Инновации в системе организационного управления

На правах рукописи

Гилей Юрий Михайлович

инновации в системе организационного управления

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук

Екатеринбург – 2011


Диссертационная работа выполнена в Пермском филиале Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения РАН

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор
Суховей Алла Филипповна (Россия), зав. сектором социальных инноваций Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, доцент,
Макарова Ирина Валерьевна (Россия),
зав сектором комплексных проблем
развития промышленности Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения РАН,
г. Екатеринбург

кандидат экономических наук

Молодчик Наталья Анатольевна (Россия),

доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермского национального исследовательского политехнического университета», г. Пермь

Ведущая организация:

ФГАОУ ВПО «Уральский государственный федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Защита состоится 05 октября 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.004.022.02 в Учреждении Российской академии
наук Институте экономики Уральского отделения РАН, по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке, с авторефератом –
в библиотеке и на сайте Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург (www.uiec.ru)

Автореферат разослан 02 сентября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, доктор Ю.Г. Лаврикова

экономических наук, доцент


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Методы управления развитием всех субъектов хозяйствования в современных условиях, характеризующихся развивающейся интеграцией России в мировую экономику и возрастающей конкуренцией со стороны иностранных и российских компаний, в настоящее время претерпевают существенные изменения, что требует своего научного осмысления. Особую значимость приобретают новые методы и системы управления, способствующие эффективному развитию организации за счет максимального использования ее потенциала. Конкуренция сегодня из традиционных сфер товаров, услуг и технологий все больше перемещается в сферу конкуренции бизнес-моделей и систем управления. Известный американский специалист в сфере управления Питер Друкер пишет: «Успех любого предприятия сегодня зависит не от имеющихся в его распоряжении ресурсов, не от объема денежных средств и даже не от благоприятной хозяйственной среды, а от управления, его качества и эффективности». Подтверждением этих слов может служить история таких преуспевающих фирм, как «Дженерал Моторс», «Форд», «Ай-Би-Эм», «Майкрософт», «Сони», «Дюпон» и многих других, обязанных своим успехом эффективному управлению, правильно выбранной и последовательно реализованной стратегии развития. Мировой опыт свидетельствует, что в передовых компаниях три четверти общей стоимости лежит в области именно нематериальных активов, определяющих уникальность компании.

Проведенный сотрудниками Института экономики УрО РАН анализ возможных сценариев развития российской экономики показывает, что для России в целом и ее хозяйствующих субъектов существует единственный вариант стабильно устойчивого и социально ориентированного развития. Он основан исключительно на инновационном сценарии развития экономики, ускоренном формировании инновационной инфраструктуры и создании инновационных управленческих механизмов.

Вместе с тем многие российские предприятия и комплексы в настоящее время сталкиваются с кризисом управления, который проявляется в неспособности систем управления принимать быстрые и эффективные решения, что в конечно счете приводит к потере качества и конкурентоспособности продукции и снижение деловой репутации. Не случайно за двадцать лет реформ внедрено и освоено лишь 10 % существенных нововведений в производстве; доля России в мировом наукоемком секторе снизилась до 0,9 %. Фрагментарные решения по повышению эффективности управления связанные со сменой руководства, сокращением аппарата управления или внедрением таких современных управленческих систем, как аутсорсинг, бенчмаркинг, реинжиниринг в большинстве случаев также не дают желаемого эффекта.

Кроме того, если отдельные аспекты управления, например мотивация менеджеров, инновационная компетентность, управление на основе процессов, исследованы относительно подробно, то целостный взгляд на систему организационного управления, управление параметрами целостности, разработаны крайне слабо. Иными словами, проблемам синтеза структуры и функций организации с целью получения синергетического эффекта, «оркестровки» лидеров, по образному выражению Г. Хакена, необходимой для эффективного исполнения инновационной миссии системы организационного управления, пока уделяется мало внимания.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение феномена инновации в системе организационного управления хозяйствующего субъекта, понимание принципов создания системы организационного управления1 инновационного типа, формирование ее инновационного потенциала и развитие механизмов его эффективной реализации. Изучение и совершенствование системы организационного управления, как в рамках отдельной организации, так и общества в целом способствует повышению эффективности управления социально-экономическими процессами, содействует росту инновационной активности и конкурентоспособности предприятий, повышению эффективности и устойчивости их функционирования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема инноваций в систему организационного управления находится на пересечении нескольких областей научных знаний. Прежде всего, инновации в системе управлении рассматривались с позиций теории инноваций и исследований в этой области зарубежных и отечественных авторов Й. Шумпетера, Б. Твисса, Б. Санто, Л.А. Жоленца, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Н.Д. Кондратьева, Ю.В. Яковца и других.

Важнейшие аспекты развития систем управления изучались на основании исследований С.Л. Оптнера, Л. Берталанфи, Р. Калмана, М. Портера, А. Гриффита, С.Янга, П. Стивенсона, М. Хаммера, Д. Коттера, Р. Каплана, Д. Нортона, П. Уотсона, И. Ансоффа, Б. Карлофа, Т. Коно, Дэн С. Коуэна, М. Имаи, Р. Фостера, Ф. Янсена, А. Н. Колмогорова, В. М. Глушкова, Н. Н. Моисеева, Н.П. Бусленко, В.Г. Могилевского, В.И. Мухина, З.А. Кучкарова, И.Т. Балабанова, А.Г. Теслинова и других.

Разноплановые проблемы управления инновациями, в том числе рассмотрение отраслевых и региональных аспектов, были изучены на основании работ Л. Грейнера, И. Адизиса. П.Н. Завлина, Н.И. Лапина, Е.Г. Ойхмана, Э.В. Попова, Д.А. Новикова, В.В Балакшина, Б.И.Бовыкина, О.С. Виханского, Р.А Фатхутдинова, М.Л. Кричевского, А.Ф. Суховей, О.А. Романовой, И.В. Макаровой, и др.

В последние годы были опубликованы исследования российских и зарубежных ученых, в которых проблемы развития систем управления рассматриваются с учетом особенностей экономики переходного периода и актуализации роли лидерства и человеческого фактора. Результаты данных исследований, которые во многом определили позицию автора, были рассмотрены на основании работ А.И. Татаркина, А.А. Румянцевой, А.В. Молодчика, Л.А. Малышевой, А.А. Чухно и др.

Признавая актуальность и практическую значимость предлагаемых подходов и сформированную предыдущими исследованиями позицию о доминирующей роли управления в достижении конкурентного преимущества организации на рынке, автором сформулировано предположение, что при исследовании системы организационного управления следует сфокусировать внимание на ее развитии как целостного объекта с учетом изучения особенностей инноваций в данном объекте исследования. Вместе с тем, в большинстве имеющихся исследований, по нашему мнению, вопросы анализа и оценки влияния инноваций на развитие системы организационного управления, как целостного объекта рассматриваются не достаточно, что существенно препятствует активному применению результатов исследований на практике.

Объектом исследования в диссертационной работе являются инновации в системе организационного управления хозяйствующих субъектов.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений возникающих при разработке и использовании инноваций в системе организационного управления.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является развитие теоретических и методических основ усиления роли инноваций в системе организационного управления как важного ресурса повышения эффективности и конкурентоспособности организации.

В рамках обозначенной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Уточнить понятийный аппарат, необходимый для анализа инноваций и инновационных процессов в системе организационного управления, раскрыть их сущность и специфику.

2. Выделить основные виды инноваций в системе организационного управления для выбора и принятия эффективных управленческих решений на всех этапах жизненного цикла организацией.

3. Развить методические основы принятия инновационных решений в системе организационного управления .

4. Предложить управленческий механизм, стимулирующий повышение инновационной активности и конкурентоспособности организации, и разработать критерии оценки его эффективности.

Теоретической и методологической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области теории управления инновационными процессами, экономической теории и экономики предприятия, теорий конкуренции, стратегического менеджмента, микроэкономики.

Основными методами исследования являются общенаучные методы дедукция и индукция, анализ и синтез, методы аналитического моделирования, системный и структурный анализ, а так же экономико-математические методы.

Информационную основу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы госстатистики по Пермскому краю, действующие законодательные акты и нормативные документы РФ и субъектов Федерации, материалы рейтинговых и аналитических агентств, материалы отчетности группы компаний «Стройконтракт», ООО «Генстрой», экспертные оценки и другие материалы, опубликованные в центральной и местной печати, а также в сети Интернет.

Научная новизна. В процессе исследования получены следующие теоретические и методические результаты, соответствующие формуле специальности 08.00.05 « Экономика и управление народным хозяйством» паспорта номенклатуры специальностей научных работников Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации (далее – специальность 08.00.05 паспорта ВАК), определившие научную новизну и являющиеся предметом защиты.

1. Уточнен понятийный аппарат, необходимый для анализа и регулирования инновационных процессов в системе организационного управления, позволяющий выявить сущность и специфику управленческих инноваций. Предложено понимание инноваций в системе организационного управления как важного ресурса эффективного развития предприятия, использование которого способствует значительному повышению конкурентоспособности организации за счет осознания требований к системе организационного управления, оперативного отбора и вовлечения в практику новых или усовершенствованных идей, технологий, и процессов управления, с целью получения экономической выгоды и иных преимуществ (пункт 4.1 специализации «Управления инновациями» специальность 08.00.05 паспорта ВАК).

2. Предложена авторская классификация инноваций в системе организационного управления по источнику происхождения данных инноваций, которая позволяет не только систематизировать инновации, но и проектировать целостные инновационные решения (пункт 4.2 специализации «Управления инновациями» специальность 08.00.05 паспорта ВАК).

3. Выявлен алгоритм принятия инновационных управленческих решений и разработана концептуальная модель инновационной системы организационного управления, содержащая блоки регулярного и стратегического управления, использование которых способствует усилению восприимчивости организации к инновациям за счет повышения качества управления, контроля за функционированием системы и ее взаимодействием с внешней средой (пункт 4.10 специализации «Управления инновациями» специальность 08.00.05 паспорта ВАК).

4. Предложена экспертная модель оценки инновационного потенциала системы организационного управления, основанная на учете разработанных автором критериев готовности организации к инновационным преобразованиям, позволяющая целенаправленно организовывать процессы самооценки организации, выявлять ее сильные стороны и области для улучшения, а также формировать портфель инновационных изменений в системе организационного управления (пункт 4.2 специализации «Управления инновациями» специальность 08.00.05 паспорта ВАК).

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных выводов, разработанных методик и алгоритмов в качестве методической основы совершенствования систем управления корпоративными организациями и иными социально-экономическими системами с целью повышения эффективности их деятельности. Выводы и предложения позволяют разработать методики и механизмы управления корпоративными организациями и оценивать их эффективность.

Теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы научно-исследовательскими организациями, а так же при подготовке учебных программ «Менеджмент инноваций», «Стратегический менеджмент» для студентов высших учебных заведений и по программам «Мастер делового администрирования» и «Президентская программа» по дисциплине «Управление инновациями».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования:

1) докладывались, были обсуждены и получили положительную оценку на 4-х международных и 3-х всероссийских конференциях, в том числе на Международной научно-практической конференции «Инновационная экономика и промышленная политика региона (экопром-2009)» (Санкт-Петербург, 2009), IX Международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления предприятиями, отраслями, комплексами в разных сферах народного хозяйства» (Новочеркасск, 2010), I Международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики» (Новосибирск, 2010), VI Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века» (Пенза, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы инновационного развития экономических систем» (Ульяновск, 2010), IV Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества» (Сочи, 2010); I-й Международной научно-практической конференции «Шумпетеровские чтения» (Пермь, 2011) ;

2) используются при подготовке слушателей по программе «Мастер делового администрирования», «Президентская программа» на факультете подготовки управляющих высшей квалификации в ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации – РМЦПК»;

3) используются членами Регионального объединения работодателей Пермского края «Сотрудничество» для управления инновационным потенциалом организаций и объединений, а так же при проведении ежегодного регионального конкурса «Лидер управления Прикамья»;

4) использованы предприятиями группы компаний «Стройконтракт» в области оценки инновационного потенциала и инновационного развития СОУ.

