МОДЕЛЬ ЧЕТЫРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

МОДЕЛЬ ЧЕТЫРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

Резюме. Предлагаемая динамическая модель имеет два крупных раздела – демографический и макроэкономический. Демографическое и экономическое поведение домохозяйств моделируется на основе представления о 4-коленном жизненном цикле, в котором каждое поколение исполняет особую экономическую и демографическую роли. Второй раздел – макроэкономические балансы.

В работе не только исследуются взаимосвязи семейных доходов и демографического поведения, но и предлагается динамическая модель сбалансированных демографических и макроэкономических показателей, которая способна просчитать самые различные сценарии долгосрочного социально-экономического развития.

Модель сильно агрегирована, универсальна и достаточно просто компьютеризируется. Но при моделировании требуется четкая постановка исследовательской задачи, тщательное разделение экзогенных и эндогенных переменных и глубокая интерпретация результатов.

Характеристика четырех периодов жизненного цикла и способ группировки.

Итак, в нашей модели жизненный цикл имеет 4 периода:

  1. Детство и ранняя юность.
  2. Ранний семейный период. Люди проявляют детородную активность и одновременно экономическую активность с целью получения доходов. Именно в этот период семья принимает решения о рождении детей.
  3. Зрелая (старшая) семья. Период экономической активности. Люди активно работают, и по мере необходимости и в силу своих возможностей помогают своим взрослым детям и постаревшим родителям. Предназначение этой фазы - кредитование других фаз собственного жизненного цикла в модели жизненного цикла и/или экономическая помощь младшей семье и старикам.
  4. Старость. Снижение экономической активности до нуля. Отсутствие доходов от деятельности компенсируется пенсией по старости.

Модель поведения семьи в процессе жизненного цикла легко трансформируется в модель 4-х групп, а лучше сказать – 4х поколений, существующих одновременно. Условно можно назвать ее моделью рода. Вышеназванные поколения экономически взаимодействуют друг с другом, в том числе и через трансфертные потоки. Помимо очевидного факта – содержания родителями детей, существуют факты помощи старикам от взрослых детей и факты помощи старшего поколения уже выросшим детям. Явление межсемейных трансфертных потоков довольно сильно развито в России, и это достаточно ясно было показано в исследовании Стивена Стилмана «Understanding Interhousehold Transfers in a Transition Economy: Evidence from Russia», финансируемых EERC. Данные исследования нашли, что «трансферты устойчиво текут от пожилых людей к их взрослым детям», которые находятся в неустойчивом социальном и экономическом положении (учатся, начинают работать, потеряли работу, недавно поженились и т.д.).

Описание экономического и демографического поведения семьи на разных стадиях жизненного цикла. Демографическое поведение мы описываем в терминах экономического поведения семьи, а именно: каждый новый ребенок – это потребительские расходы. Рождение ребенка, как первого, так и последующего означает увеличение потребительских расходов. Следовательно, социально ответственные индивидуумы, принимая такие решения, отдают себе отчет о имеющихся у них бюджетных ограничениях.

Баланс доходов и расходов рода - всех 4 поколений позволяет вывести максимально возможное количество детей в семье:

Nmax = 2(1,6 y* + yold – 3)/(1 – g*) (1)

Формула (1) показывает то максимально возможное количество детей, которое может позволить себе иметь социально ответственная семья исходя из 2-х видов бюджетных ограничений: сверхдолговременных всего жизненного цикла и ограничений, накладываемых в течение только 2-го цикла (детородного) . В реальной жизни имеет место и то, и другое ограничение.

Поэтому принимаем:

Nmax = min (1,6 y - d – 2)/(1 – g) , 2(1,6 y* + gold – 3)/(1 – g*) (2)

В действительности семья не обязательно решается на максимум детей в формуле (2) . Она может принять решение обзавестись меньшим количеством детей - Nопт . В основе таких решений – максимизация функции полезности. Дети рассматриваются как благо, за которое взрослые индивидуумы согласны заплатить снижением своего душевого дохода и своего свободного времени.

Заметим, что далеко не все семьи с низким уровнем дохода ведут себя «социально». Уже достаточно ужасающих фактов, чтобы говорить о проблеме асоциального родительского поведения, когда опустившиеся родители не забоятся о детях, а то и просто выкидывают их. Есть и противоположный пример – героизм многодетных родителей, не опускающих руки перед экономическими трудностями. Но последние становятся к сожалению исключительными фактами, что подтверждает правило: заботу о «качестве жизни детей» и компенсирование затрат на поддержание этого качества должно взять на себя общество/государство. Иначе доля «асоциальных» семей перейдет критический порог (если еще не перешла), делая процесс деградации общества необратимым, а доля многодетных семей сойдет на нет.

Функция издержек и доходов «молодой» семьи.

Для описания демографического поведения людей используем элементы предельного анализа издержек и доходов. Исходим из того, что экономически активные люди, находящиеся в детородном возрасте сами принимают решения о количестве детей. При этом исходят из соображений обеспечения собственного существования и уже имеющихся детей и возможности содержания следующего родившегося ребенка. То есть функция издержек семьи на детей, зависит от количества детей, и эта зависимость носит положительный характер:

C = Cf + Ca + MC*N, (1)

где C – затраты всей семьи

Ca – текущие затраты на содержание взрослых;

Cf – общесемейная корзина;

MC – предельные (дополнительные) затраты на ребенка.

N – количество детей в семье.

Полагаем, что эта функция имеет выпуклый характер, то есть предельные издержки на каждого последующего ребенка могут несколько убывать. Но без ущерба для выводов можно принять MC независящим от номера ребенка в семье, то есть постоянным, и равным его потребительской корзине Cch . Государственная статистика определяет прожиточный минимум ребенка в размере 9/10 прожиточного минимума взрослого. В целях модельного упрощения, не делаем различия в размере потребления взрослых и детей, то есть принимаем Cch = Ca = C.

Но прожиточный минимум взрослого, которым оперирует государство, есть корзина, пригодная только для краткосрочного выживания. Из нее исключены предметы длительного пользования. Поэтому мы дополняем корзину текущих расходов семьи расходами на создание жилой среды Dlt. Прежде чем принимать решение о ребенке, семья обязана создать жилую среду - обустроить жилье, то есть осуществляет расходы на приобретение предметов длительного пользования Clt , включая недвижимость..

При любом источнике покрытия приводим разовые затраты к текущим

Dlt = Clt (1+r )/ t lt

Функцию доходов семьи принимаем ее как сумму ожидаемых доходов отца и матери, а именно их заработной платы:

Q = Qb + GTr = kW + GTr (2)

где Q – доходы семьи;

Qb – доходы семьи от экономической деятельности (труд, предпринимательство);

GTr – государственные трансферты на поддержку семьи;

W – средняя заработная плата или доход от предпринимательской деятельности. w – коэффициент снижения заработной платы женщины по сравнению с мужчиной,

Считаем, что социально ответственная семья принимает решение о рождении N-го ребенка только в том случае, если ее доходы в целом перекрывают предстоящие расходы, а именно:

Q(N, GTr) >= C(N) (3)

Решение балансового уравнения позволяет связать такие переменные как количество детей в семье (экономически обеспеченное), соотношение доходов и минимальной потребительской корзины (текущих расходов), корзины долговременных потребительских товаров и объемы государственной поддержки семье. Например, если за входные данные принять соотношение средней заработной платы (предпринимательского дохода) и потребительской корзины в семье, а также объем «детских пособий», то максимально возможное (с точки зрения семейного бюджета) количество детей в полной семье будет определяться формулой:

Nmax = (1,6 y - d – 2)/(1 – g) (4)

Где y - отношение заработной платы к минимальной потребительской корзине человека

d - величина, связанная с отношением объема общесемейных расходов к минимальной потребительской корзине;

g - отношение величины «детского пособия», выплачиваемого государством на одного ребенка, к минимальной потребительской корзине.

Формула (4) дает зависимость количества детей в семье от относительных доходов и детских трансфертов, а также структуры потребительской корзины (доли затрат на предметы длительного пользования). Ключевым фактором в (4) является понятие минимальной потребительской корзины. Это понятие не обязательно совпадает с прожиточным минимумом, определяемым Госкомстатом. У семьи могут быть собственные представления о прожиточном минимуме, не совпадающем с официально установленным. Но с учетом того, что задача исследования - выявить демографическое поведение в стране, где душевой доход половины населения сравним с официально установленным прожиточным минимумом, можно использовать минимальную корзину текущих потребительских затрат именно в этом смысле. Хотя бы для настройки модели.

Модель хорошо согласуется с общероссийскими статистическими данными и результатами социологических исследований, проведенных во Владимирской области.

В данной работе не утверждается, что экономический барьер в виде низких доходов является единственным фактором ограничения рождаемости. Да, устранение бедности не является единственным и достаточным условием улучшения демографической ситуации в России, но это необходимое условие. И очень значимое.

Практические возможности предлагаемой модели:

  1. Предлагаемая модель позволяет обосновать эффективные ставки детских пособий и размеров единовременной помощи молодым семьям, объемы государственных трансфертов на поддержание репродуктивных установок общества.
  2. Оценить эффективность существующих программ поддержки семье и детям, как государственных, так и региональных.
  3. Демографической экспертизы любых социально-экономических реформ, затрагивающих уровень жизни основной части населения.
  4. Предлагаемое исследование делает возможным построить модель вариантного долгосрочного прогнозирования демографической ситуации и позволяет просчитать совокупные затраты и доходы государственного бюджета, пенсионного и других фондов при реализации того или иного варианта демографической политики.
  5. Позволяет оценить демографические последствия экономического неравенства.
  6. И многое другое.

МОДЕЛЬ ЧЕТЫРЕХ ПОКОЛЕНИЙ