ПРОБЛЕМЫ АГРАРНЫХ ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПРОБЛЕМЫ АГРАРНЫХ ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

П.А. Стецюк, ННЦ «Институт аграрной экономики», г. Киев, Украина

Аграрный сектор долгое время занимал доминирующее положение в экономике Украины. Однако осуществление рыночных реформ привело к утрате былых макроэкономических позиций. Сегодня удельный вес сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости составляет менее 10% ее общего объема, тогда как в дореформенный период он достигал четвертой части. Добавленная стоимость на одного работника в украинском сельском хозяйстве одна из самых низких в Европе. Она в 7 раз ниже среднего значения по Европейскому Союзу, в 13 раз по сравнению с Германией и почти в 24 раза по сравнению с Францией. При этом почти две третьих ее объема приходится на личные подсобные хозяйства населения.

В аграрном секторе Украины используется всего лишь 7-8% основных экономических ресурсов. Финансовые ресурсы являются наиболее приоритетными элементом ресурсного обеспечения предприятий реального сектора экономики, а их наличие и условия доступа к внешним источникам формирования определяют не только динамику основных параметров экономического развития, но и возможность самого существования и успешного функционирования экономических организаций. И именно в финансовой сфере аграрная экономика Украины понесла наиболее ощутимые потери.

В настоящее время более 80% украинских сельскохозяйственных организаций имеют годовой доход от реализации продукции в объемах, не превышающих 10,0 млн. грн. (1,25 млн. долл. США), а 62,2% – менее 5,0 млн. грн. Это связано с их производственной мощностью. 81,3% от общего количества имеют в пользовании меньше 3,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а половина – менее 500 га. Негативным последствием низкой производственной мощности сельскохозяйственных предприятий является их низкая конкурентоспособность и высокая чувствительность к внешнему влиянию, отсутствие достаточного запаса финансовой прочности и низкая финансовая адаптивность.

Такая ситуация является закономерным следствием реализованного сценария аграрных реформ.

Во-первых. Динамичность рыночных трансформаций не соответствовала реальным возможностям адаптации аграрной экономики к качественным изменениям в хозяйственном механизме. Для сельскохозяйственного производства имманентный определенный консерватизм к технологической и организационной перестройке, что не учитывалось инициаторами рыночных преобразований. Вследствие этого многие предприятия отрасли оказались неконкурентоспособные как на традиционных товарных рынках, но еще в большей степени на рынках финансовых и инвестиционных ресурсов.

Во-вторых. Идеологическая платформа аграрных реформ была ориентирована на создание рынка земель сельскохозяйственного назначения. По существу и после двух десятилетий рыночных преобразований она так и осталась не реализованной. Но в рамках этой идеологии была проведена реструктуризация сельскохозяйственных предприятий и паевание земель, в результате чего существенно увеличилось количество и субъектов хозяйствования, и собственников земельных участков. Это привело к деиндустриализации большого сегмента сельского хозяйства и значительному сокращению его производственной мощности.

В-третьих. Нормальное функционирование рыночного механизма предполагает наличие определенной конкурентной среды. В процессе рыночных трансформаций для сельскохозяйственных предприятий не было создано эффективных компенсационных механизмов негативных последствий и адекватной антимонопольной защиты. Только из-за этого отрасль длительное время теряла почти половину рыночной стоимости товарной продукции.

В-четвертых. Масштабность и динамичность экономических изменений требовала соответствующих теоретико-методологических обоснований и оценки эвентуальных сценариев перспективного развития, а также их последствий. Однако эти изменения осуществлялись экспромтом и без должной научной проработки. Есть все основания констатировать, что и сегодня отсутствует целостная парадигма постреформенных аграрных финансов.

В преддверии рыночных реформ экономическая наука предложила теоретические модели и практические рекомендации по решению актуальных вопросов экономических преобразований в аграрном секторе. Однако большинство из них остались невостребованными. Сегодня наступило время их ревизии и разработки нового теоретического базиса с учетом имеющегося опыта.

Формирование достаточного для обеспечения производственной и инвестиционной деятельности объема финансовых ресурсов является центральной проблемой современных украинских аграрных финансов. Теоретически возможны различные комбинации источников их формирования. Существуют и соответствующие модели оптимизации. Однако в настоящее время нет удовлетворительного алгоритма решения этого вопрос с позиции практики сельскохозяйственных организаций.

Известно, что наличие собственных финансовых ресурсов – наилучший аргумент в отношениях с кредиторами и инвесторами, то есть это базовое условием доступа к внешним источникам их формирования.

Исходя из этого, можно констатировать, что условия доступа к источникам формирования финансовых ресурсов зависят от финансового потенциала и уровня его реализации. Вокруг этого концентрируется большинство острых проблем аграрных финансов.

Учитывая отмеченное, наиболее актуальным стратегическим заданием развитию аграрных финансов Украины выступает расширение базы формирования собственных финансовых ресурсов. Поскольку это проблема комплексная, то и решение ее должно происходить по нескольким направлениям.

В первую очередь – это концентрация производства. Активное стимулирование этого процесса одно из наиболее приоритетных заданий государственной аграрной политики. Кроме того, государство должно способствовать усилению антимонопольной защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей путем принятия соответствующего антимонопольного законодательства.

Вторым по мощности источником формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий являются кредиты банков. С 2000 г. в сфере кредитования аграрного сектора украинской экономики произошли существенные качественные изменения благодаря реализации государственной целевой программы компенсации предприятиям АПК части стоимости процентных ставок. В 2000-2008 гг. объем кредитования увеличился в 9,6 раза, к концу этого периода треть всех выданных аграрным предприятиям кредитов были долгосрочными, тогда как в 2000 г. – лишь 10%. Средняя стоимость кредитов снизилась в 2,94 раза, а с учетом компенсации – почти в 5 раз. Однако мировой финансовый кризис привел к очередному сокращению кредитования аграрного производства. В 2009 г. украинские аграрии получили 6,8 млрд. грн. кредитов, или в 3 раза меньше, чем в предыдущем году. В 2011 г. в аграрный сектор привлечено 14,9 млрд. грн. кредитных ресурсов, в том числе 4,2 млрд. грн. в рамках бюджетной компенсации процентных ставок.

В настоящее время в системе взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с банковской системой существует значительное количество диспропорций и деформаций. Отсутствие специализированной инфраструктуры финансово-кредитного обеспечения аграрного производства приводит к тому, что банковская система адсорбирует их средства и перераспределяет в другие отрасли экономики. Кроме того, стоимость кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей более высока, чем в среднем по национальной экономике. В структуре аграрного кредитного портфеля доминируют «короткие» кредиты, а условия обеспечения их возврата более жесткие по сравнению с предприятиями других отраслей экономики.

Стратегическим направлением развития кредитных отношений в аграрном секторе является формирование специализированных институтов, ориентированных на их обслуживание. Центральным звеном в этой системе должен быть Государственный земельный банк, работы по созданию которого перешли в стадию практической реализации.

Система финансово-кредитного обеспечения предприятий отрасли и сельского населения должна включать и кредитные кооперативы.

Важное значение в контексте расширения объемов кредитных ресурсов для аграрных заемщиков принадлежит расширению государственных программ компенсации процентных ставок.

Таким образом, существующая система финансово-кредитного обеспечения аграрного производства в Украине не решает актуальных вопросов текущего характера и перспективного экономического развития. Это свидетельствует о необходимости ее трансформации.

Развитие системы финансово-кредитного обеспечения сдерживается рядом объективных и субъективных факторов, наиболее существенными среди которых является: низкая эффективность аграрного производства; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к финансово-кредитным рынкам; неразвитость финансово-кредитной инфраструктуры, ориентированной на обслуживание аграрного производства; низкий уровень антимонопольной защиты и дисфункциональность ценового механизма; недостаточный уровень государственной поддержки.

Ключевыми направлениями развития системы финансово-кредитного обеспечения аграрного производства является активизация государственной аграрной политики и ее финансовой составляющей; стимулирование концентрации аграрного производства; усиление антимонопольной защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей; формирование и развитие специализированной финансовой инфраструктуры, ориентированной на обслуживание предприятий отрасли; развитие и совершенствование системы управления финансами предприятий и аграрного сектора.

ПРОБЛЕМЫ АГРАРНЫХ ФИНАНСОВ УКРАИНЫ