Звёзды, таящие мысли глубокие
Почему мы начинаем наши уроки по данной теме с произведений XVIII–XIX веков?
Во-первых, XVIII–XIX века — это время расцвета культуры русской цивилизации, а ядром её, как известно, является система верований, постижение истин бытия. Для России — это православие. Наша задача — проследить, как на протяжении веков проходило переосмысление самого значимого и яркого события новой эры — Рождества Христова, перевернувшего сознание людей. И естественно, что русская литература не могла оставить без внимания это событие. Именно в XVIII веке складывается светское осмысление событий Рождества, повлёкших изменение мира в направлении любви к людям и спасения души.
Началом новой эры послужило мистическое событие — Вифлеемская звезда, появившаяся на небосклоне и указавшая путь волхвам к месту рождения Бога. И русская классическая литература стремилась приблизиться к совершенству, выраженному в образе Божьем, и открыть для себя ту звезду, которая указала бы путь поэтам к достижению небывалых высот, открывающих путь в постижении истин. Вот почему русская классическая литература, начиная с XVIII века, и смотрит на звёзды, пытаясь понять, переосмыслить и оценить своё предназначение в деле общего духовного развития.
Во-вторых, начиная анализ стихотворений с XVIII века, мы преследовали и сугубо практическую цель — повторить пройденный одиннадцатиклассниками в 9-м и 10-м классах материал, связанный с творчеством великих русских поэтов, повторить некоторые литературоведческие понятия, подготовить учащихся к восприятию нового для них материала.
Уроки литературы, посвящённые поэзии, несомненно, выполняют чрезвычайно важную задачу — помогают остановить процесс эмоционального обнищания, по выражению В. Корнилова, развивают эмоциональную сторону личности детей и подростков, формируют способность к эстетическому наслаждению, к сопереживанию, заставляют душу “трудиться”, “учат по-человечески страдать” (Я. Полонский). Поэзия, как вид искусства, обращена к сердцу, способна вызвать у людей самые разнообразные, тончайшие переживания, несёт людям радость познания, зовёт к раздумьям, к сотворчеству, сея зёрна добра и красоты, очищает и возвышает душу.
Тебе дано пороки побороть,
Гармония, души моей Господь...
Игорь-Северянин
Отсчёт своей общей истории человечество ведёт от Рождения Иисуса Христа. А возвестила людям о появлении Спасителя Вифлеемская звезда — звезда путеводная.
И русская поэзия, выполняя бытийное предназначение (“Исполнись волею Моей”), на протяжении веков высматривает эту путеводную звезду, звезду, указывающую путь к высотам Духа, путь к постижению истины. С тревогой познания и надеждой обретения смотрят поэты в Пылающую бездну неба, а вместе с поэтами и мы со своими учениками на уроках литературы пытаемся постичь земные тайны звёзд, приобщиться к этим высоким исканиям, омыть, очистить душу чистыми волнами поэзии и вечности.
Урок 1. Звёздное небо в русской поэзии
Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
С. Есенин. «Звёзды»
Вопросы, вынесенные в эпиграф к нашему уроку, русская литература стала задавать чуть ли не с момента своего рождения. Попробуем и мы сейчас совершить экскурс в прошлое, чтобы увидеть, как “хорошие и разные” поэты отвечали на вопрос, какой “силой пленяют душу звёзды”. В середине XVIII века на вечернее звёздное небо взглянул Михаил Васильевич Ломоносов. Потрясённый, взглянул снова... и на свет появился настоящий шедевр молодой русской поэзии — «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
— Читаем первые две строфы.
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
— Как же небо с его бесчисленными звёздами отражается на мироощущении человека, на его внутреннем мире?
Ломоносов отвечает: человек чувствует своё ничтожество перед великими загадками природы, но взгляд на звёздное небо заставляет его задуматься над тайнами бытия, побуждает к поиску отгадок, рождает в нём потребность мыслить. С этих пор тема “человек и звёзды” станет сквозной в русской литературе. Через сто лет появится стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». (Слушаем романс Е. Шашиной на слова Лермонтова.) Герой стихотворения созерцает картину звёздного мира.
— Найдите слова, характеризующие этот мир.
(“Ночь тиха”, “пустыня внемлет Богу”, “тихо”, “звезда с звездою говорит”.)
— А что происходит в душе человека, обратившего свой взор к небу?
(“Больно”, “трудно”, “уж не жду от жизни ничего я”, “не жаль мне прошлого ничуть”, “ищу свободы и покоя”, “я б хотел забыться и заснуть”.)
На фоне гармонии мира, где даже “пустыня внемлет Богу”, отчётливо видны раздирающие душу человека противоречия, сомнения и тревоги, желания и страсти. Однако достижение внутренней гармонии возможно, если уйти от суетности мира и обрести свободу от жизненных тягот и, как следствие этого, покой в душе. Желание “заснуть” — это желание остаться наедине с собой, не терзаясь грехами человеческой природы. Внутренняя гармония тогда будет подобна той, что царит среди звёзд.
«Среди звёзд» — так называется стихотворение Афанасия Фета (См. Приложение), написанное спустя сорок лет после лермонтовского.
— Что сближает стихотворения Лермонтова и Фета?
(Пронизывающее всё стихотворение Фета противопоставление внешнего и внутреннего мира, мира небесного и земного. В мире звёзд “пышно и светло”, а человеку, смотрящему на звёзды, “трудно дышать”, на земле “всё темно и скудно”, звёзды — это “вечность”, человеческая жизнь — “миг”, мгновение.)
— Как же Фет отвечает на вопрос, поставленный нами в начале урока?
(Человеку “отрадно” поднять чело к звёздам, потому что звёзды вселяют надежду, дают силы, когда темно, заставляют стремиться к высокому и вечному.)
— Стихотворения Фета и Ломоносова перекликаются. Найдите эти переклички.
А. А. Фет:
Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень...
М. В. Ломоносов:
Звездам числа нет, бездне дна...
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен.
Отголоски сразу нескольких произведений можно услышать в стихотворении И. А. Бунина, вместе с которым мы вступаем в XX век, — «Не устану воспевать вас, звёзды!..» (См. Приложение). Попробуем выявить их.
Вслед за Фетом Бунин в каждой строке сопоставляет “я” и “вы” — лирического героя и предмет его восхищения. Одна из линий сопроставления — “вечность — мы, ты — миг” у Фета и бунинское:
Дни пройдут — вы будете светиться
Над моей забытою могилой.
Есть в стихотворении и отголоски лермонтовской надежды на приобщение к мировой гармонии:
И мечта, быть может, воплотится,
Что земным надеждам и печалям
Суждено с небесной тайной слиться!
Вернёмся к нашему эпиграфу. Он представляет собой первую строфу стихотворения «Звёзды» С. А. Есенина. Совсем юный поэт (стихотворение написано в 1911 году) пытается найти ответы на те же вопросы, что мучили поэтов до него.
Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания жгучего?И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
И, может быть, Есенин сам не замечает, что отвечает на эти вопросы в последней строфе.
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далёкие!
Сила звёзд — в той ласке и нежности, с какой звёзды смотрят на нас сверху, несут умиротворение и покой, свет и тепло, и уже “ничего не страшно”, как писал современник Есенина Владимир Маяковский. Вот зачем зажигают звёзды, вот зачем русская литература “смотрит” на них.
В этой связи интересен ещё один поворот, который находим в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Фаталист», со слов “Я возвращался домой пустыми переулками станицы...”).
Здесь автор, размышляя над судьбой своего поколения, “скитающегося по земле без убеждения и гордости”, “не способного к великим жертвам”, находит причину этого в том, что люди его поколения не смотрят больше на звёзды и не верят, что “светила небесные принимают участие” в их судьбе. Им противопоставлены “премудрые люди”, которым “силу воли придавала уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным”.
— Каково отношение Печорина к фатализму его предков?
(С одной стороны, в его рассуждениях чувствуется ирония по отношению к их наивной вере в “светила небесные”, с другой стороны, он завидует их потребности и желанию верить, ибо только пламенная вера даёт силу, целеустремлённость, а главное — знание своего жизненного назначения.)
Существует неоспоримая связь между присутствием в человеке веры, символом чего и выступают звёзды, и его нравственными качествами. (Об этом же говорил и немецкий философ Кант: “Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением две вещи наполняют душу, чем чаще и постояннее ими занимается размышление: звёздное небо надо мною и закон нравственности во мне”.)
Это совсем не случайно, ведь поэзия, как и философия, является способом познания мира и решает те же вечные вопросы.
С чем же связано обретение звёздами подобного символического значения? Попробуем ответить на этот вопрос на следующих уроках.
Уроки 2, 3. Рождественская тема в русской лирике XX века
Урок начинаем с чтения стихотворения В. В. Набокова «Евангелие Иакова, гл. 18».
И видел я: стемнели неба своды,
И облака прервали свой полёт,
И времени остановили ход...
Всё замерло. Реки умолкли воды.
Седой туман сошёл на берега,
И наклонив над влагою рога,
Козлы не пили. Стадо на откосах
Не двигалось. Пастух, поднявши посох,
Оцепенел с простёртою рукой,
Взор устремляя ввысь, а над рекой,
Над рощей пальм, вершины опустивших,
Хоть воздух был бестрепетен и нем,
Повисли птицы на крылах застывших.
Всё замерло. Ждал чутко Вифлеем...
И вдруг в листве проснулся чудный ропот,
И стая птиц звенящая взвилась,
И прозвучал копыт весёлый топот,
И водных струй послышался мне шёпот,
И пастуха вдруг песня раздалась!
А вдалеке, развея сумрак серый,
Как некий Крест, божественно-светла,
Звезда зажглась над вспыхнувшей пещерой,
Где в этот миг Мария родила.
(1918)
— Здесь чётко можно выделить две части, противопоставленные друг другу. Выпишем ключевые слова, которые показывают это наглядно.