ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Плаксина И.А.

Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный

экономический университет»

г. Самара

В целях достижения статуса «ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан»1 в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее – Концепция) провозглашен переход Российской Федерации от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В Концепции заявлено, что данный переход невозможен без реформирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни. Таким образом, данная Концепция признает, что полноценное гармоничное развитие общества возможно только при сбалансированном развитии всех его сфер – экономической, социальной, политической и духовной – при правильном взаимодействии с природной средой.

В целях развития положений Концепции в 2011 г. была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия – 2020»2 (далее – Стратегия), провозгласившая необходимость построения в России к 2020 г. экономики лидерства и инноваций. В Стратегии представлен механизм решения проблемы построения в Российской Федерации экономики, основанной на инновациях, включающий три основных уровня:

- инновационный человек;

- инновационный бизнес;

- инновационное государство.

Предложенный механизм содержит мощный потенциал перевода России на инновационный путь развития, однако, по-нашему мнению, носит узкоориентированный характер, поскольку раскрывает только аспекты развития инноваций. Вместе с тем, внедрение инноваций на уровне государства, бизнеса и каждого гражданина, с одной стороны, требует формирования соответствующих благоприятных условий, а с другой стороны, не является достаточным для процветания государства.

По-нашему мнению, сегодня приоритетной стратегической задачей Российской Федерации должен стать переход на принципиально новый, составляющий основу процветающего будущего, уровень развития – уровень социального инновационно ориентированного государства. Под социальным инновационно ориентированным государством следует понимать государство, основанное на реализации принципов социальной ответственности и инновационной активности во всех сферах общества (экономической, социальной, политической, духовной) на всех уровнях развития (государственном, уровне хозяйствующих субъектов, уровне каждого гражданина) (далее – участники), государства, в котором социальная ответственность и инновации являются образом жизни каждого. Только на основе развития социальной ответственности всех участников возможен переход к эффективному регулированию хозяйственной деятельности в целях обеспечения динамичного инновационного развития общества в целом, поскольку концепция инновационного развития неразрывно связана с концепцией социальной ответственности.

По-нашему мнению, концепция инновационного развития государства должна быть основана на внедрении во всех сферах жизни общества и в аспекте взаимодействия с природной средой новейших достижений и разработок, инициируемых на уровне государства, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан. Вместе с тем, инновационный подход выступает одним из направлений социальной ответственности участников за последствия их деятельности.

Концепция социальной ответственности зародилась в конце XX в. как основа управления бизнесом и представляет собой концепцию, ориентированную на удовлетворение ожиданий всех заинтересованных сторон в комплексном устойчивом экономическом, социальном и экологическом развитии, отвечающем потребностям настоящего времени и не ставящем под угрозу возможности и стремления будущих поколений, которая включает в себя два основных аспекта (уровня) деятельности бизнеса3:

1) выполнение бизнесом обязательств, предписываемых законодательством;

2) готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных законодательством, исходя не из требований закона и условий договоров, а из моральных, этических соображений.

Таким образом, концепция корпоративной социальной ответственности имеет высокий потенциал вовлечения бизнеса в решение основных проблем современного этапа развития Российской Федерации (в частности, в направлении перехода к инновационному типу развития). Вместе с тем эффективное решение проблем требует активного участия не только бизнеса, но и самого государства, а также каждого отдельного гражданина Российской Федерации. В настоящее время необходимо культивирование осознания социальной ответственности каждого участника за результаты своей деятельности перед другими участниками и природной средой. Только солидарное осознание ответственности будет обеспечивать эффективную реализацию ее основных направлений во всех сферах жизни общества и способствовать модернизации Российской Федерации.

Таким образом, реализация концепции социальной ответственности тесным образом связана с концепцией инновационного развития, причем данная связь носит двусторонний характер (рис. 1): с одной стороны, социальная ответственность создает благоприятные условия для развития инновационной деятельности на уровне государства, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан в аспекте реализации каждым участником обязательств и добровольных инициатив в целях снижения различного рода рисков, а с другой стороны, инновационная деятельность выступает одним из направлений социальной ответственности в аспекте поиска новых способов и путей соблюдения интересов и удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.

