Самозависимость. Методы и подходы преодоления созависимости

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Основные характеристики и роль созависимости в современном мире………………………………………………………………………………...4

  1. Определение созависимости. Постановка проблемы……………………4
  2. Основные характеристики созависимости……………………………….7
  3. Носители феномена……………………………………………………….13
  4. Треугольник С.Карпмана………………………………………………...17

Выводы по 1 главе……………………………………………………………19

Глава 2. Методы и подходы преодоления созависимости……………………20

  1. Методы изучения созависимости………………………………………..20
  2. Подходы к преодолению созависимости………………………………..23

Выводы по 2 главе……………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………….......29

Введение

В настоящее время формы болезней зависимости от психоактивных веществ занимает одно из лидирующих мест, разрушающих отношения между членами семьи. Но не только химически зависимый человек, является причиной разрушения взаимоотношений в семье. Это ещё и так называемые созависимые люди, которые являются родственниками зависимого.

Актуальность данной темы в том, что отношения зависимых-созависимых неуклонно растёт в нашей стране, что способствует большей заинтересованности этой проблемы со стороны исследователей.

Объект исследования данной курсовой работы – созависимость, как источник разнообразных видов зависимого поведения.

Предмет исследования – носители созависимости, их взаимоотношения с зависимыми людьми.

Целью исследования является рассмотрение и анализ роли, которую играет созависимость в современном мире.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Рассмотреть вопросы по возникновению созависимости, как источника зависимого поведения.
  3. Определить потенциальных носителей данного феномена.
  4. Определить степень отношений зависимого-созависимого.

Для выполнения задач курсовой работы были использованы методы анализа специальной научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; теоретический анализ и синтез; классификации различных аспектов данной проблемы.


Глава 1. Основные характеристики и роль созависимости в современном мире

  1. Определение созависимости. Постановка проблемы

На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Психологическую зависимость Курек Н.С. определяет как необходимость “Я” в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний, акцентируя, таким образом, предопределенность, неизбежность приема психоактивного вещества и его цель. Другие исследователи определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние.

В психологии и в смежных науках введен специальный термин, которым принято определять психологические зависимости разного рода – аддикция. В то время как аддиктивное поведение понимается как порабощающая форма поведения, часто отрицаемая самим её носителем. [8]

Когда говорится о зависимости, о зависимых формах поведения, у большинства людей всплывают образы никотиновой, алкогольной и наркотической аддикций. Но в научной литературе психоаналитического направления описаны аддикции, которые касаются разнообразных областей человеческого поведения: сексуальная аддикция, аддикция к обильной еде, хобби, работе, деньгам, религии, азартным играм. В настоящее время очень актуальна Интернет-аддикция.

Сегодня все больше людей попадают в зависимость от так называемых психоактивных веществ: наркомания, токсикомания, алкоголизм. Данные формы зависимости объединяются общим термином «зависимость от химически активных соединений», или «химическая зависимость».

Больные химической зависимостью редко живут одни, в изоляции. Чаще всего они проживают в родительской семье или в собственной созданной семье с супругом (супругой) и детьми. Во многих семьях, в которых есть химически зависимый человек, нарушаются взаимоотношения между членами этой семьи, обнаруживаются осложнения, которые на сегодняшний момент принято называть термином «созависимость».

Единой дефиниции созависимости не существует, поэтому эту «болезнь» можно описать с точки зрения феноменологии этого состояния.

В настоящее время существует множество определений созависимости, которые рассматривают данный феномен с разных сторон:

  1. Роберт Сабби определяет созависимость как «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, которое развивается в результате длительной экспозиции индивидуума и практикования им набора поведенческих правил – правил, препятствующих как открытому выражению чувств, так и прямому обсуждению личностных и межличностных проблем». В своей другой работе Сабби определяет созависимость как «дисфункциональный способ жизни и решения проблем, который питается набором правил семейной системы».
  2. Созависимость – это психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в детстве – стадии установления психологической автономии. [10]
  3. Созависимость – это выученный набор поведенческих форм или дефектов характера самопораженческого свойства, которые приводят к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях. [8]
  4. Созависимость представляет собой отклонение в развитии, непосредственно обусловленное дисфункциональным, травматизирующим ребенка воспитанием. Созависимость находит своё выражение в неуверенности, низкой самооценки и в связи с этим в неспособности устанавливать стабильные здоровые отношения как с самим собой, так и с окружающими людьми. [6]
  5. Созависимость – это состояние человека, который эмоционально зависим от внешнего получения источника самооценки и который фокусируется на стимулах, чтобы не чувствовать собственной боли. [5]

Из всех вышеописанных определений видно, что каждое определение, хоть и затрагивает определенную грань явления, но имеют общее содержание, такое как:

  • недостаточность психического функционирования при созависимости;
  • навязанность и императивность самоподавленческой и самопораженческой позиции;
  • множественность, многосторонность проявления данного феномена;
  • болезненность психологического состояния;
  • фокусирование внимания на чём-то внешнем, чаще всего другой личности и её жизни.
  • вступление созависимого в дисфункциональные отношения и поддержания их;
  • попытка через обращение к чужому фокусу внимания достичь безопасности, самоценности и личностного своеобразия. [8]

Все эти общие моменты в определение рассматриваемого феномена помогают дать определение созависимому человеку. Валентина Дмитриевна Москаленко рассматривает его как того, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей. [11]

Также Москаленко В.Д. определила, что созависимыми являются:

  • лица, находящиеся в браке или в близких отношениях с больными химической зависимостью;
  • лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;
  • лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

Созависимые чаще всего происходят из дисфункциональных семьях, т.е. в семьях, где имели место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение, а естественное выражение чувств запрещалось. Воспитание в такой семье формирует те психологические особенности, которые составляют основу созависимости.

К основным симптомам созависимости относятся:

  • ощущение своей зависимости от людей;
  • ощущение пребывания в ловушке унижающих человека, контролирующих взаимоотношений;
  • низкая самооценка;
  • потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, чтобы чувствовать, что всё идёт хорошо;
  • ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях;
  • потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внешних симуляторах для отвлечения от своих переживаний;
  • неопределенность психологических границ;
  • ощущение себя в роли мученика;
  • ощущения себя в роли шута;
  • неспособность испытывать чувство истинной близости и любви. [10]

  1. Основные характеристики созависимости

В большинстве случаев созависимость является базисной нераспознаваемой зависимостью, которая является основой для возникновения других аддикций, т.е. четко прослеживается взаимозависимость между зависимостью и созависимостью. Таким образом, созависимость, которая во многом совпадает с зависимым личностным расстройством, имеет ряд признаков:

  1. Неспособность принимать каждодневные решения без помощи со стороны. Зависимы человек, не принимающий решений, фактически позволяет принимать эти решения за себя. Осознавая навязанный ему чужой план жизни и чужие системы ценностей, он становится несчастным, т.к. в большинстве случаев навязанная жизненная установка обычно не соответствует внутренней собственной установке, которая может существовать даже в неразвитом состоянии.[9]
  2. Соглашательская позиция, проявляющаяся в согласии с окружающими без всякого сопротивления и анализа ситуации. Эта позиция с неумением отстаивать свои интересы и защищать свою точку зрения, а также со страхом последствий, приводящих к разрыву значимых отношений.[9]
  3. Неспособность составлять и претворять в жизнь собственные планы и инициативы. Уже само составление плана вызывает затруднения и сомнения как это будет оценено другими. Мысль о плохой оценке совпадает с мыслью о том, что этого не следует делать. Такой человек может начать какую-то активность, но необходимость постоянно советоваться с окружающими приводит к тому, что советы, дающиеся людьми, приводит к прекращению собственных действий.[11] Таким образом, человек не реализует себя, ведь каждый раз начиная проявлять активность, его останавливают мнения других людей.

Созависимые люди часто делают то, что им делать не нравиться, неприятно, но они сами себя убеждают, что это делать необходимо, чтобы понравиться другим. Они делают всё, чтобы быть незаменимыми, чтобы окружающие знали, что на них можно положиться и ценили их за это.

Внешняя референтность созависимых людей – это аддикция отношений. «Созависимые люди используют отношения с другим человеком так же, как химические или нехимические аддикты используют аддиктивный агент. Процесс возникает на фоне отсутствия у созависимых людей по-настоящему развитой концепции селф, выражающейся в отсутствии чувства внутреннего хаоса. Поскольку созависимые лица не чувствую себя, у них возникают трудности с самовыражением в интимных отношениях. Отсутствие концепции собственного селф не даёт возможности проявить свои глубинные истинные чувства, что приводит к трудностям в установлении интимных, независимых отношений с другими людьми. Ограниченность их выбора приводит к тому, что они сами оказываются в определённом после выбора, в котором выбирают аддиктов.» [6]

Внешняя референтность созависимых людей проявляется в отсутствии границ, в непонимании того, где заканчивается их личность и начинается личность другого человека. Созависимые лица часто оказываются под сильным влиянием эмоций, возникающие у других людей, т.к. первые не имеют способности по-настоящему переживать собственные эмоции. Чаще всего это такие эмоции, как счастье, озабоченность, злость, депрессия, раздражение.

«Собственное состояние не позволяет созависимым лицам дифференцировать «полученные» от других эмоции. Если член семьи приходит домой в состоянии угнетения, соаддиктивный человек испытывает аналогичное состояние, не понимая того, что угнетение «принадлежит другому». Он не научен пользоваться собственным эмоциональным состоянием. Такому растворению границ способствуют не только дисфункциональная аддиктивная семья, но и многие явления, происходящие в обществе, в школе, на работе и в других институциях, которые учат человека думать и чувствовать так, как ему говорят, фактически, обеспечивая культурный тренинг созависимости». [6]

Также для созависимых лиц характерно стремление к созданию впечатления. У них чётко проявляется желание «быть хорошим», для них необходимо, чтобы другие воспринимали их так, как бы они этого сами хотели, т.к. созависимые люди имеют внутреннюю убежденность в их способности контролировать окружающих, если те будут воспринимать их как хороших, уступчивых, незаменимых.

Короленко пишет, что жизнь созависимых людей структурируется вокруг мысли, связанной с тем, что другие подумают о них, а главной целью является попытка угадать желание окружающих и удовлетворить его.

В одной из своих работ Москаленко В.Д. выделяет несколько основных характеристик созависимости:

  1. Низкая самооценка – основная характеристика созависимых людей, на которой базируются все остальные характеристики. Созависимые лица зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими людьми. Из-за низкой самооценки созависимые постоянно себя критикуют, но не переносят, когда другие критикуют их, они не умеют принимать похвалу и комплименты надлежащим образом, что может усилить у них чувство вины. Но в то же время у них может портиться настроение из-за отсутствия похвалы – их мощной подпитки самооценки. Созависимые люди в глубине души не считают себя хорошими, они испытывают чувство вины, когда позволяют себе развлечения и тратят деньги на себя. «Низкая самооценка движет ими, когда они стремятся помогать другим. Не веря, что могут быть любимыми и нужными, они пытаются заработать любовь и внимание других и стать в семье незаменимыми». [11]
  2. Компульсивное желание контролировать жизнь других. Созависимые люди верят, что в состоянии контролировать всё. И чем сумбурнее ситуация дома, тем больше усилий они прилагают для её контроля будучи уверенными, что они лучше всех в семье знают, как должны развиваться события и как должны вести себя другие члены. Созависимые стараются не позволять другим быть самим собой, они сами «пишут сценарий» семейной идиллии, прописывая роли каждого члена семьи, не давая протекать событиям естественным путем. Для контроля за другими созависимые используют различные средства и приёмы – угрозы, уговоры, принуждения, советы, подчеркивая тем самым беспомощность окружающих. Попытки созависимыми взять подконтроль часто неконтролируемые события часто приводят к депрессиям, а невозможность достичь цели в вопросах контроля созависимые приписывают себе как собственное поражение и утрату смысла жизни. Другой исход контролируемого поведения – гнев, фрустрация. Созависимые люди сами попадают по контроль событий или своих аддиктивных близких, боясь утратить контроль над ситуацией. Москаленко приводит пример: «Жена больного алкоголизмом увольняется с работы, чтобы контролировать поведение мужа. Алкоголизм мужа продолжается, и фактически именно алкоголизм контролирует её жизнь, распоряжается её временем, самочувствием и пр.»
  3. Желание заботиться о других, спасать других. Созависимые люди, заботясь о других, часто выбирают профессии врача, медсестры, воспитательницы, психолога, учителя. У них забота о других переходит все разумные рамки и пределы. Созависимые люди берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственны в отношении собственного благополучия (плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не удовлетворяют собственных потребностей). Слишком сильное желание спасти больного у созависимых способствует тому, что они делают то, чего не хотят делать, говорят «да», когда хотят сказать «нет». «Они удовлетворяют нужды своих близких, когда те не просят их об этом и даже не согласны, чтобы созависимые это для них делали. Созависимые больше отдают, чем получают в ситуациях, связанных с химической зависимостью близкого. Они говорят и думают за него, верят, что могут управлять его чувствами и не спрашивают, чего хочет их близкий. Они решают проблемы другого, а в совместной деятельности делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.» [11]

Изучая созависимых людей и рассматривая их характеристики, Берри Уайнхолд и Дженей Уайнхолд приходят к выводу, что типичная модель поведения созависимых лиц более характерна для ребёнка, чем для взрослого человека. Они приводят перечень общих характеристик созависимости:

  • неспособность отличить свои мысли и чувства от мыслей и чувств других;
  • поиск внимания и одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо;
  • ощущение беспокойства и вины, когда у других «есть проблемы»;
  • возложение на других определений своих желаний и потребностей;
  • вера в то, что другим виднее, что лучше для себя;
  • злость и падение духа, когда дела идут не так, как хотелось бы;
  • концентрация всей своей энергии на других людях и на их счастье;
  • попытки доказать другим, что они достаточно хороши, чтобы их любить;
  • вера, что любому человеку можно доверять;
  • идеализация других;
  • обида, приводящая к истерике, чтобы получить то, что хочется;
  • чувство, что другие люди их не ценят и не замечают;
  • страх быть отвергнутыми другими;
  • боязнь ошибок;
  • желание больше нравиться другим;
  • попытки не предъявлять требований к другим;
  • боязнь выразить свои истинные чувства из страха быть отвергнутым;
  • не доверие себе и принятым своим решениям;
  • видение всё в белом или чёрном свете;
  • чувства сильного испуга, обиды и злости, не показывая этого;
  • быть близким с другими трудно;
  • постоянное ощущение беспокойство, не зная почему;
  • чувство вынужденно работать, есть, пить;
  • беспокойство, что могут бросить;
  • чувство, что нужно принуждать, манипулировать, просить или подкупать других, чтобы получить то, чего хочется;
  • боязнь собственного гнева;
  • мысли о том, что кто-то должен измениться, для того чтобы измениться самим. [10]

«Характеристики созависимости отражают внешний взгляд на жизнь как на какое-то важное русло. Созависимость во взаимоотношениях имеет место тогда, когда два человека, ища друг в друге то, что, как они чувствуют, отсутствует в них самих, сходятся вместе, чтобы образовать одну целостную личность. Каждый из них чувствует, что не в состоянии полностью реализовать свои возможности без помощи другого. Это как раз то, что мешает личностному росту и развитию. Со временем один из двух – тот, который взрослеет, - устаёт от далеко не святого союза и пытается изменить положение вещей. Отсутствие информации о причинах созависимости или средствах психологической поддержки, необходимых для разрушения данной модели, как правило, приводят такого человека к неудаче, он снова попадает в созависимую связь.» [10]

  1. Носители феномена

Созависимость – это не врождённый, а приобретаемый личностный статус, который имеет свою группу носителей, в большей степени предрасположенных наверняка стать таковыми.

Многие исследователи феномена созависимости предлагают разные, условные группы носителей этого феномена, которые подвержены «заразиться» данной болезнью. Авторы называю целые группы людей, которые предрасположены к созависимости, как к целостному явлению.

В одной из своих работ Москаленко В.Д. приводит следующие группы лиц, кто подвержен созависимости:

  1. Лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью.
  2. Лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью.
  3. Лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.[11]

Данное разделение автором на эти три условные группы имеют общую черту – все они являются той или иной частью дисфункциональной семьи. Тем самым из этого следует вывод, что члены такой семьи чаще подвержены стать носителями созависимости.

Признаки дисфункциональной семьи:

  1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
  2. Вакуум интимности.
  3. Замороженность правил и ролей.
  4. Конфликтность во взаимоотношениях.
  5. Недифференцированность «Я» каждого члена.
  6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной.
  7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.
  8. Склонность к полярности чувств и суждений.
  9. Закрытость системы (семья – это главная система, к которой принадлежит каждый человек).
  10. Абсолютизирование воли, контроля.[9]

Воспитание в такой семье подчиняется определённым правилам: взрослые – хозяева ребёнка; лишь они определяют, что правильно, а что неправильно; воля ребёнка, расцениваемая, как упрямство, должна как можно скорее быть сломлена; родители держат эмоциональную дистанцию.

Другой исследователь феномена созависимости, Зорина Л.М., приводит список несколько больше. По её мнению носителями данного феномена являются:

  • взрослые дети алкоголиков и их внуки;
  • люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с хроническими больными;
  • люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с эмоционально и психически больными;
  • родители детей с поведенческими проблемами;
  • люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с безответственными людьми;
  • люди с «помогающими» профессиями (медсестра, социальные работники и др.);
  • люди с любыми формами зависимости;
  • лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях. [3]

Помимо условно выделенных групп лиц, предрасположенных к созависимости, исследователи выделяют также ряд факторов риска возникновения созависимости у ребёнка:

  1. Отсутствие одного или обоих из родителей. Детская душа очень восприимчива к своему окружению. Для ребенка необходимы оба родителя. Отсутствие родителей или одного из родителей, откладывает определённый тяжёлый отпечаток на психику ребёнка.
  2. Наличие той или иной зависимости у кого-то из членов семьи. Это может быть, как и социально осуждаемая химическая зависимость (алкоголизм, наркомания и пр.), так и поощряющаяся зависимость – трудоголизм.
  3. Один или оба родителя, или другой член семьи ведут асоциальный образ жизни. Это очень тяжёлый фактор риска для ребёнка, ему очень сложно не перенять тот же способ справляться с трудностями жизни, которые используют старшие члены семьи, т.к. последние являются моделью для подражания с самых ранних лет жизни.
  4. В семье имеются тяжёлые хронические болезни. Наличие в семье хронического больного накладывает на семью определенный ярлык. И это обстоятельство существенно отягощает каждодневное проживание.
  5. Доход семьи ниже прожиточного уровня, семья живёт в бедности или за чертой бедности. Не у всех семей есть возможность дать детям высокий уровень образования, чтобы родители могли быть уверены в стабильном будущем своих детей, что не позволяет им иметь достойный уровень социальной защищённости.
  6. Фетишизация взрослыми членами семьи материальных ценностей в ущерб духовным. Предрасположенность к созависимости с большей вероятностью разовьется у ребенка в такой социальной группе, где уровень материальной жизни, потребления материальных благ в целом выше среднего, и из самого процесса материального потребления сделан культ. В этой обстановке очень быстро развивается эгоизм.
  7. Наличие в семье утаиваемой от окружения или некоторых членов семьи тайной информации о ком-то или о чём-то. Наличие скрываемых обстоятельств вынуждает некоторых членов этой группы всегда помнить о том, о чем нельзя говорить, и это держит в напряжении и их самих, и их близкое окружение.
  8. Наличие разного рода скрытых принуждений, насилия в семье. Это может быть физическое, эмоциональное, сексуальное, духовное или совмещенные виды насилия. Детская психика не в состоянии понять, объяснить и принять это. В этих обстоятельствах, чтобы выжить, детская психика приписывает вину за случившееся себе. [8]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что такое явление как созависимость является «явлением и следствием семейной дисфункциональности.»[8]

  1. Треугольник С.Карпмана

Созависимый человек часто чувствует себя жертвой, т.к. партнёр не желает помогать ему создать идеальные взаимоотношения. И как результат, они оба чувствуют, что должны стать жертвой в этих самых взаимоотношениях и удовлетворять свои потребности, не прося об этом.

«Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда ему надо быть спасателем, то он будет постоянно позволять другим ставить себя в положении жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации.» [11] Эта драма развивается по принципу треугольника С.Карпмана.

В этом треугольнике наблюдается три роли: жертва, избавитель и преследователь. Жертва страдает и ищет, на кого можно возложить решение своих проблем. Рядом оказывается Спаситель, который пытается спасти Жертву. Но поскольку истинная цель Жертвы – ничего не решать, а переложить свою ответственность на другого, то проблемы не решаются. После чего Жертва обвиняет Спасителя в своих неудачах и бедах и превращается в Преследователя, а бывший Спаситель – в Жертву.

В семье аддикта организуется система зависимый – созависимый. Супруг аддикта, который не в силах переносить боль от разрушения близкого ему человека, берёт на себя роль Спасителя и аддикт сразу же перекладывает ответственность на него. Спаситель все силы тратит на спасение, но аддикт либо отказывается спасаться, либо играет в попытки выздоровления. При этом спасаемый обвиняет созависимого Спасателя в том, что эти попытки неэффективны.

Перекладывание ответственности в таких семьях становится привычным. Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций. Москаленко В.Д. отмечает, что время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, а за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя – преследователя – жертвы.[11]

Уайнхолд Берри и Дженей считают, что «драматический треугольник» - это попытка завершить отношения мать-отец-ребёнок в стадии «противозависимость». У родителей, которые не поняли свою роль в поддержке ребёнка при завершении процесса отделения, взаимоотношения выстраиваются по принципу треугольника. [10]

Игры «драматического треугольника» можно легко распознать, т.к. в них участвуют люди, которые жалуются друг на друга, вместо того, чтобы прямо сказать о том, чего они хотят. Такие люди пытаются заставить других людей почувствовать себя виноватыми в том, что им не дали того, чего они хотели. Это выражается в нескончаемых жалобах на поведение других людей или же в манипулировании другим человеком, чтобы получить от него желаемое. [11]

Также как и в треугольнике С.Карпмана есть три составляющие, три роли поведения созависимых: спаситель, жертва, преследователь, так и Москаленко В.Д. выделяет три категории проявления созависимости, которые являются ведомыми для созависимых людей. Это чувства, отрицание и болезни, вызванные стрессом.

  1. Чувства. Страх – первичное чувство, движимое созависимыми. Он является основой развития любой зависимости и именно им мотивированы многие поступки созависимых. Страх столкновения с реальностью, страх быть брошенным, страх, что случится самое худшее, страх потери контроля над жизнью. «Мир, в котором живут созависимые, давит на них, неясен им, полон тревожных предчувствий, ожиданий плохого.» [11]

Кроме страха у созависимых могут преобладать и другие чувства: тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, негодование, ярость.

Существует ещё одна характерная особенность эмоциональной сферы созависимых – затуманивание, неясность восприятия, либо даже полный отказ от чувств, потому что чувствовать становиться слишком больно.

  1. Отрицание – форма психологической защиты, которую используют созависимые, характеризующаяся игнорированием проблемы с их стороны. Они делают вид, что ничего серьёзного не происходит. «Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут её вынести.» [11]
  2. Болезни, вызванные стрессом – это психосоматические нарушения, такие, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, гипертензия, головные боли, нейроциркуляторная дитония, астма, тахикардия, аритмия и т.д. Созависимые болеют от того, что пытаются контролировать то, что в принципе не поддаётся контролю. Они много работают, много сил тратят на то, чтобы выжить, из-за чего у них развивается функциональная недостаточность. Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости. [11]

Выводы по 1 главе:

  1. На сегодняшний день не существует единого определения феномена созависимости. Каждый исследователь этой проблемы трактует её по-разному, описывая разные стороны проявления этого феномена.
  2. Существует ряд характеристик созависимых, по которым человек может распознать в себе или в близком человеке созависимого, из которых основными являются: низкая самооценка, желание спасать других, заботиться о других, контролировать жизнь других.
  3. Созависимость – это не врождённый, а приобретаемый личностный статус, который имеет свою группу носителей, в большей степени предрасположенных наверняка стать таковыми.

Глава 2. Методы и подходы преодоления созависимости

2.1 Методы изучения созависимости

Созависимость, как фактор, препятствующий личностной интеграции, и как личностный статус, который напрямую связан с феноменами профессионального сгорания и профессиональной деформации, интересует многих исследователей. [8]

На сегодняшний момент нигде в специальной научной литературе не встречается достаточно обоснованного комплексного подхода к научному исследованию феномена созависимости, что только подчеркивает сложность и многогранность его проявления. Методы, предлагаемые авторами разных работ, представляют собой в основном опросники, одна часть которых подлежит обработке результатов, а другая часть обработку не подразумевает.

Один из наиболее опытных зарубежных авторов М.Битти предлагает следующий список вопросов для диагностики субъектом присутствия проявлений созависимости внутри своей субъективной реальности:

  1. Чувствуете ли вы себя ответственным за других людей: их чувства, мысли, поступки, предпочтения, желания, нужды, благополучие и судьбу?
  2. Чувствуете ли вы себя принуждённым помогать людям решать их проблемы или заботиться об их чувствах?
  3. Вам кажется легче чувствовать и выражать злость по поводу несправедливости в отношении к другим, чем по поводу несправедливости в отношении к вам?
  4. Чувствуете ли вы себя наиболее безопасно и комфортно, когда даёте что-либо другим?
  5. Чувствуете ли вы себя неуверенным и виноватым, когда кто-то даёт вам что-либо?
  6. Чувствуете ли вы себя пустым, скучающим и никчёмным, когда вам не о ком позаботиться, когда вам не нужно решать проблем или справляться с каким-либо кризисом?
  7. Часто ли вы бываете неспособным прекратить разговор, мысли или беспокойство о других людях и их проблемах?
  8. Теряете ли вы интерес к своей собственной жизни, когда влюблены?
  9. Остаётесь ли вы в отношениях, которые не ладятся, и терпите ли вы плохое обращение с целью, чтобы люди продолжали любить вас?
  10. Разрываете ли вы плохие отношения, только чтобы вступить в новые, которые также не ладятся? [2]

Данный список вопросов предназначен для самодиагностики и к нему не прилагаются ключи для обработки результатов. Данный исследователь делает акцент на состоянии внутреннего мира респондента.

Москаленко В.Д. также предлагает свой вариант опросника «Оценим свой образ мыслей», но уже с обработкой результатов. Таким образом, имеется возможность измерить выраженность проявления изучаемого феномена. Респонденту требуется ответить на вопросы, пользуясь вариантами ответов: никогда, редко, часто, всегда.

  1. Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.
  2. Я боюсь неожиданностей.
  3. Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.
  4. Я чувствую, что недостойна любви.
  5. Я чувствую себя хуже других людей.
  6. У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.
  7. Я мало забочусь о себе, предпочитая заботится о других.
  8. Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.
  9. Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.
  10. Я слишком серьёзна и мне трудно поиграть, подурачиться.
  11. У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.
  12. У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.
  13. Я испытываю трудности в выражении своих чувств.
  14. Я не люблю себя.
  15. У меня в жизни часты кризисные ситуации.
  16. Мне представляется, что я стала жертвой тяжёлых обстоятельств.
  17. Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.
  18. Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упрёками.
  19. Я ожидаю худшего в большинстве случаев.
  20. Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчёмным человеком.
  21. Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.
  22. Я живу воспоминаниями.
  23. Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.
  24. Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.
  25. Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.

Исходя из суммы баллов, которые набрал субъект, отвечавший на вопросы, можно выявить насколько высока степень выраженности созависимых моделей.

«Тем не менее, при использовании психологических методик в практической работе с данной категорией личностей следует учитывать все особенности проявлений феномена, в первую очередь использование личностью в данном статусе отрицания как главной психологической защиты.» [8]

2.2 Подходы к преодолению созависимости

Общепринятая медицинская модель утверждает, что созависимость является наследственным заболеванием, вызванным неизвестными причинами, или болезнью, связанной с алкоголизмом, или рождением в дисфункциональной семье. В любом случае с точки зрения медицинской модели она считается неизлечимой. Медицинский подход основан на детерминистской точке зрения, согласно которой невозможно использовать свободную волю для победы над созависимостью. Но это не совсем так.

Существуют два традиционных подхода к выздоровлению от созависимости:

  1. Первый тип программ – это большинство 12-шаговых программ, таких как АА (Анонимные алкоголики), АО (анонимные обжоры), АС (анонимные созависимые). Программы выздоровления этого типа обещают полное выздоровление тем, кто успешно работает со своей проблемой, но имеют тенденцию слишком сильно фокусироваться на модели заболевания. Членам таких групп говорят, что они больны и поэтому бессильны перед тягой к употреблению определённых веществ, совершению определённых действий или стремлению вступать в определённые взаимоотношения с людьми. Такая позиция помогает смягчить чувство вины за ту боль, которую они причиняют своей семье или друзьям, но иногда это мешает им рассмотреть психологическую суть своих пристрастий. Билл Уилсон, основатель программы Анонимных Алкоголиков, пытался с помощью «Высшей силы» облегчать глубоко духовное пробуждение, которое, как он считал, было необходимо для полого выздоровления. Этот подход стал одним из важнейших первых шагов к выздоровлению, несмотря на его ограниченные возможности.
  2. Второй тип выздоровления сосредотачивает внимание на том, чтобы помочь людям изменить свою жизнь и научиться более эффективно строить свои взаимоотношения. Этот тип представляют такие ученые, как Эрни Ларсен, Роберт Сабби и Сондра Смолли. Их программы предполагают, что можно преодолеть отдельные проблемы созависимости во взаимоотношениях. Некоторые люди, принимающие участие в таких программах выздоровления, начинают понимать, что созависимость не является первопричиной их болезни, и начинают рассматривать её как результат «приобретённого пораженческого поведения, сильно преувеличенного и осложнённого патологической связью с химически зависимым (или созависимым) человеком.» [10]

Берри и Джейн Уайнхолд в своей работе «Освобождение от созависимоти» предлагают новый, эволюционный подход к выздоровлению. Он основан на уверенности, в убеждении в том, что созависимость – это не врожденная болезнь, а приобретённая болезнь, связанная непосредственно с воспитанием и развитием. «Это нарушение, с которым можно справиться при помощи соответствующей информации, определённых средств и психологической поддержки.» [10]

Новый подход к выздоровлению основывается на следующих предпосылках о причинах лечении созависимости:

  • это не первичная болезнь;
  • это явление культуры;
  • модели созависимости продолжают возобновляться;
  • это прогрессирующий процесс исцеления;
  • определённые средства и понимание со стороны других необходимы для выздоровления;
  • необходим систематический подход к излечению;
  • в этом никто не виноват. [10]

Авторы уверены, что наиболее эффективным средством выздоровления может стать не терапия, а совершенствование взаимоотношений. Если предметом терапии будут взаимоотношения между двумя людьми и параллельно каждый из них будет проходить личную терапию, то и отношения между ними станут здоровыми.

Ананьева Галина Анатольевна выделяет три стадии личного выздоровления:

Стадия 1 – «Что происходит со мной?» Это начальная стадия, на которой могут решаться следующие задачи: идентификация проблемы; прекращение «обета молчания», обращение за помощью.

Стадия 2 – «Кто я?» Это стадия, на которой разрушается созданная псевдо-личность и выясняется, кто же мы есть на самом деле. На это стадии решаются задачи: удовлетворение собственных потребностей как образ жизни; умение выражать болезненные переживания; естественное выражения чувства страха и вины.

Стадия 3 – «Кем я хочу стать?» На этой стадии возможны перемены, когда выздоравливающий человек чувствует себя свободным в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения. Решаются такие задачи, как самопрощение, всепрощение. [1]

Также Ананьева Г.А. отмечает, что выздоровление от созависимости и выздоровление от химической зависимости похоже, и проходит 4 этапа:

  1. Выживание – первый этап, характеризующийся отрицанием проблемы. Множество защитных механизмов способствуют отсрочке признания своего бессилия перед другими людьми, невозможности контролировать их и неуправляемости собственной жизни. Отрицается наличие разрушительных чувств, сохраняется иллюзия того, что их поведение продиктовано собственным выбором, а не компульсивностью. Отказ от отрицания может стоить больших эмоциональных затрат. Человек может потерять отношения со значимыми людьми, и если ощущение своей личности было связано с этими взаимоотношениями, то выздоровление может представлять очень большой риск.
  2. Переотождествление – этап осознания себя и своей проблемы, система защиты созависимого поколеблена. Но принять, что ты созависим, трудно, поэтому существует опасность остановиться на этом этапе. Тогда созависимый, признавая своё бессилие, продолжает вести себя так, будто всё подвластно и подконтрольно его воле, он удваивает усилия и быстро изнашивается.
  3. Работа с ключевыми проблемами. На этом этапе созависимый глубже и шире осознаёт своё бессилие и начинает использовать это осознание в практических делах своей жизни. Выздоравливающий должен принять, что взаимоотношениями вообще нельзя управлять усилием воли. Для успешных отношений каждый партнёр должен быть независим и автономен.
  4. Реинтеграция (достижение новой целостности). На данном этапе созависимый достигает принятия себя таким, каковым он является. Вступив на этот этап, человек возвращается к состоянию контролируемости своей жизни, но это уже другой контроль, это результат выздоровления. Основа такого контроля – самодисциплина, а не свобода действий и вседозволенности. [1]

У каждого человека выздоровление от любой болезни протекает по-разному. И созависимость не является исключением. Это зависит от того, сколько усилий будет приложено, насколько упорной будет работа над собой, и главное – насколько искренне желание человека измениться к лучшему.

Выводы по 2 главе:

  1. На сегодняшний момент нигде в специальной научной литературе не встречается достаточно обоснованного комплексного подхода к научному исследованию феномена созависимости.
  2. У большинства исследователей этого феномена разработаны специальные опросники, позволяющие определить насколько созависим человек.
  3. Преодоление созависимости требует комплексного подхода. Разные исследователи предлагают различные пути преодоления созависимости, но все они направлены на полной выздоровление личности и обретение собственного «Я».

Заключение

Термин созависимость подразумевает под собой зависимость людей друг от друга, находящихся в одной семье. Обычно, таким термином называют тех, кто зависим от вредных привычек, например, алкоголики, наркоманы, курильщики.

Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их главные цели: определить чего хотят другие люди и дать им то, чего они хотят. В этом успех созависимых. Они не представляют себе жизни наедине с собой. Созависимые люди постоянно стараются манипулировать и контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя незаменимыми. Они нуждаются в том, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль мучеников, страдальцев.

Чаще всего предрасположенные к созависимости, это люди, выросшие или живущие в дисфункциональных семьях. Чаще подвержены этой болезни жёны химически зависимых людей, их дети и внуки.

Созависимость – это не врождённая болезнь, а приобретённая. И как любая болезнь, она подлежит излечению – преодолению. Для преодоления созависимости применяются различные программы, помогающие созависимому полностью вылечиться, обрести спокойствие, новую жизнь и собственное «Я».

Список использованной литературы

  1. Ананьева, Г.А. Семья: химическая зависимость и созависимость. Работа с созавасимостью : методические материалы к семинару «Семья и профилактика наркомании» / Г.А. Ананьева. – Казань : Отечество, 2000. – С 36-40, 50-54, 56.
  2. Битти, М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости: Как перестать контролировать других и начать заботиться о себе / М. Битти. –М. : Физкультура и спорт, 1997 г. – 331с.
  3. Зорина, Л.М. Созависимость и пути её преодоления / Л.М. Зорина. – Казань : ЗАО «Новое знание», 2002. – С 4-5, 11-15, 32-33, 48-49.
  4. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология / Н. Квинн Вирджиния. – С.-П. : Питер, 2000. – С 330-333.
  5. Ковалёв, С.В. Теория и практика НЛП / С.В.Ковалёв. – М., 2002. – 512с.
  6. Короленко, Ц.П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск : НГПУ, 2003. – 667с.
  7. Морозова Г.В. Забота и контроль // Школьный психолог, №48, 2003.
  8. Морозова, Г.В. Созависимость. Модель феномена и практика психокоррекции / Г.В. Морозова. – Ульяновск : УлГПУ, 2009. – 139 с.
  9. Смит, Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье / Энн У. Смит. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.
  10. Уайнхолд Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд : пер. с англ. А.Г. Чеславской. – М. : Независимая фирма «Класс», 2002. – С 19-20, 27-29, 30-33, 67-71.
  11. Москаленко, В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. http://upsihologa.com.ua/skachat.php?kniga=122 ( дата обращения 21.03.2013).

Самозависимость. Методы и подходы преодоления созависимости