Литература Древнего Рима


Согласно легенде родоночальником государства был Эней - выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры. Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного происхождения самого Римского государства. От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, родились братья Ромул и Рем. Таким образом получается, что у колыбели Римского государства был бог войны. Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сильвии, завладел престолом. Узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать его власти в будущем, он приказал выбросить их в Тибр. Но река благосклонна к младенцам: ее волны нежно подхватили детей и вынесли на берег, где их нашла и воспитала волчица. Молоком волчицы вскормлены основатели Рима.

Символом Рима стало изображение волчицы с двумя младенцами. Древнее изваяние можно и сейчас увидеть на площади Вечного города. Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 г. до н. э., и до 509 г. он управлялся царями. Однажды в ссоре из-за главенства Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (города-государства).

В честь него и был назван город (по латыни Пота). Римляне восторгались Древней Грецией и при всей своей надменности нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от ее культуры. Даже богов римляне позаимствовали из греческого пантеона. Двенадцать богов Олимпа перекочевали в римский пантеон и заняли в нем места, но уже под другими именами.

Только Аполлон сохранил свое греческое имя. Римский пантеон: Венера (Афродита), Веста (Гестия), Вулкан (Гефест), Диана (Артемида), Марс (Арес), Меркурий (Гермес), Минерва (Афина), Нептун (Посейдон), Сатурн (Крон), Церера (Деметра), Юнона (Гера), Юпитер (Зевс). Важную роль играли также Квирин — первоначально бог войны, впоследствии отождествленный с Ромулом, и двуликий Янус - бог входа и выхода, дверей и всех начал. Существовала «Латинская Одиссея», представлявшая собой вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В 55 г. до н. э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тыс. мест. У римлян впервые появился занавес, сцена стала глубже, а орхестра начала служить партером для самых именитых гостей. Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной, поэтому их набирали из рабов и вольноотпущенников. В римском театре играли как мужчины, так и женщины. На манер греков римляне устраивали и театральные представления, естественно, привнеся в них определенные изменения.

Некоторые традиции был заимствованы у этрусков. Театр быстро приобрел популярность в Риме. Кроме старых «римских игр» около 220 г. до н. э. были учреждены «плебейские игры». Демонстрация состязаний колесниц, гладиаторские бои (в том числе и с дикими зверями) были дополнены театральными представлениями. Римская толпа требовала «Хлеба и зрелищ!». К «плебейским играм» присоединились с 2 1 2 г. до н. э. Аполлоновы игры, а с 194 г. до н. э. — игры в честь Великой матери богов. Увеличившийся спрос на зрелища привлекал в Рим драматические и актерские таланты, появилась специализация в отдельных видах драмы.

В основном сохранились лишь небольшие отрывки пьес древних римских театральных авторов. Целиком до нас дошли лишь произведения самых известных драматургов - Плавта (254-184 гг. до н. э.) и Теренция (195~159 гг. до н. э.). Тит Макций Плавт О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немного. Он родился в городе Сарсине, в Умбрии. Умер в Риме. По преданию на жизнь зарабатывал торговлей, затем трудился на мельнице и наконец посвятил себя театральной деятельности.

Скудные биографические сведения уравновешиваются тем, что из двадцати одной комедии Плавта сохранилось двадцать полностью и одна в отрывках. Лучше других известны «Хвастливый воин», «Менехмы», «Горшечная комедия», «Псевдол», «Привидение», «Вакхиды», «Пленники», «Амфитрион». В комедии «Привидение» хитрый раб Транион пытается выгородить перед отцом сына, промотавшего изрядные деньги: сын, мол, выехал из дома, испугавшись привидения. Хитрый раб — основное действующее лицо и в комедии «Псевдол», в начале которой Плавт поместил краткое поэтическое изложение содержания:

    Пятнадцать мин взял сводник за Феникию, И с тем чтоб отдать ее посланцу воина: Еще пять мин с письмом тот должен был принесть. Вояку встретив, завладел письмом Псевдол. Для юноши добыть сумел он девушку Обманом, подослав за нею Симию. Любовникам - удача, старику - беда.

Сохранившиеся комедии Плавта - «паллиаты», т. е. комедии на греческий сюжет. Он переделывал для римской сцены греческие пьесы, главным образом произведения мастеров «новой» комедии (Менандра, Филемона и Дифила). Воспроизводя обычные сюжеты «новой» комедии, используя ее маски, пьесы Плавта все же носят печать авторской индивидуальности. Они разнообразны по построению и тону. Это зависит как от различий в греческих оригиналах, так и от характера изменений, вносившихся римским поэтом. Плавт видел главную задачу в адаптации греческих мотивов к мировоззрению, культурному и эстетическому уровню посетителей публичных игр Рима. Римский городской плебс был неприхотлив в своих вкусах и развлечениях. Зачастую толпа предпочитала кулачный бой игре актеров. Это и была основная масса зрителей Плавта, поэтому римский драматург в угоду публике вводит элементы буффонады и фарса. Плавт знал свою публику и хорошо изучил специфику сцены. Его пьесы представляли отличный материал для актеров и долго пользовались успехом. Вторую сценическую жизнь его комедии обрели в XV в. — в «ученой» и придворной комедии итальянских гуманистов. Пьесы Плавта стали основой для разнообразных переработок и подражаний.