5) использованы в плановых отчетах Института экономики УрО РАН.

Внедрение результатов диссертационного исследования документально подтверждено соответствующими актами, прилагаемыми к диссертации.

Публикации. По теме исследования автором опубликовано 13 работ общим объемом 8,9 п.л. (авторских 6,7), в том числе три работы, опубликованные в периодических изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем основного текста составляет 199 машинописных листов и включает 10 таблиц, 18 рисунков, 2 приложения. Библиографический список содержит 165 источников.

Во Введении отражены актуальность и изученность проблемы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, сформулированы основные элементы научной новизны и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические аспекты изучения инноваций в системе организационного управления» разработан и уточнен понятийный аппарат, необходимый для исследования сущности и специфики инноваций в системе организационного управления, предложена классификация инноваций в системе управления как инструмент принятия оптимальных решений, выявлены особенности инновационного управления организацией.

Во второй главе «Методические основы создания инновационных систем организационного управления» предложен авторский взгляд на данную проблему, разработаны алгоритм принятия инновационных решений системой организационного управления, концептуальная модель инновационной системы организационного управления, критериальная модель оценки инновационного потенциала системы организационного управления.

В третьей главе «Формирование инновационной системы организационного управления» показаны возможности инновационной модели системы организационного управления, ее конкурентные преимущества. На примере группы компаний «Стройконтракт» рассмотрен механизм поэтапного формирования инновационной системы организационного управления, разработаны и апробированы предложения по измерению ее результативности.

В заключении работы приведены основные результаты исследования.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Уточнен понятийный аппарат, необходимый для анализа и регулирования инновационных процессов в системе организационного управления, позволяющий выявить сущность и специфику управленческих инноваций. Предложено понимание инноваций в системе организационного управления как важного ресурса эффективного развития предприятия, использование которого способствует значительному повышению конкурентоспособности организации за счет осознания требований к системе организационного управления, оперативного отбора и вовлечения в практику новых или усовершенствованных идей, технологий, и процессов управления, с целью получения экономической выгоды и иных преимуществ

В диссертации разрабатывается системный подход к управлению современной организацией, основанный как на повышении эффективности использования внутренних, в том числе управленческих ресурсов организации, так и возможностей, предоставляемых внешней средой, посредством инноваций в системе организационного управления. В третьем издании Руководства Осло, совместной публикации ОЭСР и Евростата, инновация определяется как разработка, производство и введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.

Однако это определение, как и ряд других, представленных в диссертации, являются наиболее общими и не позволяют формально строго определить, что именно имеет отношение к инновациям в системе организационного управления, а что нет, почему и потребовалось вывести новое определение.

Предложенное автором понимание инноваций в системе организационного управления конкретизирует их как особый вид непроизводственных инноваций, раскрывает их сущность и роль в деловой практике организации с позиции системного анализа.

Наглядно авторское представление об инновациях в системе организационного управления отображено в виде концептуальной модели (рис. 1), в которой особая роль отводится качественной стороне управления: выявлению требований к инновационности системы управления, использованию новых идей, технологий, методов управления.

Рис. 1- Концептуальная модель инноваций в системе организационного
управления

При этом в качестве основных критериев инновационности системы организационного управления выступают новизна управленческих решений, а также реализуемость и эффективность новых технологий управления целостной структурой компании на практике, которые позволяют компании добиться поставленных целей и повысить свою конкурентоспособность.

Для оценки возможностей инновационной системы организационного управления потребовалось ввести понятие инновационного потенциала системы организационного управления, под которым понимается способность и готовность организации к инновационному развитию, проявляющаяся в инициировании процессов разработки инновационных управленческих решений на основе новых знаний и вовлечения в эти процессы персонала. При этом под способностью понимается наличие и сбалансированность элементов потенциала, а под готовностью - достаточность уровня развития потенциала для осуществления инновационной деятельности.

Таким образом, инновационный потенциал системы организационного управления рассматривается как совокупность возможностей, определяющих реализуемость позитивных результатов инновационных преобразований в управлении организации. Для оценки реализуемости инновационного потенциала системы организационного управления выбран ресурсно-потенциальный подход, предлагаемый Ф.М. Русиновым и др., согласно которому интегральная эффективность функционирования системы в целом есть функция реализации потенциала системы.

Роль инноваций в системе организационного управления заключается в приращении уникальной ценности компании за счет совершенствования управления инновационным потенциалом предприятия, повышения эффективности его использования, в том числе путем стимулирования инициативы и креативности работников, вовлечения в инновационную деятельность нематериальных активов предприятия, как более сложного, но в то же время значительно более эффективного способа, получения организацией новых, уникальных компетенций, позволяющих ей выделиться среди других организаций, качественно лучше удовлетворять запросы потребителей. Нематериальные активы, в том числе такие, как лидерская позиция, политика предприятия, профессиональные знания, опыт сотрудников, имидж, возможности системы менеджмента предприятия и др., - сегодня становятся важными конкурентными преимуществами. Успех многих организаций, в конечном счете, определяется тем, насколько эффективно в них организована система управления и насколько эффективно используется интеллектуальный капитал.

2. Предложена авторская классификация инноваций в системе организационного управления по источнику происхождения данных инноваций, которая позволяет не только систематизировать инновации, но и проектировать целостные инновационные решения.

В работе анализируется специфика и многообразие инноваций в системе организационного управления, используемые различными авторами, начиная с Й.А. Шумпетера, включая их классификационные признаки. Отмечена недостаточность существующих классификаций для целей управления инновациями в системах организационного управления, и предложена своя классификация видов инновационной деятельности в системе организационного управления (табл. 1), в качестве основания для которой предложено использовать источники инноваций (рис.1). Такими источниками являются:

1) знания и, прежде всего, новые идеи в области управления;

2) новые технологии и методы управления,

3) новый опыт, полученный в процессе управления;

4) формирование новых требований к системе управления.

Таблица 1 – Классификация видов инновационной деятельности в системе организационного управления

Источник
инноваций

Виды инноваций в управлении

1.Идеи в области управления

1.1.Разработка новых идей, инновационных проектов для использования их в системе организационного управления.

1.2. Исследовательская деятельность в системе организационного управления (бенчмаркинг, промышленная разведка и т.п.)

2. Технологии
и методы

управления

2.1. Разработка новых или новое применение существующих методов и способов управления, IT в области управления, программного обеспечения управленческого процесса и т.д.

2.2. Подбор существующих технологий и методов для реализации инноваций в системе организационного управления.

3. Процесс

управления

3.1. Реализация технологий постоянного улучшения и отдельных инноваций в системе организационного управления.

3.2. Изучение опыта функционирования системы организационного управления, как источника для новых улучшений измерение эффективности от внедрения инноваций.

4.Требования к системе организационного управления

4.1. Выявление заинтересованных сторон, идентификация их ключевых потребностей и оценка соответствия действий менеджмента требованиям.

4.2. Измерение степени удовлетворенности заинтересованными сторонами результатами инноваций в системе организационного управления, получения экономической выгоды и иных преимуществ от инноваций. Спецификация новых требований к системе организационного управления.

Выявленный перечень возможных инноваций в системе управления организацией дает представление о неразрывности современной управленческой и инновационной деятельности. Успешно развивающиеся организации используют инновации на всех этапах своего функционирования и на всех этапах управленческой деятельности.

Предложенная автором классификация инноваций в системе управления позволяет не только выделить виды инновационной управленческой деятельности, но и проектировать нововведения, выступая в качестве инструмента для выявления возможных видов инновационной деятельности, ликвидации пробелов в управлении и, в конечном итоге, способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений.

3. Выявлен алгоритм принятия инновационных управленческих решений и разработана концептуальная модель инновационной системы организационного управления, содержащая блоки регулярного и стратегического управления, использование которых способствует усилению восприимчивости организации к инновациям за счет повышения качества управления, контроля за функционированием системы и ее взаимодействием с внешней средой.

В соответствии с третьим изданием Руководства Осло, совместной публикация ОЭСР и Евростата, инновационное предприятие – это организация, которая внедрила некую инновацию в периоде наблюдения, а минимальное требование для того, чтобы некое изменение в продукции или функционировании какого-либо предприятия признавалось инновацией, состоит в том, чтобы это изменение являлось новым (или существенно усовершенствованным) для данного предприятия. Следовательно, инновации в системах организационного управления способны генерировать инновационные системы организационного управления, а задачей руководства организации становится «настройка» процессов управления на способность генерировать инновационные решения и управление параметрами, обеспечивающими требуемую готовность инновационных систем организационного управления.

Обеспечение способности системы организационного управления к инновациям определяется, в первую очередь, алгоритмами принятия решений и бизнес-моделью системы организационного управления. Одно из главных свойств инновационного решения, – новизна, обеспечивается особым алгоритмом выработки такого решения. Однако инновационными системами организационного управления вырабатываются не только инновационные решения. Подавляющее большинство решений - рутинные. Очевидно так же, что для решений с разными свойствами должны быть разные алгоритмы их принятия.

Анализ проблемной ситуации и ряда, разработанных ранее алгоритмов принятия решений, предлагаемых С.Л. Оптнером, С. Янгом и другими учеными, позволил диссертанту синтезировать алгоритм принятия инновационных и рутинных решений системой организационного управления на регулярной основе. Предлагаемый автором алгоритм раскрывает логическую последовательность эффективной выработки разных по сути решений (инновационных и регулярных) одной системой управления, направленный на усиление инновационной восприимчивости организации и внедрение инноваций на практике.

Быстрому решению многокритериальных задач с привлечением необходимых экспертов служит специальное программное обеспечение, и информационные системы поддержки принятия решений. Для целей их разработки и уместного использования в практике управления, разработки документированных процедур организации, предлагаемый в диссертации адекватный и эффективный алгоритм принятия решений имеет большое практическое значение.

Общая логическая последовательность процедур принятия инновационных решений системы организационного управления представлена на рис. 2 и состоит из следующих стадий:

Инновационная восприимчивость и контроль функционирования системы, отношений ее элементов внутренней и внешней среды - первая стадия, которая предполагает сбор информации для принятия решения инновационной системы организационного управления. Общесистемная восприимчивость инновационной организации должна быть настроена на обнаружение инноваций в информационном поле, изменений и проблем функционирования системы для принятия решений и на выявление новых потребностей, рынков сбыта.

Вторая стадия связана с измерением полученной информации, влияния инноваций на результаты бизнеса, идентификация проблем системы, рынка и т.д. Это могут быть результаты научно-исследовательской деятельности, бенчмаркинга, промышленной разведки, новые или новое применение существующих технологий, методов, рынков, товаров, услуг, данные патентных фондов и т.п. На этой стадии выявляются проблемы и противоречия в развитии организации как объекта управления.

