Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики

Лекция 2. Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики

  1. Понятие и формы территориальной организации хозяйства
  2. Классификация и характеристика методов регионального анализа
  3. Статистическая база регионального анализа. Показатели оценки уровня социально-экономического развития региона (ВРП, стоимость основных фондов, объем промышленного и сельскохозяйственного производства и др.) (Фетисов С. 125-133).
  4. Определение уровня отраслевой специализации и открытости регионального хозяйства (коэффициенты локализации или специализации производства, межрайонной товарности, уровня развития отрасли, душевого производства и т.д.)
  5. Показатели экономической эффективности размещения производства.
  6. Региональная диагностика, ее задачи и методы. Типологический подход в региональном анализе.

1. Понятие и формы территориальной организации хозяйства.

Территориальная организация хозяйства является одним из основных понятий региональной экономики.

  1. территориальная организация производства. Синоним понятия территориальная структура производства.

Совокупность процессов или действий по размещению предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, производственной инфраструктуры, с учётом их производственно-территориальных связей, взаимозависимости, соподчинённости и взаимодополняемости, осуществляемых в соответствии с поставленными целями и задачами. 

Проблема территориальной организации производительных сил для любой страны является определяющей, ибо она лежит в основе хозяйственного управления территорией. Каждое государство, прежде чем разработать концепцию развития в окружающем пространстве, оценивает собственные экономические, демографические, природные, территориальные возможности, ищет нишу в территориальном и международном разделении труда, определяет области специализации как между внутренними территориями, так и по обмену товарами на мировом рынке. Территориальное разделение труда, закрепляющий определенные отрасли производства по регионам, проявляется не только в их расположении, формировании зон производства и сбыта, но и в специализации экономических районов, и сочетании их отраслей, в внутрирайонных связях. Потенциал специализации территории выявляется с помощью экономического районирования.

    Территориальная организация хозяйства имеет определённые качественные показатели: степень хозяйственной освоенности территорий, численность населения, объём валового регионального продукта, основной капитал на единицу площади; концентрация, специализация производства; развитость и интенсивность внешних и внутренних связей между отдельными элементами и их сочетаниями; условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей.

Выделяют следующие формы территориальной организации промышленности: - промышленный пункт - одно специализированное предприятие с инфраструктурой и предприятиями, которые обслуживают потребности населения (уровень небольшого населенного пункта); промышленный центр - два и больше специализированных предприятий, не связанных между собой производственными связями, отвечает групповой форме размещения (уровень города); промышленный узел - два и больше специализированных предприятий, преимущественно связанных между собой производственными связями): промышленный район - территория с большой концентрацией промышленности; промышленная зона - совокупность смежных промышленных районов. Кроме промышленных, выделяют также специальные формы территориальной организации для сельского, лесного хозяйств, горнодобывающей промышленности, рекреационного комплекса. Эффективной формой территориальной организации хозяйства являются программно-целевые территориально-производственные комплексы (ТПК), формирующиеся на базе уникальных месторождений природных ресурсов и развивающиеся в рамках утверждённых правительством программ.

В рыночной экономике приняли широкие масштабы процессы кластеризация экономики. Кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Кластер обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций региона, формированием концентрации предприятий и организаций на определённой территории. Кластеры являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценности.

Условием образования кластеров является сочетание в регионе благоприятных условий для развития определенных видов конкурентоспособных производств.

По роли государства в кластеризации экономики выделяют 2 модели: либеральная и дирижистская.

Либеральная основана на идее развития кластеров, которые изначально были сформированы рынком. Дирижисты предлагают определять направления кластеризации экономики и создавать для этого инфраструктуру: университеты, научно-исследоват институты, аэропорты, дороги и т.д.

Кластеры имеют сходство с ТПК, это прежде всего взаимообусловдленность в развитии и расположении составляющих их предприятий. Однако если ТПК является продуктом плановой экономики, то кластер – продукт рыночной экономики.

Выделяют 2 главных признака рег кластеров

  1. специализация
  2. конкуренция

Главная идея кластерных технологий – создание и поддержание конкурентной среды.

Кластеры чаще всего появляются на территории научно-произв комплексов с развитой инфраструктурой (силиконовая долина).

Территориальная организация хозяйства способствует формированию определённых территориально-экономических пропорций, обеспечивающих устойчивое функционирование национальной экономики. Оптимальные пропорции складываются между отраслевым и территориальным аспектами общественного производства. В результате происходит укрепление экономического статуса и управленческого функционирования территорий при сохранении отраслевых функций государства в решении общих для всей страны задач.

3. Классификация и характеристика методов регионального анализа

Как и любая наука, рег. экономика использует определенные методы* для определения законов и закономерностей, которые она исследует.

Метод - 1. Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни. 
2. Прием, система приемов в какой-л. области деятельности. 

Общее значение слова метод – способ, прием, образ действий. Это значение может относиться к достижению какой-либо цели, решению конкретной задачи, практическому действию или теоретическому исследованию. Метод в экономике как подход к исследованию включает позитивный и нормативный подходы.

Позитивный – анализ того, что есть. Нормативный - анализ с позиции нормы, то есть с позиции того, что должно быть.

Спектр методов исследования экономики регионов и территориальной организации хозяйства (ТОГ) характеризуется значительным многообразием. Все методы исследования рег. Эк-ки можно разделить на общенаучные и специальные.

Общие используются во многих науках. К ним относятся системный, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный, исторический, сравнительный, картографический, нормативный метод, метод технико-экономических расчетов и др.

Общенаучные методы исследования

Системный анализ является фундаментальным (универсальным) методом исследования всех наук. Его суть - подход к исследованию любого объекта как к системе. Этот метод имеет особое значение для изучения территориальных аспектов экономики. Как правило, территориальные хозяйственные системы (экономические регионы и районы, отраслевые и межотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы и др.) являются сложными образованиями социально-экономического и природного характера. Триада \"природа - хозяйство - население\" - основной предмет территориальных (региональных) исследований Итак, системный, или комплексный, подход к изучению проблем региональной экономики является главным методологическим требованием их научных исследований.

Исторический метод. Исторический - один из самых известных общенаучных методов. Он имеет преимущества в региональных исследованиях, поскольку хозяйство, население, природа являются инерционными системами. Кардинальные изменения их развития возможны только в течение длительного времени. Изучение динамики показателей является необходимым условием определения тенденций развития и размещения.

Сравнительный метод. Позволяет определить различия в уровнях и особенностях развития различных территориально-хозяйственных структур С помощью этого метода можно вычислить относительную эффективность функционирования различных обътов хозяйственной деятельности. Часто исторический и сравнительный методы объединяют в один - историко-сравнительный.

Графические методы. Является универсальным средством для наглядного отображения объектов и явлений исследования Современная компьютерная техника позволяет с небольшими затратами времени и труда практически получить любое графическое изображение (графики, диаграммы и т.д.) Графические методы используют преимущественно в исследованиях динамики развития и структуры объектов. Важнейшим из них в территориальных исследованиях является картографический. Изучение тер иториальних аспектов развития хозяйства и населения невозможно без картографического материала (карты, картосхемы, картограммы, картодиаграммы т.д.). Компьютерные технологии предоставляют неограниченные возможности в его использовании.

К специальным можно отнести экономические, статистические, социологические, экономико-математические и другие методы. Выделяют также традиционные и новые методы. Традиционными считаются методы, которые длительное время используются в научных исследованиях и уже стали привычными. Новые методы охватывают новейшие разработки и подходы к исследованию проблем территориальной организации хозяйства и региональной экономики (РЭ). Условно все общенаучные методы можно отнести к традиционным, а значительную часть специальных – к новым. Хотя среди последних есть также подходы, постепенно становятся традиционными, например, балансовый метод, метод индексов и др. Среди новейших специальных стоит отметить некоторые экономические модели метод геоинформационных систем (ГИС-технологий).

Разделение методов на общие и специальные, новые и традиционные является условным. Новые и специальные методы постепенно трансформируются в традиционные и общие.

  1. Статистическая база регионального анализа. Показатели оценки уровня социально-экономического развития региона (ВРП, стоимость основных фондов, объем промышленного и сельскохозяйственного производства и др.)

Повышение роли регионов – субъектов РФ сопровождается качественным усилением роли региональной статистики, приближением ее к структуре нац. Статистики. С 1997 г. в России стал выпускаться 2-х томник «Регионы России».

  • Россия, 2013. Статистический справочник, Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/
  • Регионы России. Социально-экономические показатели, 2013. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/
  • Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2013. // http://www.gks.ru/
  • Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов - 2012г. // http://www.gks.ru/

К показателям оценки уровня соц-.экон. развития относятся:

Объем ВРП,

ВРП на душу населения,

Темпы роста ВРП и т.д.

1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ России с 1990 по 2012 гг. 1)

 

1990

2000

2005

2010

2011

2012

Численность населения (на конец года), млн. человек

148,3

146,3

143,2

142,9

143,0

143,3

      в том числе в возрасте:

 

 

 

 

 

 

моложе трудоспособного - всего

36,1

28,4

23,6

23,2

23,5

24,1

   мужчины

18,3

14,5

12,1

11,9

12,0

12,4

   женщины

17,8

13,9

11,5

11,3

11,5

11,7

трудоспособном - всего

84,0

88,0

90,2

87,9

87,1

86,1

   мужчины

43,4

44,4

46,0

45,2

44,9

44,4

   женщины

40,6

43,6

44,2

42,7

42,2

41,7

старше трудоспособного - всего

28,2

29,9

29,4

31,8

32,4

33,1

   мужчины

7,8

9,4

8,2

9,0

9,2

9,5

   женщины

20,4

20,5

21,2

22,8

23,2

23,6

Естественный прирост, убыль (-) населения:

 

 

 

 

 

 

   всего, тыс. человек

332,9

-958,5

-846,5

-239,6

-129,1

-4,2

   на 1000 человек населения

2,2

-6,6

-5,9

-1,7

-0,9

-0,0

Миграционный прирост, убыль (-) населения2):

 

 

 

 

 

 

   всего, тыс. человек

275,0

362,6

282,1

271,5

320,1

294,9

   на 10 000 человек населения

19

25

20

19

22

21

Среднегодовая численность занятых в экономике3), тыс. человек

75325

64517

66792

67577

67727

67968

   в том числе в организациях
   негосударственных форм собственности
   (без муниципальной) и в индивидуальном
   секторе

13127

40145

44292

47010

47831

48474

Численность безработных 4);5), тыс. человек

 

7700

5242

5544

4922

4131

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года)6), тыс. человек

 

1037

1830

1589

1286

1065

Численность пенсионеров (на конец года)7), тыс. человек

32848

38411

38313

39706

40162

40573

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума8):

 

 

 

 

 

 

   млн. человек

 

42,3

25,49)

17,7

17,9

15,6

   в процентах от общей численности
   населения

 

29,0

17,8

12,5

12,7

10,9

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц10), руб. (1990 г. - тыс. руб.)

0,217

2281

8088

18958

20780

23058

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (1990 г. - тыс. руб.)

0,303

2223

8555

20952

23369

26629

Средний размер назначенных пенсий (2000 г. - с учетом компенсации), руб. (1990 г. - тыс. руб.)

0,1

694

2364

7476

8203

9041

Валовой внутренний продукт:

 

 

 

 

 

 

   всего, млрд. руб.

 

7306

21610

46309

55800

62599

   на душу населения, руб.

 

49835

150571

324177

390314

437104

Валовое накопление основного капитала, млрд. руб.

 

1232

3837

10014

12076

13768

Расходы на конечное потребление, млрд. руб.

 

4477

14438

32515

37439

42472

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млрд. руб.

 

3813

12455

27962

32187

36294

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд. руб. (1990 г. - трлн. руб.)

1,9

17464

41494

93186

10800111)

12126911)

Ввод в действие основных фондов, млн. руб. (1990 - млрд. руб.)

135,9

843378

2943686

6275935

8813314

10338476

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млрд. руб.:

 

 

 

 

 

 

   добыча полезных ископаемых

 

 

3062

6227

8031

8963

   обрабатывающие производства

 

 

8872

18872

22802

25098

   производство и распределение
   электроэнергии, газа и воды

 

 

1691

3665

4219

4160

Продукция сельского хозяйства млрд. руб. (1990 г. - трлн. руб.)

0,158

742,4

1380,9

2587,8

3261,7

3340,5

      в том числе:

 

 

 

 

 

 

   продукция растениеводства

0,058

394,7

669,8

1191,5

1703,5

1636,4

   продукция животноводства

0,100

347,7

711,1

1396,3

1558,2

1704,1

Ввод в действие общей площади жилых домов, млн. м2

61,7

30,3

43,6

58,4

62,3

65,7

Грузооборот транспорта, трлн. т км

6,1

3,6

4,7

4,8

4,9

5,1

Пассажирооборот транспорта общего пользования12), млрд. пассажиро-километров

791,0

496,2

473,3

483,8

502,6

532,5

Оборот розничной торговли, млн. руб. (1990 г. - млрд. руб.)

253

2352274

7041509

1651204713)

1910433613)

21394526

Платные услуги населению, млн. руб. (1990 г. - млрд. руб.)

44

602755

2271733

4943482

5540654

6036839

Доходы консолидированного бюджета:14)

 

 

 

 

 

 

млн. руб. (1990 г. - млрд.руб.)

159,5

2097693

8579637

16031930

20855368

23435105

в процентах к валовому внутреннему продукту

 

28,7

39,7

34,6

37,4

37,4

Расходы консолидированного бюджета:14)

 

 

 

 

 

 

млн. руб. (1990 г. - млрд. руб.)

151,0

1960074

6820645

17616656

19994645

23174718

в процентах к валовому внутреннему продукту

 

26,8

31,6

38,0

35,8

37,0

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета:14)

 

 

 

 

 

 

   млн. руб. (1990 г. - млрд. руб.)

8,5

137619

1758992

-1584726

860724

260387

   в процентах к валовому внутреннему
   продукту

 

1,9

8,1

-3,4

1,5

0,4

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике, млн. руб. (1990 г. - млрд. руб.; с 2000 г. - по данным бухгалтерской отчетности)

155,8

1190597

3225916

6330589

7139536

9213236

Денежная масса М2 (на конец года),15) млрд. руб.

 

1150,6

6032,1

20011,9

24483,1

27405,4

      в том числе:

 

 

 

 

 

 

   наличные деньги в обращении МО

 

418,9

2009,2

5062,7

5938,6

6430,1

   безналичные средства

 

731,7

4022,9

14949,1

18544,6

20975,3

Международные резервы Российской Федерации, включая золото15) (на конец года), млрд. долл. США

 

28,0

182,2

479,4

498,6

537,6

Внешний долг органов государственного управления15)(на конец года):

 

 

 

 

 

 

   млрд. долл. США

 

116,7

71,1

34,5

34,7

54,4

   в процентах к валовому внутреннему
   продукту

 

45,0

9,5

2,3

2,0

2,6

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. (1990 г. - млрд. руб.)

249,1

1165234

3611109

9152096

11035652

12568835

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

 

120,2

110,9

108,8

106,1

106,6

Индекс цен производителей промышленных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

 

131,9

113,4

116,7

112,0

105,1

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

 

122,2

103,0

123,6

94,9

110,8

Сводный индекс цен строительной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

 

135,9

112,1

109,1

108,0

106,9

Индекс тарифов на грузовые перевозки (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

 

151,5

116,6

133,1

107,7

107,5

Внешнеторговый оборот16), млрд. долл. США

 

149,9

363,9

638,4

834,0

864,9

      в том числе:

 

 

 

 

 

 

   Экспорт

 

105,0

240,0

392,7

515,4

529,1

   Импорт

 

44,9

123,8

245,7

318,6

335,8

Сальдо текущих операций платежного баланса,
в процентах к валовому внутреннему продукту

 

17,4

11,1

4,7

5,2

3,7

Источник: Российский статистический ежегодник – 2013. Федеральная служба государственной статистики г.http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/01-01.htm

1) Данные в стоимостном выражении приведены в фактически действовавших ценах; за 2000 - 2010 гг. - в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 г.

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ России в 2012 г.

 

Площадь
территории1),
тыс. км2

Численность
населения
на 1 января 
2013 г., 
тыс. человек

Средне-
годовая численность
занятых 
в экономике,
тыс. человек

Средне-
душевые денежные доходы 
(в месяц), руб.

Потреби-
тельские расходы
в среднем
на душу населения
(в месяц), руб.

Средне-
месячная 
номиналь-
ная начис-
ленная 
заработная
плата работ-
ников орга-
низаций, 
руб.

Валовой 
региональ-
ный
продукт
в 2011 г. ,
млн. руб

Основные
фонды
в экономике
(по полной
учетной 
стоимости;
на конец года)2),
млн. руб

Продукция
сельского
хозяйства -
всего,
млн. руб

в том числе

Ввод 
в действие
общей
площади 
жилых домов, 
тыс. м2

Оборот розничной торговли
,млн.руб.

Сальдиро-
ванный финансо-
вый результат (прибыль минус убыток) деятельно-
сти орга-
низаций,
млн. руб.

Инвестиции
в основной 
капитал, 
млн. руб


растение-
водства


животно-
водства

Российская Федерация

17098,2

143347,1

67968,3

23058,0

17068,5

26628,9

45265221,6

121268908

3340537

1636381

1704156

65741,5

21394,53)

7824538

125688354)

Центральный
федеральный округ

650,2

38678,9

18814,1

29721,0

21766,6

32466,0

16170448,5

38981428

839371

432797

406574

18221,8

7287582

3646515

2689587

Белгородская область

27,1

1541,0

700,1

21562,9

14149,0

20002,1

511663,0

921456

149265

46450

102815

1215,2

199861

112814

136202

Брянская область

34,9

1253,6

559,6

17421,6

13193,7

16530,0

179920,9

468273

35953

15512

20441

453,0

152516

40355

45297

Владимирская область

29,1

1421,7

698,6

16136,0

12023,8

18343,4

256409,2

550984

26771

13460

13311

507,8

148174

23098

60125

Воронежская область

52,2

2330,4

1057,9

18885,1

14809,8

19538,1

447155,4

1078383

125547

73225

52322

1110,4

324310

23355

179990

Ивановская область

21,4

1049,0

492,1

15930,1

11863,1

16998,1

127218,6

468173

13241

5680

7561

221,9

115478

1823

24694

Калужская область

29,8

1005,6

489,6

20621,2

14403,7

23709,6

234278,6

559089

26940

14765

12175

612,8

134022

29317

94116

Костромская область

60,2

658,9

310,5

15808,2

10708,9

16895,5

111462,3

323157

15989

6973

9016

204,7

63254

7308

21148

Курская область

30,0

1119,3

580,0

18807,8

12802,9

18690,0

233362,4

541986

69083

46570

22513

426,2

131876

39362

62954

Липецкая область

24,0

1162,2

543,8

19777,4

14504,1

19416,6

285884,3

770538

54967

33606

21361

807,0

156043

36537

92002

Московская область5)

44,3

7048,1

2933,9

29699,1

19680,1

32302,5

2243264,0

5109551

81237

44695

36542

6663,1

1259362

262167

491923

Орловская область

24,7

775,8

393,3

16762,2

11598,5

16888,0

130951,4

319948

39066

25027

14039

359,4

82138

6707

40378

Рязанская область

39,6

1144,7

501,9

17664,4

12244,8

19098,4

210435,5

609793

36159

19585

16574

512,0

129543

13953

66370

Смоленская область

49,8

975,2

490,8

18250,4

12990,4

17941,6

183201,3

598129

18477

7632

10845

261,2

120556

9351

56370

Тамбовская область

34,5

1075,7

507,0

17469,8

13110,3

16866,3

182305,1

560953

60021

38270

21751

635,7

132277

2543

82571

Тверская область

84,2

1334,1

580,9

17247,3

12972,8

20246,1

253757,1

960495

21890

8032

13858

410,3

161705

7026

80326

Тульская область

25,7

1532,4

766,3

19291,1

13502,2

20121,3

272462,8

699627

32252

18440

13812

310,2

191664

26790

82246

Ярославская область

36,2

1271,7

639,9

18512,5

12693,9

20397,0

285159,8

994998

23411

7869

15542

461,3

145088

17589

67519

г. Москва5)

2,6

11979,5

6567,7

48621,6

37175,1

50628,2

10021556,8

23445895

9100

7003

2097

3049,7

3639715

2986420

1005359

Северо-Западный
федеральный округ

1687,0

13717,8

6774,2

23403,1

17417,8

29057,8

4710926,6

12675792

163606

58006

105600

5834,9

1967542

751694

1449190

Республика Карелия

180,5

636,9

306,7

20037,4

13916,6

24795,8

142943,8

443696

4262

1903

2359

195,3

78439

8991

32097

Республика Коми

416,8

880,7

456,3

26787,3

17701,4

33971,4

433768,8

1717183

8837

2960

5877

87,6

137899

75207

231185

Архангельская область

589,9

1202,3

603,8

23635,8

16017,6

28531,3

440162,9

1259415

11671

4683

6988

302,8

163824

-21272

149670

в том числе Ненецкий 
автономный округ

176,8

42,8

32,7

61936,9

18092,6

57794,6

166361,3

409702

763

60

703

33,5

6198

-13318

37598

Вологодская область

144,5

1196,2

582,3

18125,2

12066,4

22648,9

316953,6

1144210

21645

6842

14803

389,1

125683

55249

150423

Калининградская область

15,1

954,8

476,7

19371,3

13669,3

21526,0

230254,5

506873

19945

11069

8876

581,9

109321

24508

71735

Ленинградская область

83,9

1751,1

749,2

17925,0

13897,1

26309,9

563572,0

1919269

63521

18567

44954

1149,4

230530

81825

330055

Мурманская область

144,9

780,4

423,5

28604,2

19197,9

36187,9

260264,7

1298653

3673

854

2819

24,3

123492

31553

53594

Новгородская область

54,5

625,9

313,9

19649,2

14325,8

21297,4

148972,6

364604

17732

7121

10611

313,4

76986

20767

44925

Псковская область

55,4

661,5

331,4

16412,1

12639,8

18202,9

102276,8

294598

12321

4007

8314

214,7

76609

855

33622

г. Санкт-Петербург

1,4

5028,0

2530,4

27794,6

22126,8

32930,2

2071756,9

3727291

-

-

-

2576,5

844759

474011

351883

Южный 
федеральный округ

420,9

13910,2

6201,1

18602,9

15434,1

19822,7

2745086,5

7222089

528470

337400

191070

7933,9

1919622

269959

1232201

Республика Адыгея

7,8

444,4

152,0

17025,3

12732,7

16715,2

55225,8

136241

13899

8274

5625

97,7

57368

-445

14666

Республика Калмыкия

74,7

284,1

113,0

10183,8

5651,4

15040,7

28779,4

113022

16705

1823

14882

85,2

14592

-511

13821

Краснодарский край

75,5

5330,2

2328,3

21077,2

17648,6

21409,2

1229738,1

2821779

234524

158550

75974

4371,0

816298

176280

797753

Астраханская область

49,0

1013,9

442,5

17773,4

13986,7

19522,1

170546,5

808160

24718

13631

11087

511,1

132990

420

81632

Волгоградская область

112,9

2583,0

1252,9

16066,4

12896,4

18583,7

498968,1

1462441

83948

53352

30596

884,8

279235

52025

126120

Ростовская область

101,0

4254,6

1912,4

17987,3

15498,9

19189,4

761828,6

1880446

154676

101770

52906

1984,0

619140

42190

198208

Северо-Кавказский
федеральный округ

170,4

9540,8

3397,2

17076,2

12582,3

16725,0

1064842,8

2933644

258339

128512

129827

3749,3

1091749

-6612

397180

Республика Дагестан

50,3

2946,0

981,4

20647,9

15035,0

13659,6

327030,8

877939

66054

26412

39642

1435,9

399190

-7738

152404

Республика Ингушетия

3,6

442,3

70,2

12375,5

4536,4

18301,5

26112,8

49517

3903

1248

2655

89,4

14410

-463

10498

Кабардино-Балкарская Республика

12,5

858,9

308,1

13681,1

9963,8

16314,4

90634,8

202099

30286

16677

13609

281,9

80549

-710

25572

Карачаево-Черкесская Республика

14,3

471,9

173,1

13353,9

7906,5

15510,8

49605,4

142438

19721

7733

11988

87,8

33589

2478

17952

Республика Северная Осетия - Алания

8,0

706,1

298,5

16184,7

11830,2

15896,7

85192,1

187258

23448

8007

15441

205,7

76490

-2499

21825

Чеченская Республика

15,6

1324,8

327,8

15256,9

6984,5

17384,9

86319,5

330596

13713

2696

11017

315,9

90925

-12560

53506

Ставропольский край

66,2

2790,8

1238,0

16877,2

15684,4

18446,9

399947,4

1143797

101214

65738

35476

1332,7

396596

14880

115423

Приволжский
федеральный округ

1037,0

29772,2

14336,4

19596,8

14677,6

20020,4

6987511,5

17906759

801536

365377

436159

14179,6

3913676

1046526

1980652

Республика Башкортостан

142,9

4060,9

1797,1

21258,8

17412,2

20264,7

951770,0

1799031

106804

38254

68550

2323,6

633943

117592

232873

Республика Марий Эл

23,4

690,3

314,4

12537,9

9309,3

16023,0

96556,3

286499

25194

11389

13805

351,4

56068

5300

30609

Республика Мордовия

26,1

818,6

379,6

13062,7

8032,1

15186,6

126835,6

406047

39225

17040

22185

265,8

57693

4165

49491

Республика Татарстан

67,8

3822,0

1821,8

24009,8

19222,2

23233,7

1275531,5

3110418

150106

71076

79030

2399,5

650697

245658

464745

Удмуртская Республика

42,1

1517,7

755,9

16411,0

11560,5

18240,7

335446,0

817042

46154

18345

27809

516,1

156932

45285

57219

Чувашская Республика

18,3

1243,4

569,7

13754,9

10151,2

17187,4

188354,1

589437

32625

15857

16768

818,5

108747

10548

65157

Пермский край

160,2

2634,5

1298,7

23269,6

17321,0

21820,9

803311,9

2199176

36029

13881

22148

825,8

401727

186841

158314

Кировская область

120,4

1319,1

642,0

16529,9

11376,5

16932,3

202203,2

639525

26212

9851

16361

406,6

131278

14926

50115

Нижегородская область

76,6

3289,8

1703,2

21517,6

15897,2

20958,8

770406,9

1947537

47899

23794

24105

1501,1

482677

132510

258176

Оренбургская область

123,7

2016,1

1070,6

16539,1

12215,5

19270,8

553804,5

1377934

71097

27676

43421

704,3

214090

107894

151218

Пензенская область

43,4

1368,7

665,8

15765,3

11181,8

19126,2

200054,9

669188

45083

21411

23672

739,4

141100

4281

72291

Самарская область

53,6

3213,3

1507,3

24683,0

17126,8

20799,9

832588,8

2173528

58193

32110

26083

1484,3

502042

131246

204165

Саратовская область

101,2

2503,3

1201,5

14243,3

10847,8

18803,3

427254,6

1319466

89211

50850

38361

1235,9

243937

26007

113416

Ульяновская область

37,2

1274,5

608,7

16350,6

11545,4

17107,4

223393,2

571931

27705

13844

13861

607,3

132746

14273

72862

Уральский 
федеральный округ

1818,5

12197,5

6062,3

26174,8

18926,1

31598,4

6270016,8

22295386

206763

77287

129476

6360,6

2065036

1301157

1994686

Курганская область

71,5

885,7

383,2

16019,5

10758,5

17180,3

136808,5

574249

27610

10240

17370

249,9

87381

4313

33747

Свердловская область

194,3

4315,8

2043,2

27709,2

22007,9

25138,8

1265683,3

3665843

51374

17268

34106

1869,4

858801

182304

341635

Тюменская область

1464,2

3510,7

1963,0

33280,7

21618,1

47177,3

4091590,0

16041010

58173

26533

31640

2564,7

653157

1061311

1439576

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

534,8

1584,1

912,2

36088,1

22060,8

50841,3

2434202,0

7953296

8215

5638

2577

1021,8

303133

603186

669915

Ямало-Ненецкий автономный округ

769,3

541,6

374,5

52342,3

25754,7

63696,3

962144,9

6737214

1641

74

1567

197,5

108559

194074

565078

Челябинская область

88,5

3485,3

1672,9

19762,5

14506,5

22500,5

775935,0

2014284

69606

23245

46361

1676,6

465697

53229

179728

Сибирский 
федеральный округ

5145,0

19278,2

9085,6

18322,1

13321,1

23788,5

4795595,4

11466528

428089

174940

253149

7430,2

2330901

626511

1416604

Республика Алтай

92,9

210,3

90,3

14277,7

7891,7

18264,6

26472,8

68340

9305

1405

7900

80,6

15826

1828

9028

Республика Бурятия

351,3

971,8

419,3

17119,0

12771,3

23100,7

154677,7

485596

13684

5649

8035

339,4

113573

13536

41039

Республика Тыва

168,6

310,5

104,6

11932,6

5470,5

22238,5

33790,5

57136

4808

848

3960

55,5

15169

-712

10990

Республика Хакасия

61,6

533,0

235,6

15991,4

11539,6

23466,5

115653,0

315069

10065

3253

6812

173,5

56541

5563

38129

Алтайский край

168,0

2398,7

1078,1

13628,9

11247,7

16009,7

336183,8

797922

94297

45333

48964

645,8

254125

20903

83834

Забайкальский край

431,9

1095,2

488,7

17335,6

11733,9

24218,5

208257,7

695610

17070

4401

12669

302,9

116159

709

58129

Красноярский край

2366,8

2846,5

1439,0

22137,6

16348,6

28672,4

1188778,1

2070838

64091

28595

35496

1076,8

423840

219463

376090

Иркутская область

774,8

2422,0

1137,0

17720,3

11732,7

25880,8

627856,2

2171210

46933

19577

27356

871,1

249988

162590

156470

Кемеровская область

95,7

2742,5

1305,4

18385,5

12625,9

23403,2

740735,2

1635052

37388

16793

20595

1085,5

317748

98868

264440

Новосибирская область

177,8

2709,5

1348,7

20637,1

16402,3

23245,8

576781,7

1361156

56035

21399

34636

1571,0

398831

33403

161955

Омская область

141,1

1974,0

944,7

19468,8

14487,2

21931,2

448686,4

827996

54837

21646

33191

738,7

263915

33190

108570

Томская область

314,4

1064,2

494,2

17875,6

11732,5

26725,4

337722,3

980603

19576

6042

13534

489,7

105186

37170

107930

Дальневосточный
федеральный округ

6169,3

6251,5

3297,3

25325,9

17080,2

33584,0

2520793,5

7787282

114364

62063

52301

1991,2

818417

188788

940142

Республика Саха (Якутия)

3083,5

955,6

482,9

28457,3

17284,4

39915,6

483007,0

1194724

19700

6218

13482

356,2

129123

81298

221081

Камчатский край

464,3

320,6

185,5

31481,6

17554,7

43551,9

112750,5

267001

5587

2933

2654

72,4

40237

5272

36054

Приморский край

164,7

1947,2

982,6

21299,7

15085,6

27444,6

546552,3

2676321

27850

16730

11120

610,8

214571

25257

190839

Хабаровский край

787,6

1342,1

728,9

25649,3

18613,5

31076,1

401456,4

1203168

17872

9203

8669

344,2

184692

20088

168335

Амурская область

361,9

816,9

430,1

21469,3

14364,7

26789,0

223682,8

759529

28268

17496

10772

317,4

104207

19108

98558

Магаданская область

462,5

152,3

88,3

36575,6

19023,0

49667,3

75147,0

174595

1825

1006

819

20,0

19380

18916

24922

Сахалинская область

87,1

493,3

287,4

33459,5

26165,0

44207,6

596906,8

1263901

7678

4959

2719

215,0

103393

20574

161212

Еврейская автономная область

36,3

172,7

78,5

18151,4

11326,2

25067,0

36533,8

158568

4862

3496

1366

54,1

17049

-94

24932

Чукотский автономный округ

721,5

50,8

33,0

47856,7

15432,0

60807,4

44756,9

89475

724

23

701

1,2

5763

-1631

14209

 Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013 г. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/IssWWW.exe/Stg/d1/01-01.htm

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Численность населения (оценка на конец года), 
тыс. человек

38175,1

38109,0

38183,4

38210,1

38263,3

38334,8

38445,7

38537,6

38678,9

      в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

17635,1

17454,7

17460,9

17464,5

17486,3

17523,3

17581,7

17634,9

17712,9

   женщины

20540,0

20654,3

20722,5

20745,6

20777,0

20811,5

20864,0

20902,7

20966,0

Из общей численности - население в трудоспособном возрасте, тыс. человек

22856,5

23807,1

23900,1

23864,9

23810,9

23653,0

23567,0

23401,6

23225,5

Естественный прирост, убыль (-) на 1000 человек 
населения

-9,6

-8,4

-7,5

-6,3

-5,6

-4,5

-4,5

-3,2

-2,5

Среднегодовая численность занятых в экономике, 
тыс. человек

17721,3

18357,4

18464,9

18732,1

19016,9

18601,4

18619,2

18710,3

18814,1

Численность работников, занятых в государ-
ственных органах и органах местного самоуправления, тыс. человек

267,9

347,1

370,9

383,5

393,9

392,3

385,8

373,8

362,3

Численность безработных, тыс. человек

1516,4

852,3

814,6

635,6

732,9

1193,0

960,8

857,6

658,9

Численность незанятых граждан, обратившихся 
за содействием в поиске подходящей работы 
в государственные учреждения службы занятости 
населения (на конец года), тыс. человек

260,4

285,0

276,8

229,9

254,5

397,2

291,4

250,6

189,6

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

3230,6

10902,3

13570,0

16631,2

18590,3

21931,1

24644,7

27089,0

29721,0

Реальные денежные доходы населения, 
в процентах к предыдущему году

 

108,8

113,9

112,4

98,2

105,3

105,2

101,7

104,4

Потребительские расходы в среднем на душу 
населения (в месяц), руб.

2753,7

7797,0

9405,5

11280,1

13801,1

15014,2

16907,3

19663,2

21766,6

Среднемесячная номинальная начисленная 
заработная плата работников организаций, руб.

2173,0

9621,8

12117,4

15876,7

20665,7

22404,6

25376,9

28449,4

32466,0

Средний размер назначенных пенсий, руб.

823,5

2536,7

2837,1

3657,5

4518,8

6146,7

7616,0

8307,0

9201,1

Реальный размер назначенных пенсий, 
в процентах к предыдущему году

 

113,0

102,6

114,9

108,9

124,3

113,1

104,8

103,3

Численность пенсионеров, тыс. человек

10717

10584

10567

10572

10576

10682

10791

10897

10994

Потребление продуктов питания на душу населения в год, кг:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   мясо и мясопродукты, включая 
   субпродукты II категории и жир-сырец

50

59

62

65

70

71

76

77

81

   молоко и молочные продукты

221

223

223

222

224

224

231

229

233

   картофель

107

101

103

102

100

102

95

104

106

   овощи и продовольственные бахчевые культуры

80

79

83

85

88

94

92

97

100

   хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия 
   в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые)

113

115

117

115

116

115

118

117

118

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся 
в среднем на одного жителя (на конец года), м2

20,4

22,0

22,4

22,9

23,3

23,4

24,0

24,4

24,8

Валовой региональный продукт:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   всего, млн. руб.

1841499

6278360

7965170

10208918

12674395

11405183

13444440

16170447

...

   на душу населения, руб.

48205

164888

208807

267272

331472

297793

350204

420102

...

Число предприятий и организаций (на конец года; по данным государственной регистрации)

1237129

1879575

1698371

1787184

1773220

1832209

1870987

1933634

1991669

Число малых предприятий1) (на конец года)

 

 

 

 

 

456214

484476

545540

564565

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, млн. руб.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   добыча полезных ископаемых

 

76390

184869

541418

590703

548343

623877

833562

892151

   обрабатывающие производства

 

2587948

3428776

4431493

5304670

4483283

5726918

6764832

7455335

   производство и распределение 
   электроэнергии, газа и воды

 

492032

697105

640395

761655

920480

1156520

1392745

1298228

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактически действующих ценах), млн. руб.

169087

292952

325484

417956

530986

564791

579935

764563

839370

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в процентах к предыдущему году

112,3

102,9

102,1

106,8

114,2

104,0

84,5

134,7

104,3

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

144969,2

517238,7

706807,5

942811,1

1214848,3

1068106,7

1159676,1

1270451,8

1416826,6

Индекс физического объема работ, выполненных 
по виду деятельности "Строительство" 
(в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

 

112,0

118,9

110,5

104,3

86,4

104,2

98,8

102,1

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади

10180

15257

17345

19894

19134

18893

17461

18064

18222

Удельный вес жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств, в общем вводе жилья, процентов

31,9

33,8

29,7

35,1

35,4

40,0

39,0

38,9

39,2

Ввод в действие объектов социально-культурного 
назначения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   дошкольные учреждения, мест

2205

2962

16817

18368

15855

7370

7867

10596

17508

   общеобразовательные учреждения, 
   ученических мест

24750

20081

27503

29142

23148

17465

14266

13989

18678

   мощности больничных организаций, коек

1329

2260

2975

1498

1477

884

1346

2359

2877

   мощности амбулаторно-поликлинических 
   организаций, посещений в смену

6365

6187

8330

4615

5410

3868

7060

5279

5182

Эксплуатационная длина железнодорожных путей 
общего пользования (на конец года), км

17318

17004

17006

16973

16973

16981

16981

17015

17014

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года)2), км

119714

116458

133852

138689

139573

146391

150293

155938

207589

Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования, млн. т

188,1

212,0

217,4

217,5

198,7

168,9

197,5

211,0

223,8

Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности, млн. т км

19932

19553

22961

23256

26811

27890

31086

37857

36168

Наличие квартирных телефонных аппаратов сети 
общего пользования на 1000 человек населения 
(на конец года), шт.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   городского

237,7

285,7

288,3

299,7

298,8

298,5

297,4

292,2

289,4

   сельского

87,4

116,7

120,8

118,6

119,1

117,9

118,2

115,9

112,4

Оборот розничной торговли (в фактически 
действовавших ценах):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   всего, млн. руб.

995587

2600705

3119362

3741955

4662365

4939335

5644616

6594386

7287582

   на душу населения, руб.

26062

68302

81774

97965

121934

128968

147032

171320

188757

Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

27541

109734

138406

166411

209781

213086

224328

255078

284591

Объем платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

251462

858524

1047659

1261987

1460330

1583098

1701293

1872211

2017122

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, млрд. руб.

525

1224

1584

2662

2624

2136

2540

3067

3366

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций3), млн. руб.

378321

1443931

3160275

3074189

1315240

2159672

3102029

3186498

3646515

Инвестиции в основной капитал (в фактически 
действовавших ценах), млн. руб.

303918

964158

1225593

1779599

2278329

1928138

2099824

2458312

2689587

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

113,5

108,4

112,8

124,2

106,9

82,1

104,4

107,2

102,6

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю 
предыдущего года), процентов

120,7

110,5

109,0

112,2

113,3

109,4

108,9

106,0

106,9

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг (на конец года):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   руб.

2356,0

5059,9

5616,8

6522,7

7502,1

8369,6

9471,0

10182,1

10985,5

   в процентах к среднероссийской стоимости

105

107

107

107

108

108

109

111

111

     
1) Данные за 2010 г. приведены по итогам сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, за 2009, 2011, 2012 гг. - по данным выборочного обследования. Данные за 2009, 2011 гг. пересчитаны с учетом итогов сплошного наблюдения. 
2) С 2012 г. - включая протяженность улиц. 
3) По данным бухгалтерской отчетности.

Источник: Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации – 2013 г. Федеральная служба государственной статистики г.http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14s/IssWWW.exe/Stg/centr/cent-fo.htm

  1. Определение уровня отраслевой специализации и открытости регионального хозяйства (коэффициенты локализации или специализации производства, межрайонной товарности, уровня развития отрасли, душевого производства и т.д.)

Определение специализации региона

В хозяйстве любой страны, района, региона мира выделяются две функционально неоднородные группы отраслей: специализирующие и обслуживающие. 
Отрасли специализации играют ведущую роль в структуре хозяйства стран и районов, определяют их место в территориальном (международном, межрайонном) разделении труда. По этой причине отрасли специализации именуют также профилирующими отраслями, отраслями международного (межрайонного) значения. 
Специализация стран и районов — результат территориального разделения труда, она обусловлена возможностью производить на их территории (за счет использования благоприятных исторических, экономических, природных и др. условий) определенные виды продукции в количестве, значительно превышающем местные потребности, при сравнительно низких затратах труда, то есть возможностью развивать такие отрасли, продукция которых конкурентоспособна на внешнем рынке и преимущественно ориентирована на вывоз.

Таким образом, главная характерная черта и отличительная особенность отраслей специализации — большие масштабы (объемы) и эффективность производства, участие в территориальном обмене (вывозе) произведенной продукцией. 
Отраслям специализации принадлежат решающая роль не только в производстве и экспорте (вывозе) продукции, но и во влиянии на размещение производительных сил (районообразующая функция отрасли), так как именно эти отрасли выполняют на территории (страны, района и т.д.) роль ядра, притягивающего к себе вспомогательные обслуживающие и другие дополняющие производства. 

Важное место в системе региональных отношений занимают вопросы выявления отраслей сложившейсяспециализации региона и обоснования направления его эффективной специализации. Для определенияотраслей специализации региона должна быть использована система теоретически обоснованных показателей, тесно взаимосвязанных с другими показателями территориального разделения труда. Так как в основе рыночной специализации региона лежит территориальное разделение общественного труда, то и определение специализированных отраслей должно быть основано на выявлении участия региона вобщественном разделении труда.

Для количественного определения уровня специализации регионов используется ряд показателей.

Коэффициент локализации (сосредоточения) отрасли на территории региона. Коэффициент (Kл) рассчитывается на основе сопоставления отраслевой структуры хозяйства региона с аналогичной структурой хозяйства страны в целом. Коэффициент локализации представляет собой отношение удельного веса (доли) данной отрасли в хозяйстве региона к удельному весу этой отрасли в хозяйстве страны. Расчеты производятся по валовой товарной продукции, основным производственным фондам, численности промышленно-производственного персонала:

где Ор – отрасль региона;

Хр – хозяйство региона;

Ос – отрасль страны;

Хс – хозяйство страны.

Коэффициент локализации показывает степень сконцентрированности данной отрасли в данном регионе. Если коэффициент больше единицы, то предполагается считать данную отрасль отраслью специализации.

Индекс уровня специализации. Индекс (Ис) представляет собой отношение удельного веса отраслирегиона в объеме выпуска продукции отрасли страны к удельному весу хозяйства региона в хозяйстве страны.Индекс уровня специализации имеет то же содержание, что и коэффициент локализации, но вычисляется другим способом:

Если индекс больше единицы, то отрасль считается отраслью специализации региона.

Коэффициент уровня развития отрасли врегионе. Он (Kу) представляет собой отношение объема произведенной продукции отрасли в регионе к объему ее потребления в данном регионе:

где Пр – объем потребления произведенной продукции отрасли в данном регионе.

Если коэффициент больше единицы, т.е. в данном регионе производится продукции больше, чем необходимо для местного потребления, то отрасль считается отраслью специализации.

Коэффициент межрайонной товарности (Kмт) рассчитывается как отношение объема вывозимой продукции отрасли региона к объему ее производства в регионе:

где Вр – объем вывозимой продукции отрасли региона.

Если коэффициент больше 0,5, т.е. из региона вывозится более половины производимой продукции данной отрасли, то отрасль считается отраслью специализации.

Коэффициент душевого производства. Этот коэффициент (Kд) рассчитывается как отношение удельного веса данной отрасли региона в соответствующей отрасли хозяйства страны к удельному весу населения региона в населении страны:

где Нр – численность населения региона;

Нс – численность населения страны.

Если коэффициент больше единицы, т.е. производство на душу населения продукции данной отрасли в регионе больше, чем по стране, то отрасль считается отраслью специализации.

Если расчетные отраслевые коэффициенты локализации, уровня развития и душевого производства больше единицы и продукция данных отраслей в значительном объеме вывозится в другие регионы, то данныеотрасли выступают как отрасли рыночной специализации региона.

Эффективность производства. Одним из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. Эффективность производства есть результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата, или, короче говоря, отношение объема производства к затратам:


где Э – эффективность;

Vпроизв – объем производства;

З – затраты.

Объем производства (Vпроизв) может быть представлен двояко: либо как общий результат производственного процесса (валовой продукт), либо как та его часть, которая выражает вновь созданную стоимость, т.е.:

где в числителе стоит разница между всей продукцией и затратами.

Под затратами понимаются все объективно необходимые вложения (расходы) овеществленного и живого труда. К сожалению, расходы бывают не только объективно необходимыми, но такими, которые появляются в результате недостаточной организации труда, производства, транспортировки продукции и т. д., – это есть не что иное, как потери. Затраты вместе с потерями составляют издержки производства. Если производительность труда есть отношение результата (продукции) к количеству труда, то эффективность есть отношение результата к затратам, а интенсивность производства – отношение результата к неизменному ресурсу; причем оба члена отношения – числитель и знаменатель – могут пониматься как угодно широко.Так, в качестве результата могут использоваться продукция, число выполняемых функций, извлекаемыхкомпонентов и т.д. Роль ресурса могут играть труд, сырье, энергия, территория, время и т.п. Таким образом,производительность, эффективность и интенсивность суть порядковые категории, и на национальном уровне векторы их изменений должны совпадать; в частных случаях эти векторы могут быть разнонаправленными.

Прогрессивные изменения указанных характеристик, т.е. увеличение числителя дроби при неизменном знаменателе в формулах, соответствуют процессам повышения производительности труда, эффективности производства и его интенсивности.

  1. Показатели экономической эффективности размещения производства.

Одним из важнейших критериев размещения отраслей хозяйства на конкретной территории экономического района является показатель их экономической эффективности. Для определения экономической эффективности принят главный критерий – производство продукции с наименьшими затратами. В качестве показателей эффективности размещения производств принимаются себестоимость продукции с учетом ее доставки потребителю, удельные капиталовложения на единицу мощности и прибыль.

Размещение промышленных предприятий, групп производств и отраслей на территории страны всегда требует научного обоснования Достижение высокой эффективности производства - это главная задача науки и практики Критерием эффективности размещения и территориальной организации промышленности всегда считались затраты. Конкретной формой выражения этого критерия на практике, как правило, минимум суммарных затрат при достижении заданных объемов производства. К показателям эффективности относятся: удельные капиталовложения, трудо-, фондо-и материалоемкость, сроки окупаемости затрат, себестоимость продукции, производительность труда и т.д. На эффективность влияют также транспортные расходы, уровень развития инфраструктуры, географическое положение и ряд других факторов.

Наряду с этими показателями по каждой отрасли производства района разрабатывается система технико-экономических показателей ее размещения Эта система включает:

1) удельные расходы основных видов сырья, топлива, энергии, воды на единицу продукции;

2) выход производственных отходов на единицу продукции;

3) трудовые затраты на единицу продукции;

4) удельные затраты основных фондов. Использование показателей эффективности рационального размещения производств в районе способствует установлению оптимальных пропорций между ними.

В территориальных исследованиях важным является анализ групп технико-экономических показателей:

Первая группа - показатели, характеризующие объемы производства продукции, товарную (реализованную) продукцию, динамику производства (темпы роста, прирост, темпы прироста) и др.

Вторая группа - показатели, отражающие технологические особенности различных отраслей хозяйства. В значительной мере они определяют факторы размещения отдельных отраслей и специфику территориальной организации, которая им соответствует. Знание технологических особенностей отраслей является необходимым критерием оценки правильности (эффективности) размещения предприятий Так, например, в химической промышленности, цветной металлургии часто можно получить одинаковую конечную продукцию, произведенную из различного сырья с применением различных технологий. Согласно этому размещения предприятий ориентировано на различные факторы. Похожий эффект может проявляться в случае изменения технологий Так, производство каучука ранее ориентировалось на привозной латекс из гевеи, а теперь - на возможности поставки нефти.

Среди технологических важнейшими являются следующие показатели: ресурсоемкость (энергоемкость, топливо -, водо-, материалоемкость и др.), трудоемкость, наукоемкость, транспортоемкость, фондоемкость, капиталоемкость, экологоемкость Согласно этим критериям производства делятся на ресурсоемкие (размещаются вблизи источников сырья), трудоемкие (ориентируются на трудовые ресурсы), наукоемкие (тяготеют к научным центрам).

Анализ технологических показателей и сравнения их с нормативными (или средними по отрасли, стране, миру) позволяет определить эффективность использования ресурсов, а следовательно, и уровень технологичности предприятия (их соответствия требованиям НТП) Например, экономика нашей страны является слишком ресурсоемкими (на производство конечной продукции расходуется ресурсов и энергии в 3-5 раз больше, чем в высокоразвитой стране) Вследствие этого отечественная продукция часто является дорогой и неконкурентоспособной на мировых рынках.

Третья группа - показатели эффективности производства, к которым относятся: себестоимость (текущие расходы), объем капитальных вложений (инвестиций); прибыль; производительность труда, соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда, снижение доли ручного труда; фондовооруженность (сколько единиц основных производственных фондов приходится на единицу продукции или одного работающего), фондоотдача (сколько единиц продукции дает единица основных производственных фондов); эффективность капитальных вложений (прирост объемов производства на единицу инвестиций, срок окупаемости капитальных вложений - соотношение объема инвестиций на годовую прибыль), рентабельность продукции (отношение прибыли предприятия к себестоимости производства) рентабельность производства (отношение прибыли к стоимости основных фондов) и др. Эти показатели нужны для анализа размещения производства, поскольку позволяют определить недостатки, ошибки и диспропорции в территориальной организации хозяйства.

Четвертая группа - показатели, характеризующие особенности межрайонных и внутрирайонных экономических, производственных и иных связей. Как правило, это данные об объеме вывоза и ввоза сырья, топлива, материалов, готовой продукции и т.п. Их анализ имеет особое значение в территориальном исследовании, поскольку они отражают специфику установления связей между отдельными предприятиями, отраслями регионами, странами. По этим показателям можно определить уровень обеспечения ресурсами, распределение по территории технологических стадий производства, специализацию и связи кооперирования, формирования территориально-хозяйственных систем (групп, комплексов, промышленных центров и узлов, экономических регионов) Приоритетное значение они имеют также для разработки межотраслевых балансов и оптимизационного моделирования пространственной организации хозяйства

Пятая группа - инновационные показатели, определяющие степень развития НТП, соответствие технологий мировым стандартам Важнейшими из них являются те, которые отражают долю действующих или введения новых прогресивних (экологически чистых, ресурсо-сберегательные, высоких, биологических и др.) технологий.

Шестая группа - социальные (социально-экономические) показатели - являются главными в исследовании особенностей социально-экономического развития регионов Это могут быть демографические показатели (естественный прирост, структура населения и др.); показатели уровня жизни населения (доходы населения, изменения в структуре потребления продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченность жильем, объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, образования, дошкольными учреждениями и др.); показатели, характеризующие занятость населения (количество трудовых ресурсов и их занятость, структура занятости и количество безработных и др.); показатели уровня развития социальной и производственной инфраструктуры (транспорта, связи, сферы услуг и др.); экологические показатели (уровень загрязнения, убытков, возмещение ния убытков и т.п.) и др.

Рассмотренные показатели не охватывают всего многообразия технико-экономических, социально-экономических, экономических и других данных, необходимых для анализа региональной экономики и пространственной организации хозяйства.

Позитивный и нормативный подход. Нормативный подход позволяет определить, насколько \"плохими\" или \"хорошими\" есть явления или объекты, которые исследуются Его используют путем сравнения действующих показателей с нормативными или стандартными (или средними). В региональных исследованиях для сравнения используются различные социальные, экономические, технические, экологические и другие нормативы. Например, есть нормативы использования ресурсов (природных, трудовых и др.) в каждом виде производства; обеспеченности населения объектами сферы услуг (нормативы жилья, торговых площадей, учреждений образования, здравоохранения и другие на одного человека); физиологические нормы потребления пищевой продукции (на одного человека); эффективноости производства (рентабельности, ресурсоемкости, сроков окупаемости капитальных вложений) и др. Нормативы и стандарты со временем изменяются.

Часто в региональных экономических исследованиях нужно сделать сравнение не с нормативами, а с другими действующими показателями Как правило, это так называемые базовые и средние показатели, которые выступают своеобразными нормативам в каждом конкретном исследовании Базовые показатели используются преимущественно для анализа динамики процессов. За \"базу\" принимаются показатели определенного года, выбор которого зависит от цели анализа. Данные на все другие годы рассчитываются относительно базового, чаще всего в виде процентов.

Средние по отрасли, региона, страны, мира показатели используют для определения уровня развития объекта исследования по сравнению с общими (усредненными) тенденциями развития аналогичных объектов.

  1. Региональная диагностика, ее задачи и методы. Типологический подход в региональном анализе.

Типология — классификация по существенным признакам. Основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов. Разделы наук, занимающиеся выявлением типов, близких по набору своих внутренних характеристик явлений или объектов.

Проведение эффективной региональной политики требует глубокой диагностики социально-экономического развития регионов. Слово "диагноз" в переводе с греческого означает распознание, определение и по своему содержанию имеет много общего с термином "анализ". Отличие заключается в характере проводимого исследования. Диагностика, применительно к нашему предмету, рассматривает причины и величину отклонения экономических процессов в регионе от установленной нормы на основе типичных признаков. Предметом анализа являются связи и зависимости экономических явлений и процессов во всем их многообразии. Иными словами, диагностика—это определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, а также перспективных регионов.

Региональная экономическая диагностика позволяет составить содержательный "паспорт" территории, оценить экономический, социальный и экологический потенциал, эффективность его использования; дает возможность получения исчерпывающей информации о состоянии региональных рынков, их емкости, сбалансированности. Рынок всегда носит пространственный характер и может быть подразделен на локальный, региональный, национальный и мировой. Совокупность локальных рынков формирует региональный рынок. Анализ региональных рынков и их взаимодействия позволяет предпринимателям определить сферу приложения капитала, оцепить перспективность развития в том или ином регионе определенных видов деятельности.

Предметом диагностики является исследование регионального воспроизводственного процесса, экономических, экологических и социальных проблем развития. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить "болевые точки", узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений. При этом важно выяснить взаимосвязи, зависимости, которые являются определяющими для развития региона. Это, прежде всего, соотношение между:

• спросом и предложением, характеризующее удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

• источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона;

• наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающее возможности рационального использования трудового потенциала;

• объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии;

• концентрацией производства, социальной инфраструктуры и плотностью населения;

• темпами роста цен и доходов населения;

• объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза.

Объектом диагностики являются явления и процессы, связанные с несовершенством экономического механизма управления. Прежде всего, это недостаточный объем полномочий региональных органов управления, в результате чего их влияние на развитие территории в течение многих лет ограничивалось местным хозяйством, которое по своим масштабам и экономическому потенциалу не могло играть решающей роли в региональном воспроизводственном процессе.

Не были эквивалентными экономические отношения между региональными органами управления и предприятиями. Пользуясь ресурсами и услугами региона, предприятия недостаточно участвовали в развитии социальной сферы. Доходы местных бюджетов по существу не зависели от эффективности функционирования региональной экономики. Экономический механизм не стимулировал ресурсосбережение.

Для современной территориальной организации производства характерно неравномерное размещение хозяйствующих субъектов и населения, что проявляется в ускоренной урбанизации, чрезмерной концентрации населения в областных центрах, в отставании развития малых и средних городов, ухудшении в них условий проживания.

Следует отметить сложность взаимодействия, сочетания отраслевых и региональных интересов. Отраслевые интересы в большей мере регламентированы, обеспечены системой правовых и экономических рычагов, гарантирующих надежность выполнения взаимных обязательств. Что касается региональных интересов, связанных с обеспечением комплексного развития территории, взаимодействием при решении социально-экономических, природоохранных задач общерегионального характера, то здесь нет четких норм и правил, регулирующих взаимоотношения и обеспечивающих их обязательность для всех участников. В результате возникают конфликтные ситуации.

В зависимости от динамических задач диагноза различается диагностика состояния и диагностика процесса. При диагностике состояния необходимо оценить положение региона на данный период. Диагностика процесса связана с определением динамики развития, выявлением генетики объекта, факторов эндогенного и экзогенного характера, влияющих на развитие региона.

Диагностика регионального развития проводится заинтересованными органами власти, общественными и другими организациями, субъектами хозяйствования, отдельными исследовательскими коллективами и физическими лицами. Центральные органы власти исходят, прежде всего, из интересов республики в целом, а также преследуют отраслевые и другие цели. Местные органы власти рассматривают возможные варианты обеспечения наиболее благоприятных условий жизни для населения своего региона. Отдельные исследовательские коллективы и физические лица в основном выполняют соответствующие заказы органов власти и субъектов хозяйствования.

Обобщенные данные диагностики служат информационной базой для принятия управленческих решений по достижению устойчивого функционирования регионов, устранению неоправданных различий в уровне жизни населения различных территорий. На их основе разрабатываются планы, прогнозы экономического и социального развития регионов. Диагностическая информация необходима также для банков, инвестиционных компаний, бирж при выработке стратегии размещения капитала и формирования региональных рынков. .

Анализ социально-экономического развития регионов. Этот метод является одним из основных и традиционных методов региональной экономики. Он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:

1. Анализ общего уровня развития региона.

2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.

4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.

5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.

6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.

7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.

8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.

9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.

  В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет.

PAGE \* MERGEFORMAT 9

Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики