ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Плаксина И.А.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный
экономический университет»
г. Самара
В целях достижения статуса «ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан»1 в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее Концепция) провозглашен переход Российской Федерации от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В Концепции заявлено, что данный переход невозможен без реформирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни. Таким образом, данная Концепция признает, что полноценное гармоничное развитие общества возможно только при сбалансированном развитии всех его сфер экономической, социальной, политической и духовной при правильном взаимодействии с природной средой.
В целях развития положений Концепции в 2011 г. была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия 2020»2 (далее Стратегия), провозгласившая необходимость построения в России к 2020 г. экономики лидерства и инноваций. В Стратегии представлен механизм решения проблемы построения в Российской Федерации экономики, основанной на инновациях, включающий три основных уровня:
- инновационный человек;
- инновационный бизнес;
- инновационное государство.
Предложенный механизм содержит мощный потенциал перевода России на инновационный путь развития, однако, по-нашему мнению, носит узкоориентированный характер, поскольку раскрывает только аспекты развития инноваций. Вместе с тем, внедрение инноваций на уровне государства, бизнеса и каждого гражданина, с одной стороны, требует формирования соответствующих благоприятных условий, а с другой стороны, не является достаточным для процветания государства.
По-нашему мнению, сегодня приоритетной стратегической задачей Российской Федерации должен стать переход на принципиально новый, составляющий основу процветающего будущего, уровень развития уровень социального инновационно ориентированного государства. Под социальным инновационно ориентированным государством следует понимать государство, основанное на реализации принципов социальной ответственности и инновационной активности во всех сферах общества (экономической, социальной, политической, духовной) на всех уровнях развития (государственном, уровне хозяйствующих субъектов, уровне каждого гражданина) (далее участники), государства, в котором социальная ответственность и инновации являются образом жизни каждого. Только на основе развития социальной ответственности всех участников возможен переход к эффективному регулированию хозяйственной деятельности в целях обеспечения динамичного инновационного развития общества в целом, поскольку концепция инновационного развития неразрывно связана с концепцией социальной ответственности.
По-нашему мнению, концепция инновационного развития государства должна быть основана на внедрении во всех сферах жизни общества и в аспекте взаимодействия с природной средой новейших достижений и разработок, инициируемых на уровне государства, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан. Вместе с тем, инновационный подход выступает одним из направлений социальной ответственности участников за последствия их деятельности.
Концепция социальной ответственности зародилась в конце XX в. как основа управления бизнесом и представляет собой концепцию, ориентированную на удовлетворение ожиданий всех заинтересованных сторон в комплексном устойчивом экономическом, социальном и экологическом развитии, отвечающем потребностям настоящего времени и не ставящем под угрозу возможности и стремления будущих поколений, которая включает в себя два основных аспекта (уровня) деятельности бизнеса3:
1) выполнение бизнесом обязательств, предписываемых законодательством;
2) готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных законодательством, исходя не из требований закона и условий договоров, а из моральных, этических соображений.
Таким образом, концепция корпоративной социальной ответственности имеет высокий потенциал вовлечения бизнеса в решение основных проблем современного этапа развития Российской Федерации (в частности, в направлении перехода к инновационному типу развития). Вместе с тем эффективное решение проблем требует активного участия не только бизнеса, но и самого государства, а также каждого отдельного гражданина Российской Федерации. В настоящее время необходимо культивирование осознания социальной ответственности каждого участника за результаты своей деятельности перед другими участниками и природной средой. Только солидарное осознание ответственности будет обеспечивать эффективную реализацию ее основных направлений во всех сферах жизни общества и способствовать модернизации Российской Федерации.
Таким образом, реализация концепции социальной ответственности тесным образом связана с концепцией инновационного развития, причем данная связь носит двусторонний характер (рис. 1): с одной стороны, социальная ответственность создает благоприятные условия для развития инновационной деятельности на уровне государства, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан в аспекте реализации каждым участником обязательств и добровольных инициатив в целях снижения различного рода рисков, а с другой стороны, инновационная деятельность выступает одним из направлений социальной ответственности в аспекте поиска новых способов и путей соблюдения интересов и удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.
Рис. 1. Взаимосвязь концепций социальной ответственности и инновационного развития
Следовательно, переход Российской Федерации на новый уровень развития возможен только на основе совместной реализации концепций социальной ответственности и инновационного развития на всех уровнях и во всех сферах жизни общества и в направлении взаимодействия с природной средой.
Взаимосвязь концепций социальной ответственности и инновационного развития предопределяет необходимость установления основных направлений социальной ответственности государства, хозяйствующих субъектов и граждан во всех сферах общества и характера их инновационной деятельности как ключевого направления добровольного аспекта социальной ответственности. На уровне каждого участника (государства, хозяйствующих субъектов, граждан) реализация принципов социальной ответственности и инновационной активности осуществляется в отношении заинтересованных сторон. Вместе с тем, сами участники находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, а, значит, выступают заинтересованными сторонами друг друга. Кроме того, общей для всех участников заинтересованной стороной выступает природная среда, которая создает условия для осуществления их деятельности. Характер взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов, граждан и природной среды может быть представлен схематически (рис. 2).
Вместе с тем, взаимодействие государства, хозяйствующих субъектов и граждан в направлении реализации принципов социальной ответственности и инновационной активности носит иерархический характер: реализация указанных принципов на уровне государства создает условия (формирует механизмы) их реализации на уровне хозяйствующих субъектов и граждан, а реализация принципов на уровне хозяйствующих субъектов создает условия для их осуществления отдельными гражданами (рис. 3).
Таким образом, требуется разработка на уровне государства механизмов реализации принципов социальной ответственности и инновационной активности хозяйствующими субъектами и отдельных принципов социальной ответственности и инновационной активности граждан.
Рис. 2 Модель взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов и граждан на основе принципов социальной ответственности и инновационной активность
Рис. 3. Характер взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов и граждан
По-нашему мнению, могут быть предложены следующие изменения в законодательстве и государственной политике Российской Федерации, создающие основу для повышения социальной ответственности и инновационной активности предприятий и граждан и одновременно отражающие направления социальной ответственности государства перед обществом в целом (табл. 1).
Таблица 1
Основные механизмы реализации принципов социальной ответственности и инновационной активности предприятий и граждан на государственном уровне
Направления социальной ответственности и инновационной активности предприятий и граждан |
Механизмы реализации на государственном уровне |
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ И ГРАЖДАНЕ |
|
1) Реализация принципов социальной ответственности и инновационной активности |
1) Формирование законодательства в области социальной ответственности |
2) Национальная пропаганда социальной ответственности и инновационной активности бизнеса, вузов и граждан через СМИ |
|
3) Стимулирование социальной ответственности и инновационной активности предприятий, вузов и граждан посредством реализации программ государственной поддержки |
|
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ |
|
1) Реализация инновационной деятельности |
4) Формирование государственных заказов, проведение конкурсов |
2) Активная реализация образовательными учреждениями инновационных проектов совместно с бизнесом |
5) Государственная финансовая поддержка инновационных проектов, реализуемых на основе интеграции вузов и бизнеса |
3) Реализация экологических программ |
6) Стимулирование экологической ответственности предприятий посредством реализации программ государственной поддержки |
ГРАЖДАНЕ |
|
1) Активное участие в разработке направлений государственной политики |
7) Проведение конкурсов, направленных на выявление предложений граждан по вопросам формирования государственной политики |
2) Активное участие в охране окружающей среды |
8) Проведение конкурсов инновационных проектов в области охраны окружающей природной среды |
По-нашему мнению, реализация предлагаемых механизмов осуществления принципов социальной ответственности и инновационной активности хозяйствующих субъектов и граждан на государственном уровне будет способствовать воспитанию инновационно активных, социально ответственных граждан, а, значит, формированию социального инновационно ориентированного государства.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
3. Тавер Е.И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2010. - № 5.
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
2 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
3 Тавер Е.И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2010. - № 5.
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА