Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
PAGE 19
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
_______________ А.А. Подопригора
«25» августа 2014 г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
по теме 4.2: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»
Модуль 4: Особенности производства по отдельным категориям дел и в отношении отдельных категорий лиц. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовный процесс
Автор: А.А. Подопригора,
доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент.
Ростов-на-Дону
2014
Тема 4.2: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»
Цель лекции
рассмотрение процессуальной регламентации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
План лекции
1. Понятие и принципы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
2. Анализ процессуальной регламентации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
2.1 Вызов лиц
2.2 Исполнение запросов
2.3 Рассмотрение жалоб
2.4 Порядок выдачи лиц и предметов
Введение
Возрастание значения международного сотрудничества в борьбе с преступностью в целом и при расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел в частности, предопределяется общим для большинства стран абсолютным и относительным ростом преступности, особенно ее организованных форм, которые носят преимущественно насильственно - корыстный и корыстный характер, что сопровождается резким ростом объемов доходов преступной деятельности, в большинстве случаев укрываемых за границей.
На его характер и цели существенное влияние оказывают: широкое распространение налоговых преступлений; количественный рост и качественное "совершенствование" легализации доходов от преступной деятельности; развитие индустрии наркобизнеса; расширение незаконного оборота оружия и боеприпасов, являющегося питательной средой терроризма, международная составляющая которого требует сотрудничества различных государств в борьбе с ним; торговля людьми и незаконный ввоз мигрантов; транснациональный характер наиболее распространенных экологических преступлений; устойчивый рост числа преступных посягательств на предметы и документы, имеющие историческую, научную, художественную и культурную ценность, контрабандные операции с которыми приобрели массовый характер; распространенность компьютерных преступлений, которые в силу особенностей развития средств телекоммуникаций носят транснациональный характер; масштабы коррупционных преступлений, связь которых с организованной и транснациональной преступностью очевидна.
Тенденции современной преступности предопределяют необходимость создания эффективных международных механизмов более тесного сотрудничества между государствами в борьбе с ней. Анализ этих тенденций и заключенных в этой сфере договоров свидетельствует, что в настоящее время международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой сложное системное явление, содержание которого, наряду с иным, составляют согласованные между государствами меры по оказанию помощи в расследовании уголовных дел и осуществлении уголовного преследования; расследованию международных преступлений, осуществлению уголовного преследования и наказанию лиц, виновных в их совершении; обеспечению исполнения уголовных наказаний.
Правовое регулирование международного сотрудничества в уголовном процессе предопределяются обязательствами РФ, принятыми ею при подписании международных договоров. Многие из них содержат, с одной стороны, нормы уголовно-процессуального характера, а с другой - нормы, предписывающие государствам-участникам принять меры к включению в национальное законодательство процессуальных правил для максимально широкого международного сотрудничества в уголовном процессе.
1. Понятие и принципы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
В соответствии со ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 г. уголовное судопроизводство - это досудебное и судебное производство по уголовному делу. Соответственно, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства можно обозначить как взаимодействие непосредственно государств в целом, так и взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Здесь следует отметить, что международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства основано на оказании государствами взаимной правовой помощи по уголовным делам. Международно-правовое сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в следующих целях:
1) укрепления законности и правосудия;
2) совершенствования организации и деятельности судебной власти на основе общепризнанных принципов международного права;
3) взаимного сближения внутригосударственных правовых систем путем их унификации и гармонизации.
Под правовой помощью по уголовным делам в межгосударственных отношениях понимается выполнение судами и другими органами уголовного правосудия по поручению иностранных властей отдельных процессуальных действий (допрос свидетелей, обвиняемых, вручение судебных документов, производство экспертизы и т.п.) по уголовным делам. В юридической литературе содержится ряд детальных определений правовой помощи по уголовным делам. Говоря упрощенно, правовая помощь по уголовным делам - это деятельность одного государства по выполнению (по соответствующей просьбе другого государства - стороны договора) определенных процессуальных действий в сфере уголовного судопроизводства, тем самым оказание помощи в применении права для осуществления правосудия в другой стране.
Межгосударственное сотрудничество по уголовным делам базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права, на целом ряде международно-правовых актов, разработанных и принятых усилиями международного сообщества. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», «под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, и принцип добросовестного выполнения международных обязательств» (пункт 1 Постановления) Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12. В пункте 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также указано, что под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Далее в Постановлении отмечается, что содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
Важно отметить, что судебные органы Российской Федерации и органы, обеспечивающие их деятельность, строят свою деятельность с учетом обеспечения национальных интересов и безопасности государства на основе суверенного равенства государств. Суверенитет Российской Федерации означает, что она вправе безоговорочно в пределах собственной территории осуществлять всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. В связи с этим можно заключить, что международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства должно осуществляться в полном соответствии с этим основным принципом международного права - принципом суверенного равенства государств. Реализация данного принципа означает ограничение действия сторон только территориями их собственных государств и действие законов каждого из государств только на его собственной территории. Принцип невмешательства во внутренние дела государства в сфере уголовного судопроизводства означает запрет вмешательства каждой из сторон в компетенцию суда или иного уполномоченного органа, предоставляющего или получающего запрашиваемую правовую помощь. Принцип взаимности - один из принципов международного права, который устанавливает равные права, а также взаимные выгоды и обязательства государств. Такая взаимность может быть установлена внутренним законом или международным договором. Правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о правовой помощи, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена правовая помощь. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий и письменным обязательством соответствующих уполномоченных органов Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. На сегодняшний день полномочиями по даче письменных обязательств от имени Российской Федерации обладают Верховный Суд РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Генеральная прокуратура РФ (ст. 453 УПК РФ).
Говоря о принципах, которыми подлежит руководствоваться государствам при осуществлении сотрудничества в рассматриваемой сфере, нельзя не упомянуть о таком принципе международного права, как принцип добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя по международным договорам.
Вышеуказанные принципы являются общими принципами международного права. Вместе с тем исследователи выделяют также ряд специальных принципов в сфере сотрудничества государств в рамках уголовного процесса:
1) ограничение сотрудничества только делами о преступлениях общеуголовного характера (сотрудничество не осуществляется по делам политического, расового, религиозного характера, воинским преступлениям);
2) неотвратимость ответственности за совершенное преступление;
3) гуманность;
4) выполнение всех процессуальных действий по оказанию международно-правовой помощи на основе законодательства запрашиваемой страны.
Галенская Л.Н. считает, что специальные принципы не могут противоречить основным (общим) принципам современного международного права. В то время как Гасымов Н.Г. отмечает, что между специальными и общими принципами действуют отношения подчиненности, субординации.
Однако имеются основания полагать, что принципом, вытекающим из национального права, но имеющим международное признание, следует считать также принцип оценки доказательств. Так, доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями уголовного закона, что закреплено в статье 455 УПК РФ.
2. Анализ процессуальной регламентации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
2.1 Вызов лиц
Уголовно-процессуальным законом предусмотрено, что свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся вне пределов Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для проведения процессуальных действий на территории Российской Федерации. Вызов перечисленных лиц осуществляется повесткой либо судебным решением, которую им вручают компетентные органы РФ. Если эти лица не явились по вызову и никоим образом не ответили на повестку, они не могут быть доставлены к следователю или в суд принудительно (ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г.). Проведение процессуальных действий с участием явившихся по вызову лиц осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ. При этом необходимо помнить, что явившиеся по вызову лица не могут быть привлечены в качестве обвиняемых на территории Российской Федерации, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения государственной границы Российской Федерации. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию. В соответствии со ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г. вызов обвиняемого, находящегося на территории запрашиваемого государства осуществляется повесткой, которая вручается компетентным органам этого государства за пятьдесят дней до даты явки.
Вызов лица, находящегося под стражей в иностранном государстве, производится в том же порядке, предусмотренном ст. 456 УПК РФ, при условии, что это лицо временно передается на территорию Российской Федерации компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения указанных в запросе о вызове действий. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории Российской Федерации, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе взаимности.
2.2 Исполнение запросов
Уголовно-процессуальный закон возлагает на суд, прокурора, следователя обязанность исполнения переданных им в установленном порядке запросов о производстве процессуальных действий, поступивших от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.
Вместе с тем, установлены ограничения обязательности исполнения подобных запросов, как в отношении Российской Федерации, так и в отношении государств, участников Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г.
В соответствии со ст. 2 указанной конвенции не подлежат исполнению запросы: касающиеся преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, либо финансовым преступлением; если запрашиваемая сторона считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны.
По общему правилу, при исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.
Исполнение поручений о проведении обыска или наложении ареста на имущество Российской Федерации осуществляется только в следующих случаях: преступление, с которым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающего государства, так и по закону запрашиваемого государства; преступление, с которым связано поручение, является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; исполнение поручения не противоречит законодательству запрашиваемого государства (ст. 5 Конвенции о правовой помощи 1959г., оговорка 3 ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 1999г. № 193-ФЗ) (Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев. - М.: Спарк, 2003.)
При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности. Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.
В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся вне ее пределов, и невозможности проведения процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении компетентному органу иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК).
Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и вернувшегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях проводится в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Если лицо, имеющее российское гражданство совершило преступление на территории иностранного государства, а затем возвратилось в Российскую Федерацию, до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, то в этом случае, уголовное дело, при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ (действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ), может быть возбуждено и расследовано следователем Российской Федерации по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ (ч. 2 ст. 459 УПК).
Российская Федерация имеет право направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или для исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 460 УПК РФ).
Направление запроса о выдаче на основе взаимности осуществляется в случае, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым запрашивается выдача, является уголовно наказуемым и за его совершение предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание, если выдача запрашивается для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев, если выдача запрашивается для исполнения приговора.
Если возникла необходимость направления запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении соответствующему компетентному органу иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на его территории.
Запрос о выдаче должен обязательно содержать: наименование и адрес запрашивающего органа; полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче; дату его рождения, данные о гражданстве, местожительстве или местопребывании и другие сведения о его личности, а также, по возможности, описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного запрашиваемым к выдаче лицом, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций; сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
К указанному запросу должна быть приложена удостоверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены удостоверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено в качестве обвиняемого, подвергнуто наказанию без согласия государства, его выдавшего, а также не может быть передано третьему государству за иное преступление, с выдачей не связанное.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что согласия иностранного государства не требуется, если:
1) выданное им лицо в течение 44-х суток со дня окончания уголовного производства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации;
2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось на ее территорию (ст. 461 УПК).
Российская Федерация может на основании международного договора или принципа взаимности выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящееся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или для исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам запрашивающего государства. Уголовно-процессуальный закон разъясняет, что выдача на основании принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет также произведена выдача.
Выдача может быть произведена в случаях:
1) если законодательство Российской Федерации предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, если выдача производится для целей уголовного преследования;
2) если лицо, выдача которого запрашивается, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
3) запрашивающее государство может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть его территорию, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.
Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации и обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При наличии ходатайств нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель в срок не более 24-х часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято. Данное решение может быть обжаловано лицом, в отношении которого принято решение о выдаче, или его защитником в течение десяти суток с момента получения уведомления в федеральный суд субъекта Российской Федерации. В случае, если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно отправляет ее в соответствующий суд с уведомлением об этом прокурора.
Если жалоба поступила прокурору, то он в течение десяти суток направляет в суд поступившую жалобу вместе с материалами, подтверждающими законность и обоснованность решения о выдаче. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче производится судом в срок не позднее одного месяца со дня получения жалобы, в составе коллегии из трех судей в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче и его защитника, если он участвует в деле.
2.3 Рассмотрение жалоб
В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права и обязанности. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывает жалобу, после чего слово предоставляется прокурору (ст. 463 УПК).
В ходе судебного рассмотрения не обсуждаются вопросы о виновности лица, принесшего жалобу. Проводится только проверка соответствия решения о выдаче законодательству и международным договорам Российской Федерации.
В результате проверки суд выносит одно из следующих определений: о признании решения о выдаче незаконным или необоснованным и его отмене; об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае отмены решения о выдаче суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.
В отличие от общего порядка кассационного обжалования, определение суда об удовлетворении жалобы или об отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Российской Федерации в течение семи суток со дня его вынесения.
Закон категорически запрещает производство выдачи в случаях, если:
1) лицо в отношении которого поступил запрос о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о его выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Кроме того, в выдаче может быть также отказано, если:
1) деяние, послужившее основанием ходатайства о выдаче, не признается в Российской Федерации преступлением;
2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против ее интересов вне пределов Российской Федерации;
3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование в отношении запрашиваемого к выдаче лица;
4) уголовное преследование в отношении запрашиваемого к выдаче лица возбуждается в порядке частного обвинения.
Если выдача не производится, Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований для отказа.
2.4 Порядок выдачи лиц и предметов
Статья 465 УПК РФ предусматривает, что в случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступило ходатайство о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора. При этом, если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. При получении от иностранного государства запроса о выдаче Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель решают вопрос о необходимости избрания меры пресечения, для обеспечения возможности выдачи запрашиваемого к ней лица в соответствии с порядком, установленным уголовно - процессуальным кодексом. Если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель вправе избрать в отношении этого лица меру пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу без подтверждения этого решения судом Российской Федерации. При этом срок содержания лица под стражей не может превышать предельный срок, предусмотренный для данного вида преступления. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет об избрании меры пресечения компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче.
Существует следующий порядок передачи выдаваемого лица:
Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте и времени передачи. Если подлежащее передаче лицо не будет принято в течение пятнадцати суток со дня, установленного для передачи, оно освобождается из-под стражи. Если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В том же порядке может быть перенесена дата передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче. При этом, в любом случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).
При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть также переданы и предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, имеющие следы преступления, или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться. Передача предметов может быть задержана на время, если они необходимы для производства по другому уголовному делу.
Для обеспечения законных прав третьих лиц передача указанных предметов производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по делу.
Статья 469 УПК РФ предусматривает, что основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.
Представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, а равно обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматриваются судом в порядке и в сроки, которые установлены ст. 396, 397 и 399 УПК РФ, с учетом требований ст. 470 и статей 471 и 472 УПК РФ.
Если вопрос о передаче осужденного рассмотреть невозможно, ввиду неполноты либо отсутствия необходимых сведений, судья вправе отложить его рассмотрение и запросить недостающие сведения либо без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган Российской Федерации для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства.
Также в передаче лица, осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, может быть отказано в случаях, если:
1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;
2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие: истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства; несопоставимости с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенных судом или иным компетентным органом иностранного государства;
3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;
4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;
5) осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации (ст. 471 УПК).
Если при рассмотрении представления (обращения) о передаче гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин Российской Федерации, не является преступлением по законодательству Российской Федерации либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства (ст. 472 УПК).
Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, в котором указывает:
1) наименование суда иностранного государства, дату и место постановления приговора;
2) сведения о последнем месте жительства осужденного в Российской Федерации, месте его работы и роде занятий до осуждения;
3) описание преступления, в совершении которого осужденный признан виновным, и уголовный закон иностранного государства, на основании которого он осужден;
4) статью Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за преступление, совершенное осужденным;
5) вид и срок назначенного наказания (основного и дополнительного), отбытый срок и срок наказания, которое осужденный должен отбыть в Российской Федерации, его начало и окончание, вид исправительного учреждения, порядок возмещения вреда по гражданскому иску.
Если по Уголовному кодексу Российской Федерации за данное преступление предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления, предусмотренный УК РФ. Если согласно УК РФ лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания за совершенное лицом преступление, то суд определяет иное наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства, в пределах, установленных УК РФ за данное преступление. В случае, если приговор суда иностранного государства относится к двум или нескольким деяниям, не все из которых являются преступлениями в Российской Федерации, то суд определяет, какая часть наказания, назначенного по приговору суда иностранного государства, применяется к деянию, являющемуся преступлением. Постановление суда обращается к исполнению в порядке, установленном ст. 393 УПК РФ. В случае отмены или изменения приговора суда иностранного государства либо применения в отношении лица, отбывающего наказание в Российской Федерации, изданных в иностранном государстве актов об амнистии или о помиловании вопросы исполнения пересмотренного приговора суда иностранного государства, а также применения актов об амнистии или о помиловании решаются в соответствии с требованиями ст. 472 УПК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на имеющиеся недостатки и пробелы в регулировании рассматриваемой сферы, оценивая достигнутые на сегодняшний день результаты, следует констатировать, что Российская Федерация за последнее десятилетие фактически ликвидировала разрыв, накопившийся за предыдущие годы, и вышла на уровень остальных стран мира в текущем формировании международно-правовой базы международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. Процесс правовой интеграции, в котором также участвует Российская Федерация, обусловливает сближение отечественного законодательства со стандартами, закрепленными в международных договорах, их учет в дальнейшем развитии уголовного и уголовно-процессуального права и ходе правоприменительной практики. Развитие этого целенаправленного процесса отмечается специалистами как в сфере международного права, так и уголовно-процессуального права.
Одновременно начато формирование внутригосударственной правовой базы Российской Федерации, определенные итоги которого подведены в связи с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, нормы части пятой которого стали принципиальной новеллой в обновленном российском законодательстве в исследуемой сфере, озаглавленной "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства".
Действительно, совокупность правовых норм, составляющих содержание пятой, заключительной части УПК РФ, обладает признаком принципиальной новизны и в современных условиях, когда организованная преступность стремительно выходит на международную арену, имеет важнейшее практическое значение. УПК РФ значительно расширил круг российских законодательных актов, которые регулируют вопросы межгосударственного сотрудничества в области уголовного судопроизводства, юридически закрепил единый порядок регламентации вопросов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, а также определил и закрепил процессуальную природу данных правоотношений.
Нормативно-правовые документы
Конституция Российской Федерации : с поправками от 30.12.2008 № 6 КФЗ, от 30.12.2008 № 7-КФЗ. Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). - ст. 4921. (в ред. от 15.08.2014 г.).
Основная литература
Булатов, Б. Б. Уголовный процесс: учебник / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов М.: Высш. образование, 2010. 610 с.
Подопригора, А.А Уголовный процесс: учеб. пособие / А.А. Подопригора Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. 198 с.
Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. А.В. Смирнова. 5-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 768 с.
Дополнительная литература:
Бажанов, С. В. Уголовно-процессуальная политика, экономика и право / С. В. Бажанов. - Владимир: ВлЮИ Минюста России, 2003.
Белохортов, И.И. Профессиональное правосознание и оценка доказательств судом // Актуальные проблемы права: теория и практика. Сб. науч. работ юридического факультета. Краснодар: КубГУ, 2005. Вып. 4. с. 230 - 233.
Гаврилов, Б. Я Современная уголовная политика России: цифры и факты. / Б. Я Гаврилов - М. - 2008.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. Д. Н. Козака, Е. Б. Мизулиной. - М. : 2012 г. 610 с.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А. А. Петухова. - М. : 2012 г. 786 с.
Михайлов В.А. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: монография. М.: Издательство Российской таможенной академии, 2011 г. 340 с.
Михайлов В.А. Общие условия предварительного расследования: монография. М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012 354 с.
Оролбаев, М.П. Производство органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2006. - №3.- С.200
Ратьков, А. Н. Дознание: прошлое, настоящее, будущее / А. Н. Ратьков. Сочи : СИМБиП, 2009. 251 с.
Сопнева, Е.В. О неотложных следственных действиях в уголовном процессе // Уголовное судопроизводство. - 2008. - №3. - С.30.
Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики: учебник для магистров / под ред. В. А. Лазаревой, А. А. Тарасова. М. : Издательство Юрайт, 2012. 476 с.
Францифорова, С.Ю. Уголовно- процессуальная форма - гарантия обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства // Уголовное судопроизводство. - 2008. - №3. - С.3.
Издания в ЭБС
Мешков, М.В. Предварительное следствие: учебник [Электронный ресурс] / М.В. Мешков М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 784 с Режим доступа: http:// www/iprbookshop.ru/8776
Петуховский А.А. Проблемы доказывания в уголовном процессе: учебное пособие [Электронный ресурс]. М.: Издательство: Издательство МГОУ, 2010. Режим доступа: http://knigafund.ru/.
Уголовный процесс : учебник. / под ред. А. П. Гуськовой, Ф. К. Зиннуровой М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. 663 с. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/164423
Предварительное следствие: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. 559 с. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106730
Автор А.А. Подопригора
СОГЛАСОВАНО
Декан юридического факультета Е.С. Путилина
Заместитель директора Г.И. Краславская
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства