Зарубежная литература XVII-XVIII веков

Зарубежная литература XVII-XVIII вв

Введение

- период войн, религиозных и политических конфликтов

- к началу семнадцатого века возникла необходимость искать новый идеал

- у каждого идейно-художественного направления свои идеалы:

* опора на религию

* опора на разум

- представления о мире в семнадцатом веке:

* кризис => мир представляется хаотичным, бездушным, принципиально непознаваемым

* человек должен подчиняться законам, но их понять он не может

* мир хаос, человек вынужден покоряться

- мысли о смерти

- необходима точка опоры, нечто неизменное

- и эта точка найдена в душе человека, воля, внутренняя стойкость, духовные ценности

- М. Опиц: «… и твоя душа – приют для Бога»

- основная идея стоиков: человек должен сохранять внутреннее спокойствие

- неостоицизм

- две основных концепции

Католическая концепция свободной воли

Протестантская концепция предопределения

- свободная воля для выбора между добром и злом

- свобода человека зависит от того, что он выбирает

! слабость концепции:

-отношения обмена между человеком и Богом: добрые поступки человека с расчетом на вознаграждение («бартерный обмен»)

- спасение человека не зависит от того, как он живет

- все уже предопределено

- но все равно обязанность жить добродетелью

- наибольшее влияние на литературу оказала концепция свободной воли

- два основных художественных направления:

барокко

классицизм

- представление о мире и о месте человека в мире (мир хаотичен, бездушен, человек должен бороться и сопротивляться)

- искусство должно отражать бездушие и дисгармонию мира в соответствующих формах

- следовательно, сложные сюжеты, интриги

- дисгармоничный стиль

- сложные метафоры (в основе сравнений лежат очень отдаленные предметы)

- литература ориентирована на литературу Средних веков

- ИСПАНИЯ – наивысший расцвет

- развитие театра (Лопе де Вега – до нас дошло около 500 пьес, сам он говорил о 1000)

- основная цель искусства – преображение хаотичного мира в гармонию

- ориентация на античность

- ФРАНЦИЯ – наивысший расцвет

Испанская литература семнадцатого века. Кальдерон

- также от Лопе де Веги остался трактат: «Новейшее руководство по сочинению комедий»

- тогда комедиями назывались все нерелигиозные произведения

- основные идеи трактата де Веги

1) главная цель драматурга – успех у зрителя (до этого реакция зрителя была не важна)

2) хитросплетенный сюжет необходим. Зритель не должен догадываться о развязке до самого последнего момента

3) 3 действия (в отличие от классицизма, где идет опора на античность => 5 действий)

1-ое действие – завязка

2-ое действие – разворот сюжета

3-е действие – развязка со второй половины действия

4) смешение трагического и комического

Педро Кальдерон де Ла Барка

- ВПЕРВЫЕ! философская проблематика в литературном произведении

- сюжет подчинен испытанию некой философской концепции

- нет требования к правдоподобию

- герой – носитель неких идей

- новый прием: реализованная метафора

- язык Кальдерона сложнее де Веги

- Произведения Кальдерона:

1. Ауторелигиозные пьесы

2. Пьесы на светские темы

2.1. Комедии

2.2. Драмы чести

2.3. Религиозно-философские темы

- комедии Кальдерона невеселые

«Стойкий принц»

- житийна драма

- не драма чести

- концепция свободы воли: выбор

- для дона Фернандо честь важна, но духовные принципы важнее

- внешняя свобода ограничена, но внутреннюю свободу у человека никто не отнимет, если он сам того не допустит

- два сюжетных центра, которые друг друга дополняют и разъясняют

- 2ой такой центр – мавританская принцесса Феникс

- противопоставление христианства и мусульманского мира

- ключевой момент: Дон Фернандо обменивается на принцессу Феникс

- Принцесса Феникс – обмен на мертвеца

- Для мавров высшая ценность – живая красота

-Дон Фернандо умирает в плену

- за него предлагают взамен принцессу Феникс

- король мавров, как и Феникс, не признают такого обмена

«Жизнь есть сон»

- метафора распространена в испанской культуре барокко

- основные метафоры испанской культуры:

1) жизнь есть театр (встречаем у Шекспира)

2) жизнь есть сон

- подчеркивается иллюзорность и переменчивость жизни

- пробуждение – смерть

- после смерти жизнь вечная

- важно не то кем, а каким ты был в земной жизни

- условный сюжет, в котором раскрывается иллюзорность жизни

- действие происходит в Польше

- в Испанских пьесах того времени часто действие разворачивается не в Испании, но в странах, которые условны, т.к. похожи на Испанию

- у короля Басилио рождается сын

- король составляет гороскоп

- но оказывается, что сын должен убить мать, свергнуть отца и стать злостным тираном

- частично сбывается пророчество: королева умирает при родах

- тогда принца велел Басилио заточить в башню

- попытка изменить судьбу, но эта попытка механическая и примитивная, и она не меняет, а только усугубляет предсказанное

- единственный человек, которого он там видит – его тюремщик-воспитатель

- => никакого духовного воспитания

- принц Сигизмунд сидит в башне 20 лет

- Кальдерон использует прием реализованной метафоры: звериная сущность Сигизмунда-прикован цепями и одет в звериные шкуры

- мечтает о свободе, но для него свобода – это свобода птицы, зверя, ручья => о свободе внешней, проявлении и осуществлении желаний

- он удивляется, почему он, человек, существо более совершенное, несвободен

- Басилио хочет проверить гороскоп и приказывает во сне перенести сына во дворец

- когда он просыпается, ему говорят, что он вовсе не заключенный, а наследный принц

- первое его чувство – злость: за что его тогда 20 лет держали в башне

- начинает осуществлять свободу, о которой мечтал: дерется с придворными, одного из них выбрасывает в окно, набрасывается на первую попавшуюся девушку и т.п.

- предсказание сбывается => Басилио опять приказывает заточить сына в башню, тоже во сне

- когда он просыпается в башне, тюремщик убеждает его, что все было лишь сон

- ему начинают внушать, что все в этом мире иллюзорно

- Сигизмунд начинает переосмыслять поведение и позицию, начинает задумываться о свободе духовной

- старается обуздать свою животную сущность

- решает, что можно стать свободным, ограничив себя

- перемещение из тюрьмы во дворец и обратно – концентрированное изображение жизни человека, которое Кальдерон уложил в три дня

- во внешнем мире: народ, узнав, что есть наследный принц (до этого вопрос наследования престола был открыт, король Басилио приблизил к себе двух племянников, одного из которых и хотел сделать королем) поднимает восстание, свергает Басилио и освобождает Сигизмунда

- Сигизмунд соглашается стать королем

- Басилило пытался избежать судьбы, но делал это очень просто => только приблизил её (признаки античной культуры)

- Сигизмунд, изменил свою судьбу – стал не тираном, а мудрым правителем (признаки христианской культуры)

- второй центральный персонаж (как и в «Стойком принце») – девушка Росаура=Роса (роза) + аура (заря)

- Росаура поражает всех своей красотой, внутренним сиянием, хотя она не идеальна как личность

- она не противопоставляется главному герою, как в «Стойком принце», а СОпоставляется с ним

- Сигизмунд называет ее сестрой по духу

- Росаура падает с лошадЬЮ – символ нравственного падения

- она ищет любовника, который обесчестил ее и пропал

- она ищет его чтобы отомстить

- обесчещенная девушка – выброшена из общества

- поэтому впервые в пьесе она появляется в мужском наряде

- на нее-то и набрасывается Сигизмунд

- он еще не знает, что она девушка. Он бросается на нее, но его останавливает красота как таковая

- первая их встреча – Росаура случайно заходит в башню Сигизмунда

- когда становится королем, женит ее на Астолько – ее любовнике, т.е. восстанавливает ее честь

- сам женится на принцессе, своей ровне

Корнель

«Сид»

- герой должен либо отказаться от своих идеалов, либо погибнуть

- его спасает воля короля: он не позволяет казнить Сида

- но конфликт незавершен – свадьбы нет

- комедия – мерило прекрасного

- во Франции создана Французская Академия специально для контроля соблюдения канонов классицизма в искусстве

- во ФА «Сида» назвали ТРАГИкомедией

- Сид поддается своей страсти, своей любви

- в ФА предлагают ввести изменения в финал: не хотят, чтобы граф был убит, или хотят, чтобы оказлось, что он не отец Химены

- молчание Химены становится отказом

- нарушения канонов классицизма:

1) взят не античный сюжет, а испанский (при том, что в то время была напряженная ситуация в отношениях между Испанией и Францией)

2) нарушено триединство времени, пространства и действия:

* действие длится 36 часов

* два места действия: дворец короля и дом Химены

* появляется вторая сюжетная линия – линия Инфанты

- в ФА считали, что эта линия не нужна, но образ Инфанты необходим

«Гораций»

- жители городов роднятся

- но для объединения городов один из них должен потерять свою независимость и имя, следовательно, конфликт доходит практически до войны

- тогда Рим и другой город решили выставить по три бойца

- Рим выставил трёх братьев Горациев, а другой город трёх братьев Куриациев

- но сестра Куриациев замужем за одним из Горациев (уже римлянка), а сестра Горациев невеста одного из Куриациев (ещё римлянка) – это гражданство очень важно для того периода, для Римского права

- следовательно, братья Горации перед выбором:

1) долг перед государством

2) любовь

- это более классический вариант

- приём ПАРНЫХ персонажей:

* Гораций более категоричен в исполнении закона, Куриаций более человечен

* Для обеих женщин конфликт – горе

- кульминация действия – сражение между братьями

- сначала побеждают Куриации – они убивают двух Горациев

- оставшийся Гораций бежит, но потом убивает всех Куриациев по одному

- и Рим победил!

- Горация встречает его сестра Камила (которая была невестой одного из Куриациев) и проклинает брата и Рим, предсказывает падение Рима от безнравственного разрушения

- Гораций разозлился и убил Камилу

- Горация должны судить и убить, но народ его оправдывает и Гораций становится абсолютным победителем

- но классицисты опять забраковали пьесу как классицистическое произведение: мол пусть уж лучше Камила закололась бы сама

- трактовали комедию различно (особенно важна в период ВФР)

- в более поздних комедиях Корнеля классицизм и барокко смешиваются – трагедии 2ой манеры

«Родогуна»

- в центре внимания 4 персонажа:

1) греческая царица Клеопатра, у которой умер муж и она должна передать престол одному из своих сыновей

2,3) Селевк и Антиох – сыновья Родогуны

4) Родогуна – пленница и наложница мужа Клеопатры, которая тоже может претендовать на престол

- НО Клеопатра хочет править сама => ей нужен сын-марионетка и не нужна Родогуна

- тогда она устраивает испытание для сыновей: трон получит тот, кто убьет Родогуну

- но братья любят ее

- Антиох и Селевк – персонажи-двойники А НЕ ПАРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

- сопротивляются борьбе

- Корнель вновь применяет мотив выбора, но тут выбор безнравственный изначально

- единственный выход – отказ от выбора

- и тут появляется первое отличие между братьями: Селевк отказывается от трона и Родогуны, Антиох верит, что сможет всё уладить и соглашается занять трон

- Селевк был убит и перед смертью предостерегает брата от «дорогой им обоим руки» (а это может быть и Родогуна и Клеопатра)

- Клеопатра травится вином на свадьбе и перед смертью проклинает брак и предсказывает рождение сына, похожего на нее

- порочные мотивы:

1) мотив двойничества (Селевк и Антиох)

2) мотив лица и маски (Клеопатра)

- расходятся понятия разума, воли и действия

- волей Клеопатры и Родогуны движет страсть

- у Селевка и Антиоха воля не перетекает в действие

Жан Расин

- последователь Корнеля

- НО новые тенденции в его творчестве

- принадлежал к секте янсенистов, которые поддерживали концепцию предопределения

- Корнель же был сторонником концепции свободы воли

- Расин – нравственно этические пьесы более психологического характера

- для Расина важно движение души

- четко соблюдены все правила классицизма

- в частности проблема единства времени решена оригинальным способом: действие пьесы разворачивается в день развязки конфликта

- Корнель в пьесах первой манеры конфликт решает в пользу долга

- у Расина же накал страстей, эмоции, чувства

«Андромаха»

- одна из ранних трагедий

- 4 центральных персонажа:

1) Пирр (Сын Ахиллеса)

2) Андромаха (вдова Гектора и мать Астионакса)

3) Гермиона (дочь Елены и Менелая)

4) Орест (сын Агамемнога и Клинтемнестры)

- Пирр духовно подчинен Андромахе, фактически он ее пленник, а не она его

- Пирр чтобы добиться расположения Андромахи, шантажирует ее тем, что отдаст ее сына Оресту

- Андромаха встает перед выбором: лишиться сына или лишиться верности Гектору

- выбор Расина не такой, как у Корнеля

- у Корнеля выбор между чувством и долгом, а здесь выбор иной в корне

- у Андромахи нет проблемы долга и чувства

- решается на трагический компромисс: выйти замуж за Пирра

- в пьесе двое центральных персонажей гибнут физически (Гермиона и Пирр), один гибнет духовно (Орест) – этим Расин показывает, как пагубна игра страстей

- судьба решает за Андромаху: она становится вдовой Пирра и царицей

- Андромаха оказывается подчинена судьбе

- любовь не подчиняется сознанию

- если любовь безответна, то герои не могут вызвать ответной реакции

- всех героев связывает троянская война, хотя не все они в ней участвовали лично

- для них она еще не закончена

- Пирр хочет стать мужем Андромахи, стать отцом ее сына, одним словом хочет заменить ей Гектора

«Британик»

- проблема личности и государства

- за основу взят древнеримский исторический сюжет – начало правления императора Нерона

- чтобы Нерон стал императором многое сделала его мать Агриппина

- но она хотела управлять государством сама при помощи сына

- Нерон влюбляется в невесту своего сводного брата Британика, Юнию

- чтобы добиться взаимности угрожает Юнии убить Британика

- Юния подчиняется ему и бросает Британика

- но полюбить Нерона она не может, поэтому сбегает от него

- одна из центральных сцен – сцена беседы Агриппины с Нероном: она рассказывает ему о предках и о том, что она сделала для того, чтобы он стал императором, желая тем самым подчинить его себе

- но на самом деле преступления праотцов становятся для него предметом подражания, и Агриппина фактически развязывает руки сыну, а не сковывает его, как она того хотела

- Нерона воспитывают два придворных: философ Сенека (которого Нерон впоследствии убивает) и Нарцисс

- убийство Нарцисса вызывает радость народа, но истинный злодей, собственно Нерон, остается незамеченным и у власти

- Расин называл своего Нерона чудовищем в зачатке

- показывает, как развивается безнравственность в человеке, как неограниченная власть превращает человека в чудовище

- поражает смелость Расина: публикует свою пьесу, во время правления Людовика XIV, когда после смерти Мазарини он отказывается от должности премьер-министра при своем дворе и фактически сосредотачивает всю власть в своих руках => «Британик» звучит как намек

- яркость света скрывает безнравственность, от которой бегут Британик и Юния

«Федра»

- полностью классицистическая пьеса

- сюжет практически полностью копирует сюжет «Ипполита» Еврипида

- но Расин переосмыслил сюжет, и вот что он ИЗМЕНИЛ:

1) отсутствие богов => любовь Федры не имеет божественного происхождения, связанного с местью богов

- Афродита только упоминается

2) показан следующий этап развития Ипполита: теперь он чуждается Федры не потому что чуждается всех женщин, а потому что у него есть девушка, Арикия,

- при этом он еще целомудренен

- Арикия – последняя из рода афинских царей, ей сохранили жизнь, но запретили выходить замуж, чтобы она не восстановила род

- => Ипполит и Арикия скрывают свою любовь

- мотив родового проклятия: родовое проклятие над родом Федры – проклятие преступной любви

- ее мать переспала с быком и родила Минотавра

- Федра не может побороть любовь к Ипполиту

- связаны темы любви и власти: Федра предлагает Ипполиту править вместе

- но этот альянс невозможен, равно как и альянс Ипполита с Арикией

- наперсница подталкивает Федру, клевещет на Ипполита, т.к. она незнатная и ей можно совершать подлость во имя любви к своей госпоже

- т.к. Артемиды нет, то Федра сама должна признаться Тесею в своем преступлении

- => другой вид самоубийства: не вешается, а принимает яд, и пока он действует, рассказывает правду

- проклятие Федры – аналогия с первородным грехом всего человечества

- Федра религиозна, хочет наказать себя, как только открывается Ипполиту

- публика в отличие от критики признавала Расина

- роковое обещание Расина не писать трагедий

- иной поворот, чем у Корнеля, но сохранение идеи главенства разума

- можно провести параллели между Расином и Еврипидом:

1_ психологичность

2_на первый план выходят женщины

Мольер

- блистательный театр – провалы

- влез в долги

- попал в долговую тюрьму

- возможные причины провала театра:

1) ставил только трагедии

2) играл в них сам, несмотря на отсутствие актреского талант

- после долговой тюрьмы в бродячий театр

- довольно успешно, особенно, когда сам стал писать для него комедии

- вернулся в Париж уже триумфатором

- театр Мольера получил приглашение ко двору

- Мольеру начали поступать заказы на комедии для придворных праздников – неофициальный придворный комедиограф фактически (официально ему эту должность не давали)

- типы комедий Мольера по классификации классицистов

Тип комедий

Отличительные особенности комедий

низкие

- бытовые, фарсовые

- комедии положений: смех вызывают нелепые ситуации, стычки, драки, пощечины

- написаны в основном прозой

- состоят из 1-3 актов, поэтому часто ставились как дополнение к большой постановке

высокие

- комедии характера

- смехом искореняются пороки, исправляются нравы

- подчиняются правилам классицизма

- триединство времени, места и действия

- 5 актов

- написаны александрийским стихом

- комедии высокие и низкие различаются только по этим формальным признакам

- в середине 60х гг ХVII расцвет творчества Мольера, написаны три его величайшие комедии:

* «Тартюф, или обманщик»

* «Дон Жуан»

* «Мизантроп»

- часто эти произведения называют триадой высоких комедий, но это не совсем точно, т.к. «Дон Жуан» - не высокая комедия, а барочная трагикомедия

«Тартюф»

- тема лицемерия

- Мольер часто затрагивает ее в своих комедиях

- лицемерие – главный порок эпохи

- связь с политической ситуацией – распад фронды

- мораль расшатывается => власть пропагандирует религию

- сочетание противоположностей: роскошная красивая жизнь и религиозные правила => лицемерие, показная религиозность

- Мольер намекает на религиозную организацию того времени – «Общество святых дорог», которое занималось тем же, чем и Тартюф: члены общества внедрялись в «неблагополучные» семьи и разоряли их

- обществу покровительствовала церковь и королева-мать Анна Австрийская

- комедия заказана на придворный праздник

- при дворе была поставлена первая редакция комедии

- ее особенности:

* 3 акта

* Тартюф – священник

* вопреки правилам классицизма полное торжество порока, у Тартюфа все складывается удачно

- по требованию церкви король запретил пьесу

- особенности второй редакции

* изменяется сюжет

* Тартюф – светский человек

* Тартюф переименован, теперь его зовут Панюльф

- разрешена только третья редакция (мало отличается от второй)

- трехактный вариант до нас не дошел

- в принципе до нас не дошли рукописи Мольера – только его ранние издания

- в доме Аргона Тартюфу доверяют только Аргон и его жена

- остальные оценивают Тартюфа иначе, видят его сущность и из-за этого складываются комические положения

- но Аргон ничего не видит, он не только хочет выдать дочь за Тартюфа, но и переписать на него свое имущество

- первым в комедии наказывается Аргон – за свою доверчивость: закон полностью на стороне Тартюфа, Аргона ждет арест

- ничего не может спасти Аргона

- Мольер использует прием, аналогичный приему античной драматургии «бог из машины»: у Мольера вмешивается не бог, а король

- узнав о его проделках, король приказывает арестовать Тартюфа, а не Аргона

- для персонажей Мольера характерно сочетание гиперболы и психологической достоверности: Тартюф лицемерен от начала и до конца, даже когда он говорит правду, так что правда превращается в ложь

«Дон Жуан»

- минимум два прототипа, один из которых погиб при невыясненных обстоятельствах => Дон Жуан проваливается сразу в ад, второй – ушел в монастырь

- первым образ Дон Жуана ввел в литературу испанский драматург Тирсо де Молина в произведении «Севильский озорник»

- главный герой – Дон Хуан действует в основном обманом или насилием => непривлекательный персонаж

- Дон Хуан – НЕ атеист

- Мольер взял легендарный сюжет, но придал ему новые черты:

* Дон Жуан – современник автора

* не просто циник и безбожник, а вольнодумец (либертен)

NB изначально либертены – это ученики философов, затем этот образ мыслей распространился в обществе, особенно среди молодых дворян => мода на вольнодумство, вольнодумство становится оправданием для безнравственных поступков, хотя на самом деле вольнодумство не предполагало аморализма

- Мольеровский Дон Жуан неоднозначный персонаж:

+

-

- храбрый

- очень умный и это заметно

- искренний: он не обманывает женщин, а скорее завлекает, соблазняет, очаровывает; он всегда искренне влюблен

- распущенный

- циничный

- парадоксальное обаяние порока: подчеркивает это сцена, когда Дон Жуан искусно обводит вокруг пальца своего кредитора

- Гонорель спрашивает Дон Жуана, верит ли он в Бога или дьявола – Дон Жуан смеется в ответ на оба эти вопроса

- тогда Гонорель спрашивает, верит ли он в серого монаха (приведение, которое держало в страхе весь Париж)

- Дон Жуан не верит и в серого монаха и это бесит Гонореля (!), т.е. он допускает неверие в Бога и дьявола, но не допускает неверия в серого монаха

- тогда он спрашивает, во что же верит Дон Жуан

- тот отвечает: «в то что 2х2 – 4, а 2х4 – 8»

- у Дон Жуана и Гонореля есть что-то общее, что их объединяет, что заставляет их вместе идти искать серого монаха

- Дон Жуан – рационалист

- Гонорель – тоже, но он не доходит в своем рационализме до абсолюта, как Дон Жуан

ПРОПУЩЕННАЯ ЛЕКЦИЯ

Робинзон Крузо

- Робинзон не наедине с собой, а наедине с Богом

- читает Библию и пытается ее трактовать

- появление Пятницы – символ сотворения человека

- сначала отношения Робинзона и Пятницы складываются в духе просветительского колонизаторства

- иерархия в отношениях: хозяин-раб

- затем господин-слуга

- затем переходят скорее на уровень дружбы

- противопоставление исторического и естественного человека

- Робинзон понимает, что Пятница не чужд цивилизации, у него необычное мышление

- в какой-то степени Робинзона можно считать естественным человеком, так как он оказался в искусственной ситуации

- Робинзон – результат и сын своего общества

- постепенно теряет специфические черты, предрассудки, свойственные его обществу – см сцены с испанцами

- роман настолько популярен, что Дефо написал два продолжения:

1) возврат Робинзона в Великобританию, а затем очередное путешествие на острова

2) трактат «Серьезные размышления ….» продолжение религиозно-философской темы

Моль Флендерз

- продолжает традицию плутовского романа

- роман о мошеннице

- просветительский роман

- ведется от лица самой героини

- рассказывает о своих мужьях, но нулевой градус эмоциональности

Джонатан Свифт

- ироническое и сатирическое исследование мира

- в «Путешествии Гулливера» Свифт изобразил европейское общество

«ПГ»

- философский роман

- => испытание философской концепции => автор создает экстремальные условия

- Бахтин философский роман возводил к античной Менипповой сатире – проверка ключевых вопросов философии

- 4 части романа

- первые две – путешествия в страну лилипутов и великанов

- причудливая фантастика

- но на самом деле фантастичны только размеры

- у Свифта ТОЧНЫЕ пропорции (не то что в «Гаргантюа и Пантагрюэль»)

- чтобы подчеркнуть реалистичность, дает точные координаты, чтобы читатель не отрывался от реальности

- прием реализованной метафоры

- Свифт сбивает систему координат, подготавливает читателя к событиям

- начинает изучение страны с изучения государственного устройства

- в Лилипутии и стране великанов пародия на европейские системы управления

- ответ на идеи просвещенного монарха

- король великанов – мудрец, но эта мудрость не от просвещения

- у него есть природная мудрость

- в разговоре проявляется характер Гулливера

- Гулливер конечно не личность, а скорее условный персонаж

- у него есть постоянные качества:

1) приспособляемость под любую ситуацию

2) быстро осваивает языки

- в стране великанов становится патриотом

- в образе летающего острова реализованная метафора: власть в прямом смысле оторвана от общества

- жители летающего острова погружены в науку, и это математика – самая абстрактная из всех наук => совсем отрешены от реальности

- жизнь остановлена наукой => Свифт ставит науку под вопрос

- сравнение не в пользу парламента

- идея регресса человечества

- одна из черт менипповой сатиры – разговор с духами мертвых

- в другой стране – тираническая монархия – придворные вылизывают пол у трона короля в прямом смысле

- бессмертие оказывается вечной старостью => ничего привлекательного в этом нет

- изменив таким образом подход к бессмертию, Свифт меняет и отношение к нему

- каждая новая страна демонстрирует недостатки человека => Гулливер разочаровывается в человеке

- в стране лошадей мир наоборот в прямом смысле

- высшие существа – лошади, низшие – ехо, одичавшие люди

- мыслящие лошади разумны

- Свифт комически обыгрывает ситуации: лошади ведут себя как люди

- 0 эмоций

Особенности французского просвещения

- Великобритания в восемнадцатом веке – эпоха послереволюционная, во Франции – дореволюционная

- при Людовике 14 – религиозность в высшем свете, разнузданность в низшем

- церковь – борьба с вольнодумством

- кризис государства

- ослабление власти

- ослабление авторитета Франции в мире

- следовательно кризис

- в литературе

* сатирическое изображение общества

* публицистичность

* политизированность

- развитие образования: начало обучения искусству, истории,

- просветители пытались создать образ просвещенной оФранции

- взаимоотношения литературы с философией и наукой

- стало нормой, чтобы научные труды писались литературным языком

- и литература должна популяризировать философские идеи

- 1751-1780 – Энциклопедия

- один из активных издателей – Дидро

- основная идея Э – просвещение общества

- сохранение сильных позиций классицизма

- просветительская литература долго на неофициальном положении: издавалась за границей, в основном в Голландии, или распространялась в рукописях

- 1737 – закон о запрете выпуска романов

- также новое направление в литературе и прикладном искусстве: РОКОКО

* ироничный, шутливый взгляд на жизнь

* жизнь воспринимается как игра

* преобладают малые жанры

* тематика частной жизни

* чаще – поэмы, но в поэмах ничего героического, напротив – легкомысленные, фривольные, антицерковные

- рококо – поэмы Вольтера («Орлеанская девственница»), Парни

- неовосточные сказки

Лесаж «Приключения Жиль Бласа»

- Лесаж начинает творческую деятельность не со своих произведений, а с переводов с испанского, что впоследствии иногда использует в своем творчестве

- при этом никогда не был в Испании

- плутовской роман

- смешение черт разных видов романов

- абсолютно оригинальное произведение

- в отличие от традиционного героя плутовского романа, Жиль Блас – нормального происхождения – буржуа (не низкое)

- получает хорошее образование

- проходит через все слои общества, и каждый накладывает на него отпечаток

- сочетаются противоречивые черты характера

- характер остается живым

- поднимается по социальной лестнице

- случаются несчастья

- наконец достигает цели: при дворе занимает пост секретаря первого министра

- но вершина оказывается самой страшной пропастью в нравственном плане

- закрылся от всех человеческих чувств

- отдаляется от друзей

- вторая попытка службы при дворе тоже безуспешна

- идея, частая в литературе восемнадцатого века: от моральных принципов иногда надо отступать

«Хромой бес»

- роман нравов

- студент отпускает беса и тот в благодарность показывает ему обратную сторону Мадрида (Парижа)

А.Ф. Прево «История кавалера …»

- продолжение темы двойственности, начатой в приключениях Жиль Бласа

«Записки знатного человека»

- молодой человек встречается с девушкой

- сначала она идеальна, потом оказывается легкомысленной

- самое интересное и самое сложное – двойственность человеческой натуры

- отец с детства записал в мальтийский орден

- основная загадка: Мануэль и …эль до конца остаются симпатичны читателю, любовь оказывается вне морали

- читатель оказывается над моралью

……………………………………………………………………………………………

Стерн

- добродушная ирония

- не впадает в цинизм

- следовательно нет отрицательных героев в привычном смысле

- нет и однозначных положительных героев

- Стерн – провинциальный пастор

«Жизнь и мнения Тристана (?) Шенди»

- первые части опубликованы, когда ему уже было 47 лет

- внешние признаки романа-воспитания

- уже название должно было насторожить читателя

- Шенди начинает размышлять не с рождения, а с зачатия

- считает, что все напасти у него из-за того, что в момент зачатия его мать спросила у отца, завёл ли он часы

- но внешне сохраняется целомудрие

- много внимания уделяет деталям

- все время отступает от основной истории

0 Шенди доходит до младенческих лет, все остальное – отступления

0 чтение романа требует определенного напряжения, так как необычен для восприятия

- различные способы повествования

- роман распадается на пестрые истории

- Стерн пытается таким образом воспроизвести ход человеческой мысли

- использует графические изображения (траектория романа)

- в сам роман вставляет несколько вставных текстов в разных жанрах:

1) выдержка из брачного контракта – пародия на юридический текст

- очевидно влияние Рабле

2) пародия на богословские сочинения (письма в Сорбонну богослову, сначала дает на латыни)

- описывает характеры героев

- отец Шенди осздает специальный трактат

- у каждого свои странности, но Стерн не издевается над этими причудами

- величина глав самая различная (иногда сводятся к одной фразе)

- повествование – всегда перескакивает из одного времени в другое

- записать все невозможно, следовательно, проблема отбора материала

- Стерн написал девять томов, хотя грозился написать двадцать

«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»

- использует находки первого романа

- описание нравов

- маршрут широко распространен: молодежь так обычно завершала свое образование

- путешествие героев наполнено радостью

- Йорик – потомок шута

- Йорик сам себя обманывает

- в романе есть игровые моменты

- разговор, который дает повод для путешествия (но мы так и не узнаем, с кем говорит Йорик)

- даёт свою классификацию путешествий

- девушка с зелёным кошельком (горничная у знатной дамы) становится центральным персонажем

- сошедшая с ума девушка

- роман заканчивается

- самый первый последователь Стерна – Карамзин с «Письмами русского путешественника» и Радищев с «Путешествием из Петербурга в Москву»

Вольтер

- в молодости знакомство с аристократами, вращался в кругах вольнодумцев

- сам - буржуа

- конфликт с одним из самых знатных и влиятельных аристократов – с Роганом

- Роган решил конфликт просто: приказал своим слугам бить Вольтера палками, так как он буржуа, а не дворянин, а потом и в Бастилию посадил

- Вольтер в Бастилии сидел уже во второй раз

- с тех пор противник сословных ограничений

- приверженец английской социальной системы

- в конце жизни перебрался в Женеву, где для уважения достаточно было быть состоятельным человеком

- бурная жизнь

- пропагандировал чужие философские идеи, но так ярко, что получил звание философа

- ценили как поэта

- большая часть лирики написана «на случай»

- много поэзии в альбомы

- гораздо больше интересны поэмы Вольтера

- в «Орлеанской девственнице» при всей фривольности, единственный персонаж, над которым не смеется Вольтер – сама Жанна Д’арк

- антирелигиозная сатира – характерна для Вольтера

- не признавал бессмертия души и загробной жизни

- считал, что человек полностью материален

- вопрос: верил ли он в Бога

- ему принадлежит афоризм: «Если бы Бога не было, Его следовало бы придумать»

- церковь не принимал

- церковь была нетерпима

- это отразилось в драматургии

- трагедии и комедии

- комедии близки к драме – несмешные, поэтому больше популярны трагедии

- трагедии написаны по правилам классицизма, но уже не внутренний конфликт между долгом и чувством, а внешний, между человеком и его окружением

- по накалу страстей ближе к Шекспиру

- адаптировал Шекспира под французский театр

- фактически переписывал александрийским стихом, подгонял под правила классицизма

«Заира»

- султан Арасман 0 человек благородный, великодушный

- вопрос религии не так принципиален для него, как человеческие отношения

- хочет жениться на пленной христианке Заире (еще в младенчестве попала к мусульманам)

- они преданно любят друг друга, но когда свадьба назначена, появляется крестоносец, французский рыцарь, который оказывается братом Заиры

- требует ее возвращения в лоно христианства

- тут же неожиданно находится их отец по счастливой случайности

- он рад тому что обрел дочь и сына

- но когда он узнает о том, что дочь хочет выйти замуж за мусульманина, он готов проклясть ее и фактически убить своими руками

- религия затмевает все

- явные отголоски «Отелло»: Арасман заподазривает Заиру в измене ему с французским рыцарем (он еще не знает, что это ее брат), убивает ее, а затем, поняв свою ошибку, убивает и себя

«Магомет»

- изображает Магомета

- посвятил папе римскому

- главного героя Вольтер называет «Тартюф с оружием в руках» - лицемер, святоша наносит вред не одной семье, а целому народу

- особое место в творчестве Вольтера занимают философские повести

- сюжет – средство

- большая часть сюжетов фантастичны

- философские идеи, которые проверял Вольтер

- в юности сторонник философии Лейбница – философия оптимизма, или теория предустановленной гармонии: зло не существует само по себе, зло – шаг на пути к добру

«Задиб, или судьба»

- двойные названия характерны для творчества Вольтера: в первой части – имя главного героя, а во второй – намек на то, о чем пойдет речь

- в основе мотив восточной повести

- действие происходит в Вавилоне

- Вавилон не исторический, а условный

- сюжеты и мотивы из восточных сказок

- мозаика из отдельных эпизодов, соединенная только личностью героя

- Зариб – молодой человек

- его жизнь – как качание на качелях: вверх – вниз

- он размышляет, почему так

- судьба играет человеком

- пытается найти во всем логику, но не получается

- узнает, что в Вавилоне умирает царь, жители хотят выбрать царя и отдать за него их царицу

- там типа «конкурс» на должность царя

- Задиб едет туда

- по дороге встречает отшельника – ключевой момент произведения

- тот предлагает ему путешествовать с ним, при одном условии: он не будет удивляться его странному поведению и никогда его не оставит

- Задиб согласился

- поведение отшельника действительно странное: останавливаются в доме богатого человека, кичащегося своим богатством. Но тот принимает их все равно радушно. Утром отшельник крадет у него золотой таз. В следующий раз останавливаются у скряги. И отшельник дарит ему таз. Потом они останавливаются у бедного философа, наутро отшельник поджигает его дом, топит в реке сына доброй вдовы

- тогда Задиб не выдерживает и спрашивает, с чем связано это поведение

- тогда старец на его глазах превращается в ангела и говорит, что Задиб так возмущен, потому что он не знает будущего, а он знает: философ на пепелище дома найдет клад, мальчик должен был стать разбойником, убить свою мать, а потом и Задиба, радушного богача он учил рачительнее обращаться с добром, а скупого быть более радушным

- в Вавилоне проходит Задиб испытание и становится царем

- Вольтер доказывает этим правоту идей Лейбница

- но скоро меняется отношение к теории Лейбница: причины частного и общего характера

- переписывался Вольтер со многими знатными людьми, монархами, в том числе и с Фридрихом 2 (Пруссия).

- однажды Фридрих пригласил его к себе, чтобы показать просвещенную монархию.

- Вольтер приехал, но не увидел просвещенной монархии

- на этой почве скандал и ссора с Фридрихом

- 1755 – лиссабонское землетрясение

«Кондид»

- мотив авантюрного романа

- действие уже во вполне реальной Вестфалии

- Кандид воспитывался в замке барона (был его дальним родственником)

- барон очень гордился своим происхождением, поэтому все что касалось его, считал лучшим (лучшее происхождение, лучшие люди и т.п.)

- поэтому Кондид учился вместе с его детьми: сыном и дочерью Конигундой (?)

- был у них воспитатель П…ос (Лейбниц), который учил тому, что все к лучшему в этом лучшем из миров

- Кандид влюбляется в К-у

- барон недоволен и изгоняет Кандида

- Кандида забирают в армию

- из армии он пытается бежать, но его избивают

- когда он выздоравливает, начинается война

- он узнает, что всех жителей замка, где он рос, убили

- он опечален

- хотя потом встречает учителя

- они путешествуют вместе

- учитель заражен сифилисом, но даже при этом он не оставляет своей теории

- в Лиссабоне во время землетрясения

- оказываются среди тех, кого хотят сжечь в наказание за землетрясение, но избегают этого

- Кандид находит К-ду

- она тоже жива

- но потом опять теряется

- много приключений

- попадает в Эльдорадо, случайно

- там золото – желтая грязь, а драгоценными камнями играют дети

- впервые видит, что люди счастливы

- короля при встрече нужно обнять и поцеловать в щёку

- но Кандид не мжет быть счастлив там

- поэтому предпочитает набрать побольше золота и драгоценностей (чем удивляет жителей) и уехать

- его предупреждают, что вернуться он не сможет

- большую часть богатств теряет в дороге

- встречает Мартена (в рамках конкурса на самого несчастного человека в мире)

- снова находит К-ду

- она испортилась, постарела, подурнела

- но он из честности женится на ней все равно

- находят учителя

- живут общинкой вместе со своими слугами

- Мартен и П…ос спорят (пессимист и оптимист) и часто призывают в судьи Кандида

- однажды Кандид обращается к их старому садовнику и садовник говорит:

«Я тружусь, и труд отгоняет от меня три великих зла: скуку, порок и нужду»

- Кандид задумывается над этим вопросом, когда в очередной раз, когда П…с и М-н спорят и обращаются к нему

- он им говорит «нужно возделывать наш сад»

- так из казалось бы безвыходной ситуации Кандид с сожителями находит выход

«Простодушный»

- нет фантастического сюжета

- события разворачиваются в узнаваемой Франции восемнадцатого века

- прием остранения: на привычный лад герои смотрят со стороны

- индеец из племени Гурон

- действующим лицом является не европеец, а юноша, воспитанный индейцем Гуроном, следовательно образ жизни ему не привычен

- приезжают во Францию, юноша оказывается по происхождению французом, племянником аббата Керкабона, и тот хочет его крестить

- условно повесть делится на две половины

- первая половина более комическая: простодушный сталкивается с укладом жизни и правилами католической церкви, это пока не грозит ему большими опасностями, а вызывает смех

- особенно эпизод, когда его собираются крестить

- перед этим он читает Библию и воспринимает все буквально (почему крестить его будут не в реке, а в храме)

- простодушно исповедуется монаху, а затем требует того же от монаха

-когда монах отказывается, избивает монаха

- поддается разумным внушениям

- его окрестили, дали имя Геракл, т.к. он такой же сильный и простодушный, как человек древности

- при этом его крестной матерью становится знакомая аббата, мадемуазель Сент-Ив

- он в нее влюбляется, но жениться на ней не может, т.к. она его крестная мать

- для этого нужно специальное разрешение, что возмущает простодушного

- участвует в небольшом сражении с англичанами

- проявил там чудеса храбрости

- отправляется в Париж

- его убеждают, что он должен просить награды у короля

- с этого начинается вторая часть

- посочувствовал гугенотам, но не присоединился к ним

- на него написали донос

- и за сочувствие ему не награду, а в бастилию

- там Гордон, попавший туда за свои убеждения

- поэтому столкновение человека естественного и исторического

- исторический человек своей невинностью души

- общаясь с простодушным, Гордон начинает все воспринимать по-другому, хочет даже отказаться от своих убеждений, но и сам положительно влияет на простодушного

- т.к. Простодушный невежлив и необразован – Гордон его учит физике, геометрии, поэтому П. становится просвещеннее

- между тем эта часть, пока П. сидит в Бастилии – рассказ на разные темы о философии, метафизики, литературе

- между тем, пока порстодушный рассуждает о разных вещах, мадемуахель Сент-Ив ищет способ его освободить

- один из влиятельных вельмож может ей помочь, но взамен требует стать его возлюбленной

- Сент-Ив не может себе этого позволить, т.к. верна Простодушному

- но окружающие уверяют ее, что так разумно и правильно – искаженное понимание добродетели

- в коцне концов она на это соглашается

- в конечном итоге она не выдерживает своего падения, заболевает и умирает

- Простодушный, который спасен физически, но жизнь его оказыается разрушена, для него нет больше счастья

- но повесть более правдоподобна, чем другие философские повести, поэтому заканчивается тем, что простодушный заканчивается военным офицером, ничего трагического с ним не происходит, но он не счастлив.

- повесть наиболее печальная и пессимистичная из всех философских повестей Вольтера

- несмотря на то, что в других повестях он опровергал философию оптимизма – там была надежда, что с помощью труда можно улучшить этот мир

- а здесь финал безысходен

- тематика перекликается с тематикой двух предыдущих повестей

- здесь последняя фраза, что из худа, зла не бывает добра – окончательно е отречение от философии оптимизма

- но сам Вольтер пессимистом до конца так и не стал, ему ближе позиция Кандида о том, что нужно возделывать свой сад

- в значительной степени его общественная деят ельность – борьба с церковью, был одним из первых европейских правозащитников, сдержанным оптимистом остался до конца своих дней

- будучи человеком уже старым решил вернуться во Францию, когда там умер Людовик 15, т.к. надеялся, что его преемник будет более либеральным

- и тот устроил настоящий триумф из его возвращения

- но вскоре после возвращения Вольте умер

- смерть Вольтера – последняя его дитва на общественном поприще, т.к. его племянник постарался как можно быстрее и как можно тише попытался организовать его похороны

- и это было разумно, т.к. на следующий день пришел приказ из церкви о том, что Вольтера нельзя хоронить

Дени Дидро

- младший современник Вольтера

- писатель, философ

- в большей степени философ ,чем писатель, его художественные произведения были менее известны

- большинство его литературных произведений были изданы после его смерти, а некоторые намного позже, в первой половине 19 века

- главное дело жизни Дидро – Энциклопедия (толковый словарь наук, искусств и т.п.)

- был вдохновителем и автором идеи энциклопедии, основным организатором и автором

-именно Дидро с первого и до последнего тома занимался организацией издания энциклопедии

- сначала ему многие помогали, потом их меньше, т.к. гос-во и церковь пытались ему помешать

- но Дидро довел благополучно до конца

- по своим взглядам Дидро был материалистом и атеристом

- это отразилось в его философских произведениях

- из литературных – в первую очередь в его романе «Монахиня»

- хотя больше похож по построению на повесть

- история, которая легла в основу романа: один из друзей Дидро уехал в путешествие, и чтобы он поскорее вернулся, друзья решили его разыграть: начали писать письма от имени знакомой ему монахини, она ему помогала связаться с судом, с нотариусами

- Дидро писал от имени этой монахини

- друг все больше заинтересовывался этой монахиней

- она ему казалась все более и более умной и даже захотел с ней встретиться

- тогда они ему написали, что она скоропостижно умерла

- роман представляет собой ОДНО БОЛЬШОЕ письмо некоему маркизу, который тоже однажды ей помог с ее светскими делами

- главная героиня Сюзанна Симоне, девушка из буржуазной семьи, начало ее истории напоминает сказку: младшая нелюбимая дочь в семье

- особенно эта ситуация обостряется, когда они взрослеют и им начинают подыскивать женихов

- родительский выбор - монастырь

- сначала она уехала в монастырь пожить

- что очень распространенно

- потом оказалось, что ее хотят постричь

- когда она начала отказываться, раскрылась истинная причина: она незаконно рожденная дочь

- две составляющие:

1) тема общественной несправедливости и неестественности уклада и монастырской жизни

2) характер главной героини, которая рассказывает о своей жизни сама и ее смелость и твердый характер поражают читателей

- в начале романа совсем юная девушка и у нее нет ни жизненного опыта, ни опоры в жизни, а бороться приходится: семья, общество, стоящее за семьей, заставляет принять монашеский обет

- она не соглашается, потом заствляют

- в сам момент пострига теряет сознание

- Дидро описывает три разных варианта монастыря

- сама сюзанна побывала в двух

1. – самый щадящий вариант

- добрая, благородная, искренней веры настоятельница, которая помогала монахине служить Христу

- монастырь как он был задуман

- но эта первая настоятельица, склонная к религиозным экстазам заболевает и умирает

- повышенная религиозность по мнению Дидро разрушает человека как физический организм: душа разрушает тело, в котором находится

- новая настоятельница устанавилвает чуть ли не полицейский режим

- все монахини следят друг за другом, доносят, становятся врагами

- тут Дидро показывает, что монастырская жизнь, противоречащая жизненному укладу, проявляет не лучшие, а худшие качества человека

- обязанность подчиняться и т.п. – все это побеждает личность

- тут Сюзанна начинает выполнять долг монахини, как это должно быть

- соблюдает все обеты и т.п., следовательно становится скоро ненаистной всему монастырю

- ее жизнь хотят превратить в ад: оскорбления, унижения и т.п.

- проявляется самая низкая стопрона человеческой натуры

- но чем сильнее давление на нее – тем сильнее противодействие

- характерен эпизод, когда она, устав от издевательств, начинает думать о самоубийсте

- заброшенный колодец

- но наследющий день замечает, что калитка к колодцу открыта => кто-то понял ее идею и начинает подталкивать ее к самоубийству.

- тогда она бросает эту мысль о самоубийство

- СЮзанна не хочет оставаться в монастыере не потому, что она не верит в бога

- вся скрытая критика церкви идет от автора

- Сюзанна верующая девушка, но она хочет быть сободнее

- единственная ее цель – свобода

- за эту свободу она сначала пытается бороться законными стсредствами, подавая иск в суд

- но дело проиграно

- тогда попадает в другой монастырь

2. – еще одно искажение человеческой натуры

- к сюзане относятся добродушно и доброжелательно

- но оказыается, что настоятельница – лесбиянка

- монастырская жизнь калечит не только духовно , но и физически

- сюзанна решает бежать, т.к. законные способы освобождения исчерпаны

- наконец окаывзывается в миру, осовбождается от монатсырских оград

- рассказ о побеге обрывочный

- в финале она жвет в бедном квартале в Париже. Рабоатет прачкой.

- жинь ее тяжелая, но она рада, что освободилась от монастыря

- критики считают по разному

- крах: отринув зависимость от моанстыря, она оказалась в завсимости от общества

- с друогой стороны она добилась чего хотела – свобода

= пишет маркизу не только рассказать о своей жизни, но и попросить помощи у маркиза найти место служанки подальше от Парижа

- довольствутеся той свободой, которая есть

- финал остается открытым

- но эту битву она выиграла

«Диалог о …. Племянник Рамон»

- трактат написан в форме диалога

- в античной форме

- в названии имя одного из персоанжей

- разговор между персонажем, философом, которы й напоминает самого Дидро, и племянник, которйц наверное был собеседником

- сам рамон тоже нзанимается музыкой, но давно не пишет и что за дядюшкой не угнатиься

0 в диалоге две составляющие

\об- харктер крайне проитворечив

- описыая его, диро наинает с противоречий

0 смесь высокго и низкого, в его ааа

- противоречие – главная характеристика образа

- ведет праведную жизнь

-ведет себя низменно

- тщестолюбие тщеславие поравителей философов начинает упрекать Рамоа, как он ведет такую жизньо

Жан Жак Руссо

- трудно понять: кто больше: политик или писатель-сентименталист

- жизнь Руссо неоднназначная и бурная

- сам человек весьма неуравновешен

- занимался в своей жизни развнми профессиями, музыкой, приудмал новый способ записывания нот цифрами

- сочинял оперы, которые имели успех

- писал философский трактат

- среди французских писателей не было другого, кто так защищал добродетель и мораль

- сам вел далеко не добродетельный образ жизни – это описано в его «Исповеди»

- славу принес роман «Юлия и новая Элоиза»

- одно время замый знаментый во всей литературе

- отчасти из-за того что был первый документальный рома

- отчасти из-за сюжета: много рассуждений об общественной жизни и т.п.

- отчасти трактат на философские темы

- название «Новая Элоиза» должно было напоминать историю средневекового философа богослова Пьера Абеляра и его возлюбленной Элоизы

- она последовала его примеру - ушла в монастырь, и они долго вели переписку

- Пеьер Абеляр сам еще опубликовал эту переписку в книге «История моих бедствий», поэтому сюжет хорошо известен

- сюжет был хорошо известен

- роман Руссо эпистолярный

- в основе сюжета – неравная любовь

- плебей влюбляется в свою ученицу, дочь аристократа, барона

- Юлия (?) отмечает его любовь – первая часть романа – чистая невинная платоническая любовь

- любовь показана как чувство высокое, благородное и очищающее человеческую природу

- любовь не могла оставаться платонической

- отец не позволил ей выйти замуж, а вне брака она себя не мыслила, не представляла

- отец настаивает на том, чтобы Юлия вышла замуж за человека равного ей по положению, но человека, который намного ее старше, практически ровесник ее отца

- в конце концов становится возлюбленной своего учителя

- сожалеет, считает, что совершила ошибку, но любовь оказывается сильнее

- но отец настаивает на свадьбе с аристократом

- она соглашается в итоге на этот брак

- то что у другого автора могло быть изображено как трагедия, крах любви и влюбленных, здесь изображено как разумный поступок – именно с мужем Юлия становится счастлива, т.к. живет в гармонии с собой, он оказывается человеком благородным, разумным, но в отличие от Юлии довольно холоден и неснтиментален, но именно это помогает Юлии выстоять и сохранить душевное спокойствие, смиряется в конце концов с долгом жены, матери, хозяйки.

- но Сент Бер после долгих путешествий все же возвращается обратно

- и для Юлии возникает драматическая ситуация, потому что ее муж решает восстановить добрые отношения с Сент Бремом (?)

- возвращает в поместье и предлагает стать учителем

- в курсе

- и обращается к нему и говорит, что должны стать друзьями

- просит только о том, чтобы на едине вели себя так же как при нем

Зарубежная литература XVII-XVIII веков