Промышленная политика в условиях ресурсного проклятия: между Сциллой и Харибдой
Промышленная политика в условиях "ресурсного проклятия": между Сциллой и Харибдой
Как известно, теория ресурсного проклятия1 (resource curse) исследует механизмы, как рыночные, так и политэкономические, посредством которых высокая обеспеченность страны природными ресурсами может замедлять ее экономическое развитие. Данную теорию можно условно разбить на два направления. Во-первых, это чисто экономические теории. Рассмотрим их в хронологическом порядке. Пожалуй, первой из них в хронологическом порядке был т.н. тезис Пребиша-Зингера. Согласно ему условия торговли2 стран-экспортеров сырья ухудшаются с течением времени. Это связано с тем, что данные страны в основном импортируют готовую продукцию, цены на которую в долгосрочном периоде растут быстрее, чем цены на сырье. Однако, масштабное исследование по 25 видам первичной продукции на временном промежутке, доходящем более чем 350 лет для некоторых из них, показало, что данный тезис верен не для всех видов сырья и не на всех всех временных периодах3. Следующим объяснением «ресурсного проклятия» стала волатильность цен на сырье.
Существуют как минимум следующие каналы, через которые данная волатильность:
- Воздействие через обменный курс национальной валюты и/или через денежную массу. Если номинальный курс отечественной валюты является фиксированным относительно какой-либо иностранной валюты либо корзины валют, то трансмиссионным механизмом воздействия сырьевых цен на экономику становится денежная масса. При увеличении притока иностранной валюты, связанного с благоприятной внешней конъюнктурой, Центральный Банк вынужден скупать излишки этой валюты, чтобы удержать ее номинальный курс на заданном уровне. Однако, это оказывает повышательное давление на уровень цен в стране (с определенным временным лагом), и, таким образом, реальный курс отечественной валюты все равно укрепляется. Хотя надо отметить, что среди специалистов нет консенсуса, какой режим валютного курса (фиксированный или плавающий) эффективнее при волатильности цен экспорта страны4.
- Воздействие через ожидания инвесторов: отсутствие развитой финансовой системы в стране многие из них будут отказываться от проектов из-за чрезмерно нестабильной экономической среды, порождаемой нестабильностью цен на экспортируемое сырье5.
- Воздействие через «голландскую болезнь»: растущий приток иностранной валюты приводит к повышению реального обменного курса отечественной валюты. Это подрывает конкурентоспособность торгуемого несырьевого сектора, повышает стоимость рабочей силы, увеличивает относительные цены на неторгуемые товары и услуги (из-за роста спроса со стороны торгуемого сырьевого сектора). Торможение развития торгуемого несырьевого сектора тормозит долгосрочный экономический рост страны. Причины: во-первых, усложнение экспортной продукции выступает предпосылкой повышения темпов экономического роста в будущем6; во-вторых, даже при возвращении реального обменного курса на прежний уровень доля торгуемого несырьевого сектора в ВВП не восстанавливается до прежнего уровня. Это связано, в частности, с динамическим эффектом масштаба в данном секторе7: поскольку объем производства в нем упал во время сырьевого «бума», то средние издержки производства возросли (предполагается что в секторе возрастающая отдача от масштаба), следовательно, доля рынка упала. Однако снизить средние издержки сложно, поскольку они зависят от кумулятивного объема производства, который меньше, чем в странах-конкурентах (не пострадавших от экспортного «бума»).
- Воздействие на процессы накопления человеческого капитала. Инвестиции в образование носят долгосрочный характер, но вследствие замедления развития торгуемого несырьевого сектора эти инвестиции сокращаются, что и показывает опыт ресурсообеспеченных стран8.
При определенный условиях происходит «эффект вытеснения» человеческого капитала природным. Однако, существует пороговый уровень человеческого капитала, при превышении которого влияние ресурсообеспеченности на экономический рост становится положительным. Важнейшее значение имеет относительная величина человеческого капитала по отношению к природному.
Второе - политэкономическое объяснение «ресурсного проклятия» стало доминирующим с конца 1990-х гг. Экспорт природных ресурсов может порождать значительную ренту. Для экономических агентов в стране может быть более выгодной борьба за данную ренту, нежели производственная деятельность. Поиск ренты может принимать разнообразные формы: увеличение числа госслужащих, реализация «белых слонов» (огромных низкоэффективных государственных проектов), рост коррупции.
Отрицательный эффект проявляется, в частности, при «точечном» распределении ресурсов9, этнической или иной «раздробленности» общества10 , низком уровне производительности труда в несырьевых секторах11. Слабые политические институты, в числе прочего, ослабляют защищенность прав собственности, что влияет на особенности использования природных ресурсов.
Однако, является ли все вышеперечисленное основанием для проведения промышленной политики? С точки зрения теории промышленной политики вовсе не обязательно. Теоретическим оправданием для проведения промышленной политики хотя и ограниченным является наличие провалов рынка, которые вызывают Парето-неэффективное распределение экономических ресурсов между различными видами экономической деятельности. Таким образом, не достигается реализация потенциально возможных сравнительных преимуществ страны.
Данные рыночные «провалы» могут быть классифицированы следующим образом: слабые и несуществующие рынки; высокие издержки входа или существование минимального масштаба производства с уменьшающимися средними издержками (оба случая связаны со статической экономией от масштаба); существование ярко выраженной кривой обучения (внутрифирменное обучение действием); внешние эффекты, связанные с инвестициями в исследования и разработки и в человеческий капитал и обучение на работе; внешние эффекты, связанные с обучением действием, которое является внешним для фирмы (внутриотраслевым); информационные внешние эффекты; внешние эффекты координации; несовершенства рынка капиталов (асимметричный доступ к информации у кредиторов и заемщиков); несовершенства рынка товаров (в частности, репутация их качества как входной барьер в отрасль).
В настоящее время акцент в теории промышленной политики сместился в сторону информационных внешних эффектов (связанных с определением структуры издержек в экономике) и внешних эффектов координации при наличии возрастающей отдачи от масштаба12, поскольку остальные провалы, как предполагается, нивелируются при достаточном уровне развития соответствующих рыночных институтов.
Однако, почему «ресурсное проклятие» должно вызывать возникновение данных внешних эффектов? Вспомним, из-за чего возникают внешние эффекты, - из-за того, что права собственности не специфицированы в достаточной степени. Но, как было сказано выше, «ресурсное проклятие» проявляется, в том числе, в «коррозии» прав собственности, что уменьшает возможности экономических агентов по интернализации внешних эффектов.
До этого мы предполагали, что наличие определенных провалов рынка не позволяет стране реализовать потенциально возможный паттерн сравнительных преимуществ, а этот паттерн мы неявно считали заранее заданным (хотя и неизвестным).
Проблема с «ресурсным проклятием» состоит в том, что оно ухудшает потенциально возможный паттерн сравнительных преимуществ страны при прочих равных условиях. Почему это происходит? Во-первых, замедляется накопление человеческого капитала. Во-вторых, из-за волатильности сырьевых цен, порождающей макроэкономическую волатильность, в большей степени «страдают» инвестиции в более сложные виды деятельности.
Структурная политика предполагает выбор государством приоритетных направлений, что неизбежно приводит, даже в отсутствие коррупции, к ошибками и крупномасштабному неэффективному использованию государственных ресурсов. Возможно, наиболее противоречивый аспект структурной политики заключается как раз в том, способно ли правительство лучше, чем рынок выбирать те сектора, которые должны развиваться; и может ли оно перераспределять ресурсы в них быстрее, чем рынок. Бюрократия, распоряжаясь государственными ресурсами, не так сильно заинтересована в эффективности их вложения, как предприниматели в рентабельности своих инвестиций. Опыт многих стран доказывает неэффективность в долгосрочном плане инструментов структурной политики.
Даже если не учитывать проблему поиска ренты, в ресурсозависимых странах, как мы видели, качество экономической политики снижается. В частности, она становится более «проциклической». Ресурсные «бумы» часто сподвигают правительства к чрезмерным внешним заимствованиям. При глубина последующего снижения ресурсных доходов недооценивается. В случае со структурной политикой это может означать, что в период ресурсного «бума» могут быть осуществлены инвестиции в секторы, кажущиеся перспективными или просто обладающие значительными лоббистскими возможностями. В период последующего падения сырьевых доходов возможность поддерживать эти сектора резко снижается, что приводит к массовым банкротствам. В то же время наличие хороших институтов как государственного управления, так и общественного контроля за государственными расходами значительно повышает качество экономической политики.
Исследователи-политологи в качестве причины безответственной политики приводят то, что горизонт планирования у политиков в ресурсозависимых странах становится более «коротким»13. Они игнорируют негативные последствия своих действий, которые отразятся на будущих поколениях. Что любопытно, подобная психология начинает преобладать и среди предпринимателей в ресурсозависимых странах. Как мы видели ранее, это не удивительно, поскольку поиск ренты становится относительно более выгодным по сравнению с производственной деятельностью. Подобное «сужение» горизонта планирования у политиков и предпринимателей отражает увеличение их ставки дисконтирования: это означает, что в будущем им надо теперь предложить более высокий доход, чтобы отказаться от текущего потребления.
Таким образом, наличие «ресурсного проклятия» усиливает основания для проведения промышленной политики, но в большинстве случаев уменьшает возможности для ее качественного проведения.
1 Этот термин впервые появился в работе Р.Аути. См.: Auty R. Sustaining Development in Mineral Economies: The Resource Curse Thesis. L.: Routledge, 1993.
2 Это соотношение индексов цен экспорта и импорта страны. Если это соотношение падает, то стране становится сложнее (или даже невозможно) импортировать прежние количества товаров и услуг.
3 Harvey, D.I., Kellard, N.M., Madsen, J.B. and M.E. Wohar (2010). The Prebisch-Singer Hypothesis: Four Centuries of Evidence. The Review of Economics and Statistics. May. Vol.92. No.2. P.367-377.
4 В указанной выше работе Aghion P. и др. (P.26) отмечается, что в эмпирической литературе не найдено значимых отличий между режимами плавающего и фиксированного валютного курса в плане воздействия на макроэкономические показатели страны.
5 Эмпирические оценки воздействия волатильности обменного курса на экономический рост приведены в: Aghion P., Bacchetta P., Ranciere R., Rogoff K. Exchange Rate Volatility and Productivity Growth: The Role of Financial Development// CEPR Discussion Paper No 5629. 2006.
6 См.: Hausmann R., Hwang J.,Rodrik D. What Your Export Matters // Journal of Economic Growth. 2007. Vol. 12, No 1. P. 125; Transition Report 2008 / EBRD. 2008. Ch. 4.
7 См.: Krugman P. The Narrow Moving Band, the Dutch Disease, and the Competitive Consequences of Mrs.Thatcher: Notes on Trade in the Presence of Dynamic Scale Economies// Journal of Development Economics. 1987. Vol.27, No 1-2. P.41-55.
8 См.: Gylfason T. Natural Resources, Education, and Economic Development // European Economic Review. 2001. Vol. 45, No 46. P. 847859; Stijns J. Natural Resource Abundance and Human Capital Accumulation // World Development. 2006. Vol. 34, No 6. P. 10601083; Suslova E., Volchkova N. Human Capital, Industrial Growth and Resource Curse // New Economic School Working Paper No 13. 2007.
9 Т.е. при концентрации ресурсов на ограниченной территории.
10 См.: Hodler R. The curse of natural resources in fractionalized countries. European Economic Review. 2006. Vol.50. P.13671386.
11 См.: Aslaksen S. and R.Torvik. A theory of civil conflict and democracy in rentier states. Scandinavian Journal of Economics. 2006. http://www.svt.ntnu.no.
12 См. Rodrik D. Coordination failures and government policy. A model with applications to East Asia and Eastern Europe. Journal of International Economics. Vol.40, Issues 1-2. P.1-22.
13 См., например: Ross M.L. (1999) The Political Economy of the Resource Curse // World Politics, vol. 51, № 2, 1999, pp. 297322.
Промышленная политика в условиях ресурсного проклятия: между Сциллой и Харибдой