Зарубежная литература XVII-XVIII веков
Зарубежная литература XVII-XVIII вв
Введение
- период войн, религиозных и политических конфликтов
- к началу семнадцатого века возникла необходимость искать новый идеал
- у каждого идейно-художественного направления свои идеалы:
* опора на религию
* опора на разум
- представления о мире в семнадцатом веке:
* кризис => мир представляется хаотичным, бездушным, принципиально непознаваемым
* человек должен подчиняться законам, но их понять он не может
* мир хаос, человек вынужден покоряться
- мысли о смерти
- необходима точка опоры, нечто неизменное
- и эта точка найдена в душе человека, воля, внутренняя стойкость, духовные ценности
- М. Опиц: «… и твоя душа приют для Бога»
- основная идея стоиков: человек должен сохранять внутреннее спокойствие
- неостоицизм
- две основных концепции
Католическая концепция свободной воли |
Протестантская концепция предопределения |
- свободная воля для выбора между добром и злом - свобода человека зависит от того, что он выбирает ! слабость концепции: -отношения обмена между человеком и Богом: добрые поступки человека с расчетом на вознаграждение («бартерный обмен») |
- спасение человека не зависит от того, как он живет - все уже предопределено - но все равно обязанность жить добродетелью |
- наибольшее влияние на литературу оказала концепция свободной воли
- два основных художественных направления:
барокко |
классицизм |
- представление о мире и о месте человека в мире (мир хаотичен, бездушен, человек должен бороться и сопротивляться) |
|
- искусство должно отражать бездушие и дисгармонию мира в соответствующих формах - следовательно, сложные сюжеты, интриги - дисгармоничный стиль - сложные метафоры (в основе сравнений лежат очень отдаленные предметы) - литература ориентирована на литературу Средних веков - ИСПАНИЯ наивысший расцвет - развитие театра (Лопе де Вега до нас дошло около 500 пьес, сам он говорил о 1000) |
- основная цель искусства преображение хаотичного мира в гармонию - ориентация на античность - ФРАНЦИЯ наивысший расцвет |
Испанская литература семнадцатого века. Кальдерон
- также от Лопе де Веги остался трактат: «Новейшее руководство по сочинению комедий»
- тогда комедиями назывались все нерелигиозные произведения
- основные идеи трактата де Веги
1) главная цель драматурга успех у зрителя (до этого реакция зрителя была не важна)
2) хитросплетенный сюжет необходим. Зритель не должен догадываться о развязке до самого последнего момента
3) 3 действия (в отличие от классицизма, где идет опора на античность => 5 действий)
1-ое действие завязка
2-ое действие разворот сюжета
3-е действие развязка со второй половины действия
4) смешение трагического и комического
Педро Кальдерон де Ла Барка
- ВПЕРВЫЕ! философская проблематика в литературном произведении
- сюжет подчинен испытанию некой философской концепции
- нет требования к правдоподобию
- герой носитель неких идей
- новый прием: реализованная метафора
- язык Кальдерона сложнее де Веги
- Произведения Кальдерона:
1. Ауторелигиозные пьесы
2. Пьесы на светские темы
2.1. Комедии
2.2. Драмы чести
2.3. Религиозно-философские темы
- комедии Кальдерона невеселые
«Стойкий принц»
- житийна драма
- не драма чести
- концепция свободы воли: выбор
- для дона Фернандо честь важна, но духовные принципы важнее
- внешняя свобода ограничена, но внутреннюю свободу у человека никто не отнимет, если он сам того не допустит
- два сюжетных центра, которые друг друга дополняют и разъясняют
- 2ой такой центр мавританская принцесса Феникс
- противопоставление христианства и мусульманского мира
- ключевой момент: Дон Фернандо обменивается на принцессу Феникс
- Принцесса Феникс обмен на мертвеца
- Для мавров высшая ценность живая красота
-Дон Фернандо умирает в плену
- за него предлагают взамен принцессу Феникс
- король мавров, как и Феникс, не признают такого обмена
«Жизнь есть сон»
- метафора распространена в испанской культуре барокко
- основные метафоры испанской культуры:
1) жизнь есть театр (встречаем у Шекспира)
2) жизнь есть сон
- подчеркивается иллюзорность и переменчивость жизни
- пробуждение смерть
- после смерти жизнь вечная
- важно не то кем, а каким ты был в земной жизни
- условный сюжет, в котором раскрывается иллюзорность жизни
- действие происходит в Польше
- в Испанских пьесах того времени часто действие разворачивается не в Испании, но в странах, которые условны, т.к. похожи на Испанию
- у короля Басилио рождается сын
- король составляет гороскоп
- но оказывается, что сын должен убить мать, свергнуть отца и стать злостным тираном
- частично сбывается пророчество: королева умирает при родах
- тогда принца велел Басилио заточить в башню
- попытка изменить судьбу, но эта попытка механическая и примитивная, и она не меняет, а только усугубляет предсказанное
- единственный человек, которого он там видит его тюремщик-воспитатель
- => никакого духовного воспитания
- принц Сигизмунд сидит в башне 20 лет
- Кальдерон использует прием реализованной метафоры: звериная сущность Сигизмунда-прикован цепями и одет в звериные шкуры
- мечтает о свободе, но для него свобода это свобода птицы, зверя, ручья => о свободе внешней, проявлении и осуществлении желаний
- он удивляется, почему он, человек, существо более совершенное, несвободен
- Басилио хочет проверить гороскоп и приказывает во сне перенести сына во дворец
- когда он просыпается, ему говорят, что он вовсе не заключенный, а наследный принц
- первое его чувство злость: за что его тогда 20 лет держали в башне
- начинает осуществлять свободу, о которой мечтал: дерется с придворными, одного из них выбрасывает в окно, набрасывается на первую попавшуюся девушку и т.п.
