МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:«Экономика предприятия»

на тему:«МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»
Выполнил: ст.гр.Э-21

Анросова Г.С.

Проверила:

 Кукольникова Е.А.
Самара,2010г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА…………………….....4
    1.1 Общие принципы классификации затрат ………………………….……………….......4
    1.2 Методика маржинального анализа. Расчет точки безубыточности. …..……………...6
2. РЕЗУЛЬТАТЫ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЗАХАР-ФОТО»………………………………………………………………………………………….12
    2.1 Характеристика деятельности ООО «Захар-фото»…...………………………..……...12
    2.2 Маржинальный анализ деятельности ООО «Захар-фото»...……………………….....13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….……..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….………20


ВВЕДЕНИЕ


Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия.

Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения “затраты-объем-прибыль” (Cost -Volume -Profit; СVР - анализ) или маржинальный анализ.

Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Цель курсовой работы – исследовать роль и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений.

Задачи курсовой работы:

1)раскрыть сущность и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений;

2)провести маржинальный анализ деятельности предприятия.

Объектом исследования выступает ООО «Захар-фото».



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

А) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

Б) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

Г) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

Д) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
1.1 
Общие принципы классификации затрат
Затраты – это стоимость ресурсов фактически используемых организацией в процессе своей деятельности.

Проведение маржинального анализа требует соблюдения тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, то есть запасы готовой продукции существенно не изменяются. 

Для  применения маржинального анализа в деятельности предприятия существует еще одно требование, которое состоит в том, что  возникает необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции.

Критерий разделения издержек предприятия по степени эластичности к объему производства или реализации продукции является основой системы «затраты – выпуск – прибыль». Рассмотрим особенности данной классификации расходов (рисунок 1).





Переменные затраты

 

м





Рисунок 1 – Классификация затрат предприятия в системе «затраты – выпуск – прибыль»
Переменные издержки зависят от изменения объемов производства или реализации продукции предприятием. При этом степень этой зависимости различна. Она может носить пропорциональный характер, при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению объемов производства или реализации продукции. Примером пропорционального характера переменных затрат является потери сырья, материалов, товаров от естественной убыли.   

Дегрессивный  характер переменных издержек проявляется в том, что  сумма переменных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем возрастает объем производства и реализации, например, расходы на рекламу при эффективном ее осуществлении.

Прогрессивный характер переменных издержек -  сумма переменных затрат  отдельных видов расчете более высокими темпами, чем увеличивается объем производства и реализации, например, расходы на заработную плату менеджеров по продажам  при сдельно-премиальной системе труда. Таким образом, наличие переменных издержек обусловлено процессом производства и реализации на предприятии.

Постоянные издержки не зависят от изменения объема производств и реализации, то есть они имеют место даже в том случае, если предприятие временно прекратило свою деятельность.  При этом в составе таких затрат выделяют абсолютно постоянные издержки (например, расходы на аренду производственных и торговых помещений) и условно постоянные издержки обращения (износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Рассматривая постоянные издержки, следует иметь в виду, что они являются таковыми только в коротком периоде деятельности предприятия. Таким образом, постоянные издержки не изменяются в  пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, то есть в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию.


Рисунок 2 - Характер поведения переменных, постоянных и общих затрат
1.2 Методика маржинального анализа. Расчет точки безубыточности
Рассмотренное выше деление затрат на постоянные и переменные имеет важное значение для нахождения точки безубыточности.

Точка безубыточности (порог рентабельности) -  это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка.

На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода:

1.      графический;

2.      аналитический;

3.      маржинального дохода.

1. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем производства - прибыль».





  
Рисунок 2 - Графический метод нахождения точки безубыточности
Точка безубыточности (т. А), расположенная на пересечении прямых, построенных по значению затрат и выручки. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его затратам, при этом прибыль равна нулю.

Проекция точки А на ось абсцисс представляющих собой объем реализации в точке безубыточности является критическим объемом.

Размер прибыли или убытков представлены на графике заштрихованными областями.

Если предприятие продает продукции меньше критического объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

Недостаток графического метода заключается в высокой погрешности, поэтому на практике он применяется крайне редко.

2. Аналитический метод основан на исчислении прибыли предприятия по следующей формуле:

                                                                                                                      (1)

где  - величина прибыли, руб.;

 – выручка, руб.;

 – общие затраты, руб.

Разложим затраты на постоянные и переменные. Выразим выручку и переменные затраты через объем реализации:

                                                                                                       (2)

                                                                                              (3)

где  – цена продукции, руб.;

- объем выпуска продукции, нат.ед;

- переменные затраты, руб.;

- постоянные затраты, руб.

В точке безубыточности прибыль равна 0. Исходя из формулы (3) составим уравнение:

                                                                                                 (4)

Выразим критический объем реализации:

                                                                                                                   (5)

где  - критический объем реализации, нат.ед.

Если предприятие имеет в своем ассортименте несколько видов продукции, то возникает необходимость определения точки безубыточности, как по всему ассортименту, так и по каждой ассортиментной  позиции:

                                                                                                 (6)

где i – индекс номера ассортимента продукции;

n – количество позиций в ассортименте.

                                                                                                                    (7)

                                                                                                                            (8)

где  – доля объема продаж i-ой ассортиментной позиции в общем объеме продаж, нат.ед.

3.   Разновидностью аналитического метода является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности определяется по следующей формуле:

                                                                                                       (9)

                                                                                          (10)

где - маржинальный доход, руб.

Маржинальный доход - это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Рассмотренная величина представляет собой маржинальный доход всего объема реализации. Существует маржинальный доход и на 1 единицу продукции, так называемый средний маржинальный доход.

                                                       (11)

Теперь можно интерпретировать точку безубыточности с использованием значения величины маржинального дохода.

                                                                                                                      (12)

                                                                                                             (13)

где  - критический объем реализации, нат.ед.

Величина маржинального дохода позволяет находить точку безубыточности в денежных единицах, что имеет гораздо более важное значение в практике деятельности предприятий

                                                                                                                      (14)

где  - критический объем реализации, ден.ед;

-относительный маржинальный доход, руб.

                                                                                                                     (15)

Если ассортимент предприятия состоит из несколько событий, то точка безубыточности для всего ассортимента будит рассчитываться по формуле:

                                                                                                           (16)

где  – доля продаж i-ой ассортиментной позиции в общем объеме продаж, нат.ед. или ден.ед.;

-рентабельность продаж i-ой ассортиментной продукции, руб.

                                                                                                                          (17)

                                                                                                                      (18)

Точка безубыточности по каждой ассортиментной позиции определяется как:

                                                                                                                  (19)

где  - критический объем реализации, ден.ед.;

Деление затрат на постоянные и переменные, уравнения связывающие затраты, выручку, прибыль и величины маржинального дохода используются для маржинального анализа.

Основная задача маржинального анализа изучить взаимосвязи между выше указанными величинами и их взаимовлияниями.

Важную роль в маржинальном доходе играет эффект операционного рычага, который представляет собой своего рода коэффициент эластичности и показывает на сколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1%. В общем виде рассчитывается как:

                                                                                                               (20)

   или                                                                 (21)

Как видно из (21) формулы, в основе расчета эффекта операционного рычага лежат постоянные затраты чем выше их доля в общих затратах организации, тем больше эффект операционного рычага, следовательно, тем выше риск.

Оптимальная ситуация низкий уровень постоянный затрат и низкий уровень безубыточности.

Эффект операционного рычага начинает действовать только после прохождения предприятием точки безубыточности, он работает в обе стороны, то есть как при росте, так и при падении прибыли чем дальше вправо вверх от точки безубыточности, тем меньше значение эффекта операционного  рычага.

Предположим что мы находимся в точке безубыточности, значит наша прибыль составила 100%. Выразим с учетом этого выручку:

                                                                                                          (22)

Данная величина получила название маржа безопасности.

                                                                                                              (23)

Маржа безопасности показывает на сколько может упасть выручка до наступления точки безубыточности. Также маржу безопасности можно оценить и в денежных единицах.

                                                                                            (24)

Рентабельность предприятия – это относительный показатель, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. При маржинальном анализе показатель рентабельности обычно рассчитывают по следующей формуле:

                                                                               

2. РЕЗУЛЬТАТЫ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЗАХАР-ФОТО»
2.1 Характеристика деятельности организации ООО «Захар-фото»
ООО «Захар-фото» основано в 1994 году.

Основным участником (акционером), является Захарченко В.А. – доля его вклада в уставном капитале 100%.

Основное направление деятельности ООО «Захар-фото» - предоставление услуг по обработке пленок и печати фотографий.

Также ООО «Захар-фото» занимается: розничной продажей фотоаппаратуры различных классов и всевозможных аксессуаров.

Основные фонды на 1 января 2010 года составили 20768 тыс. руб.

Работа салонов «Захар-фото» получила высокую оценку среди других салонов «Кодак-Экспресс». Уже многие годы магазины проходят аттестацию с вручением «Сертификатов отличия» в рамках общенациональной программы «Кодак» «Захар-фото» является участником Фото маркетинговой ассоциации РМА (Photo Marketing Association).

Принимая активное участие в культурной жизни города, «Захар-фото» — при поддержке компании «Кодак» — выступает спонсором различных мероприятий:

- фестиваль авторской песни им. В. Грушина;

- празднование Дня города;

- легкоатлетические и другие спортивные соревнования.

Компания «Захар-фото» продолжает стабильно развиваться, улучшая уже существующие магазины, расширяя спектры услуг, повышая их качество.

ООО «Захар-фото» имеет налаженные связи с поставщиками и покупателями продукции.

Поставщики:

- ООО «Кодак» - фотоаппараты «Kodak», фотоплёнка;

- ООО «Флекс экоресурс» - фотобумага, прочие расходные материалы;

- ООО «ТОПСЕРВИС Дистрибьюшн»- фотоаппараты;

- Проф. Центр изготовления рамок;

- ООО «Си Профи» - фототовары.

Покупатели:

- ООО «12 Кадров»- фотоплёнка;

- ООО «СВФ» - фототовары;

- ООО «АДК» - фототовары«Kodak»

- Физические лица.
2.2 Маржинальный анализ деятельности организации ООО «Захар-фото»
В маржинальном анализе затраты распределяют на две категории: постоянные и переменные – в зависимости от того, изменяются ли затраты при изменении объемов реализации продукции, следовательно, для начала маржинального анализа проанализируем и распределим затраты ООО «Захар-фото» на постоянные и переменные и представим в таблице 2.
Таблица 2 – Распределение затрат ООО «Захар-фото»


Затраты


01.01.2009


01.07.2009


01.01.2010


01.07.2010


Переменные затраты


Затраты на запчасти к оборудованию и автомобилей, расходный материал для производственного процесса, тыс.руб.


2657,95


3078,96


4565,78


2543


Заработная плата операторов фотопечати, тыс. руб.


2363,05


5848,04


8543


4325


Затраты на расходные материалы для производства фотографий, тыс. руб.


567


907


1572,22


856,3


Затраты на ГСМ, тыс. руб.


1783


1984


2057


1537,7


Затраты на ремонт и обслуживание оборудования и автомобилей, тыс. руб.


4221


2841


5258


4460


Итого


11592


14659


21996


13772


Постоянные затраты


Затраты на аренду административных и производственных помещений, тыс. руб.


2567


2667


3541


2668


Заработная плата административного и обслуживающего персонала, тыс. руб.


3363,51


4632,15


7998,1


5005,1


Затраты на коммунальные услуги, в том числе электро-энергия, вода, тепло, вывоз мусора, тыс. руб.


505


367


468,9


258,9


Затраты на услуги связи, тыс.руб.


155


197,3


206


215


Затраты на услуги сторонних организаций (ККМ, обслуживание систем сигнализации) , тыс.руб.


215,49


220,55


300


157


Итого


6806


8084


12514


8304




Исходя из рассмотренных данных, составим таблицу 3, в которой представлены показатели финансовой деятельности ООО «Захар-фото» на 01.01.2009, на 01.07.2009, на 01.01.2010, на 01.07.2010.
Таблица 3 – Показатели финансовой деятельности ООО «Захар-фото»


Показатели


01.01.2009


01.07.2009


01.01.2010


01.07.2010


Выручка от реализации, тыс. руб.


35805


39960


58230


36578


Переменные затраты, тыс. руб.


11592


14659


21996


13722


Постоянные затраты, тыс. руб.


6804


8084


12514


8304


Прибыль, тыс. руб.


10569


8765


7342


6478




Изменение объемов выручки от реализации по ООО «Захар-фото» можно рассмотреть на следующем графике:



Рисунок 3 – Динамика выручки от реализации по ООО «Захар-фото»
Исходя из показателей финансовой деятельности ООО «Захар-фото» следует отметить прибыльную деятельность организации. Увеличение выручки на 01.01.2010 по сравнению с 01.01.2009 составила 22425 тыс. руб. или на 162.6%. Данное увеличение вызвано ростом продаж продукции.

Далее рассчитаем маржинальный доход по формуле (10):









Динамика маржинального дохода ООО «Захар-фото» представлена на рисунке:



       Рисунок 4 – Динамика маржинального дохода ООО «Захар-фото»
Самый высокий маржинальный доход достигнут на 01.01.2010, самый наименьший – на 01.07.2010. Следовательно сумма покрытия постоянных затрат возросла, тем самым увеличивается возможность организации получать прибыль.

Находим относительный маржинальный доход по формуле (15):









Теперь найдем точку безубыточности в стоимостном выражении по формуле (14):









Изменение точки безубыточности по ООО «Захар-фото» можно рассмотреть на следующем графике:

         

Рисунок 5 – Динамика точки безубыточности ООО «Захар-фото»
Точка безубыточности на 01.01.2009 находится ниже, чем точки за все остальные периоды. Самая высокая точка была достигнута на 01.01.2010. Точки безубыточности летом 2009 и 2010 составили примерно одинаковые позиции.

 В целом же результаты анализа свидетельствуют о благоприятной ситуации в организации. Организация имеет неплохой  резерв, что позволит ей выйти из сложной экономической ситуации и поддерживать свою деятельность.
Найдем эффект операционного рычага по формуле (21):









Динамика эффекта операционного рычага по ООО «Захар-фото» представлена на следующем графике:



Рисунок 6 – Динамика эффекта операционного рычага ООО «Захар-фото»
Исходя из рассчитанных эффектов операционного рычага по ООО «Захар-фото» следует отметить, что на 01.01.2009 организация достигла наименьшего эффекта операционного рычага. В дальнейшем эффект операционного рычага возрастает так как имея высокий удельный вес постоянных затрат, организация несет риск падения прибыли.

Рассчитаем маржу безопасности по формуле (23):







                                      

Рисунок 7 – Динамика маржи безопасности (%) ООО «Захар-фото»

Исходя из возрастания эффекта операционного рычага, доля маржи безопасности сокращается в 2010 году, по сравнению с 2009 годом.  

Оценим маржу безопасности в денежных единицах по формуле (24):







   



 

Рисунок 8 – Динамика маржи безопасности (тыс. руб.) ООО «Захар-фото»
Самая высокая маржа безопасности по ООО «Захар-фото» достигнута на 01.01.2010г. – 36371 тыс. руб. Следует отметить снижение маржи безопасности на 01.07.2010г. против 01.07.2009г. на 3559 тыс. руб.
По результатам анализа ООО «Захар-фото» можно судить о высокой устойчивости деятельности данной фирмы в целом к различным угрозам.

Проведенный анализ показал высокую жизнеспособность предприятия. Прибыль компании можно назвать защищенной от разнообразных возможных негативных событий: падения спроса, повышения цен поставщиками или коммунальной службой и т.п.

Для повышения эффективности деятельности рекомендуется инвестирование освобождающихся средств в оборот.

Для улучшения своей жизнедеятельности руководству ООО «Захар-фото»  необходимо:

1) уделить внимание мониторингу рынка;

2) понижать себестоимость товаров и услуг за счёт уменьшения затрат;

3) изучить покупательский спрос на новые товары и услуги;

4) расширить ассортимент продукции и  рынок сбыта;

5) привлекать новых клиентов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

-безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

-зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

-необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

-критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

-критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2005 г.

2.      Ивахник Д.Е.,»Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности».Маркетинг в России и за рубежом- журнал №1/2005г.

3.      Керимов В.Э. Управленческий учет.-М.: НТК «Дашков и К», 2005г.

4.      Ковалев А.В., Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: –М.: Проспект, 2007г.

5.      Макаренко И.А., Теория экономического анализа,-М.: тетраСистемс, 2008г.

6.      Семенов А.Л. Экономика предприятия//2005

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