СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Программная секция 2

«Статистика и социально-экономическое развитие»

Сессия 2.2. Взаимосвязь официальной статистики и общества: проект CROS (Collaboration between Researchers and Official Statisticians) для России

Салин В.Н., доц. Архангельская Л.Ю.

(Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации)

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С развитием демократических институтов реализация любых политических решений должна сопровождаться предварительной подготовкой общественного мнения. С одной стороны и, прежде всего, необходимо объективно учитывать сложившееся общественное мнение, а с другой – оказывать на него воздействие, чтобы объяснять преимущества тех или иных инициатив.

В настоящее время нередко сложно отличить попытки разъяснить значение тех или иных мероприятий, показать их преимущества для большинства населения страны от попыток манипулировать общественным мнением – то есть вводить в заблуждение.

В настоящий момент в государственной статистике России нет единой системы показателей политической статистики, а также единого методологического подхода к трактовке предмета политической статистики.

Задача политической статистики – организовать объективное статистическое наблюдение за состоянием и динамикой общественного мнения, создать систему взаимосвязанных показателей, позволяющих однозначно измерить:

  • отношение населения к политическим силам и инициативам;
  • факторы, влияющие на мнение электората;
  • предложить набор методов статистического анализа, позволяющих оценить политические предпочтения общества.

В настоящее время основными источниками информации о политических предпочтениях в обществе являются результаты референдумов, специально организованных выборочных обследований, проводимых Федеральной службой государственной статистики (ФСГС), Фондом общественного мнения, СМИ, Центральной избирательной комиссией (ЦИК), а также показатели статистики, характеризующие трудовые ресурсы, занятость, уровень жизни, благосостояние, уровень социального обеспечения и социальной защиты и т.д.

В связи с демократизацией и политизацией современного общества, вовлечением в политическую жизнь различных слоев населения, усложнением политических процессов, многопартийностью, изменением личных приоритетов индивидов и отдельных социальных групп необходима разработка системы новых статистических показателей для анализа политической сферы жизни общества на уровне государственной статистики.

Статистическая информация, которую мы находим в перечисленных источниках, часто противоречива и не позволяет сориентироваться в быстро меняющейся общественно-экономической среде. Общеизвестны случаи, когда уважаемые общественные и политические деятели, обращаясь к одной и той же информации, делают противоположные выводы. Действительно, используя определенные статистические приемы, можно по-разному представить и интерпретировать одни и те же данные. Особое внимание при воспитании нового поколения политиков необходимо уделить привитию компетенций практического применения статистической методологии в политическом анализе электората, построении рейтингов политических деятелей, партий, движений, политических платформ и программ.

Систематизация приемов и методов наблюдения, анализа политической статистики позволит выработать, обсудить в профессиональном сообществе и принять статистические процедуры, которые дадут возможность разграничить корректное применение методов оценки и интерпретации событий от некорректных.

Формируя программу, определяющую предметную область политической статистики, для обучающихся, безусловно, необходимо иметь ввиду разделы теоретической статистики, освещающие проблемы статистического наблюдения, сводки и группировки, анализа статистической информации. Вместе с тем, особое внимание необходимо уделять проблемам организации выборочных наблюдений общественного мнения и оценки точности их результатов; методам статистического анализа при изучении общественного мнения. Знание статистической методологии обеспечивает владение навыками политического анализа и прогнозирования, которые в свою очередь опираются на необходимость иметь представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологию и методику политического анализа. Другими словами, они взаимосвязаны.

Изучая проблемы политической статистики необходимо освоить системы показателей, характеризующих развитие отраслей экономики и социальной сферы, наиболее чувствительные для общества. Например, в настоящее время необходимо внимательно относиться и объективно оценивать систему показателей, характеризующих развитие пенсионной системы, системы социального страхования и обеспечения населения, обороноспособность, развитие таких отраслей как культура, туризм, физическая культура и спорт, здравоохранение, образование и т.д.

Программа подготовки политологов в Финансовом Университете при Правительстве Российской Федерации предполагает изучение статистики населения, где рассматриваются особенности статистического изучения социальной структуры населения, социальной мобильности, миграционного движения населения. Основные группировки, применяемые для изучения социальной структуры населения страны (по полу и возрасту, профессии, национальности, городское и сельское население, уровень образования, социальный статус и др.). Показатели изменения численности групп населения в соответствии с классификациями. Общие и частные показатели миграционного движения населения. Показатели социальной мобильности.

Поскольку низкий уровень безработицы является индикатором уровня развития демократического общества программа подготовки политологов предполагает (в соответствии с международной классификацией населения по статусу в занятости) изучение общих и частных показателей занятости и безработицы, изучение движения численности занятых и безработных. Также следует учитывать такие показатели как коэффициенты оборота по приему, увольнению, текучести кадров, постоянства состава и замещения, показателей трудовых конфликтов и их классификацию.

Следующий важный раздел – статистика условий жизни населения. В данном разделе анализируется уровень доходов населения, их структура. Понятие реальных и номинальных доходов. Статистические группировки населения по уровню доходов. Бюджеты домохозяйств. Организация статистического наблюдения за домохозяйствами.

Одним из центральных моментов, определяющих содержание политической статистики, является изучение расслоения общества по уровню дохода, показателей дифференциации, уровня, глубины и остроты бедности. Необходимо измерять степень влияния уровня доходов населения на политическую активность.

В этом разделе политической статистики, наряду с вышеперечисленными, рассчитываются макроэкономические показатели потребления населения: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, баланс денежных доходов и расходов населения, социальные трансферты в денежной и натуральной форме, структурные группировки домашних хозяйств по уровню потребительских расходов; изучается дифференциация и концентрация домашних хозяйств по уровню потребительских расходов. Методология проведения выборочных обследований домашних хозяйств. Статистика потребления продовольственных и непродовольственных товаров, статистика потребления рыночных и нерыночных услуг населением.

Одной из проблем, затрудняющих использование данных макроэкономической статистики, является непонимание содержания разрабатываемых показателей большинством населения. Например, макроэкономические показатели статистики социального обеспечения и социальной защиты населения: доля в структуре ВВП и ВНД затрат на социальные трансферты, доля затрат на социальное обеспечение и социальную защиту населения в показателях конечного использования ВВП, ВРНД, ЧРНД и др. нуждаются в соответствующей адаптации для понимания большинством.

Значительное место в системе показателей политической статистики принадлежит показателям сферы социального обеспечения и социальной защиты населения, характеризующих совокупность законодательно определенных механизмов предоставления населению (домашним хозяйствам) на безвозмездной основе в денежной и натуральной форме социальных трансфертов (гуманитарная помощь, пособия, дотации, компенсации), гарантий обеспечения прав в социальной сфере.

На политическое состояние общества большое влияние оказывает такой фактор как наличие и использование свободного времени. Бюджеты свободного времени населения в целом и по отдельным его группам: по полу, возрасту, национальности, уровню образования, социальному статусу – одно из направлений исследований политической статистики.

Большое политическое значение имеют результаты международных сопоставлений показателей, характеризующих уровень жизни в обществе. Прежде всего, это индекс развития человеческого потенциала как интегральная характеристика уровня социального развития страны за определенный период. Анализ составляющих индекса развития человеческого потенциала страны предполагает расчет показателей долголетия (средней продолжительности жизни для условного поколения базисного года), уровня образования населения (средневзвешенный индекс из индексов грамотности взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся в учебных заведениях в общей численности населения от 6 до 24 лет), уровня жизни населения (индекс реального ВВП на душу населения в долл. США, определенного по паритету покупательной способности валюты).

Предложенная система показателей политической статистики в той или иной степени определяет отношение населения к политической и общественной жизни общества. Основные показатели, характеризующие политическую и общественную жизнь общества, изучаемые при подготовке политологов в Финансовом Университете, сводятся к характеристике избирательной системы, выборных органов государственной власти, органов государственного управления и местного самоуправления, политических и массовых общественных организаций, результатов изучения общественного мнения, социальной напряженности в обществе и методологии их анализа.

Использованная литература:

  1. Бычкова С. Г. Социальная статистика. /Учебник – М.: ФиС, 2012
  2. Международная статистика: учебник/ Под ред. Б.И. Башкатова, А.Е. Суринова. - М.: Издательство Юрайт, 2010.-671 с.
  3. Основы международной статистики Учебник/Под общ. Ред. д-ра экон. Наук Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  4. Салин В.Н., Архангельская Л.Ю. «Политическая статистика»: Рабочая программа дисциплины по выбору. – М.: Финуниверситет, 2011.
  5. Салин В.Н., Архангельская Л.Ю. «Политическая статистика»: Учебное пособие М.: Финуниверстет, 2012
  6. Социальная статистика: Учебник./Под ред. И.И. Елисеевой- М.: Финансы и статистика, 2001.
  7. Социально- экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Ефимовой М.Р. – М.: Финансы и статистика,2009.
  8. Социально- экономическая статистика: Учебник/В.Н. Салин и Е.П. Шпаковская. – М.: Юристъ, 2001

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