Ценности науки и траектория развития экономической теории
торой Российский экономический конгресс Суздаль февраль 2013
Ценности науки и траектория развития
экономической теории
О.И. Ананьин
НИУ ВШЭ, ИЭ РАН (Москва)
I. Введение
Стандартные способы представления траектории развития экономической теории это либо абсолютистские либо релятивистские истории. В обоих случаях ценности и нормы, направляющие научный поиск, как правило, остаются за рамками рассмотрения.
Абсолютистские истории исходят из приоритета текущего состояния науки, и все предшествующие события и факты оценивают в отношении к этому состоянию, рассматривают их как шаги, к нему подводящие. Такие истории апеллируют к убеждению в духе вольтеровского Панглосса, что «все идет к лучшему в этом лучшем из миров» и что некая благодетельная «невидимая рука» направляет деятельность ученого на путь истины. Научные ценности и нормы скрыты в этой базовой предпосылке, и в абсолютистских историях как таковых роли не играют.
В релятивистских версиях эволюции экономической мысли последняя выступает артефактом социальных и идеологических факторов, что оставляет мало места для обсуждения внутренней логики развития научного знания вообще и самостоятельной роли ценностей науки в особенности.
Однако история экономической мысли отнюдь не свободна от конфликтов вокруг таких ценностей, а недооценка этого фактора ведет к тому, что эта история кажется менее последовательной и логичной, чем она была на самом деле, что отчасти обесценивает вклад истории мысли как научной дисциплины в повышение самосознания экономической профессии.
Ценностные споры в науке часто коренятся в том, что субъектом, порождающим, поддерживающим и модернизирующим ценности науки, выступает научное сообщество в целом. Это делает ценностные подвижки фактором, относительно независимым от отдельных научных сообществ по крайней мере тех, которые, как сообщество экономистов, никогда в число наук-лидеров, способных навязывать свои научные стандарты в качестве стандартов общенаучных, не входило. Расхождение внутридисциплинарных и общенаучных ценностей может стать как источником конфликтов среди экономистов, так и шансом для разрыва с профессиональными познавательными рутинами, то есть фактором осознанного выбора между конкурирующими ценностями науки.
II. Эпистемологические развилки Адама Смита
Вероятно, самым ранним примером осознанного эпистемологического выбора в истории экономической мысли может служить знаменитое разъяснение Уильяма Петти в «Политической арифметике» своего «не вполне еще обычного» метода. По его словам, «... вместо того, чтобы употреблять только слова в сравнительной и превосходной степени и умозрительные аргументы, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер... используя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе» (Петти-1940, с.156). Известно, что позиция Петти вдохновлялась современной ему, то есть ньютоновской, физикой и была направлена против тогдашних стереотипов меркантилистской литературы. Однако во времена Петти продекларированные им эпистемологические нормы нашли мало сторонников среди пишущих на экономические темы: «Последователей было мало, восхищались многие, но огромное большинство очень быстро предало забвению этот метод» таков сухой комментарий Шумпетера (Шумпетер-2001, с.271). А ремарка Адама Смита в «Богатстве народов» о том, что он «не придает особенно большой веры политической арифметике...» (Смит-2007, с.512) отразила общее мнение целого ряда поколений экономистов.
Еще одна эпистемологическая развилка, с которой пришлось столкнуться А.Смиту, была обязана его знаменитому современнику и соотечественнику сэру Джеймсу Стюарту. Оба автора стремились обобщить экономические идеи своей эпохи, и оба строили свои трактаты вполне канонически для сочинений о том, как следует управлять хозяйством государя. Взгляды Стюарта обычно характеризуются как наиболее зрелое выражение меркантилистской традиции экономической мысли. Согласно исследователю его творчества Уркварту, подход Стюарта строился на сочетании трех начал:
а) природы человека, задающей универсальные принципы его поведения, прежде всего, приоритет собственных интересов;
б) истории, определяющей изменчивость и разнообразие естественных, геополитических, культурных (включая “дух народа”) условий, в которых эти принципы действуют;
в) модели взаимодействия двух первых начал, т.е. фактически типа социального строя.
Это была гибкая система ориентиров для оценки ситуаций и выработки решений. Она допускала различную субординацию основных начал, т.е. существование различных экономических систем, и оставляла место для проявления воли правителя1. Стюарт не претендовал на открытие универсальных экономических законов, скорее, ему было важно, чтобы степень определенности знания соответствовала природе изучаемого предмета (см.: Urquhart-1996, 382-383).
А. Смит сохранил преемственность с традицией хозяйственного трактата: две заключительные и наиболее объемные книги «Богатства народов» были написаны в той же стилистике. Однако при общности стилистической формы эпистемологическая стратегия Смита, изложенная в двух вводных книгах его magnum opus, была иной2. Она была логически более строгой, по технике скорее дедуктивной, в политических выводах более радикальной. Целью Смита было не столько систематизировать прошлый опыт, уроки которого могли бы помочь правителю противостоять возможным вызовам, как это, похоже, было в случае Джеймса Стюарта, сколько наметить и обосновать некий новый социальный порядок. «В понимании Смита, политическая экономия это определенно политическая наука, причем «политическая» в глубинном смысле в пределе как наука подлинно конституционного строительства. Это средство, призванное улучшать человеческое общество; ориентиром здесь служат нормативные и практические соображения» (Aspromourgos-2009, р.63, курсив в оригинале).
Таким образом, Смит отверг как эмпирико-количественный подход Петти, так и эмпирико-качественный подход (кейсовый) Стюарта в пользу исследовательской программы универсалистского, теоретического и нормативного типа. Не была она, впрочем, и принципиально анти-эмпиристской в терминах философии науки ХХ века. Скорее, Смит был, следуя термину Й.Кланта, «эмпирическим априористом» (См.: Klant-1984, p.56-63), для которого и истинность и нормативная ценность теорий определялась самоочевидностью базисных постулатов, из которых они выводились.
Даже если допустить, что эпистемологический выбор Смита субъективно был мотивирован не эпистемологически, что его скептицизм в отношении «политической арифметики» коренился в ненадежности расчетов Петти (см., напр. Блауг-2008, с.237-8), а неприятие методологии Стюарта в антипатии к его политическим взглядам, его значение от этого не меняется. Он послужил прецедентом в пользу выбора эпистемологической установки, принятой затем научным сообществом. И это был выбор из того эпистемологического меню, которое в эпоху Смита имелось в распоряжении. Ключевая роль в формировании такого меню принадлежала Дэвиду Юму.
III. Нейтральность денег: меняющийся контекст
Влияние Юма на формирование экономической науки парадоксально. Он был современником и активным участником интеллектуального сообщества, в котором формировалась политико-экономическая теория; известно его влияние на центральную фигуру движения Адама Смита. Его экономические очерки были опубликованы в 1752 г., т.е. раньше, чем экономические труды Кенэ и Смита, и даже раньше публикации книги Кантильона (1755 г.), хотя вопрос о знакомстве Юма с ходившей по рукам рукописи последней остается открытым (См.: Murphy-2008).
В историографической литературе влияние Юма на экономическую теорию традиционно связывается прежде всего с его взглядами на деньги, в особенности с авторством идеи "нейтральности денег" идеи о том, что количество денег в стране оказывает лишь номинальное влияние на экономику, определяя, вопреки представлениям меркантилистов, лишь уровень цен, но не уровень ее богатства, относительные цены или распределение доходов. Наиболее наглядно эта идея представлена в очерке «О торговом балансе» в виде мысленного эксперимента, основанного на предположении, что «... в одну ночь исчезли четыре пятых всех денег Великобритании» (Юм, с.113). Анализируя последствия такой ситуации, он показал, какие механизмы должны вернуть экономическую систему в ее естественное состояние и что более важно воспрепятствовать возникновения подобных «чудес».
Идея нейтральности действительно занимает важное место в экономических очерках Юма, и она действительно стала существенной предпосылкой теоретизации экономического знания. Парадокс состоит в том, что идея нейтральности денег выполняет у Юма совсем не ту роль, какую она впоследствии сыграла в процессе такой теоретизации. Скептик-эмпирик Дэвид Юм был бы немало удивлен тем, какое применение идее нейтральности денег нашли экономисты XIXXX веков.
Юм видел свою главную цель в разработке «науки о человеке» (Aspromourgos-2009, р. 53-58). В этом контексте его экономические очерки были направлены не только против меркантилистских принципов экономической политики: их задачей было также разоблачение меркантилисткой веры в то, что величие и власть государя неразрывно связаны с преодолением нехватки в стране золота и серебра. Юм всячески стремился продемонстрировать ложность этой веры: «...влияние, которое приписывают малочисленности звонкой монеты, в действительности есть результат привычек и свойств населения... [унаследованных от] первобытных и менее культурных времен, когда еще потребности воображения не смешались с естественными потребностями» (Юм-1996, с.90-91). Тезис нейтральности денег был нужен для доказательства того, что без изменения обычаев приток денег в страну способен дать лишь номинальный эффект. Положение можно изменить считал Юм только благодаря торговле, прежде всего внешней, ибо именно так «... люди знакомятся с удовольствиями роскоши и выгодами торговли, а утонченность вкуса и трудолюбие, будучи раз пробуждены, уже беспрепятственно поощряют их к новым усовершенствованиям во всех отраслях внутренней и внешней торговли. И это, быть может, есть главная выгода, какую приносит торговля с иностранцами. Она пробуждает людей от лени..., вызывает в них стремление к более утонченному образу жизни, чем тот, какой вели их предки» (Юм-1996, с.77-78). Отсюда видно, что идея Юма состояла вовсе не в том, чтобы абстрагироваться от денег, а в том, чтобы создать условия, при которых денежный мотив стал бы мотором человеческого прогресса.
Аналогичная логика присутствует и в третьей книге «Богатства народов» Смита, но, заметим, не в его теоретических главах. Позднее экономисты-классики, в лучшем случае, воспроизводили эту двойную логику, в соответствии с которой основная доктрина Юма сохранялась лишь как философское приложение к их теориям. Судьба же тезиса о нейтральности денег оказалась более счастливой: для нее нашлось место в теоретическом ядре смитианской системы, а в дальнейшем она стала интегральной частью доктрины классической политической экономии. Однако вне исходного юмовского контекста тезис о нейтральности денег приобрел новую роль. Для Смита первой книги «Богатства народов» деньги это всего лишь удобное, но сомнительного качества, мерило стоимости. Во второй книге деньги это «колесо обращения», то есть инструмент, призванный облегчать обмены и способный приспосабливаться к потребностям торговли. Здесь уже фактически действует «классическая дихотомия». Стоит подчеркнуть, что отделяя тезис о нейтральности денег от более широкой доктрины Юма, Смит держался другой опоры, которую он нашел у своих континентальных предшественников Кантильона и Кенэ. Соответственно, последующая фактическая эволюции экономической науки определялась уже линией Кантильона Кенэ Смита (См.: Шумпетер-2001, с.737).
И в классической политэкономии и позднее в неоклассической экономической теории нейтральность денег служила основанием для абстрагирования от них. Для экономистов-теоретиков деньги стали внешней "вуалью" над реальной экономикой вуалью, которую при построении "чистой" теории надлежало отбросить. В системах Сэя и Рикардо нейтральность денег это уже одна из ключевых предпосылок, на которых строится центральный элемент этих систем идеализированный объект общественного продукта. Не будем забывать, что Смит и его преемники создавали науку о богатстве не о человеке, как Юм. В качестве отправного пункта им нужна была некая социальная единица, а не индивид. Еще позже, в теории Вальраса, нейтральность денег стала играть аналогичную роль при конструировании уже иного идеального объекта системы общего конкурентного равновесия взаимных договоренностей и ожиданий, ставшей ядром не менее рационалистической неоклассической теории.
В результате продукт интеллектуального наследие эмпириста Юма стал частью сугубо рационалистических теоретических проектов новых поколений экономистов. Связь тезиса о нейтральности денег с самим Юмом со временем утратилась. Так, Джон Стюарт Милль в середине XIX века мог защищать идею нейтральности денег и одновременно упрекать Юма за про-инфляционную позицию, уже не обращая внимания, а возможно и не сознавая, что в оригинале последняя было не более чем элементом первой (см.: Милль-2007, с.591-3).
Рассмотренный эпизод из истории идей можно интерпретировать как выражение борьбы двух способов теоретизирования, представленных двумя интеллектуальными традициями и оказавших влияние на Адама Смита. Проводником более раннего философского подхода был Дэвид Юм, а ценности нового научного стиля внедрялись школой Кантильона Кенэ. Идеологические полемики того времени, сколь бы значимы они ни были для успеха Смита как социального философа, вряд ли могут объяснить, почему в экономической науке возобладала именно научная, а не философская модель. В этих условиях гипотеза, объясняющая избирательную рецепцию денежной теории Юма спецификой эпохи Просвещения с характерным для нее пиететом перед ценностями науки, которые перевесили традиционные нормы философствования, представляется весьма вероятной.
IV. Заключение
Конфликты вокруг ценностей науки возникают в исследовательской практике постоянно, а то, как они разрешаются, оказывает существенное влияние на траекторию развития конкретных научных дисциплин. Основным источником ценностных конфликтов в науке служит множественность эпистемологических ценностей. Философы науки классифицируют такие ценности, или принципы, по нескольким категориям: порождающие принципы (сохранения, симметрии, дополнительности); принципы связности (единства науки, соответствия Бора, математизация); целеполагающие принципы (объяснения, простоты, наблюдаемости, бритва Оккама). (См.: Овчинников-1996; а тж.: Doppelt-2008).
История экономической мысли дает немало примеров того, как стремление к высшим достижениям по одному ценностному вектору достигается ценой потерь на других направлениях: дилеммы «истина против строгости», «универсальность против системной специфики», «эмпирицизм против эссенциализма» - все это известные иллюстрации данной проблемы. История про эпистемологические развилки, с которыми столкнулся Адам Смит на пути к утверждению новой науки, подсказывают, что основной набор конкурирующих ценностей науки относительно стабилен. Двухмерная схема с двумя осями, символизирующими выбор между рационалистическими и эмпиристскими исследовательскими программами, с одной стороны, и между универсалистскими и системно-специфическими теориями, с другой, достаточна, чтобы проиллюстрировать эту гипотезу. В эпоху классической политэкономии базовая эпистемологическая структура экономического знания имела примерно такой вид:
После маржиналистской революции, которая перенаправила внимание экономистов на изучение экономического поведения, сменились фигуры, но базовая эпистемологическая структура воспроизвелась почти в прежнем виде. Уэсли Митчелл сменил Петти, Густав Шмоллер занял позицию Стюарта, Карл Менгер и Леон Вальрас заместили Кантильона и Адама Смита, а Макс Вебер и Вальтер Ойкен Маркса. Эту историю несложно продолжить. Ценностные конфликты отнюдь не противостояние «хороших» и «плохих», правых и неправых: они суть проявление многомерности реального мира, который призвана отразить наука.
К этому можно лишь добавить, что большая часть ценностей науки относится к тому, что Томас Кун назвал «нормальной наукой», тогда как научный прогресс это в немалой степени парадигмальные сдвиги, в ходе которых сложившиеся сообщества «нормальной науки» разрушаются, а их нормы обесцениваются. А это значит, что ценности, культивируемые внутри сообществ «нормальной науки», могут быть слишком узкими и жесткими для подлинно прорывных идей. Вот почему так важны еще и мета-научные ценности, основанные на логике эволюционного процесса и способные поддерживать разнообразие и конкурентную среду в широком научном сообществе, уважение к альтернативным взглядам и терпимость к неортодоксальным подходам.
Литература
Блауг , Марк. 100 великих экономистов до Кейнса. СПб: Экономическая школа. 2008.
Овчинников Н.Ф. Принципы теоретизации знания. Москва: ИФ РАН. 1996.
Милль, Джон Стюарт. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. М.: Эксмо, 2007.
Петти, Вильям. Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз. 1940.
Смит, Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо. 2007.
Шумпетер Й.А. История экономического анализа. СПб.: Экономическая школа. 2001.
Юм, Давид. Малые произведения. М.: Канон. 1996.
***
Aspromourgos T. The Science of wealth: Adam Smith and the Framing of Political Economy. L & NY: Routledge. 2009.
Doppelt G. Values in science / The Routledge Companion to Philosophy of Science. Ed. by Stathis Psillos and Martin Curd. L & NY: Routledge. 2008.
Klant, Johannes J. The Rules of the Game. The Logical Structure of Economic Theories. Cambridge etc.: Cambridge University Press. 1984.
Urquhart R. The trade wind, the statesman and the system of commerce: Sir James Steuarts vision of political economy. // The European Journal of the History of Economic Thought, 3 (1996), № 3, 379-410
1 “Торговые нации Европы подобны флоту из кораблей, каждый из которых стремится первым прибыть в определенный порт. На каждом государь его капитан. В их паруса дует один ветер; этот ветер принцип собственного интереса... Естественные преимущества каждой нации это разная мера качества плывущих судов, однако капитан, ведущий свой корабль с наибольшим умением и изобретательностью... при прочих равных условиях, несомненно, выйдет вперед и удержит свое преимущество”. (Steuart- 1767, Цит. по: Urquhart-1996).
2 Здесь не место обсуждать, было ли сочетание в «Богатстве народов» двух разных стилей сознательной риторической стратегией Смита, его изначальной склонностью к какой-то версии методологического плюрализма или просто непоследовательностью. Важно то, что Смит оставил своим преемникам своего рода методологическое меню, выбор из которого оказался систематически смещенным не в пользу старого канона.
7
универсализм
истемо-специфичность
эмпирицизм
рационализм
Петти |
Кантильон, Смит |
Джеймс Стюарт |
Маркс |
Ценности науки и траектория развития экономической теории