Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
МИН ОБР И НАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
(ФГБОУ ВПО)
Кафедра коррекционной педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По специальной дошкольной педагогике и психологии
Специальность 050717
Тема: «Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Выполнила: студентка 2 курса,
СДПП-22
Чаусова А.И.
Проверила: Косьмина М.А.,
кандидат психологических
наук
Комсомольск-на-Амуре, 2011
Введение
Актуальность. Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывания предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта[18].
В.В. Богословский трактует восприятие как, наглядно- образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. [1].
Особенности восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Восприятие у этих детей имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема [4].
Цель исследования: изучить особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- Выявить особенности восприятия.
- Провести эмпирическое исследование восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Осуществить количественную и качественную обработку полученных результатов.
- Разработать рекомендации.
Предмет исследования: особенности развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: восприятие у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются следующие особенности восприятия, а именно: значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированость образов представлений их нечеткость и неполнота.
Методики исследования: методика «Наложенных изображений», методика «Незаконченных изображений» и методика «посмотри и узнай».
Методы исследования: библиографический метод, биографический метод, эмпирический метод, метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 67 г. Комсомольск-на-Амуре.
Теоретическая значимость исследования. Проведен теоретический анализ исследований изучающих особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Разработаны рекомендации по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста.
Глава I Теоретический анализ исследований восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1.1 Понятие «восприятие» и его развитие в онтогенезе.
Восприятие это осознание чувственного данного предмета или явления. В восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения.
Восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности [18].
Выделяют следующие свойства восприятия: предметность (отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру); целостность (восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений); структурность (источник структурности восприятия лежит в особенностях самих отражаемых объектов); константность (относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Константность в наибольшей степени наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов); осмысленность восприятия (сознательно воспринимать предмет значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово); апперцепция (восприятие зависит не только от раздражения но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от содержания в психической жизни человека, от особенностей его личности, и называется апперцепцией).
В основе классификаций восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Основой другого типа классификаций восприятий являются формы существования материй: восприятие пространства (объединение работы зрительного, тактильно кинестезического и вестибулярного анализаторов); восприятие времени; восприятие движения (в восприятии движения значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры) [18].
Задержка психического развития - понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. На основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Во многих случаях последние при оказании соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи продолжали образование в обычной школе [12].
Таким образом, восприятие - это наглядно- образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Различают такие свойства восприятия как, предметность, целостность, константность, структурность восприятия. Также выделяют восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства.
1.2. Особенности психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задержка психического развития - понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. На основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Во многих случаях последние при оказании соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи продолжали образование в обычной школе [12].
Задержка психического развития (ЗПР) синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности [17].
В рамках психологопедагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой от умственно отсталых.
У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств [13].
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия [4].
У детей с ЗПР все предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.
Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР: несформированность познавательной, поисковой мотивации (дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий); отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач; низкая мыслительная активность; стереотипность мышления, его шаблонность[14].
К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.
У детей с задержкой психического развития отмечаются следующие особенности внимания: низкая концентрация внимания (неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности); быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; низкий уровень устойчивости внимания ( дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью); узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание [14].
Таким образом, задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
1.3 Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для детей с задержкой психического развития характерны прежде всего недостаточность ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка (собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации): при задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы.
Страдает также и целостность восприятия. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой либо его части, сами образы предметов в представлении детей не достаточно точны и само количество образов представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми[5].
Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Например, если нормально развивающемуся ребенку показать на экране три произвольно расположенные точки, он сразу же непроизвольно воспримет их как вершины воображаемого треугольника. При задержке психического развития формирование подобного единого образа требует большего времени. Эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картинки[4].
Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедления процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы не видимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии)[17].
А. Н. Цимбалюк считает, что детям с задержкой психического развития свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Данная особенность обусловливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в: ограниченном объеме анализа; преобладание анализа над синтезом; смешении существенных и не существенных признаков; преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов; редком использовании обобщенных терминов, понятий.
У детей с задержкой психического развития отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятии они не использовали (зрительный, тактильный или слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью[17].
З. М. Дунаева, исследуя процесс пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, пришла к выводу о том, что у данной категории детей грубо нарушена ориентировка в пространстве. Это в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании графических навыков письма и чтения.
С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия[19].
По данным Л. И. Переслени, динамики времени и реакции выбора на тактильные сигналы у детей с задержкой психического развития с 8 до 13 лет свидетельствует о постепенном приближении скорости их восприятия к наблюдаемой у нормально развивающихся сверстников.
Недостатки зрительного зрительного и слухового восприятии у детей, относимых нами к задержке психического развития, отмечаются и зарубежными авторами, такими как, В. Крукшанк; М. Фростиг; С. Куртис и др.
Рассмотренные недостатки восприятия могут преодолеваться путем специальных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориентировочной деятельности, формирования перцептивных операций, активное оречевление процесса восприятия и осмысления образов[17].
Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечаться такие особенности восприятия как, замедленность восприятия и переработки информации; снижение активности восприятия; недостаточная полнота и точность восприятия; недостаточная целенаправленность; низкий уровень аналитического восприятия; нарушена зрительно-моторно координация; материал ребенком с задержкой психического развития воспринимается поверхностно.
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.1 Организация и проведение исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детском саде комбинированного вида № 67 г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании принимало участие 14 детей (возраст шесть-семь лет), из которых семеро детей с задержкой психического развития, а семеро детей с нормальным интеллектуальным развитием (см. Приложение 1).
Целью нашего исследования является изучить особенности восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития
Нами были использованы следующие методики: «Опознание наложенных изображений», «Опознание незаконченных изображений» и «Посмотри и узнай»[8].
Исследование методики «Опознание наложенных изображений» позволило выявить степень дифференциации восприятия. Детям предъявляли бланк с наложенными изображениями и предлагали назвать эти изображения. При ошибках ребенку сначала оказывали помощь, а затем предлагали обвести контур. При неправильном обведении контура, исследователь выполнял задание сам, чтобы помочь ребенку выработать стратегию опознания. При выполнении детьми задания предлагалась инструкция: «Назови предметы, которые здесь изображены».
Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Опознание наложенных изображений» представлено в таблице 1.
Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Опознание наложенных изображений».
Таблица 1
Уровень развития восприятия |
Количество названных изображений |
Высокий уровень восприятия |
От 11 до 15 изображений |
Средний уровень восприятия |
От семи до 10 изображений |
Ниже среднего уровень восприятия |
От пяти до шести изображений |
Низкий уровень восприятия |
Менее пяти изображений |
При выполнении методики «Опознание незаконченных изображений» необходимо было выявить уровень восприятия. Использовался бланк с незаконченными изображениями. Детям предъявляли незаконченные изображения и предлагали их назвать. Предлагалась инструкция: «Назови, что здесь должно быть нарисовано».
Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений» представлено в таблице 2.
Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений».
Таблица 2
Уровень развития восприятия |
Количество названных изображений |
Высокий уровень развития восприятия |
От 10 до 12 изображений |
Средний уровень развития восприятия |
От семи до девяти изображений |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
От пяти до шести изображений |
Низкий уровень развития восприятия |
Менее пяти изображений |
При выполнении методики «Посмотри и узнай» необходимо было выявить уровень развития восприятия. Ребенку предлагался бланк с пунктирным изображением знакомых предметов. К данной методике прилагалась инструкция: «Посмотри внимательно на предметы, которые тут изображены и назови мне их».
Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Посмотри и узнай» представлено в таблице 3.
Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Посмотри и узнай».
