Базовый категориально-понятийный аппарат специальности в его профессиональном русском языковом выражении
Лекция №4
Базовый категориально-понятийный аппарат специальности в его профессиональном русском языковом выражении
1. Изучаемые спецдисциплины как основа при изучении курса «Профессиональный русский язык».
2. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова и «Русский терминологический словарь» при работе с текстами по специальности.
1. Межпредметные связи в профессиональном обучении играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных заведениях СПО.
Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук их интеграции и дифференциации. Фундаментальные знания, заложенные общим образованием, развиваются по мере приобретения общих представлений на производстве. Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах.
Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей.
Для того чтобы общеобразовательные и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны носить профессиональную направленность.
Определять профессиональную направленность общеобразовательных и общетехнических дисциплин должно содержание профессиональной образовательной программы. Выделение в курсах общеобразовательных предметов материала, применяющегося на уроках специальных дисциплин и производственного обучения, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера способствует воспитанию у обучающихся ценностного отношения к своей профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.
Особое значение приобретают межпредметные связи в системе профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Можно выделить три модели межпредметных связей:
1) общеобразовательные дисциплины спецдисциплины;
2) общепрофессиональные дисциплины спецдисциплины;
3) спецдисциплины спецдисциплины.
Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.
При установлении и реализации межпредметных связей необходимо:
1. Четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение основных знаний изучаемой темы;
2. Обеспечивать активность обучающихся по применению знаний из других дисциплин;
3. Объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;
4. Содержать выводы обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных дисциплин;
5. Нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.
Типы межпредметных связей:
1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой.
2. Исследователъско-междисциплинарные связи проблемного характера. Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных дисциплинарных подходов, в различных аспектах .
3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления. Ментально-опосредованные связи возникают при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин.
4. Опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной науки используются при изучении другой.
Специфика общетехнических дисциплин заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть интегрированы в практическую деятельность обучающихся. Результативность обучения на основе межпредметныхных связей выявляется на основании:
умений обучающихся осуществлять междисциплинарный перенос знаний при решении познавательных и профессиональных задач (увидеть проблему, составить план ее решения, отобрать нужные знания из разных предметов, обобщить их, сделать выводы);
мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе междисциплинарных связей;
степени трудности междисциплинарных заданий для обучающихся разных курсов и разной подготовки к установлению связей;
степени осознанности междисциплинарных связей в обучении разным дисциплинам.
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) доводить приобретенные знания до практического воплощения;
б) сосредоточить внимание преподавателей и обучающихся на узловых аспектах учебных дисциплин;
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению меж предметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя по ле действия творческой инициативы и познавательной деятельности обучающихся, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
г) формировать познавательные интересы обучающихся средствами самых различных учебных дисциплин в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и обучающи мися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы совре менности средствами различных дисциплин и наук в связи с жизнью;
ж) устранять дублирование при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин.
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других дисциплин можно определить только на основе планирования. В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.
Содержание и основные направления осуществления межпредметных связей в учреждениях СПО можно представить в виде следующей системы:
1. Средства, при помощи которых осуществляются межпредметные связи:
а) сетевое планирование учебного процесса;
б) перспективно-тематическое планирование;
в) составление графиков взаимосвязи учебных дисциплин, производственного обучения;
г) группировка дисциплин в циклах.
2. Основные направления в осуществлении межпредметных связей:
а) разработка карточек заданий;
б) изготовление наглядных пособий по межпредметным связям;
в) разработка комплексных заданий для прохождения производственного обучения и практики.
3. Пути и формы осуществления межпредметных связей:
а) различные типы занятий;
б) кружки технического творчества;
в) комплексные экскурсии;
г) технические конференции, проводимые по новым технологиям, а также групповые собрания по итогам производственной практики.
Применение межпредметных связей между специальными, общеобразовательными дисциплинами и производственным обучением способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Межпредметные связи позволяют:
1)развивать у обучающихся навыки использования знаний общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин для усвоения и понимания спецдисциплин;
2)оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;
3)преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний;
4)создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере.
Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса.
Использование межпредметных связей в процессе подготовки к занятиям требует значительного количества времени и взаимодействия всех преподавателей.
2. Словарь русского языка С. И. Ожегова самый первый из вышедших России (СССР) после Октябрьской революции на сегодняшний день уникальный однотомный толковый словарь русского языка. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь нормативное доступное всем пособие, созданное для содействия повышению культуры речи широких слоев и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному образованию словоформ, правильному написанию и произношению. В этом словаре из всего огромного многообразия лексики современного литературного русского языка был сформирован ее экстракт, в краткой и доступной форме описаны традиции русской литературной речи, сложившейся в середине прошлого века. Работа над словарем, появившимся впервые в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора.
С. И. Ожегов до конца своей жизни не прекращал работу над словарем, совершенствуя его состав и структуру. В дополненном и переработанном варианте словарь издавался при его жизни два раза 1960 г. и 1952 г. (остальные варианты были стереотипными). Второе и четвертое издания словаря, переработанные автором, в корне отличались от первого по объему (он стал больше почти на 40 авторских листов) а также по содержанию.
Терминологические словари словари, содержащие терминологию одной или нескольких специальных областей знаний или деятельности.
В России терминологические словари словари религиозных терминов появились в XI в. Эти русские азбуковники средневековья стали первым лексикографическим опытом создания терминологических словарей.
Первый словарь научных терминов словарь К. А. Кондратовича (1780). Эту дату можно считать отправной точкой в создании словарей терминологического типа. Словарю Кондратовича предшествовали очень краткие (всего по несколько страниц) списки терминов из различных областей жизни, науки, культуры.
Литература
1. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1983. 68с.
2. Пособие по обучению профессиональной научной речи. М.: Высшая школа, 1984.
3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская и др. СПб.: Питер, 2005.
Базовый категориально-понятийный аппарат специальности в его профессиональном русском языковом выражении