ПОНЯТИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ И ПУБЛИЦИСТИЧНОСТИ

ТЕМА 1: «ПОНЯТИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ И ПУБЛИЦИСТИЧНОСТИ»

Понятие «публицистика» (лат. publicus – общественный, народный) – слово с очень широким значением, т.к. обозначает все, что связано с публичными выступлениями на актуальные общественно-политические темы. Таки образом, публицистикой оказываются все проявления журналистики, ораторского искусства, политической речи и т. п.

Ряд исследователей отказывает вообще публицистике в специфике, считая, что нет никакого специального публицистического метода, особого взгляда на действительность, а к публицистике относятся все «особливо актуальні, пекучо-теперішні праці політично-ідеологічного, критично-естетичного, світоглядового змісту, які не вміщуються в поняття релігії, мистецтва, науки», как замечает украинский исследователь М.Шлемкевич [1, c.25]

По мнению Г.В. Лазутиной, публицистика вообще не ограничена никакими профессиональными рамками. Статус публициста достигается человеком любой профессии, т.к. публицистика «позволяет любому члену общества, способному владеть словом, осуществить свою гражданскую миссию посредством публичного выражения собственного опыта – гражданского ли, профессионального ли»[2, c.46]

Здесь мы сталкиваемся с наиболее широким пониманием публицистики. Для определения предмета учебного курса «Художественно-публицистические жанры» нам следует понимать под публицистикой более конкретные формы собственно журналистского творчества, имеющие определенную специфику по сравнению с информационной и аналитической разновидностями деятельности журналиста.

Напомним, что все виды журналистики работают только с общественно значимой информацией (ОЗИ, СЗІ).

ОЗИ выполняет в журналистском тексте ту или иную функцию. Информация бывает:

- социально предназначенной;

- социально запрошенной;

- социально перспективной.

Информационный или аналитический текст может ограничиться одной из этих функций, публицистический текст, как правило – весь комплекс.

По определению Игоря Дедкова, «публицистика – высший род журналистики. /…/ она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его /публициста/ творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда» [3].

Одной из основных особенностей публицистического творчества является специфическое отношение к факту. По мнению В.В. Ворошилова, конкретный, документальный факт в текстах художественно-публицистических жанров «как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли»[4, c.144].

Интернет-дайджест, обобщающий специфические черты художественно-публицистического освоения мира (http: www. massmedia. new mail. ru), определяет этот вид журналистики по следующим признакам:

Субъективная окрашенность текста.

Исповедальность, личностность.

Документальность, реальность времени действия. Стремление автора к объективности информации.

Социальность.

Оценочность.

Принципиальная однослойность, монологичность публицистической речи. [3]

Профессор С.П. Корконосенко, в целом отвергая понятие «публицистика», полагает, что в современной журналистике активно присутствуют «исследовательско-образные тексты, воздающие образ как обобщенную картину действительности; образ как знак, код, модель окружающего мира и образ как психологическое поле взаимодействия автора-героя-адресата.и именно в этом пересечении, «соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций. Удачно найденный образ продлевает жизнь журналистского текста – так, как это происходит с художественными произведениями» [5, c.160-162].

Здесь мы сталкиваемся с другой проблемой – отличием публицистики от художественной литературы.

Наличие образной системы, возможность условности и домысла, психологизм сближают эти виды творчества. Но обязательность фактической основы, оперативность (даже если проблема, поднимаемая в публицистике, относится к далекой истории, она все равно призвана изменить, прояснить современную ситуацию), заостренная социальность, прямо выраженное личное отношение автора к проблеме,- все это отличает публицистическую журналистику от художественной литературы.

Профессор Здоровега так определяет собственно публицистику как специфический вид журналистского творчества. «Твори, в яких оперативно дослiджуються й узагальнюються з особистих, групових, державних, загальнолюдских позицiй актуальнi факти та явища з метою впливу на громадську думку, суспiльну свiдомiсть, а вiдтак на соцiальну практику. При цьому публiцист вдається до своєрiдного поєднання логiчно-абстрактного i конкретно-образного мислення, впливаючи на розум i почуття людини, стимулюючи її певнi вчинки, соцiальну активнiсть». [1, c.30].

Мы предлагаем следующий комплекс наиболее существенных признаков, по которым текст может быть определен как публицистический:

Социальность, решение общественно значимых проблем, текста в социальную практику разомкнутость публицистического

Ярко выраженное личное отношение автора к описываемой проблеме, субъективность. Прямая оценочность.

Художественная образность. Превращение факта в художественный образ (часто – в символ).

Смешанная система аргументации – объединение логического убеждения и эмоционально-образного воздействия на адресата. Соединение фактических аргументов в доказательстве идеи с произведением впечатления на читателя.

Специфическая композиция публицистического текста.

Повышенная эмоциональность и пафосность.

Полемичность, часто провокативность.

Эмоционально-оценочное заключение автора по корректировке общественной проблемы, побудившей автора к написанию публицистического текста, по исправлению сложившейся в обществе ситуации. Целью выступления публициста всегда является исправление сложившейся в обществе ситуации.

При этом почти каждый журналистский текст, даже принадлежащий к информационной и аналитической журналистике, может обладать таким признаком как публицистичность. Это может проявляться в журналистском тексте как некоторая стилистическая особенность, повышенная эмоциональность, образность, полемичность. Такие черты может иметь интервью, репортаж, выступление, речь, обзор, комментарий и т.п.

Чаще всего публицистичность проявляется именно как стилевой признак (использование образно-выразительных средств в тексте, стилистических фигур, например риторических вопросов, обыгрывание цитат из мультфильмов или комедийного кинематографа в новостных сюжетах, политических портретах и т.п.).

Примеры такого рода «игры в публицистичность» мы довольно часто видим в телевизионных новостях, что, разумеется, вредит их объективности, нарушает стандарт отделения фактов от комментариев. Например, 25.12.2011 программа «События» (ТРК «Украина») в итоговом выпуске года дает сюжет о курсе гривни и валюты за 2011 год, о нововведениях Национального банка (обмен валюты с предоставлением паспорта), о мировом финансовом кризисе и подобных проблемах. Этот сюжет подается в виде веселого мультфильма, в котором главными героями являются «денежки» со своими видеообращениями типа: «Привет, я – гривня! Я немного упала в этом году!»; «Хай, я – доллар, я снова вырос и окреп»; «Привет, я – евро, у меня проблемы» и т.п. Эти мультобращения перемежались видеосюжетами о забастовках, движении «Долой Уолстрит!» и т.п.

23.09.2014 в военно-спортивной программе на ТВ СПОРТ сюжет о правилах пользования оружием (сборка-разборка автомата, хранение, уход за оружием, стрельба по мишеням и т.п.) наложен на музыку к песне Ильи Лагутенко «Едем на Москву!». Драки депутатов в Верховной Раде чаще всего накладываются в новостных сюжетах на веселую музыку или сопровождаются комедийными фрагментами из известных кино- и мультфильмов. Новость о том, что Арсений Яценюк подал в отставку, многими украинскими телеканалами сопровождалась фрагментом из известного мультфильма с фразой волка: «Шо, опять?» и т.п. Разумеется, такие приемы напрямую создают отношение зрителя, определяют его мнение до и вместо получения фактической информации.

Профессор С.П.Корконосенко называет феномен публицистичности «распространением приёмов образного письма при одновременном заметном угнетении тех жанров, для которых метод образного познания действительности является определяющим, - очерка, фельетона, памфлета» [5, c.160].

Данная тенденция представляется нам в значительной степени опасной, т.к. может привести к подмене факта образной условностью, домыслом в информационной журналистике и логико-понятийного анализа–эмоционально-личностным отношением в аналитической. К наиболее «страдающим» от излишней публицистичности жанрам в современной журналистике мы относим репортаж и интервью.

В целом же публицистика сегодня, особенно в украинской журналистике, достаточно основательно представлена, отнюдь не являясь «угнетённой» на фоне новостной и аналитической тематических групп. Другое дело, что происходит серьёзное перераспределение внутри жанровой системы – здесь всё менее заметны очерк и фельетон, зато всё более активны эссе, этюд, памфлет. Некоторые традиционно аналитические жанры полностью трансформируются в публицистические. Яркий пример тому – жанр авторской колонки и в целом творчество колумнистов.

Продуктивно развиваются в отечественной публицистике новые проблематико-тематические направления, такие как национальное самосознание украинского народа, отмена смертной казни, свобода слова в Украине, прозрачность политической структуры современного общества и т.п. Всё это позволяет говорить о публицистике как о продуктивной, специфической, активно развивающейся области современной журналистики.

ПОНЯТИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ И ПУБЛИЦИСТИЧНОСТИ