ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

1.1 Сущность и основные характеристики осознанной саморегуляции

Семантический анализ термина «саморегуляция» позволяет выделить в нем две части – «регуляция» (от латинского regulare - приводить в порядок, налаживать) и «само», указывающая, что источник регуляции находится в самой системе. Регуляция и отражение - основные функции психики, сформировавшейся в процессе приспособления организмов к внешней среде. Содержание психического отражения воспроизводит свойства внешней по отношению к нему реальности, имея одновременно возможность оказывать на нее обратное воздействие посредством регуляции активности тела, являющегося носителем психического. Саморегуляция предполагает подчиненность активности живого существа внутренним факторам, придающим ей избирательный, целостно-организующий, упорядочивающий характер [3, с.433].

В данном параграфе будут описаны следующие точки зрения на проблему саморегуляции: подход к саморегуляции с позиции физиологии, теория саморегуляции О.А.Конопкина, теория В.И.Моросановой.

В физиологии саморегуляция рассматривается как универсальное свойство организма, определяющее его приспособительные и защитные отношения ко всякого рода внешним агентам, основа жизни целостного организма, но уже И.М.Сеченов считал, что у человека саморегуляция опосредствуется механизмами сознательного отражения [23, с.312].

На нынешнем этапе развития психологической науки понятие саморегуляция (психическая саморегуляция, личностная саморегуляция) широко используется в различных разделах общей психологии -
психологии мотивации, личности, возрастной, нейро-, патопсихологии и в прикладных отраслях - психологии труда, спортивной психологии.

Саморегуляция это процесс организации личностью своего поведения, который предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта - начиная от его мотивирующих компонентов и кончая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения [19, с.126].

Под осознанной саморегуляцией понимается целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путем специально организованной психической активности [2, с.38].

Под осознанной саморегуляцией понимается психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний [18, с.50].

Саморегуляция - это способность человека сознательно и целенаправленно управлять исходно-непроизвольными функциями организма и психики. Эта способность приобретается в процессе выполнения специальных упражнений [1, с.23].

Таким образом, применительно к человеку, носителю высших форм психики, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует доступными и приемлемыми для него средствами, которые он также в ряде случаев определяет сам, можно говорить об осознанной саморегуляции.

Общим в определениях понятия «осознанная саморегуляция» является акцент на психическом характере средств, используемых в процессе регуляции. Это могут быть слова и соответствующие образы, субъективные образы или результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, самоподкрепление.

Осознанную саморегуляцию можно рассматривать как процесс инициации и управления произвольной активностью. Система осознанной саморегуляции служит для субъекта средством реализации этого процесса, организации психических ресурсов для выдвижения и достижения целей. Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.

1.2 Теории осознанной саморегуляции

Проблема осознанной саморегуляции раскрыта в различных теоретических подходах.

Теория осознанной саморегуляции О.А.Конопкина

Осознанная саморегуляция понимается О.А.Конопкиным как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [5, с.36].

Анализ иерархии и логической связи главных задач исследования психической саморегуляции приводит О.А.Конопкина к выводу, что основной исходной задачей является изучение закономерностей строения регуляторных процессов и формулирование на этой основе общей концептуальной модели, адекватно отражающей принципиальную внутреннюю структуру процессов осознанной регуляции, общую для различных видов и форм произвольной активности человека [5, с.37].

Анализ реальных способов построения общей концептуальной модели процесса осознанной саморегуляции приводит к выводу, что наиболее адекватным для решения данной задачи является системно-функциональный подход к анализу структуры регуляторных процессов. Это означает, что процесс саморегуляции должен быть отражен как целостная, замкнутая (кольцевая) по структуре, информационно открытая система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (блоков), основанием для выделения которых (по принципу необходимости и достаточности) являются присущие им специфические (частные, компонентные) регуляторные функции, системное «сотрудничество» которых реализует целостный процесс регуляции, обеспечивающий достижение принятой субъектом цели.

Функциональными звеньями, реализующими структурно полноценный процесс саморегуляции, по мнению О.А.Конопкина являются [5, с.38]:

- Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.

- Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.

- Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.

- Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, «остро направленного» регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.

- Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

- Решения о коррекции системы саморегулирования. Специфика реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др.

Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции [5, с.39].

Теория осознанной саморегуляции В.И.Моросановой

Осознанную саморегуляцию В.И.Моросанова понимает вслед за О.А.Конопкиным как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [9, с.56].

В.И.Моросанова отмечает, что процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами [10, с.34].

В.И.Моросанова выделила индивидуальные различия в реализации регуляторных психических функций и разделила их на следующие категории:

1) Индивидуальные особенности планирования целей. Они описывают индивидуальные различия в выдвижении, принятии, удержании целей.

2) Особенности моделирования, т.е. анализа внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели.

3) Особенности программирования предстоящих исполнительских действий, необходимых для достижения поставленной цели. Устойчивые индивидуальные особенности программирования во многом будут определяться мерой детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками и условиями успешного осуществления деятельности. Индивидуально своеобразны могут быть и способы достижения цели.

4) Особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности. Индивидуальные различия в осуществлении контрольно-коррекционных функций касаются как степени, так и характера контроля по отношению к различным деятельностным подсистемам [10, с.45].

Наряду со специфическими особенностями, характерными лишь для какой-то одной частной регуляторной функции, существуют и такие особенности, которые характеризуют функционирование каждого звена регуляции, и, тем самым, процесса регуляции в целом, являясь по сути свойствами личности.

К таким особенностям саморегуляции В.И.Моросанова относит:

- адекватность (условий деятельности субъективно принимаемой модели условий, программы, способов контроля, критериев успешности и других блоков регуляции);

- осознанность (представлений об условиях и о программе действий, о контролируемых параметрах, о критериях успешности и т.д. в соответствии с их соотносительной значимостью для достижения цели);

- гибкость (процесса регуляции, возможность внесения коррекций в функционирование различных регуляторных блоков, когда этого требуют условия деятельности);

- надежность и устойчивость (функционирования регуляторных блоков и их структуры в условиях психической напряженности) [13, с.68].

Личностно-регуляторные свойства не ограничиваются только оперативными свойствами. Так, к ним можно отнести и такие личностные свойства как уверенность, инициативность, осторожность, критичность, самостоятельность, ответственность.

Важнейшей индивидуальной характеристикой является общий уровень, или степень осознанной саморегуляции. Эта интегральная характеристика индивидуальной саморегуляции отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью. Исследования В.И.Моросановой показали, что чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем выше возможности человека по овладению новыми видами деятельности, и тем шире круг тех деятельностей, которыми человек может овладеть (при наличии специальных способностей и соответствующей мотивации) [13, с.69].

На основании рассмотренных положений можно констатировать, что осознанная саморегуляция представляется как устоявшееся научное направление в психологии. Основная цель саморегуляции – формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию человеком своего потенциала. Эта задача достигается благодаря специальным центрально-мозговым перестройкам, создающим такую интегративную деятельность организма, которая наиболее рационально направляет возможности человека на решение конкретных задач.

Таким образом, можно отметить, что достаточно часто при определении явлений осознанной саморегуляции используются понятия: самоконтроль, самодетерминация, самоуправление, эмоционально-волевая регуляция.

Объектами саморегуляции могут быть: реакции, состояния, процессы, действия, деятельность (организма, человека, личности); мотивационно-потребностная сфера, жизнедеятельность.

Единый системный процесс саморегуляции принято условно разделять на несколько взаимосвязанных уровней:

1. Уровень психической саморегуляции, который способствует поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека.

2. Операционально-технический уровень саморегуляции, который обеспечивает сознательную организацию и коррекцию действий субъекта.

3. Личностно-мотивационный уровень саморегуляции, который обеспечивает осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой, создает возможность быть хозяином, творцом собственной жизни [18, с.33].

Анализ научной литературы позволяет заключить, что осознанная саморегуляция в качестве собственно регуляторного процесса является преодолением субъектом информационной неопределенности в каждом отдельном звене, при их информационном согласовании. Реализация субъектом регуляторного процесса есть самостоятельное принятие человеком ряда взаимосвязанных решений, осуществление последовательности согласованных между собой выборов как преодоление самых разных сторон (содержание, субъективное значение, личностная ценность и др.) субъективной информационной неопределенности при построении и управлении своею активностью, начиная с принятия цели и кончая оценкой достигнутых результатов. Особенностями осознанной саморегуляции называют индивидуальные особенности системы саморегуляции человека, устойчиво проявляющиеся в различных видах произвольной активности и в поведении. Среди них различаются особенности, характерные для регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции.

1.3 Стили осознанной саморегуляции

Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах [9], [10], [11], [12], [13].

В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется.

По существу сама идея стилей саморегуляции возникла при анализе способов адаптации акцентуированных личностей, отражающих возможности преодоления влияния негативных черт характера путем формирования эффективного стиля. Было убедительно доказано, что успешность в различных видах деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект (недостаточная реализация какого-либо функционального компонента, неразвитость межфункциональных связей) процесса регуляции существенно ограничивает эффективность в самых различных видах деятельности [13].

Индивидуальные особенности системы саморегуляции человека, устойчиво проявляющиеся в поведении представляют собой неоднородное явление. Среди них различают стилевые особенности, характерные для регуляторных процессов планирования целей, моделирования значимых условий, программирования способов и оценки результатов, реализующих различные звенья саморегуляции [6, с.12].

В.И. Моросановой развивается новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека - исследование индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека [11], [12], [13]. Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективноприемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К ним относят типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов), а также регуляторноличностные свойства, или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая, как показывают наши исследования, является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах.

Такой подход оказался весьма продуктивным, так как позволил развить не только теоретические и практические, но и методические аспекты традиционной стилевой тематики.

В.И. Моросанова индивидуальные стили осознанной саморегуляции описывает по следующим параметрам:

1) Индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей. Целью является оптимальное психическое состояние человека во время выполняемой деятельности. Индивидуальные особенности целеполагания хорошо просматриваются на поведенческом уровне при описании личностных акцентуаций. Было проведено ряд исследований, изучавших особенности осознания ощущения индивидами своих психических состояний. Полученные данные свидетельствуют о том, что людям ближе описание своего психического состояния через телесные ощущения.

2) Индивидуальные особенности построения модели значимых условий деятельности. Анализ и обобщение результатов исследований позволяет В.И. Моросановой выделить следующие условия, которые могут быть включены в модель значимых условий:

- физическое самочувствие;

- возможность обсудить план предстоящих действий;

- погодные условия;

и др.

Полнота и точность представленности в сознании этих условий определяет его возможность адекватно ориентироваться в ситуации, подбирать соответствующие методы саморегуляции.

3) Индивидуальные особенности планирования и прогнозирования действий. Каждый человек планирует, какими методами он может и будет оптимизировать свое психическое состояние. Для регуляции своего психического состояния возможно использование классических психологических методов (дыхательные упражнения, визуализация, физические упражнения успокаивающие и активирующие и др.).

4) Индивидуальные особенности контрольно-коррекционных процессов. Регуляторные процессы, связанные с контролем психического состояния и принятием решений, пронизывают все блоки регуляции, так как на каждой стадии достижения цели происходит контроль актуального психического состояния [11, с.27].

Осознанная саморегуляция включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.

Развитие субъектно-деятельностного подхода к исследованию психики человека выдвигает на первый план проблему психологических механизмов саморегуляции - важнейшего системного субъектного качества. При исследовании индивидуальных проявлений саморегуляции, в свою очередь, встает проблема их личностных детерминант как своеобразных модуляторов индивидуальной активности субъекта в процессе выдвижения и организации достижения произвольно выбранных целей поведения.

          Обобщая исследования личностных аспектов индивидуальных стилей осознанной регуляции, отметим следующее. Активность субъекта опосредствуется целостной системой индивидуальной регуляции, которая, по существу, является проводником, связывающим и интегрирующим динамические и содержательные аспекты личности, осознанные и бессознательные ее структуры. Все психические средства, реализующие регуляцию целедостижения, могут и должны изучаться с точки зрения не только их взаимодействия, но и функциональной роли в осуществлении целостной регуляции. Исследования В.И. Моросановой показали, что личностно-темпераментальные диспозиции определяют индивидуально-типические, стилевые способы регуляции целедостижения [12, с.118].

В.И. Моросановой предложены методы их выявления и количественного описания. Индивидуально-типические способы саморегуляции наряду со специальными и общими способностями - это предпосылки формирования множества индивидуальных стилей в конкретных видах учебной и профессиональной деятельности. Индивидуально-типические особенности саморегуляции, присущие человеку в силу его темперамента и характера, могут осознаваться субъектом активности; их проявление может изменяться от степени субъектной активности в процессе достижения принятой цели [12, с.119]. По существу, именно возможность изменения степени субъектной активности и преодоления на этой основе негативных для достижения цели особенностей саморегуляции - это и есть собственно сущностная характеристика человека как субъекта достижения цели. И здесь на первый план детерминантой таких изменений выступают не столько динамические, темпераментальные, сколько содержательные аспекты личности, в том числе потребностно-мотивационная сфера. Ее структура формируется в процессе жизнедеятельности, актуализируется при решении конкретной задачи в зависимости от ее личностной значимости и может модулировать как степень индивидуальной саморегуляции, так и регуляторный профиль. На этом пути возникает много интересных и нуждающихся в исследовании вопросов.

На основании обзора научной литературы по проблеме исследования можно сформулировать следующие выводы:

- особенностями осознанной саморегуляции называют индивидуальные особенности системы саморегуляции человека, устойчиво проявляющиеся в различных видах произвольной активности и в поведении. Среди них различаются особенности, характерные для регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции;

- стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

2.1 Понятие самоактуализации личности в научной психологической литературе

Понятие самоактуализации берет свое начало в теории самоактуализации, которая, в свою очередь, исходит из гуманистической психологии. Кратко рассмотрим ее основные характеристики.

Теория самоактуализации была разработана в США в середине ХХ века и стала ключевой составляющей для «гуманистической» психологии, объявившей себя «третьей ветвью» психологии в противовес бихевиоризму и психоанализу.

Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Основана она на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее [20, с.23].

Возникновение и формулирование ее основных принципов связано с именем американского психолога А. Маслоу. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. Популярность этой теории связана, с одной стороны, с эвристичностью понятия самоактуализации и возможностью его операционализации и использования в эмпирических исследованиях. С другой стороны, данная модель личности, подчеркивая положительные проявления человеческой природы такие как творчество, альтруизм, любовь, дружба и т.д., служат эталоном в процессе воспитания, формирования личности обучающегося, построения системы взаимоотношений педагога и ученика.

Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности [7, с.151].

В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как «...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать» [14, с.46].

Согласно анализу, проведенному А. Маслоу, самоактуализацию определяют по-разному, но в главном все ученые явно согласны друг с другом. Все определения говорят: о примирении с внутренним Я как «сердцевиной» личности и его проявлении, то есть об «идеальном функционировании», развитии индивидом всех своих индивидуальных и общевидовых характеристик; о минимизации заболеваний, неврозов, психозов, понижающих фундаментальные индивидуальные и общевидовые способности человека.

В контексте определения самоактуализации А. Маслоу формулирует особенности здорового психического развития: «Здоровое развитие является концептуально подчиненным, потому что его обычно определяют как "развитие в направлении самоактуализации" и т.п. Некоторые психологи просто говорят об одной высшей цели или о тенденции человеческого развития, считая все феномены развития незрелого существа только ступенями лестницы, ведущей к самоактуализации» [15, с.137].

Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека… Именно такая формулировка является философской основой личностно-центрированного подхода. Она оправдывает мое участие в жизнеутверждающем способе бытия» [21, с.21].

Е.Е. Вахромов, пытаясь определить понятие «Самоактуализация», разделят точку зрения А. Маслоу, утверждая, что сначала нужно понять, кто такие самоактуализировашиеся люди [4].

В «Дальних пределах человеческой психики» А. Маслоу сформулировал характеристики, в которых проявляется самоактуализация:

1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

7) различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);

8) спонтанность, естественность поведения;

9) юмор философского плана;

10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности [16, с.76].

Конгруэнтность - это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я» [16, с.77].

На главный вопрос теории - что такое самоактуализация? - А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения включены в какое-либо дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание» [17, с.110].

В книге «Мотивация и личность» А. Маслоу определяет самоактуализацию как стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к идентичности: «Этот термин выражает «полноценное развитие человека» (исходя из биологической природы), которое (эмпирически) нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мере культурно обусловлено. Оно соответствует биологической предопределенности человека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделям… Оно также обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом» [15, с.87].

В «Психологии бытия» он пишет: «Уже в самом понятии «самоактуализация» заключается утверждение, что есть некая «самость», подлежащая актуализации». Развитие (полноценное развитие) есть развертывание заложенных в самость задатков. Этот процесс обладает эмпирическим содержанием (его можно обнаружить, описать, исчислить) и имеет практический смысл [14, с.45].

В работе «Психология развития и самоактуализации: основные допущения» так очерчивается понимание «самости»:

1. Каждый из нас обладает определенной внутренней природой, которая является инстинктообразной, изначальной, данной, «естественной», то есть последовательно детерминированной.

2. Предпосылки «индивидуальной самости» складываются «весьма рано». Это скорее «сырой материал», чем готовый продукт». «В эту сущностную природу я включаю инстинктоидные основные потребности, способности, таланты, анатомию, физиологическое равновесие или уравновешенность темперамента, предродовые и натальные травмы, получаемые новорожденным. Эта сердцевина проявляется в форме естественных склонностей, пристрастий или внутренних убеждений… Этот сырой материал очень быстро начинает превращаться в «Я», когда он сталкивается с внешним миром и начинает с ним взаимодействовать».

3. Все это потенциальное возможности, а не реальные окончательные состояния. Они должны наблюдаться в развитии. Они формируются или подавляются экстрапсихическими факторами. Эта сердцевина скорее слаба, чем сильна. Она легко подавляется или загоняется внутрь. Подавленная самость действует бессознательно.

4. Самость содержит как общевидовое, так и индивидуальное.

5. Самость раскрывается посредством самонаблюдения и психотерапии.

6. Не «используемые» элементы самости действуют бессознательно. «Подавленное» остается действенной детерминантой мышления и поведения [17, с.78].

В истории психологии приоритет использования понятия «самость» принадлежит У.Джеймсу, который считал самостью «то постоянство личности, которое каждый из нас обнаруживает каждый раз, когда просыпается». Он выделяет три «уровня» самости:

1) Материальный – это то, что мы отождествляем с собой, включая не только тело, но и дом, семью, друзей.

2) Социальный – «это признание, которое он получает от окружающих».

3) Духовная самость – это внутренне субъективное бытие человека [20, с.67].

К.Юнг рассматривал «самость» как архетип. Архетип - это первичный образ, комплекс, существующий в коллективном бессознательном, с которым связана психика человека от рождения. В теории Юнга самость -- это центральный, наиболее глубинный архетип, прежде всего побуждающий человека к развитию и росту [24, с.56].

В отечественной философии и психологии понятие «самость» использовалось философами С. Франком, А. Лосевым, П. Флоренским, психологами Д.А. Леонтьевым, И.С. Коном.

Е.Е. Вахромов в своей книге провел анализ соотношения понятий самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании словаря современного английского языка – это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) –имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus – поступок), имеющую вещественный результат.

Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого) [4, с.53].

2.2 Самоактуализация и ее проявления в деятельности и поведении

Понятие «самоактуализация» означает практический аспект деятельности: поступки и действия, направленные на выполнение жизненного плана. Ее особенности заключаются в том, что, во-первых, каждый ее акт (конечное число действий) должен завершиться каким-то конкретным, описуемым результатом (самоизменением, обретением той или иной компетентности). Вторая особенность этой деятельности состоит в том, что объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя, на самопреобразование). Третья особенность заключается в том, что формула «I did it myself» помещает в центр внимания то, что субъект как источник активности, может сделать сам, без опоры и помощи со стороны других; к полученному результату (the thing) другие субъекты непричастны.

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность [4, с.54].

Отдельные практические акты стремящегося к самоактуализации человека вызывают необходимость осмысления им полученных результатов и их последствий. Теоретический анализ, осознание, которое является актом самореализации, приводит к корректировке представлений о себе, представлений о мире и изменению в «жизненном плане», что К. Роджерс описывает в терминах конгруентности. Начиная с какого-то времени, самость, которая в плоскости самореализации может рассматриваться как система представлений человека о самом себе, может выступать реальным «организатором» активности человека, результатом которой является изменение не только психическое, но и физическое, что может служить основанием представлений и понятий «самодетерминация», «самоопределение». Молодой человек, стремящийся стать музыкантом (концепция идеального Я), например, путем многочасовых систематических занятий, используя свои «телесные» и волевые ресурсы, способствует формированию определенных межклеточных связей и внутриклеточных изменений, нейрофизиологических, функциональных систем, лежащих в основе представлений о навыках, умениях и способностях, изучение которых доступно в плоскости «позитивных» медико-биологических наук и представлений. В этом примере видно активное влияние теоретических представлений на физическое развитие человека, проявление «самостроительства» [22, с.45].

Процесс самоактуализации необходимо рассматривать не с позиции «абстрактного наблюдателя», не с позиции абстрактных «высших достижений» и их теоретических критериев, медико-статистических представлений о норме и аномалии, этот процесс доступен пониманию только с позиции здесь-и-сейчас присутствующего человека, осознающего «вызов» действительности. Самоактуализация может и должна рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор цели. И видится она с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, по мере решения проблем, совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие наличной самости, реалистические) проблемы, или деградирую не принимая вызовов, отказываясь от решения проблем или выбирая те, которые не соответствуют моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической или медицинской помощи.

А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Любой отказ от усилий по полной реализации потенциала чреват возникновениями патологии или даже метапатологии. Предполагается, что отказ от развития приводит человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым инволюцией, «свертыванием» отдельных способностей. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции отдельных регионов и стран чревато угрозой деградации для цивилизации в целом [14].

В «Психологии бытия» А. Маслоу подчеркивает необходимость такого понимания, при котором самоактуализированная личность не представляется бронзовой статуей на центральной площади или обитателем «пантеона», в который могут попасть только очень немногие люди, причем не ранее шестидесятилетнего возраста: «Мы можем определить самоактуализацию как эпизод, или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей и т.д. Во время этих «прорывов» человек становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком» [14, с.77].

«Пиковое переживание», свидетельствующее о самоактуализации и завершающее каждый ее эпизод, есть, прежде всего, эмоциональное проявление самооценки, причем неформальной, истинной, не дающей свершиться самообману, не позволяющей ввести себя в заблуждение даже авторитетным внешним источникам или манипуляторам. Это оценка истинности и правильности именно своего решения и поступка в данной ситуации, своего решения проблемы, последствий этого события для своей дальнейшей жизни. К Роджерс первым из них отмечает: «Я могу доверять моим переживаниям…Если переживание воспринимается как нечто ценное, то оно достойно того, чтобы существовать. Иначе говоря, я понял, что мое целостное организмическое чувство ситуации более достойно, чем мой интеллект» [21, с.67].

В «Дальних пределах человеческой психики» А. Маслоу пишет, что «критерием, по которому можно судить о продвижении в правильном направлении, являются пиковые переживания, они же являются и наградой самоактуализирующейся личности» [16]. Интенсивность, глубина и продолжительность этих переживаний играют важную роль. А. Маслоу пишет: «на мой взгляд, здоровые, самоактуализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания, живущие на уровне житейского постижения мира, ещё не прошли весь путь к истинной человечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном мире и успешно взаимодействуют с ним. Но полностью самоактуализированные люди, которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии, эстетики, трансценденции, в мире религии и ее мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в реальности высших переживаний» [16, с.78].

О самоактуализации можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыков (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммой знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание приносит и пиковые переживания, и положительную оценку взрослых, родителей, экзаменаторов. При развертывании процесса жизни становится не столь важным, является ли это достижение наивысшим, важна реальная достижимость. На практике такое понимание самоактуализации позволяет не только пожилым людям не пытаться «любой ценой» отстаивать завоеванные на предыдущем этапе жизни «высокие» позиции, а при неудовлетворенности или чувстве пресыщения - осваивать новые области применения своих сил, в том числе новые профессии. В последнее время появились и быстро развиваются специальные программы обучения новым профессиям для людей, которые волей тех или иных обстоятельств (болезнь, возраст) лишились возможности продолжать привычную профессиональную деятельность.

О самоактуализации возможно говорить и в том случае, когда социальная значимость деятельности и ее результатов прямо не просматривается: женщина, например, может посвятить себя главным образом воспитанию детей и внуков, что может приносить ей и пиковые переживания и любовь ближних как высшую оценку.

Говоря о жизненном пути человека, необходимо обсуждать и проблему предела. Является ли достижение самоактуализации конечным пунктом «жизненного путешествия» личности? К чему еще может стремиться человек, достигший успеха, получивший в полной мере признание и в социуме, и в семье, и в мнении экспертов?

А. Маслоу отвечает на этот вопрос так: «Цель личности (самоактуализация, автономность, индвидуация, «истинная Самость», по определению К. Хорни, подлинность и т.д.) похоже, одновременно является и конечной и промежуточной целью, инициацией, шагом вверх по лестнице к трансценденции идентичности. Можно сказать, что ее функция заключается в самоуничтожении». То есть любое конкретное достижение человек не должен рассматривать как «конечный пункт», более того, не следует фиксироваться на специальном поиске пиковых переживаний, любое достижение должно побуждать к новым свершениям. В своей последней крупной работе «Дальние пределы человеческой психики», он пришел к выводу, что теория самоактуализации может стать основой широчайшей программы переустройства человека и мира. Это и есть концептуальная основа мета-теории самоактуализации, наименее изученной и явно недооцененной [4, с.64].

В «Дальних пределах человеческой психики» А. Маслоу рассматривает самоактуализацию в контексте взаимоотношения человека с социумом и психотерапевтической практики. Решительно акцентируя отказ от погони за пиковыми и высшими переживаниями, он предлагает психотерапевтам сделать упор на кропотливую работу «здесь и сейчас», где важным является и мельчайшее достижение, целью является освобождение от патологии, а отнюдь не достижение Нирваны [16, с.112]:

1. Это переживание, всепоглощающее, яркое, самозабвенное;

2. Это процесс, это выбор в каждой ситуации в пользу роста;

3. Подразумевает, что есть некая «самость», подлежащая «актуализации»;

4. Это честность и принятие на себя ответственности за свой выбор;

5. Это честность и свобода в выражении своих прав, нонконформизм;

6. Это не только конечная станция, но и само путешествие и движущая сила путешествия;

7. Это не погоня за высшими переживаниями. Они сами настигнут вас, если вы этого заслужили;

8. Проделав путь, вы узнаете себя и свою сущность. Обнажится и патология. Вы поймете свои защитные механизмы и сможете, собрав мужество, отказаться от них.

Самоактуализация – это не миг, когда нас озаряет высшее блаженство, - это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд маленьких достижений» [16, с.113].

Таким образом, можно заключить, что самоактуализация – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. Самоактуализация – это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А.Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей».

1. Алексеев, А.В. Себя преодолеть / А.В.Алексеев. - М.: ФиС, 1985. - 192 с.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 166 с.

3. Большой психологический словарь / Сост. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 630 с.

4. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001.

5. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / О.А.Конопкин // Вопросы психологии. – 1999. - № 3. – С.35-45.

6. Куликова А. С. Стилевые особенности саморегуляции поведения при расстройствах личности / Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: НИИРРР, 2011. – С. 114-118.

7. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 150 - 158.

8. Малкин, В.Р. Психическая саморегуляция в тренировке легкоатлетов / В.Р.Малкин // Психическая саморегуляция в спорте. - Алма-Ата, 1977. – 455 с.

9. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И.Моросанова // Психологический журнал. – 2002. - №6. – С.56-64.

10. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И.Моросанова. - М.: Наука, 2001.

11. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. – 1995. – Т.16. – № 4. – С. 26-35.

12. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 118-127.

13. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В.И.Моросанова // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. – С.63-71.

14. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" - К.: "Ваклер", 1997.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999.

16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.

17. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. - М.: Просвещение, 1982.

18. Некрасов, В.П. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П.Некрасов. - М.: ФиС, 1985. - 132 с.

19. Огурцов А.П. Что такое воля? // Мир психологии. – 2007. - № 3. – С.23-36.

20. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.

21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1998.

22. Роджерс К. Клиенто-центриролванная терапия. – Киев: Навук.думка, 1997.

23. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме саморегуляции в психологии // Вопросы психологии. – 2004. - № 3. – С.64-70.

24. Юнг К. Сознание и бессознательное. - СПб.: Университетская книга, 1997.

25. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