Эмпирическое исследование коммуникативных действий и стратегий конфликтного поведения в взаимосвязи с социометрическим статусом дошкольников

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………….....3

Глава 1 Проблема общения и коммуникативных способностей

  1. Проблема общения и статусного места человека в группе…….... 7
  2. Коммуникативные способности и их специфика……………….... 15
  3. Конфликтная компетентность как одна из видов коммуникативных способностей ……………………………………………………..….19
  4. Общение детей дошкольного возраста……………….…………... 25
  5. Особенности конфликтного поведения дошкольников………….. 30

Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативных действий и стратегий конфликтного поведения в взаимосвязи с социометрическим статусом дошкольников…………………………………………………………………...… 37

2.1 Методы исследования социометрического статуса и стратегий поведения дошкольников……………………………………………………….... 38

2.2 Ход и описание исследования социометрического статуса и стратегий поведения дошкольников…………………………………….............. 41

2.3 Анализ результатов исследования социометрического статуса и стратегий поведения дошкольников………………….………………………… 56

Выводы…………………………………………..……….……………………..…. 58

Заключение………………………………………………..………………………. 60

Список литературы …………………………………….………………………… 62

Приложение…………………………………………….…………………………. 67


Введение

Актуальность: проблема состоит в том, что опыт первых отношений дошкольников со сверстниками и взрослыми является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека (М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.). В этот период дети начинают входить во взаимоотношения с окружающими их людьми, как в игровых, так и учебных ситуациях. Изучение общения является необходимым компонентом при исследовании адаптации детей к социуму.

В основе развития личности лежит две основных потребности: в общении и в познании. В отечественной психологии проблемой общения занимались такие ученые как, Г.М. Андреев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский , Я.Л. Коломинский, А.А.Леонтьев и др. По мнению Л.Н. Галигузовой, на протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.

Коммуникативные способности - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, проявляющийся в трех взаимосвязанных процессах: социальной перцепции, коммуникации, интеракции (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, А.У. Хараш и др.)

Решение этой проблемы позволит им достигать целей, связанные с взаимодействием с другими участниками совместной работы. В.М.Мясищев говорил что, личность формируется во взаимоотношениях, что ее развитие и воспитание - вопрос организации взаимоотношений с коллективом.

Л.С.Выготский в своих работах отмечал, что воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психические свойства ребенка они преломляются.

Многие зарубежные ученые изучали осложнения в отношениях дошкольников в процессе игры, конфликты между детьми: А.Т. Джерсилд, П.Дж. Грунберг, Е.X. Грин, Ф.В. Марки, А.К. Содерман, X.Г. Даве. Такие авторы как В.Я. Зедгенидзе, А.А. Рояк, Н.В.Гришина считали наилучшим периодом для развития навыков разрешения конфликтов именно старший дошкольный возраст, но следует отметить, что большинство исследований направленно на школьный возраст.

Группа детского сада является собой особенно раннюю стадию социальной организации, где у ребенка развивается разнообразные виды деятельности и общение, складываются первые отношения со сверстниками, что и определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования: изучение взаимосвязи коммуникативных способностей, прежде конфликтной компетентности, и социометрического статуса дошкольников в группе сверстников.

Объект исследования: коммуникативные способности дошкольников, проявляющиеся в конфликтной компетентности.

Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативных способностей, выраженных в конфликтной компетентности, и социометрического статуса дошкольников в группе сверстников.

Общая гипотеза исследования: существует взаимосвязь коммуникативных способностей, в частности конфликтной компетентности и социометрического статуса у дошкольников.

Частные гипотезы: 1. Дети, имеющие высокий социометрический статус в группе сверстников, чаще используют смешанные действия, при решении конфликтных ситуаций.

2. Дети, имеющие средний социометрический статус в группе сверстников чаще используют конкурентные действия, при решении конфликтных ситуаций.

3. Дети, имеющие низкий социометрический статус чаще пользуются кооперативными действиями действия, при решении конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Изучить проблему общения и коммуникативных способностей.

2. Проанализировать специфику общения дошкольников.

3. Выявить особенности конфликтного поведения дошкольников.

4. Рассмотреть понятие социометрического статуса, в том числе в дошкольном возрасте.

5. Провести эмпирическое исследование социометрического положение детей в группе дошкольников и их конфликтной компетентности.

6. Проанализировать данные социометрии и конфликтной компетентности детей, с целью выявить взаимосвязь между ними.

7. Провести статистическую обработку данных, с помощью SPSS ver.19.

База исследования: Центр развития ребенка ГБОУ ЦРР-Детский сад № 1511 г. Москвы.

Выборка: в исследования приняли - 128 детей, из них 56 девочек и 72 мальчика, в возрасте от 4 до 6 лет, посещающие Центр развития ребенка ГБОУ ЦРР-Детский сад № 1511 г. Москвы за период с 2012 по 2014 г.г.

Методы:

1. Методы, направленные на выявление социометрического статуса дошкольников:

а) Опрос педагогов и психолога, направленный на выявление статусной позиции дошкольника в группе сверстников.

б) Социометрическая методика «Два дома» (Р.И Говорова), предназначенную для обследования детей 3,5-6 лет [40].

2. Методы, направленные на выявление способов разрешения конфликтных ситуация у дошкольников:

а) Опрос педагогов и психолога, направленный на выявление уровня конфликтной компетенции.

б) Экспериментальная методика «Доска кооперации» (модифицированный вариант М. Мадсена) [34].

Методологические основания:

Теоретической основой нашего исследования являются положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского; теории М.И. Лисиной о роли общения, как деятельности, в социализации ребёнка; положение Г.М.Андреевой об общении, как единстве трех процессов: социальной перцепции, коммуникации, интеракции; положение М.Дойча и М.Мадсена о способах разрешения конфликтов; положение Я.Л. Коломинского и М.Ю.Кондратьева о конфликтных компетентностях и формирования социометрической структуры группы.

Научная новизна заключается в том, что взаимосвязь коммуникативных способностей и социометрических статусов дошкольников изучена не в полной мере. Достаточно много работ было направленно на изучение данной проблемы в школьном возрасте, но не в дошкольном. Важно достаточно подробно изучить проблему общения именно в этом возрасте, так как основа поведения при взаимодействии закладывается в детстве.

Практическая значимость отображается в том, что результаты исследования нацелены на выявления взаимосвязи между способами разрешений конфликтов и социометрическим статусом у дошкольников. Данные, которые будут получены в ходе исследования, могут быть использованы для разработки коррекции и освоения дошкольниками способов решения конфликтов, с целью увеличения значимости личности в социальных группах.

Глава 1. Проблема общения и коммуникативных способностей

1.1 Проблема общения и статусного места человека в группе

На протяжении долгого времени проблема общения изучается с разных сторон и в разных научных областях. В отечественной психологии этим вопросом занимались такие исследователи, как В.Н.Мясищев[33], Б.Г. Ананьев[1], Л.С.Выготский[11], А.Н.Леонтьев[22], С.Л.Рубинштейн[46], и другие . Они рассматривали общение, как важное условие социализации, индивидуализации и психического развития человека, происходящие в процессе взаимодействия личности с социокультурной средой.

Ученик В.М. Бехтерева, В.Н.Мясищев, рассматривал проблему общения целостно, как процесс взаимодействия определенных личностей, в котором можно выделить три взаимосвязанных элемента: психическое отражение участниками общения друг друга, имеющих определенное отношение друг к другу и воздействующих друг на друга. Психология, исследуя вопрос общения, должна опираться на эти три составляющие его элемента [6].

В своих научных трудах, Б.Г.Ананьев показал принципиальную важность степени общения в проявлении и развитии и проявлении психики человека. Так же, он рассматривает категории общения в единстве с вопросом формирования человека как личности, как субъекта деятельности, воспитания его индивидуальности.

Он считал, что человек имеет безграничное число связей с миром людей, а так же и предметным миром. Общение – является одним из механизмов, с помощью которого эти отношения у человека устанавливаются и развиваются. Главной особенностью общения как деятельности Б.Г.Ананьев предполагал , что через него человек создает близкие взаимоотношения с другими людьми. Общение – неотъемлемый компонент всех видов и форм деятельности, подразумевающий совместную деятельность людей [1].

Б.Г.Ананьевым были выделены главные направления общения, влияющие на формирование психического состояния человека. В добавок, был поставлен вопрос взаимосвязи отдельных внутренних и внешних характеристик взаимодействия людей с динамическими и содержательными проявлениями психических состояний и процессов , задействованных в общении людей [6].

Изучая свойства личности, обязательные для грамотного и успешного человеку необходимо иметь целый ряд характеристик, которые в единстве обеспечивают такое общение. В интеллекте это относится к таким процессам, как мышление, память, воображение, восприятие и внимание [там же].

Л.С.Выготский считал, что формирование высших психических функций человека осуществляется через общение. В общении, в процессе социализации формируются личностные особенности человека, его характер, самосознание и в целом внутренний мир человека [10].

А.Н.Леонтьев выделял роль общения, как объективную необходимость в развитии человека. Ученый утверждал, что общение, как в форме речевого общения, так в форме совместной деятельности имеет одно из главных условий процесса усвоения индивидами достижений общественно-исторического развития человечества [22].

Изложенные выше, научные исследования, указывают на то, что психическое развитие человека невозможно без общения, в том числе успех общения напрямую зависит от познавательных характеристик и эмоциональных свойств личности.

Понятие «общение» рассмотрено в разных науках и связи с этим ему дано много определений, в зависимости от того в каком контексте оно используется. В данной работе понятие общение предполагает собой одно из основных инструментов социализации человека и способ его удовлетворения, существования и регулирования своих потребностей, основа взаимодействия людей [9].

В таком случае можно взять такое определение: общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата [23].

Понятие “общение” является разносторонним, поэтому подчеркивают его устройство. В психологии выделяют  структуру из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения это обмен данными между людьми. Понимание человека человеком неотделимо с сохранением коммуникации и установлением контакта. Коммуникация – двусторонний процесс обмена информацией, которой может привести к взаимному пониманию [2].

В процессе общей деятельности человек меняется всевозможными чувствами , представлениями, идеями, интересами, настроениями и прочей информацией.

Интерактивная сторона общения, заключается в установлении между людьми взаимодействия, не только при обмене знаниями и информацией, но и определенными действиями. Для эффективного процесса общения важно задуматься о предполагаемых действиях своего партнера, которые проявляются при определенных условиях.

Интерактивное общение подразумевает межличностное взаимодействие, представляющее последовательность некоторых конкретных реакций участников общения на действия друг друга [там же].

Перцептивная сторона общения это процесс восприятия партнеров друг друга и нахождения взаимопонимания. С позиции восприятия необходимо безошибочно сформировать первое впечатление о человеке. Восприятие людьми друг друга есть обязательная часть общения.

Г. М. Андреева выделяет, что ни одна из сторон общения не существует отдельно от двух других, они все взаимосвязаны. Все эти три стороны общения выступают, как прием создания взаимоотношений и общей деятельности.

Функции общения выделяют по разным критериям. Следующая идея деления функций лежит в понятии о взаимосвязи человека с обществом и миром.

1. Психологические функции определяют развитие человека как личности и индивида. В ситуации общения большинство психических процессов начинают изменяться и отличаются от условий обособленных индивидуальной деятельности. Общение помогает развитию волевых когнитивных и эмоциональных процессов.
         2. Социальные функции обуславливают  полноценное формирование социума как системы и развитие групп как составных элементов этой конструкции. Объединение общества может быть только при наличии взаимодействия во всех его типах, формах и видах.
3. Инструментальные функции демонстрируют связь человека и мира; между различными социальными группами [28].

Б.Ломов выделяет в общении три функции:

4..Информационно-коммуникативную - процессы формирования, приема информации и передачи ;

5.Регуляционно-коммуникативную  - регуляция поведения не только собственного но и партнера по общению;

6. Аффективно-коммуникативную - регулирует эмоциональную сферу участников общения .

У Б.Ломова общение является не только действием, но и взаимодействие, которое реализуется между двумя партнерами, каждый из которых является активным участником процесса [25].

М. И. Лисина подчеркивает, что основная функция общения есть организация совместной деятельности с окружающими людьми. В концепции её общение целенаправленно на создание взаимоотношений. Отношения это результат общения, его исходная предпосылка, вызывающая тот или иной вид взаимодействия [24].

Взгляды на проблему общения у многих зарубежных психологов отличаются, за исключением таких ученых как: Дж. Мид [14], Т. Парсонс, К. Чери, К. Ясперс, они как и отечественные ученые Б.Г. Ананьев [1], Я.Л. Коломинский [17], А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев [22] , М.И. Лисина [23], Б.Ф. Ломов [25], стоят на позиции социокультурного общения. Данные авторы считают, что общение является неотъемлемым условием наличия всех видов социальной и индивидуальной жизни человека. Необходимость в общении это первичная социальная потребность человека в онтогенезе. В ходе разнородного общения человек формируется как личность, приобщаясь к нравственным законам и культурным нормам своего общества. В общении человек воплощается в самобытный, творческий, активный субъект. Отдельный человек как что-то отделенное, не имеет в себе человеческой сущности. Она воплощается только в общении человека [53].

Другого мнения придерживаются Э. Уилсон, А. Эспинас, К. Лоренц, и др. Эти ученые, стараются доказать, что общение не является только

человеческим социальным феноменом, а исходит от биологических корней человеческих способностей и потребностей, и присуще животным. В биологизаторской концепции видна замена понятий «общение» на понятие «взаимодействие».

Дж. Мид понимает общение как субъектно-объектные отношения. Он придерживается другого мнения о природе воздействия субъекта на объект. По его мнению, «должны быть другие «Я», это необходимо, чтобы было наше собственное». «Значимые другие», «Другие Я», с его позиции, это «социальные объекты» [14].

Социум обуславливается первичностью связей человека с социальными объектами. В этой научной позиции не видна враждебность в характере взаимодействия индивида с обществом. Наоборот, существует некая конкретная зависимость человека от окружающего его мира.

Э. Берн описывает процесс общения так: он вводит термин «поглаживание». Это понятие связанно с потребностью человека» в прикосновении. Э. Берн, говорил, что в зрелом возрасте мы так же нуждаемся в телесном контакте. Но человек научается заменять физическое прикосновение иными видами признания. Комплимент, улыбка или оскорбление показывают нам, что наше бытие важно [29].

Теория общения З.Фрейда, заключается в убеждении, что процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. По мнению З. Фрейда, в разных житейских ситуациях мы используем понятия, воспринитые в раннем детстве.

Дж. Хоуманс полагает, что люди общаются друг с другом опираясь на свой опыт, продумывая влекущие вознаграждения и затраты. Такая теория обмена показывает, почему люди ведут себя по-разному с разными людьми, с кем-то так, а с кем-то по-другому. Дж. Мид предполагал, что мы показываем реакцию не только на поступки, но и на намерения других людей. Такой

процесс непрост, но заметен практически во всех взаимоотношениях с людьми. Мы с детства привыкли усиливать значения событий, предметов и действий. Мы подвержены не только влиянию действий но и намерений[44].

Г.Гарфинкель предполагает, что общение управляется порядком взаимодействия между людьми. Эти правила указывают, когда надо промолчать, а когда наоборот сказать или отпустить шутку, или уклониться от шутки, корректно прервать диалог и т.п. Некоторые стереотипы влияют на человека вне зависимости от того, важны они им или нет [Там же].

В межличностных отношениях, комплексом соподчинённых положений участников группы является социометрическая структура группы. Для исследования социометрической структуры группы необходимо выявить наличие взаимных выборов, постоянных групп межличностных предпочтений и социометрического статуса. Межличностные отношения включают в себя сумму отвержений и предпочтений, антипатий и симпатий всех членов группы[3].

Социометрическим статусом обладает любой член группы. Группа делиться на несколько категорий – статусов: высокостатусные, низкостатусные, среднестатусные. Их можно выявить с помощью разницы отвержений и предпочтений , которые узнают от прочих членов. В отличие от того, как окружающие члены группы относятся к субъекту исследования – позитивно или наоборот, статус может быть более низким или более высоким [там же].

Для более подробного исследования социометрической структуры и место, занимаемое отдельным человеком нужно рассматривать и другие параметры, а не одни статусы, так как, например, член группы, имеющий низкий статус совсем не обязательно будет иметь неблагоприятную позицию[28].

Считается, что человек должен проходить через различные статусы, в течение некоторого времени, так как только с помощью таких изменений индивид может вырабатывать определенные стратегии поведения, которые необходимы для эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Трудность возникает в том, что социометрический статус достаточно трудно изменяется, даже если человек выходит из одной группы и вступает в новую. Зачастую он просто переносит свой старый статус[53].