Рисунок 2 - Алгоритм принятия инновационного решения в системе организационного управления

Структурированная информация требуется для следующего этапа - концептуально полного анализа информации о проблемах, источниках инноваций, создание новых знаний о возможностях системы. Детальный анализ ситуации позволяет, выявить целый комплекс противоречий и возможностей. Среди них важно выделить основное, то, что и составляет проблемную ситуацию, при которой неудовлетворительное состояние дел уже осознано.

Этап постановки, актуализации целей управления или инновации.

Следующие три этапа, - идентификацией проблемы с ранее имевшейся, изучение применявшихся при этом приемов и прогнозирование по аналогии с ранее наблюдавшимися последствиями, имеют прямое отношение к выработке решения на регулярной основе.

На этапе разработка критериев эффективности инновации, реализуется принцип измеримости решения. От критериев требуется возможно большее соответствие целям, сходство с ними. Многокритериальность реальных задач связана с тем, что одну цель, как правило, не удается выразить одним критерием.

Генерация, концептуально полный выбор альтернатив - является способом обнаружения инноваций. Именно концептуально полная альтернативность вариантов поведения и индикативность управленческого воздействия обеспечивает оригинальность, эффективность и актуальность принимаемых решений.

Моделирование нового состояния элемента, возможных изменений системы является не только этапом выработки решения, но и необходимой функцией инновационной системы организационного управления. Можно выделить три основных требования, обеспечивающих функционирование модели: ингерентность, то есть достаточную степень согласованности создаваемой модели со средой, простоту и адекватность модели.

Тестирование или рыночные испытания предусматривают представление реального инновационного продукта или услуги потребителю. Его цель – получения обратной связи от потребителя инновации.

На этапе оценки и верификации принимаемого решения происходит оценка эффективности принимаемого решения в соответствии с приведенными выше критериями функционирования модели.

Этапы принятие, оформление и доведение решения до исполнителей, а также осуществление контроля за исполнением решений, – прямая реализация принципов информативности, непрерывности и реализуемости решения.

Корректировка целей – это петля обратной связи целеустремленной системы, основанной на рефлексии, которая дает возможность системе на основе предшествующего накопленного опыта порождать новые, ранее не имевшиеся у нее свойства и качества.

Разработанный соискателем алгоритм принятия инновационных решений в системе организационного управления позволяет конструировать на его основе индивидуальные процедуры выработки решений системой организационного управления, а также оценивать существующие на наличие дефектов и потенциальную способность разрабатывать и внедрять инновации.

В диссертационной работе также предложена принципиальная модель инновационной системы организационного управления (рис. 3). Влияние модели инновационной системы организационного управления на повышение конкурентоспособности организации обеспечивается способностью воспринимать, и генерировать инновации, начиная от инновационного решения проблем, реинжиниринга процессов, разработки новых продуктов, услуг и вплоть до разработки новой модели бизнеса. Индивидуальные особенности обуславливают уникальные характеристики конкретных социально-экономических систем. Вместе с тем они не могут противоречить модели верхнего уровня, или другими словами, они базируются на концептуальной модели, обеспечивающей их объединяющее свойство, в нашем случае инновационных систем организационного управления.

Рисунок 3 - Концептуальная схема инновационной системы организационного управления

Разработанная автором модель (рис. 3), выполняя свою дескриптивную, прогностическую и нормативную функции, имеет практическое значение. Проектируя конкретную бизнес – модель мы можем заложить в нее необходимые потенциальные возможности, задать нужный вектор развития.

Предлагаемые в диссертации концептуальная схема инновационной системы организационного управления и алгоритм принятия инновационного решения позволяют конструировать собственно саму систему организационного управления, обладающую возможностью вырабатывать инновационные и рутинные решения на регулярной основе.

Множество входов процесса регулярного управления настроено на восприятие результатов регулярного функционирования и взаимодействия внутренней и внешней среды управляемой системы, распоряжений, документов, инструкций и т.д. изменяющих, регламентирующих или обеспечивающих внутрипроцессные преобразования. На выходе – управленческие решения, опыт от функционирования и другая информация. Обычно на практике данный процесс состоит из нескольких подпроцессов разных по значимости и индивидуальных для каждой организации. В него могут входить финансовое управление, производственное управление, логистика, управление кадрами и т.д. Процессный дизайн, как и опыт функционирования, могут служить источником инноваций.

Множество входов процесса инноваций в системе организационного управления настроено на восприятие информации об инновациях, изменениях внутренней и внешней среды управляемой системы, вызванных этим новых проблем взаимодействия элементов системы. Источником инноваций могут послужить изменения ожиданий заинтересованных сторон, новые идеи, знания, технологии, и требования к системе организационного управления. На выходе мы получаем инновацию в виде формализованного решения для процесса регулярного управления, а так же опыт от функционирования, который может послужить не только для целей самого процесса инноваций, но и для корректировки стратегических целей организации и требований к системе организационного управления. На практике данный процесс может состоять из различных подпроцессов, типа: управление знаниями, управление инновационным потенциалом, менеджмент качества и т.д., а так же ряда конкретных инновационных проектов.

Множество входов процесса стратегического управления настроено на восприятие стратегической информации о функционировании системы и внешней среды, эффективности процедуры принятия решений и ключевых результатов деятельности организационной системы. На выходе мы получаем стратегические цели, миссию, организации, политику, требования к системе организационного управления как к процедурам выработки решений. При этом речь идет о высшем уровне управления организацией – топ-менеджменте, который на практике, в зависимости от уровня развития организационной системы может быть представлен, как рядом подпроцессов, так и субъектом управления в лице генерального директора.

Необходимо также подчеркнуть, что разработанная диссертантом модель отражает принципиальные блоки управления, позволяющие системе организационного управления быть инновационной. Фактическое количество контуров управления, их сочетания, определяются процессным дизайном. Наличие в системе организационного управления одновременно элементов процессного и проектного управления обусловлено соответствующим алгоритмом принятия решений, способным генерировать инновационные решения.

Алгоритм принятия решений инновационных систем управления, в сочетании с моделью инновационной системы организационного управления, предлагаемые автором, создают концептуальную основу для конструирования богатого разнообразия инновационных систем организационного управления, а так же для целей оценки существующих систем организационного управления на наличие инновационных возможностей.

4. Предложена экспертная модель оценки инновационного потенциала системы организационного управления, основанная на учете разработанных автором критериев готовность организации к инновационным преобразованиям, позволяющая целенаправленно организовывать процессы самооценки организации, выявлять ее сильные стороны и области для улучшения, а также формировать портфель инновационных изменений в системе организационного управления.

Практика показывает, что эффект от инноваций в системе организационного управления проявляется опосредованно, о нем традиционно судят по группе итоговых, в основном финансовых результатов, например: объему инновационной продукции, рентабельности инноваций и т.п. Вместе с тем, эти результаты являются только следствием ранее принятых инновационных решений в системе организационного управления. Готовность системы организационного управления принимать инновационные решения является следствие реализации ее потенциала. Следовательно, управление готовностью системы организационного управления к инновациям подразумевает управление инновационным потенциалом системы организационного управления. Для оценки потенциала большое значение имеют качественные критерии. Качественные критерии, трудно нормируются, но при этом именно они в значительной мере определяют конкурентоспособность организации.

Для обеспечения максимально полного отражения требуемых параметров системы критериями оценки, автор воспользовался системным анализом. Если рассматривать систему организационного управления как целенаправленную, то необходимо изменить всю систему на реализацию функций, свойственных инновационному потенциалу. Модель организационной системы задается составом, структурой, целями, предпочтениями участников, информированностью и порядком функционирования.

Далее на основе анализа критериев оценки передовых технологий управления (таких как EFQM , система сбалансированных показателей и других), получивших широкое распространение, соискателем были конкретизированы критерии оценки инновационного потенциала системы организационного управления и предложена оценочная модель. Разработанная автором модель дополняет существующие технологии управления организационного развития, обеспечивая управление целенаправленным развитием инновационных возможностей системы организационного управления, поддерживается соответствующим стилем управления, компетентностью персонала и организации, при условии концептуально правильного подхода по достижению целей и задач, стоящих перед организацией и т.д.

Для работы с моделью оценки инновационного потенциала системы организационного управления в диссертации разработаны нормативные определения критериев и их составляющих, шкалы экспертного оценивания и процедуры оценки, учитывающие механизмы активных экспертиз теории активных систем. В качестве критериев оценки предложены:

1.Целеполагание. В рамках данного критерия оцениваются наличие и процесс формирования инновационной целевой картины организации в ее сопоставлении с «лучшей практикой». Составляющие, по которым производится экспертная оценка: обоснованность и актуальность целей, их ориентация на инновационное развитие; процесс стратегического управления, степень полноты и интеграции в системе организационного управления; соответствие целей потребностям заинтересованных сторон.

2. Инновационный потенциал руководителя играет ключевую роль в проведении инновационных преобразований в системе организационного управления, его лидерская позиция, креативность, другие личностные качества, профессионализм. Составляющие критерия: лидерский потенциал руководителя; профессионализм и новаторство руководителя; приверженность руководителя инновационному развитию.

3. Инновационный потенциал персонала. Этот параметр характеризует квалификацию, восприимчивость к инновациям, степень готовности работников организации к принятию инновационных изменений, инициативному участию в реализации инновации. Составляющие: человеческий потенциал; мотивация; приверженность и вовлеченность персонала.

4. Информированность в качестве параметра экономической системы задает как ее состояние в целом, так и состояние ее отдельных элементов. Составляющие: общесистемная доступность и инновационная восприимчивость информации; использование информации при принятии инновационных решений в СОУ; управление знаниями, создание новых знании.

5. Концептуальность подхода к инновациям в системе организационного управления, раскрывается через институциональные формы инновационного управления, сложившиеся в организации бизнес-модели, системы принципов, организационные формы и механизмы управления, использование организацией современных управленческих методов и технологий; наличие системы управления информацией и знаниями. Составляющие: эффективность алгоритма принятия инновационных решений системой организационного управления; функциональность процесса инноваций системы организационного управления в бизнес-модели организации; концептуальная полнота видов инновационной деятельности в системе организационного управления (табл. 1).

Для обеспечения регулярности самооценки предприятия используют различные периоды наблюдений. Эти периоды определяются рядом факторов, к числу которых можно отнести скорость изменения внешней среды, размер предприятия, особенности отраслевого рынка и т. д. С позиции Руководства ОСЛО, периоды оценки инновационной активности предприятий составляют от одного года до трех лет.

Для повышения объективности экспертной оценки соискателем рекомендуется, во-первых, привлекать к экспертизе квалифицированных специалистов, не заинтересованных в искажении результатов оценки, во-вторых, воспользоваться механизмами активных экспертиз (механизмы согласия, автономные механизмы экспертизы и пр.) теории активных систем.

Самооценка инновационного потенциала системы организационного управления, как важнейший процесс управленческой деятельности, в диссертации производится с использованием критериальной матрицы, в диапазоне от 0 до 100% (0-10) по каждой составляющей критерия. В ходе самооценки выявляются сильные стороны деятельности организации, области для улучшения, что и выступает основой для формирования требований к системе организационного управления и планированию нововведений.

Параметры инновационного потенциала системы организационного управления при проектировании инновации автор рекомендует использовать в качестве вектора, направленного из фактического состояния на конкретный результат деятельности в виде целевого значения. Результаты оценки инновационного потенциала организации в соответствии с логикой принятия решения является основой для анализа реальной ситуации, источников инноваций, создания новых знаний о возможностях системы.

