Функции государства
План.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1.Понятие, содержание и признаки функции государства………….…….…….4
2.Эволюция и классификация функций государства……………………………7
3.Внутренние функции……………………………………………..……………..9
4.Внешние функции………………………………………………….…………..13
Заключение………………………………………………………...……………..17
Список использованной литературы…………………………….….…………..18
Введение.
Функции государства это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
Функции государства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит от очередности задач, встающих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача это то, что требует решения, а функция вид деятельности, направленной на такое решение.
Преобразования и реформы последних лет не обошли и такой предмет, как правоведение. К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений. Тема “функции государства” очень важная и актуальная, т.к. если до конца не разобраться в том, что и как государство делает, что оно должно делать, нашей стране невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса. Кроме этого, мне кажется, что подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.
1. Понятие, содержание и признаки функции государства.
В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть. Функция государства основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это необходимая, устойчивая предметная деятельность государства в той или иной сфере. В функциях государства выражается его сущность. Поэтому через функции можно более предметно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом. Их содержание учитывает классовые, групповые, корпоративные, национальные и частные интересы членов общества.
Выполняя свои функции, государство тем самым решает задачи по управлению общественными делами, осуществляет разностороннюю практическую деятельность внутри страны и на международной арене. Функции государства понятия управленческие. В них конкретизируются задачи и цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. Реализуются функции государства в определенных формах и с использованием разнообразных методов государственной деятельности.
Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
Функции государства по своей сути объективны. Они обусловливаются жизненными потребностями общества, которые и задают основные направления внутренней и внешней деятельности государства. Поэтому у государства нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством той или иной функции неизбежно вызывает цепную реакцию негативных (кризисных) последствий в общественной жизни. Если, например, государство перестанет выполнять функцию по обеспечению правопорядка, то рано или поздно общество будет дестабилизировано, наступит анархия, хаос, ведущие к его разрушению.
Объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Государство тогда плодотворно функционирует, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Велика здесь роль науки. А ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.
Задачи и функции взаимосвязанные, но не тождественные понятия и явления. В отдельные исторические периоды приоритетное значение приобретают то одни, то другие задачи и цели государства, вслед за этим изменяются и его функции. Полное выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых задач к возникновению других функций.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект определенная общественная сфера (экономика, культура, экология и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства следует отличать от функций его отдельных органов. Последние раскрывают социально-целевое назначение каждого конкретного государственного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы могут играть преимущественную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.
Признаки функций, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции:
- прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
- непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;
- направление деятельности государства на решение крупных социально - экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;
- деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с
применением особых, в том числе властно - принудительных методов.
Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций. Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.
2.Эволюция и классификация функций государства.
Функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям. По времени действия функции делятся на:
- постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);
- временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:
- внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);
- внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- осуществляемые в духовной сфере.
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
- законодательные (правотворческие);
- управленческие;
- правоохранительные (в том числе судебные);
- информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти.
3.Внутренние функции государства.
К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; обеспечение народовластия, налогообложение, политическая.
1.Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п.
2.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.
3.Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.
Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).
4.Информационная функция имеет свой объект воздействия, содержание, способы и структуры обеспечения. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения (а подчас и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.
5. Обеспечение народовластия. Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени
народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а также осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум. Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
1) реализация волеизъявления народа в форме законодательства.
2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими.
3) официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.
4) защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.
6. Налогообложение. Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.
7. Защита прав и свобод граждан. Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.) Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций. Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции. За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.
8.Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого, государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
4.Внешние функции государства.
К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, функция поддержки мирового порядка, поддержки иностранных инвестиций.
1.Функция обороны страны. Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, внешнюю безопасность страны. Оборона страны осуществляется на основе индивидуальных и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны других государств или их объединений. С учетом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооруженных сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникнет угроза безопасности России.
2.Интеграции в мировую экономику. Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения при этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права; установлен приоритет международного
договора перед внутригосударственным законом. Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.
3.Функция обеспечения мира. Миролюбивые демократические государства заинтересованы в сохранении мира во всем мировом пространстве, исключений локальных и мировых войн, разрешении международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами. Они заботятся об укреплении миротворческих позиций ООН, ее важнейшего в этом отношении органа Совета Безопасности. Для обеспечения международной безопасности создаются миротворческие вооруженные силы, мировое сообщество направляет своих посредников для разрешения конфликтов и др. Сегодня особую остроту приобрела проблема исключения самой возможности использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранения опасности бесконтрольного использования ядерных, химических технологий.
4.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка. Названная функция является, пожалуй, самой динамичной и многообразной по направленности: количество глобальных (мировых) проблем не сокращается, а увеличивается, актуализируются задачи поддержания мирового правопорядка. Эта функция предполагает нахождение взаимоприемлемых решений таких проблем, которые затрагивают интересы каждого народа данной страны и человечества в целом и требуют участия в их решении всех государств мира. К числу таких проблем, несомненно, относится заинтересованность мирового сообщества в активном сотрудничестве государств мира по предотвращению надвигающейся мировой экологической катастрофы. Для этих целей целесообразно создавать независимые международные органы для мониторинга экологической ситуации в мире и отдельных его частях, устанавливать международный контроль и международные санкции в отношении государств, плохо выполняющих экологическую функцию на своей территории.
В наше время наибольшая угроза мировому порядку исходит от международного терроризма. Чудовищные по своим разрушительным последствиям преступления террористов сотрясают весь мир и требуют адекватных совместных, скоординированных действий государств мирового сообщества. Обеспечение мирового правопорядка предполагает наступательную борьбу с международной, особенно организованной преступностью контрабандой, наркобизнесом и др. В этом направлении государству тоже трудно функционировать в одиночку, требуется межгосударственное объединение усилий. Обеспечение мирового порядка предполагает участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов, которые обычно сопровождаются нарушениями прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. Следовательно, развивающееся сотрудничество государств мира в решении глобальных проблем современности обусловлено ростом взаимозависимости всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении.
5. Поддержки иностранных инвестиций. Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функций интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией. Несовместимость экономических систем различных типов общества, а также ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России. Определяя условия и порядок деятельности на территории Российской федерации предприятий с иностранными инвестициями, законодатель предоставляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпринимателей, а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики или в так называемых свободных экономических зонах.
6. Функция поддержки мирового порядка. Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является Интерпол. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью. Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.
Заключение.
Функции государства имеют объективный характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность всех государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
Таким образом, на основании и всего вышеперечисленного можно сделать вывод: Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной контрольной работе не является конечной для Российского государства.
Такая тема как “функции государства” будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых я попыталась раскрыть в данной работе. Данная тема еще не “исчерпала” себя, и еще будет подвергнута всестороннему анализу в различных рефератах и научных работах.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
Учебная и научная литература:
2. Власова Т. В. Теория государства и права. Учебное пособие. Москва: ГОУ ВПО, 2011. 226 с.
3. Малько А. В., Матузов Н. И. Теория государства и права.- 5-е изд.- Москва: Дело, 2014.- 528 с.
4. Малько А. В., Нырков В. В., Шундиков К. В. Теория государства и права.- Москва: Норма, 2014.- 432 с.
5. Марченко М. Н. Теория государства и права. Учебник. Москва: Зерцало, 2013.- 720 с.
6. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. Учебник.- 2-е изд. Москва: Норма, 2014. 816 с.
7. Теория государства и права. Шпаргалка. Москва: РИОР, 2012. 33 с.
8. Чиркин В. Е. Сравнительное государствоведение. Учебное пособие. Москва: Норма, 2014. 448 с.
Функции государства