Брачно-семейные отношения в МЧП. Трудовые отношения в МЧП

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сибирская академия права, экономики и управления»

Юридический институт

Кафедра гражданского права

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Международное частное право»

ТЕМА № 7. Брачно-семейные отношения в МЧП.

Трудовые отношения в МЧП

Рассмотрена и обсуждена

на заседании кафедры

гражданского права

14 сентября 2011 г.

Протокол № 1

Иркутск 2011

Печатается по решению кафедры гражданского права Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления»

Конспект лекции разработан в соответствии с учебным планом подготовки студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления» и призван помочь в получении систематизированных знаний по международному частному праву, определить возможные направления применения таких знаний в дальнейшей познавательной и научной деятельности.

Предназначен для студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления» заочной формы обучения.

Составитель: И.А. Шкареденок, канд. юрид. наук, доц.

НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления», 2011

И.А. Шкареденок, 2011

14. 09. 2011 г.

План лекции

  1. Брачно-семейные отношения в МЧП.
  2. Трудовые отношения в МЧП.

  1. Семейно-брачные отношения в МЧП

Общие положения. Для семейного права, как ни для какой другой области правового регулирования, характерны весьма существенные различия между правовыми системами различных государств. Это объясняется тем, что на регулирование семенных отношений большое влияние оказывают национальные особенности и традиции.

На разработку правовых норм, особенно в области семейного права, оказывает влияние церковь, религиозные нормы. Этим объясняется и фактическое отсутствие в данных областях международной унификации материально-правовых норм, хотя попытки такого рода делались. Здесь безраздельно господствуют коллизионные нормы, но они лишь отсылают к праву отдельных государств.

В качестве примера обратим внимание на отдельные различия в области семейного права.

1. В одних странах (Россия, Германия, Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония и др.) признаются только браки, заключенные в государственных органах. В других странах наравне с гражданской формой брака правовые последствия порождает и брак, заключенный в церковной форме (Грузия, Великобритания, некоторые штаты США, большинство провинций Канады, Австралия).

Есть и такие государства, в которых заключение брака возможно лишь в церковной форме (Греция, Кипр).

2. В одних странах имеются ограничения для женщин, вступающих в брак: они могут вступать в брак только по истечении определенного периода времени после развода или смерти мужа, в других странах такие ограничения не установлены.

3. Имеются страны, в которых установлены ограничения или особые условия для вступления в брак их граждан с иностранцами.

Так, в Дании браки с иностранцами разрешены только в том случае, если лицо, вступающее в брак, старше 24 лет; иностранка может выйти замуж за датского гражданина при условии, что он имеет достаточную жилплощадь в Дании, постоянные доходы и способен предоставить банковскую гарантию на 7000 евро.

В нашей стране лишь в течение очень короткого периода (1917—1953 гг.) по причинам сугубо политического характера браки советских граждан с иностранцами были запрещены.

4. Для семейного права ряда государств характерно главенство мужа - во многих странах до сих пор сохраняется неравноправное положение мужа и жены в семье. Гражданские кодексы этих государств установили так называемый брачный договор, который заключается до брака и закрепляет, прежде всего, права мужа на имущество жены.

5. Законодательство большинства государств исходит из принципа моногамии, однако в странах, относящихся к мусульманскому миру, характерной особенностью в области семейных отношений является полигамия (многоженство).

6. В отдельных странах Азии и Африки так же признается многоженство (полигамия), сохраняются архаичные обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления женщины в брак. Законодательству и практике ряда стран известны расовые ограничения: не допускаются браки между людьми разной расы или разного вероисповедания.

Из этих отдельных примеров видно, что при различиях в семейном законодательстве в тех случаях, когда в брак вступают граждане разных государств, решение коллизионного вопроса приобретает большое значение.

Брак, заключенный в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что порождает «хромающие» браки.

В России с 1 марта 1996 г. действует новый Семейный кодекс, принятый в 1995 г., включающий разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», где сформулированы коллизионные нормы:

  • о заключении брака;
  • о признании его недействительным;
  • о расторжении брака;
  • о личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях супругов;
  • об установлении и оспаривании отцовства (материнства);
  • о правах и обязанностях родителей и детей;
  • об алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи;
  • об усыновлении.