Таблица 3
Уровень развития восприятия |
Количество названных изображений |
Высокий уровень развития восприятия |
Названы все шесть изображений |
Средний уровень развития восприятия |
Названы от четырех до пяти изображений |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Названы только три изображения |
Низкий уровень развития восприятия |
Названо до двух изображений |
Критерии уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень: ребенок внимательно слушает исследователя, активно берется за работу. При выполнении работы допускает некоторые ошибки, но не значительные.
Средний уровень: ребенок достаточно внимательно слушает исследователя, практически не отвлекается. Берется за выполнение задания, уже присутствуют некие подсказки. Аналогично допускает ошибки.
Уровень ниже среднего: на данном уровне ребенок уже не настолько внимателен, как на среднем уровне, чаще отвлекается, делает гораздо больше ошибок.
Низкий уровень: Ребенок вообще не заинтересован в задании, очень много отвлекается, не обращает внимание на замечания исследователя, допускает очень много ошибок.
Таким образом, учитывая данные критерии и описание предложенных методик, мы провели исследование восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и у детей с нормальным интеллектуальным развитием.
2.2 Анализ результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рассмотрим результаты, полученные с помощью проведения методики «Опознание наложенных изображений» детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, они предложены в таблице 4.
Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития при выполнении методики «Опознание наложенных изображений».
Таблица 4
Список детей |
Количество изображений, которые нужно назвать |
Количество названных изображений |
Уровень развития восприятия |
Даниил А. |
15 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
Дмитрий С. |
15 |
Пять |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Алина И. |
15 |
Три |
Низкий уровень развития восприятия |
Паша О. |
15 |
Пять |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Денис Б. |
15 |
Четыре |
Низкий уровень развития восприятия |
Максим С. |
15 |
Пять |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Ярослав П. |
15 |
Шесть |
Ниже среднего уровень восприятия |
Проведенная методика «Опознание наложенных изображений» среди детей с задержкой психического развития показала следующее: 14% детей выполнили методику на среднем уровне развития восприятия. Рассмотрим данные Даниила А. (шесть лет три месяца), при заполнении бланка ответов испытуемый практически не отвлекался, был сосредоточен на выполнении данного задания, однако в процессе работы им все ровно были допущены ошибки. 57% детей с задержкой психического развития выполнили задание на уровне ниже среднего. К примеру, Ярослав П. (шесть лет четыре месяца) и Паша О. (шесть лет восемь месяцев). При выполнении задания время от времени отвлекались, имели место замечания исследователя, его просьбы продолжить работу, допускали намного больше ошибок. На низком уровне развития восприятия выполнили данную методику 28% детей, Алина И. (шесть лет восемь месяцев) выполняя методику, не была заинтересована в выполнении задания, при выслушивании исследователя часто отвлекалась, допускала ошибки. Высокий уровень развития восприятия среди детей с задержкой психического развития при выполнении методики «Опознание наложенных изображений» не был выявлен.
Итоги выполнения методики «Опознание наложенных изображений» детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием представлены в таблице 5.
Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием при выполнении методики «Опознание наложенных изображений».
Таблица 5
Список детей |
Количество изображений, которые нужно назвать |
Количество названных изображений |
Уровень развития восприятия |
Мария М. |
15 |
Восемь |
Средний уровень развития восприятия |
Вова А. |
15 |
Шесть |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Олег О. |
15 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
Оксана П. |
15 |
Восемь |
Средний уровень развития восприятия |
Даша А. |
15 |
Четыре |
Низкий уровень развития восприятия |
Ольга А. |
15 |
Пять |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Миша М. |
15 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
Проведенная методика «Опознание наложенных изображений» показала что, среди детей с нормальным интеллектуальным развитием преобладает 42% из 100% сделанной ими работы на среднем уровне. Рассмотрим данные Миша М. (шесть лет восемь месяцев), а так же Олег О. (шесть лет 10 месяцев), они выполнили задание на среднем уровне развития восприятия. При заполнении бланка ответов испытуемые проявляли большую заинтересованность и внимание к заданию, мало допускали ошибок. Так же, среди детей дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием 57% выполнили задание на уровне ниже среднего. Дети внимательно выполняли задания, но ими были допущены некоторые ошибки. К примеру, Ольга А. (шесть лет восемь месяцев), выполняя методику, отвлекалась, делала гораздо больше ошибок, чем дети со средним уровнем развития восприятия. 14% детей с нормой выполнили задание на низком уровне развития восприятия. Выполняя задание, было замечено следующее: повышенная отвлекаемость, невнимание, много допущенных ошибок. Выполнение задания на высоком уровне выявлено не было.
