Урок для 5 класса по теме: Праздник и народные гулянья - скачать бесплатно


СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Конспект урока

Изобразительному искусству

По ____________________________________

(название предмета)

Тема урока __Праздник и народные гулянья ______

Дата проведения урока «_ _» _____Февраля_____20_11Г.

Класс______5 А, 5 Б, 5 В_____________________________

Программа_______Неменский Б. Н.___________________

Ф. И.О. студента Шемякина Вера Александровна_________

Группа ____631__________________________

Ф. И.О. учителя-наставника

__Ратикова Ирина Николаевна/____________/

(подпись)

Ф. И.О. руководителя практики

__Чурсина Эльвира Сазитовна/____________/

(подпись)

2015-2015

Тема урока ____ Праздник и народные гулянья

Цель Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

Задачи урока:

Тип урока____Комбинированный______________________________

Методы и приемы___Словесный: проведение бесед на тему, наглядный: использование наглядных пособий, слайдфильма, практический: деление класса на подгруппы для работы, игровой: применение игровых форм для активизации памяти и мышления.

Оборудование урока для учителя___Наглядные пособия с изображением праздников, диск с фотографиями, аппаратура для просмотра фотографий, музыкальные отрывка, музыкальное сопровождение.

Оборудование урока для учащихся___Дневник, альбом, ручка, карандаш, ластик, краски.

Используемая литература Программа Неменского Б. Н., «История праздника» Светошь, 1997, «Веселые занятия для детей разных возрастов» Эксмо, 2003_________________

Оформление классной доски

Работы учеников по данной теме

Праздник и народные гулянья

Работы учеников по данной теме


План урока:

Организационный момент (2 мин)

Введение новой темы(16мин):

Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении

Постановка художественной задачи для коллективной работы

Практическая часть (15мин):

3.1 Исполнение эскиза праздничного костюма

Подведение итогов урока (7мин):

4.1 Игра «Угадай мелодию»

4.2 Подведение итогов

4.3 Получение домашнего задания


Этапы урока

(с указанием времени, отведённого на каждый этап)

Дидактическая задача каждого этапа урока

Методы и приемы, используемые на каждом этапе урока

Содержание этапа


Организационный момент – 2 минуты


Сконцентрировать внимание детей на себе, привести в порядок дисциплину, организовать детей к уроку, проверить готовность к уроку.

Словесно - практический: использование игровых элементов для организации урока.

Здравствуйте дети. Начинаем мы с проверки готовности к уроку.

У вас должны быть на парте дневник, альбом, карандаш, ластик, всё остальное вы убираете в портфели.

Так, а теперь не забываем про мобильный этикет, выключаем или ставим на беззвучный режим телефоны и убираем их в сумки.

И какой же ряд у нас готов быстрее всех? Первый ряд может садиться, второй готов может садиться, и третий ряд тоже.

Сегодня на уроке я предлагаю вам хорошо отвечать на вопросы, потому как за каждый правильный ответ вы будите получать жетоны, и у кого в конце будет больше всех жетонов, того ожидает сюрприз. И не забудьте, засчитываются ответы только с поднятой руки. Вот теперь начнем наш урок.

Введение новой темы – 16 минут

Сконцентрировать внимание детей на себе, заинтересовать темой. Разбор нового материала, поддержание беседы.

Словесный: беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении..

Делу время – потехе час, - о чём гласит нам эта старинная пословица?

(отдых уместен, но должен быть к месту ) (не забываем о жетонах)

Да умели русские люди работать, умели и отдыхать.

А когда у нас русский народ отдыхает? (по праздникам)

Тема нашего сегодняшнего урока «Праздники и народные гулянья».

А назовите мне основные русские народные праздники? (масленица, Ивана Купалы, колядки и т. д.)

В истории русского народа значимое

Место занимают языческие праздники. А кто может сказать почему? (изначально Русь была языческим государством, и поэтому некоторые языческие праздники укоренились.)

В древности люди одухотворяли природу, наделяли её сверхъестественными способностями.

Назовите мне весенний праздник, связанный с природой и небесным телом? (масленица)

На Масленицу праздновали и восхваляли солнце за победу над зимою. Это был большой праздник с песнями и плясками, хороводами вокруг чучела. Голосистые песняры завлекали всю округу на праздник. И главными атрибутами масленицы считаются…(Блины и чучело). Круглые румяные блины…кстати, а почему блины круглые? (считались символом солнцА)

А посмотрите, как одевались на масленицу, яркие наряды так и говорят нам о приходе весны!

(просмотр слайдов)

А отгадайте что это за праздник?! Его ещё называли днём невест. В этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Правильно, это Красная горка! А кто знает, откуда она получила такое название?

(Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища(Капище — языческий храм.) и требища(Требище — жертвенник, место принесения жертв Богу), отсюда и пошли горки. А красные они нызывались почему? В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета).

(не забываем о жетонах)

А летом отмечали такой знаменитый праздник Ивана Купалы! (просмотр слайдов)

Иван Купала считался праздником поклонения огню и воде. Ходило поверие, что если прыгать через костер, то огонь очистит тебя, а если искупаться в воде, то она омоет тебя. Но поздно ночью нельзя было купаться. Могли русалки на дно утащить!

(просмотр слайдов)

(не забываем о жетонах)

Но самым массовым и весёлым праздником считалась Ярмарка.

Ярмарки на Руси отличались по времени года, по виду товаров, по своим размерам. Некоторые ярмарки продолжались больше месяца.

Кроме участников купли-продажи на ярмарки стекалось много “обслуживающего персонала”: продавцов снеди, носильщиков, грузчиков, ростовщиков, увеселителей. С разными свистульками и пищалками бродили по площади торговцы-мальчики. (просмотр слайдов)

(не забываем о жетонах)

На ярмарке наряду с торговыми палатками возводились трактиры, кабаки, качели, карусели, цирковые и эстрадные балаганы. Ярмарка привлекала и “тюремный люд”: воров, шулеров, нищих, безработных. Торговля всегда сопровождалась музыкой, играли дудки да трещотки, танцы, игры. Выступали кукольники, вожаки медведей, музыканты, балагуры.

А костюмы на ярмарку были очень весёлыми, самыми красочными!

(просмотр слайдов)


Практическая часть – 15 минут

Поддержание дисциплины и порядка на уроке, развитие творческих навыков

Практический: работа с классом, помощь в разработке эскизов.


Сейчас, мы будем рисовать участника определенного праздника. Я раздам вам шаблон человека, он будет вам помощью при изображении человека. 1 группа будет изготавливать участников на масленицу, 2 группа на красную горку, 3 на Ивана Купала, и 4на ярмарку.

Перед вами этапы выполнения работы:

1.определяем положение листа,

2. обводим шаблон,

3. в общих чертах рисует праздничный наряд характерный вашему празднику,

4. прорисовываем детали, изображаем лицо.

Девочки готовят костюм женский, мальчики мужской.

Сегодня мы готовим только эскиз, не в цвете, только графически.

Образцы костюмов для ваших праздников я вам раздаю. И предлагаю вам приступить к работе.

Подведение итогов– 7 минут

Анализ проделанной работы, закрепление пройденного материала.

Словесно - игровой: использование игры, для проверки полученных знаний, подведение итогов, составление цветка – настроения.


Сейчас мы убираем карандаши в сторону, закрываем альбомы, на этом наша работа на сегодня закончена. Откройте дневники и запишите д/з: доделать дома эскиз кто не успел, принести ножницы, все художественные принадлежности.

Вы узнали много интересных праздников сегодня, и сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «угадай мелодию». Я буду включать вам музыкальную композицию, а вы должны будите сказать к какому празднику её можно отнести. (не забываем о жетонах)

А теперь подсчитаем ваши жетоны. И победитель у нас… награждается званием Знайкин. А теперь по нашей традиции я предлагаю составить цветок настроения.

Отлично! И вот уже звенит звонок – всем спасибо за урок!