Информация и бизнес

Лекция МИР-02. Информация и бизнес.

Понятие информационного бизнеса.

Структурно-функциональная модель информационного бизнеса.

Новые организационные формы информационного бизнеса.

Классификационные признаки новых организационных форм.

Основные направления совершенствования информационного бизнеса:

правовой аспект. технический и экономический аспект.

1. Бизнес-процессы. Определения. Модели бизнес-процессов. Примеры и ПО.

Бизнес-процесс

- совокупность взаимосвязанных операций, направленных на получение

определенного результата, с указанием начала и конца, точным определением

входов, выходов, механизмов исполнения и управления.

Инфраструктура бизнес-процесса

- совокупность средств реализации процесса.

Операция- функция (элемент процесса), которая, при выбранном уровне детализации

описания, не делится на составные элементы или <простейшая> работа.

Структура процесса - совокупность элементов модели процесса и устойчивых связей

между ними

Назначение бизнес-процесса - обозначенин общих целей его выполнения.

Результат процесса - наблюдаемые результаты успешной реализации процесса.

Инициирующее событие - объект модели бизнес-процесса, отражающий событие,

являющееся необходимым для начала выполнения первой операции (функции).

Завершающее событие - объект модели бизнес-процесса, отражающий факт завершения

последней операции (функции) и полученный при этом результат.

Вход бизнес-процесса - объект бизнес-процесса (функция, операция),

взаимодействующий с внешними бизнес-процессами и получающая от них

информацию/материальные ресурсы.

Выход бизнес-процесса - объект бизнес-процесса (функция, операция),

взаимодействующий с внешними бизнес-процессами и передающая им

информацию/материальные ресурсы, являющиеся результатом выполнения

бизнес-процесса.

Моделирование (описание) бизнес-процесса - процесс отражения субъективного

видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных

операций.

Моделирование системы бизнес-процессов - абстрактное представление организации

как системы взаимосвязанных и взаимодействующих процессов.

Модель бизнес-процессов "как есть" (<as is>)

- модель бизнес-процессов, построенная на основе видения существующего в

организации потока работ.

Модель "как должно быть" (<to be>)

- модель бизнес-процесса, построенная на основе видения перспективной

структуры процесса и удовлетворяющая требованиям по целевым значениям

показателей эффективности.

Моделирование сверху-вниз

- формирование модели бизнес-процессов от укрупненных до детальных при

помощи декомпозиции.

Моделирование снизу-вверх

- формирование укрупненных бизнес-процессов путем агрегирования детальных

процессов.

Декомпозиция бизнес-процесса - последовательная детализация исходной модели

бизнес-процесса до заданного уровня путем создания детальных моделей для

каждого объекта процесса. Формируемые модели могут быть различного типа.

2. ITIL/ITSM - Information Technology Infrastructure Libruary

(Библиотека инфраструктуры информационных технологий), IT Service Management

http://www.microsoft.com/technet/itsolutions/techguide/mof/default.mspx

Разработан ряд моделей, в большей или меньшей степени удачно описывающих

рекомендуемые ITIL процессы, способы их группирования и взаимодействия.

К наиболее известным относятся:

The HP IT Service Management Reference Model - модель, предложенная компанией

Hewlett-Packard ; содержит описание предлагаемой HP структуры группирования и

взаимодействия процессов, а так же рекомендуемые пути внедрения методологии;

Microsoft Operation Framework (MOF) - модель компании Microsoft; в большей

степени ориентирована на создание систем на основе решений от Microsoft;

http://www.microsoft.com/technet/itsolutions/techguide/mof/default.mspx

3. ERP (Enterprise Resource Planning) http://www.erp.ru/ - система

планирования и управления ресурсами предприятия, необходимыми для осуществления

продаж, закупок и учета при выполнении заказов клиентов в сферах производства,

дистрибуции и оказания услуг.

4. BPR - Business Process Reengineering -

Реструктуризация (реорганизация) бизнес-процесса - целенаправленное

изменение бизнес-процессов: состава образующих бизнес-процесс операций,

элементов и/или их параметров, изменение последовательности, системы принятия

решений, логики и сетевой модели взаимодействия, перераспределение

ответственности звеньев за исполнение операций бизнес-процессов,

информационного обеспечения и т.д.

5. ERP II использует концепцию совместного предпринимательства.

6. CRM (customer relationship management

(управление отношениями с заказчиками),

7. Электронный бизнес (э-бизнес).

К основным концепциям управления, поддерживающим современные тенденции

развития бизнеса, можно отнести:

A. "процессный подход", - подход к управлению, исходящий из того, что любая

деятельность трактуется как технологический процесс.

B. методологии Balanced Scorecard,

C. EVA,

D. ABC,

E. электронную коммерцию,

F. информационные порталы

G. менеджмент знаний - Knowledge Management (KM),

в ближайшее время станет пропуском в лидеры, технологией mainstream, т.е.

ключевой технологией, определяющий парадигму менеджмента в целом.

Функциональные, процессные и матричные типы организационных структур.

Преимущества и недостатки, области применения.

Выделение и классификация бизнес-процессов.

Система процессного управления. Выделение бизнес-процессов.

Оценка и ранжирование бизнес-процессов.

Выбор бизнес-процессов для совершенствования и реинжиниринга.

Технология описания бизнес-процессов. Модели потоков данных (data flow)

и потоков работ (work flow). Современные методологии описания бизнес-процессов

(классический подход, IDEF0, DFD, IDEF3, ORACLE, BAAN, ARIS). Сравнительный

анализ. Организация проекта по описанию бизнес-процессов.

SADT (IDEF), IDEF - ICAM DEFinition, где ICAM, в свою очередь, обозначает

программу <Интеграция компьютерных и промышленных технологий> разработанную по

заказу ВВС США и получившую международное признание.

Функционально-стоимостной анализ. Пооперационное исчисление стоимости - ABC.

Традиционные методы калькуляции себестоимости продукции и искажения, возникающие

при их использовании. Описание бизнес-процессов и пооперационный метод

калькуляции себестоимости продукции. Драйверы ресурсов и операций. Постановка

системы бюджетирования.

Визуальное моделирование бизнес-процессов

Управление слабоформализованными и динамичными процессами. Моделирование

процессов анализа и принятия решений. Перевод интуитивного мышления

руководителя в сферу ясного сознания, осознанной интуации.

Имитационное (динамическое) моделирование и анализ бизнес-процессов.

Программные средства описания и анализа бизнес-процессов.

2. ITIL/ITSM - Information Technology Infrastructure Libruary

(Библиотека инфраструктуры информационных технологий), IT Service Management

Библиотека передового опыта в области управления информационными технологиями.

Серия книг, в которых описан мировой опыт в управлении услугами ИТ. Первые

материалы опубликованы в 1989 году. Разработчик и владелец CCTA/OGC. На сегодня

в состав библиотеки входит порядка 40 книг.

http://www.rdtex.ru/iso/prev_itil.html

Определение ITIL - строго регламентированная система требований и

рекомендаций по организации деятельности по управлению предоставлением

информационных сервисов (сервисов ИТ или услуг ИТ) в соответствии с

определенным уровнем качества и затрат.

- это методология, позволит обеспечить эффективное функционирование

служб Информационных Технологий (ИТ), удовлетворение нужд бизнес-пользователей,

стабильное и предсказуемое развитие информационной системы;

- является набором всесторонних, непротиворечивых и согласованных документов,

построенных на основе знаний и опыта мировых организаций, и предназначенным для

управления обслуживанием информационных систем (ИС).

- разработан Центральным Компьютерным и Телекоммуникационным Агентством

(CCTA - Central Communications and Telecom Agency) в конце 80-х годов по

указанию английского правительства в целях использования ИТ-службами.

Цель, которую преследовало Центральное Компьютерное и Телекоммуникационное

Агентство Великобритании при разработке ITIL, состояла в том, чтобы повысить

эффективность ИС в выполнении бизнес задач, при увеличении организационных

требований, и уменьшить затраты на предоставление или модернизацию сервисов ИТ.

Концепция ITIL базируется на лучшей практике и опыте ведущих экспертов,

консультантов, инженеров и является, на настоящий момент, наиболее целостным

и полным стандартом "де-факто" для организации управления обслуживанием ИС.

C самого начала отдельные документы ITIL были доступны для широких кругов

компьютерной общественности. Самые разные организации воспользовались

изложенными рекомендациями, стали дополнительными подтверждениями их

правильности и послужили источниками информации для дальнейшего развития

методологии.

В ITIL рассматриваются типовые модели, которые описывают цели, основные

активности, входы и выходы разнообразных процессов, подлежащих внедрению в

ИТ-подразделениях. Не опускаясь до описания мельчайших подробностей и отдельных

шагов, которые могут существенно отличаться в разных организациях, основной

фокус в методологии направлен на передовой опыт, который может быть адаптирован

к конкретной ситуации. Таким образом, ITIL предоставляет подтвержденные

практикой методы планирования процессов, ролей и активностей с перечислением

их взаимосвязей и взаимозависимостей.

Библиотека несет в себе определенную новизну. Традиционно объектами

повышенного внимания и интереса ИТ-подразделения были разнообразные внутренние

технические и технологические вопросы. В современных условиях приходится

переориентироваться на интересы и потребности бизнеса. Будучи сегодня

существенным элементом всякой организации, ИТ-инфраструктура не должна быть

"вещью в себе". Прослеживание роли ИТ-инфраструктуры в формировании прибавочной

стоимости, соотнесение затрат на поддержание и развитие ИТ-инфраструктуры с

реальными, а не абстрактными потребностями бизнеса, определение ответственности

не только за функционирование отдельных технических единиц, а за весь

предоставляемый сервис - вот наиболее значимые моменты отношений между

бизнесом и ИТ-подразделениями.

Какие области охватывает ITIL

ITIL - это тщательное описание модели жизненного цикла ИТ-подразделения,

примеры реализации и комментарии специалистов. Подход ITIL заключается в

разделении процесса управления ИТ на несколько дисциплин. Каждая дисциплина

нацелена на решение определенных задач (или выполнение функций), но во

взаимодействии с остальными. Они охватывают такие области, как управление

изменениями (Change Management), управление проблемами (Problem Management),

управление конфигурацией (Configuration management), управление уровнем сервиса

(Service Level Management), управление планированием (Capacity Management),

управление стоимостью (Cost Management) и множество других. ITIL предлагает

структурированный подход к разработке, внедрению и эксплуатации каждой

дисциплины. Ключевая концепция здесь - управление сервисом (сервис ИТ- это

описанный набор средств, как относящихся к ИТ, так и не относящихся, которые

поддерживаются поставщиком сервисов ИТ, удовлетворяют одну или более

потребностей заказчика, обеспечивают достижение основных целей деятельности

заказчика и воспринимаются им как единое целое.

Эксплуатационные сервисы ИТ обычно включают в себя обеспечение,

функционирование и сопровождение инфраструктуры ИТ, а также обеспечение

доступа к информационным системам, приложениям и данным.); на ней сфокусирована

вся методология и она объединяет остальные компоненты для достижения цели -

выполнения сервисных соглашений с пользователями. Управление сервисом включает

в себя множество процедур, позволяющих быстро и эффективно формулировать,

изменять и контролировать определенные для каждого пользователя уровни сервиса

по заранее заданным критериям и параметрам функционирования системы.

3. ERP (Enterprise Resource Planning) http://www.erp.ru/ - система

планирования и управления ресурсами предприятия, необходимыми для осуществления

продаж, закупок и учета при выполнении заказов клиентов в сферах производства,

дистрибуции и оказания услуг.

4. BPR - Business Process Reengineering

Концепцию реинжиниринга бизнеса -революционную модель изменений- авторы

сформулировали как <:фундаментальное переосмысление и радикальное

перепроектирование бизнес- процессов компании для достижения коренных улучшений

в основных актуальных показателях их деятельности - стоимость, услуги, качество,

темпы>. Именно потому, что бизнес -процессы стали ключевым понятием, лежащим в

основе реинжиниринга, удалось значительно увеличить число отслеживаемых

характеристик бизнеса и увидеть их взаимосвязи, осуществлять интегрированный

контроль и проводить сквозные изменения в компании. Все это стало возможным еще

и потому, что были привлечены компьютерные технологии, обеспечивающие поддержку

принятия управленческих решений на совершенно новом качественном уровне.

Таким образом появился новый инструмент управления компанией -

бизнес-инжиниринг, в основе которого лежит понятие процессного подхода, когда

объектом управления становятся процессы на предприятии, которые задействуют все

службы, ( в отличие от традиционного функционального подхода, подразумевающего

выполнение функций конкретными исполнителями, за которыми эти функции

закреплены), а вся система управления строится таким образом, чтобы быть

ориентированной на достижение поставленных перед компанией конечных целей. При

этом концепция функционального подхода не отвергается - и тот, и другой

являются неразрывными сторонами управления. Просто функциональная структура

предприятия определяет <Что делать?>, а процессная - <Как делать?>.

7. Электронный бизнес (э-бизнес).

Определение. Под электронным бизнесом мы будем понимать способ ведения

бизнеса, при котором весь цикл операций по купле-продаже товаров и услуг

(заключение договора, заказ товара/услуги, оплата) производится средствами ИТ,

прежде всего на основе Internet-технологий. Если купля-продажа совершается

между предятиями, речь идет о схеме В2В(Busines-tо-Business), если между г

приятиями и физическими лицами - о В2С (Busines-tо-Customer).

Хотя компьютерные технологии в документообороте между предятиями

применялись и ранее, они (например, ЕDI - Еlectonic Documents Interchange,

электронный обмен документами. Технология передачи документов между

предприятиями в электронном виде посредством стандартизированных форм)

никогда не охватывали ни столь широкого круга контрагентов, ни полного

цикла дейсвий по совершению сделки.

Именно такой цикл осуществлен в знамен Internet-магазине Аmazon.com:

покупатель выбирает по каталогу товар, оплачивает его посредством кредитной

карточки, после чего продfdtw осуществляет поставку.

В чем же состоят экономические преимущества электронного бизнеса

Inet-технологии, с одной стороны, позволяют предприятиям достичь максимально

широкой аудитории, с другой - дают потребителям возможность донести до

производителя сведения об их индивидуальных предпочтениях [35]. В дополнение

к этому Internet снижает стоимость транзакций за счет снижения потребности в

человеческих ресурсах, торговых площадях, оборудовании и т.д.

Указанные преимущества основаны на нескольких не всегда очевидных

предпосылках:

* ограниченности набора характеристик товара (например, покупка жилья в Inet

до сих пор остается экзотикой);

* наличии развитой деловой инфраструктуры (обращения кредитных карточек,

службы доставки товара и т.д.);

* наличии правовой инфраструктуры информационных технологий (шифрования,

электронной подписи и других аспектов электронного документооборота);

* наличии средств приема и обработки заказов, поступающих на предприятие от

покупателей.

Рассмотрим эти предпосылки подробнее. Ограниченность хара

ристик товара дает возможность осуществить сделку посредством

полнения стандартных форм. Деловая инфраструктура позволяет о

ить новый канал сбыта без существенных инвестиций в системы ош

и транспортную структуру. В противном случае затраты предприяти

создание соответствующей инфраструктуры могут значительно пр(

сить выгоды от применения электронного бизнеса. Правовая инс

структура определяет уровень риска - при ее отсутствии повыид

Бизнес-процесс

Определение. Последовательность логически связанных управленческих процедур в

организации, имеющая несколько входов и выходов и предназначенная для получения

заданного конечного результата.

Бизнес-процесс - совокупность взаимосвязанных операций, направленных на

получение определенного результата, с указанием начала и конца, точным

определением входов, выходов, механизмов исполнения и управления.

На данный момент не существует единого понимания термина <бизнес-процесс>,

а, следовательно, нет единых инструментальных методов их реализации. Т.о., с

одной стороны, не отработаны инструментальные средства бизнес-процессов, а с

другой стороны, само страхование является слабо исследованной темой.

В литературе встречаются два основных подхода к определеник бизнес-процесса.

Первое, более общее, приведено в классической работе М. Хаммера и Д. Чампи [2]:

<Бизнес-процесс есть совокупность различных видов деятельности, в рамках

которой <на входе> используется один или более видов ресурсов, и в результате

этой деятельности <на выходе> создается продукт, представляющий ценность для

потребителя>

Такое определение весьма удобно в рамках радикального перепроектирования б

изнес-процессов - вход и выход процесса заданы однозначно; тогда как его

внутреннее содержание подлежит глубокому изменению ввиду чего не представляет

особого интереса. Далеко не всегда проект создания новой информационной системы

связан с радикальным реинжинирингом бизнес-процессов. В его отсутствие речь,

как правило, идет об эволюционном улучшении существующего бизнес-процесса, что

предполагает точное знание содержания последнего. Соответственно, для таких

проектов требуется другое определение бизнес-процесса.

Исторически такое понимание бизнес-процесса возникло на определенном этапе

усложнения информационных систем и повышения роли в управлении фирмой. Наличные

на тот период средства проектирования информационных систем обладали

недостатками, к числу которых относятся:

* раздельное моделирование функций и данных, не обеспечивавшее

интегрированного описания документооборота в фирме;

* чрезмерная сложность функциональной модели и модели данных. При этом, если

функциональная модель допускала иерархическое описание, то модель данных - нет.

В итоге соответствующие модели не могут быть использованы высшим руководством

при принятии решений

* привязка функциональной модели к существующей организационной структуре

фирмы, в то время как использование преимуществ современных информационных

технологий требовало существенной реорганизации последней.

Рассматривая бизнес-процесс как средство решения вышеназванны проблем, мы

будем использовать данное ниже (в дальнейшем изложении - узкое) определение.

Бизнес-процесс - описание последовательности работ, направленной на достижение

определенной бизнес-цели, обладающее следующими признаками:

* интегрированное описание функций, документов, опосредующих эти работы,

и организационных подразделений;

* иерархический характер описания.

Характеристики процесса:

* процесс может быть нарисован в виде схемы;

* его производительность может быть измерена;

* он может быть улучшен путем выявления соотношений между его компонентами

и последующим изменением этих компонентов и их взаимосвязей.

Таким образом, бизнес-процесс здесь и далее рассматривается как

основной объект задач управленческой автоматизации в отличие от проектов

производственной автоматизации с одной стороны и совершенствования внутренней

организации самой информационной системы - с другой. Предметом анализа

финансовой отдачи проектов управленческой автоматизации являются затраты

на осуществление бизнес-процесса, а также воздействие информации, получаемой

в рамках данного бизнес-процесса, на объем и структуру рисков предприятия.

В то же время, рассматривая реинжиниринг бизнес-процессов по М.Хаммеруи Д.

Чампи(см. главу 2), мы будем возвращаться к первоначальному, широкому

определению.

Будут также использованы понятия основных и обеспечивающих бизнес-процессов.

Под основными бизнес-процессами будут пониматься бизнес-процессы,

непосредственно связанные с процессами создания стоимости, то есть создания

конечной продукции или услуг. Примеры: разработка продукции, закупка мате-

риалов, производство. Совокупность основных бизнес-процессов на от-

дельно взятом предприятии называется цепью создания стоимости. Под

обеспечивающими бизнес-процессами здесь и далее будут пониматься

бизнес-процессы, не увеличивающие ценность продукта или услуги для

потребителя, но необходимые для деятельности предприятия. Примеры:

бухгалтерский учет, финансы, информационные технологии.

Методология SADT (IDEF) (реализована в ПМК БИГ-Мастер).

http://big.spb.ru/publications/bigspb/process/tehprocompany/

http://big.spb.ru/consulting/consulting_projects/process/sheme.shtml?print

Общая схема работ по идентификации и описанию бизнес-процессов компании

(Основы и техники структурного описания и моделирования бизнес процессов)

1. Передача методик и программных продуктов, поддерживающих процессы описания

бизнес-процессов и обучение работе с ними

2. Выбор номенклатуры и границ процессов, подлежащих описанию. Предварительное

определение назначения и результатов процессов. Определение владельцев и

участников процессов.

3. Анализ содержания рабочих документов (Заявки, Счета, Акты, ТТН и т.п.), а

также системы управленческих отчетов. Описание документооборота, материальных и

финансовых потоков между процессами компании (а также внешним окружением).

Создание направленных взаимных проекций полной системы процессов и

классификаторов <Материальные и финансовые потоки>>, <Документы>,

<Информационные хранилища и базы данных>

4.Определение состава ресурсов, технических средств участвующих в процессе.

Описание механизмов (средств) реализации процессов компании -дополнение

проекций процессов классификатором <Основные средства и НМА>

5.Анализ наличия и содержания организационно - распорядительных (Инструкций,

Руководств и т.п.) документов по процессу. Описание нормативных документов,

регламентирующих выполнение процессов - дополнение проекций процессов

классификатором <Документы - регламенты>.

6.Разработка и утверждение спецификаций процессов верхнего уровня. Определение

критериев выделения процессов для потокового описания. Анализ модели компании и

выделение процессов для описания в форматах IDEF0, IDEF3, DFD.

7.Создание базовых классификаторов бизнес-процессов (импорт и детализация

классификаторов из полной бизнес-модели процессов) Функциональное, ресурсное,

информационное, ролевое и логическое описание процессов в формате IDEF0.

Построение модели бизнес-процессов компании

На создание процессной модели деятельности компании в нотации IDEF0, для

последующего использования в управленческих целях. Модель может служить для:

- Разработки организационно-распорядительной документации

- Построения системы менеджмента качества

- Проведения (постановки) ABC-анализа себестоимости (продукции, клиентов, сотрудников)

В результате Заказчик получает:

Готовую модель бизнес-процессов (документ <Описание бизнес-процессов компании>);

Рабочую группу, способную в дальнейшем самостоятельно поддерживать модель

бизнес-процессов в актуальном состоянии.

Референтная модель бизнес-процесса

Модель эффективного бизнес-процесса, созданная для предприятия конкретной

отрасли, внедренная на практике и предназначенная для использования при

разработке/реорганизации бизнес процессов на других предприятиях.

Типовая МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Оценка экономической эффективности информационных систем требует

определенных предположений об организации информационной службы. Эти

предположения в настоящем курсе реализованы в виде типовой модели

бизнес-процессовинформационной службы (ИС) - набор ролей и их функций,

взаимосвязи между ролями и правила исполнения функций.

ПО: AllFusion Process Modeler (ранее: BPwin), демо-версия www.interface.ru

В состав линейки AllFusion Modeling Suite входят:

a.. AllFusion Process Modeler (ранее: BPwin) - средство для моделирования

бизнес-процессов

b.. AllFusion ERwin Data Modeler (ранее: ERwin) - решение для проектирования

баз данных

c.. AllFusion Model Navigator - программный продукт для работы с моделями

в режиме просмотра

d.. AllFusion Component Modeler (ранее: Paradigm Plus) - средство для

моделирования компонентов приложений

e.. AllFusion Model Manager (ранее: ModelMart) - решение для совместной

работы с моделями

f.. AllFusion Data Model Validator (ранее: ERwin Examiner) - программный

продукт для проверки корректности моделей БД

Эти продукты успешно применяются для постановки и автоматизации самой

современной технологии управления предприятием - технологии процессного

управления. Поддерживаемые технологии бизнес-моделирования позволяют

значительно облегчить, ускорить, поставить на технологическую основу и

соответственно повысить эффективность управления бизнес-процессами и

организацией в целом, определить эффективные методы снижения издержек.

В настоящий момент ARIS является мировым лидером среди технологий описания

бизнес процессов компании и создания единой базы знаний о процессах компании.

ARIS может быть эффективно использован в проектах: стандартизации внутренних

процессов, совершенствование выделенных бизнес процессов, постановки постоянного

совершенствования бизнес процессов, внедрения принципов всеобщего управления

качеством (TQM), внедрения информационных систем класса ERP и т.п..

От эффективности использования ARIS для описания и анализа бизнес процессов

будет зависеть качество всех последующих проектов в области совершенствования

действующей системы управления.

В результате реализации данной услуги Клиенту передается технология

комлексного описания деятельности компании с использованием методологии ARIS.

Определение ERP. http://erp.lanit.ru/mtdlg.html

Основные понятия производственного менеджмента (в том числе и термин <ERP>)

можно считать вполне устоявшимися. В этой области признанным <стандартом

де-факто> служит терминология Американской ассоциации по управлению запасами и

производством (American Production and Inventory Control Society, APICS).

Основные термины и определения приводятся в Словаре APICS, который регулярно

обновляется по мере развития теории и практики управления. Именно в этом

издании содержится наиболее полное и точное определение ERP-системы.

В соответствии со Словарем APICS, термин <ERP-система> (Enterprise Resource

Planning - Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях.

Во-первых, это - информационная система для идентификации и планирования всех

ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства,

закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.

Во-вторых (в более общем контексте), это - методология эффективного

планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для

осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов

клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

Таким образом, термин ERP может означать не только информационную систему,

но и соответствующую методологию управления, реализуемую и поддерживаемую этой

информационной системой.

Основные функции ERP-системы

Большинство современных ERP-систем построены по модульному принципу, что

дает заказчику возможность выбора и внедрения лишь тех модулей, которые ему

действительно необходимы. Модули разных ERP-систем могут отличаться как по

названиям, так и по содержанию. Тем не менее, есть некоторый набор функций,

который может считаться типовым для программных продуктов класса ERP. Такими

типовыми функциями являются:

- ведение конструкторских и технологических спецификаций. Такие спецификации

определяют состав конечного изделия, а также материальные ресурсы и операции,

необходимые для его изготовления (включая маршрутизацию);

- управление спросом и формирование планов продаж и производства. Эти функции

предназначены для прогноза спроса и планирования выпуска продукции;

- планирование потребностей в материалах. Позволяют определить объемы

различных видов материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих),

необходимых для выполнения производственного плана, а также сроки поставок,

размеры партий и т.д.;

- управление запасами и закупочной деятельностью. Позволяют организовать

ведение договоров, реализовать схему централизованных закупок, обеспечить учет

и оптимизацию складских запасов и т.д.;

- планирование производственных мощностей. Эта функция позволяет контролировать

наличие доступных мощностей и планировать их загрузку. Включает укрупненное

планирование мощностей (для оценки реалистичности производственных планов) и

более детальное планирование, вплоть до отдельных рабочих центров;

- финансовые функции. В эту группу входят функции финансового учета,

управленческого учета, а также оперативного управления финансами;

- функции управления проектами. Обеспечивают планирование задач проекта и

ресурсов, необходимых для их реализации.

ERP (Enterprise Resource Planning) http://www.erp.ru/ - система планирования

и управления ресурсами предприятия, необходимыми для осуществления продаж,

закупок и учета при выполнении заказов клиентов в сферах производства,

дистрибуции и оказания услуг. ERP-системы - набор интегрированных приложений,

которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все

основные аспекты управленческой деятельности предприятий - планирование ресурсов

(финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг),

оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение

договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.

Среди требований, предъявляемым к ERP-системам:

централизация данных в единой базе,

близкий к реальному времени режим работы,

сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей,

поддержка территориально-распределенных структур,

работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД.

По оценкам IDC, объем продаж лицензий и услуг сопровождения интегрированных

систем управления предприятиями (Enterprise Application Suite, EAS) в России в

2000 г. достиг 47,19 млн. долл. Лидирующее положение на рынке сохранила

компания SAP, второе место по объему продаж заняла <Галактика>. На долю этих

двух поставщиков приходится более половины объема рынка EAS в России.

В течение 90-х годов концепция ERP (enterprise resource planning -

<планирование ресурсов предприятия>) считалась самым модным течением в области

бизнес-приложений. Подразумевалось, что благодаря ERP изменятся методы работы

предприятий, произойдет объединение всех корпоративных операционных структур в

один отлаженный механизм, представляющий информацию о предприятии. Во многих

случаях этим мечтам не суждено было сбыться. Например, несмотря на солидные

инвестиции во внедрение программного обеспечения и баз данных ERP, менеджеры

сети ресторанов быстрого обслуживания Burger King так и не могли сосчитать,

сколько фирменных сэндвичей Whopper продается у них за день. Сегодня

руководителям ИТ-служб предлагается очередная последняя новинка из этой области

- CRM (customer relationship management - <управление отношениями с заказчиками>),

и их беспокоит, не обернется ли реализация этой технологии очередным бесцельным

выбрасыванием денег.

Проблема ERP-приложений была в том, что они ориентировались на автоматизацию

бизнес-процессов, вместо того чтобы отслеживать, какая информация действительно

нужна тем, кто принимает решения. Большинству решений категории ERP недоставало

приложений переднего плана (front-office). По этой причине у компаний зачастую

не оказывалось самой ценной информации - сведений об их заказчиках.

В случае CRM дело обстоит иначе: именно эти приложения образуют внешний

интерфейс с автоматизированными системами заднего плана (back-office). CRM

выбирает всю необходимую информацию от систем ERP и дает возможность

предприятию накапливать и анализировать данные о клиентуре.

5. CRM: что это такое

Определения существуют разные: от одних, где CRM описывается как технология,

опирающаяся на методы организации хранилищ данных и поиска данных (data mining),

до других, где CRM - это общая концепция развития взаимоотношений с наиболее

ценными заказчиками предприятия. На самом же деле понятие CRM включает в себя

любую стратегию управления отношениями с клиентами.