Рис. 1. Взаимосвязь концепций социальной ответственности и инновационного развития

Следовательно, переход Российской Федерации на новый уровень развития возможен только на основе совместной реализации концепций социальной ответственности и инновационного развития на всех уровнях и во всех сферах жизни общества и в направлении взаимодействия с природной средой.

Взаимосвязь концепций социальной ответственности и инновационного развития предопределяет необходимость установления основных направлений социальной ответственности государства, хозяйствующих субъектов и граждан во всех сферах общества и характера их инновационной деятельности как ключевого направления добровольного аспекта социальной ответственности. На уровне каждого участника (государства, хозяйствующих субъектов, граждан) реализация принципов социальной ответственности и инновационной активности осуществляется в отношении заинтересованных сторон. Вместе с тем, сами участники находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, а, значит, выступают заинтересованными сторонами друг друга. Кроме того, общей для всех участников заинтересованной стороной выступает природная среда, которая создает условия для осуществления их деятельности. Характер взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов, граждан и природной среды может быть представлен схематически (рис. 2).

Вместе с тем, взаимодействие государства, хозяйствующих субъектов и граждан в направлении реализации принципов социальной ответственности и инновационной активности носит иерархический характер: реализация указанных принципов на уровне государства создает условия (формирует механизмы) их реализации на уровне хозяйствующих субъектов и граждан, а реализация принципов на уровне хозяйствующих субъектов создает условия для их осуществления отдельными гражданами (рис. 3).

Таким образом, требуется разработка на уровне государства механизмов реализации принципов социальной ответственности и инновационной активности хозяйствующими субъектами и отдельных принципов социальной ответственности и инновационной активности граждан.


Рис. 2 Модель взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов и граждан на основе принципов социальной ответственности и инновационной активность


Рис. 3. Характер взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов и граждан

По-нашему мнению, могут быть предложены следующие изменения в законодательстве и государственной политике Российской Федерации, создающие основу для повышения социальной ответственности и инновационной активности предприятий и граждан и одновременно отражающие направления социальной ответственности государства перед обществом в целом (табл. 1).

Таблица 1

Основные механизмы реализации принципов социальной ответственности и инновационной активности предприятий и граждан на государственном уровне

Направления социальной ответственности и инновационной активности предприятий и граждан

Механизмы реализации на государственном уровне

ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ И ГРАЖДАНЕ

1) Реализация принципов социальной ответственности и инновационной активности

1) Формирование законодательства в области социальной ответственности

2) Национальная пропаганда социальной ответственности и инновационной активности бизнеса, вузов и граждан через СМИ

3) Стимулирование социальной ответственности и инновационной активности предприятий, вузов и граждан посредством реализации программ государственной поддержки

ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

1) Реализация инновационной деятельности

4) Формирование государственных заказов, проведение конкурсов

2) Активная реализация образовательными учреждениями инновационных проектов совместно с бизнесом

5) Государственная финансовая поддержка инновационных проектов, реализуемых на основе интеграции вузов и бизнеса

3) Реализация экологических программ

6) Стимулирование экологической ответственности предприятий посредством реализации программ государственной поддержки

ГРАЖДАНЕ

1) Активное участие в разработке направлений государственной политики

7) Проведение конкурсов, направленных на выявление предложений граждан по вопросам формирования государственной политики

2) Активное участие в охране окружающей среды

8) Проведение конкурсов инновационных проектов в области охраны окружающей природной среды

По-нашему мнению, реализация предлагаемых механизмов осуществления принципов социальной ответственности и инновационной активности хозяйствующих субъектов и граждан на государственном уровне будет способствовать воспитанию инновационно активных, социально ответственных граждан, а, значит, формированию социального инновационно ориентированного государства.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»

3. Тавер Е.И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2010. - № 5.

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

2 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»

3 Тавер Е.И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2010. - № 5.

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА