Технологическая карта по труду Классификация текстильных волокон и их свойства 5 класс


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф. И.О. учителя

СОШ № 40 Просвещение Вентана-Граф


Как это сделано Определение видов волокон образцов сырья Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по внешнему виду и на ощупь) Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по толщине волокон и по блеску) Инструменты, методы и способы изготовления льняных тканей Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных тканей (по внешнему виду, по толщине нити и её по блеску)



вазу


Ончурова Анна Викторовна

МБОУ

г. Братска

Технология

Технология

Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 5-11 классы. Авторы Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.:

, 2008. Рекомендовано МО РФ

Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд: 5 класс. М.:

, 2008. – 192 с.

Количество часов

68 учебных часов в год, 2 часа в неделю

Материаловедение

Классификация текстильных волокон и их свойства

5

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним и высоким показателем качества обученности

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Определение свойств волокон и тканей, которые из них изготавливают (предметная)

    Формирование умения подбирать подходящую по свойствам ткань для определенной цели (метапредметная)

    Познакомиться со свойствами волокон и тканей из них

    Ознакомиться со способами получения волокна

    Научиться различать волокна и свойства тканей из них

Оборудование к уроку

Образцы тканей, образцы волокон, электронный микроскоп, снимки тканей, полученные с помощью электронного микроскопа, раздаточные таблицы

Мультимедийная презентация с двумя видеофрагментами

Основные понятия темы

Волокно, ткань, сырьё, пряжа

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский

Виды деятельности учащихся

Индивидуальная, парная, коллективная

Формируемые УУД

Познавательные УУД

    Формулирование познавательной цели

    Поиск и выделение информации

    Моделирование

    Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

    Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

    Выбор оснований и критериев для сравнения

    Установление причинно-следственных связей

    Построение логической цепи рассуждений

    Доказательство

    Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД

    Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

    Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов её разрешения, принятие решения и его реализация

    Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

    Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий)

    Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)

    Оценка и самооценка

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организация начала занятия

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество

Настраиваются на работу

Подготовка учащихся к работе и сотрудничеству

Подготовка к основному этапу

Демонстрация видеофрагмента


Отвечают на вопросы по фрагменту, формулируют тему урока.


Вопросы классу:

Как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Что нам предстоит освоить?

Какова тема урока?

Самостоятельное формулирование темы урока

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний

Знакомятся с Таблицей

1

В таблице представлены параметры, характеризующие свойства тканей. В течение урока вам необходимо будет заполнить пустые строчки таблицы из экспериментов, практических работ, самостоятельных заданий и из учебника.

Как выдумаете, какие цели и задачи нам с вами предстоит сегодня решить?

Самостоятельное формулирование цели и задач урока.

Постепенное ознакомление с характеристиками свойств волокон и ткани

Даёт историческую справку

Устанавливают последовательность получения ткани


Вопрос классу:

Какова последовательность получения ткани?


Определение последовательности:

Выращивание – прядение –

Ткачество

Схема № 1

Рассказывает о волокнах, о способах их получения

Воспринимают новый материал. Работают в тетради


Задание классу:

Записать в рабочую тетрадь классификацию текстильных волокон

Схема № 2

Умение слушать, воспринимать информацию

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Практическая работа №1С образцами волокон

Задание классу:

По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2

Осознанное усвоение материала

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 2-1 (кинестеты), Практической работы № 2-2 (визуалы)

Практическая работа

2-1 С образцами волокон

Задание 1 группе:

Определите различия по внешним признакам и по ощущениям двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 3

Понимание того, что по внешнему виду можно определить, что волокна льна грубые и толстые, а волокна хлопка мягкие и менее толстые

Практическая работа

2-2С образцами волокон

Задание 2 группе:

Определите различия по толщине и по блеску двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 4

Понимание того, что волокна льна более толстые и блестят, а волокна хлопка менее толстые и матовые

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний.

Знакомство со способами производства тканей (Схема № 3)

Демонстрация видеофрагмента

Визуальное усвоение материала

Вопрос классу:

Как волокна превращаются в ткань?

Понимание последовательности процесса изготовления тканей

Формулировка проблемного вопроса: Можно ли из волокон сразу получить ткань?

Усвоение материала, работа в рабочей тетради

Задание классу:

Восстановите схему:

Сырьё - … - ткань

Запишите схему процесса создания ткани

Умение различать виды тканей

Знать последовательность получения ткани

Первичная проверка понимания

Вопросы классу:

Как вы думаете, свойства волокон перейдут на свойства тканей?

Как они будут называться?

Какие виды хлопчатобумажных и льняных тканей вы знаете?

Для чего мы изучаем свойства тканей?

Примерные ответы:

Да, например цвет, жёсткость, блеск, сминаемость

Лён, хлопок

Сатин, байка, вельвет и др

Чтобы обеспечить правильный уход за изделиями, правильно выбирать способы пошива и обработки тканей

Осознанное усвоение материала

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 3

Практическая работа

3С электронным микроскопом

Задание 3 группе:

Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5

Понимание того, что свойства волокон переходят и на свойства тканей

Подведение итогов урока

Направляет деятельность учащихся к обобщению характеристик и свойств волокон и тканей, к совместному подведению итогов урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Совместное действие с учащимися: определяют области применения тканей в зависимости от свойств волокон и тканей

Работа с Таблицей № 1

Записывают характеристики свойств волокон и ткани

Задание классу:

Используя информацию по новой теме из содержания урока и материала учебника, запишите в тетрадь, какими свойствами обладают волокна и ткани

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Полное усвоение материала урока

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания


Записывают варианты домашнего задания

Учитель дает на выбор три уровня задания:

Собрать информацию о натуральных тканях (Бархат, панбархат, плюш, вельвет, батист) в разных информационных источниках

Подготовить презентацию о возможных применениях х/б и льняных тканей (например, какие ткани используются для пошива мешков для картофеля, праздничного платья, летнего костюма)

Приготовить коллекцию х/б и льняных тканей

Предлагает поместить в

цветы розовые или фиолетовые (комфортность на уроке)

Диалог с учителем

Комфортное состояние на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица № 1

ПАРАМЕТРЫ

ЛЁН

ХЛОПОК

1

2

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ (впитывание влаги)

3

СТОЙКОСТЬ К СВЕТУ

4

СВОЙСТВА НА ОЩУПЬ (из табл. № 2)

5

УСТОЙЧИВОСТЬ К СМИНАНИЮ

6

7

НАГРЕВ УТЮГА

8

ВИДЫ ТКАНИ ИЗ ДАННОГО СЫРЬЯ

Практическая работа № 1. Определение видов волокон образцов сырья

Инструкция к работе:

По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2

Таблица № 2

Образца


Сырьё

1