Профессиональные ситуации общения, их речевое оформление (цели, условия общения, участники общения)

Лекция №5

Профессиональные ситуации общения, их речевое оформление (цели, условия общения, участники общения)

1. Речевое оформление профессиональных ситуаций.

2. Цели, условия и участники общения.

1. Проблема этики речевого общения – широко изучаемая область знания в сфере коммуникации, объект исследования различных наук. Сегодня эта проблема особенно актуальна в связи с очевидным снижением уровня речевой культуры и связанными с этим проблемами коммуникативных неудач, под которыми подразумевается неосуществление или неполное осуществление коммуникативных намерений говорящего (полное или частичное непонимание), нежелательный эмоциональный эффект, что иногда приводит и к межличностному конфликту коммуникантов.

Речевое поведение – визитная карточка человека в обществе, отражающая регулярное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов. Конкретная ситуация общения связана с понятиями замысла и речевой воли говорящего, определяющими объем и границы высказывания. Здесь мы соотносим два важных момента высказывания: субъективный момент (замысел) сочетается с объективным (предметно-смысловой его направленностью).

В этой связи нам кажется интересным отметить особенности речевого поведения профессионала, одновременно решающего две задачи: цель и содержание высказывания. Речевой замысел высказывания, несмотря на всю его субъективность, профессионал вынужден приспосабливать к определенной жанровой форме, характерной для профессиональной среды общения. Выбранные речевые жанры зависят от ситуации общения, социального статуса коммуникантов и их личностных взаимоотношений. Эти жанры требуют определенного стиля речи, т.е. включают в себя экспрессивную интонацию: официального, фамильярного, дружеского, интимного тона общения. Для современной профессиональной среды общения характерно смешение речевых жанров, а потому профессионал должен одинаково хорошо владеть всеми этими жанрами, обеспечивая тем самым мобильность, доступность, свободу речевого общения. Чем лучше мы владеем речевыми жанрами, тем свободнее мы можем их использовать для создания индивидуального стиля речевого поведения. Кроме этого, владение речевыми жанрами поможет нам гибче и тоньше ощутить неповторимую ситуацию общения, а в результате успешно осуществить наш речевой замысел.

Изучение этих трех аспектов речевого поведения современного профессионала, с точки зрения этики общения, представляется нам особенно важным в связи с часто возникающими ситуациями речевого дискомфорта и непонимания между участниками общения. И если этика – наука о целях и нормах поведения личности, то этика речевого поведения – наука о целях и нормах коммуникативной деятельности. Противоречия, возникающие между этими понятиями, обозначают их частую рассогласованность в конкретной ситуации общения. Преодолеть эти разногласия и улучшить их взаимодействие призвана, как нам кажется, этика речевого поведения личности, под которой мы понимаем систему поведенческих норм и правил, необходимых для достижения главной цели общения – понимания.

Высказывание – категория прежде всего индивидуально-личностная, ибо не существует ни одного высказывания, похожего на другое, даже если языковые средства, используемые при этом, могут быть идентичными, хотя опять же выбор лингвистических форм также является индивидуальным: он зависит от общей культуры и языкового вкуса личности. Меняется также и ситуация общения – это связано с особенностями мышления коммуникантов, их отношением и реакцией на чужие высказывания на ту же тему; неязыковые средства, используемые говорящим, также образуют неповторимый индивидуальный стиль общения; стиль общения определяет поведенческий тип личности.

Изучение высказывания как единицы речевого общения во взаимодействии с речевыми реакциями слушателей также интересует нас, тем более что сфера ответных реакций еще не достаточно изучена. В этой связи мы будем говорить об адресности, обращенности высказывания. Вопрос доверия, откровенности, благожелательности в отношениях между коммуникантами также представляется нам важным в изучении конститутивных особенностей речевого поведения современного профессионала.

Нормы этики общения и речевого поведения профессионала, необходимые для максимального достижения его целей, откроют, как нам кажется, пути решения не только профессиональных задач, но и индивидуально-личностных: самопрезентации, самоактуализации, самореализации личности. Критическое переосмысление собственного речевого поведения поможет не только расширить наши возможности, но и выяснить необходимые условия, причины и следствия коммуникативных неудач, связанных с той или иной поведенческой моделью в профессиональной деятельности, характерной для современной коммуникативной среды.

Речевая поведенческая модель включает в себя самые разнообразные определяющие, кроме собственно языковых: жесты, мимику, интонации речи, паузы, обаяние личности, внешний вид; а также скрытые подсознательные составляющие речевого поведения личности педагога: высказанность и невысказанность, удовлетворенность и неудовлетворенность, внутренний диалог, осознанность и неосознанность своей речевой позиции и т. д.

2. В зависимости от того, насколько корректно или некорректно построено высказывание, оно может вызвать или не вызвать интерес у аудитории, а значит будет или не будет служить причиной для ответной реакции слушателей. Языковое общение покоится на совмещении тождества и различия речемыслительных сознаний. Элементы тождеств обеспечивают взаимопонимание друг друга, а элементы различия – коммуникативный интерес.

Несовпадение эмоционального и речемыслительного кода у собеседников также приводит к коммуникативным неудачам. С точки зрения этики речевого поведения, коммуникативные неудачи, по нашему мнению, обусловлены незнанием или недостаточным владением правилами (нормами) коммуникации, отсутствием языковой компетенции или недостаточной культурой владения родным языком.

Форма высказывания определяется нашей экспрессией, т.е. отношением к другим высказываниям, а не только к предмету высказывания, а также адресностью, т.е. обращенностью нашего высказывания.

Но далеко не всегда в профессиональной среде возможен, а, может быть, не всегда желателен столь экспрессивный стиль общения. Выбор стиля общения зависит от индивидуальных особенностей личности и ситуации общения, т.е. тематической направленности беседы, структуры высказывания и взаимоотношений с аудиторией. Знание этических норм речевого поведения поможет в осуществлении своего выбора.

Под механизмами речевого контроля мы понимаем основные принципы (постулаты, максимы) в речевом поведении личности. П. Грайс назвал один из подобных принципов «принцип кооперации», который заключается в требовании делать вклад в речевое общение соответствующим принятой цели и направлению разговора:

• Максимум полноты информации.

• Максимум качества (Говори правду!).

• Максимум релевантности (Не отклоняйся от темы!).

• Максимум манеры (Говори ясно, коротко, последовательно!).

К этим четырем максимам нам кажется уместным добавить принцип вежливости, возможный при соблюдении следующих условий, сформулированных Дж. Личем:

• Максимум такта (Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы!).

• Максимум великодушия (Не затрудняй других!).

• Максимум одобрения (Не хули другого!).

• Максимум скромности (Отстраняй от себя похвалы!).

• Максимум согласия (Избегай возражений!).

• Максимум симпатии (Высказывай благожелательность!).

Безусловное соблюдение всех максим коммуникации и максим вежливости могло бы очевидно обеспечить необходимое ощущение коммуникативного комфорта, но все же не определило бы характер ответной реакции аудитории. Реальные ответные реакции коммуникантов могут оказаться весьма далеки от ожидаемых. На практике мы часто наблюдаем это расхождение между «сущим» и «должным». Как профессионалу сориентироваться в характере реакций, чтобы не потерять необходимого самоконтроля, а также сохранить интерес к обсуждаемому вопросу с обеих сторон участников коммуникации?

Речевые реакции могут выражаться в явной и неявной форме, иметь положительный и отрицательный характер. Умение точно определить и оценить речевые реакции аудитории помогло бы нам сохранить атмосферу речевого комфорта в конкретной ситуации общения. Речевые реакции, выражающие несогласие с мнением говорящего, могут быть лишь возражением, интенция которого выразить свои доводы против высказанного мнения или желание высказать свою точку зрения; это может быть и опровержение, содержащее в себе критические замечания, в основе которых категоричное неприятие позиции собеседника; отказ выполнить требование, приказ, побуждение, просьбу может быть выражен с помощью отрицательных языковых форм, но и утвердительных конструкций, констатирующих причину невозможности выполнить требования говорящего.

Современная ситуация общения очень многообразна и сложна. Мы уже давно отказались от наивных иллюзий об обязательной установке коммуникантов на «коммуникативную удачу» - на безусловное понимание сторон. Непонимание является естественным компонентом общения, вызывающим интерес к продолжению беседы.

Любая проблемная ситуация в общении связана с неполным знанием ситуации общения: недостаточной информированностью о содержании вопроса, являющегося предметом обсуждения, употребление не совсем ясных понятий, гипотез, представлений, слабо обоснованных концепций, отсутствие логики высказывания; неясный характер личностных взаимоотношений коммуникантов и т. д. Процесс выбора оптимального решения, когда субъект воссоздает недостающие знания об объекте, позволяют ему одновременно более четко и логично оформить речевое высказывание, а значит сделать оптимальный и эффективный выбор.

Мы не только расширяем и обогащаем свои знания, за счет недостающей информации, но и используем опыт похожих или сходных ситуаций, взятых из личного опыта и опыта коллег, из литературы и т. д. Глубокое и всестороннее рассмотрение сходных ситуаций приводит к развитию интуитивных суждений личности коммуникантов, которые являются часто наиболее верными. Творческое использование имеющегося опыта, а в нашем случае норм и правил речевого поведения, и интуиции – необходимые условия правильного выбора речевой модели поведения личности. Профессионал, способный увидеть многозначность речевой ситуации общения и сделать свой выбор, руководствуясь этическими нормами и собственной интуицией, - гарантия результативности речевого поведения, а значит достижения наибольшей эффективности речевой деятельности – понимания.

Итак, для осуществления морально-этического выбора в проблемной ситуации общения профессионал должен:

- Уметь системно, комплексно анализировать речевую ситуацию;

- Уметь устанавливать связь между участниками общения и речевой ситуацией;

- Уметь определять свой индивидуальный набор приоритетов, а также выделять среди них наиболее принципиальные для своего индивидуального стиля речевого поведения;

Установить единый кодекс этики речевого поведения личности при всем многообразии и сложности речевых ситуаций общения в современной профессиональной среде не только невозможно, но и неэтично. Ибо для нас этика речевого поведения современного профессионала связана с возможностью выбора индивидуальной модели речевого поведения, связанной с его индивидуально-личностными особенностями и профессиональными умениями.

Литература

1. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. – 68с.

2. Пособие по обучению профессиональной научной речи. – М.: Высшая школа, 1984.

3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская и др. – СПб.: Питер, 2005.

Профессиональные ситуации общения, их речевое оформление (цели, условия общения, участники общения)