МЕЖДУНАРОДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Международная налоговая политика противодействия уклонению от уплаты налогов и вопросы эффективности используемых методов борьбы анализируются нами на протяжении нескольких лет. Достигнутые результаты и перспективы представляются крайне настораживающими.

Борьба с международным уклонением от уплаты налогов и его посредниками – низконалоговыми юрисдикциями (офшорами), ведется странами-членами ОЭСР с появления на мировом рынке международного бизнеса и развития системы его налогообложения. Офшоры издавна привлекают международный бизнес не только низкими или нулевыми налоговыми ставками (что само по себе легально), но и сокрытием информации о налогоплательщиках и их налоговых доходах, представляя серьезную опасность для мировой экономики. Ключевым признаком офшоров является отсутствие «прозрачности» и положений об обмене информацией.

Переломным этапом в развитии международной политики противодействия уклонения от уплаты налогов становится 2009 г. – год подсчета серьезнейших государственных потерь, вызванных финансовым кризисом 2008 г. В апреле 2009 г. G20 призывает страны внедрить разработанные международные стандарты и выработать меры, направленные на увеличение требований к раскрытию информации. В указанный период отчетливо выделяются два новых направления развития международной налоговой политики – силовая борьба федеральных властей и путь правового диалога с офшорами.

Широкую известность получают международные прецеденты по делам двух швейцарских банков – дело UBS о раскрытии данных о счетах 4450 клиентов банка по требованию американских властей в связи с подозрением их в уклонении от уплаты налогов, и дело другого швейцарского банка, бывший сотрудник которого продал финансовому ведомству Германии диск с информацией о банковских счетах граждан ФРГ, подозреваемых в незаконном выводе капиталов в Швейцарию. При помощи силового давления на швейцарские банки, в 2010 г. власти США и Германии незаконно завладевают данными с информацией по банковским счетам нескольких тысяч своих налогоплательщиков, добившись разглашения информации и ее использования для проведения налоговых расследований. Законность таких действий подтверждает Федеральный Конституционный суд Германии. Применение указанных методов получения налоговой информации не оспорено на международном уровне.

Силовое направление борьбы с уклонением от уплаты налогов и офшорами охарактеризовано нами как «сигнал» о безусловной готовности развитых стран к переходу на новый уровень противодействия офшорам. Методы борьбы характеризуют сиюминутную реакцию сильных держав и никак не должны были в дальнейшем применяться на международном уровне.

Второе направление борьбы с международным уклонением от уплаты налогов, которое начало формироваться в тот же период времени, обозначено нами как правовое. Метод правового диалога с офшорами – метод заключения налоговых соглашений об обмене налоговой информацией, представлялся реальным правовым механизмом прямого воздействия на бизнес, который должен был позволить властям оперативно на законных основаниях получать любую налоговую и финансовую информацию от каких бы то ни было лиц; беспрепятственно исполнять налоговые требования на территории иностранных государств и отказывать в снижении или освобождении от налогов, предусмотренных международным соглашением.

Начиная с конца 2008 г., страны дополняют и корректируют положения международных документов, регламентирующие вопросы обмена налоговой информацией между странами. Претерпевают значительные изменения действующие соглашения об избежании двойного налогообложения, и заключаются новые соглашения об обмене налоговой информацией. По данным Отчета Глобального Форума ОЭСР по прозрачности и обмену налоговой информацией, к ноябрю 2011 г. заключено более 700 двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией и внесено изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения, что в 9 раз больше, чем за предыдущие 10 лет. Новые соглашения конкретизируют лиц, обязанных предоставлять налоговую информацию по запросу налоговых служб разных стран, содержание запросов и призваны сделать максимально простым и эффективным процесс получения информации из-за границы.

Примером изменений являются поправки к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», внесенные в 2009 г. Протоколом от 16.04.2009. Согласно изменениям налоговые органы вправе запросить любую финансовую информацию у иностранного банка или иного финансового института, агента или доверительного управляющего (ранее защита таких данных была под строжайшей защитой офшорной юрисдикции), но и отказать налогоплательщику в получении льгот, предоставляемых офшорной юрисдикцией (нововведение).

На основании заключенных соглашений к апрелю 2011 г. из «черных» списков G20 и ОЭСР были исключены все оффшоры, официально объявлено о завершении «эры банковской тайны» и потере офшорами привлекательности для бизнеса. Однако понимание того, что международная налоговая политика является двусторонним механизмом, давало основание предвидеть ее непредсказуемые последствия для налогоплательщиков и для налоговой системы.

Во-первых, путь правового диалога, как один из избранных странами международных методов противодействия, оказался на практике вовсе не правовым, а противоречащим основополагающим принципам международного права и налогообложения. Одновременно с принятием взаимосогласованных мер борьбы с офшорами Швейцария выступила с инициативой об уплате швейцарскими банками определенной суммы денежных средств в бюджет стран, теряющих на уклонении их гражданами от уплаты налогов, взамен на полную анонимность информации об иностранных налогоплательщиках и их счетах. Германия, США, Великобритания уже подписали со Швейцарией подобные двусторонние соглашения, которые идут в разрез с международными стандартами обмена налоговой информацией, реализованными ОЭСР, и противоречат национальному законодательству и принципам налогообложения договорившихся со Швейцарией государств.

Согласно подписанным со Швейцарией соглашениям банк взимает и уплачивает налог за своих клиентов в бюджет другого государства; страна налогового резидентства плательщиков не обладает информацией о том, денежные средства какого налогоплательщика поступают в ее бюджет и реальный размер дохода налогоплательщика; налоговая ставка установлена индивидуально для отдельной недобросовестной категории налогоплательщиков и не налоговым законом страны, а двусторонним соглашением; ответственность (административная, уголовная, социальная) за неуплату налогов не предусмотрена, что противоречит основополагающим принципам налогообложения, среди которых (на примере налогового законодательства РФ):

  • всеобщность и равенство налогообложения (п.1 ст. 3 НК РФ),
  • недискриминационный характер налогообложения (п.2 ст.3 НК РФ),
  • обязательный, индивидуальный и безвозмездный характер налоговых платежей (п.1 ст.7 НК РФ),
  • недопущение установления дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ч.2 п.2 ст.3 НК РФ),
  • учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога (п.1 ст.3 НК РФ),
  • наличие экономического основания налога и недопустимость его произвольного установления (п.3 ст.3 НК РФ),
  • неотвратимость наступления ответственности за неуплату налогов (раздел VI НК РФ, ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Во-вторых, одним из последствий принятия подобных незаконных соглашений является не только официальное поощрение уклонения от уплаты налогов и защита недобросовестных лиц, гарантия их безнаказанности, но и порождение правового нигилизма среди законопослушных налогоплательщиков. Неплательщикам удалось не только перевести доходы на счета в швейцарские банки для уклонения от налогообложения в стране своего резидентства, но и, по сути, легализовать свои действия по уходу от налогообложения на будущее, избежав какой-либо ответственности за совершенные налоговые преступления.

За вереницей легализованных неплательщиков налогов, последовала цепочка стран, успешно продолживших поощрять уклонения от уплаты налогов. Лихтенштейн – еще один международный центр банковской тайны – хотя и заключил параллельно со Швейцарией ряд соглашений об обмене налоговой информацией, но сделал это с некоторыми принципиальными оговорками. Так, в соглашениях Лихтенштейна с Австрией и Швейцарией, отсутствуют положения об обмене налоговой информацией, установленные как международный стандарт на основании ст. 26 Модельной налоговой конвенции ОЭСР. В соглашениях Лихтенштейна с Люксембургом, Сан-Марино и Гонконгом Лихтенштейн следует принятой формулировке об обмене налоговой информацией, но, делает оговорку, что запрашиваемая информация может быть предоставлена только на основании специального запроса. Требования национального законодательства к таким запросам настолько усложнены, что в перспективе время, которое будет потрачено запрашивающей стороной на получение информации, снизит ее первоначальную ценность, или информация устареет. Когда данные по банковским счетам, возможно, будут получены, налогоплательщик сможет неоднократно перевести деньги на счета в другой банк и в другую страну.

В-третьих, применяемые методы способствуют выводу капиталов из государств, подписавших со Швейцарией соглашения, в более «безопасные» офшорные юрисдикции, как например, Сингапур. Страны, подписавшие соглашения со Швейцарией, рассчитывали на некий стабильный доход в будущем со своих незаконопослушных резидентов, однако, в итоге могут не получить ничего, кроме новой вереницы налоговых уклонений. По данным известного объединения исследователей проблем уклонения от уплаты налогов, совокупные доходы только богатых людей мира (без учета прибыли международных компаний), выведенные из-под налогообложения и скрываемые в налоговых гаванях, к концу 2010 г. насчитывали около 21 триллиона долларов или примерно 30 % совокупного мирового ВВП.

В-четвертых, соглашения отдельных государств перерастают постепенно из единичных международных прецедентов силового давления в методы ведения международной налоговой политики в отношении незаконно укрываемых от налогообложения капиталов. В некоторых странах (например, в Германии) власти продолжают отслеживать доходы резидентов, находящиеся на банковских счетах в Швейцарии, путем скупки дисков с информацией. Только в 2012 г. Германией было куплено еще три диска.

