Моделирование распределения влияния в рейхстаге Веймарской Германии
Моделирование распределения влияния в рейхстаге Веймарской Германии
Алескеров Ф. Т.1
(Институт проблем управления РАН, НИУ ВШЭ, Москва)
Холлер М.2
(Университет Гамбурга, Гамбург)
Камалова Р. У.3
(НИУ ВШЭ, Москва)
В работе предпринята попытка моделирования коалиционных предпочтений и анализа распределения влияния между партиями на примере выборов в рейхстаг Веймарской Германии в 1933 г. Для оценки влияния используются индексы, учитывающие предпочтения фракций по созданию коалиций. Коалиционные предпочтения моделируются в одномерном идеологическом пространстве на основе анализа программ политических партий и их опыта формирования коалиционных правительств.4
Ключевые слова: Веймарская республика, политические партии, коалиционные предпочтения, распределение влияния.
Партийная система Веймарской Германии парламентской республики с пропорциональной системой представительства была крайне плюралистичной и дробной, ни одна из партий не обладала абсолютным большинством в парламенте. В такой ситуации было возможно только коалиционное правление [6]. Влияние же фракций на принятие решений в парламенте далеко не всегда пропорционально доле мест, которой она обладает.
Рейхстаг нижняя палата парламента Веймарской Германии являлся высшим законодательным органом и избирался на четыре года по пропорциональной системе всеобщим, прямым и тайным голосованием. Для принятия обычного закона было достаточно простого большинства голосов депутатов. Для принятия закона, изменяющего конституцию, требовалось квалифицированное большинство, предполагавшее 2/3 голосов и участие не менее 2/3 действующих депутатов [9].
Политических партий, хотя бы единожды получивших место в рейхстаге, было 29, но основными являлись шесть. Коммунистическая партия Германии (КПГ) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), представляют собой группу левых партий. К центристским относят Немецкую демократическую партию (НДП) и партию Центра (ПЦ), к правым Немецкую народную партию (ННП), Немецкую национальную народную партию (НННП) и Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП). Последние характеризовались значительной долей национализма в своих идеологических платформах. Большинство депутатов тех партий, которые составляли основу партийной системы СДПГ, НДП, ПЦ, ННП, были либо приверженцами республиканского строя, либо «республиканцами разума» [3]. Так или иначе, все они признавали невозможность реставрации монархии и необходимость проведения рациональной политики. Радикальными антисистемными партиями были КПГ и НСДАП.
Политика КПГ регулировалась извне декретами и указаниями Коминтерна, который в свою очередь полностью зависел от позиции руководства СССР [1]. Поэтому и идеологически близкие социал-демократы, и крайне правые национал-социалисты для КПГ считались одинаково неприемлемыми партнерами по коалиции. Целью Коминтерна была революция и установление в Германии советской республики по подобию СССР. Этому всячески противостояли немецкие социал-демократы. Более того, они тоже претендовали на рабочий электорат, а значит, напрямую соперничали с КПГ. «Между правительством Носке и фашистами почти нет различий», заявил Н. Бухарин на 6-м конгрессе Коммунистического Интернационала (июль сентябрь 1928 г.) [1].
Стоит отметить, что коммунисты имели право на подобные высказывания. В 1919 году под руководством министра обороны Германии социал-демократа Гюстава Носке, с помощью парамилитарных организаций (фрайкоров), было жестоко подавлено восстание крайних левых («Союза Спартака»). В ходе восстания были убиты лидеры движения Карл Либкнехт и Роза Люксембург. «Кто-то должен быть кровавой собакой. Я не страшусь ответственности», сказал тогда Г. Носке [8].
Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) националистическая партия, организованная по принципу вождизма. Идеологическая платформа партии состояла из идей превосходства арийской расы над всеми другими, антисемитизма, антикоммунизма. В трудностях немецкого народа обвиняла системные левые партии и агрессивно противостояла им. Массовая популярность пришла к нсдап с началом экономического кризиса в 1929 г. Тогда нацисты стали силой государственного масштаба, а в 1932 г. крупнейшей фракцией в рейхстаге.
Для того чтобы оценить предпочтения фракций в парламенте по отношению друг к другу, партии были расположены в одномерной шкале «левые правые» по направлению экономической политики, ri, [2] (см. Табл. 1). Отношение к таким ценностям, как религия, семья, нация и т.д., в значительной мере связано с экономическими установками политических акторов, поэтому для описания многообразия политических партий Германии в 20-30 гг. XX в. достаточно «классической» лево-правой шкалы. Основанием для присвоения отдельных партиям конкретных позиций служил «обзор программ и практических мероприятий основных общенемецких акторов избирательного процесса» (см. подробнее [3], [4]).
Для чтобы рассчитать насколько близкими друг к другу были партии, мы предполагаем наличие предпочтений у каждой партии i к партии j, pij. Введем меру = |ri rj| и примем, что если > 3, то фракции не вступают в коалицию, и тогда pij = 0; = 3, то pij =1; = 2, то pij =2; = 0 или = 1, то pij = 3 желание вступить в коалицию велико. Позиция каждой партии будет представляться целым числом. Большая точность для последующего моделирования распределения влияния не является необходимой. Допускаются несимметричные предпочтения, когда pij pji.
Таблица 1. Позиции основных партий Веймарской Германии.
Партия i |
позиция ri |
Коммунистическая партия Германии (КПГ) |
1 |
Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ) |
2 |
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) |
3 |
Немецкая демократическая партия (НДП) |
4 |
Немецкая государственная партия (НГП) |
4 |
Партия Центра (ПЦ) |
5 |
Немецкая народная партия (ННП) |
6 |
Баварская народная партия (БНП) |
7 |
Немецкая национальная народная партия (НННП) |
8 |
Боевой фронт «Черный-белый-красный» (ЧБК) |
9 |
Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) |
10 |
Для каждой партии можно определить силу связи с той или иной выигрывающей коалицией по формулам функций связи f (i,). Разные методы расчета функций связи представлены в [5].
(1)
Используя значения полученных связей между фракциями, можно посчитать соответствующее влияние каждой фракции, для чего суммируются всех значения f (i,) в выигрывающих коалициях, где i ключевой участник:
(2)
Чтобы ограничить область возможных значений в границе от 0 до 1, осуществляется нормировка:
(3)
Рассмотрим пример. В результате выборов 5 марта 1933 г. в рейхстаг прошли более 8 партий. Общее количество мест равнялось 647. В данном созыве рейхстага некоторые взаимные предпочтения были асимметричны: pПЦ-СДПГ = 2 и pСДПГ-ПЦ = 3; pНСДАП-ПЦ = 1 и pПЦ-НСДАП = 1.
Таблица 2. Значения индексов влияния по результатам выборов 5 марта 1933 г.
Партия i |
Число мест |
Доля мест |
Позиция ri |
1) |
2) |
|
БНП |
18 |
0.028 |
rБНП = 7 |
0 |
0 |
0 |
ННП |
2 |
0.003 |
rННП = 7 |
0 |
0 |
0 |
ПЦ |
74 |
0.114 |
rПЦ = 5 |
0.091 |
0.161 |
0.174 |
ЧБК |
52 |
0.080 |
rЧБК = 9 |
0.091 |
0.132 |
0.132 |
КПГ |
81 |
0.125 |
rКПГ = 1 |
0.091 |
0 |
0 |
НГП |
5 |
0.008 |
rНГП = 4 |
0 |
0 |
0 |
НСДАП |
288 |
0.445 |
rНСДАП = 10 |
0.636 |
0.625 |
0.625 |
СДПГ |
120 |
0.185 |
rСДПГ = 3 |
0.091 |
0.082 |
0.070 |
Прочие |
7 |
0.010 |
0 |
0 |
0 |
В марте 1933 г., несмотря на то, что НСДАП не обладала абсолютным большинством, она занимала доминирующее положение в парламенте, что показывают все индексы. Последним шагом к установлению нацистской диктатуры, при выполнении демократической процедуры, стало принятие 23 марта 1933 г. конституционного закона о наделении канцлера А. Гитлера дополнительными полномочиями.
КПГ имела 81 место и по-прежнему не вступала в коалиции. Значение индекса Банцафа, показывающего потенциал влияния на принятие решений, равно 0.091. Однако реальное влияние партии отсутствовало, что подтверждают значения индексов 1) и 2) = 0.
После аннуляции всех мандатов фракции КПГ в связи с обвинением в поджоге здания рейхстага квота для конституционных изменений составляла 378 голосов. С помощью партии Центра коалиция националистов (НСДАП и ЧБК-Боевой фронт) набрала конституционное большинство (414 голос). Людвиг Каас, председатель ПЦ, принял решение поддержать А. Гитлера в обмен на полученные устные гарантии, включавшие уважение свободы церкви со стороны правительства, признание её права на вмешательство в сферу культуры и образования. Партия Центра действительно была распущена последней.
В проведенном исследовании было показано, что оценка влияния фракций в парламенте может быть адекватно проведена с помощью индексов влияния, учитывающих предпочтения участников по созданию коалиций. На примере КПГ мы можем сделать вывод о том, что отказ от вхождения в коалиции способен свести к нулю влияние партии в законодательном органе, даже в том случае, если она обладает значительной долей мест. Аналогично, относительная идеологическая «размытость» способна увеличить влияние даже небольших фракций. Отказ потенциально влиятельных игроков вступать в коалиции может привести политическую систему к коллапсу, что и произошло в 20-30 гг. XX века, когда неспособность КПГ и СДПГ, а также партий политического центра объединиться против крайних правых сил не воспрепятствовала приходу к власти в Германии режима национал-социалистов.
Список литературы
- Ватлин А.Ю. Коминтерн. Идеи, решения, судьбы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2009 г. 376 с.
- Каспэ С.И., Салмин А.М. Измерения свободы: парламентский электоральный процесс в постсоветской России // Полития. 2000. № 3. С. 5-54.
- Нефедова Т.Г. Веймарская демократия: Опыт коалиционного правления в Германии в 1919-1928 гг. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ. 2001. 160 с.
- Яхлов А.В. Веймарская республика: партийная система, политические силы и их программы // Политическая экспертиза. 2005. № 3. С. 80-89.
- Aleskerov F. Power Indices Taking into Account Agents Preferences / Mathematics and Democracy. Recent Advances in Voting Systems and Collective Choice. Berlin-Heidelberg: Springer. 2006. 1-18.
- Aleskerov F., Holler M. J., Kamalova R. Power Distribution in the Weimar Reichstag in 19191933: Working paper WP7/2010/08. Moscow: Publishing House of the University - Higher School of Economics. 2010. 54 p.
- Post, Ken (1997). Communists and national socialists. - New York: Macmillan.
- Rippert, U. (2008). German Social Democrats meet in the shadow of the financial crisis. World Socialist Web Site. : [Электронный документ] http://www.wsws.org/articles/2008/oct2008/spdc-o24.shtml. (Дата обращения: 22.10.2012).
- The Reich Constitution of August 11th 1919 with Modifications (Weimar Constitution). : [Электронный документ] http://www.zum.de/psm/weimar/weimar_vve.php (Дата обращения: 22.10.2012).
1 Алескеров Фуад Тагиевич, доктор технических наук, профессор (alesk@hse.ru).
2 Холлер Манфред, доктор экономических наук, профессор (holler@econ.uni-hamburg.de).
3 Камалова Рита Ульфатовна, аспирант, стажер-исследователь (rkamalova@hse.ru).
4 Работа выполнена при частичной финансовой поддержке Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ и Научного фонда НИУ ВШЭ.
PAGE 1
Моделирование распределения влияния в рейхстаге Веймарской Германии