Потребность в CRM диктуется различными причинами. Особая заинтересованность

в CRM наблюдалась в отраслях, вступающих в пору зрелости, где рынок близок к

насыщению с точки зрения привлечения новых клиентов, - например, в банковском

деле и сотовой телефонии в развитых странах. В этих случаях компании используют

CRM для удержания имеющихся клиентов. Кроме того, CRM позволяет сформировать

более четкое представление о клиентах, следовательно, улучшить уровень их

обслуживания и при этом получать больше выручки, продавая новые продукты и

дополнительные услуги. Например, компания Scottish and Southern, занимающаяся

поставками электроэнергии и газа, столь многое узнала о своих клиентах, что

начала предлагать некоторым из них пенсионные вклады.

Краткая история CRM. Технология CRM изначально появилась как метод

автоматизации функций переднего плана. Адресные книги торговых агентов

заменялись системами управления контактами, сотрудники, занимающиеся

обслуживанием клиентов, начали получать необходимую им информацию через

операторские центры, а отделы маркетинга стали более эффективно управлять

массовыми прямыми рекламными рассылками. В какой-то степени первое поколение

решений CRM шло по стопам ERP.

Нынешнее поколение CRM больше ориентировано на Internet. При этом Internet

не только предоставляет еще одну платформу для отделов продаж, маркетинга и

обслуживания клиентов, но и увеличивает число возможных точек соприкосновения

клиента с организацией (личные встречи, почта, телефон, Internet, электронная

почта). Организации становится труднее отслеживать все контакты с отдельным

клиентом.

Так каким же образом в аббревиатуру eCRM попала буква <e>? На первый взгляд,

это просто дань моде - многие компании ставят <e> перед названиями своих

продуктов и услуг. В простейшем варианте eCRM означает программное обеспечение

CRM с возможностью доступа к нему посредством Web-браузера. В несколько ином

контексте речь может идти о программных средствах, полностью интегрирующих

платформу Internet-доставки в систему управления отношениями с заказчиками.

В процесс управления заказчиками включаются входящая и исходящая электронная

почта, передача голоса поверх IP-сетей (VoIP) и Web-страницы. В этом смысле

eCRM можно рассматривать как новый подход к ведению бизнеса, отличный от всех

остальных приложений, используемых для управления отношениями с заказчиками.

Очередной кошмар при внедрении?

Практическая реализация решений eCRM не должна вызвать чрезмерных трудностей,

как это было в случае ERP. Oracle даже предлагает пакет eCRM, который рассчитан

на то, чтобы вводиться в эксплуатацию всего за три месяца. Впрочем, существуют

серьезные проблемы, которые предприятиям придется решать при развертывании

таких систем самостоятельно.

Снижение расходов - еще не все

Многие компании традиционно рассматривали внедрение решений eCRM как метод

сокращения расходов. Это, безусловно, имеет место, но одновременно все большую

значимость приобретает тот факт, что CRM на базе Internet дает компаниям

всеобъемлющую информацию о клиентах. Вы можете определить, кто из ваших

клиентов представляет наибольшую ценность и заслуживает особого внимания, и

здесь, по данным опроса, проведенного Ernst & Young, правило 80/20 по-прежнему

остается в силе: 20% заказчиков обеспечивают компании 80% прибыли. Взяв на

вооружение инструментарий eCRM, компания может переключиться на упрочение

отношений с наиболее выгодными клиентами и ограничить усилия по обслуживанию

убыточных.

Ключевое слово - интеграция

Итак, Internet увеличивает число способов взаимодействия с заказчиками. На

предприятиях часто образуется множество разрозненных <залежей> полезной

информации об одном клиенте - они порождаются разными CRM-приложениями.

Подобная фрагментация, по оценкам аналитиков, приводит к тому, что в крупных

организациях в среднем имеется 36 различных хранилищ данных о клиентах.

Компании нуждаются в формировании сводного реестра всех этих сведений с

помощью интегрированных систем eCRM, ну а клиенты хотят иметь цельное

представление о самой компании. Примером компании, которая еще не вполне

осознала важность такой организации дел, может служить British Telecom:

заказчикам, желающим получить информацию о ее службе ADSL, приходится

пробиваться через различные каналы коммуникаций (телефон, электронная почта,

Internet), всякий раз вновь повторяя свои личные данные - имя, адрес, номер

телефона и т. д.

Под натиском лавины данных

Установив системы eCRM, многие предприятия быстро накапливают гигантские

объемы данных о своих заказчиках, но им не удается определить, привела ли

установка СRM к увеличению прибылей или нет. Проблема связана с отсутствием

стратегического фокуса. Часто eCRM используется для достижения тактических

целей; приобретаются мощные системы хранения данных, в ходе бурной

деятельности нагромождаются горы информации, которые в итоге оказываются

малополезными или вообще ненужными. Инициатива развертывания инструментария

CRM должна быть вписана в общий контекст стратегических задач, касающихся

работы с заказчиками, поиска перспективных предложений и рыночного

позиционирования.

Мобильность - вот что нужно заказчикам

В развитии eCRM важную роль играет технологическая база: это заставляет

компании больше учитывать то, что дает технология, а не то, чего на самом деле

хотят заказчики. А хотят они, например, иметь надежные каналы коммуникаций,

по которым могли бы в любом месте и в любое время получать информацию о

компании, ее продуктах и услугах. Это означает, что компаниям пора включать

mobile CRM в свою стратегию.

Традиционные средства коммуникаций обеспечили компаниям определенный уровень

взаимодействия с потребителями, а широкое распространение мобильных устройств

сделает возможность контактов непрерывной. Как показывают исследования, чем

активнее клиент взаимодействует с компанией, тем больше он приносит дохода.

Следовательно, mCRM не только обеспечит компаниям практически постоянную связь

с клиентами и сотрудниками, работающими на выезде, но и увеличит средний объем

продаж в расчете на одного клиента, укрепит лояльность клиентов и повысит

эффективность. Поддержка возможности мобильной связи может оказать значительное

влияние на методы, используемые компаниями для управления отношениями со своими

заказчиками.

Двигаться дальше

Многие предприятия не спешат с внедрением систем eCRM, а те, кто решился на

это, пока лишь самым поверхностным образом задействуют возможности ИТ для

управления отношениями с потребителями. Интенсивное использование средств

Internet и электронной коммерции сделает клиентов более требовательными к

уровню обслуживания. Предприятия, отказывающиеся от использования eCRM, в

конечном итоге рискуют потерять очки в конкурентной борьбе. Хорошие отношения

с заказчиком - это область, где возможно надолго выделиться на рынке. Такие

отношения нельзя наладить в одночасье - это долгая и кропотливая работа.

5. Стандарты ERP II. http://soft-expert.ru/articles/article_erp2/st_4_erp2.shtml

планирование ресурсов предприятия (ERP) придало новое дыхание бизнесу, и

будет иметь такое же значение, как стратегии электронного бизнеса (е-бизнеса).

Но это будут не традиционные системы ERP, которые станут корпоративными

стандартами. В отличие от них, использование так называемых платформ ERP II

даст бизнесу ощутимые преимущества с точки зрения конкурентоспособности.

"Главное отличие состоит в том, что ERP II использует концепцию совместного

предпринимательства", - объясняет Брюс Бонд, директор исследовательской группы

фирмы Gartner.

Совместное предпринимательство даёт возможность бизнес-партнёрам из компаний

различного профиля обмениваться информацией, размещенной на биржах электронной

коммерции. Например, компании могут разрабатывать новые программные продукты

вместе со своими поставщиками, совместно используя оперативные рыночные данные.

"Совместное предпринимательство также позволяет организациям находить новых

партнёров для решения отдельных проблем разработки продуктов",- сказал Бонд.

"Столь высокая конкурентоспособность даст возможность получить предельно важную

информацию и разместить её в интернете, что позволит работать с ней другим

людям",- добавил Бонд. "В отличие от ERP старого типа, ERP II, охватит такие

направления бизнеса, как регулирование взаимоотношений с заказчиками(customer

relationship management), а также традиционные направления, включающие

управление финансами и трудовыми ресурсами. ERP II, кроме того, может

использоваться не только в сфере финансов, производства и распределения

(там, где применялся ERP), но и в других отраслях экономики".

"Покупка и продажа через веб-сайты - это пройденный этап. ERPII - деловое

взаимодействие: с кем вы работаете и чем занимаетесь. Совместное предпринимательство

- это почти интеллектуальный капитал". Исходя из этого, обеспечение достоверности

данных снова выходит на первый план. "Недостаточно иметь высокое качество

продуктов и услуг. Вы достигнете этого (используя ERP II), иначе вас не будут

считать надёжным партнёром",- предостерёг Бонд. Он считает, что продавцы

традиционного ERP модернизируют свою продукцию, включая в неё элементы

совместного предпринимательства, и начинают специализироваться в определённых

областях, вместо того, чтобы попытаться стать крупными игроками. Например,

поставщики выбирают, действовать ли им в сфере производства или услуг, и

используют технологии, поддерживающие более глубоко интегрированные приложения.

Бонд считает SAP и PeopleSoft наиболее вероятными поставщиками, которые могут

преуспеть в этой области. По его мнению, SAP, обладающий огромной базой

инсталлированного оборудования, будет использовать ERP II на её основе, а

PeopleSoft разбирается в основных принципах концепции совместного

сотрудничества. Следом за ними идёт Oracle.

Бонд также полагает, что эти фирмы должны узнать, имеют ли их нынешние

поставщики ERP концепцию ERP II, и перейти к ней путём модернизации. Однако

очень важно, чтобы компании были готовы к постоянному изменению инфраструктуры

и конфигурации приложений и чтобы они были уверены в том, что используют самые

современные версии программного обеспечения. Кроме того, Бонд советует

компаниям не отворачиваться от своих планов, связанных с е-бизнесом. Он говорит,

что ERP можно считать составной частью е-бизнеса, так как информация от фирм и

отдельных клиентов важна в той же мере, что и продажа программных продуктов и

услуг через веб-сайты.

http://www.inter-solar.ru/st_0014.htm

Несмотря на сложность терминов, о бизнес-процессах и их реинжиниринге

(BPR - Business Process Reengineering) уже слышали очень многие. Кому-то BPR

кажется универсальным лекарством от всех организационных неурядиц, кто-то видит

в нем только очередное модное веяние. За последние несколько лет опубликовано

огромное количество книг и статей по реинжинирингу, и даже сделаны их подборки.

<Процессный подход> к управлению считают то революционно новым, то хорошо

забытым старым. Процессы, на самом деле, всегда были и есть в любой организации

в настоящее время. Просто объектами управления они стали относительно недавно и

то в редких компаниях. Гораздо проще руководить структурными подразделениями,

выполняющими вполне определенные функции и спрашивать результаты с их

конкретных начальников.

Однако статичное и раздробленное представление об организации не дает

адекватной картины того, как живет, работает и развивается бизнес. Вы можете

прекрасно понимать, из каких органов состоит человеческий организм, и как они

функционируют по отдельности, но затруднитесь ответить, каким образом съеденное

мороженое способствует поднятию настроения J, как устроена цепочка взаимодействий.

Департамент можно легко назвать, например <отдел сбыта> или <бухгалтерия>.Но как

определить границы их действий?

Классик процессного подхода М.Хаммер рекомендовал называть процессы,

используя слова <от> и <до>, например <от размещения рекламы до отгрузки товара>.

Бизнес-процессы образуются из множества связей между подразделениями, которые

передают друг другу в некоторой очередности ключевое задание. Постепенно, запрос

превращается в конечный результат - товар или услугу.

При этом в качестве клиента может выступать не только внешний заказчик, но и

другой процесс. Например, для процесса <от получения заявки на канцтовары до

выдачи их> потребителями являются все другие процессы в организации.

Нельзя сказать заранее, будет ли удачной попытка внедрения процессного

подхода в конкретной организации. Это зависит от многих факторов и, прежде

всего, от высшего руководства.

Безусловно, к успеху можно придти различными путями. Эффективные руководители

могут иметь индивидуальный стиль управления и использовать различные приемы

менеджмента. Каждый из приемом хорош при решении одного класса задач и не

подходит в остальных случаях.

В популярности процессного подхода есть рациональное зерно. Этот инструмент

почти идеально подходит для проведения изменений в компании, которые не могут

ограничиваться только одним отделом. Они, как правило, направлены на решение

кроссфункциональных задач. Например, реформируя деятельность отдела закупок,

неплохо заодно пересмотреть и деятельность финансовой службы.

Большинство руководителей смирились с тем, что приходится все время вводить в

компании какие-то новшества, чтобы успевать за другими или просто

"соответствовать" и с радостью пытаются применять процессный подход для

облегчения своей нелегкой задачи .

<Резать> или <лечить>

Есть два различных подхода к преобразованиям: <реинжиниринг> и <непрерывное

совершенствование>.

Основная идея первого - радикальное переосмысление и перепроектирование.

Реинжиниринг имеет корни в инженерном подходе к науке управления. Смысл

описания бизнес-процессов для реинжиниринга - моделирование организации в

недрах компьютера или на бумаге, затем изменение этой модели под решение

текущих и перспективных задач организации (чаще всего - решительное отрубание

нерациональных узлов и функций).

Название <непрерывное совершенствование> (CI, Continuous Improvement) говорит

само за себя. Его суть - в долгосрочном развитии организации через развитие ее

членов, а происхождение - из социальной психологии.

BPR воплощается скачкообразно, в крупных масштабах, CI - терпеливо, непрерывно,

медленными шажочками. BPR проводится сверху вниз, CI - снизу вверх.

Реинжиниринг бизнес-процессов хорош возможностью радикального обновления и

шансом быстро и наглядно показать результат, выраженный в долларах. Но у него

большие риски: кардинальность, нестабильность, концентрация ресурсов во времени

и высокий уровень сопротивления со стороны рядового персонала.

Непрерывное совершенствование более приемлемо с точки зрения сохранения

социального равновесия, так как изменения происходят естественным путем,

стимулируется самоорганизация людей и коллективов, но CI зачастую страдает от

неоперативности принятия решений, завышенных требований к сознательности всех

участников процесса и ограниченными возможностями для совершенствования.

BPR создает новые технологии процессов, CI - использует резервы, заложенные

в уже существующих технологиях.

Можно сделать вывод, что начинать реинжиниринг нужно только тогда, когда

еобходимо улучшить показатели работы, во-первых, быстро, а во-вторых, намного,

например всего за год и в два раза. Ради 10% улучшения показателей без особой

нужды форсировать события BPR может оказаться даже вредным для организации.

Цель реинжиниринга бизнес-процессов - выживание в экстремальной ситуации.

Он может дать:

- Существенное сокращение издержек.

- Базу для расширения бизнеса.

- Переход на качественно новый технологический уровень.

- Готовность к внедрению автоматизированных систем управления.

Сегодня конкурентоспособность компании существенно зависит от возможности

преобразования ключевых процессов предприятия в поддержку стратегических

инициатив, нацеленных на гибкое удовлетворение требований заказчика.

К сожалению, внедрение инженерных технологий управления не способно полностью

решить проблемы в быстроменяющихся условиях. Для построения адаптивной

клиентоориентированной системы на первый план выходит построение

межкорпоративных и межличностных коммуникаций, техническая часть которых

действительно опирается на процессный подход и достижения в области IT, но

отнюдь не исчерпывается этим.

Увы, практика проведения радикальных преобразований в России пока не внушает

оптимизма. Более половины проектов заканчиваются провалом. Последствия

неудачных попыток реинжиниринга - впустую потраченные деньги и время,

упущенные возможности и разрушенная структура организации.

Основные причины непоправимых сбоев при проведении радикальных изменений -

плохая предварительная проработка проекта:

- В качестве объектов преобразований выбираются те бизнес-процессы, которые в

принципе не могут дать ощутимого экономического эффекта после их реинжиниринга.

- Назначается такой <хозяин процесса>, который не в состоянии последовательно

и жестко выдерживать план-график работ.

- Рабочая команда недостаточно мотивирована конечным результатом работы.

- Не согласованы реальные требования клиентов и возможности поставщиков

процесса.

- Ошибочно спроектирована технология нового бизнес-процесса.

- Выделены недостаточные ресурсы для проведения изменений или, что еще хуже,

бюджет урезан на полпути.

- Нововведения просто непонятны рядовым сотрудникам.

- Эффект реинжиниринга неправильно измеряется или недостаточно ярко

презентуется руководству и персоналу компании.

- Компания оказывается не в состоянии самостоятельно разработать необходимые

методики и инструментальные средства на должном уровне.

Чаще всего, компании, затеявшие у себя революцию, привлекают для поддержки

изменений консалтинговые компании, которые уже имеют опыт в проведении

подобных проектов и могут реально помочь избежать грубых ошибок.

Типичные функции, которые отводятся консультантам:

- методическая поддержка;

- координация работ с использованием предыдущего опыта;

- организация и проведение семинаров с высшим руководством;

- тренинг и становление команд, способных самостоятельно решать проблемы;

- объективная оценка ситуации;

- <третья сторона> в контактах, как с внешними клиентами, так и внутри компании.

Многие компании имеют прекрасные замыслы преобразований, но побеждают те из них,

кто умеет воплощать идеи на практике и не боится трудностей. Организация,

руководители которой действительно понимают и принимают процессный подход,

имеет очень высокую вероятность успеха.

Электронный бизнес - одно из наиболее широко обсуждаемых в последнее время

направлений развития ИТ. В конце 1990-х годов за период становления данного

направления в такие компании, как УаЬоо или Атагоп.сот были вложены десятки

миллионов долларов, причем рост стоимости акций этих компаний в течение первых

пяти лет их существования вполне оправдывал ожидания инвесторов. Высокие доходы

последних некоторое время затеняли тот факт, что подавляющее большинство

Internet-компаний как в то время, так и сейчас не обеспечивало безубыточной

деятельности. На этой волне ажиотажа у ряда экспертов возникло отношение к

проектам электронного бизнеса как к универсальному средству повышения

эффективности и доходов предприятия.

Одновременно производители оборудования и ПО начали энергично разрабатывать

серверы ^еЬ-сайтов, программное обеспечение для них, средства разработки и т.д.

вплоть до интегрированных многофункциональных платформ разработки и поддержки

Internet-приложений, таких как В1ие51опе.

К началу нового тысячелетия тенденция роста стоимости акций сменилась на

противоположную - индекс МАЗ ОАО, сводный для предприятий высоких технологий,

менее чем за год упал с 5000 до 2000 пунктов. При этом недоверие инвесторов

парадоксальным образом сочетается с оптимизмом отраслевых экспертов: Са^пег

Сгоир, М.е[а Сгоир, Рогге51ег КезеагсЬ и другие аналитики отрасли предсказывают

в ближайшие годы экспоненциальный рост электронного бизнеса. При существующих

масштабе и степени неопределенности тенденций неизбежен переход к

фундаментальному анализу данного сектора ИТ, в частности с позиций

экономической эффективности. Чем же именно электронный бизнес от-

личается от традиционного?

Логистика. <Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую,

тактическую и операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным

потоком в качестве интегратора>.

Биснес-информация и информационный бизес.

основных и обеспечивающих бизнес-процессов.

Бизнес в области информационного сервиса (Service Business)

- Вид бизнеса, который занимается деятельностью, направленной на

информационное обслуживание клиента.

Отличие логистического подхода заключается в интеграции (технической,

технологической и экономической) отдельных звеньев материалопроводящей цепи в

единую систему сквозного управления материальными и информационными потоками с

целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и

ресурсов. Одно из определений принятых на конгрессе в Хельсинки гласит:

<Логистика представляет собой общую: стратегическую, тактическую и операционную

точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в

качестве интегратора>.

В мировой практике логистика стала целеполагающей сферой деятельности с

середины 70-х годов. С этого времени акценты в оценке силы бизнеса сместились

в область ресурсного потенциала и экономии на издержках обращения. Это прежде

всего потому, в современном бизнесе существенно возросло время прохождения

товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90%

временных затрат), что и вызывает повышенный интерес к логистике.

В мировой практике уже с середины 70-х годов логистика стала целеполагающей

сферой деятельности и прежде всего потому, что в современном бизнесе

существенно возросло время прохождения товара по различным каналам

материально-технического обеспечения (свыше 90% временных затрат).

Этот повышенный интерес к логистике за рубежом связывают с тем, что при

данном подходе обеспечивается значительное (на 30-50%) сокращение всех видов

запасов материальных ресурсов, ускорение оборачиваемости оборотного капитала,

сокращение (на 25-45%) времени движения продукции от первичного источника сырья

до конечного потребителя, снижение затрат на производство, дистрибуцию и

наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

Интеграция различных функций товародвижения дает возможность устанавливать

оптимальное соотношение интересов различных компаний и подразделений фирмы,

достигать на этой основе минимизации совокупных издержек и получать такой общий

результат деятельности, который превосходит сумму отдельных эффектов.

Эффективность логистической системы и определяется уровнем логистических

издержек, необходимых для достижения наилучших значений такой группы показателей

деятельности компании, как: готовность товара и обязательность в поставке,

гибкость и качество поставок, сокращение времени выполнения заказа,

информационная готовность (см. Рис. Л2)

В первую очередь, значения этих показателей непосредственно зависит от

уровня организации бизнес-процессов в компании. В узком смысле этого термина,

логистика - это и есть организация процессов разного типа. Но если в зарубежных

компаниях сейчас все внимание сосредоточено на задаче их оптимизации, то

большая часть наших предприятий еще не решила предыдущую - выстроить процессы в

более или менее приемлемую систему, для чего, прежде всего, необходимо их

формальное описание.

Только решив эту задачу и научившись получать необходимую информацию о

материальных потоках (см. Рис. Л3), можно начать целенаправленное управление

показателями качества логистической системы с применением специальных методов,

применяемых в каждой из компонент логистики.

Поэтому в российских условиях большинство логистических проектов, так или

иначе, сводятся к проектам по описанию и приведению в порядок бизнес-процессов

компании (см. Процессы), что пока дает наибольший совокупный эффект (см. также

<К вопросу оптимизации процессов>).

Другим ограничением, которое надо учитывать при выборе тем логистических

проектов, является неприменимость многих мировых стандартов и техник логистики

(например, SIC или JIT) для большинства российских компаний, действующих в

условиях быстро меняющейся среды при общем низком уровне деловой культуры (как

внутренней, так и внешней - прежде всего необязательности в партнерских

отношениях). Зачастую, даже начиная проект в области решения частной задачи

(например, управления запасами в оптовой торговой компании) мы приходим к

необходимости интеграции чисто логистических техник с постановкой процессов в

других функциональных областях (см. Бюджетирование и управление запасами).

Однако, тот значительный эффект, который может быть получен при успешной

реализации логистических проектов делает их все более популярными.

Примерные темы проектов:

Идентификация и совершенствование логистических процессов компании.

Постановка логистических систем:

управления запасами, управление закупками,

управление распределением, складская логистика

транспортная логистика, производственная логистика.

Инструментом реализации проектов является функционально-ориентированный

модуль БИГ-Мастер 7.2 Бизнес-процессы Организация бизнес-процессов и структур

данных (с построением IDEF диаграмм) см.

Дополнительно проводятся работы по интеграции логистических данных,

содержащихся в учетных системах предприятия, а также специализированный семинар

<Постановка логистики в компании> (ведущий Т. Р. Терешкина), материалы которого

использованы при написании данного раздела.

Типовые схемы работ, выполняемых в ходе проектов приведены в таблицах:

Таблица П1 Общая схема работ по идентификации и описанию бизнес-процессов компании

http://big.spb.ru/consulting/consulting_projects/process/sheme.shtml

Таблица Л6. Анализ логистической системы управления запасами в компании

Таблица Л7. Этапы определения оптимального размера заказа

Таблица Л8 Этапы составления графика выполнения заказа

Таблица Л9. Алгоритм создания эффективной логистической системы управления запасами

Таблица Л10. Этапы реализации закупочной логистики

Таблица Л11. Алгоритм исследования рынков закупок

Таблица Л12. Алгоритм формирования распределительной логистики

Таблица Л13. Последовательность формирования системы логистического сервиса

Таблица Л14. Обобщенный алгоритм проектирования логистической подсистемы

<ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ

Таблица Л15. Структуризация производственных бизнес - процессов

Таблица Л16. Паспортизация материальных потоков

Таблица Л17. Последовательность выбора рациональной системы складирования

Таблица Л18. Алгоритм маршрутизации перевозок

См. Также: <Краткий терминологический словарь и библиотека техник логистики>.

Методология, применяемая для реализации проектов в области логистики изложена

в следующих статьях >>

Модель электронных бизнес-процессов

http://www.bizone.com.ua/pharm-business.phtml

Модель электронного бизнеса, максимально приближена к реальным

бизнес-процессам, происходящим на рынке. Ниже приведены пример основных этапов

электронного бизнес-процесса.

1. На первом этапе ПОСТАВЩИК подготавливает прайс-лист и публикует его на

сервере сети. Прайс-лист может содержать несколько вариантов цены, разные

условия поставки, оплаты и срок действия. Для каждого склада организации может

быть сформирован свой прайс-лист. Одновременно может быть опубликовано сколько

угодно прайс-листов.

2. ПОКУПАТЕЛЬ формирует предварительный заказ (дефектуру), который содержит

список препаратов и условия отбора, включающие географическое расположение

поставщиков, условия поставки и оплаты, дату последнего обновления прайс-листов,

предпочтительных и нежелательных поставщиков и т.д. Предварительный заказ

отсылается на сервер, который производит отбор оптимальных предложений по

каждому препарату среди опубликованных прайс-листов и возвращает результирующую

выборку клиенту.

3. ПОКУПАТЕЛЬ анализирует полученные предложения и отбирает наиболее подходящие.

По отобранным позициям в адрес каждого поставщика автоматически формируется

заявка, в которую заносится требуемое количество препаратов и срок поставки.

ПОКУПАТЕЛЬ может контролировать сумму заказа по каждой заявке и переформировать

заявки в случае необходимости. В конце этапа ПОКУПАТЕЛЬ отсылает заявки

поставщикам.

4.ПОСТАВЩИК обрабатывает поступившую заявку, формирует на ее основе счет, в

который может внести изменения по количеству препаратов, проставить скидки или

удалить отдельные позиции. Сформированный и откорректированный счет отсылается

ПОКУПАТЕЛЮ.

5.ПОКУПАТЕЛЬ анализирует поступивший счет и может, при желании послать

поставщику подтверждение (акцепт) счета. Эта возможность особенно актуальна в

настоящий период, когда большая часть сделок происходит на условиях отсрочки

платежа. Акцепт в данном случае может рассматриваться как сигнал о готовности

покупателя принять указанный в счете товар.

6.ПОСТАВЩИК контролирует приход акцептов по выставленным счетам и принимает

решение об отгрузке продукции или о контроле поступления денежных средств.

7.ПОСТАВЩИК и ПОКУПАТЕЛЬ могут в рамках приложения осуществлять контроль оплаты

и отгрузки продукции по выставленным счетам, вести переговоры по техническим

вопросам с использованием внутрисетевой почтовой программы, работать со

справочниками препаратов и клиентов.

Модель бизнеса, используемая в Фармсети, максимально приближена к реальным

процессам фармацевтического рынка Украины. В этой модели Поставщики и

Покупатели фармацевтических препаратов обмениваются между собой электронными

документами, ведут переговоры. Цель таких переговоров - достичь устраивающего

обе стороны соглашения по условиям сделки. Сделка считается заключенной, когда

Покупатель дает согласие на прием товара по условиям, выставленным Поставщиком.

Основные этапы заключения сделки:

ПОСТАВЩИК подготавливает прайс-лист и публикует его на сервере сети. Прайс-лист

может содержать несколько вариантов цены, разные условия поставки, оплаты и срок

действия. Для каждого склада организации может быть сформирован свой прайс-лист.

Одновременно может быть опубликовано сколько угодно прайс-листов. Прайс-лист

может быть общим (доступным для всех клиентов сети) и персональным (доступным

только для выбранной группы клиентов сети).

ПОКУПАТЕЛЬ формирует предварительный заказ, который используется для поиска

оптимальных предложений препаратов на рынке. Предварительный заказ содержит

список препаратов и условия отбора предложений, включающие географическое

расположение поставщиков, условия поставки и оплаты, дату обновления

прайс-листов, предпочтительных поставщиков и т.д. Сервер Фармсети производит

отбор оптимальных предложений по каждому препарату среди опубликованных

прайс-листов и возвращает результирующую выборку покупателю. Поиск сначала

производится в прайс-листах поставщиков, которые были выбраны как

предпочтительные, а затем в предложениях других поставщиков. Можно также

задать режим поиска только среди персональных предложений.

ПОКУПАТЕЛЬ анализирует предложения и отбирает наиболее подходящие по каждому

запрошенному препарату. По всем выбранным позициям для каждого поставщика

автоматически формируются заявки. В заявке покупатель задает требуемое

количество препаратов и срок поставки. Покупатель может контролировать сумму

заказа по каждой заявке и переформировать заявки в случае необходимости. В

конце этапа покупатель отсылает заявки поставщикам.

ПОСТАВЩИК формирует счет на основе поступившей заявки. Он может внести в счет

определенные изменения, относительно поступившей заявки, - по количеству

препаратов, ввести скидки на отдельные позиции или удалить позиции из счета.

Откорректированный счет отсылается покупателю.

ПОКУПАТЕЛЬ анализирует поступивший счет, имеет возможность сравнить его с

посланной заявкой, и, если полностью согласен со всеми условиями, выставляет

поставщику подтверждение (акцепт) счета. Акцепт рассматривается как сигнал о

готовности покупателя принять указанный в счете товар. Сделка считается

заключенной.

Note: Если условия Поставщика не устраивают Покупателя, он может провести

дополнительные переговоры прямо в сети, используя систему внутренней почты,

и определить взаимовыгодные условия сделки.

Информация и бизнес