Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения. Формирование программы исследований. Основные группы методов маркетинговых исследований. Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений

Занятие 2. Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения. Формирование программы исследований. Основные группы методов маркетинговых исследований. Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений

Маркетинговые исследования – это изучение рынка (от англ. market – рынок).

Филип Котлер определяет маркетинговые исследования как систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах (Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 2005).

Примем для последующей работы следующее понятие.

маркетинговые исследования –

это систематический и объективный поиск, сбор, анализ и распространение информации, которые осуществляются для совершенствования принятия решений, относящихся к сфере маркетинга.

Эта деятельность проводится предприятием с целью организовать свою деятельность, чтобы своевременно предвидеть развитие ситуации, а также своевременно адекватно реагировать на изменения происходящие на рынке.

Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения

Известны несколько причин проведения маркетинговых исследований:

  1. Чтобы уменьшить количество споров, так как результаты исследований – арбитр при разнообразии мнений.
  2. Дабы оправдать принимаемое решение и тем самым не подставить себя под удар, так как принять ответственное решение или настаивать на каких-то действиях легче, если имеешь результаты исследований в качестве "тыловой" поддержки.
  3. Чтобы уменьшить страх за принимаемое решение. Когда в твоем распоряжении имеется пухлый том отчета о результатах исследований, принимать решение легче.
  4. Реализовать свою пагубную привычку опираться только на маркетинговые исследования.

Принимая решение о проведении исследований, необходимо четко обозначить их цель, определить, сколько средств и какая точность требуется для принятия решения (точность результатов и объемы затрат на их получение взаимосвязаны). Практика показывает, что необходимую точность результатов исследований и, соответственно, прогнозов при незначительных затратах способны дать специалисты маркетинговой службы (отдела реализации) издательства, которые могут использовать указанные выше простейшие методы исследования рынка.

При этом необходимо избежать опасности в переоценке значения результатов маркетинговых исследований при принятии управленческих решений. Эти опасения иногда формулируются как мифология маркетинговых исследований.

Миф № 1:

Исследования рынка — это эффективный способ выявления успешных продуктов и услуг, включая те из них, которые будут доминировать на рынке завтра. При этом, забывая, что исследования всегда фиксируют только то, что наблюдается в течение всего периода исследований и не больше.

Миф № 2:

Исследования рынка представляют собой эффективный и экономный инструмент менеджмента. Несомненно, результаты исследований добавляют новых знаний об объекте, но поскольку они отражают всегда прошедшее время (продолжительность работ составляет иногда несколько месяцев), то при принятии решений эта информацию уже устаревает.

Миф № 3:

Исследования рынка — это статистически и методологически строгие инструменты.

Основным инструментом обработки результатов являются методы математической статистики, которые имеют ограничения как надежности полученных оценок применительно к конкретному объекту, так и распространение полученных выводов на весь сегмент рынка.

Миф № 4:

Исследования рынка — это нейтральный научный процесс, дающий нейтральные научные результаты.

Миф № 5:

Исследования рынка приближает людей к клиенту. Фактически исследователь выполняет роль переводчика в процессе переговоров. И в зависимости от его квалификации, результаты могут вскрывать суть происходящих процессов или объяснять наблюдаемые события. При этом в итоговом документе будет отражена позиция исследователя, а не потребителей, т.е. еще один информационный барьер, способный исказить истинное положение вещей.

Миф № 6:

Исследования рынка прокладывают дорогу к революционным продуктам и услугам. Основным инструментом исследований является опрос потенциальных пользователей.

Исходя из этого, в результате этой работы будет сформирован образ сформированного у потребителей стереотипа, а не его пожелания.

Маркетинговые исследования преследуют цели:

  • описание рынка;
  • наблюдение за тем, как изменяется рынок (мониторинг рынка);
  • предоставление информации относительно того, какие действия следует предпринять издательству (оценка альтернатив возможных действий).

Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений

Современная маркетинговая теория гласит: придумайте свой продукт и объясните людям, что он им необходим. Несмотря на отмеченные ограничения количественные и качественные маркетинговые исследования потенциальных потребителей ведут к пониманию их нужд и потребностей и дают четкий ответ на важнейшие вопросы:

  • какой товар будет пользоваться активным спросом;
  • кто, где и в каком объеме будет его покупать;
  • какая цена не отпугнет массового потребителя;
  • какие сложности могут возникнуть при сбыте;
  • какую прибыль будет иметь предприятие и какие потери может нести в случае неудачи.

Анализ деятельности предприятий на рынке показывает, что основными причинами провала новых продуктов (по данным Hopkins & Bailey) являются:

недостаточный анализ рынка — 45%;

дефекты продукта — 29%;

недостаток эффективных маркетинговых мероприятий — 25%;

чрезмерно высокие издержки — 19%;

действия конкурентов — 17%;

недостаток поддержки при выведении товара на рынок — 14%;

производственные проблемы — 12%;

другие причины — 24%,

т.е. почти три четверти неуспеха определялось недостаточной информированность руководителей о рынке и сформировавшейся конкурентной среде. Эти данные лишний раз подчеркивают, что информация, даже если она не полная, но своевременная, позволяет принимать успешные решения.

Формирование программы исследования

Высокая эффективность работы по изучению конъюнктуры, проблем и долгосрочных тенденций развития рынка, а также конкурентоспособности товара возможна только при соблюдении принципов целенаправленности, комплексности, систематичности.

Целенаправленность означает, что исследования конъюнктуры рынка и тенденций развития рынка тесно увязаны с плановыми задачами, стоящими перед предприятием.

Комплексность подхода означает:

  1. необходимость анализа всех основных элементов конкретного рынка;
  2. обязательное его изучение во взаимосвязи с общественно- экономическими явлениями и рынками продукции;
  3. охват всей основной группы факторов внутреннего (по отношению к данному рынку) характера, оказывающих на него воздействие.

Систематичность наблюдений и анализа предполагает соотношение определенных требований к исследовательской деятельности.

На подготовительном этапе разрабатывается программа исследований, являющаяся основным исходным документом для работы, которая фиксирует:

  • наличие согласованной с заказчиком генеральной цели и оперативных целей;
  • позиционирование поставленной проблемы в системе утвержденных целей и формулирование цели исследования;
  • обоснование формы, полученных данных и направлений их использования;
  • выбор и описание методов для достижения целей исследований
  • разработка календарного или сетевого графика для всего процесса;
  • определение бюджета исследование с разбивкой по времени и статьям расходов;
  • форма представления итогового документа.

Не менее важным в исследовании, чем выбор метода анализа и прогнозирования, является постановка задач исследований и выделение объектов изучения. Достаточно точно можно описать, как ведет себя потенциальный покупатель, но иногда очень сложно понять и объяснить, почему именно так он себя ведет. Поэтому издатели должны проводить углубленные исследования о мотивах совершения покупки.

Заказчик всегда должен спрашивать себя, нужны ли в данный момент для прогнозирования спроса масштабные исследования, что соответствует мифу 2 . Иногда через непродолжительный отрезок времени заказчик обнаруживает, что его затраты на исследования растут, а результаты деятельности не улучшаются. Нужно остановиться и решить, для чего, когда и в каком объеме следует проводить дальнейшие исследования.

Непосредственно процесс проведения исследований включает в себя:

  • подбор группы исследователей:
  • сбор данных в соответствии с методикой;
  • преобразование, переработка их в полезную информацию:
  • оценка качества информации;
  • передача этой информации лицу, принимающему решение.

Случается, что предприятия в целях экономии отказываются от маркетинговых исследований (неважно собственными силами или привлечением внешних исследователей) и полагаются на собственное мнение. Результаты нередко бывают катастрофичными. По расчетам специалистов, убытки от подобно «экономии» нередко превышают затраты на исследования в 10-100 раз.

Мировой опыт свидетельствует, что ведущие зарубежные фирмы на изучение рынков выделяют до 15 % прибыли, хорошо понимая, какой экономический эффект это дает.

Основные группы методов маркетинговых исследований

При выполнении исследований традиционно используются несколько стандартных методов сбора информации. Выделяют две группы методов: первичные исследования, которые проводятся непосредственно на рынке и позволяют получать информацию в конкретных условиях и у конкретных покупателей, и вторичные исследования, которые опираются на доступную информацию проведенных ранее исследований или аналогов.

Регулярность проведения таких исследований позволит постепенно сформировать необходимую информационную базу данных и в последующем активно использовать количественные методы анализа, приведенные в табл. 2.2.

Методы исследования рынка и сферы их применения

Таблица 2.2

Метод

Определение

Формы

Экономический пример

Преимущества и

Проблемы

Первичные

исследования - сбор данных

при их возникновении:

Наблюдения

Планируемый охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств на объекте наблюдения

Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без него

Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами

Объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются наблюдению. Высокие расходы.

Интервью

Опрос участников рынка и экспертов

Письменное устное, телефонное, свободное,

стандартизированное

Сбор данных о привычках потребителей, исследование имиджа марок и фирм, исследование мотивации

Исследование невоспринимаемых обстоятельств

(мотивы, например). Надежность интервью, влияние интервьюера, репрезентативность выборки

Панель

Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени

Торговая, потребительская

Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов

Выявление развития во времени. Смертность панели, эффект панели

Эксперимент

Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов

Полевые, лабораторные

Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы

Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий, расход времени и денег

Вторичные исследования - обработка уже имеющихся данных

Анализ доли рынка с помощью данных учета внешней статистики

Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных

Существуют два основных типа техники исследований:

качественный и количественный.

Качественный метод – разведочный, пробный. Цель качественного исследования – это зондаж того или иного явления, попытка понять его сущность, а не получить какие-либо статистические закономерности. Особенности таких исследований – небольшие затраты на проведение и короткие сроки. К этой группе исследований относятся наблюдения, а также индивидуальные интервью.

Наблюдения – это метод, когда исследователь не принимает активного участия в процессе, одновременно фиксируя все существенные изменения в поведении объекта. Можно выделить несколько методов наблюдения. Это прежде всего

  • Полевые наблюдения, т.е. исследование социального объекта в нормальных, естественных условиях, в повседневной обстановке;
  • Фокус-группы, т.е. малая группа экспертов как совокупности элементов объекта исследования для уточнения позиций потребителя;

Индивидуальные интервью преследуют так же цель прояснить не только отношение данного человека к рассматриваемой проблеме, но и ход его мыслей при решении проблемы: покупать или не покупать.

В отличие от качественных количественные методы базируются на исследовании совокупности однородных объектов или групп, для того чтобы выявить наиболее существенные признаки и по возможности использовать мощный аппарат статистического анализа. К этой группе исследований относятся методы коллективного или группового опроса, метод панели, а также спланированный эксперимент.

Метод коллективного или группового опроса основан на частотности ответов каждого респондента на заданные стандартные вопросы. Для этого специально разрабатываются контрольные вопросники, которые позволяют исследователям обобщать мнения различных людей или организаций. Можно выделить несколько видов опросов по технике их проведения: личный опрос (о котором уже шла речь), опрос по телефону, почтовый опрос и анкетный опрос. Эти методы будут подробно рассмотрены в последующих разделах.

Метод панели построен на том, что строго фиксированные объекты исследования, например молодая семья, с определенной периодичностью предоставляет в распоряжение исследователей ответы в количественной форме на поставленные вопросы. Таким образом, у исследователей формируются данные об изменениях, которые происходят в объекте с течением времени. В отличие от опроса, который проводится одномоментно с разными объектами, например опросы общественного мнения, панельные исследования проводятся регулярно на одних и тех же объектах.

Эксперимент проводится на специальным образом подготовленном объекте с целью выявления закономерностей для прогнозирования поведения объекта исследований. Различают эксперимент натурный и статистический.

Натурный эксперимент – это действия издательства на рынке с целью выявления наиболее благоприятных условий для бизнеса. Например, для определения верхнего предела наиболее благоприятной для покупателя цены, точно зная покупательных способность населения, число конкурентов, среднюю цену на товар и т.д. представители начинают определенным образом (ступенчато) периодически (ежедневно, еженедельно) изменять его оптовую или розничную цену и фиксируя при этом объемы продаж. В результате такого эксперимента может быть выявлена наиболее благоприятная цена для покупателя. Она может быть как выше, так и ниже, установленной ранее. Особенностью натурного эксперимента является необходимость изменения в каждый период времени одного параметра. В противном случае получить ответ на поставленный вопрос будет сложно.

Если предприятие обладает существенными базами фактических данных о состоянии исследуемого рынка, то может быть проведен статистический эксперимент для прогнозирования ситуации на рынке при существенных изменениях отдельных параметров по отдельности или в их сочетании.

Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений

Оценка альтернатив возможных действий. Полученная в ходе исследования информация о состоянии рынка, репутации книг издательства, поведении конкурентов на рынке позволяет предложить ряд действий, которые составят новую стратегию издательства на этом рынке. Вариантов последующих решений много, но в основном они могут быть сведены к нескольким стандартным:

  • вырабатывать или нет бизнес-план для введения издания на данный рынок;
  • провести или нет тест- маркетинговое действие (эксперимент);
  • издавать (подготовить) новую книгу;
  • организация рекламной кампании по формированию имиджа издательства и, соответственно, продвижению книги;
  • принять меры для перехода на другой рынок.

Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения. Формирование программы исследований. Основные группы методов маркетинговых исследований. Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений