Региональная система России и управление региональным развитием

Лекция 3.

Раздел II. Региональная экономика и региональная политика

Тема 4. Региональная система России и управление региональным развитием (4 час).

  1. Понятие и виды районирования. Административно-территориальное, отраслевое и экономическое районирование России
  2. Изменения в федеративном устройстве России и появление федеральных округов.
  3. Территориальные различия и социально-экономические неравенство российских регионов
  4. Сущность и цели государственного регулирования территориального развития
  5. Задачи и направления государственной региональной политики, ее законодательная база.
  6. Средства и методы реализации рег. политики.

  1. Понятие и виды районирования. Административно-территориальное и экономическое районирование России.

Деление территории на регионы называется районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования.

Районирование тесно связано с районообразованием. Районообразование – объективный процесс реализации цели общественного развития посредством системной организации хозяйства на территории страны. Системная организация произод сил на территории районов дает макс. народно-хозяйственный эффект, т.к. позволяет уменьшить затраты общ труда на производство продукции и удовлетворить потребности населения.

Рассмотрим некоторые виды районирования в России: административно-территориальное, отраслевое и экономическое.

Административно-территориальное деление. В истории Российского государства было проведено множество изменений административно-территориального устройства. С начала XVIII века и вплоть до октябрьской революции 1917 года основной административно-территориальной единицей была губерния. Петр I в 1708 году учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало. В начале XX века Россия была разделена на 99 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.

В настоящее время в РФ 85 субъектов.

Спецификой России является деление территории на основе двух критериев. Первый - это административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края). Второй - национально-территориальное деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий.

Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других. Субъекты федерации делятся на более мелкие административно-территориальные образования (административные районы, города, городские районы, поселки городского типа, сельские администрации).

Можно выделить следующие наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования: регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу, но тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта федерации.

Отраслевое районирование  строится на принципах выделения на территории России районов с характерными ресурсными и хозяйственными особенностями для конкретной отрасли. В экономической практике наиболее известны: следующие виды отраслевого районирования:

землеустроительное (выделение земель по их хозяйственному назначению - пашни, пастбища, городские территории и др.),

промышленное,

сельскохозяйственное (учитывающее плодородие для составления земельного кадастра, а также специализацию растениеводства и животноводства),

водохозяйственное (выделение частей речных бассейнов, ориентированных на конкретных водопотребителей и водопользователей),

лесное (выделение лесов по категориям)

и рекреационное (выделение курортных и туристских зон) районирование.

Экономическое районирование. Экономическое районирование - разделение территории страны на экономические районы. Оно служит основой и одновременно методом управления территориальным развитием хозяйства России.

Экономическое районирование в дореволюционный период в большей степени ориентировалось на природно-климатические различия территорий и сельскохозяйственное разделение преимущественно крестьянской России. Вместе с тем, оно учитывало, и национальные особенности российских окраин, что получило отражение в работах П.П. Семенова-Тянь-Шанского, А.И. Скворцова, A.H. Челинцева. Первый опыт промышленного районирования, основывающегося на обеспеченности территорий топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами, а также транспортом, принадлежит великому русскому химику и экономисту Д.И. Менделееву.

Осуществление идей экономического районирования началось с плана ГОЭЛРО (государственный план электрификации России), в основу которого положены результаты исследований территории нашей страны, проводившихся с 1915 г. Комиссией по изучению естественных производительных сил (КЕПС) под руководством академика В.И. Вернадского. Согласно этому плану, в 1920 г. РСФСР (Россия) была поделена на восемь районов: Северный, Центрально-промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. В основу районирования по плану ГОЭЛРО был положен принцип комплексного размещения производства вблизи крупных источников топлива и энергии, вырабатываемой на гидроэнергетических и тепловых электростанциях. Из-за отсутствия достаточного количества транспортных средств, необходимых для работы ТЭС, упор делался на строительство ГЭС (Волховской и др.), вокруг которых должны были формироваться районные территориально-производственные комплексы.

В 1921 г. Госпланом России был подготовлен новый проект районирования, предусматривающий деление страны на 21 экономический район, каждый из которых отличался своеобразием природных и экономических условий для организации планового хозяйства. В дальнейшем сетка экономических районов созданного в 1922 г. СССР, неоднократно менялась в связи с уточнением состава и конфигурации крупных регионов. Первый пятилетний план экономического развития страны (на 1929-1932 гг.) был разработан для 24, второй - для 32, последующие - для 13 крупных экономических районов с отраслевым и территориальным выделением регионов и союзных республик.

В 1963 г. Госплан СССР утвердил сетку из 18 крупных экономических районов, в том числе 10 на территории Российской Федерации и восемь в союзных республиках.

С 1982 г. в России сохраняются 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный к которым после распада СССР добавилась самостоятельная Калининградская область.

Начатое в 1990-х гг. реформирование экономики России осуществлялось на базе прежней сетки из 11 крупных экономических районов и Калининградской области.

В настоящее время экономическое районирование  основывается на выделении в России 11 крупных экономических районов, а также самостоятельной Калининградской области.

Выделение крупных экономических районов, проведенное еще в советское время, имело научную основу и было продиктовано стремлением к созданию на территории России эффективных территориально-производственных комплексов, отвечающих принципам оптимального разделения физико-географического пространства и труда.

В современных условиях рыночного реформирования хозяйства происходят процессы его реструктуризации, изменения специализации отдельных районов и их частей. Это приводит к объективной необходимости корректировки границ и состава районов. В отсутствии такого регулирования сверху, идущего от федеральных властей, проявляется стремление к новому районообразованию со стороны самих регионов (субъектов Федерации), заинтересованных в достижении максимальных результатов их совместной экономической деятельности. Поэтому сформированные по инициативе регионов межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия следует рассматривать как переходные формы экономических районов нового типа, отличающиеся достигнутым на данном этапе внутренним экономическим равновесием в условиях возросшей хозяйственной самостоятельности.

В рыночной среде границы ассоциаций не могут быть постоянными, они определяются текущими, меняющимися во времени экономическими интересами регионов. Параллельно с ассоциациями целесообразно сохранять их объективную основу - крупные экономические районы, границы которых желательно совместить с границами федеральных округов для удобства государственного управления и статистического анализа.

В основе экон районов лежат территорильно-хоз системы (ТХС) Курнышев, 2012, С. 44. ТХС – взамисосвязанное целостное образование центра и организуемой им территории, которая специализируется в терр. разделении труда на производстве определенных видов общественно необходимой продукции.

Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов. Общественное разделение труда способствует массовому и эффективному производству различных видов продукции и расширению рынка.

Экономическое районирование, как уже отмечалось ранее, служит важным научным инструментом территориального управления.

Современный экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Основными принципами районирования являются следующие.

Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района;

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия - для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение федеральных округов диктуется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.

Следует иметь в виду, что экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено - федеральные округа; среднее звено - края, области, республики; низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

1. Высшее звено районирования - федеральные округа - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Федеральные округа - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный комплекс.

2. Среднее звено районирования используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.

3. Низшее звено районирования - городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Современный крупный экономический регион (то же самое относится к межрегиональной ассоциации) - это целостная специализированная часть хозяйства страны, базирующаяся на специфических природных ресурсах и производительных силах, прочных внутренних экономических связях и участвующая в межрегиональном и международном разделении труда. Дальнейшие изменения существующей сетки экономических регионов могут быть продиктованы развитием территориального разделения труда. Новое районообразование, а также корректировка имеющейся сетки связываются с крупными структурными изменениями в экономике районов, пионерскими освоением сырьевых ресурсов в больших масштабах, а кроме того с революционными изменениями в области транспорта, научно-технического прогресса, экономических приоритетов, включая стабильный рост инвестиционной привлекательности.

Районирование необходимо для построения материальных, топливно-энергетических и других балансов, а также для разработки целевых и региональных программ, привязанных к территориям экономических прогнозов, обоснования региональной политики. В Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Президентом страны в 1996 г., указано, что регион - это "...часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации".

Научно обоснованное экономическое районирование необходимо в условиях становления и развития рыночных отношений для осуществления территориального управления, повышения его совершенствования при учете исключительного разнообразия и богатства природно-ресурсного потенциала во всех регионах России.

Экономическое районирование оказывает огромное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждого региона и страны в целом.

2. Изменения в федеративном устройстве России и появление федеральных округов.

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР как одна из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные округа.

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований[). В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя субъектов в Российской Федерации стало 85.

Итак, в настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 85 регионов (с учетом Республик - субъектов федерации (в 1993 г. – 89). Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и три города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург и Севастополь).

Особенности статуса субъектов федерации

Республика

  • охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5);
  • статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1статьи 66);
  • вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).

Край, область,город федерального значения

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

Автономная область

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
  • может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).

Автономный округ

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)[3].

22 республики

9 краев

46 областей

3 города федерального значения

1 автономная область

4 автономных округа.

Группировки регионов Росси]

Субъекты федерации группируются в:

9 федеральных округов (до 2010 года — 7, до 2014 года - 8);

11 экономических районов;

14 географических районов;

4 военных округа (до 2010 года — 6);

9 часовых поясов (до 2010 года — 11).

Во время проведения экономических реформ в РФ шел процесс чрезмерной суверенизации регионов, который привел к резкому снижению авторитета центрального руководства. Были допущены противоречия законов регионального уровня Конституции РФ, что привело к нестабильности политической обстановки, снижению уровня федерализма.

13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Тем же Указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. В январе 2010 г. Указом Президента Российской Федерации из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.

Федеральные округа создавались в соответствии с принципами общности территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала. Каждый федеральный округ является крупным экономическим районом, представляющим целостную территориальную часть страны, имеющим свою рыночную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Федеральный округ - это территориально-производственный комплекс, в котором взаимодействуют отрасли специализации, отрасли, дополняющие территориальный комплекс, и отрасли инфраструктуры.

Цель выделения федеральных округов - укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации регионов, усиление вертикали власти.

К задачам, решаемым на уровне федерального округа относятся:

- реализация основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти;

- содействие обеспечению национальной безопасности, улучшению политического, социального и экономического положения в каждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи с большими размерами территории России известная раздробленность государства и ослабление федерального влияния на решение проблем в субъектах РФ;

- укрепление взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа;

- содействие созданию в округе такой социально-экономической системы, которая бы обеспечила по возможности потребности населения в пределах округа, укрепила бы рыночную специализацию округа, обеспечила бы комплексное развитие округа, создала бы развитую производственную и социальную инфраструктуры и, наконец, расширила и укрепила экономические связи с другими округами Российской Федерации и зарубежными странами.

Федеральный округ - это экономический район высшего эвена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс и инфраструктурой.

В условиях развития рыночных отношений приобретает новые черты и такой важный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства регионов. Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные отношения в социально-экономической жизни, территориально неоднородны, т.е. разных экономических районах они проявляются по-разному.

  1. Территориальные различия и социально-экономические неравенство российских регионов

Внутренняя пространственная структура региона. Регион, как главная единица социально-экономического пространства, характеризуется несколькими структурными особенностями. С точки зрения внутренней пространственной структуры регионы делятся на два основных типа: однородные (гомогенные) и узловые (поляризованные). Регион является однородным или гомогенным, если он не имеет больших внутренних различий по существенным регионообразующим признакам (природные условия, плотность населения, доходы на душу населения и т.п.). Полностью однородный регион - это абстракция. Например, наличие в регионе даже одного особенного природного объекта (водного источника, месторождения полезных ископаемых) делает регион неоднородным по многим признакам. Понятие однородного региона имеет преимущественно концептуальное значение. Допущение об однородности регионов, в частности, неявно присутствует в макроэкономических теориях и моделях регионального развития.

Классификация регионов. Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

I группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

- объем валового регионального продукта;

- темпы экономического роста;

- тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

- коэффициент плотности населения;

- характер хозяйственной специализации региона.

II группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

III группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

- депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

- стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

- пионерные регионы - регионы нового освоения;- программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

IV группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов.

Социально-экономическое неравенство российских регионов

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена России.

1. Трудоизбыточные - республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные - расположенные в значительной части зоны Севера.

Для регионов первого типа рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа - создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры - фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность - особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами - Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса - Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Тульская области, Пермский край, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России.

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности - основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими - Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири.

3. Горные регионы - республики Северного Кавказа, Алтай.

4. Регионы, отгонно-пастбищного животноводства - республики Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область.

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования - это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в районах первого типа. Здесь предусматриваются форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения - демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из страны нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями - зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой - Забайкалье, республики Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы должны поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

Как уже говорилось, в настоящее время формируются особые экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это - Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке - Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири - Кузбасс; в Московской области - Зеленоград, в Калининградской области - "Янтарь" и в других регионах России.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

3) активизация экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России.

К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Выводы: В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов и Калининградскую область. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования в форме координации.

Наряду с экономическими районами, для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны: Запад (европейская часть и Урал) и Восток (Сибирь и Дальний Восток). Кроме того в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например, выделение европейского ядра и периферийных северных, южных и восточных регионов. Таким образом, общее экономическое районирование - это не механическое деление территории. Оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, повышении эффективности национального рынка

Региональная система России и управление региональным развитием