Технологическая карта по труду Классификация текстильных волокон и их свойства 5 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ончурова Анна Викторовна |
|||||
МБОУ | СОШ № 40 г. Братска | ||||
Технология |
|||||
Технология |
|||||
Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 5-11 классы. Авторы Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: | Просвещение , 2008. Рекомендовано МО РФ | ||||
Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд: 5 класс. М.: | Вентана-Граф , 2008. – 192 с. | ||||
Количество часов |
68 учебных часов в год, 2 часа в неделю |
||||
Материаловедение |
|||||
Классификация текстильных волокон и их свойства |
|||||
5 |
|||||
Характеристика класса |
Общеобразовательный класс со средним и высоким показателем качества обученности |
||||
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
||||
Определение свойств волокон и тканей, которые из них изготавливают (предметная) Формирование умения подбирать подходящую по свойствам ткань для определенной цели (метапредметная) |
|||||
Познакомиться со свойствами волокон и тканей из них Ознакомиться со способами получения волокна Научиться различать волокна и свойства тканей из них |
|||||
Оборудование к уроку |
Образцы тканей, образцы волокон, электронный микроскоп, снимки тканей, полученные с помощью электронного микроскопа, раздаточные таблицы |
||||
Мультимедийная презентация с двумя видеофрагментами |
|||||
Основные понятия темы |
Волокно, ткань, сырьё, пряжа |
||||
Методы обучения |
Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский |
||||
Виды деятельности учащихся |
Индивидуальная, парная, коллективная |
||||
Формируемые УУД |
Познавательные УУД Формулирование познавательной цели Поиск и выделение информации Моделирование Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты Выбор оснований и критериев для сравнения Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждений Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД Определение цели, функций участников, способов взаимодействия Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов её разрешения, принятие решения и его реализация Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) Оценка и самооценка |
||||
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Организация начала занятия |
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество |
Настраиваются на работу |
Подготовка учащихся к работе и сотрудничеству |
||
Подготовка к основному этапу |
Демонстрация видеофрагмента | Как это сделано
|
Отвечают на вопросы по фрагменту, формулируют тему урока. |
Вопросы классу: Как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что нам предстоит освоить? Какова тема урока? |
Самостоятельное формулирование темы урока |
Усвоение новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний |
Знакомятся с Таблицей № 1 |
В таблице представлены параметры, характеризующие свойства тканей. В течение урока вам необходимо будет заполнить пустые строчки таблицы из экспериментов, практических работ, самостоятельных заданий и из учебника. Как выдумаете, какие цели и задачи нам с вами предстоит сегодня решить? |
Самостоятельное формулирование цели и задач урока. Постепенное ознакомление с характеристиками свойств волокон и ткани |
|
Даёт историческую справку |
Устанавливают последовательность получения ткани |
Вопрос классу: Какова последовательность получения ткани? |
Определение последовательности: Выращивание – прядение – Ткачество Схема № 1 |
||
Рассказывает о волокнах, о способах их получения |
Воспринимают новый материал. Работают в тетради |
Задание классу: Записать в рабочую тетрадь классификацию текстильных волокон Схема № 2 |
Умение слушать, воспринимать информацию |
||
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка |
Практическая работа №1С образцами волокон | Определение видов волокон образцов сырья
Задание классу: По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2 |
Осознанное усвоение материала |
|
Закрепление новых знаний |
Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 2-1 (кинестеты), Практической работы № 2-2 (визуалы) |
Практическая работа № 2-1 С образцами волокон | Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по внешнему виду и на ощупь)
Задание 1 группе: Определите различия по внешним признакам и по ощущениям двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 3 |
Понимание того, что по внешнему виду можно определить, что волокна льна грубые и толстые, а волокна хлопка мягкие и менее толстые |
|
Практическая работа № 2-2С образцами волокон | Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по толщине волокон и по блеску)
Задание 2 группе: Определите различия по толщине и по блеску двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 4 |
Понимание того, что волокна льна более толстые и блестят, а волокна хлопка менее толстые и матовые |
|||
Усвоение новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний. Знакомство со способами производства тканей (Схема № 3) Демонстрация видеофрагмента | Инструменты, методы и способы изготовления льняных тканей
Визуальное усвоение материала |
Вопрос классу: Как волокна превращаются в ткань? |
Понимание последовательности процесса изготовления тканей |
|
Формулировка проблемного вопроса: Можно ли из волокон сразу получить ткань? |
Усвоение материала, работа в рабочей тетради |
Задание классу: Восстановите схему: Сырьё - … - ткань Запишите схему процесса создания ткани |
Умение различать виды тканей Знать последовательность получения ткани |
||
Первичная проверка понимания |
Вопросы классу: Как вы думаете, свойства волокон перейдут на свойства тканей? Как они будут называться? Какие виды хлопчатобумажных и льняных тканей вы знаете? Для чего мы изучаем свойства тканей? |
Примерные ответы: Да, например цвет, жёсткость, блеск, сминаемость Лён, хлопок Сатин, байка, вельвет и др Чтобы обеспечить правильный уход за изделиями, правильно выбирать способы пошива и обработки тканей |
Осознанное усвоение материала |
||
Закрепление новых знаний |
Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 3 |
Практическая работа № 3С электронным микроскопом | Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных тканей (по внешнему виду, по толщине нити и её по блеску)
Задание 3 группе: Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5 |
Понимание того, что свойства волокон переходят и на свойства тканей |
|
Подведение итогов урока |
Направляет деятельность учащихся к обобщению характеристик и свойств волокон и тканей, к совместному подведению итогов урока. Анализ и оценка успешности достижения цели. Совместное действие с учащимися: определяют области применения тканей в зависимости от свойств волокон и тканей |
Работа с Таблицей № 1 Записывают характеристики свойств волокон и ткани |
Задание классу: Используя информацию по новой теме из содержания урока и материала учебника, запишите в тетрадь, какими свойствами обладают волокна и ткани |
Анализ, построение логической цепи рассуждений. Полное усвоение материала урока |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания |
Записывают варианты домашнего задания |
Учитель дает на выбор три уровня задания: Собрать информацию о натуральных тканях (Бархат, панбархат, плюш, вельвет, батист) в разных информационных источниках Подготовить презентацию о возможных применениях х/б и льняных тканей (например, какие ткани используются для пошива мешков для картофеля, праздничного платья, летнего костюма) Приготовить коллекцию х/б и льняных тканей |
||
Предлагает поместить в | вазу цветы розовые или фиолетовые (комфортность на уроке) |
Диалог с учителем |
Комфортное состояние на уроке |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица № 1
ПАРАМЕТРЫ |
ЛЁН |
ХЛОПОК |
1 |
|
2 |
ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ (впитывание влаги) |
3 |
СТОЙКОСТЬ К СВЕТУ |
4 |
СВОЙСТВА НА ОЩУПЬ (из табл. № 2) |
5 |
УСТОЙЧИВОСТЬ К СМИНАНИЮ |
6 |
|
7 |
НАГРЕВ УТЮГА |
8 |
ВИДЫ ТКАНИ ИЗ ДАННОГО СЫРЬЯ |
Практическая работа № 1. Определение видов волокон образцов сырья
Инструкция к работе:
По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2
Таблица № 2
Сырьё |
|
1 |
|