Г. В. Пранцова. Рождественская проза в русской литературе XIX - XX веков


Разработка нового образовательного стандарта ставит очень серьёзные задачи не только перед школой, но и перед методической наукой. И касаются они в том числе и создания нового научно-методического обеспечения учебного процесса. Недавно вышедшее из печати пособие популярного методиста, профессора Галины Васильевны Пранцовой «Рождественская проза в русской литературе: элективный курс для 1011-х классов» — существенный шаг в этом направлении.

Сразу отметим, что пособие для элективного курса по своей структуре и содержанию отличается от тех учебных книг, которые обеспечивают “поддержку” элективных курсов. Мы привыкли к тому, что обычно выпускается пособие для учащихся и “методические рекомендации” к нему. Г. В. Пранцова адресует свою книгу учителю и студенту-филологу, совершенно справедливо полагая, что модернизация/обновление содержания образования начинается не с введения новых курсов, а с подготовки учителей, с формирования у них нового методического мышления, готовности и потребности в освоении новых программ и курсов. Ведь автор предлагает элективный курс, главная особенность которого — “нестандартизованность (не путать с нестандартностью. — Е. Р.) и вариативность.

Нестандартизованность курса определяется его содержанием, теоретико-литературной проблемой (модификации жанра рождественского рассказа), вокруг которой оно группируется” (с. 3). Остановимся на этом подробнее.

Г. В. Пранцова. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПРОЗА

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX–XX ВЕКОВ:

Элективный курс для 10–11-х классов:

Программа. Методические рекомендации

и материалы к занятиям. Хрестоматия.

Пенза: ПГПУ, 2009. 272 с.

Начнём с содержания. Предметом изучения на занятиях становятся, во-первых, хрестоматийные, известные учащимся тексты русской литературы, такие как «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, «Ванька» А. П. Чехова и т. д., но прочитать их предлагается другими глазами. Г. В. Пранцова, в отличие от многих своих коллег, отчётливо понимает: профилизация — это не только расширение круга текстов, но — в первую очередь — формирование умения вычитать из текста больше, чем это сделает обычный читатель. Филологический взгляд на текст сохраняется и при работе с произведениями этого жанра, которые счастливо найдены автором и предложены для изучения. К их числу, безусловно, можно отнести рассказы П. В. Засодимского и И. С. Шмелёва, Л. Н. Андреева и В. В. Набокова, А. Т. Аверченко и Н. Тэффи, В. С. Токаревой, Л. Е. Улицкой и В. Н. Крупина. Ещё большие открытия ждут юного читателя при знакомстве с пародийными модификациями жанра: совершенно с иной стороны они увидят творчество А. П. Чехова и М. М. Зощенко, откроют для себя имя Н. А. Лейкина.

Столь обширный литературный материал продуманно выстроен автором. Мы привыкли, что элективный курс даёт либо вертикальный («Литература русского зарубежья»), либо горизонтальный («Современная отечественная проза») срез развития литературы. Помня, что элективный курс адресован учащимся гуманитарных классов, автор пособия предлагает несколько иной подход к анализу литературного процесса, показывая, что во многом история литературы — это история возникновения, бытования, развития и модификации жанровых форм. Поэтому перед учащимися встаёт не калейдоскоп авторов и произведений, а стройная картина истории жанра рождественского рассказа: “...Обосновывается возможность и необходимость выделения рождественского рассказа среди многообразия изучаемых школьниками произведений малых эпических жанров; рассматривается проявление (и особенности этого проявления) рождественского архетипа в творчестве отдельных русских писателей разных эпох; в-третьих, прослеживаются метаморфозы жанра рождественского рассказа в литературном процессе ХIХ — начала ХХI века” (с. 3). Таким построением курса автор добивается главного — “усвоения учебного материала на разных уровнях сложности” (с. 4).

Однако не только этим достигается вариативность построения курса. Она в заведомо большом объёме материала, который предлагается учителю, в спектре представленных литературоведческих интерпретаций, в разнообразии разноуровневых вопросов и заданий. Таким образом, учителю представляется возможность выбора текстов для изучения, глубины их анализа, видов и форм работы на занятии. Пособие не рег­ламентирует деятельность педагога, а лишь показывает её основное направление, оставляя простор для собственных методических решений и творчества.

Ещё о структуре пособия. Оно начинается с программы и тематического плана, где прописана не только тематика занятий (с указанием количества часов), но и возможные виды учебной деятельности и формы её организации. Далее идут «Методические рекомендации и материалы к занятиям», где есть необходимый материал, на основе которого может быть подготовлена лекция по проблеме или слово о писателе (произведении), предложены примерные вопросы и задания для анализа текста, разноуровневые домашние задания, определена тематика индивидуальных сообщений и творческих/исследовательских заданий. Есть список литературы “в помощь учителю”.

Завершается пособие разделом «Хрестоматия», куда помещены труднодоступные тексты.

В заключение некоторые пожелания — в надежде, что автор не остановится на достигнутом. Думается, что пособие выиграло бы, если бы уделить должное внимание проблеме исчезновения жанра рождественского рассказа в советской литературе и его модификации в жанр “новогоднего рассказа” (например, «Чук и Гек» А. Гайдара). Особая тема — крошечный тираж пособия. При тысячных тиражах “методической макулатуры”! Может быть, издательства наконец станут более внимательными по отношению к действительным достижениям на ниве школьной словесности?!

Елена Роман (бессмертное произведение)ичева