Тенденции общественного спроса на высшее образование в современной России

Тенденции общественного спроса на высшее образование в современной России

В условиях изменения принципов государственного субсидирования высшего образования и углубления дифференциации между высшими учебными заведениями особую актуальность приобретают изучение динамики общественного спроса на высшее образование на фоне демографического спада и сжатия платежеспособности семей и оценка влияния экономических последствий реструктуризации сектора высшего образования. Данные исследования осуществлены в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 году.

На протяжении длительного времени с 1995 года по 2005 год сфера высшего образования представляла собой экстенсивно расширяющийся рынок, способный удовлетворять общественный спрос и привлекать средства семей, организаций в дополнение к государственному финансированию.

Последствия демографического спада, финансового кризиса и снижение устойчивости доходов населения повлияли на рынок услуг высшего образования, который под давлением происходящих событий кардинально сократился.

Потребительские расходы населения на образование

Платежеспособный спрос семей на образование высокого качества в России упал из-за финансового кризиса, а образовательные кредиты в ближайшие годы не заработают в массовом масштабе. Учебные заведения в такой ситуации явно теряют финансовые ресурсы, в первую очередь, сокращается бюджетная субсидия, рассчитанная на нормативно-подушевых принципах, а также падают доходы от платной образовательной деятельности.

Структура платных услуг населению в системе образования на протяжении длительного периода времени с 2000 года по 2009 год, несмотря на кризис, занимала устойчивые позиции и оказывалась абсолютно нечувствительна к любым изменениям.

После этого периода отмечаются явные тенденции постепенного снижения доли расходов на образование. Траектория ежегодных отчислений населения на образовательные услуги до 2007 г. колебалась в незначительных пределах, но с положительной динамикой в сторону роста. Достигнув пика в 2007 г. их доля после финансового кризиса меняют свою траекторию на постепенное снижение. Особенно заметно это проявилось в 2011 г. и вызвано в основном сжатием спроса на профессиональное образование.

После финансового кризиса сфера образования ощутила резкий спад финансовой активности на оказание платных услуг, темпы роста которых были ниже уровня инфляции. Именно этот период свидетельствует уже о реальном сжатии спроса на данные виды образовательных услуг.

Политика семей в структурировании своих расходов для высокодоходных групп домохозяйств после кризиса теряет свои позиции в сфере услуг на образование, т.е. именно высокодоходные группы в первую очередь сокращают свои расходы на образование, причем особенно заметно на высшее образование. Для низкодоходных групп домохозяйств затраты на образование составляют весьма устойчивую часть от общих потребительских расходов, которая является обязательной даже независимо от низкого уровня доходов.

Таким образом, семьи, особенно, высокодоходные сокращают свое участие в софинансировании образования. В структуре расходов высокодоходных групп домохозяйств расходы на образовательные услуги снижаются, а группы домохозяйств с более низкими доходами сохраняют устойчивую структуру расходов.

Влияние изменения потребительского спроса на структуру образовательной деятельности и финансовое обеспечение

Численность студентов в сегменте высшего профессионального образования (ВПО) до 2004 г. имела устойчивую траекторию ежегодного роста и сохраняла определенную стабильность, но после 2008 года обозначилась тенденция ее снижения. Таким образом, демографическая ситуация страны влияет на последовательную смену циклов рынка образовательных услуг. Важно подчеркнуть, что с 2011 года изменилась структура приема в высшие профессиональные учреждения по уровням обучения.

Финансирование учреждений высшего профессионального образования характеризуется активными поступлениями денежных средств из всех источников до 2009 года включительно. В 2010 году отмечается снижение объемов поступлений внебюджетных источников финансирования и сокращение средств от населения.

Сохранение объемов финансирования высшего образования происходит за счет бюджетных средств при сокращении поступлений со стороны семей, участвующих в софинансировании ВПО.

В период демографического спада и финансового кризиса (2008-2010 гг.) университетам были созданы льготные нерыночные условия бюджетного финансирования, которые затормозили процесс эффективной реструктуризации, снизили конкуренцию по качеству на рынке образовательных услуг. В результате вузы на короткий период оказались нечувствительными к кардинальным изменениям тенденций образовательного рынка, которые развивались инерционно под влиянием наложившихся друг на друга неблагоприятных тенденций.

Слияния и поглощения высших учебных заведений в Российской Федерации

Объективные обстоятельства, такие как демографический спад и структурные изменения в экономике страны, вызвали серьезные преобразования в российской системе высшего профессионального образования.

Министерство образования и науки РФ каждый год увеличивает контрольные цифры приема на подготовку кадров по приоритетным направлениям модернизации - за 5 лет они в целом выросли на 9%. Одновременно Министерство снижает контрольные цифры приема на гуманитарные, экономические, юридические специальности - за последние годы в среднем на 30%. Однако самые лучшие абитуриенты по-прежнему выбирают специальности, обещающие доход в будущем. Хотя отмечается тенденция в некоторых вузах увеличения набора сильных абитуриентов по информационной безопасности, информатике и вычислительной технике, физматнаукам, геологии, разведке полезных ископаемых. Например, в Московском физико-техническом институте (государственный университет), Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова, Пермском государственном университете, Казанском федеральном университете, Новосибирском государственном университете.

В ряде стран (Великобритания, США, ЮАР, Финляндия, Австрия и т.д.) в сфере высшего образования уже прошли «волны» M&A, накоплен определенный опыт, использованы разнообразные методы слияний и поглощений. В России в этой сфере имелся лишь ограниченный опыт.

Российское Правительство и Министерство образования и науки Российской Федерации фактически дали старт активным слияниям и поглощениям вузов с 1 января 2011 года. Конечной целью интеграционных процессов в области высшего профессионального образования должно стать повышение качества подготовки студентов за счёт объединения финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов. Концепция сокращения вузов полностью укладывается в проект нового федерального закона «Об образовании».

Однако реструктуризация сети учреждений профессионального образования касается не только слияний и поглощений вузов. В 2011 году было реорганизовано 63 вуза, к которым были присоединены:

  • 27 учреждений высшего профессионального образования,
  • 67 учреждений среднего профессионального образования,
  • 9 учреждений дополнительного профессионального образования,
  • 7 прочих учреждений (НИИ, учебные центры, музеи).

В 2012 году интеграционный процесс в сфере высшего профессионального образования продолжился. На 15 мая 2012 года еще по 18 вузам официально опубликованы приказы о реорганизации. К 12 вузам были присоединены 14 высших учебных заведений, а к остальным – только учреждения СПО, музей профобразования и к двум вузам – профильные образовательные учреждения общего образования (школы).

Заключение

Развитие системы образования в России в течение 15 лет до 2008 года характеризовалось растущим спросом на образовательные услуги, учебные заведения оказались способны удовлетворять общественный спрос и активно привлекать средства государственного и частного финансирования.

Однако российская система профессионального образования после 2008 года переживает серьезные перемены, обусловленные демографическим спадом и финансовым кризисом. Негативные последствия этих воздействий изменили траектории развития системы высшего образования в России и ускорили процесс его перехода из расширяющегося рынка профессиональных образовательных услуг в сжимающийся рынок.

В период 1998-2007 гг. активное развитие и расширение сектора государственных вузов, создание и разворачивание частных вузов способствовали экстенсивному росту рынка услуг высшего профессионального образования. Данный период характеризуется самыми высокими показателями потребительского спроса населения и предложений со стороны государственного и частного сектора высшего образования. Отличительной особенностью является увеличение опережающими темпами численности студентов, желающих получить платное образование на контрактной основе. Эти тенденции проявились после 2002 года. Темпы роста платных студентов значительно превосходят показатели численности бюджетных студентов.

Сокращение объема платных услуг от населения в систему высшего образования после 2008 г. связаны с доходами потребителей (последствия финансового кризиса и влияние демографического спада) и с их потребительскими ожиданиями на фоне существенного превышения предложений со стороны государственного и частного сектора высшего образования над возможностями спроса потребителей на образовательные услуги. Однако учреждения высшего образования не смогли сразу отреагировать на кардинальные перемены тенденций образовательного рынка, поскольку в период 2008-2010 гг. потери от сжатия потребительского спроса были замещены бюджетными ресурсами, т.е. фактически государственные ресурсы компенсировали провалы рынка частного сектора образовательных услуг.

Смена тенденций общественного спроса на высшее образование, начиная с 2008 г. свидетельствует о снижении потребительской активности. И будет сопровождаться последующим уменьшением численности студентов в учреждениях ВПО, а также расширением более доступной формы обучения – заочной, замещающей спад приема на очное профессиональное образование. Однако в ближайшее время достичь уровня роста, характерного для финансового обеспечения вузов 2006-2010 гг., не удастся. Для этого необходимо подключать механизмы, препятствующие неблагоприятным тенденциям снижения общественного спроса и принятием мер по реорганизации высшего образования.

Закономерно, что в этих условиях основной вектор развития связан с оптимизацией структуры, объединением учебных заведений разного уровня, диверсификацией источников финансирования и изменением системы управления высшим образованием.

Таким образом, интеграционные процессы в области высшего профессионального образования, развернувшиеся с 2011 года, на базе объединения финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов должны способствовать повышению качества подготовки студентов и обеспечению конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональным учебным заведениям для поддержания потребительского спроса необходимо проявлять инициативу по развитию современных образовательных программ. На рынке высшего образования наилучшим образом позиционируются вузы, имеющие многопрофильную специализацию и диверсифицированную стратегию. Они способны притягивать сильных абитуриентов, полностью обеспечивают набор бюджетных студентов, привлекают абитуриентов на платные места.

Подводя итоги, можно сказать, что в условиях сжимающихся рынков грамотная политика реструктуризации может привести к системным структурным изменениям, однако пока нет общественного и экспертного консенсуса по этим вопросам, политика на оптимизацию вызывает протестные настроения и сопротивление изменениям как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны семей и работодателей. В таких обстоятельствах эффекты реструктуризации откладываются на неопределенный период. Изменения складываются под влиянием разнонаправленных тенденций, определяемых внешними по отношению к образованию факторами, такими как демографический спад, сокращение платежеспособного спроса, неудовлетворенность работодателей качеством образования и, соответственно, снижением мотивации студентов к продолжению образования.

PAGE \* MERGEFORMAT 4

Тенденции общественного спроса на высшее образование в современной России