Наряду с СК РФ правила, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в федеральных законах:

  • от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния»,
  • от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», а также в ряде других актов.

Существенное значение в области семейного права имеют международные договоры. Применительно к семейно-правовым отношениям между гражданами СНГ особую роль призвана играть многосторонняя Минская конвенция 1993 г. Заключение этой Конвенции стало жизненной необходимостью, поскольку в целом ряде случаев члены семей после распада Советского Союза оказались на территориях различных государств.

Коллизионные нормы семейного права содержатся в договорах России (продолжают действовать и договоры СССР) о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных с Болгарией, Польшей, Венгрией, Румынией, Финляндией, Эстонией. Латвией, Литвой, Монголией, Вьетнамом, Аргентиной и другими странами, а также в консульских конвенциях.

Из многосторонних универсальных конвенций в области семейного права следует упомянуть ряд конвенций, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву:

  • Конвенция о заключении брака и признании его недействительным 1978 г.;
  • Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.;
  • Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.;
  • Конвенция о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.;
  • Конвенция о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.;
  • Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) 1993 г., которая была подписана Россией в 2000 г.

Заключение брака. В Российской Федерации регистрируются браки как между российскими гражданами и иностранцами, так и между иностранцами, в том числе и между гражданами различных государств.

При заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется российским законодательством (п. 1 ст. 156 СК РФ). Это значит, что брак должен заключаться в органах записи актов гражданского состояния. Браки, совершенные в России по религиозным обрядам, а также по обрядам на основе обычаев, не порождают правовых последствий.

Российским законодательством определяется и порядок заключения браков на территории России, он применяется и в случаях, если один из будущих супругов иностранный гражданин или даже оба будущих супруга иностранные граждане. Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, как правило, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Согласно п. 2 ст. 156 СК РФ «условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований Семейного кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака».

Поскольку ст. 14 имеет существенное значение в сфере международного частного права, приведем ее текст полностью:

«Не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

- близкими родственниками;

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства».

Перечень обстоятельств, препятствующих браку, в законах разных стран различен, требования иностранного законодательства могут оказаться как более, так и менее строгими, чем в России.

Согласие на вступление в брак в РФ должно быть дано лично лицами, вступающими в брак. В ряде стран (Италия, Испания, Перу и др.) допускается выдача доверенности представителю на заключение брака. Наш закон не допускает такого представительства.

В отношении гражданства лиц, вступающих в брак, а также детей в случае расторжения брака в России действуют следующие правила:

  • заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
  • изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой
    изменение гражданства другого супруга.
  • расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8 Федерального закона о гражданстве 2002 г.).

Однако если при заключении брака не будет учтено законодательство страны гражданства (или местожительство) лица, вступающего в брак, такой брак не будет признан в другой стране, станет «хромающим» браком.

Российское законодательство допускает заключение на территории РФ так называемых консульских браков, т.е. браков, регистрируемых в иностранных дипломатических или консульских представительствах.

Браки между иностранными гражданами, заключенные в РФ в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула (ст. 157 СК РФ). Из этого следует, что такой брак будет признан в России действительным при условии:

а) наличия взаимности, т.е. если в соответствующем иностранном государстве допускается регистрация брака в российском посольстве или консульстве;

б) если оба лица, вступающие в брак, являются гражданами страны, назначившей дипломатического или консульского представителя.

Заключение консульских «смешанных» браков, как правило, не допускается.

Таким образом, иностранцы на территории Российской Федерации могут заключать браки между собой не только на общих основаниях в органах загса, но и в посольствах или консульствах соответствующих иностранных государств и по законам этих государств.

Браки российских граждан с иностранцами могут заключаться не только в России, но и за границей. Браки, заключенные за границей, признаются в России. Единственным условием для признания действительными в России браков российских граждан, заключенных за рубежом, является отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, которые установлены ст. 14 СК РФ.

Таким образом, для признания действительности брака, заключенного за границей между российскими гражданами, не требуется выполнение предписаний российского закона о достижении брачного возраста (ст. 13 СК РФ), если были соблюдены условия о брачном возрасте законодательства государства места заключения брака. Относительно формы брака условия его действительности следующие: брак, заключенный с соблюдением формы, установленной законом места его совершения, признается в РФ даже в том случае, если такая форма брака неизвестна нашему законодательству.

