и определения направлений по нормализации ситуации.
Таблица 1