Управление оборотным капиталом на кризисном предприятии

Тема 7 «Управление оборотным капиталом на кризисном предприятии»

Лекции 13-14

1. Стратегия и тактика управления оборотным капиталом для предотвращения кризиса и в период кризиса

2. Методические подходы к определению потребности в оборотном капитале на проблемном предприятии

3. Способы улучшения использования оборотного капитала в условиях дефицита денежных средств

4. Повышение эффективности использования оборотных средств

1. Стратегия и тактика управления оборотным капиталом для предотвращения кризиса и в период кризиса

Стратегия и тактика предупреждения и предотвращения кризисов, финансового оздоровления предприятия обязательно включает разработку принципов управления оборотным капиталом как наиболее мобильной части имущества, позволяющей быстро реагировать на сигналы внешней среды и изменение внутренней ситуации.

Отсутствие или нехватка оборотных средств может быть как первым проявлением кризиса на ранней стадии, так и его следствием, если развитие кризиса началось не в финансовой сфере. В любом случае кризис оборотных средств либо инициирует кризис на предприятии, либо углубляет его.

В настоящее время на подавляющем числе предприятий ощущается нехватка оборотных средств. По официальным статистическим данным, российские предприятия вообще не имеют собственных оборотных средств – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 1998-2000 гг. по подавляющему числу отраслей является отрицательным, причем такое положение сохранится в течение длительного периода. Это объясняется как объективными условиями хозяйствования, так и недостатками планирования потребности в оборотном капитале, которое осуществляется преимущественно по остаточному принципу. Методы управления оборотным капиталом в полной мере не проработаны ни в научной, ни в методической литературе, что неминуемо сказывается на практике.

Управление оборотным капиталом включает управление оборотными средствами и краткосрочными обязательствами в рамках стратегической линии фирмы по ее финансовому оздоровлению. Выработка политики управления оборотным капиталом предполагает, что руководство фирмы формирует ее основные взгляды:

- на оптимальную величину оборотного капитала по видам оборотных средств в условиях дефицита денежных средств;

- способы финансирования текущих потребностей в условиях низкой кредитоспособности;

- способы обеспечения эффективности использования оборотных средств.

Политика управления оборотным капиталом значительно отличается по отраслям и видам деятельности, может принимать различные формы. Осознание этого факта имеет прикладное значение: как правило, невозможно воспользоваться чужим опытом, заимствовать чьи-то готовые схемы. Разработка политики управления оборотным капиталом – в значительной степени творческий процесс, и каждая фирма должна пройти его самостоятельно, основываясь на теории вопроса, мировой и отечественной практике, учете особенностей своего производства. Необходимо отметить, что независимо от сферы деятельности потребность в оборотном капитале обычно недооценивается в большой мере, чем другие элементы издержек, несмотря на то что их удельный вес в структуре имущества может быть достаточно высок.

В промышленности валовой оборотный капитал составляет, как правило, значительную долю всех потребностей в денежных средствах. Так, данные по обрабатывающей промышленности США показывают, что запасы составляют около 22% всех активов, дебиторская задолженность – 16, расчетный счет и касса – 7%. Итого 45% всех активов, т.е. почти столько же, сколько фиксированные и прочие активы. В развивающихся странах, в том числе и в России, потребность в оборотном капитале может быть еще выше, поскольку в силу несвоевременных платежей может возникать более высокая дебиторская задолженность, требуются большие запасы из-за дефицита того или иного сырья и т.д.

Цепь управления оборотным капиталом – снизить количество денег в обращении при обеспечении максимальной деловой активности. Основной путь здесь – сокращение периода обращения денежных средств. Схематично движение денежных средств можно представить следующим образом:

= - +

Из приведенной схемы следует, что цикл обращения денежных средств можно сократить путем:

- снижения периода обращения запасов – ускорения производства и продажи товаров;

- ускорения обращения дебиторской задолженности;

- увеличения периода отсрочки краткосрочной (кредиторской) задолженности.

Считается, что, если сырье и материалы получены в кредит на нормальных дл производства и реализации срок, собственные источники требуются в минимальном количестве. Однако если фирма ощущает нехватку денежных средств, задерживает выплаты, кредитование такой фирмы ограничивается, нормальные источники финансирования сокращаются. Поэтому в условиях финансовой нестабильности определение необходимой суммы средств для обеспечения текущих операций становится особенно важным.

2. Методические подходы к определению потребности в оборотном капитале на проблемном предприятии

Потребность в оборотных средствах рассчитывается чаще всего по видам оборотных средств в соответствии с их местом и ролью в процессе воспроизводства. Наиболее «управляемой» частью оборотных средств в кризисной и предкризисной ситуации в основном являются все виды запасов, дебиторская задолженность. Затраты не незавершенное производство в значительной степени определяются технологией; расходы будущих периодов и прочие составляющие оборотного капитала при дефиците платежных средств, как правило, по возможности сокращаются.

Оптимальная величина оборотного капитала должна обеспечить, с одной стороны, бесперебойное функционирование предприятие, максимальную для него деловую активность, с другой стороны – исключать возможность существования бездействующих излишков денежных средств. Развитию кризиса может способствовать как неритмичность производства, вызванная нехваткой сырья, так и его излишки, омертвевшие часть денежных средств и выведшие их из оборота.

Для каждой группы оборотных средств используется специфические методы и приемы расчета потребности в них. Рассмотрим основные, наиболее распространенные методы определения потребности в запасах. Среди них обычно выделяются следующие:

- метод АВС;

- определение оптимальной партии заказа;

- поддержание оптимального уровня запасов;

- нормирование;

- приблизительная оценка потребности.

Метод АВС. Данный метод удобен на крупных предприятиях, использовавших в производстве широкую номенклатуру сырья и материалов, имеющих различную стоимость и потребляемых в разных объемах. Суть этого метода состоит в том, чтобы имеющиеся запасы на три категории по степени важности, ориентируясь на какой-либо показатель. Применительно к сырью и материалам такое ранжирование имеет следующий вид:

А – наиболее ценные виды ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля;

В – менее важных для предприятия товарно-материальные запасы;

С – широкий ассортимент стальных малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Вопросом, вызывающим затруднения в практическом применении метода, является: как ранжировать ресурсы, как их разнести по группам А, В и С. Как правило, это делается интуитивно, приблизительно: потребность по каким-то видам запасов просчитывается более тщательно, по каким-то - менее. Однако при ранжировании можно опираться на закон, открытый итальянским ученым В. Перето: 80% затрат приходится на 20% видов материалов. Поэтому именно 20% видов материалов и приходится уделять основное внимание (группа А). Группа В – сырье и материалы средней важности, на которые приходится обычно 15 % затрат, им уделяется внимание время от времени; группа С – 5% затрат, они незначительно влияют на общую сумму расходов, хотя их перечень может быть широким. Данная методика достаточно универсальна и в последнее время приобретает характер идеологии.

Определение оптимальной партии заказа. Важнейшим этапом управления запасами сырья и материалов, вошедших в группу А по методу АВС (и, может быть, частично в группу В), является определение оптимальной партии заказа. В западной теории и практике для этих целей, как правило, применяется модель EOQ (Economic Ordering Quantity), известная еще по имени ее автора модель Уилсона.

Цель определения оптимальной партии заказа состоит в обеспечении запасами, необходимыми для поддержания производственного процесса при минимальных совокупных издержках и хранения и выполнения заказов.

Главная идея метода EOQ – разделение затрат на расходы по хранению запасов (растут вместе с объемами хранения) и расходы по выполнению заказа (уменьшаются в зависимости от объема закупленной партии товара, так как снижается общее число заказов за период).

Модель имеет вид:

где S – годовой объем продаж;

р – цена единицы сырья или материала;

С – затраты по хранению в процентах от средней стоимости запасов;

F – постоянные издержки выполнения заказа.

Средний размер запасов равен половине EOQ, или в стоимостном выражении: 0,5 х EOQ х р. Это и есть та величина денежных средств, которая должна быть запланирована для обеспечения производства данным видом запасов. Однако с учетом инфляции каждая новая закупка будет обходится дороже: стоимость каждой ново партии должна быть умножена на индекс инфляции за период. Недоучет этого обстоятельства встречается повсеместно и приводит к углублению кризиса.

Помимо формулы для расчета, рассмотренная модель позволяет сформулировать очень важных вывод: оптимальный размер заказа и средний размер запасов увеличиваются не пропорционально расту объема продаж, а на величину, равную корню квадратному из темпов роста объема продаж. Отношение запасов к объему продаж будет снижаться по мере роста объема продаж.