- предсказание сбывается => Басилио опять приказывает заточить сына в башню, тоже во сне
- когда он просыпается в башне, тюремщик убеждает его, что все было лишь сон
- ему начинают внушать, что все в этом мире иллюзорно
- Сигизмунд начинает переосмыслять поведение и позицию, начинает задумываться о свободе духовной
- старается обуздать свою животную сущность
- решает, что можно стать свободным, ограничив себя
- перемещение из тюрьмы во дворец и обратно концентрированное изображение жизни человека, которое Кальдерон уложил в три дня
- во внешнем мире: народ, узнав, что есть наследный принц (до этого вопрос наследования престола был открыт, король Басилио приблизил к себе двух племянников, одного из которых и хотел сделать королем) поднимает восстание, свергает Басилио и освобождает Сигизмунда
- Сигизмунд соглашается стать королем
- Басилило пытался избежать судьбы, но делал это очень просто => только приблизил её (признаки античной культуры)
- Сигизмунд, изменил свою судьбу стал не тираном, а мудрым правителем (признаки христианской культуры)
- второй центральный персонаж (как и в «Стойком принце») девушка Росаура=Роса (роза) + аура (заря)
- Росаура поражает всех своей красотой, внутренним сиянием, хотя она не идеальна как личность
- она не противопоставляется главному герою, как в «Стойком принце», а СОпоставляется с ним
- Сигизмунд называет ее сестрой по духу
- Росаура падает с лошадЬЮ символ нравственного падения
- она ищет любовника, который обесчестил ее и пропал
- она ищет его чтобы отомстить
- обесчещенная девушка выброшена из общества
- поэтому впервые в пьесе она появляется в мужском наряде
- на нее-то и набрасывается Сигизмунд
- он еще не знает, что она девушка. Он бросается на нее, но его останавливает красота как таковая
- первая их встреча Росаура случайно заходит в башню Сигизмунда
- когда становится королем, женит ее на Астолько ее любовнике, т.е. восстанавливает ее честь
- сам женится на принцессе, своей ровне
Корнель
«Сид»
- герой должен либо отказаться от своих идеалов, либо погибнуть
- его спасает воля короля: он не позволяет казнить Сида
- но конфликт незавершен свадьбы нет
- комедия мерило прекрасного
- во Франции создана Французская Академия специально для контроля соблюдения канонов классицизма в искусстве
- во ФА «Сида» назвали ТРАГИкомедией
- Сид поддается своей страсти, своей любви
- в ФА предлагают ввести изменения в финал: не хотят, чтобы граф был убит, или хотят, чтобы оказлось, что он не отец Химены
- молчание Химены становится отказом
- нарушения канонов классицизма:
1) взят не античный сюжет, а испанский (при том, что в то время была напряженная ситуация в отношениях между Испанией и Францией)
2) нарушено триединство времени, пространства и действия:
* действие длится 36 часов
* два места действия: дворец короля и дом Химены
* появляется вторая сюжетная линия линия Инфанты
- в ФА считали, что эта линия не нужна, но образ Инфанты необходим
«Гораций»
- жители городов роднятся
- но для объединения городов один из них должен потерять свою независимость и имя, следовательно, конфликт доходит практически до войны
- тогда Рим и другой город решили выставить по три бойца
- Рим выставил трёх братьев Горациев, а другой город трёх братьев Куриациев
- но сестра Куриациев замужем за одним из Горациев (уже римлянка), а сестра Горациев невеста одного из Куриациев (ещё римлянка) это гражданство очень важно для того периода, для Римского права
- следовательно, братья Горации перед выбором:
1) долг перед государством
2) любовь
- это более классический вариант
- приём ПАРНЫХ персонажей:
* Гораций более категоричен в исполнении закона, Куриаций более человечен
* Для обеих женщин конфликт горе
- кульминация действия сражение между братьями
- сначала побеждают Куриации они убивают двух Горациев
- оставшийся Гораций бежит, но потом убивает всех Куриациев по одному
- и Рим победил!
- Горация встречает его сестра Камила (которая была невестой одного из Куриациев) и проклинает брата и Рим, предсказывает падение Рима от безнравственного разрушения
- Гораций разозлился и убил Камилу
- Горация должны судить и убить, но народ его оправдывает и Гораций становится абсолютным победителем
- но классицисты опять забраковали пьесу как классицистическое произведение: мол пусть уж лучше Камила закололась бы сама
- трактовали комедию различно (особенно важна в период ВФР)
- в более поздних комедиях Корнеля классицизм и барокко смешиваются трагедии 2ой манеры
«Родогуна»
- в центре внимания 4 персонажа:
1) греческая царица Клеопатра, у которой умер муж и она должна передать престол одному из своих сыновей
2,3) Селевк и Антиох сыновья Родогуны
4) Родогуна пленница и наложница мужа Клеопатры, которая тоже может претендовать на престол
- НО Клеопатра хочет править сама => ей нужен сын-марионетка и не нужна Родогуна
- тогда она устраивает испытание для сыновей: трон получит тот, кто убьет Родогуну
- но братья любят ее
- Антиох и Селевк персонажи-двойники А НЕ ПАРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
- сопротивляются борьбе
- Корнель вновь применяет мотив выбора, но тут выбор безнравственный изначально
- единственный выход отказ от выбора
- и тут появляется первое отличие между братьями: Селевк отказывается от трона и Родогуны, Антиох верит, что сможет всё уладить и соглашается занять трон
- Селевк был убит и перед смертью предостерегает брата от «дорогой им обоим руки» (а это может быть и Родогуна и Клеопатра)
- Клеопатра травится вином на свадьбе и перед смертью проклинает брак и предсказывает рождение сына, похожего на нее
- порочные мотивы:
1) мотив двойничества (Селевк и Антиох)
2) мотив лица и маски (Клеопатра)
- расходятся понятия разума, воли и действия
- волей Клеопатры и Родогуны движет страсть
- у Селевка и Антиоха воля не перетекает в действие
Жан Расин
- последователь Корнеля
- НО новые тенденции в его творчестве
- принадлежал к секте янсенистов, которые поддерживали концепцию предопределения
- Корнель же был сторонником концепции свободы воли
- Расин нравственно этические пьесы более психологического характера
- для Расина важно движение души
- четко соблюдены все правила классицизма
- в частности проблема единства времени решена оригинальным способом: действие пьесы разворачивается в день развязки конфликта
- Корнель в пьесах первой манеры конфликт решает в пользу долга
- у Расина же накал страстей, эмоции, чувства
«Андромаха»
- одна из ранних трагедий
- 4 центральных персонажа:
1) Пирр (Сын Ахиллеса)
2) Андромаха (вдова Гектора и мать Астионакса)
3) Гермиона (дочь Елены и Менелая)
4) Орест (сын Агамемнога и Клинтемнестры)
- Пирр духовно подчинен Андромахе, фактически он ее пленник, а не она его
- Пирр чтобы добиться расположения Андромахи, шантажирует ее тем, что отдаст ее сына Оресту
- Андромаха встает перед выбором: лишиться сына или лишиться верности Гектору
- выбор Расина не такой, как у Корнеля
- у Корнеля выбор между чувством и долгом, а здесь выбор иной в корне
- у Андромахи нет проблемы долга и чувства
- решается на трагический компромисс: выйти замуж за Пирра
- в пьесе двое центральных персонажей гибнут физически (Гермиона и Пирр), один гибнет духовно (Орест) этим Расин показывает, как пагубна игра страстей
- судьба решает за Андромаху: она становится вдовой Пирра и царицей
- Андромаха оказывается подчинена судьбе
- любовь не подчиняется сознанию
- если любовь безответна, то герои не могут вызвать ответной реакции
- всех героев связывает троянская война, хотя не все они в ней участвовали лично
- для них она еще не закончена
- Пирр хочет стать мужем Андромахи, стать отцом ее сына, одним словом хочет заменить ей Гектора
«Британик»
- проблема личности и государства
- за основу взят древнеримский исторический сюжет начало правления императора Нерона
- чтобы Нерон стал императором многое сделала его мать Агриппина
- но она хотела управлять государством сама при помощи сына
- Нерон влюбляется в невесту своего сводного брата Британика, Юнию
- чтобы добиться взаимности угрожает Юнии убить Британика
- Юния подчиняется ему и бросает Британика
- но полюбить Нерона она не может, поэтому сбегает от него
- одна из центральных сцен сцена беседы Агриппины с Нероном: она рассказывает ему о предках и о том, что она сделала для того, чтобы он стал императором, желая тем самым подчинить его себе
- но на самом деле преступления праотцов становятся для него предметом подражания, и Агриппина фактически развязывает руки сыну, а не сковывает его, как она того хотела
- Нерона воспитывают два придворных: философ Сенека (которого Нерон впоследствии убивает) и Нарцисс
- убийство Нарцисса вызывает радость народа, но истинный злодей, собственно Нерон, остается незамеченным и у власти
- Расин называл своего Нерона чудовищем в зачатке
- показывает, как развивается безнравственность в человеке, как неограниченная власть превращает человека в чудовище
- поражает смелость Расина: публикует свою пьесу, во время правления Людовика XIV, когда после смерти Мазарини он отказывается от должности премьер-министра при своем дворе и фактически сосредотачивает всю власть в своих руках => «Британик» звучит как намек
- яркость света скрывает безнравственность, от которой бегут Британик и Юния
«Федра»
- полностью классицистическая пьеса
- сюжет практически полностью копирует сюжет «Ипполита» Еврипида
- но Расин переосмыслил сюжет, и вот что он ИЗМЕНИЛ:
1) отсутствие богов => любовь Федры не имеет божественного происхождения, связанного с местью богов
- Афродита только упоминается
2) показан следующий этап развития Ипполита: теперь он чуждается Федры не потому что чуждается всех женщин, а потому что у него есть девушка, Арикия,
- при этом он еще целомудренен
- Арикия последняя из рода афинских царей, ей сохранили жизнь, но запретили выходить замуж, чтобы она не восстановила род
- => Ипполит и Арикия скрывают свою любовь
- мотив родового проклятия: родовое проклятие над родом Федры проклятие преступной любви
- ее мать переспала с быком и родила Минотавра
- Федра не может побороть любовь к Ипполиту
- связаны темы любви и власти: Федра предлагает Ипполиту править вместе
- но этот альянс невозможен, равно как и альянс Ипполита с Арикией
- наперсница подталкивает Федру, клевещет на Ипполита, т.к. она незнатная и ей можно совершать подлость во имя любви к своей госпоже
- т.к. Артемиды нет, то Федра сама должна признаться Тесею в своем преступлении
- => другой вид самоубийства: не вешается, а принимает яд, и пока он действует, рассказывает правду
- проклятие Федры аналогия с первородным грехом всего человечества
- Федра религиозна, хочет наказать себя, как только открывается Ипполиту
- публика в отличие от критики признавала Расина
- роковое обещание Расина не писать трагедий
- иной поворот, чем у Корнеля, но сохранение идеи главенства разума
- можно провести параллели между Расином и Еврипидом:
1_ психологичность
2_на первый план выходят женщины
Мольер
- блистательный театр провалы
- влез в долги
- попал в долговую тюрьму
- возможные причины провала театра:
1) ставил только трагедии
2) играл в них сам, несмотря на отсутствие актреского талант
- после долговой тюрьмы в бродячий театр
- довольно успешно, особенно, когда сам стал писать для него комедии
- вернулся в Париж уже триумфатором
- театр Мольера получил приглашение ко двору
- Мольеру начали поступать заказы на комедии для придворных праздников неофициальный придворный комедиограф фактически (официально ему эту должность не давали)
- типы комедий Мольера по классификации классицистов
Тип комедий |
Отличительные особенности комедий |
низкие |
- бытовые, фарсовые - комедии положений: смех вызывают нелепые ситуации, стычки, драки, пощечины - написаны в основном прозой - состоят из 1-3 актов, поэтому часто ставились как дополнение к большой постановке |
высокие |
- комедии характера - смехом искореняются пороки, исправляются нравы - подчиняются правилам классицизма - триединство времени, места и действия - 5 актов - написаны александрийским стихом |
- комедии высокие и низкие различаются только по этим формальным признакам
- в середине 60х гг ХVII расцвет творчества Мольера, написаны три его величайшие комедии:
* «Тартюф, или обманщик»
* «Дон Жуан»
* «Мизантроп»