Авторский подход апробирован на группе компаний «Стройконтракт». На основании предоставленных данных (рис. 4), можно утверждать, что под воздействием разработанных в диссертации методик инновационный потенциал системы организационного управления компании «Стройконтракт» имеет тенденцию роста и данный процесс управляем. Ресурс инноваций представленной системы организационного управления еще далеко не исчерпан и в дальнейшем может служить для целей организационного развития. Период наблюдений равен одному году.

Рисунок 4 – Изменение инновационного потенциала
компании «Стройконтракт»

Инновации в системе организационного управления оказывают положительное влияние не только на качественные составляющие инновационного потенциала организации, но и на количественные показатели ее экономической эффективности и конкурентоспособности, которые находят свое отражение, прежде всего, в росте производительности труда и доходов предприятия.

Темпы роста дохода (табл. 2) компании за наблюдаемый период с 2001 по 2010годы, выше роста дохода по отрасли. В то время, как доход на рынке вырос в 2.36 раза, доход компании – в 4.04 раза , что характеризует конкурентоспособность компании «Стройконтракт» на данном рынке. Активный рост этого показателя в 2003 г. в значительной мере объясняется первыми результатами организационных изменений. Начало следующей волны активного роста в 2006 году связано с реализацией проекта матричной организационной структуры. Положительный тренд роста доходов 2010 г. также во многом обусловлен реализацией принципов, заложенных в новой бизнес - модели организации.

Таблица 2 – Показатели развития в строительной отрасли Пермского края и компании «Стройконтракт».

Год

Инновационный потенциал СОУ

Производительность труда

Доход

По Компании

по Пермскому краю,
тыс.р. на чел/год

по Компании, тыс.р. на чел/год

по Пермскому краю, тыс.рублей

по Компании, тыс. рублей

2001

-

233

477

11599190

92566

2002

-

213

457

9713517

85491

2003

-

293

714

11664048

154224

2004

33%

364

813

12930133

169958

2005

41%

567

983

15240966

203402

2006

45%

668

1232

17244516

283437

2007

48%

888

1522

24572121

353174

2008

55%

1048

1827

28741427

387314

2009

64%

1024

1730

28083453

346044

2010

68%

953

1758

27397828

374427

Именно инновационная направленность организации позволяет ей в течение длительного времени быть эффективной и обеспечивает почти в 2 раза более высокую производительность труда по сравнению с выросшими в четыре раза средними по отрасли показателями. Если до 2002 года рост производительности труда, в основном, был обеспечен за счет инновационных технологий, то в последующем, - за счет инновационного управления. Наметившееся в 2009 году снижение производительности было обусловлено международным экономическим кризисом. В 2010 году в «Стройконтракте» был снова отмечен рост производительности труда, в то время как в целом по Пермскому краю спад в отрасли продолжался.

Введение новой организационной структуры и модели управления бизнес-процессами обеспечили благоприятную динамику развития основного направления развития деятельности компании - строительства в период с 2004 по 2007 гг. Вместе с тем тенденция снижения объемов строящегося жилья по Пермскому краю в 2008 и последующие годы полностью повторяется снижением дохода компании «Стройконтракт» от строительного направления. Наибольший удар международного финансового кризиса среди секторов реального бизнеса был нанесен как раз строительному рынку. Влияние рынка оказалось доминирующим.

Начало экономического кризиса совпало с введением новой бизнес модели организации. Волна падения на рынке совпадает с волной активного роста инновационного потенциала системы организационного управления, как ответной реакции на неблагоприятные внешние условия.

Своевременное принятие новой бизнес-модели организации, разработанной на основе концептуальной схемы инновационной системы организационного управления, предложенной в диссертации, в сочетании с возросшим инновационным потенциалом, позволили быстро отреагировать на изменившийся рынок новыми услугами и товарами. Если в начале инновационных преобразований системы организационного управления - в 2003г., в «Стройконтракте» было лишь два направления деятельности, то уже через шесть лет, в результате инноваций в управлении с использованием авторских методик, их было семь. Открытие нового направления в виде управления многоквартирными жилыми домами позволило компании выжить и выполнить свои финансовые обязательства перед партнерами в разгар кризиса, а уже в 2010 году доход компании практически вернулся к докризисным показателям.

В диссертации представлены и другие данные, которые свидетельствуют о том, что инновации обеспечивают превышающие значения эффективности организации относительно средних по рынку и способность организации быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды, через реализацию инновационного потенциала в виде новых товаров и услуг, обеспечивая тем самым устойчивые конкурентные преимущества.

Результаты проведенного исследования и их апробация показали необходимость наличия для эффективного управления инновационным развитием системы организационного управления системы сбалансированных качественных и количественных критериев оценки. Наращивание инновационного потенциала по результатам самооценки явились причиной положительной динамики основных количественных показателей социально-экономического развития ООО «Стройконтракт». Использование методики оценки инновационного потенциала системы организационного управления, разработанной автором, позволяет выявить сильные стороны, проблемные зоны, обеспечивает сопоставление, фактически достигнутой инновационной результативности и стратегических целей, для целостного управления инновациями в системе организационного управления.

В Заключении диссертации сформулированы основные выводы и рекомендации по практическому применению результатов исследования.


3. список ПУБЛИКАЦИЙ по теме диссертациИ

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

  1. Гилей Ю.М. Концептуальные подходы к изучению и оценке инноваций в системах организационного управления [Текст] /А.Ф.Суховей, Ю.М.Гилей // Журнал экономической теории. – 2010. - № 2. – С. 31-38 (0,64 п.л., авт. 0,5).
  2. Гилей Ю.М. Алгоритм принятия решения инновационными системами организационного управления [Текст] / Ю.М.Гилей, Ю.В.Фотеев // Креативная экономика. - 2011. - № 7. – С.63-68 (0,3 п.л., авт. 0,2).
  3. Гилей Ю.М. Портфельный подход в управлении инновационным развитием компании [Текст] / Ю.М.Гилей, Ю.В.Фотеев // Креативная экономика. - 2011. - № 8. – С.41-47 (0,3 п.л., авт. 0,1).

Главы в монографиях

  1. Гилей Ю.М. Теоретико-методологические проблемы изучения инноваций в системах организационного управления [Текст] / А.Ф.Суховей, Ю.М.Гилей, С.Ю. Тюлькина //Инновационное развитие регионов России: теория, практика, управление / Под общ. Ред. А.И. Татаркина; РАН, УрО, ин-т экономики. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. – С.128-145 (1,1 п.л., авт. 0,81 п.л.)
  2. Гилей Ю.М. Инновационная бизнес-модель и системы самооценки в организации [Текст] / О.А.Козлова, Ю.М.Гилей, С.Ю.Тюлькина //Инновационное развитие регионов России: теория, практика, управление / Под общ. Ред. А.И. Татаркина; РАН, УрО, Ин-т экономики. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. – С.187- 200 (0,84 п.л., авт. 0,14 п.л.)

Научные доклады (препринты)

  1. Гилей Ю.М. Инновации в системе организационного управления [Текст] / А.Ф.Суховей, Ю.М.Гилей. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010. – 43 с. (2,6 п.л., авт. 2,31 п.л.)

Статьи в других изданиях и тезисы материалов конференций

  1. Гилей Ю.М. Инновационный потенциал системы управления организациями [Текст] / Н.Б.Акатов, Ю.М. Гилей // Потенциал развития России XXI века: Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2009. – С. 9 - 12 (0,2 п.л., авт. 0,11 п.л.)
  2. Гилей Ю.М. Экспресс - диагностика инновационной зрелости предприятия [Текст] / С.Ю.Тюлькина, Ю.М.Гилей //Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ – 2009) / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина: Труды VII Международной научно-практической конференции. Т.2. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та,– 2009. – С. 293- 297 (0,32 п.л., авт. 0,13 п.л.)
  3. Гилей Ю.М. Управленческие инновации в системе организационного управления [Текст] / Ю.М. Гилей // Проблемы инновационного развития экономических систем: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГТУ, 2010.- С. 37- 49 (0,66 п.л., авт. 0,61 п.л.).
  4. Гилей Ю.М. Концептуальные подходы к определению сущности управленческих инноваций [Текст] / Ю.М. Гилей // Проблемы экономики, организации и управления предприятиями, отраслями, комплексами в разных сферах народного хозяйства: материалы IX Международной науч.-практ. конф., г. Новочеркасск, 6 апреля 2010г. / Юж.-Рос. Гос. Техн. Ун-т (НПИ).– Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. - С. 62- 71 (0,59 п.л., авт. 0,56).
  5. Гилей Ю.М. Проблемы и модели инновационного управления деятельностью организации [Текст] / Ю.М. Гилей // Проблемы современной экономики: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 2 / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – С. 123 – 127 (0,29п.л., авт. 0,28 п.л.).
  6. Гилей Ю.М. Инновационный потенциал системы организационного управления [Текст] / Ю.М.Гилей, С.Ю. Тюлькина // Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи, 22-23 апреля 2010 г. / СИЭИТ; Отв. ред. В.И. Терентьева, Д.В. Гирийчук. – Сочи: «Стерх», 2010. – С. 43 – 47(0,28 п.л., авт. 0,16п.л.).
  7. Гилей Ю.М. Моделирование инновационных систем организационного управления [Текст] / Ю.М. Гилей // Шумпетеровские чтения (Schumpeterian Readings): материалы I-й Международной научно-практической конференции. – Пермь: Перм. гос. техн. универ., 2011. С. 39-44. (0,75 п.л.)

Подписано к печати 24.08.2011 г.

Формат 60х80 1/16

Усл. печ. л. 1,5

Тираж 100 экз.

Бумага офсетная. Ризография

Уч. изд. л. 1,3

Заказ №

Типография Института экономики УрО РАН

620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29

1 Термин «система организационного управления» введен Институтом проблем управления АН СССР в начале 60-х годов (Никаноров С.П. Много всего разного… Идеи. Мысли. Выводы. 1995 -2008: Сб. публ./ Сост. А.В. Никитин. – М.: Концепт, 2008. – С. 290).


ЗНАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К СОУ

ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Потребляемость идей

Воплощаемость идей

Осуществимость технологий

Реализуемость

идей

Потребляемость

технологий

Обратная связь

Эффективность

процесса управления

Новые идеи

в области управления

Новые требования к системе управления

Новые технологии управления

Инновационная восприимчивость и контроль функционирования системы, отношений ее элементов внутренней и внешней среды.

Измерение влияния инноваций на результаты бизнеса, идентификация проблем системы, рынка и т.д. Сбор новых знаний о возможностях системы.

Концептуально полный анализ информации о проблемах, источниках инноваций, создание новых знаний о возможностях системы.

Постановка, актуализация целей управления или инновации

Идентификация проблемы с ранее имевшей место быть

Разработка критериев эффективности инновации

Изучение применявшихся при этом приемов и их последствия

Генерация, концептуально полный выбор альтернатив

Прогнозирование по аналогии

с ранее наблюдавшимися последствиями

Моделирование нового состояния элемента, возможных изменений системы.

Тестирование

Оценка и верификация принимаемого решения

Принятие, оформление и доведение до исполнителей

Контроль исполнения решений

Корректировка целей

да

нет

нет

Корректировка целей

Опыт функционального процесса управления

Инновационные решения

Неэффективные решения, опыт разработак

Требования к системе орг. управления

Процесс стратегического управления

Процессы инноваций в системе организационного управления

Процессы регулярного управления

Объект управления

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

вход

выход

вход

выход

вход

выход

Инновации в системе организационного управления