Правоотношения между супругами. В каждом государстве определяется режим личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов. Для российского законодательства исходным является закрепленный в Конституции РФ принцип полного равноправия мужчины и женщины. Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

При определении права, подлежащего применению к отношениям проживающих на территории РФ супругов-иностранцев или супругов, один из которых является иностранцем, исходным является принцип совместного места жительства, а не принцип гражданства супругов.

Согласно СК РФ «личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов должны определяться законодательством государства, на территории которого супруги имеют совместное место жительства, а при его отсутствии — законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства» (п. 1 ст. 161 СК). В литературе приводился такой пример из судебной практики.

Семейный кодекс РФ 1995 г. ввел новую возможность определения режима имущественных отношений супругов путем заключения брачного договора или соглашения об уплате ими алиментов друг другу. Заключив брачный договор, супруги могут изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

В СК РФ предусмотрено, что при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут сами избрать законодательство, которое будет применяться к заключенному ими договору (ст. 161 СК РФ).

Таким образом, супруги в соответствии с принципом автономии воли сторон могут избрать для себя законодательство той страны, с которой они чувствуют наибольшую связь или которое считают для себя наиболее благоприятным.

Расторжение брака. Согласно российскому законодательству расторжение брака производится либо в судебном порядке, либо в органах загса. В органах загса можно расторгнуть брак по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законом. При наличии несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака необходимо обращаться в суд.

Расторжение брака между российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами на территории РФ происходит в соответствии с законодательством России (п. 1 ст. 160 СК РФ).

Согласно п. 2 ст. 160 СК РФ российский гражданин, проживающий за пределами территории России, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории России супругом независимо от его гражданства в суде РФ. Таким образом, возможно расторжение в российском суде брака российского гражданина с иностранцем, проживающим за границей. Введение этого правила в российское законодательство объясняется рядом причин, в частности тем, что в некоторых странах иностранцы лишены права обращаться в суд с иском о расторжении брака.

Российский суд рассматривает дела о расторжении брака гражданина РФ с иностранцем и в тех случаях, когда оба супруга проживают за границей. Кроме того, в российском суде возможно рассмотрение дела о разводе супругов — российских граждан и в тех случаях, когда они оба проживают за границей.

Суды рассматривают дела о расторжении брака при наличии иностранного элемента по тем же правилам, что и при расторжении браков между гражданами, проживающими в РФ. Обычно такие дела рассматриваются в присутствии обоих супругов.

В исключительных случаях суды могут рассматривать дела и в отсутствие в судебном заседании одного из супругов. Так, суд может по иску проживающего в РФ лица рассматривать дело о расторжении брака с иностранцем, проживающим за границей. Дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчика-иностранца при условии, что будут обеспечены его процессуальные права. Ответчику направляются извещение о слушании дела и другие судебные документы. Это служит гарантией соблюдения прав иностранца, который может принять меры для защиты своих интересов.

При рассмотрении дел о расторжении брака суд применяет российское законодательство, если иное не вытекает из заключенных РФ с иностранными государствами международных договоров.

Российское семейное законодательство, в отличие от законодательства большинства иностранных государств, не содержит каких-либо специальных норм, которые предусматривали бы строго определенные поводы и основания для развода. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

В тех случаях, когда по российскому законодательству брак может быть расторгнут органами загса (наличие согласия супругов при отсутствии общих несовершеннолетних детей), за границей развод может быть оформлен и консулом. Это положение установлено п. 2 ст. 160 СК РФ, согласно которому в этих случаях «брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации».

Минская конвенция 1993 г. (ст. 28, 29), Кишиневская конвенция 2002 г. (ст. 31. 32) исходят при решении вопросов о расторжении брака из следующих положений:

по делам о расторжении брака применяется законодательство
страны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления;

при разном гражданстве применяется законодательство страны,
учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака;

рассматривать дела о расторжении браков компетентны учреждения стран, гражданами которых являются супруги в момент подачи заявления;

если в момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другого государства, то рассматривать дело о расторжении
брака компетентны также и учреждения этой страны, т.е. супруги
могут обращаться и в суд этой страны;

если супруги являются гражданами различных государств, дело
о разводе компетентны рассматривать учреждения страны, на территории которой проживают оба супруга.

Правоотношения между родителями и детьми. Правовое положение ребенка определяется его гражданством.

Согласно ст. 12 Федерального закона о гражданстве 2002 г. ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства или признан
безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (не
зависимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации
либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской
Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Согласно ст. 9 Федерального закона о гражданстве 2002 г. гражданство ребенка приобретается пли прекращается при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями.

Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате он станет лицом без гражданства.

Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению (п. 1 ст. 162 СК РФ).

Порядок установления или оспаривания отцовства (материнства) на территории России определяется российским законодательством.

Усыновление. Усыновление или удочерение (в дальнейшем изложении применяется термин «усыновление») - это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми.

Снижение рождаемости в странах Западной Европы и США и ряд других факторов, прежде всего связанных с ухудшением экономического положения в странах Юго-Восточной Азии, привели в конце XX в. и в начале XXI в. к распространению международного усыновления. В последние годы особенно актуальным международное усыновление стало для России, поскольку многих российских детей усыновляют граждане США, Италии, Испании, Германии и других стран. В ряде случаев усыновлялись тяжелобольные дети, и для них были созданы в новых семьях, в частности в США, соответствующие условия.

Однако иногда при усыновлении иностранцами российских детей нарушались права ребенка, а также его родственников в России, осуществлялась преступная «торговля детьми», другие злоупотребления. К сожалению, имели место и случаи, когда иностранные граждане, усыновив ребенка, увозили его за границу, а затем отказывались от него и бросали на произвол судьбы.

Все это привело к необходимости внести изменения в законодательство в этой области. В СК РФ 1995 г. были установлены новые правила, Правительством РФ принят ряд постановлений по вопросам усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ. Правительством утверждены правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированной нашим государством, «государства-участники, обязаны учитывать в первостепенном порядке наилучшие интересы ребенка:

- обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями;

- признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

- обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

- принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этими лицами» (ст. 21).

Статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории.

В отношении усыновления на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, являющихся российскими гражданами, российское законодательство предусматривает, что усыновление производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель, при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (ст. 165 СК РФ).

Например, если усыновители - граждане США, то они должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к усыновителям законом об усыновлении соответствующего штата США, поскольку в этой стране нет федерального законодательства об усыновлении.

В соответствии со ст. 165 СК РФ должны быть также соблюдены требования ст. 124 — 126, 129—132, исходящие, прежде всего, из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Согласно п. 4 ст. 124 СК усыновление детей иностранными гражданами пли лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Таким образом, усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случае, если не представилось возможным, несмотря на принимаемые меры, передать детей в российские семьи (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью). При этом дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам лишь при условии, что прошло более шести месяцев с момента постановки их на централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Учет ведется органами исполнительной власти субъектов Федерации, и в масштабах Российской Федерации — Министерством просвещения РФ.

В отношении усыновления применяется утвержденное Правительством РФ 15 сентября 1995 г. Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам. Учреждение, производящее усыновление ребенка — иностранного гражданина, должно в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 165 СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В случае если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ (прежде всего Конвенцией ООН о правах ребенка), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165).

Таким образом, приоритет при усыновлении в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. всегда должен оставаться за усыновителем — российским гражданином, проживающим в России. Согласно этой Конвенции, участником которой является и Россия, усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Для рассмотрения в суде вопроса об усыновлении к заявлению с просьбой об усыновлении ребенка должны быть приложены:

  • заключение компетентного органа страны гражданства усыновителя об условиях его жизни, содержащее биографические данные, сведения о составе семьи, характеристику;
  • документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • копия свидетельства о браке (если усыновитель состоит в браке);
  • разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, и другие сведения.

Несоблюдение Положений российского законодательства об усыновлении влечет за собой отказ в разрешении усыновления. Если усыновление состоялось, то оно подлежит отмене в судебном порядке.

Согласно Минской конвенции 1993 г. (ст. 37) и Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 40), так же как и по российскому законодательству, усыновление или его отмена осуществляются по законодательству страны, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.

2. Трудовые отношения в МЧП

Общие положения. Значение регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан в России резко возросло. По официальным данным, число легально работающих в России иностранцев составляло в 1995 г. более 200 тыс. человек. В 2001-2002 гг. их число составляло 283 тыс. человек.

Иностранная рабочая сила привлекалась из 119 стран мира (в том числе из Украины — более 90 тыс., из Китая -35,6 тыс., Турции — 20,6 тыс., Вьетнама — 20 тыс., КНДР — 20 тыс., причем большинство в сфере строительства пли на лесозаготовках). По экспертным оценкам, число вынужденных переселенцев, беженцев из стран СНГ составляет около пяти миллионов, имеется около двух миллионов иммигрантов-нелегалов и 500—700 тыс. беженцев из Афганистана, Вьетнама, Китая и других стран.

Возможность трудовой миграции российских граждан была предусмотрена в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых 1991 г. В этом законе устанавливалось, что «граждане имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей».

В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991 г., предусмотрено, что «граждане имеют» право па самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей» (ст. 10).

На основании Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с посл. изм.) российский гражданин имеет право выезжать из РФ, в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности. Право на выезд может быть временно ограничено в случаях, прямо предусмотренных этим Законом.

Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд - допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения требуются по законодательству ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и других государств.

Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который называется «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы». Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во Франции. Согласно ст. 341— 2 для въезда в страну с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу, медицинский сертификат. В разделе также предусмотрены:

  • охрана прав иностранца, нанятого в нарушение установленных правил;
  • порядок взимания штрафа с нанимателя, нарушившего установленный порядок приема иностранца;
  • запрет осуществлять незаконные взимания с иностранных работников в пользу нанимателя.

В США, Австрии, Швеции и ряде других стран определены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране.

Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе принципа автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.

Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т.д.).

В отечественной доктрине подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения с участием иностранцев в России, являются:

  • Трудовой кодекс РФ (вступивший в силу 1 февраля 2002 г.);
  • Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.

В этом Законе предусмотрены основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешений на работу в России и другие вопросы. Отдельные нормы имеются в КТМ РФ, в ряде федеральных законов.

Особое значение в этой области имеют различные международные соглашения и, прежде всего, конвенции и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Этой международной организацией было подготовлено более 140 конвенций.

Коллизионные вопросы в области трудовых отношений. В области трудовых отношений в законодательстве и практике разных стран, а также в международных соглашениях используются различные коллизионные нормы. Наиболее часто к трудовым отношениям при отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, на территории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудовая деятельность (коллизионный принцип «закона места работы»).

Под законом места работы понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных специальных случаях под законом места работы понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника.

В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например, в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

В советском законодательстве коллизионные нормы в этой области отсутствовали.

В действующем российском законодательстве, за редким исключением, коллизионных норм в рассматриваемой области не имеется. В ст. 116 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранным и гражданами.

Трудовые права иностранцев в Российской Федерации. Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства.

В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

Однако Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут:

  • быть государственными служащими;
  • занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного;
  • входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей;
  • заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ.

Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», КТМ, Воздушным кодексом РФ.

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 12 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений, обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов работающих в период каникул.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или занимать определенные должности только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России, могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы в России.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права российских граждан за рубежом. Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться вследствие возникновения трудовых правоотношений либо на основании положений нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

В первом случае труд российских граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Российские граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т.д.).

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются российским правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых вызвано спецификой условий труда данной категории трудящихся, например, труд граждан, направляемых для работы в посольства РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций.

Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов.

Предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой — принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных).

Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений).

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается.

К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев — граждан других государств.

Тестовые задания

1. На разработку какой отрасли права во многих странах оказали влияние религиозные нормы?

а) трудового;

б) гражданского;

в) семейного.

2. В каких странах признается действительным брак, заключенный в государственных органах?

а) Россия;

б) Германия;

в) Великобритания;

г) Греция;

д) Кипр.

3. В какой стране допустима и светская и церковная форма заключения брака?

а) Россия;

б) Германия;

в) Великобритания;

г) Греция;

д) Кипр.

4. В каких странах заключение брака возможно только в церковной форме?

а) Россия;

б) Германия;

в) Великобритания;

г) Греция;

д) Кипр.

5. Есть ли в мире государства, где сохраняется неравноправие мужа и жены?

а) есть;

б) нет.

6. В каком случае возникает «хромающий брак»?

а) если супруги имеют разное гражданство;

б) если супруги имеют разное место жительства;

в) когда брак, заключенный в одном государстве, не признается в другом.

7. Относительно каких правоотношений сформулированы коллизионные нормы, содержащиеся в разделе VII СК РФ?

а) заключения брака;

б) признания брака недействительным;

в) расторжения брака;

г) установления отцовства;

д) алиментирования;

е) усыновления.

8. Может ли в РФ быть зарегистрирован брак гражданина РФ с иностранцем?

а) может;

б) не может.

9. Могут ли иностранные граждане зарегистрировать брак на территории РФ?

а) могут;

б) не могут.

10. Законодательством какого государства определяется форма заключения брака с иностранцем на территории РФ?

а) гражданства супруга;

б) гражданства супруги;

в) российского государства.

11. Каким законом определяется порядок заключения браков с иностранными гражданами на территории РФ?

а) российским;

б) законодательством гражданства будущего супруга;

в) законодательством гражданства будущей супруги.

12. Может ли гражданин арабского государства заключить на территории РФ полигамный брак?

а) может;

б) не может.

13. Между какими лицами не допускается заключение брака в РФ в соответствии со ст. 14 СК РФ?

а) лицами, уже состоящими в браке;

б) близкими родственниками;

в) усыновителями и усыновленными;

г) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано недееспособным;

д) лицами, принадлежащими к разным расам;

е) лицами различного вероисповедания.

14. Допускает ли российское семейное законодательство представительство в заключении брака?

а) допускает;

б) не допускает.

15. Влечет ли заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства, какие-либо изменения в их гражданстве?

а) влечет;

б) не влечет.

16. Влечет ли изменение гражданства одним из супругов изменение гражданства другого?

а) влечет;

б) не влечет.

17. Влечет ли расторжение брака изменение гражданства родившихся в этом браке детей?

а) влечет;

б) не влечет.

18. Что такое «консульский брак»?

а) брак между консулами РФ;

б) брак с участием консула РФ;

в) брак, зарегистрированный в иностранных дипломатических или консульских представительствах.

19. При каких условиях в РФ признается «консульский брак»?

а) взаимность;

б) реторсия;

в) оговорка о публичном порядке;

г) обратная отсылка;

д) оба лица, вступающие в брак, - граждане страны, назначившей дипломатическое или консульское представительство.

20. Допускается ли заключение смешанных «консульских браков»?

а) допускается;

б) не допускается.

21. Признаются ли в РФ браки, заключенные гражданами России за границей?

а) признаются;

б) не признаются.

22. Могут ли в РФ быть признаны браки, заключенные гражданами России, с нарушением ст. 14 СК РФ (обстоятельства, препятствующие заключению брака)?

а) могут;

б) не могут.

23. Могут ли граждане РФ заключать брак за границей до достижения брачного возраста?

а) могут;

б) могут, в случае специального договора;

в) не могут.

24. Признается ли в РФ брак, заключенный за границей с соблюдением формы, установленной законом места его совершения, если такая форма неизвестна российскому праву?

а) признается;

б) признается при наличии специального договора;

в) не признается.

25. Какой принцип применяется при определении права, подлежащего применению к личным и имущественным отношениям проживающих в Росси супругов-иностранцев?

а) принцип совместного места жительства;

б) принцип гражданства супругов.

26. Какой режим имущества супругов возникает по общему правилу?

а) общей совместной собственности;

б) общей долевой собственности;

в) раздельной собственности.

27. В случае, если супруги не имеют общего гражданства или места жительства, могут ли они сами избрать законодательство, которое будет применяться к их брачному договору?

а) могут;

б) не могут.

28. В соответствии с каким законом будет растрогаться брак между российским и иностранным гражданином на территории РФ?

а) в соответствии с законом гражданства супруга;

б) в соответствии с законом гражданства супруги;

в) в соответствии с российским законом.

29. Возможно ли расторжение в суде РФ брака российского гражданина с иностранцем, проживающим за границей?

а) да;

б) нет.

30. Могут ли суды РФ рассматривать дела о расторжении брака с иностранцем в его отсутствие?

а) могут в любом случае;

б) могут в исключительных случаях, если будут обеспечены его процессуальные права;

в) не могут.

31. Может ли консул РФ оформить расторжение брака граждан РФ, находящихся за границей?

а) может в любом случае;

б) может, если брак не подлежит расторжению в судебном порядке;

в) не может.

32. Приобретается и прекращается ли гражданство ребенка, если приобретается или прекращается гражданство его родителей в соответствии с законодательством РФ?

а) да;

б) нет.

33. В каком возрасте необходимо согласие ребенка на приобретение или прекращение гражданства?

а) с 10 до 18 лет;

б) с 14 до 18 лет;

в) с 16 до 18 лет;

г) после 18 лет;

д) до 21 года;

е) до 45 лет.

34. Может ли в соответствии с законодательством РФ быть прекращено гражданство ребенка, если он в результате этого станет лицом без гражданства?

а) может;

б) не может.

35. Изменяется ли гражданство ребенка, если меняется гражданство его родителей, лишённых родительских прав?

а) изменяется;

б) не изменяется.

36. Требуется ли согласие родителей, лишённых родительских прав, на изменение гражданства ребенка?

а) требуется;

б) не требуется.

37. Учитывается ли законодательство страны усыновителя в случае иностранного усыновления в РФ?

а) не учитывается;

б) учитывается;

в) учитывается при усыновлении тяжелобольных детей.

38. Допускается ли в соответствии с нормами СК РФ иностранное усыновление?

а) не допускается;

б) допускается в любом случае;

в) допускается, если не представляется возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан.

39. В какой срок после постановки на централизованный учет могут быть переданы дети на усыновление иностранным гражданам в РФ?

а) 1 месяц;

б) 2 месяца;

в) 3 месяца;

г) 6 месяцев.

40. Требуется ли согласие ребенка на иностранное усыновление?

а) требуется в любом случае;

б) не требуется в любом случае;

в) требуется, если это предусмотрено законодательством страны усыновителя.

41. Кто имеет приоритет на усыновление в РФ?

а) российские граждане;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства.

42. Какие документы обязан предоставить иностранный усыновитель в компетентный орган по усыновлению?

а) заключение об условиях жизни;

б) справка о доходах;

в) медицинская справка;

г) свидетельство о браке (если состоит в браке).

43. Имеют ли право российские граждане в соответствии с законодательством РФ на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей?

а) имеют;

б) не имеют.

44. Кто из авторов применяет к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, публично-правовые принципы?

а) Баттифоль;

б) Нибуайе.

45. Кто из авторов применяет к трудовым договорам, осложненным иностранным элементом, общие коллизионные принципы обязательственного права?

а) Баттифоль;

б) Нибуайе.

46. Какой коллизионный принцип применяется в области трудовых отношений?

а) lex patriae;

б) lex domicilii;

в) lex societatis;

г) lex loci laboris;

д) lex loci celebrationis;

е) lex loci contractus.

47. Могут ли иностранные граждане быть государственными служащими в РФ?

а) могут;

б) не могут.

48. Требуется ли иностранному гражданину, желающему осуществлять трудовую деятельность на территории РФ, получение разрешения на работу?

а) требуется;

б) не требуется.

49. Каким категориям иностранных граждан не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности?

а) постоянно проживающим;

б) журналистам, аккредитованным в РФ;

в) преподавателям, приглашенным проводить занятия.

50. Может ли иностранный гражданин, временно проживающий на территории Иркутской области, осуществлять трудовую деятельность в другом субъекте федерации?

а) может.

б) не может.

51. Могут ли временно проживающие на территории РФ иностранные граждане заниматься трудовой деятельностью?

а) могут в любом случае;

б) не могут в любом случае;

в) могут, если это совместимо с целями их пребывания в РФ.

52. Какой трудовой договор можно заключить с временно проживающим на территории РФ иностранным гражданином?

а) только срочный;

б) только бессрочный.

53. В соответствии с каким законодательством определяются условия труда российского гражданина, если он осуществляет трудовую деятельность в зарубежной командировке?

а) российским законодательством;

б) законодательством места работы.

54. В соответствии с каким законодательством определяются условия труда российского гражданина, если он выехал за рубеж в целях самостоятельного поиска работы?

а) российским законодательством;

б) законодательством места работы.

Брачно-семейные отношения в МЧП. Трудовые отношения в МЧП