Рабочая программа по музыке для 4 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Беловская СОШ
Рабочая программа
По музыке
Для 4 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель музыки
Каржень Н. А.
2015 - 2014 уч. г.
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием Содержания И Формы В музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую
магическую единственностьхудожественного замысла и его воплощения.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения
форма в музыке.
Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности.
Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены Единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем. (Учитель вправе использовать свои производные варианты тематического планирования.)
Предмет
Искусство (музыка)в 7 классе изучается в следующем режиме:
I учебная четверть |
II учебная четверть |
III учебная четверть |
IV учебная четверть |
Всего за год |
|
Всего часов |
|||||
Контрольных работ |
|||||
Творческих работ |
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Для обучения используется учебно - методический комплект:
Учебник - Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
Музыка7 класс М
Дрофа2004;
Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
Музыка7 класс.
Дневник музыкальных наблюдений. М
Дрофа2004;
Нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя - Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
Музыка7 класс М
Дрофа2004;
Фонохрестоматии.
Планируемые результаты освоения программы по искусству (музыке)
Изучение предмета
Искусство (музыка)В 7 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
1 четверть
Тема урока |
Тип урока, вид деятельности |
Прогнозируемый результат |
|
1 |
Магическая единственность музыкального произведения |
Урок нового материала |
Понимать неповторимость музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
2 |
Музыку трудно объяснить словами |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
3 |
Что такое музыкальное содержание? |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие образв других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
4 |
Что такое музыкальное содержание? |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение. |
5 |
Музыка, которую необходимо объяснить словами |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
6 |
Ноябрьский образ в пьесе П. И.Чайковского |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
7 |
Восточная партитура Н. А.Римского-Корсакова Шехеразада |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
8 |
Когда музыка не нуждается в словах |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
9 |
Обобщение темы |
Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
2 четверть
Тема урока |
Тип урока, вид деятельности |
Прогнозируемый результат |
|
10 |
Лирические образы в музыке |
Урок нового материала |
Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
11 |
Драматические образы в музыке |
Комбинированный Фронтальный, Групповой, индивидуальный |
Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
12 |
Эпические образы в музыке |
Комбинированный Фронтальный, Групповой, индивидуальный |
Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
13 |
Память жанра |
Комбинированный Фронтальный, Групповой, индивидуальный |
Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки. |
14, 15, 16 |
Такие разные песни, танцы. марши |
Обобщающий урок |
Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями. |
3 четверть
Тема урока |
Тип урока, вид деятельности |
Прогнозируемый результат |
|
17 |
Сюжеты и героиМузыкальной формы. |
Урок нового материала |
Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
18 |
Художественная форма-это ставшее зримым содержание . |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
19 |
Какой бывает музыкальная композиция. |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
20 |
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
21 |
Два напева в романсе М. И.Глинки Венецианская ночь(двухчастная форма) |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
22 |
Трёхчастность в ночной серенадеПушкина-Глинки. |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
23 |
Многомерность образа в форме рондо. |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
24 |
Образ Великой Отечественной войны в Ленинградскойсимфонии Д. Шостаковича (вариации) |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
26 |
Обобщение темы |
Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
4 четверть
Тема урока |
Тип урока, вид деятельности |
Прогнозируемый результат |
|
27, 28 |
Музыка в развитии. |
Урок нового материала |
Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
29 |
Музыкальный порыв. |
Комбинированный Фронтальный, Групповой, индивидуальный |
Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
30 |
Движение образов и персонажей в оперной драматургии. |
Комбинированный Фронтальный, Групповой, индивидуальный |
Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
31, |
Диалог искусств: Слово о полку Игоревеи Князь Игорь |
Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный |
Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения. |
33 |
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. |
Комбинированный Фронтальный, Групповой, индивидуальный |
Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности. Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
34 |
Обобщающий урок. |
Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, Групповой, индивидуальный |
Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
Музыка 7 класс.
Содержание и форма в музыке
.
34 часа – 1 час в неделю.
Магическая единственностьмузыкального произведения. – 1 час.
Содержание в музыке.(15 ч).
Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание. – 4 (ч).
Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
партитура Н. Римского-Корсакова
Шехеразада. Когда музыка не нуждается в словах.
Обобщение -1 час.
Музыкальный образ. 3 (ч).
Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.
О чём рассказывает музыкальный жанр. -4 (ч).
Память жанра. Такие разные песни, танцы, марши.
Форма в музыке.(18 ч).
Что такое музыкальная форма. – 2 (ч).
Сюжетыи
героимузыкальной формы. Художественная форма – это ставшее зримым содержание.
Музыкальная композиция. – 7 (ч).
Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период). Два напева в романсе М. Глинки
Венецианская ночь(двухчастная форма). Трёхчастность в
Ночной серенадеПушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в
Ленинградскойсимфонии Д. Шостаковича (вариации).
Обобщение – 1 час.
Музыкальная драматургия. – 7 (ч).
Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств:
Слово о полку Игоревеи
Князь Игорь. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Заключительный урок – 1 час.
Перечень основных знаний и умений учащихся.
Учащиеся должны знать:
- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
- развитие музыкального образа;
- музыкальные формы;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
-Определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7 КЛАСС.
№ П/П |
РАЗДЕЛЫ. |
КОЛ – ВО ЧАСОВ. |
1. |
Магическая единственность музыкального произведения. |
1 |
2. |
Содержание в музыке. |
15 |
3. |
Форма в музыке. |
18 |
ИТОГО: |
34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс.
Наименование раздела. Тема урока. |
Кол – во часов |
Дата |
|
Раздел |
Тема |
||
Содержание и форма в музыке |
|||
1 четверть |
|||
1. |
Магическая единственность музыкального произведения. |
1 |
|
Содержание в музыке |
|||
2 |
Музыку трудно объяснить словами. |
1 |
|
3,4. |
Что такое музыкальное содержание. |
2 |
|
Каким бывает музыкальное содержание |
4 часа |
||
5. |
Музыка, которую необходимо объяснить словами. |
1 |
|
6. |
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского |
1 |
|
7. |
Восточная партитура Н. Римского – Корсакова Шехеразада |
1 |
|
8. |
Когда музыка не нуждается в словах |
1 |
|
9. |
Обобщающий урок. |
1 |
|
2 четверть |
|||
Музыкальный образ |
3 часа |
||
10. |
Лирические образы в музыке. |
1 |
|
11. |
Драматические образы в музыке. |
1 |
|
12. |
Эпические образы в музыке. |
1 |
|
О чём рассказывает музыкальный жанр |
4 часа |
||
13. |
Память жанра . |
1 |
|
14-16. |
Такие разные песни, танцы, марши. |
3 |
|
3 четверть |
|||
Форма в музыке |
|||
Что такое музыкальная форма? |
2 часа |
||
17. |
Сюжеты и героимузыкальной формы. |
1 |
|
18. |
Художественная форма – это ставшее зримым содержание . |
1 |
|
Музыкальная композиция |
7 часов |
||
19. |
Какой бывает музыкальная композиция |
1 |
|
20. |
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). |
1 |
|
21 |
Два напева в романсе М. Глинки Венецианская ночь(двухчастная форма). |
1 |
|
22. |
Трёхчастность в ночной серенадеПушкина – Глинки. |
1 |
|
23,24. |
Многомерность образа в форме рондо. |
2 |
|
25. |
Образ Великой Отечественной войны в Ленинградскойсимфонии Д. Шостаковича (вариации). |
1 |
|
26. |
Обобщающий урок. |
1 |
|
4 четверть |
|||
Музыкальная драматургия |
7 часов |
||
27,28. |
Музыка в развитии. |
2 |
|
29. |
Музыкальный порыв. |
1 |
|
30. |
Движение образов и персонажей в оперной драматургии. |
1 |
|
31,32. |
Диалог искусств: Слово о полку Игоревеи Князь Игорь. |
2 |
|
33. |
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. |
1 |
|
34. |
Обобщающий урок. |
1 |
|
Итого за год |
34 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В. В.Алеев ( научный руководитель), Т. И.Науменко, Т. Н.Кичак. М.
Дрофа2004 г.
2. Учебник
Музыка. Т. И.Науменко, В. В.Алеев. 7 класс. М.
Дрофа2004 г.
3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
Музыка7 класс.
Дневник музыкальных размышлений. М.
Дрофа2004 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Методические рекомендации для учителя. Т. И.Науменко, В. В.Алеев. М.
Дрофа2004 г.
Воспитание музыкой. Т. Е.Вендрова, И. В.Пигарёва. М.
Просвещение1991 г.
Как рассказывать детям о музыке? Д. Б.Кабалевский. М.
Просвещение1989 г.
Серьёзная музыка в школе. К. П.Португалов. М.
Просвещение1980 г.
Музыкальное воспитание в школе. О. А.Апраксина. М.
Музыка.
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир.
Коминфо,
2002 г.
7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.
Си ЭТС, 2004 г.
8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
Коминфо, 1999.
9. Серьёзная музыка в школе. К. П.Португалов. М.
Просвещение1980 г.
10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.
Алеева. Волгоград 2008 г. 7 класс.