- часто эти произведения называют триадой высоких комедий, но это не совсем точно, т.к. «Дон Жуан» - не высокая комедия, а барочная трагикомедия
«Тартюф»
- тема лицемерия
- Мольер часто затрагивает ее в своих комедиях
- лицемерие главный порок эпохи
- связь с политической ситуацией распад фронды
- мораль расшатывается => власть пропагандирует религию
- сочетание противоположностей: роскошная красивая жизнь и религиозные правила => лицемерие, показная религиозность
- Мольер намекает на религиозную организацию того времени «Общество святых дорог», которое занималось тем же, чем и Тартюф: члены общества внедрялись в «неблагополучные» семьи и разоряли их
- обществу покровительствовала церковь и королева-мать Анна Австрийская
- комедия заказана на придворный праздник
- при дворе была поставлена первая редакция комедии
- ее особенности:
* 3 акта
* Тартюф священник
* вопреки правилам классицизма полное торжество порока, у Тартюфа все складывается удачно
- по требованию церкви король запретил пьесу
- особенности второй редакции
* изменяется сюжет
* Тартюф светский человек
* Тартюф переименован, теперь его зовут Панюльф
- разрешена только третья редакция (мало отличается от второй)
- трехактный вариант до нас не дошел
- в принципе до нас не дошли рукописи Мольера только его ранние издания
- в доме Аргона Тартюфу доверяют только Аргон и его жена
- остальные оценивают Тартюфа иначе, видят его сущность и из-за этого складываются комические положения
- но Аргон ничего не видит, он не только хочет выдать дочь за Тартюфа, но и переписать на него свое имущество
- первым в комедии наказывается Аргон за свою доверчивость: закон полностью на стороне Тартюфа, Аргона ждет арест
- ничего не может спасти Аргона
- Мольер использует прием, аналогичный приему античной драматургии «бог из машины»: у Мольера вмешивается не бог, а король
- узнав о его проделках, король приказывает арестовать Тартюфа, а не Аргона
- для персонажей Мольера характерно сочетание гиперболы и психологической достоверности: Тартюф лицемерен от начала и до конца, даже когда он говорит правду, так что правда превращается в ложь
«Дон Жуан»
- минимум два прототипа, один из которых погиб при невыясненных обстоятельствах => Дон Жуан проваливается сразу в ад, второй ушел в монастырь
- первым образ Дон Жуана ввел в литературу испанский драматург Тирсо де Молина в произведении «Севильский озорник»
- главный герой Дон Хуан действует в основном обманом или насилием => непривлекательный персонаж
- Дон Хуан НЕ атеист
- Мольер взял легендарный сюжет, но придал ему новые черты:
* Дон Жуан современник автора
* не просто циник и безбожник, а вольнодумец (либертен)
NB изначально либертены это ученики философов, затем этот образ мыслей распространился в обществе, особенно среди молодых дворян => мода на вольнодумство, вольнодумство становится оправданием для безнравственных поступков, хотя на самом деле вольнодумство не предполагало аморализма
- Мольеровский Дон Жуан неоднозначный персонаж:
+ |
- |
- храбрый - очень умный и это заметно - искренний: он не обманывает женщин, а скорее завлекает, соблазняет, очаровывает; он всегда искренне влюблен |
- распущенный - циничный |
- парадоксальное обаяние порока: подчеркивает это сцена, когда Дон Жуан искусно обводит вокруг пальца своего кредитора
- Гонорель спрашивает Дон Жуана, верит ли он в Бога или дьявола Дон Жуан смеется в ответ на оба эти вопроса
- тогда Гонорель спрашивает, верит ли он в серого монаха (приведение, которое держало в страхе весь Париж)
- Дон Жуан не верит и в серого монаха и это бесит Гонореля (!), т.е. он допускает неверие в Бога и дьявола, но не допускает неверия в серого монаха
- тогда он спрашивает, во что же верит Дон Жуан
- тот отвечает: «в то что 2х2 4, а 2х4 8»
- у Дон Жуана и Гонореля есть что-то общее, что их объединяет, что заставляет их вместе идти искать серого монаха
- Дон Жуан рационалист
- Гонорель тоже, но он не доходит в своем рационализме до абсолюта, как Дон Жуан
ПРОПУЩЕННАЯ ЛЕКЦИЯ
Робинзон Крузо
- Робинзон не наедине с собой, а наедине с Богом
- читает Библию и пытается ее трактовать
- появление Пятницы символ сотворения человека
- сначала отношения Робинзона и Пятницы складываются в духе просветительского колонизаторства
- иерархия в отношениях: хозяин-раб
- затем господин-слуга
- затем переходят скорее на уровень дружбы
- противопоставление исторического и естественного человека
- Робинзон понимает, что Пятница не чужд цивилизации, у него необычное мышление
- в какой-то степени Робинзона можно считать естественным человеком, так как он оказался в искусственной ситуации
- Робинзон результат и сын своего общества
- постепенно теряет специфические черты, предрассудки, свойственные его обществу см сцены с испанцами
- роман настолько популярен, что Дефо написал два продолжения:
1) возврат Робинзона в Великобританию, а затем очередное путешествие на острова
2) трактат «Серьезные размышления ….» продолжение религиозно-философской темы
Моль Флендерз
- продолжает традицию плутовского романа
- роман о мошеннице
- просветительский роман
- ведется от лица самой героини
- рассказывает о своих мужьях, но нулевой градус эмоциональности
Джонатан Свифт
- ироническое и сатирическое исследование мира
- в «Путешествии Гулливера» Свифт изобразил европейское общество
«ПГ»
- философский роман
- => испытание философской концепции => автор создает экстремальные условия
- Бахтин философский роман возводил к античной Менипповой сатире проверка ключевых вопросов философии
- 4 части романа
- первые две путешествия в страну лилипутов и великанов
- причудливая фантастика
- но на самом деле фантастичны только размеры
- у Свифта ТОЧНЫЕ пропорции (не то что в «Гаргантюа и Пантагрюэль»)
- чтобы подчеркнуть реалистичность, дает точные координаты, чтобы читатель не отрывался от реальности
- прием реализованной метафоры
- Свифт сбивает систему координат, подготавливает читателя к событиям
- начинает изучение страны с изучения государственного устройства
- в Лилипутии и стране великанов пародия на европейские системы управления
- ответ на идеи просвещенного монарха
- король великанов мудрец, но эта мудрость не от просвещения