Соотношение показателей при выполнении методики «Опознание наложенных изображений» детьми старшего дошкольного возраста в процентах представлены на рисунке 1.
Рис.1. Соотношение показателей при выполнении методики «Опознание наложенных изображений» детьми старшего дошкольного возраста.
Результаты, полученные в ходе проведения методики «Опознание незаконченных изображений» среди детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития рассмотрим в таблице 6.
Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений».
Таблица 6
Список детей |
Количество изображений, которые нужно назвать |
Количество названных изображений |
Уровень развития восприятия |
Даниил А. |
12 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
Дмитрий С. |
12 |
Пять |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Алина И. |
12 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
Паша О. |
12 |
Шесть |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Денис Б. |
12 |
Пять |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Максим С. |
12 |
Пять |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Ярослав П. |
12 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
43% старших дошкольников с задержкой психического развития выполнили методику на среднем уровне развития восприятия. К примеру, испытуемый Даниил А. (шесть лет три месяца), выполняя задание, не отвлекался, внимательно слушал исследователя, замечаний не было, очень мало допускал ошибок. На уровне ниже среднего выполнили задание 57% детей. Рассмотрим данные Дмитрия С. (шесть лет девять месяцев). При выполнении методики были замечены отвлечения от работы, незаинтересованность, были допущены ошибки. Высокий и низкий уровни при выполнении методики детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития выявлены не были.
Итоги выполнения методики «Опознание незаконченных изображений» детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием представлены в таблице 7.
Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений».
Таблица 7
Список детей
Количество изображений, которые нужно назвать |
Количество названных изображений |
Уровень развития восприятия |
|
Мария М. |
12 |
Восемь |
Средний уровень развития восприятия |
Вова А. |
12 |
Восемь |
Средний уровень развития восприятия |
Олег О. |
12 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
Оксана П. |
12 |
Девять |
Средний уровень развития восприятия |
Даша А. |
12 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
Ольга А. |
12 |
Шесть |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Миша М. |
12 |
Семь |
Средний уровень развития восприятия |
Так, среди детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием, 85% детей выполнили методику «Опознание незаконченных изображений», на среднем уровне развития восприятия. К примеру, Миша М. (шесть лет восемь месяцев), выполняя задание, не отвлекался, был сосредоточен на задании, активно приступал к работе, допускал мало ошибок. Испытуемый Даша А. (шесть лет пять месяцев), внимательно слушала задание экспериментатора и преступила к данной работе, не отвлекалась, мало допущенных ошибок. 15% старших дошкольников выполнили задание на уровне ниже среднего. Рассмотрим, данные Ольги А. (шесть лет восемь месяцев), выполняя задание, часто отвлекалась, не могла сосредоточиться, допускала много ошибок. Высокий и низкий уровни при выполнении методики детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием не были выявлены.
Соотношение показателей при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений» детьми старшего дошкольного возраста отображены на рисунке 2.
Рис.2. Соотношение показателей при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений» детьми старшего дошкольного возраста.
Итоги выполнения методики «Посмотри и узнай» детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлены в таблице 8.
Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития при выполнении методики «Посмотри и узнай».
Таблица 8
Список детей |
Количество изображений, которые нужно назвать |
Количество названных изображений |
Уровень развития восприятия |
Даниил А. |
Шесть |
Четыре |
Средний уровень развития восприятия |
Дмитрий С. |
Шесть |
Два |
Низкий уровень развития восприятия |
Алина И. |
Шесть |
Четыре |
Средний уровень развития восприятия |
Паша О. |
Шесть |
Пять |
Средний уровень развития восприятия |
Денис Б. |
Шесть |
Три |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Максим С. |
Шесть |
Три |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Ярослав П. |
Шесть |
Два |
Низкий уровень развития восприятия |
Так, исходя из данных в таблице 8, 42% детей с задержкой психического развития выполнили методику «Посмотри и узнай» на среднем уровне развития восприятия. К примеру, Даниил А. (шесть лет три месяца), выполняя задание, был сосредоточен, не отвлекался внимательно слушал исследователя и активно приступал к заданию, однако им было допущено две ошибки, Алина И. (шесть лет восемь месяцев) также выполнила данный вид работы на среднем уровне развития восприятия, при выполнении методики были замечены некие отвлечения, но, не смотря на это с заданием справилась успешно, Паша О. (шесть лет восемь месяцев), выполняя данную методику, проявлял интерес к заданию, с большим вниманием выслушал задание, активно включился в работу, допустил одну ошибку тем самым выполнил задание на среднем уровне развития восприятия. 28% детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития выполнили методику на уровне ниже среднего. Рассмотрим данные Дениса Б. (шесть лет пять месяцев), выполняя данную методику не отвлекался, но отсутствовал интерес к работе, таким образом им было допущено три ошибки. Максим С. (шесть лет шесть месяцев) также выполнил данную методику на уровне ниже среднего, не внимательно слушал исследователя, отвлекался, длительное время не мог приступить к работе. 28% детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития выполнили задание на низком уровне развития восприятия. Рассмотрим данные Дмитрия С. (шесть лет 9 месяцев), не серьезно отнесся к данной работе, не выслушал задание до конца начал отвлекаться, допустил много ошибок, тем самым эта методика была выполнена на данном уровне. Ярослав П. (шесть лет четыре месяца), не мог долго включится в работу, на замечание исследователя, не обращал ни какого внимания, когда все же он включился в работу присутствовала яркая отвлеченность, невнимательность, он давал поспешные ответы, не подумав, тем самым допустил много ошибок. Среди детей с задержкой психического развития, чьи показатели были бы равны высокому уровню развития произвольного внимания, не оказалось.
Итоги, полученные в результате проведения методики «Посмотри и узнай» детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием представлены в таблице 9.
Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием при выполнении методики «Посмотри и узнай».
Таблица 9
Список детей |
Количество изображений, которые нужно назвать |
Количество названных изображений |
Уровень развития восприятия |
Мария М. |
Шесть |
Шесть |
Высокий уровень развития восприятия |
Вова А. |
Шесть |
Три |
Ниже среднего уровень развития восприятия |
Олег О. |
Шесть |
Шесть |
Высокий уровень развития восприятия |
Оксана П. |
Шесть |
Четыре |
Средний уровень развития восприятия |
Даша А. |
Шесть |
Три |
Низкий уровень развития восприятия |
Ольга А. |
Шесть |
Пять |
Средний уровень развития восприятия |
Миша М. |
Шесть |
Четыре |
Средний уровень развития восприятия |
28% процентов детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием выполнили данную методику на высоком уровне развития восприятия. Так, к примеру, Олег О. (шесть лет 10 мес.) выполнил задание на высоком уровне развития произвольного внимания. При выполнении задания, испытуемый проявил глубокий интерес к работе, не допускал ошибок. Также среди детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием выполнили методику на среднем уровне, что составляет 42%. Дети, достаточно внимательно выполняли задание, но имела место отвлекаемость в процессе выполняемой работы, ошибки также были допущены. 14% детей с нормой выполнили задание на уровне ниже среднего. Например, Вове А. (шесть лет 11 мес.) понадобилось на много больше времени, чем детям с нормой, которые выполнили работу на среднем уровне. Среди детей с нормальным интеллектуальным развитием 14% выполнили работу на низком уровне, что свидетельствует о невнимательности детей при выполнении задания. Рассмотрим, данные Даши А. (шесть лет пять мес.), при выполнении данной методики, испытуемый делал ошибки, часто отвлекался, тем самым исследователю требовалось больше напоминаний о том, что надо продолжить работу.
