Международная миграция рабочей силы (ММРС)
Тема 9. Международная миграция рабочей силы (ММРС)
- Сущность и принципы ММРС.
- Основные виды и центры ММРС.
- Регулирование ММРС.
- Социально-экономические последствия ММРС.
__________________________
1. Сущность и принципы ММРС
ММРС это процесс организованного или стихийного перемещения трудоспособного населения из страны в страну.
Причины ММРС:
1) быстрый рост населения планеты;
2) неравномерное экономическое развитие стран мирового сообщества;
3) развитие НТР;
4) социально-политическое развитие отдельных регионов мира и государств;
5) экономическое состояние национальных хозяйств.
Демографическая ситуация в мировом сообществе
Демографическая политика это совокупность мер государств и международных организаций по стимулированию или ограничению рождаемости.
Темпы увеличения населения:
1 г. н. э. 200 млн. чел.;
1630 г. 1 млрд. чел.;
1930 г. 2 млрд. чел.;
1960 г. 3 млрд. чел.;
1989 г. 5 млрд. чел.;
2000 г. 6 млрд. чел.;
к 2015 г. приметно 10 млрд. чел.
Условия жизни населения:
• 500 млн. чел. живут нормально;
• 900 млн. чел. в нищете и голоде;
• 2,5 млрд. чел. постоянно недоедают;
• 2 млрд. чел. не имеют нормальной питьевой воды.
Структура населения по отдельным критериям:
1) по отраслям экономики
• в сельском хозяйстве 50%;
• в промышленности 20%;
• в сфере услуг 30%;
2) возрастная структура населения:
• до 14 лет 34%; .
• от 15 до 65 лет 60%;
• старше 65 лет 6%;
3) половое соотношение:
• в мире рождается на 1000 женщин 1040 мужчин;
• в трудоспособном возрасте приходится на 1000 женщин 965 мужчин;
• в возрасте старше 65 лет приходится на 1000 женщин 711 мужчин.
Основные понятия, характеризующие ММРС:
1. Миграция перемещение рабочей силы в рамках мирового сообщества.
2. Эмиграция выезд из страны определенного контингента населения.
3. Иммиграция въезд определенного контингента людей в другую страну.
4. Реэмиграция процесс возвращения эмигрантов в свою страну.
Основные понятия, характеризующие рабочую силу:
7. Трудоспособное население лица трудоспособного возраста, которые могут работать в соответствии с их физическими и умственными способностями.
2 Нетрудоспособное население лица, которые частично или полностью утратили трудоспособность.
3. Экономически активное население лица, принимающие участие в производстве товаров и услуг.
4. Экономически неактивное население лица, которые независимо от возраста не принадлежат к категории экономически активного населения. К ним относятся: учащиеся, домашние хозяйки, пенсионеры, рантье и пр.
5. Занятые лица, которые имеют работу и отрабатывают нормируемое время.
6. Частично занятые лица, не полностью занятые вследствие вынужденного сокращения рабочего времени.
7. Безработные лица, не имеющие работы, но готовые к ней приступить.
Основные исторические этапы развития ММРС:
1) 1725 1880 гг. массовая эмиграция из Европы в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию;
2) 18801914 гг. эмиграция рабочей силы из Восточной и Южной Европы, Китая, Индии, Японии, Восточной Африки в Америку;
3) 19181939 гг. увеличение масштабов ММРС;
4) 19451980 гг. увеличение масштабов внутриконтинентальной миграции;
5) 1980 - настоящее время увеличение масштабов эмиграции из стран с переходной экономикой.
Особенности развития ММРС на современном этапе:
1) преобладание ММРС в общем объеме миграционных потоков;
2) возрастание роли демографических факторов в развитии ММРС;
3) расширение географии;
4) расширение масштабов;
5) расширение структуры миграционных потоков;
6) расширение форм миграции;
7) увеличение объемов нелегальной миграции рабочей силы;
8) увеличение доли высококвалифицированных специалистов;
9) глобальный характер ММРС (охватывает все страны мирового сообщества);
2. Основные виды и центры ММРС
Классификация основных видов ММРС
По характеру перемещения:
1) внутренняя миграция;
2) внешняя миграция;
3) интеграционная миграция.
По времени осуществления:
1) окончательная (безвозвратная);
2) временная (возвратная);
3) сезонная миграция;
4) маятниковая миграция (часто повторяемая).
По способу организации:
1) добровольная непринудительное переселение населения;
2) организованная перемещение населения, которое осуществляют специальные фирмы в соответствии с национальным законодательством (организованный набор рабочих);
3) самодеятельная нелегальное перемещение населения за пределы своей страны;
4) принудительная выдворение граждан на основании решения судебных органов.
По профессиональному составу:
1) миграция рабочих;
2) миграция специалистов;
3) миграция представителей гуманитарных профессий.
По качественному составу:
1) миграция рабочей силы низкой квалификации;
2) миграция рабочей силы высокой квалификации;
3) миграция ученых ("утечка умов").
Основные центры ММРС:
1. Западная Европа. Характеризуется:
• перемещением главным образом белого населения;
• перемещением в основном молодой части населения (до 30 лет).
2. США. Характеризуется:
• привлечением высококвалифицированных кадров;
• привлечением творческих работников (артистов, музыкантов, писателей, скульпторов, художников).
3. Центры в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока (в т. ч. Израиль). Характеризуются:
• значительным преобладанием удельного веса иммигрантов над местным населением.
4. Австралия. Характеризуется:
• привлечением рабочих и специалистов.
5. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Характеризуются:
• регулярной миграцией рабочей силы;
• значительным удельным весом скрытой, нелегальной миграции;
• миграцией высококвалифицированной рабочей силы.
6. Латинская Америка (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Чили). Характеризуется:
• миграцией сельскохозяйственного населения;
• миграцией работников сферы услуг;
• миграцией выходцев из стран СНГ и Восточной Европы.
7. Африка. Характеризуется:
• внутриконтинентальной миграцией;
• низким уровнем квалификации мигрирующей рабочей силы;
• приглашением специалистов из других регионов мира;
• приглашением специалистов из стран СНГ и Восточной Европы.
3. Регулирование ММРС
Основные методы регулирования ММРС:
1. Административно-правовые:
а) меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;
б) действие национальных служб иммиграций, в т. ч.:
- контроль за въездом в страну иммигрантов;
- выдача разрешений на въезд в страну;
- выдача разрешений на работу;
- выдача разрешений на время пребывания иммигрантов в стране;
в) меры межправительственных соглашений регулирования ММРС.
2. Экономические:
а) осуществление вербовки иностранных рабочих;
- предоставление работы;
- сравнительно высокий уровень заработной платы;
- предоставление жилья, улучшение жилищных условий;
- получение квалификации и образования;
- медицинское обслуживание;
б) привлечение к вербовке иммигрантов частных посредников;
в) выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.
Уровни регулирования ММРС:
1. Национальный уровень совокупность мер отдельного государства по осуществлению миграционной политики в своей стране.
2. Международный уровень система мер по регулированию международной миграции рабочей силы в регионах мирового сообщества.
3. Интеграционный уровень меры по регулированию ММРС в рамках интеграционного объединения.
На этих уровнях политика осуществляется такими органами:
1. На национальном уровне:
• министерством труда;
• министерством юстиции;
• министерством внутренних дел;
• национальными миграционными службами;
• посредническими миграционными фирмами.
2. На международном уровне:
• международной организацией труда (МОТ);
• международной организацией миграции.
Основные задачи МОТ:
1) регламентация рабочего времени;
2) регламентация набора рабочей силы;
3) борьба с безработицей;
4) обеспечение нормальных условий жизни эмигрантов;
5) защита от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
6) защита детей, подростков и женщин;
7) реформирование вопросов социального страхования и социального обеспечения;
8) организация профессионально-технического обучения.
Основные задачи МОМ:
1) разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков;
2) оказание помощи в вопросах организаций миграции;
3) развитие технического сотрудничества в области миграции;
4) предотвращение "утечки умов" и реэмиграции;
5) предоставление экспертных услуг в связи с ММРС.
Регулирование ММРС на интеграционном уровне
Осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения.
Основные задачи:
1) предоставление безвизового передвижения населению в рамках интеграционного объединения;
2) создание общих информационных систем по миграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения;
3) принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;
4) принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами.
4. Социально-экономические последствия ММРС
Для страны донора (экспортера) рабочей силы
Преимущества:
- сокращение безработицы и расходов по ее социальному обслуживанию;
- приобретение гражданами за рубежом более высокой квалификации;
- приток валюты, личное инвестирование выехавшими работниками.
Недостатки:
- рабочая сила создает ВВП не у себя дома, а за рубежом;
- отток наиболее конкурентоспособной части населения;
- ухудшение демографической ситуации.
Для страны реципиента (импортера) рабочей силы
Преимущества:
- привлечение дешевой рабочей силы;
- снижение расходов на обучение и переподготовку;
- обеспечение занятости в непривлекательных отраслях.
Недостатки:
- снижение ставок оплаты труда
- повышение социальной напряженности;
- национальные конфликты.