- у него есть природная мудрость
- в разговоре проявляется характер Гулливера
- Гулливер конечно не личность, а скорее условный персонаж
- у него есть постоянные качества:
1) приспособляемость под любую ситуацию
2) быстро осваивает языки
- в стране великанов становится патриотом
- в образе летающего острова реализованная метафора: власть в прямом смысле оторвана от общества
- жители летающего острова погружены в науку, и это математика самая абстрактная из всех наук => совсем отрешены от реальности
- жизнь остановлена наукой => Свифт ставит науку под вопрос
- сравнение не в пользу парламента
- идея регресса человечества
- одна из черт менипповой сатиры разговор с духами мертвых
- в другой стране тираническая монархия придворные вылизывают пол у трона короля в прямом смысле
- бессмертие оказывается вечной старостью => ничего привлекательного в этом нет
- изменив таким образом подход к бессмертию, Свифт меняет и отношение к нему
- каждая новая страна демонстрирует недостатки человека => Гулливер разочаровывается в человеке
- в стране лошадей мир наоборот в прямом смысле
- высшие существа лошади, низшие ехо, одичавшие люди
- мыслящие лошади разумны
- Свифт комически обыгрывает ситуации: лошади ведут себя как люди
- 0 эмоций
Особенности французского просвещения
- Великобритания в восемнадцатом веке эпоха послереволюционная, во Франции дореволюционная
- при Людовике 14 религиозность в высшем свете, разнузданность в низшем
- церковь борьба с вольнодумством
- кризис государства
- ослабление власти
- ослабление авторитета Франции в мире
- следовательно кризис
- в литературе
* сатирическое изображение общества
* публицистичность
* политизированность
- развитие образования: начало обучения искусству, истории,
- просветители пытались создать образ просвещенной оФранции
- взаимоотношения литературы с философией и наукой
- стало нормой, чтобы научные труды писались литературным языком
- и литература должна популяризировать философские идеи
- 1751-1780 Энциклопедия
- один из активных издателей Дидро
- основная идея Э просвещение общества
- сохранение сильных позиций классицизма
- просветительская литература долго на неофициальном положении: издавалась за границей, в основном в Голландии, или распространялась в рукописях
- 1737 закон о запрете выпуска романов
- также новое направление в литературе и прикладном искусстве: РОКОКО
* ироничный, шутливый взгляд на жизнь
* жизнь воспринимается как игра
* преобладают малые жанры
* тематика частной жизни
* чаще поэмы, но в поэмах ничего героического, напротив легкомысленные, фривольные, антицерковные
- рококо поэмы Вольтера («Орлеанская девственница»), Парни
- неовосточные сказки
Лесаж «Приключения Жиль Бласа»
- Лесаж начинает творческую деятельность не со своих произведений, а с переводов с испанского, что впоследствии иногда использует в своем творчестве
- при этом никогда не был в Испании
- плутовской роман
- смешение черт разных видов романов
- абсолютно оригинальное произведение
- в отличие от традиционного героя плутовского романа, Жиль Блас нормального происхождения буржуа (не низкое)
- получает хорошее образование
- проходит через все слои общества, и каждый накладывает на него отпечаток
- сочетаются противоречивые черты характера
- характер остается живым
- поднимается по социальной лестнице
- случаются несчастья
- наконец достигает цели: при дворе занимает пост секретаря первого министра
- но вершина оказывается самой страшной пропастью в нравственном плане
- закрылся от всех человеческих чувств
- отдаляется от друзей
- вторая попытка службы при дворе тоже безуспешна
- идея, частая в литературе восемнадцатого века: от моральных принципов иногда надо отступать
«Хромой бес»
- роман нравов
- студент отпускает беса и тот в благодарность показывает ему обратную сторону Мадрида (Парижа)
А.Ф. Прево «История кавалера …»
- продолжение темы двойственности, начатой в приключениях Жиль Бласа
«Записки знатного человека»
- молодой человек встречается с девушкой
- сначала она идеальна, потом оказывается легкомысленной
- самое интересное и самое сложное двойственность человеческой натуры
- отец с детства записал в мальтийский орден
- основная загадка: Мануэль и …эль до конца остаются симпатичны читателю, любовь оказывается вне морали
- читатель оказывается над моралью
……………………………………………………………………………………………
Стерн
- добродушная ирония
- не впадает в цинизм
- следовательно нет отрицательных героев в привычном смысле
- нет и однозначных положительных героев
- Стерн провинциальный пастор
«Жизнь и мнения Тристана (?) Шенди»
- первые части опубликованы, когда ему уже было 47 лет
- внешние признаки романа-воспитания
- уже название должно было насторожить читателя
- Шенди начинает размышлять не с рождения, а с зачатия
- считает, что все напасти у него из-за того, что в момент зачатия его мать спросила у отца, завёл ли он часы
- но внешне сохраняется целомудрие
- много внимания уделяет деталям
- все время отступает от основной истории
0 Шенди доходит до младенческих лет, все остальное отступления
0 чтение романа требует определенного напряжения, так как необычен для восприятия
- различные способы повествования
- роман распадается на пестрые истории
- Стерн пытается таким образом воспроизвести ход человеческой мысли
- использует графические изображения (траектория романа)
- в сам роман вставляет несколько вставных текстов в разных жанрах:
1) выдержка из брачного контракта пародия на юридический текст
- очевидно влияние Рабле
2) пародия на богословские сочинения (письма в Сорбонну богослову, сначала дает на латыни)
- описывает характеры героев
- отец Шенди осздает специальный трактат
- у каждого свои странности, но Стерн не издевается над этими причудами
- величина глав самая различная (иногда сводятся к одной фразе)
- повествование всегда перескакивает из одного времени в другое
- записать все невозможно, следовательно, проблема отбора материала
- Стерн написал девять томов, хотя грозился написать двадцать
«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»
- использует находки первого романа
- описание нравов
- маршрут широко распространен: молодежь так обычно завершала свое образование
- путешествие героев наполнено радостью
- Йорик потомок шута
- Йорик сам себя обманывает
- в романе есть игровые моменты
- разговор, который дает повод для путешествия (но мы так и не узнаем, с кем говорит Йорик)
- даёт свою классификацию путешествий
- девушка с зелёным кошельком (горничная у знатной дамы) становится центральным персонажем
- сошедшая с ума девушка
- роман заканчивается
- самый первый последователь Стерна Карамзин с «Письмами русского путешественника» и Радищев с «Путешествием из Петербурга в Москву»
Вольтер
- в молодости знакомство с аристократами, вращался в кругах вольнодумцев
- сам - буржуа
- конфликт с одним из самых знатных и влиятельных аристократов с Роганом
- Роган решил конфликт просто: приказал своим слугам бить Вольтера палками, так как он буржуа, а не дворянин, а потом и в Бастилию посадил
- Вольтер в Бастилии сидел уже во второй раз
- с тех пор противник сословных ограничений
- приверженец английской социальной системы
- в конце жизни перебрался в Женеву, где для уважения достаточно было быть состоятельным человеком
- бурная жизнь
- пропагандировал чужие философские идеи, но так ярко, что получил звание философа
- ценили как поэта
- большая часть лирики написана «на случай»
- много поэзии в альбомы
- гораздо больше интересны поэмы Вольтера
- в «Орлеанской девственнице» при всей фривольности, единственный персонаж, над которым не смеется Вольтер сама Жанна Дарк
- антирелигиозная сатира характерна для Вольтера
- не признавал бессмертия души и загробной жизни
- считал, что человек полностью материален
- вопрос: верил ли он в Бога
- ему принадлежит афоризм: «Если бы Бога не было, Его следовало бы придумать»
- церковь не принимал
- церковь была нетерпима
- это отразилось в драматургии
- трагедии и комедии
- комедии близки к драме несмешные, поэтому больше популярны трагедии
- трагедии написаны по правилам классицизма, но уже не внутренний конфликт между долгом и чувством, а внешний, между человеком и его окружением
- по накалу страстей ближе к Шекспиру
- адаптировал Шекспира под французский театр
- фактически переписывал александрийским стихом, подгонял под правила классицизма
«Заира»
- султан Арасман 0 человек благородный, великодушный
- вопрос религии не так принципиален для него, как человеческие отношения
- хочет жениться на пленной христианке Заире (еще в младенчестве попала к мусульманам)
- они преданно любят друг друга, но когда свадьба назначена, появляется крестоносец, французский рыцарь, который оказывается братом Заиры
- требует ее возвращения в лоно христианства
- тут же неожиданно находится их отец по счастливой случайности
- он рад тому что обрел дочь и сына
- но когда он узнает о том, что дочь хочет выйти замуж за мусульманина, он готов проклясть ее и фактически убить своими руками
- религия затмевает все
- явные отголоски «Отелло»: Арасман заподазривает Заиру в измене ему с французским рыцарем (он еще не знает, что это ее брат), убивает ее, а затем, поняв свою ошибку, убивает и себя
«Магомет»
- изображает Магомета
- посвятил папе римскому
- главного героя Вольтер называет «Тартюф с оружием в руках» - лицемер, святоша наносит вред не одной семье, а целому народу
- особое место в творчестве Вольтера занимают философские повести
- сюжет средство
- большая часть сюжетов фантастичны
- философские идеи, которые проверял Вольтер
- в юности сторонник философии Лейбница философия оптимизма, или теория предустановленной гармонии: зло не существует само по себе, зло шаг на пути к добру
«Задиб, или судьба»
- двойные названия характерны для творчества Вольтера: в первой части имя главного героя, а во второй намек на то, о чем пойдет речь
- в основе мотив восточной повести
- действие происходит в Вавилоне
- Вавилон не исторический, а условный
- сюжеты и мотивы из восточных сказок
- мозаика из отдельных эпизодов, соединенная только личностью героя
- Зариб молодой человек
- его жизнь как качание на качелях: вверх вниз
- он размышляет, почему так
- судьба играет человеком
- пытается найти во всем логику, но не получается
- узнает, что в Вавилоне умирает царь, жители хотят выбрать царя и отдать за него их царицу
- там типа «конкурс» на должность царя
- Задиб едет туда
- по дороге встречает отшельника ключевой момент произведения
- тот предлагает ему путешествовать с ним, при одном условии: он не будет удивляться его странному поведению и никогда его не оставит
- Задиб согласился
- поведение отшельника действительно странное: останавливаются в доме богатого человека, кичащегося своим богатством. Но тот принимает их все равно радушно. Утром отшельник крадет у него золотой таз. В следующий раз останавливаются у скряги. И отшельник дарит ему таз. Потом они останавливаются у бедного философа, наутро отшельник поджигает его дом, топит в реке сына доброй вдовы
- тогда Задиб не выдерживает и спрашивает, с чем связано это поведение
- тогда старец на его глазах превращается в ангела и говорит, что Задиб так возмущен, потому что он не знает будущего, а он знает: философ на пепелище дома найдет клад, мальчик должен был стать разбойником, убить свою мать, а потом и Задиба, радушного богача он учил рачительнее обращаться с добром, а скупого быть более радушным
- в Вавилоне проходит Задиб испытание и становится царем
- Вольтер доказывает этим правоту идей Лейбница
- но скоро меняется отношение к теории Лейбница: причины частного и общего характера
- переписывался Вольтер со многими знатными людьми, монархами, в том числе и с Фридрихом 2 (Пруссия).
- однажды Фридрих пригласил его к себе, чтобы показать просвещенную монархию.
- Вольтер приехал, но не увидел просвещенной монархии
- на этой почве скандал и ссора с Фридрихом
- 1755 лиссабонское землетрясение
«Кондид»
- мотив авантюрного романа
- действие уже во вполне реальной Вестфалии
- Кандид воспитывался в замке барона (был его дальним родственником)
- барон очень гордился своим происхождением, поэтому все что касалось его, считал лучшим (лучшее происхождение, лучшие люди и т.п.)
- поэтому Кондид учился вместе с его детьми: сыном и дочерью Конигундой (?)
- был у них воспитатель П…ос (Лейбниц), который учил тому, что все к лучшему в этом лучшем из миров
- Кандид влюбляется в К-у
- барон недоволен и изгоняет Кандида
- Кандида забирают в армию
- из армии он пытается бежать, но его избивают
- когда он выздоравливает, начинается война
- он узнает, что всех жителей замка, где он рос, убили
- он опечален
- хотя потом встречает учителя
- они путешествуют вместе
- учитель заражен сифилисом, но даже при этом он не оставляет своей теории
- в Лиссабоне во время землетрясения
- оказываются среди тех, кого хотят сжечь в наказание за землетрясение, но избегают этого
- Кандид находит К-ду
- она тоже жива
- но потом опять теряется
- много приключений
- попадает в Эльдорадо, случайно
- там золото желтая грязь, а драгоценными камнями играют дети
- впервые видит, что люди счастливы
- короля при встрече нужно обнять и поцеловать в щёку
- но Кандид не мжет быть счастлив там
- поэтому предпочитает набрать побольше золота и драгоценностей (чем удивляет жителей) и уехать
- его предупреждают, что вернуться он не сможет
- большую часть богатств теряет в дороге
- встречает Мартена (в рамках конкурса на самого несчастного человека в мире)
- снова находит К-ду
- она испортилась, постарела, подурнела
- но он из честности женится на ней все равно
- находят учителя
- живут общинкой вместе со своими слугами
- Мартен и П…ос спорят (пессимист и оптимист) и часто призывают в судьи Кандида
- однажды Кандид обращается к их старому садовнику и садовник говорит:
«Я тружусь, и труд отгоняет от меня три великих зла: скуку, порок и нужду»
- Кандид задумывается над этим вопросом, когда в очередной раз, когда П…с и М-н спорят и обращаются к нему
- он им говорит «нужно возделывать наш сад»
- так из казалось бы безвыходной ситуации Кандид с сожителями находит выход
«Простодушный»
- нет фантастического сюжета
- события разворачиваются в узнаваемой Франции восемнадцатого века
- прием остранения: на привычный лад герои смотрят со стороны
- индеец из племени Гурон
- действующим лицом является не европеец, а юноша, воспитанный индейцем Гуроном, следовательно образ жизни ему не привычен
- приезжают во Францию, юноша оказывается по происхождению французом, племянником аббата Керкабона, и тот хочет его крестить
- условно повесть делится на две половины
- первая половина более комическая: простодушный сталкивается с укладом жизни и правилами католической церкви, это пока не грозит ему большими опасностями, а вызывает смех
- особенно эпизод, когда его собираются крестить
- перед этим он читает Библию и воспринимает все буквально (почему крестить его будут не в реке, а в храме)
- простодушно исповедуется монаху, а затем требует того же от монаха
-когда монах отказывается, избивает монаха
- поддается разумным внушениям
- его окрестили, дали имя Геракл, т.к. он такой же сильный и простодушный, как человек древности
- при этом его крестной матерью становится знакомая аббата, мадемуазель Сент-Ив
- он в нее влюбляется, но жениться на ней не может, т.к. она его крестная мать
- для этого нужно специальное разрешение, что возмущает простодушного
- участвует в небольшом сражении с англичанами
- проявил там чудеса храбрости
- отправляется в Париж
- его убеждают, что он должен просить награды у короля
- с этого начинается вторая часть
- посочувствовал гугенотам, но не присоединился к ним
- на него написали донос
- и за сочувствие ему не награду, а в бастилию
- там Гордон, попавший туда за свои убеждения
- поэтому столкновение человека естественного и исторического
- исторический человек своей невинностью души
- общаясь с простодушным, Гордон начинает все воспринимать по-другому, хочет даже отказаться от своих убеждений, но и сам положительно влияет на простодушного
- т.к. Простодушный невежлив и необразован Гордон его учит физике, геометрии, поэтому П. становится просвещеннее
- между тем эта часть, пока П. сидит в Бастилии рассказ на разные темы о философии, метафизики, литературе
- между тем, пока порстодушный рассуждает о разных вещах, мадемуахель Сент-Ив ищет способ его освободить
- один из влиятельных вельмож может ей помочь, но взамен требует стать его возлюбленной
- Сент-Ив не может себе этого позволить, т.к. верна Простодушному
- но окружающие уверяют ее, что так разумно и правильно искаженное понимание добродетели
- в коцне концов она на это соглашается
- в конечном итоге она не выдерживает своего падения, заболевает и умирает
- Простодушный, который спасен физически, но жизнь его оказыается разрушена, для него нет больше счастья
- но повесть более правдоподобна, чем другие философские повести, поэтому заканчивается тем, что простодушный заканчивается военным офицером, ничего трагического с ним не происходит, но он не счастлив.
- повесть наиболее печальная и пессимистичная из всех философских повестей Вольтера
- несмотря на то, что в других повестях он опровергал философию оптимизма там была надежда, что с помощью труда можно улучшить этот мир
- а здесь финал безысходен
- тематика перекликается с тематикой двух предыдущих повестей
- здесь последняя фраза, что из худа, зла не бывает добра окончательно е отречение от философии оптимизма
- но сам Вольтер пессимистом до конца так и не стал, ему ближе позиция Кандида о том, что нужно возделывать свой сад
- в значительной степени его общественная деят ельность борьба с церковью, был одним из первых европейских правозащитников, сдержанным оптимистом остался до конца своих дней
- будучи человеком уже старым решил вернуться во Францию, когда там умер Людовик 15, т.к. надеялся, что его преемник будет более либеральным
- и тот устроил настоящий триумф из его возвращения
- но вскоре после возвращения Вольте умер
- смерть Вольтера последняя его дитва на общественном поприще, т.к. его племянник постарался как можно быстрее и как можно тише попытался организовать его похороны
- и это было разумно, т.к. на следующий день пришел приказ из церкви о том, что Вольтера нельзя хоронить
Дени Дидро
- младший современник Вольтера
- писатель, философ
- в большей степени философ ,чем писатель, его художественные произведения были менее известны
- большинство его литературных произведений были изданы после его смерти, а некоторые намного позже, в первой половине 19 века
- главное дело жизни Дидро Энциклопедия (толковый словарь наук, искусств и т.п.)
- был вдохновителем и автором идеи энциклопедии, основным организатором и автором
-именно Дидро с первого и до последнего тома занимался организацией издания энциклопедии
- сначала ему многие помогали, потом их меньше, т.к. гос-во и церковь пытались ему помешать
- но Дидро довел благополучно до конца
- по своим взглядам Дидро был материалистом и атеристом
- это отразилось в его философских произведениях
- из литературных в первую очередь в его романе «Монахиня»
- хотя больше похож по построению на повесть
- история, которая легла в основу романа: один из друзей Дидро уехал в путешествие, и чтобы он поскорее вернулся, друзья решили его разыграть: начали писать письма от имени знакомой ему монахини, она ему помогала связаться с судом, с нотариусами
- Дидро писал от имени этой монахини
- друг все больше заинтересовывался этой монахиней
- она ему казалась все более и более умной и даже захотел с ней встретиться
- тогда они ему написали, что она скоропостижно умерла
- роман представляет собой ОДНО БОЛЬШОЕ письмо некоему маркизу, который тоже однажды ей помог с ее светскими делами
- главная героиня Сюзанна Симоне, девушка из буржуазной семьи, начало ее истории напоминает сказку: младшая нелюбимая дочь в семье
- особенно эта ситуация обостряется, когда они взрослеют и им начинают подыскивать женихов
- родительский выбор - монастырь
- сначала она уехала в монастырь пожить
- что очень распространенно
- потом оказалось, что ее хотят постричь
- когда она начала отказываться, раскрылась истинная причина: она незаконно рожденная дочь
- две составляющие:
1) тема общественной несправедливости и неестественности уклада и монастырской жизни
2) характер главной героини, которая рассказывает о своей жизни сама и ее смелость и твердый характер поражают читателей
- в начале романа совсем юная девушка и у нее нет ни жизненного опыта, ни опоры в жизни, а бороться приходится: семья, общество, стоящее за семьей, заставляет принять монашеский обет
- она не соглашается, потом заствляют
- в сам момент пострига теряет сознание
- Дидро описывает три разных варианта монастыря
- сама сюзанна побывала в двух
1. самый щадящий вариант
- добрая, благородная, искренней веры настоятельница, которая помогала монахине служить Христу
- монастырь как он был задуман
- но эта первая настоятельица, склонная к религиозным экстазам заболевает и умирает
- повышенная религиозность по мнению Дидро разрушает человека как физический организм: душа разрушает тело, в котором находится
- новая настоятельница устанавилвает чуть ли не полицейский режим
- все монахини следят друг за другом, доносят, становятся врагами
- тут Дидро показывает, что монастырская жизнь, противоречащая жизненному укладу, проявляет не лучшие, а худшие качества человека
- обязанность подчиняться и т.п. все это побеждает личность
- тут Сюзанна начинает выполнять долг монахини, как это должно быть
- соблюдает все обеты и т.п., следовательно становится скоро ненаистной всему монастырю
- ее жизнь хотят превратить в ад: оскорбления, унижения и т.п.
- проявляется самая низкая стопрона человеческой натуры
- но чем сильнее давление на нее тем сильнее противодействие
- характерен эпизод, когда она, устав от издевательств, начинает думать о самоубийсте
- заброшенный колодец
- но наследющий день замечает, что калитка к колодцу открыта => кто-то понял ее идею и начинает подталкивать ее к самоубийству.
- тогда она бросает эту мысль о самоубийство
- СЮзанна не хочет оставаться в монастыере не потому, что она не верит в бога
- вся скрытая критика церкви идет от автора
- Сюзанна верующая девушка, но она хочет быть сободнее
- единственная ее цель свобода
- за эту свободу она сначала пытается бороться законными стсредствами, подавая иск в суд
- но дело проиграно
- тогда попадает в другой монастырь
2. еще одно искажение человеческой натуры
- к сюзане относятся добродушно и доброжелательно
- но оказыается, что настоятельница лесбиянка
- монастырская жизнь калечит не только духовно , но и физически
- сюзанна решает бежать, т.к. законные способы освобождения исчерпаны
- наконец окаывзывается в миру, осовбождается от монатсырских оград
- рассказ о побеге обрывочный
- в финале она жвет в бедном квартале в Париже. Рабоатет прачкой.
- жинь ее тяжелая, но она рада, что освободилась от монастыря
- критики считают по разному
- крах: отринув зависимость от моанстыря, она оказалась в завсимости от общества
- с друогой стороны она добилась чего хотела свобода
= пишет маркизу не только рассказать о своей жизни, но и попросить помощи у маркиза найти место служанки подальше от Парижа
- довольствутеся той свободой, которая есть
- финал остается открытым
- но эту битву она выиграла
«Диалог о …. Племянник Рамон»
- трактат написан в форме диалога
- в античной форме
- в названии имя одного из персоанжей
- разговор между персонажем, философом, которы й напоминает самого Дидро, и племянник, которйц наверное был собеседником
- сам рамон тоже нзанимается музыкой, но давно не пишет и что за дядюшкой не угнатиься
0 в диалоге две составляющие
\об- харктер крайне проитворечив
- описыая его, диро наинает с противоречий
0 смесь высокго и низкого, в его ааа
- противоречие главная характеристика образа
- ведет праведную жизнь
-ведет себя низменно
- тщестолюбие тщеславие поравителей философов начинает упрекать Рамоа, как он ведет такую жизньо
Жан Жак Руссо
- трудно понять: кто больше: политик или писатель-сентименталист
- жизнь Руссо неоднназначная и бурная
- сам человек весьма неуравновешен
- занимался в своей жизни развнми профессиями, музыкой, приудмал новый способ записывания нот цифрами
- сочинял оперы, которые имели успех
- писал философский трактат
- среди французских писателей не было другого, кто так защищал добродетель и мораль
- сам вел далеко не добродетельный образ жизни это описано в его «Исповеди»
- славу принес роман «Юлия и новая Элоиза»
- одно время замый знаментый во всей литературе
- отчасти из-за того что был первый документальный рома
- отчасти из-за сюжета: много рассуждений об общественной жизни и т.п.
- отчасти трактат на философские темы
- название «Новая Элоиза» должно было напоминать историю средневекового философа богослова Пьера Абеляра и его возлюбленной Элоизы
- она последовала его примеру - ушла в монастырь, и они долго вели переписку
- Пеьер Абеляр сам еще опубликовал эту переписку в книге «История моих бедствий», поэтому сюжет хорошо известен
- сюжет был хорошо известен
- роман Руссо эпистолярный
- в основе сюжета неравная любовь
- плебей влюбляется в свою ученицу, дочь аристократа, барона
- Юлия (?) отмечает его любовь первая часть романа чистая невинная платоническая любовь
- любовь показана как чувство высокое, благородное и очищающее человеческую природу
- любовь не могла оставаться платонической
- отец не позволил ей выйти замуж, а вне брака она себя не мыслила, не представляла
- отец настаивает на том, чтобы Юлия вышла замуж за человека равного ей по положению, но человека, который намного ее старше, практически ровесник ее отца
- в конце концов становится возлюбленной своего учителя
- сожалеет, считает, что совершила ошибку, но любовь оказывается сильнее
- но отец настаивает на свадьбе с аристократом
- она соглашается в итоге на этот брак
- то что у другого автора могло быть изображено как трагедия, крах любви и влюбленных, здесь изображено как разумный поступок именно с мужем Юлия становится счастлива, т.к. живет в гармонии с собой, он оказывается человеком благородным, разумным, но в отличие от Юлии довольно холоден и неснтиментален, но именно это помогает Юлии выстоять и сохранить душевное спокойствие, смиряется в конце концов с долгом жены, матери, хозяйки.
- но Сент Бер после долгих путешествий все же возвращается обратно
- и для Юлии возникает драматическая ситуация, потому что ее муж решает восстановить добрые отношения с Сент Бремом (?)
- возвращает в поместье и предлагает стать учителем
- в курсе
- и обращается к нему и говорит, что должны стать друзьями
- просит только о том, чтобы на едине вели себя так же как при нем
Зарубежная литература XVII-XVIII веков