Соотношение показателей в процентах при выполнении методики «Посмотри и узнай» детьми старшего дошкольного возраста отображены на рисунке 3.
Рис.3. Соотношение показателей при выполнении методики «Посмотри и узнай» детьми старшего дошкольного возраста.
Таким образом, обработав результаты, полученные в ходе проведения методик «Опознание наложенных изображений», «Опознание незаконченных изображений» и «Посмотри и узнай» среди детей старшего дошкольного возраста как с задержкой психического развития, как и с нормальным интеллектуальным развитием можно говорить о том, что итоговые показатели каждой группы детей значительно отличаются. Так у детей с задержкой психического развития была выявлена замедленность восприятия и переработки информации; снижение активности восприятия; недостаточная полнота и точность восприятия; материал ребенком с задержкой психического развития воспринимается поверхностно. В то время как у детей с нормальным интеллектуальным развитием в ходе проведения методик был выявлен высокий уровень развития восприятия.
2.3 Рекомендации по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотренные недостатки восприятия у детей старшего дошкольного возраста могут преодолеваться путем специальных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориентировочной деятельности, формирование перцептивных операций, активное оречевление процесса восприятия и осмысление образов.
С возрастом восприятие детей совершенствуется, и это проявляется как в качественных его характеристиках, прежде всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относятся скорость восприятия, динамика которой в пределах от семи до 13 лет прослежена Л.И Переслени и П.Б Шошиным (1984). Однако эти исследования не дают достаточных оснований для того, чтобы считать возможным полное достижение к концу школьного обучения показателей, которые соответствовали нормальному развитию.
Вместе с тем, несомненно, в процессе обучения и развития у детей формируется и совершенствуется перцептивные операции, целенаправленное восприятия (наблюдение), развиваются образы представления.
Игры, включенные в этот раздел, помогают ребенку получить целостное представление о предмете, знакомят с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре. Надо стараться не отвлекать детей посторонними вопросами или громкими разговорами.
Данные рекомендации помогут родителям и педагогам в процессе обучения и развития детей с задержкой психического развития.
Упражнения.
Игра «Какой мяч больше».
Цель: формирование понятий «большой», «маленький».
Форма проведения: Индивидуальная.
Материал: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры: Взрослый стоит на расстоянии 3-5 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленькие мячи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» - это или «маленький» мяч.
Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже самый маленький мяч.
Игра «Какой это формы».
Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусинок одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен два см., сторона квадратной бусины два см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.
Ход игры: Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать их бусинок украшения.
Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик.
В конце занятия ребенок показывает кукле какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.
Игра «Круг, квадрат».
Цель: научить ребенка различать предметы по форме.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход игры: Взрослый показывает пять кругов и пять квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки:
«вот такая это квадрат, и такая это круг».
Показав квадраты говорит, что будет класть их в одну сторону ,а другие фигурки в другую сторону.
Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые.
Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры.
Игра «Поручения».
Цель: обучение ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества; развитие слухового восприятия, совершенствования понимания речи.
Форма проведения: индивидуальная.
Материалы: большая и маленькие собачки, машинка, красный и синие мячи, большая и маленькие чашки, матрешка.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания: большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки); Поставь матрешку рядом с кранным мячиком; маленькой собачке подари синий мячик; попляши вместе с куклой; возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; большую собаку посади рядом с маленькой.
В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т.д. Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов «посадить, поставить, положить».
Игра «Елочки и грибочки».
Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: коробка с мозаикой, в которой лежит десять элементов зеленого цвета, десять кранного и по пять штук белого, желтого и синего цвета.
Ход игры: Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает у себя на панели елочку. Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, взрослый читает:
Елочки нарядные стали все в рядок,
И за каждой елочкой красненький грибок!
Затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибков и работает с мозаикой самостоятельно.
Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает: «Проверь, у тебя все правильно? Посмотри внимательно! » Некоторые дети могут разместить правильно две три пары элементов и начинают ошибаться.
Если ребенку трудно выполнять задание самостоятельно, взрослый диктует ему последовательность элементов.
Заключение.
Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детском саде комбинированного вида № 67 г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании принимало участие 14 детей (возраст шесть-семь лет), из которых семеро детей с задержкой психического развития, а семеро детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Целью нашего исследования является изучить особенности восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития
Нами были использованы следующие методики: «Опознание наложенных изображений», «Опознание незаконченных изображений» и «Посмотри и узнай».
Гипотезой нашего исследования служило то, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются следующие особенности восприятия, а именно: значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированость образов представлений их нечеткость и неполнота.
После проведения исследования результатов было выявлено, что у детей с задержкой психического развития уровень продуктивности и устойчивости восприятия, в основном достиг ниже среднего уровня развития. Также было выявлено, что у данных детей уровень восприятия обусловлен нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Восприятие у этих детей имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.
Таки образом, данная гипотеза нашего эмпирического исследования была подтверждена.
Библиографический список
- Богословский В.В. Общая психология : Учебное пособие. -е издание. М.: Просвещение, 1981. с.
- 18. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М., Владос, 2003 (переиздана в 2008).
- Винник М.О. Задержка психического развития: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. с.
- Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. с.
- Дефектологический словарь. М.: Педагогика, 1970. с.
- Дефектология: словарь справочник / Б.П.Пузанова. М.: ТЦ Сфера,2005. с. (учебное пособие)
- Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: материал для самостоятельной работы студентов. М.: В.Секачев, 2001. с.
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. Материалы для психолого педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классов школ. М.: Новая школа, 1998. с.
- Забрамная С.Д. Ваш ребенок учиться во вспомогательной школе: рабочая книга родителей. М.: Педагогика, 1990. с.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей и учителей. М.: Новая школа, 2000. с.
- Исаева Т.Н., Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Дети с ограниченными возможностями: Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью . - М., Сфера, 2007.
- Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учебное пособие. М.: Академия,2003. с.
- Лубовский В.И. Специальная психология : Учебное пособие. -е издание. М.: Академия, 2007. с.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -е издание. М.: Академия, 2007. с.
- Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс,2006. с.
- Новотворцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь: Учебное пособие. -е издание. СПб.: КАРО,2006. с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. с.
- Основы специальной психологии : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
- Паваляева М.А. Коррекционная педагогика. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. - № 3.
- Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие. Ярославль : Академия развития, 1999. с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. с.
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющего развития : Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. с.
Приложение
Приложение 1
Список детей |
Возраст |
Заключение ПМПК |
Даниил А. |
лет 3 мес. |
ЗПР |
Дмитрий С. |
лет 9 мес. |
ЗПР |
Алина И. |
лет 8 мес. |
ЗПР |
Паша О. |
лет 8 мес. |
ЗПР |
Денис Б. |
лет 5 мес. |
ЗПР |
Максим С. |
лет 6 мес. |
ЗПР |
Ярослав П. |
лет 4 мес. |
ЗПР |
Мария М. |
лет 2 мес. |
Норма |
Вова А. |
лет 11 мес. |
Норма |
Олег О. |
лет 10 мес. |
Норма |
Оксана П. |
лет 10 мес. |
Норма |
Даша А. |
лет 5 мес. |
Норма |
Ольга А. |
лет 8 мес. |
Норма |
Миша М. |
лет 8 мес. |
Норма |
Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития