Конспект урока для 1 класса «Путешествие в страну Измеряйка»
Управление образования Исполнительного комитета
Заинского муниципального района
Конспект урока для 1 класса
«Путешествие в страну Измеряйка»
подготовила
воспитатель
Гришина Ирина Ивановна
2012 г.
Программные задачи
1. Формировать представление детей об общих способах измерения:
- продолжать учить детей измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по результатам измерения;
- продолжать учить детей определять время по часам и самим показывать указанное воспитателем время;
- продолжать знакомить детей с сантиметром как мерой длины, с литром как мерой объема, с килограммом как мерой веса, с минутой как мерой времени;
- закреплять умение детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- познакомить детей с новым измерительным прибором – весами.
2. Развивать у детей логическое мышление, память, внимание.
3. Воспитывать у детей стремление самостоятельно выполнять задание воспитателя, умение работать в коллективе сверстников.
Методические приемы
Практические виды деятельности: сравнение, измерение, уравновешивание, экспериментирование;
Приемы активизации умственной активности детей: работа с раздаточным материалом, сюрпризный момент, вопросы, объяснения, пояснения, рассуждения, постановка и разрешение проблемных ситуаций, решение логических задач, выполнение нетрадиционных заданий и игровых упражнений, использование загадок.
Наглядные – показ демонстрационного материала и практических действий.
Предварительная работа
- Занятия по математическому развитию детей;
- Решение логических задач;
- Экспериментирование;
- Беседы с детьми;
- Подбор материала.
Дидактическое обеспечение
Общий демонстрационный материал: карта страны Измеряйка, лист бумаги с изображением дорог, маркер, магнитная азбука, мерные стаканы и сосуды с водой, разнообразные весы и часы, 1 кг. ваты и 1 кг. железа.
Раздаточный материал для каждого ребенка: линейки, шариковые ручки, простые карандаши, листы с заданиями.
Структура занятия:
1. Вводная часть – длительность 1-2 минуты.
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
2. Основная часть – длительность 25-30 минут.
Цель: реализация задач программного содержания.
3. Заключительная часть – длительность 1-2 минуты.
Цель: подведение итогов занятия.
Ход занятия
- Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, очень любим!
- Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране Измеряйка. Вот карта Измеряйки. Но сначала нужно выбрать дорогу, которая приведет нас в эту страну.
(на столе лежит карта а к ней ведут три дороги: прямая, извилистая и ломаная)
- Как вы думаете, по какой дороге мы быстрее доберемся до Измеряйки?
Дети: По короткой дороге
- А как узнать, какая дорога короткая, а какая длинная?
Дети: Эти дорожки нужно измерить.
- Чем можно измерить?
Дети: Линейкой.
- Да, прямую дорогу можно измерить линейкой. А чем можно измерить извилистую дорогу?
Дети: Ниткой, веревкой, проволокой, лентой, шнурком.
(дети измеряют длину дорог различными способами, выясняя, какая дорога короче других)
- А по такой дороге мы попадем в страну Измеряйка?
(показываю детям дорогу без начала и конца)
Дети: Нет, не попадем, потому что у этой дороги нет начала и нет конца.
- Вот мы с вами в стране Измеряйка. Двигаться будем по карте от меньшего числа к большему. На каждой остановке нас ждут интересные задания. Вы готовы к испытаниям? Путешествие начинается. Итак, какое число на карте самое меньшее?
(дети исследуют карту и находят самое меньшее число)
Дети: Это число четыре.
- Эта остановка называется «Линеечка». Подойдите к столу № 4.
(дети садятся за столы)
Первое задание «Вопрос – ответ» - Слушайте внимательно:
Что можно измерить линейкой?
Дети: Длину, высоту, ширину предмета.
Что обозначают цифры на линейке?
Дети: Сантиметры и миллиметры.
От какой цифры нужно начинать измерение?
Дети: От цифры 0.
Какие меры длины вы знаете?
Дети: Миллиметры, сантиметры, метры.
Второе задание:
- Измерьте длину карандашей и высоту коробок. Запишите результаты измерений в кружочки. Соедините каждый карандаш с коробкой, к которой он подходит.
(дети работают с линейкой и записывают результаты измерений)
- Дети, какой длины красный карандаш?
Дети: Семь сантиметров.
- Сколько сантиметров карандаш зеленого цвета.
Дети: Пять сантиметров.
- Почему вы соединили желтый карандаш с коробкой под № 3?
Дети: Потому что и у желтого карандаша и у коробки под № 3 длина три сантиметра.
- Как вы думаете, какая коробка подойдет для всех карандашей? Почему?
Дети: Для всех карандашей подойдет коробка под № 1, потому что она самая длинная – семь сантиметров.
- А сейчас подойдите к карте. Какая следующая цифра?
Дети: Следующая цифра восемь.
- Правильно, а остановка называется «Капелька». Проходите к столу под № 8.
(на столе стоят сосуды, мерные стаканы и т. д.)
- Ребята, что это?
Дети: Это банки, стаканы, бутылочки.
- Скажите, что обозначают деления с цифрами на стаканах и для чего они нужны?
Дети: Деления с цифрами на стаканах нужны для того, чтобы знать, сколько воды или молока в них налили.
- Что можно измерить с их помощью?
Дети: Воду, молоко, сок, кисель, рис, сахарный песок и т. д.
- Да, с помощью этих мерок можно измерить объем жидкости или сыпучих продуктов. А что такое объем?
Дети: Это количество жидкости в банке, стакане, ведре.
- Правильно, в чем измеряется объем, какие меры объема вы знаете?
Дети: Объем измеряется в литрах.
- Молодцы! Обратите внимание на эти два сосуда с водой.
(на столе стоят два сосуда: узкий и высокий, широкий и низкий)
- Как вы думаете, в каком сосуде воды больше?
Дети: Воды больше в широком сосуде, а может быть и в высоком.
- Давайте проверим ваши предположения. Что нужно сделать, чтобы узнать сколько воды в каждом сосуде?
Дети: Надо налить воду во что-нибудь.
- Я предлагаю воспользоваться вот этими мерными стаканами. Сначала разольем воду из одного сосуда по стаканам, затем из другого и сосчитаем их. Согласны?
(дети с помощью воспитателя проделывают действия с водой, выясняют, что в обоих сосудах воды одинаковое количество)
- Хорошо, какой вывод можно сделать?
Дети: От формы сосудов количество воды не зависит.
- А как можно узнать объем воды в этих сосудах?
(дети затрудняются дать ответ)
- Давайте сольем воду из стаканов вот в эти банки.
(предлагаю детям сначала банки объемом в 3 и 2 литра, когда банки после наполнения оказались полупустыми, решаем с детьми использовать банки в 1 литр)
- Какой же объем воды получился в каждом сосуде?
Дети: И в одном и в другом сосуде объем воды -1 литр.
Физминутка
А сейчас всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
(подошли к карте)
- Какая следующая цифра?
Дети: Цифра одиннадцать.
- Под № 11 остановка «Весы». Подойдем к столу под этим номером и посмотрим, что приготовили нам на этот раз.
(на столе стоит коробка, в которой лежат различные весы: напольные, аптечные, магазинные, кухонные)
- Что это?
Дети: Это весы.
- Какие бывают весы?
Дети: Аптечные, магазинные.
- Для чего нужны весы?
Дети: Для того, чтобы узнать вес покупки, чтобы знать сколько мы весим.
- В чем измеряется вес?
Дети: В килограммах, в тоннах.
- Как вы думаете, у кого из ребят стоящих здесь вес больше, чем у других?
Дети: У Владика или у Илюши.
- А давайте проведем эксперимент и узнаем, кто весит больше Владик или Илюша.
(взвешиваем мальчиков и узнаем, что Владик весит больше Илюши)
- Ребята, послушайте первую задачу:
- Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, стоя на двух ногах?
Дети: Курица будет весить 2 кг.
- Вторая задача:
- Что легче – килограмм ваты или килограмм железа?
Дети: Они имеют одинаковый вес в 1 кг.
- Давайте проверим.
(с моей помощью дети взвешивают вату и железо на весах)
- Какой вывод можно сделать?
Дети: Вес предмета не зависит от его размера.
- Последнее задание на этой остановке. Посмотрите, это математические весы. Нужно поставить в пустые кружочки цифру, которая уравновесит чашки весов.
(дети выполняют задание)
- И с этим заданием вы справились. Если вы сейчас правильно Отгадаете загадку, то мы узнаем, какая остановка будет следующей. Слушайте внимательно:
Что нельзя продать и купить,
А можно лишь измерить?
Дети: Время.
- С помощью какого прибора измеряют время?
Дети: Время измеряют с помощью часов.
- Правильно, следующая остановка так и называется – «Часы», а остановка эта № 15.
Физминутка
Раз, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернитесь,
Семь, восемь – улыбнитесь,
Девять, десять – не зевайте,
Свое место у карты Измеряйки занимайте!
(дети располагаются вокруг стола под № 15)
- Ребята, какие бывают часы?
Дети: Песочные, будильник, электронные.
- Как называется диск, на котором изображены цифры?
Дети: Циферблат.
- Как называется короткая стрелка?
Дети: Короткая стрелка называется часовая.
- Как называется длинная стрелка?
Дети: Длинная стрелка называется минутная.
- Для чего человеку нужно знать время?
Дети: Чтобы не опаздывать на работу и в детский сад.
- В чем измеряется время?
Дети: Время измеряется в часах, в минутах, в секундах.
- Сколько минут в одном часе?
Дети: В одном часе 60 минут.
- А сейчас возьмите макеты часов и послушайте задачу:
- Петя проснулся в 7 часов утра,
(дети показывают время на часах, двигая стрелочки на макетах часов)
Потому что через 2 часа у него тренировка в секции хоккея. Покажите на часах во сколько часов у Пети тренировка.
С тренировки Петя вернулся домой ровно в 12 часов.
А в 2 часа 30 минут по телевизору началось интересное кино про шпионов
(дети работают с часами)
- У меня еще одна задача:
- Уроки в школе начинаются в 8 часов утра. Дорога от дома до школы занимает полчаса. Во сколько надо выйти из дома, чтобы не опоздать на уроки?
Дети: Из дома нужно выйти в 7 часов 30 минут.
- Молодцы, ребята! Справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Нужно посмотреть, какая цифра следующая.
(дети подходят к карте)
- Осталась последняя цифра. Эта цифра…19. Что же это за остановка такая? Все буквы в ее названии перепутаны. (КОШЛА) Надо правильно составить слово, тогда мы узнаем название остановки
(с помощью магнитной азбуки на доске составляют слово «ШКОЛА»)
- Поздравляю вас, ребята. Это конечная остановка в нашем путешествии по стране Измеряйка. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, понравилось.
- Что больше всего вам запомнилось?
Дети: Нам понравилось работать с часами, взвешивать на весах, решать задачки.
- Вы подросли и скоро пойдете учиться в школу. А это уже совсем другая история.
Использованная литература
1.Программа «Математические ступеньки», авт. Е. В. Колесникова, М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
2. «Уроки короля логики», авт. П. Семенченко, М.: Олма-Пресс, 2000 г., с. 63.
3. «Математика для дошкольников», авт. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. Н. Новикова, М.: Просвещение, 1992 г., с. 191.
4. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», авт. Т. Д. Рихтерман, М.: Просвещение, 1982 г., с. 48.
5. «Дидактические игры и упражнения по математике», авт. М. Н. Перова, М.: Просвещение, 1996 г., с. 144.
6. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», под ред., Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2002 г.