Базовый категориально-понятийный аппарат специальности в его профессиональном русском языковом выражении

Лекция №4

Базовый категориально-понятийный аппарат специальности в его профессиональном русском языковом выражении

1. Изучаемые спецдисциплины как основа при изучении курса «Профессиональный русский язык».

2. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова и «Русский терминологический словарь» при работе с текстами по специальности.

1. Межпредметные связи в профессиональном обучении играют важную роль в повышении  практической и научно-теоретической подготовки обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей  закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Поэтому  межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся  в  учебных заведениях СПО.

Интерес к проблеме межпредметных связей   не случаен:  современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития  наук – их интеграции и дифференциации. Фундаментальные знания, заложенные общим образованием, развиваются по мере приобретения общих  представлений на производстве. Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах.

Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей.

Для того чтобы общеобразовательные  и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны  носить профессиональную направленность.

Определять профессиональную направленность  общеобразовательных и общетехнических дисциплин должно содержание профессиональной образовательной программы. Выделение в курсах общеобразовательных предметов  материала, применяющегося на уроках специальных дисциплин и производственного обучения, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера способствует воспитанию у обучающихся ценностного отношения к своей профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности  мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.

Особое значение приобретают межпредметные связи в системе  профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными,    общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Можно выделить три  модели межпредметных связей:

1) общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;

2) общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;

3) спецдисциплины – спецдисциплины.

Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общепрофессиональных  и спецдисциплин развивает кругозор,    глубину мышления,    способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.

При установлении и реализации межпредметных связей необходимо:

1. Четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение основных знаний изучаемой темы;

2. Обеспечивать активность обучающихся по применению знаний из других дисциплин;

3. Объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;

4. Содержать выводы обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных дисциплин;

5. Нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.

Типы межпредметных связей:

1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой.

2. Исследователъско-междисциплинарные связи проблемного характера. Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных дисциплинарных подходов, в различных аспектах .

3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления. Ментально-опосредованные связи возникают при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин.

4. Опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной науки используются при изучении другой.

Специфика общетехнических дисциплин заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть интегрированы в практическую деятельность обучающихся. Результативность обучения на основе межпредметныхных связей выявляется на основании:

умений обучающихся осуществлять междисциплинарный перенос знаний при решении познавательных и профессиональных задач (увидеть проблему, составить план ее решения, отобрать нужные знания из разных предметов, обобщить их, сделать выводы);

мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе междисциплинарных связей;

степени трудности междисциплинарных заданий для обучающихся разных курсов и разной подготовки к установлению связей;

степени осознанности междисциплинарных связей в обучении разным дисциплинам.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

а) доводить приобретенные знания до практического воплощения;

б) сосредоточить внимание преподавателей и обучающихся на узловых аспектах учебных дисциплин;

в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению меж предметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя по ле действия творческой инициативы и познавательной деятельности обучающихся, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;

г) формировать познавательные интересы обучающихся средствами самых различных учебных дисциплин в их органическом единстве;

д) осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и обучающи мися;

е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы совре менности средствами различных дисциплин и наук в связи с жизнью;

ж) устранять дублирование при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин.

Содержание, объем, время и способы использования знаний из других дисциплин можно определить только на основе планирования. В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.

Содержание и основные направления осуществления межпредметных связей  в учреждениях СПО можно представить в  виде следующей системы:

1. Средства, при помощи которых осуществляются межпредметные связи:

а) сетевое планирование учебного процесса;

б) перспективно-тематическое  планирование;

в) составление графиков взаимосвязи учебных дисциплин, производственного обучения;

г) группировка дисциплин в циклах.

2. Основные направления в осуществлении межпредметных связей:

а) разработка карточек – заданий;

б) изготовление наглядных пособий по межпредметным связям;
 в) разработка  комплексных заданий для прохождения производственного обучения и практики.
    3. Пути и формы  осуществления  межпредметных связей:

а) различные типы занятий;

б) кружки технического творчества;

в) комплексные  экскурсии;

г) технические конференции, проводимые по новым технологиям, а также  групповые собрания по итогам производственной практики.

Применение межпредметных связей между  специальными, общеобразовательными  дисциплинами и производственным обучением способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Межпредметные связи позволяют:

1)развивать у обучающихся навыки использования знаний общеобразовательных и общепрофессиональных  дисциплин для усвоения и понимания спецдисциплин;

2)оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;                                 

3)преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний;           

4)создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере.

Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков – системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса.

Использование межпредметных связей  в процессе подготовки к занятиям требует значительного количества времени и взаимодействия всех преподавателей.

2. Словарь русского языка С. И. Ожегова – самый первый из вышедших России (СССР) после Октябрьской революции на сегодняшний день уникальный однотомный толковый словарь русского языка. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь – нормативное доступное всем пособие, созданное для содействия повышению культуры речи широких слоев и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному образованию словоформ, правильному написанию и произношению. В этом словаре из всего огромного многообразия лексики современного литературного русского языка был сформирован ее экстракт, в краткой и доступной форме описаны традиции русской литературной речи, сложившейся в середине прошлого века. Работа над словарем, появившимся впервые в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора.

С. И. Ожегов до конца своей жизни не прекращал работу над словарем, совершенствуя его состав и структуру. В дополненном и переработанном варианте словарь издавался при его жизни два раза – 1960 г. и 1952 г. (остальные варианты были стереотипными). Второе и четвертое издания словаря, переработанные автором, в корне отличались от первого по объему (он стал больше почти на 40 авторских листов) а также по содержанию.

Терминологические словари – словари, содержащие терминологию одной или нескольких специальных областей знаний или деятельности.

В России терминологические словари – словари религиозных терминов – появились в XI в. Эти русские азбуковники средневековья стали первым лексикографическим опытом создания терминологических словарей.

Первый словарь научных терминов – словарь К. А. Кондратовича (1780). Эту дату можно считать отправной точкой в создании словарей терминологического типа. Словарю Кондратовича предшествовали очень краткие (всего по несколько страниц) списки терминов из различных областей жизни, науки, культуры.

Литература

1. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. – 68с.

2. Пособие по обучению профессиональной научной речи. – М.: Высшая школа, 1984.

3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская и др. – СПб.: Питер, 2005.

Базовый категориально-понятийный аппарат специальности в его профессиональном русском языковом выражении