Основные направления психологии

Тема 1.3. Основные направления психологии

План лекции:

  1. Становление научной психологии
  2. Школы зарубежной психологии
  3. Школы зарубежной психологии

§ 1. Становление научной психологии

По известному выражению, психология имеет короткую историю, но давнее прошлое. Развитие психологии как науки можно разделить на 2 крупных этапа: донаучный и научный.

Донаучный этап развития психологии, начавшийся в античности, – это время по преимуществу философских размышлений о душе и мире; душа здесь, строго говоря, не объект изучения, но предмет интеллектуального анализа. То есть, на данном этапе такой науки, как психология, еще не существует, но в рамках философии уже поднимаются вопросы о внутреннем мире человека.

Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832-1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Соответственно, этот год считается годом рождения психологии как науки — Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

В. Вундт определил цели, предмет, методы и темы исследований — естественно, под воздействием своего времени и господствующих в ту пору течений в философии и психологии. Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук — в основном, на методах физиологии. Вундт приспособил эти научные методы к новой психологии и проводил исследования точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. Таким образом, «дух времени» в физиологии и психологии способствовал формированию как предмета новой психологии, так и методов психологических научных исследований.

Предметом изучения Вундта, если выразить это одним словом, было сознание.

В течение некоторого времени психология формировалась, главным образом, под его влиянием.

Другим крупным психологом того времени — и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, совершенно уникален – был американский ученый Уильям Джеймс (1842-1910), создатель теории потока сознания. Он не был экспериментатором, однако на основе самонаблюдения, данных самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию; ряд его идей послужил основой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна.

У. Джеймс полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т. д., не менее важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит. Это направление получило название функционализм. По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя.

При всей глубине и оригинальности идей ни В. Вундт, ни У. Джеймс не оставили больших научных школ, теорий, которые переворачивали бы психологию. Однако конец XIX и начало XX века знаменательны тем, что такие теории возникают. Это — очень разные направления, предлагающие свое представление о предмете и методе психологии, а в связи с двумя из них — психоанализом и бихевиоризмом – говорят о своеобразных научных революциях. По сути, в это время возникает много разных психологий со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии; он важен в связи с тем, что в нем происходит трансформация предмета психологии, представления о душе и сознании оказываются недостаточными, и в том отношении, что в этот период зарождается современная психология, не только теоретическая, но и практическая, складываются и развиваются школы психологии.

§ 2. Школы зарубежной психологии

Психологическая школа – группа психологов, связанных идейно, а иногда и территориально, с лидером научного направления.

Как правило, представители одной школы разделяют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими проблемами. Появление различных психологических школ, их последующий упадок и замена другими — одна из поразительных черт истории психологии.

В истории психологии существовали самые разные школы, и каждая из них выступала против предшествующей. Новые течения использовали старших оппонентов как объекты для критики и импульс для собственного развития. По мере того, как новое течение крепло, обретало сторонников и влияние, уже вдохновлялась новая оппозиция, и процесс противостояния начинался заново.

На основе философских и психологических традиций были разработаны психология Вильгельма Вундта. За ней последовали функционализм, бихевиоризм и гештальтпсихология. Примерно в то же время из идей о природе бессознательного и на основе первых опытов в лечении душевнобольных возник психоанализ — наука с собственным предметом изучения и с собственной методологией. В 50–х годах XX столетия в качестве ответа на бихевиоризм и психоанализ появилось такое направление, как гуманистическая психология; она включала в себя и принципы гештальтпсихологии.

I. Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике.

Программу бихевиоризма провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878-1958). Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, страдание и т. п. не могут считаться научными; все они — продукт человеческого самонаблюдения, т. е. субъективны. Наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.

Таким образом, предметом изучения бихевиористов становится поведение, активность. Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие реакция, к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R («стимул-реакция»), в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул, порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию, а характер реакции определяется только стимулом. По Уотсону, законы научения т. е. формирования реакции на определенные стимулы универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространимы и на человеческое поведение. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона — научиться управлять поведением.

Несомненно, что принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию, обозначаемую обычно понятием промежуточные переменные, имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией, т. к. их нельзя объективно зафиксировать, также определяют ответную реакцию. Схема S-О-R.

Бихевиоризм, который продолжает оставаться живым и действенным в современной психологии — что особенно наглядно в прикладной психологии, где методики модификации поведения становятся все более популярными, — отличается от того бихевиоризма, который процветал в течение нескольких десятилетий, с момента появления манифеста Уотсона в 1913 году и до смерти Скиннера в 1990 году. Но, как бы то ни было, бихевиоризм продолжает свое существование в духе своего основателя.

II. Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Основана немецкими психологами Максом Вертгеймером (1880-1943), Куртом Коффкой (1886-1941), Вольфкангом Кёлером (1887-1967).

Движение сторонников гештальтпсихологии против атомистических взглядов Вундта началось в то же время, что и движение бихевиористов в США. Хотя оба эти течения были независимы друг от друга, они возникли из противодействия одним и тем же идеям. Между этими школами существовали очевидные различия. Первые признавали самостоятельную ценность сознания, но критиковали попытки его разбиения на элементарные составляющие, своего рода атомы. Вторые отказывались даже допустить существование проблем сознания в психологии.

Несмотря на то, что в чистом виде это направление в современной психологии практически не представлено, а ряд положений частично обесценился, многие идеи гештальтпсихологов оказали глубокое влияние на развитие и возникновение ряда психологических направлений.

III. Психоанализ (от психо... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856-1939).

Становление психоанализа по времени совпадает с развитием других известных школ в психологии. Психоанализ произрастал в недрах психиатрической традиции, видевшей свою задачу в том, чтобы помогать тем людям, которых общество отвергло как «психически больных». Именно поэтому психоанализ никогда не был психологической школой, сопоставимой с другими школами. Его объектом было аномальное поведение, что сравнительно мало интересовало остальные школы; исходным методом — клиническое наблюдение, а не контролируемый лабораторный эксперимент. И, кроме того, психоанализ преимущественно интересовался бессознательным — темой, которая практически игнорировалась прочими школами.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые, поэтому, либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде, например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке)

Несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрейдовский психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.

IV. Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы в психологии. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970).

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Несмотря на то, что гуманистическая психология так до конца и не оформилась в самостоятельную психологическую школу, она в значительной мере способствовала трансформации основных направлений психоанализа, усиливая идею о том, что человек должен быть в состоянии свободно и сознательно влиять на формирование собственной личности. Косвенным образом развитие гуманистической психологии способствовало оживлению интереса к исследованию сознания и в рамках академической психологии, поскольку гуманистическая психология стоит у истоков движения когнитивной психологии.

§ 3. Школы отечественной психологии

Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX — начале XX века. Можно утверждать, что отечественная психологическая наука является заметным и самостоятельным течением в мировом психологическом движении. Она отличается хорошо разработанной методологией, своей системной научной парадигмой, большим, чем в других течениях, концептуальным единством, экспериментальной основательностью. В ней есть много общего с гуманистической и когнитивной психологией, характерно повышенное внимание к проблемам развития, становления личности, сознания, мотивации, познания, психологии общественной жизни и ее влияний.

I. Культурно-историческая теория разработана в 20-30 гг. XX в. Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Л. С. Выготский стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования. Он различает два уровня психического — натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание – примеры высших психических функций; одной из важнейших их характеристик является опосредствованность, т.е. наличие средства, при помощи которого они организуются. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.

Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, основные идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, и в дефектологии, и в языкознании, и в культурологии, и в искусствознании… В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли в основу современной образовательной психологии США.

II. Теория деятельности – школа советской психологии, основанная в 20-30 гг. XX в. А.Н. Леонтьевым (1903-1979) на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. А.Н. Леонтьев ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.

Концепция А. Н. Леонтьева распространяется на широкий круг проблем теоретического и практического плана; ее влияние на отечественную психологию чрезвычайно велико. Отметим также ее значение для практики обучения и воспитания.

Вопросы:

  1. Какие этапы выделяют в становлении психологии? Чем характеризуется донаучный этап?
  2. С каким событием и ученым связано становление психологии как науки?
  3. Что такое школа психологии? Перечислите основные школы зарубежной психологии.
  4. Охарактеризуйте бихевиоризм как школу психологии.
  5. Охарактеризуйте психоанализ как школу психологии.
  6. Охарактеризуйте гуманистическую психологию как школу психологии.
  7. Охарактеризуйте отличие отечественной психологии от западной. Какие школы отечественной психологии вы знаете?

Рекомендуемая литература

  1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – Москва : Институт практической психологии, 1997. – URL: http://x-3us.ru/grinshpun_i_b_vvedenie_v-grinshpun_vvedenie. Дата обращения 16.12.2012
  2. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии – URL: http://bookap.info/genpsy/shults_istoriya_sovremennoy_psihologii. Дата обращения 16.12.1012

Основные направления психологии