История создания и публикации повести


В началу семидесятых годов происходит заметный перелом в мировоззрении Лескова: пока еще не порвана связь с церковью, но в то же время писатель не только с болью критикует положение и состояние православной церкви, но уже становится на путь, который приведет его в конце жизни к принятию нравственного учения Л. Н. Толстого.

Именно в эти годы он создает произведения, которые войдут в будущий цикл легенд о русских праведниках: роман "Соборяне" (1872), повести "Запечатленный ангел" (1873) и "Очарованный странник" (1872-1873).

Летом 1872 года, после путешествия по Ладожскому озеру, посещения Корелы, острова Коневца и Валаама у Лескова рождается замысел рассказа о русском страннике, и он пишет очерк "Монашеские острова на Ладожском озере" и рассказ "Черноземный Телемак" (первоначальное название повести "Очарованный странник").

Очерк М. Н. Катков, главный редактор журнала "Русский вестник" отказывается, что очень огорчает Лескова. Из писем Б. Марковича к М. Н. Каткову ясно, как дорожило Лесковым катковское окружение в начале 1873 года. 25 марта, когда в редакции находились "Черноземный Телемак" и "Монашеские острова...", Маркевич, пытаясь предотвратить разрыв, писал Каткову о тяжелом семейном положении писателя: "Позвольте <...> просить Вас помочь бедному Лескову; у него чуть не умер мальчик, которого он страстно любит, и хотя теперь опасность прошла, но ребенок требует серьезного лечения. А в доме теперь ни гроша". Письмо Марковича Каткову от 15 мая 1873 года почти все посвящено "Очарованному страннику": "Мне <...> очень больно было узнать, что Вы признали неудобным напечатать рассказ Лескова, находящийся ныне у Вас. <...> Рассказ этот читан был им нынешней зимой у Кушелева, в присутствии многих дам и любителей литературы, произвел на всех, в том числе и на меня, самое прекрасное впечатление. <...> Очень досадно то, что Лесков, совершенно смущенный этим отказом Вашим, может отдать эту вещь Суворину для помещения ее в "Вестнике Европы". Так как он живет единственно литературным трудом, мы не будем вправе сетовать на него за это".

Сам Лесков с Катковым не соглашается: в письме Шебальскому он говорит:

"За критику благодарю и "приемлю оную за благо, но не совсем разделяю и не вовсе ею убеждаюсь, а почему так? - о том говорить долго. Скажу одно: нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать за одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Эдак оно превратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу. Потом: почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? Что это за требование? А Дон-Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде, и герою? Я знаю, и слышу, что "Очарованный странник" читается живо и производит впечатление хорошее; но в нем, вероятно, менее достоинств, чем в "Ангеле". Конечно, это так, только вытачивать "Ангелов" по полугода да за 500 рублей продавать их - сил не хватает, а условия рынка Вы знаете, как и условия жизни. Обижаться мне на Вас за придирчивость ко мне я не думаю, так как в самой этой придирчивости вижу Ваше ко мне расположение..."

В результате повесть публикуется в газете " Русский мир " с 15 октября по 23 ноября 1873 года под заглавием "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву" - именно в доме Кулешова прошла "премьера" повести.