Аналогично было бы ошибочным снижать закупки пропорционально снижению объемов продаж. Кризис в сфере сбыта сразу наложился бы на кризис производства из-за нехватки сырья и материалов. Это очень важный практический вывод, так как в бизнесе бытует представление о прямо пропорциональной зависимости между изменением расхода сырья и материалов и величиной их закупки.

Таким образом, модель дает важные практические ориентиры для расчета оптимальной партии заказа. В то же время она имеет определенные ограничения для применения: предполагается, что объем производства угадан точно, продажи равномерны, поставка запасов идет без задержек. Скорее модель помогает лишь наметить тенденцию управления величиной партии заказа.

Кроме того, уязвимым моментом при использовании модели является невозможность достаточно точно оценить затраты на заказ и расходы на хранение. Причем необходимо выделить именно переменные и постоянные части затрат. На практике, особенно при неэффективном хозяйствовании большинства российских предприятий, переменные затраты составят незначительную часть совокупных расходов на хранение или доставку. Их, в свою очередь, очень трудно выделить из общехозяйственных расходов.

В отечественной практике имеет место ситуация, когда размер заказа определяется по каким-либо частным организационным соображениям. Например, удобство транспортировки или возможности складских помещений. Однако все чаще возникает необходимость более обоснованных решений, и рассмотренная модель дает определенные ориентиры для управления величиной партии заказа на основе не одного, а комплекса факторов.

Поддержание оптимального уровня запасов. Суть этого метода управления запасами заключается в том, что размер заказа рассчитывается как разность между максимальным (нормативным) уровнем запасов и фактическим их уровнем в момент проверки. Максимальный запас косвенно связан с наиболее рациональной загрузкой площадей склада при учете возможных сбоев поставки и необходимости бесперебойного снабжения. Как правило, проверка состояния запасов проводится через определенные промежутки времени.

На практике иногда используют разновидности данного метода. Например, пополнение запаса до максимума возможного как на определенные даты, так и по мере их использования до критического минимума т.е. по системе «минимум - максимум». Данная система работает лишь с двумя уровнями запасов – минимальным и максимальным, чему и обязана своим названием. К определенным датам проверки эта система управления запасами вообще не привязана. Наиболее яркий пример работы по данной системе – метод красной линии в бункере. Суть метода заключается в том, что в емкости для хранения материалов наносится линия, отмечающая минимальный запас. Емкость заполняется доверху. Когда красная линия в емкости (бункере) обнажается, надо заказывать новую партию материалов. Данный метод является наиболее простым и применяется обычно для каких-либо материалов, учет расхода которых другим способом вести дорого и нецелесообразно (например, расход гвоздей).

Сравнивая метод определения оптимальной партии заказа и метод поддержания оптимального уровня запасов, следует отметить, что первый метод в основном применятся в следующих случаях:

- для наиболее дорогостоящих и важных видов сырья и материалов;

- при равномерном расходовании сырья и материалов;

- наличии ограничений поставщика на минимальный размер партии;

- существовании ограничений, связанных с грузоподъемностью транспортных средств;

- существовании скидок на большие размеры партии.

Второй метод чаще применяется, если:

- издержки хранения запасов невелики;

- поставка может происходить только в установленные сроки;

- необходимо быстро реагировать на изменение рыночной ситуации.

Нормирование. Данный метод является наиболее распространенным в России и достаточно широко освещен в литературе. Формирование на предприятии необходимой нормативной базы для управления производством, материальными и финансовыми потоками является обязательным. Сегодня без этого нельзя повысить эффективность хозяйственной и финансово-экономической деятельности. Существует несколько методов, которые условно можно отнести к нормированию:

- более точные, основанные на последовательном, скрупулезном подсчете потребности в оборотных средствах по их вкладам – так называемые методы прямого счета;

- ориентировочные, учитывающие опыт прошлых периодов и прогноз на плановый период – так называемые аналитические методы.

На практике в настоящее время используется синтез основных методов. Например, методы нормирования совмещаются с рассмотренным выше методом АВС, т.е. трудоемкие методы прямого счета применяются только в отношении узкого круга материалов, входящих в группу А. Тем не менее рассмотрим прямой метод нормирования, который в литературе нередко рекомендуется для определения всех основных оборотных средств и позволяет определить потребность в оборотных средствах достаточно точно.

Рассмотренные методы раскрывают идеологию методов прямого счета при нормировании. Однако при оценки потребности в оборотных средствах для уже действующих проектов в российской практике достаточно часто используется не метод прямого счета, а так называемая приблизительная оценка, основанная на увеличении или уменьшении потребности в оборотном капитале в соответствии: а) с увеличением ил сокращением объемов производства по сравнению с прошлым периодом, б) изменением условий производства и реализации.

Данный подход к определению потребности в оборотных средствах является достаточно грубым, примитивным по сравнению, например, с изящной моделью EOQ, более тонко учитывающей, какие затраты зависят от объемов производства, а какие – нет. Он не обеспечивает точности метода прямого счета, может повторять ошибки, заложенные в расчетах предыдущих лет, и не учитывает многих факторов. Однако в его основе лежит быстрый и нетрудоемкий инструментарий ориентировочной оценки необходимых денежных средств в качестве оборотного капитала. В целом можно сказать, что применение этого подхода возможно только для проектов, действующих достаточно долгое время и доказавших свою высокую эффективность.

Не отрицая достоинств методов нормирования, следует отметить, что в них часто используются примитивные процедуры, которые простотой расчетов ухудшают качество определения потребности в оборотных средствах. Кроме того, снижению эффективности данных методов способствует, на наш взгляд, сохранение со времен административно-плановой экономики деления оборотных средств на нормируемые и ненормируемые. В настоящее время необходимо оценивать потребность в оборотном капитале по всем его составляющим на каждом конкретном предприятии.

3. Способы улучшения использования оборотного капитала в условиях дефицита денежных средств

Традиционными источниками финансирования оборотных средств являются средства и заемные средства, среди которых выделяются кредитная задолженность и краткосрочные банковские ссуды. В кризисных условиях проблемы поиска источников финансирования резко обостряются: прибыли, как правило, нет или лона снижается, кредиты банков становятся труднодоступными, а кредиты поставщиков прекращаются из-за предыдущих неплатежей. Рассмотрение вопросов, связанных с нахождением и привлечением денежных средств в оборот предприятия, мы начнем с улучшения использования имеющихся в распоряжении предприятия следующих видов текущих активов: денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг, дебиторской задолженности.

Управление денежными средствами. Денежные средства на расчетных счетах и в кассе практически не приносят дохода. Поэтому основная задача финансового менеджере – сократить запасы свободных денег до минимума, необходимого для проведения деловых операций. Основной метод планирования денежных потоков – кассовый план, или баланс денежных доходов и расходов.

При стабильных объемах производства, отсутствии новых проектов, остаток денежных средств может определяться на основе наблюдения за его колебаниями. Изучения отклонений показателей каждого месяца от среднемесячного и от минимального за период позволяет наметить необходимый размер денежных средств для поддержания текущих операций, снизить риск нехватки денежных средств. Например, если отклонения от среднемесячного показателя небольшие, можно считать, что плановый остаток денежных средств равен среднемесячному. В противном случае, т.е. при большом разбросе показателей следует использовать более тонкие модели. Дополнительно следует отметить, что в российской практике в тех случаях, когда это возможно, принято сокращать денежные остатки на счетах на отчетные даты для оптимизации налогообложения.

Для относительно устойчивых фирм иногда бывает полезно рассчитывать размер денежных средств, которые могут быть отвлечены из оборота и помещены на депозит или в ценные бумаги без повышения риска ухудшения финансового состояния. В этом случае в отечественной практике применяется формула

Сумма возможных вложений =

где - выручка от реализации, ожидаемая в плановом периоде;

- фактическая выручка от реализации в прошлом периоде;

- фактический средний остаток денежных средств в прошлом периоде.

В больших фирмах с диверсифицированной деятельностью и множеством счетов в различных банках целесообразно ежедневно контролировать остатки денежных средств на каждом банковском счете. Следует отметить, что наличие нескольких банковских счетов позволяет снизить риск привязки к неплатежеспособному банку, а также издержки перевода денег из города в город. Однако в некоторых случаях это приводит к завышенным остаткам денежных средств на отдельных счетах. Кроме того, при необходимости привлечения банковских кредитов заемщик должен понимать, что кредиты легче взять в банке, через который проводятся основные операции. Поэтому распыление средств по счетам в разных банках может помешать получению крупных кредитов. К тому же крупным фирмам нецелесообразно обслуживаться в мелких банках, поскольку там нельзя получить значительные ссуды из-за существующих ограничений на размер выдаваемого одному заемщику кредита. Таким образом, в каждом конкретном случае должны быть произведены расчеты и выработана адекватная политика управления банковскими счетами.

Использование легкореализуемых ценных бумаг. Предприятия, находящиеся в относительно устойчивом финансовом состоянии, могут иметь на совеем балансе легкореализуемые ценные бумаги, а при возникновении потребности в денежных средствах для текущих операций – продавать их на финансовом рынке. При грамотном подходе подобные операции способствуют финансовому оздоровлению предприятия: легкореализуемые ценные бумаги дают небольшой, но стабильный доход.

Определение необходимой величины продажи ценных бумаг для обеспечения текущих операций денежными средствами наиболее часто происходит на основе использования модели уравновешивания денежных средств и легкореализуемых ценных бумаг BAT (Baumol – Allais – Tobin). В российской литературе она обычно называется моделью Баумоля. Планирование денежных средств принципиально не отличается от планирования запасов, и авторы модели используют тот же подход, что и в модели Уилсона:

где - сумма денежных средств от продажи и легкореализуемых ценных бумаг;

F- постоянные издержки по продаже ценных бумаг;

Т – сумма денежных средств, необходимых для сделок в течении всего периода (поддержания текущих операций);

k – относительная величина альтернативных издержек хранения наличности, приблизительно равная норме прибыли на и легкореализуемые ценные бумаги, от которой отказались, продав ценные бумаги и вложив вырученные деньги в производство.

Эта модель позволяет определить оптимальную сумму, на которую продаются ценные бумаги для пополнения денежных средств в обороте. ИЗ формулы следует, что оптимальный размер перевода денежных средств изменяется прямо пропорционально корню квадратному из потребностей в денежных средствах и обратно пропорционально процентной ставке по ценным бумагам.

Особенностью модели Баумоля является то, что она предполагает относительно стабильные денежные потоки, не учитывая циклических изменений. Это ее серьезный недостаток. Существуют более сложные модели, например Миллера - Орра или Стоуна. Возможно также моделирование по методу Монте – Карло. Рассмотрим, в чем заключаются преимущества и недостатки этих моделей.

Модель М.Миллера и Д.Орра также направлена на определение целевого остатка, но учитывает фактор неопределенности денежных выплат и поступлений.

Основные предпосылки модели:

- существует некая нормальная (оптимальная) величина ежедневного (еженедельного, ежемесячного) денежного потока – целевой остаток Z;

- определен нижний предел колебания остатка денежных средств L;

- определен верхний предел колебания остатка денежных средств H;

- как и в модели Баумоля, оптимальное денежное сальдо зависит от издержек по покупке –продаже ценных бумаг (F), относительной величины альтернативных затрат (неиспользованных возможностей) k. Однако в модели используется и дополнительная информация: дисперсия чистого денежного потока за период - . Период может быть любым – день, неделя, месяц, но процентная ставка должна соответствовать периоду.

Основные параметры модели рассчитываются по формулам:

,

Средняя величина кассового остатка:

Модель Б.К. Стоуна уделяет внимание не расчету целевого остатка, а управлению им. При использовании модели Стоуна делается прогноз на несколько предстоящих дней и, если даже достигнут верхний предел, но ожидаются большие расходы, перевод денег не осуществляется. Наоборот, если денежные средства находятся на нижнем пределе, но никаких затрат не предвидится, перевод ценных бумаг в деньги пока производиться не будет. Тем самым снижается число конвертационных операций по сравнению с моделью Миллера – Орра, где при достижении контрольных лимитов совершаются немедленные действия по переводу денег в ценных бумаги и наоборот.

Разработка кредитной политики фирмы (политики управления дебиторской задолженностью). Одна и та же кредитная политика фирмы в разных ситуациях может способствовать как предотвращению кризиса, так и ухудшению финансового положения. Например, увеличение продаж в кредит, с одной стороны, расширяет объемы продаж и может привести к улучшению финансовых показателей, а с другой стороны, увеличивает риск неплатежей дебиторов. Неплатежеспособность предприятий в основном напрямую связана с их слишком мягкой кредитной политики может привести к снижению продаж и выручки, т.е. ухудшить ее финансовое положение, либо ускорить период погашения дебиторской задолженности, сократить цикл обращения денежных средств.

Кредитная политика фирмы представляет собой комплекс решений ее руководство по следующим вопросам:

1. Объемы продаж, цены на продукцию и сроки кредита.

2. Скидки, предоставляемые за быструю оплату продукции.

3. Политика взыскания дебиторской задолженности.

4. Стандартные фирмы для оценки кредитной надежности клиентов.

1. Объемы продаж в кредит и средние сроки кредита, цены на продаваемую в кредит продукцию зависят:

- от сложившихся в отрасли и регионе условий кредитования покупателей;

- степени агрессивности фирмы в завоевании рынка;

- склонности фирмы к риску;

- налаженности практики применения санкций за просрочку оплаты и т.д.;

- срока годности (на скоропортящийся товар срок кредита короче, поскольку оборачиваемость такого товара быстрее);

- потребительского спроса («раскрученные» товары оборачиваются, как правило, быстрее);

- издержек, уровня стандартности (дешевые, стандартные товары имеют более короткий срок оборачиваемости);

- кредитного риска (чем он выше, тем меньше сроки кредитов);

- объема закупок (чем он больше, тем и срок кредита может быть больше);

- конкуренции (посредством удлинения срока кредита привлекаются новые ………..);

- размера банковских процентных ставок (при условии «дорогих» денег поставщик может увеличить цены на товары, принимая во внимание высокие издержки, связанные с наличием дебиторской задолженности).

Если операции фирмы стабильны, расчет общей потребности в денежных средствах под отвлечение в дебиторскую задолженность возможен по формуле

ДЗ = Пк d,

где Пк – объем продаж в кредит в день;

d – продолжительность периода инкассации.

Таким образом, на величину дебиторской задолженности влияет как длительность возврата долгов, так и объем продаж в кредит за один день.

Для определения возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, в российской практике может быть целесообразно использовать уточненную формулу

где - плановый объем реализации продукции в кредит;

- коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции (планируемый удельный вес себестоимости продукции в ее цене);

- средний период предоставления кредита;

- средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (по результатам анализа).

2. Наиболее гибким инструментом влияния на скорость возврата денежных средств в оборот предприятия является предоставление скидок за быструю оплату продукции. Условия предоставления скидки должны быть такими, чтобы стимулировать быструю оплату (например, в течение 10 дней) или предоплату, так как по окончании этого срока и отмены скидки (например, в течение еще 20 дней) можно считать, что фирма-дебитор получает дорогостоящий коммерческий кредит.

Для расчета выгодности предоставления скидки, как правило, используется формула

Эта формула позволяет рассчитать приблизительные годовые процентные издержки при использовании коммерческого кредита и сравнить их с банковскими процентными ставками. Первая дробь дает возможность рассчитать процентную ставку за период, вторая – количество периодов.

Скидки за быструю оплату являются очень распространенным инструментом ускорения возврата дебиторской задолженности. Отдельные российские фирмы пытаются пользоваться данным инструментом ускорения поступлений денежных средств в оборот предприятия, однако часто делают это интуитивно, без серьезных расчетов и совершают ошибки, приводящие к резкому ухудшению финансового состояния.

Таблица 6.1.

Обоснование размера скидки за быструю оплату товара

Показатель

Скидка за предоплату, %

Без скидки, отсрочка оплаты – 30 дней

10

5

2

Инфляция – 1,5% в месяц

1,015

Коэффициент падения покупательной способности денег

1 : 1,015 = 0,9852

Потери от инфляции с 1000 руб.

1000 – 985,2 = 14,8

Потери от скидки, руб.

1000 0,1 = 100

1000 0,05 = 50

1000 0,02 = 20

Доход от альтернативных вложений – 2% в месяц

9000,020,9852 = =17,73

9500,020,9852 = = 18,72

9800,020,9852 = = 19,31

Оплата банковского кредита – 30% годовых

1000 0,30/12 =25

Потери

100 – 17,73 = 82,27

50 – 18,72 = 31,28

20 – 19,31 = 0,69

14,8 + 25 = 39,8

Таким образом, при сложившихся кредитных условиях и условиях оплаты дебиторской задолженности предоставления скидки в размере 10% разорительно для предприятия. Скидка в размере 5% является чрезмерно сильным стимулом: если привести ее в соизмеримый с годовой процентной ставкой вид, получается, что кредитор предоставляет коммерческий кредит под 94% годовых. При рассматриваемых условиях предоставления скидки в 2% вполне стимулирует быструю оплату.

Растягивание оплаты сверх оговоренных сроков крайне невыгодно для кредиторов: денежные средства не поступают в оборот, могут начаться сбои в производстве из-за нехватки оборотных средств, выгоды от предоставления коммерческого кредита снижаются.

Политика взыскания дебиторской задолженности может быть разной. Так называемая мягкая политика предполагает некоторую отсрочку применения санкций в случае нарушения сроков платежей, предоставление дополнительного льготного периода на определенных условиях. Она может использоваться финансово-устойчивыми, стабильно развивающимися фирмами при проведении агрессивной политики завоевания рынка. Так называемая жесткая политика предполагает строгий контроль за соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника в случае их нарушения. В любом случае для каждого клиента может быть рассчитан предел покупок в кредит – некое подобие кредитной линии для каждого конкретного дебитора.

В то же время следует отметить, что при проведении жесткой кредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут не окупиться.

Исследования подтверждают, что при наличии значительной дебиторской задолженности ужесточение методов ее взыскания и увеличение расходов на этот вид работ быстро окупаются, однако дальнейший рост затрат на «выбивание» дебиторской задолженности не приносит результатов, какая-то ее часть может быть никогда не возвращена.

Одной из главных составляющих политики взыскания дебиторской задолженности и в целом управления ею во всем мире является продажа дебиторской задолженности, или факторинг. Специализирующиеся на факторинге организации выкупают дебиторскую задолженность у предприятия и взыскивают денежные средства с должников своего клиента уже в свой доход. Основная и важнейшая черта факторинга – гарантия платежа клиенту: фирме-кредитору возмещается его дебиторская задолженность в любом случае.

Факторинговая фирма может строить свою деятельность по- разному:

- нести риск, но не выплачивать деньги досрочно. В этом случае деньги переводятся кредитору только в соответствии со сроком, на который была предоставлена отсрочка платежа. Если деньги не поступят в оговоренный срок, факторинговая фирма несет убытки, выплачивая долг;

- выполнять и функции кредитора. В этом случае деньги будут поступать продавцу сразу после заключения договора на факторинговые услуги.

Факторинг целесообразно применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от получения денег в срок. Это, как правило, бывает в случаях, когда:

- факторинг – единственная возможность быстро получить хоть какие-то деньги;

- предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью более высокой, чем стоимость факторинговых услуг или потерь дисконтирования векселей;

- банковские кредитные ставки высоки, т.е. брать деньги в кредит не выгодно.

Факторинг во всем мире имеет относительно ограниченное применение. Прежде всего это объясняется высокой рискованностью факторинговых операций и в связи с этим их высокой стоимостью.

4. Стандарты фирмы для оценки кредитной надежности определяют минимально приемлемую надежность предприятия – клиента при выдаче ему коммерческого кредита. Они могут быть различными в зависимости от того, какую (жесткую или мягкую) кредитную политику выбирает фирма. Однако, как правило, сбор информации о клиенте и окружающей среде идет по следующим направлениям:

- макроэкономические тенденции, условия предоставления коммерческого кредита в отрасли и регионе;- финансовое состояние клиента, его платежеспособность, динамика развития его бизнеса;

- кредитная история клиента, своевременность и полнота выполнения им договоров.

Оценить финансовое состояние клиента в России иногда достаточно сложно, так как у нас нет традиций ознакомления партнеров со своей финансовой отчетностью. Кроме того, в случае финансовых затруднений партнер обычно стремиться скрыть истинное положение вещей. Однако если фирма – покупатель не согласна ознакомить потенциального кредитора со своей финансовой отчетностью, такой фирме предоставлять отсрочку платежа, как правило, нецелесообразно. В то же время даже представленная финансовая отчетность не дает гарантий получения реальной картины финансового состояния партнера из-за принятой в России практики искажений и вуалирования данных отчетности. Поэтому большее доверие обычно вызывает финансовая отчетность фирм, прошедших аудиторскую проверку.

Несмотря на определенные правила оценки платежеспособности ………….

уже, а сами они не менее жесткие, чем критерии определения кредитоспособности банками при выдаче краткосрочных кредитов. Поставщики товара относятся к предоставлению более либерально. Банки, как правило, предъявляют высокие требования к обеспечению кредита, а потому более глубоко проводят диагностику финансово-экономического состояния предприятия. Из-за этого следует, что коммерческий кредит обычно получить легче, чем краткосрочный банковский, что со всей очевидностью подтверждается российской практикой. В то же время фирмы – кредиторы из-за поверхностной оценки бизнеса своего клиента зачастую терпят значительные убытки в результате несвоевременных платежей или невозврата дебиторской задолженности.


4. Повышение эффективности использования оборотных средств

Экономическая эффективность использования оборотных средств проявляется прежде всего в скорости их оборачиваемости. Эффект от ускорения оборачиваемости находит свое в выражение в высвобождении оборотных средств, необходимых для выполнения производственного плана, или в увеличении выпуска продукции при наличии неизменной суммы оборотных средств. Ускорение оборачиваемости оказывает значительное влияние на платежеспособность предприятия. Известно, что самые большие трудности с обеспечением платежеспособности имеют предприятия с длинным производственным циклом.

Однако при оценки эффективности использования оборотных средств могут быть полезны еще и следующие индикаторы:

Коэффициент покрытия периодических выплат:

Если данный коэффициент, например, равен 50 дням, это означает, что фирма обладает массой денежных средств и средств в расчетах, которой хватит на 50 дней нормальной деятельности, даже если не будут поступать новые средства.

Доля запасов сырья и материалов в валюте баланса:

Доля незавершенного производства в валюте баланса:

Доля запасов готовой продукции в валюте баланса:

Доля товарно-материальных запасов в валюте баланса:

Изучение динамики коэффициентов эффективности использования оборотных средств, сравнение полученных значений с соответствующими показателями других предприятий и фирм, мониторинг проблем производственных подразделений с сырьем и коммерческих подразделений со сбытом позволяют сделать вывод об эффективности использования оборотных средств.

Основными путями ускорения оборачиваемости оборотных средств являются:

- увеличение объемов производства и реализации продукции;

- снижение запасов всех видов;

- снижение издержек производства;

- ускорение технологического процесса;

- снижение объемов незавершенного производства;

- улучшение снабжения сырьем и материалами;

- ускорение возврата дебиторской задолженности;

- совершенствование платежно-расчетных операций;

улучшение планирования оборотных средств.

В целом можно сказать, что эффективность использования оборотных средств зависит от выбора политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами. Виды политики управления активами можно классифицировать следующим образом.

Если фирма стимулирует покупателей, расширяя дебиторскую задолженность, имеет значительные запасы, удельный вес текущих активов высок, а их оборачиваемость низка – это можно назвать мягкой, гибкой, адаптивной политикой. Такая политика дает фирме дополнительный ликвидный запас для оплаты незапланированных потребностей.

Если удельный вес текущих активов низок, период оборачиваемости короток – это признаки жесткой, рестриктивной политики. Такая политика бывает при относительной стабильности, предсказуемости ситуации либо при необходимости экономии на всем. Она чревата сбоями, технической неплатежеспособностью при нарушении синхронности денежных потоков, однако может обеспечивать более высокую рентабельность активов за счет экономии средств и более высокой их оборачиваемости (табл. 6.2.).

Таблица 6.2.

Влияние выбора политики управления текущими активами на финансовые результаты деятельности предприятия, тыс. руб.

Мягкая политика

Жесткая политика

Активы - всего

2 000

1 700

В том числе:

фиксированные

1 200

1 200

текущие

800

500

Удельный вес текущих активов, %

40

29,4

Выручка от реализации

1 800

1 800

Оборачиваемость активов, раз

0,9

1,06

Балансовая прибыль

500

500

Рентабельность активов, %

25

29,4

Признак жесткой политики управления пассивами – абсолютное преобладание краткосрочного кредита в пассивах. Здесь действует эффект финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличиваются и производственный рычаг, но не так, как при долгосрочном кредите (он, как правило, более дорогой). Признак мягкой политики – почти все активы финансируются за счет собственного капитала и средств, привлеченных на долгосрочной основе (разд. III и IV баланса).

Практика показывает, что мягкой политике управления активами не может соответствовать жесткая политика управления пассивами и, наоборот, жесткой политике управления активами не может соответствовать мягкий тип политике управления пассивами.

Управление оборотным капиталом на кризисном предприятии