Наконец, на сегодняшний день, можно констатировать победу методов силового давления (в том числе в «узаконенной» форме) над реально правовыми механизмами борьбы с уклонением от уплаты налогов. Для решения проблемы необходимо принять строгие единые требования ко всем странам, входящим в G20 и ОЭСР, включая Швейцарию и другие страны, часто уклоняющиеся от их соблюдения. Представляется также необходимым запретить заключение межгосударственных налоговых соглашений, противоречащих основным принципам и постулатам налогообложения, а страны-нарушители должны нести публичную ответственность перед компетентными международными институтами.

Список используемой литературы:

  1. Налоговое соглашение Швейцарии с Грецией не за горами. –http://www.nexus.ua/content/view/1742/144/ (дата обращения – 30.10.2011).
  2. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
  3. Протокол от 16.04.2009 к Соглашению от 05.12.1998 между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // http://taxpravo.ru/zakonodatelstvo/statya-90417-protokol_k_soglasheniyu_mejdu_pravitelstvom_rossiyskoy_federatsii_i_pravitelstvom_respubliki (дата обращения: 09.03.2011).
  4. UBS раскроет данные о счетах 4450 клиентов. 20.08.2009. – http://www.bbc.co.uk/russian/business/2009/08/090819_ubs_accounts.shtml (дата обращения: 15.03.2011).
  5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «КонсультантПлюс» – Версия 3000.03 (дата обращения: 16.04.2009).
  6. Швейцарские банки заплатят США многомиллиардный штраф за налоговых уклонистов. Не исключено, что им придется выдать властям США имена уклонистов. 25.10.2011 // Российский налоговый портал – http://taxpravo.ru/novosti/statya-153196-shveytsarskie_banki_zaplatyat_ssha_mnogomilliardnyiy_shtraf_za_nalogovyih_uklonistov (дата обращения – 25.10.2011).
  7. Crossley A., Cartin A. Tax evasion in spotlight in post-crunch crackdown. – http://www.legalweek.com/legal-week/opinion/1585965/tax-evasion-spotlight-post-crunch-crackdown (дата обращения: 29.03.2011).
  8. Dieter R., Thiede R. Liechtenstein: Swiss – UK Tax Agreement Liechtenstein LDF with UK. 04.01.2012. –http://www.mondaq.com/x/159672/IRS+HRMC/Swiss+UK+Tax+Agreement+Liechtenstein+LDF+With+UK&email_access=on (дата обращения – 04. 01.2012).
  9. European tax diplomacy. A punch for honest taxpayers? A tax agreement between Switzerland and Germany is in trouble // The Economist. 25.08.2012 –http://www.economist.com/node/21560911?zid=307&ah=5e80419d1bc9821ebe173f4f0f060a07 (дата обращения – 25.08.2012).
  10. Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes. Tax Transparency 2011: Report on Progress. November 2011. 101 Pp. – http://www.oecd.org/dataoecd/52/35/48981620.pdf (дата обращения: 04.11.2011).
  11. Hosp Thomas. Fundamental Changes to Liechtenstein Tax Law Commitment to global standards of transparency, exchange of information and tax treaty policy // LawInContext. 19.10.2010. – http://www.bakermckenzie.com/files/Uploads/Documents/Publications/WebinarPresentation/pn_liechtenstein_taxlaw_oct10.pdf (дата обращения – 05.09.2011).
  12. http://www.multitran.ru/c/m.exe?CL=1&s=offshore&l1=1 (дата обращения: 25.12.2011).
  13. Joachim J. GroЯe Welle der Selbstanzeigen ist vorbei: Die spдte Reue der Steuersьnder // Frankfurter Allgemeine Wirtschaft. 28.08.2012. – http://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/grosse-welle-der-selbstanzeigen-ist-vorbei-die-spaete-reue-der-steuersuender-11871351.html (дата обращения - 29.08.2012).
  14. Miller A., Oats L. (2009) Principles of International Taxation, 2nd ed., London: Tottel Publishing.
  15. Offshore Voluntary Disclosure // Offshore Voluntary Disclosure: Comparative Analysis, Guidance and Policy Advice. – http://www.oecd.org/dataoecd/60/31/46244704.pdf (дата обращения: 02.04.2011).
  16. Offshore Voluntary Disclosure. Hot topics // OECD’s Current Tax Agenda. April 2011. – http://www.oecd.org/dataoecd/38/17/1909369.pdf. (дата обращения: 07.04.2011).
  17. Revealed: Global Super-Rich Has at Least $21Trillion Hidden in Secret Tax Havens // http://www.taxjustice.net/cms/upload/pdf/The_Price_of_Offshore_Revisited_Presser_120722.pdf (дата обращения – 05.08.2012).
  18. The Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes. A Background Information Brief. 07.04.2011. – http://www.oecd.org/dataoecd/32/45/43757434.pdf (дата обращения: 09.04.2011).

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