Разработка урока искусства на тему «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» 8 класс


Воронина Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Корсаковская средняя общеобразовательная школа

Корсаковского района Орловской области

Разработка урока искусства на тему

«Человек в зеркале искусства: жанр портрета».

8 класс

Учитель изобразительного искусства, черчения и

Технологии Воронина Татьяна Ивановна

1 квалификационная категория

Раздел программы: «Искусство открывает новые грани мира»

Тема урока: «ЧЕловек в зеркале искусства: жанр портрета».

Цель урока: Формирование представления учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека.

Задачи:

расширить знания об истории возникновения портрета, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.;

развивать художественно – аналитические способности, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес; Развивать умение вести диалог с произведениями искусства.

воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Оборудование: проектор, ПК, фотоаппарат.

Тип урока: Урок формирования новых знаний

Вид урока: мультимедиа - урок

Ход урока.

1. Организационный момент. (4 мин.)

- Здравствуйте ребята. У нас урок искусства. Мы отправимся в мир портретной живописи. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.

Учитель зачитывает эпиграф урока: (слайд 2)

Хорошем портрете, написанном

талантливым художником,

можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова

- Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: Почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?

(Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)

2. Основная часть урока. (18 мин)

Как вы думаете о каком виде жанра пойдёт речь? (ответы учащихся)

- Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)

Портрет – это изображение в живописи человека или группы людей (слайд 3 с определением).

- Искусство портрета уходит корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы древними египтянами (демонстрация Слайда 4 с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ.

Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из (Слайд 5 с изображением древнегреческой живописи).

- Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15-16в. в.), когда главной ценностью в мире стал человек (Слайд 6 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет», запись в тетрадь). Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется Автопортрет.

- Первые портреты («Парсуны» от слова «персона») в России появились во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (Слайд 7 А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются Парадные и Камерные портреты (Слайд-схема 8, запись в тетрадь). На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (Слайд 9 А. Антропов. «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).

- Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (Слайд 10 (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.

- Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (Слайд 11 «Портрет Струйской»).

3. Физкультминутка.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед плечи не поднимать.

Повторить 4 раза.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре –

Исходное положение.

Повторить 6 раз в медленном темпе.

Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 раза.

2. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазами в правую

Сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 2. Повторить 1 – 2 раз.

3. Учитель называет предметы. Если эти предметы находятся в классной

Комнате, дети встают, а если этого предмета нет в комнате, дети сидят.

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из кф «Мой ласковый и нежный зверь»).

- Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)

- У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий (Слайд 11):

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Глядела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

- Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (Слайд 12 Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).

Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? (ответы детей) Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т. д.)

Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П. И.Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.

- По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе? (Ответы учащихся)

4. Творческая практическая деятельность (16 мин)

На экране Слайд 13 с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ.

Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т. д.

- Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, - мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.

Что должен учитывать художник, создающий портрет? (Слайд-схема 14)

Техника исполнения:

- выбор характерной позы; - четкость рук и жестов

- выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);

- выбор фона и композиции;

- выбор цвета.

- Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.

- А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Делимся на группы по 5-6 человек. Один из вас художник, который хочет нарисовать портрет. Остальные – натура. На доске написаны различные психологические состояния: спокойствие, печаль, радость, боль, плач, гнев. Каждая группа выбирает путём жеребьёвки настроение. Натурщики должны создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти художник использует фотоаппарат.

Итак, начинаем.

Проводится игра, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения.

5. Заключительная часть урока. (3 мин)

- Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: (слайд 15) В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись в тетрадь).

6. Рефлексия. (2 мин)

    Понравился вам урок?

    Что больше всего вас заинтересовало?

    Что нового вы узнали?

Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок.

7. Домашнее задание (слайд 16 , запись в тетрадь): (2 мин)

1. Знать записи в тетради.

2. Обработать фотографии сделать фильм, подобрать к нему музыку.

3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

- Наш урок окончен. Спасибо.

7