ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ СИСТЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ

На правах рукописи

МАКАРОВА МАРИЯ НИКИТИЧНА

ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ СИСТЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Екатеринбург, 2013

Диссертационная работа выполнена

в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки

Институте экономики Уральского отделения Российской академии наук

Научный руководитель:

доктор экономических наук, доцент

Козлова Ольга Анатольевна (Россия),

руководитель Центра исследований социоэкономической динамики ФГБУН Института экономики Уральского отделения РАН,

г. Екатеринбург

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Власова Наталья Юрьевна (Россия), проректор по международным связям ФГБОУ ВПО «Уральского государственного экономического университета»,

г. Екатеринбург

кандидат экономических наук

Игнатьева Елена Дмитриевна (Россия), старший научный сотрудник Центра развития и размещения производительных сил ФГБУН Института экономки Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск

Защита состоится «18» сентября 2013 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д004.022.01 в ФГБУН Институте экономики Уральского отделения РАН по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке, с авторефератом – в библиотеке и на сайте ФГБУН наук Институте экономики Уральского отделения РАН (http://www.uiec.ru).

Автореферат разослан «16» августа 2013 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные гербовой печатью, просим направлять по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, ученому секретарю диссертационного совета Д004.022.01.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор экономических наук, доцент

Козлова О.А.

,


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Постепенный переход от отраслевого к территориально ориентированному способу управления экономикой актуализирует проблемы дифференциации территориального развития, которые во многом определяются пространственными социально-экономическими процессами. Социально-экономические и административные барьеры, существующие между муниципальными образованиями, обрекают экономику региона на снижение инвестиционной привлекательности, общее торможение в развитии. В связи с этим снижается эффективность принимаемых управленческих решений, как правило, ориентированных на усредненный общерегиональный уровень развития без учета особенностей конкретных территорий, не отслеживаемыми в настоящее время существующими системами мониторинга.

Определяющую роль в социально-экономическом развитии территории играет ее социально-трудовая система, так как именно здесь происходит соединение основных факторов производства и осуществляется экономическая деятельность, формирующая уровень экономического развития территории и качество жизни населения.

В связи с этим для составления полной и достоверной картины проблем территориального развития необходимо исследовать пространственный аспект функционирования социально-трудовой системы, что, в свою очередь, определяет необходимость совершенствования методических приёмов оценки ее текущего состояния и перспектив дальнейшего развития.

На фоне достаточно широко представленных работ по пространственному развитию социально-экономических систем в целом, процессы пространственной локализации социально-трудовых систем и их оценка представляются малоизученными. Объектом мониторинга состояния социально-трудовых систем, проводимого в нашей стране с 1995 года на основании Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения «О всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы»» № 291 от 22.03.1995г., являются крупные территориальные единицы (субъекты РФ), что делает данный мониторинг малоэффективным инструментом управления в условиях значительной дифференциации муниципальных образований региона по уровню социально-экономического развития.

В связи с этим формирование мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований с учетом пространственной локализации является актуальной исследовательской задачей. Данный мониторинг как инструмент анализа и прогноза социально-трудового развития позволит принимать более эффективные управленческие решения в случае необходимости точечного и оперативного регулирования социально-трудовых вопросов, имеющих ярко выраженную локальную специфику, что, в конечном итоге, должно способствовать совершенствованию системы управления региональным развитием. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности выбора темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Регион как социально-экономическую и воспроизводственную систему рассматривали в своих работах О.А. Беликова, Е.А. Лазичева, В.П. Орешин, О.С. Пчелинцев, Г.Г. Фетисов, А.И. Шадрин и др. Анализ социально-трудовой системы как одной из подсистем региональной воспроизводственной системы представлен в трудах О.А. Антошиной, Н.А. Волгина, И.Т. Корогодина, М.Л. Малышева, Ю.А. Одегова, Г.Э. Слезингера, Б.Г. Тукумцева.

Пространственный аспект экономики региона представлен в работах И. фон Тюнена, В. Ландхарда, А. Вебера, В. Кристаллера, А. Леша, Э. Гувера, У. Изарда и др. Отечественные исследования пространственного развития осуществляются рядом исследователей, ведущим среди которых является коллектив Института экономических исследований ДВО РАН под руководством П.А. Минакира. Одним из направлений пространственных исследований является изучение вопросов локализации социально-экономических систем. Они рассмотрены в работах отечественных ученых – Л.И. Ниворожкиной, Н.Л. Варгина, В.В. Томилова, Л.Н. Семерковой, Е.С. Саталкиной, Н.А. Феоктистова, А.Г. Гинзбурга, А.Г. Гранберга, П.А. Минакира.

Закономерности функционирования социально-экономических систем муниципальных образований освещены в работах представителей уральской экономической школы – Е.Г. Анимицы, В.С. Бочко, В.Ю. Власовой, Н.О. Вербицкой, А.И. Кузьмина, А.А. Куклина, А.Г. Оруджиевой, А.И. Татаркина, И.Д. Тургель, Н. З. Шаймарданова и др.

Одним из необходимых инструментов управления региональной социально-экономической системой является мониторинг параметров ее развития. Вопросам организации мониторинга социально-трудовой сферы и ее отдельных аспектов посвящены работы Л.И. Кожуховой, Е.В. Рудика, Б.Ю. Сербиновского, Е.В. Тихоновой, И.А. Вистбакки, Б.Г. Тукумцева, М.Л. Малышева, Н.М. Воловской, Л.К. Плюсиной, О.А. Козловой, А.Г. Шеломенцева, Н.З. Шаймарданова.

Вместе с тем, несмотря на значительное число исследований, близких к теме диссертационной работы, ряд вопросов (таких, как определение сущности и содержания социально-трудовой системы муниципального образования, факторов и критериев пространственной локализации, а также особенностей мониторинга, связанных со спецификой данного объекта) требует углубленного научного исследования, что обусловило выбор темы, объекта и предмета исследования, постановку его цели и задач.

Гипотеза исследования: пространственная локализация социально-экономических процессов в регионе оказывает существенное влияние на дифференциацию уровня развития социально-трудовых систем муниципальных образований. В связи с этим возникает необходимость формирования системы мониторинга, как специфического вида управленческой деятельности, направленного на оценку пространственно локализованных социально-трудовых процессов на территории, что, в конечном итоге, позволит определять проблемные зоны в развитии территории и принимать адекватные меры по их устранению. 

Объект исследования – социально-трудовые системы муниципальных образований региона – субъекта РФ.

Предмет исследования – система организационно-экономических отношений по формированию мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований на основе учета их пространственной локализации.

Цель работы – развитие теоретико-методологических положений и методического инструментария мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований с учетом их пространственной локализации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие и критерии пространственной локализации социально-трудовых систем муниципальных образований;
  • обосновать методический инструментарий мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований с учетом их пространственной локализации;
  • разработать организационный механизм мониторинга пространственно локализованных социально-трудовой систем.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения экономической теории, теории систем, теории региональной экономики, теории государственного регулирования экономики.

Основные методы исследования Специфика диссертационного исследования обусловливает применение методов статистического анализа (индексный анализ, кластерный анализ), STEEPL-анализ, компаративный и институциональный анализ, а также методы математической статистики.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, нормативно-правовые акты, обзорно-аналитическая информация Министерства экономического развития РФ, сведения Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, монографические издания, материалы периодических изданий, аналитические и методические разработки автора.

Научная новизна диссертационного исследования. В процессе проведенного исследования были достигнуты следующие теоретические и методические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

1. Развиты теоретико-методологические положения по определению локализации социально-трудовых систем на основе синтеза пространственного и воспроизводственного подходов, включающие: уточнение понятийно-категориального аппарата исследования локализации социально-трудовых систем с учетом пространственных процессов воспроизводства трудового потенциала; определение и систематизацию факторов, влияющих на формирование пространственной локализации социально-трудовой системы; обоснование критериев, характеризующих степень пространственной локализации социально-трудовых систем муниципальных образований (пункт 3.3 паспорта специальностей 08.00.05 ВАК РФ).

2. Разработан методический инструментарий мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований, учитывающий влияние на территориальное развитие факторов пространственной локализации и включающий: систему показателей, характеризующих состояние социально-трудовой системы в условиях пространственной локализации; методику расчета коэффициента пространственной локализации и индекса развития социально-трудовой системы с последующим построением на основе данных индикаторов типологии социально-трудовых систем муниципальных образований (пункт 3.14 паспорта специальностей 08.00.05 ВАК РФ).

3. Разработан организационный механизм мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований, особенность которого состоит в применении сетевого принципа координации взаимодействий между субъектами мониторинга, определяющего возможность использования проблемно-ориентированного подхода при регулировании процессов пространственной локализации социально-трудовых систем. Разработана блок-схема организации процесса мониторинга социально-трудовых систем, отличающаяся от традиционных проблемно-ориентированным подходом к формированию информационно-аналитической базы для более корректного проведения текущей оценки и стратегического планирования социально-экономических процессов на территории региона. Сформированы структурные блоки организационного механизма мониторинга: организационно-управленческий, функциональное содержание которого связано с определением субъектов мониторинга и эффективных форм взаимодействия между ними; информационно-аналитический, учитывающий особенности построения горизонтальных связей при создании информационной базы мониторинга; организационно-экономический, решающий задачу оптимизации распределения финансовой ответственности по его организации (пункт 3.14 паспорта специальностей 08.00.05 ВАК РФ).

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования развитых в диссертационном исследовании теоретико-методологических и методических подходов к формированию мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований в деятельности органов государственной и муниципальной власти для анализа текущего состояния социально-трудовой сферы региона и его отдельных территорий с учетом пространственных социально-экономических процессов. Получены результаты мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований на примере Свердловской области, которые могут быть использованы при создании программно-целевых мероприятий по усилению позитивных и нейтрализации негативных тенденций пространственной локализации в социально-трудовой сфере на территориях региона, а также при разработке дифференцированных мер при формировании стратегических планов регионального территориального социально-экономического развития.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования нашли отражение:

  • в плановой НИР Института экономики УрО РАН «Механизмы активизации человеческого потенциала в контексте региональной политики устойчивого развития» (2010-2012 гг.);
  • в рамках выполнения программ фундаментальных исследований:
    • «Региональная социально-экономическая политика как инструмент устойчивого экономического роста в условиях экономической интеграции» (2009-2011 гг.).
    • «Закономерности формирования и функционирования саморазвивающихся экономических систем (хозяйствующих агентов, территорий, регионов) на основе использования передовых организационных и управленческих технологий» (2009-2011 гг.).
    • «Прогноз потенциала инновационной индустриализации России». Проект «Новые инструменты и методы прогнозирования инновационно-технологического развития регионов» (2012г.).
  • при выполнении междисциплинарного проекта «Энтропийно-вероятностный подход к описанию риска, деградации и устойчивого развития сетей критичных инфраструктур (2012г.);
  • а также в грантах:
    • РГНФ «Региональная кластерная политика занятости: механизмы формирования и оценка эффективности» (2008-2010 гг.),
    • РГНФ «Оценка влияния малого предпринимательства на социально-экономическое развитие узкоспециализированных территорий в условиях кризиса» (2010-2012 гг.),
    • РФФИ «Формирование инновационной модели освоения минерально-сырьевой базы регионов России» (2011-2013 гг.),
    • РФФИ «Оценка социокультурного влияния модернизации на формирование ценностных установок локальных сообществ промышленных территорий» (2011-2013 гг.),
    • РГНФ «Научно-методические основы оценки качества трудовой жизни населения регионов России» (2012-2014 гг.);
    • Молодежный проект УрО РАН «Научно-методические основы оценки уровня развития трудового потенциала локальной территории» (2013 г).

Отдельные положения диссертационного исследования доложены на конференциях различного уровня: 12 международных научно-практических конференциях, 2 форумах, 1 симпозиуме, 2 конференциях молодых ученых, 1 научно-практическом семинаре с международным участием, которые прошли в Екатеринбурге, Москве, Перми, Н. Тагиле, Биробиджане, Оренбурге, Челябинске, среди которых можно отметить: Международная НПК «Достойный труд – основа стабильного общества» (Екатеринбург, 2009-2012); Х Международная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 2010); Уральский демографический форум (Екатеринбург, 2010-2012); Международная НПК «Вопросы развития национальной экономики: российский и зарубежный опыт» (Пермь, 2010); Всероссийский симпозиум по региональной экономике (Екатеринбург, 2011); Международная конференция молодых ученых (Екатеринбург, 2011-2012); Международная практическая конференция «Современные проблемы регионального развития» (Биробиджан, 2012).

Публикации. Результаты исследований отражены в публикациях общим объемом 9,22 п.л. (в том числе авторских – 6,34 п.л.), включая 6 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ («Экономика региона», «Экономическая теория», «Вестник Челябинского государственного университета», «Региональная экономика: теория и практика»).

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 2 приложений; изложена на 200 страницах машинописного текста, включающего 26 таблиц и 17 рисунков.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования, обозначена научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методологический подход к развитию социально-трудовых систем муниципальных образований с учетом их пространственной локализации» рассмотрены вопросы определения места социально-трудовой системы территории в составе региональной системы. Выделены подходы к локализации социально-экономических систем. На основе пространственного подхода определены факторы и критерии пространственной локализации социально-трудовых систем. Рассмотрена сущность и структура пространственно локализованной социально-трудовой системы как объекта мониторинга. Рассмотрены теоретико-методические вопросы организации мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований.

Во второй главе «Методические основы построения мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований с учетом их пространственной локализации» проанализированы существующие методические подходы к организации и проведению мониторинга социально-трудовой сферы на территории России и ее отдельных регионах. Обоснована система индикаторов состояния и динамики социально-трудовой системы. Разработан методический инструментарий оценки уровня развития социально-трудовых систем муниципальных образований и степени их пространственной локализации с последующим построением на их основе типологии социально-трудовых систем муниципальных образований, дающую возможность использовать проблемно-ориентированный подход к реализации территориальной социально-экономической политики.

В третьей главе «Организация мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований (на примере Свердловской области)» рассмотрена институциональная среда функционирования социально-трудовых систем и определены институциональные барьеры их развития. Предложен организационный механизм мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований с учетом пространственной локализации, основанный на сетевом принципе построения, позволяющем формировать интеграционные горизонтальные связи между субъектами мониторинга. Выделены основные структурные блоки мониторинга и определено их функциональное содержание, что должно способствовать повышению результативности управления процессами пространственной локализации социально-трудовых систем.

Приведены результаты апробации предложенного методического инструментария мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований на примере Свердловской области за период 2007-2011 гг. Проведена их типология, что позволило выделить общие проблемные зоны для каждого типа пространственно локализованных социально-трудовых систем и наметить основные управленческие решения в этой сфере для конкретных территорий.

В заключении сделаны основные выводы и представлены результаты проведенного исследования.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Развиты теоретико-методологические положения по определению локализации социально-трудовых систем на основе синтеза пространственного и воспроизводственного подходов, включающие: уточнение понятийно-категориального аппарата исследования локализации социально-трудовых систем с учетом пространственных процессов воспроизводства трудового потенциала; определение и систематизацию факторов, влияющих на формирование пространственной локализации социально-трудовой системы; обоснование критериев, характеризующих степень пространственной локализации социально-трудовых систем муниципальных образований (стр. 50-55 диссертационного исследования).

В диссертационном исследовании регион рассматривается как социально-экономическая система с полным циклом воспроизводства на основе взаимосвязанного развития производства, населения и ресурсной сферы. Синергетическое взаимодействие данных элементов порождает локальность, как устойчивую совокупность социально-психологических установок населения и общих «правил игры», а также наличие априорных моделей их интерпретации и способов взаимодействия. Автор разделяет мнение, имеющееся в научной литературе, что локальность возникает в результате повышенной плотности социально-экономических связей и во многом является причиной специфического протекания территориальных социально-экономических процессов.

Анализ научной литературы по данной проблематике позволил автору выделить несколько подходов к определению состояния локальности социально-экономических систем (табл. 1).

Таблица 1

Теоретические подходы к исследованию локализации

социально-экономических систем

Исследовательский подход

Краткая характеристика

Факторы локализации

Маркетинговый

(В.В. Томилов,

Л.Н. Семеркова)

В качестве локальных социально-экономических систем выступают отдельные сегменты рынка.

Единственный фактор – отраслевая сегментация рынка (в т.ч. рынка труда).

Факторный

(А. Вебер; В. Кристаллер; В. Лаунхардт; А. Леш; И.Г. фон Тюнен;

Н.Л. Варгин;

Л.И. Ниворожкина

Н.А. Феоктистова)

Локальные социально-экономические системы определяются в соответствии с принципами географического или экономического районирования.

Экономико-географические факторы:

  • географическое положение;
  • хозяйственная специализация;
  • традиции производства и потребления;
  • межрегиональные связи;
  • степень диверсификации экономики;
  • степень развития агломерационных процессов и др.

Территориальный

(Э. Гувер; У. Изард;

Е.Г. Анимица; В.С. Бочко; Н.Ю. Власова;

А.С. Гинзбург;

О.А. Козлова;

А.И. Кузьмин;

А.Г. Оруджиева;

Н.М. Ратнер;

А.И. Татаркин)

Границы локальных социально-экономических систем выделяются в соответствии с административно-территориальным делением.

Уровень исполнительной власти:

  • федеральный;
  • региональный;
  • локальный (муниципальный).

Пространственный

(Ф. Перу; Ж. Будивиль;

М. Портер;

П.А. Минакир,

А.Н. Демьяненко

Н.М.Сурнина)

Комплексная оценка влияния нетерриториальных (социальных, экономических, технологических, институциональных) факторов на формирование и развитие локальной социально-экономической системы.

Параметры комплексного анализа:

  • экономическая структура и организация производства;
  • развитие технологической системы;
  • рынок труда и индустриальные отношения;
  • социальные акторы и социальная структура;
  • структура рынка и формы конкуренции;
  • информационная система;
  • регулирующие институты.

На основе междисциплинарного анализа понятия локальности автором выделены и обоснованы следующие особенности локальных социально-экономических систем:

  • автономность, рассматриваемая как имеющийся у системы потенциал к устойчивому функционированию в условиях ограниченных контактов с внешней средой;
  • адаптивность, определяемая как возможность приспособления к изменяющимся условиям функционирования с учетом прошлого опыта;
  • самоорганизация, обусловленная способностью к концентрации собственных ресурсов для обеспечения не только выживания, но и развития.

Как показано в диссертационном исследовании, муниципальное образование представляет собой целостную социально-экономическую систему со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения (§1.2 диссертационного исследования). Существенным фактором формирования пространственной локализации муниципального образования является отраслевая и территориальная структура хозяйства, привязанная к местным условиям. Локальность социально-экономической системы муниципального образования формируется в условиях функционирования, как правило, одного-двух градообразующих предприятий.

Ориентация локальной социально-экономической системы, прежде всего, на собственные источники развития в то же время предполагает расширение экономических связей с близлежащими территориями, что приводит к необходимости развития системы межмуниципального сотрудничества.

Авторский подход к исследованию пространственной локализации социально-трудовой системы как структурного элемента локальной социально-экономической системы заключается в учете ее двойственной природы. С одной стороны, это самоорганизующаяся система, имеющая определенную автономию и характеризующаяся наличием цели развития, субъектно-объектным взаимодействием, ресурсным потенциалом и организационной структурой. Она представляет собой сферу взаимодействия природно-ресурсной, экономической, социально-демографической, инфраструктурной, институциональной составляющих локальной социально-экономической системы в процессе воспроизводства трудового потенциала территории. С другой стороны, как элемент социально-трудовой системы более высокого (регионального, национального) уровня она подчинена общим тенденциям ее развития. (§1.3 диссертационного исследования).

Такой подход позволил автору сформулировать на основе синтеза пространственного и воспроизводственного подходов понятие локальной социально-трудовой системы как автономной, самоорганизующейся, способной адаптироваться к изменениям внешней среды территориальной системы воспроизводства трудового потенциала, функционирующей в условиях действия факторов пространственной локализации.

В результате обобщения методологических подходов к исследованию пространственной локализации и использования методики STEEPL-анализа автором определены критерии и выделены факторы пространственной локализации социально-трудовых систем (табл. 2).

Таблица 2

Критерии и факторы пространственной локализации

социально-трудовых систем

Вид локализации

Факторы пространственной локализации

Критерий пространственной локализации

Географический

Географическое положение населенного пункта

Агломерационные процессы

Тип населенного пункта (город/село)

Тип расселения

Удаленность локальной территории от точек роста

Интенсивность агломерационных процессов

Инфраструктурный

Охват населения социальной, экономической, коммуникационной (транспорт и связь) инфраструктурой и ее качество

Интенсивность связей с другими пространственными образованиями, доступность для обмена ресурсами и информацией

Социальный

Уровень и качество жизни населения

Качество трудового потенциала территории

Социально-демографические характеристики населения

Уровень развития системы профессионального образования

Размер социума, обусловливающий плотность и сложность социального взаимодействия

Экономический

Хозяйственная специализация и степень диверсификации экономики локальной территории

Активность экономической деятельности на локальной территории

Трудовой

Качество занятости населения

Возможности трудоустройства на территории проживания

Условия труда

Административный

Административные границы муниципального образования

Административный статус населенного пункта (областной центр, районный центр и т.п.)

Прозрачность административных границ

Возможность доступа на локальную территорию

Интенсивность межмуниципального сотрудничества

Институциональный

Система государственного, регионального и местного законодательства, способствующая или препятствующая развитию локальной территории и ее социально-трудовой системы

Правовая определенность и стабильность территориального образования

Культурный

Менталитет населения, историческая общность, традиции

Единство исторического и культурного развития территории

Исторически сформировавшаяся социокультурная среда, традиции местного сообщества и т.д.

На основе проведенного исследования автором сделан вывод, что пространственная локализация представляет собой сферу действия локальности, определяемую как формальными (административно-территориальными), так и неформальными (зоны обслуживания, тяготения, влияния) границами и объединяющую многообразие различных социально-экономических, социально-культурных отношений и взаимодействий в процессе общественного воспроизводства. Социально-экономическая локализация проявляется в ресурсной обеспеченности, хозяйственной специализации и качестве трудового потенциала, характеристики которых меняются при продвижении от одной локальной территории к другой (§1.2 диссертационного исследования).

В сфере функционирования социально-трудовой системы пространственная локализация накладывает ограничения на формирование открытого, динамичного рынка труда. Она существенно влияет на качественно-количественный состав трудового потенциала, ограничивает количество мест приложения труда, сдерживает развитие системы рабочих мест, что становится значительным барьером для развития локальной социально-экономической системы в целом.

ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Разработан методический инструментарий мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований, учитывающий влияние на территориальное развитие факторов пространственной локализации и включающий: систему показателей, характеризующих состояние социально-трудовой системы в условиях пространственной локализации; методику расчета коэффициента пространственной локализации и индекса развития социально-трудовой системы с последующим построением на основе данных индикаторов типологии социально-трудовых систем муниципальных образований (стр. 94-97, 101-105, 140-142 диссертационного исследования).

На основе анализа и обобщения результатов исследований, имеющихся в научной литературе, автором выделены функции социально-трудовой системы для развития территории (§1.1, 1.3 диссертационного исследования):

  • воспроизводственная – обеспечивает воспроизводство способностей людей к труду, воспроизводство трудовых ресурсов; реализуется через социально-демографические процессы, систему образования и социальную инфраструктуру;
  • регулирующая – регулирует поток движения трудовых ресурсов в процессе их воспроизводства, способствуя вовлечению трудоспособного населения в хозяйственную жизнь; реализуется через систему занятости, профессиональную мобильность, трудовую миграцию населения;
  • социальная – решает социальные проблемы (содействует росту уровня жизни и благосостояния населения, развитию духовных сил человека, увеличению занятости и снижению безработицы); реализуется через качество жизни населения, его социальное самочувствие и систему социальных коммуникаций.

Роль социально-трудовой системы в социально-экономическом развитии территории заключается в соединении основных факторов производства и осуществляется экономическая деятельность, определяющая качество жизни населения и уровень экономического развития региона. Она обеспечивает создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда, задает направления поиска компромисса между рыночными принципами хозяйствования и обеспечением социальных прав и гарантий основных субъектов социально-трудовых отношений.

В процесс функционирования социально-трудовой системы муниципального образования вовлечены различные представители местного сообщества – население, хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, малый бизнес), общество и органы власти, каждый из которых имеет собственные интересы и цели. Автором сформулирована матрица интересов субъектов социально-трудовой системы, согласованное достижение которых является объектом оценки в процессе мониторинга (табл. 3) (§1.3 диссертационного исследования).

Таблица 3

Содержание локальной социально-трудовой системы

как объекта мониторинга

Функция СТС*

Функциональный блок

Интересы субъектов СТС

Воспроизводственная

Социально-демографическая структура

Оптимальная возрастная структура населения, обеспечивающая занятым – посильную демографическую нагрузку; обществу – воспроизводство населения; государству – достаточное количество трудящихся в экономике

Образование

Доступность образования всех уровней.

Достаточная квалификация трудоспособного населения, способная обеспечить стратегические цели социально-экономического развития территории

Социальная инфраструктура

Обеспечение достойного уровня жизни населения и высокого качества трудового потенциала

Социальная

Доходы

Достойный уровень жизни и потребительский спрос

Регулирующая

Качество занятости

Оптимальное качество и структура занятости, способные обеспечить стратегические цели социально-экономического развития территории

*СТС – социально-трудовая система

На основе учета функционального содержания социально-трудовой системы автором разработана система показателей, характеризующих процессы функционирования локальной социально-трудовой системы (§2.2 диссертационного исследования). Показатели сгруппированы по пяти блокам в соответствии с функциями социально-трудовой системы и выражают достижение интересов субъектов социально-трудовой системы.

Индекс развития социально-трудовой системы муниципального образования представляет собой интегральный индикатор ее развития относительно других локальных социально-трудовых систем региона с учетом функционального содержания. Его расчет осуществляется в несколько этапов. В первую очередь, все показатели приводятся к сопоставимому виду с помощью индексирования по методу относительных разностей, который позволяет оценить относительное расстояние между фактическим значением показателя и максимальным/минимальным в группе (чем ближе к 1, тем ближе к максимальному/минимальному значению). Затем как среднее арифметическое вычисляется – индекс по каждому функциональному блоку, в которые группируются показатели мониторинга. Заключительным шагом является расчет индекса развития социально-трудовой системы Iстс по формуле (1):

(1)

Данный индекс является комплексным показателем и отражает относительный уровень развития локальной социально-трудовой системы на основе оценки ее отдельных составляющих. Максимальное значение интегрального индекса развития социально-трудовой системы муниципального образования равно 1 и достигается в случае, если все его составляющие также принимают максимальное значение.

Разработанная методика была апробирована на ряде муниципальных образований Свердловской области, для которых был рассчитан индекс развития социально-трудовых систем за 2007-2011 годы. Результат представлен в таблице 4 (§3.2 диссертационного исследования).

Таблица 4

Индексы уровня развития социально-трудовых систем

муниципальных образований Свердловской области

№ п.п.

Муниципальное образование

2007 г.

2009 г.

2011 г.

Индекс

Место по обл.

Индекс

Место по обл.

Индекс

Место по обл.

1

Екатеринбург

0,682

1

0,707

1

0,597

1

2

Алапаевск

0,291

22

0,320

24

0,492

11

3

Асбест

0,438

15

0,412

19

0,473

14

4

Березовский

0,439

14

0,453

12

0,448

18

5

В.Пышма

0,476

9

0,497

8

0,515

7

6

Заречный*

0,536

4

0,594

3

0,591

2

7

Ивдель

0,482

8

0,536

6

0,511

8

8

Ирбит

0,537

3

0,485

10

0,54

5

9

К.-Уральский

0,443

13

0,471

11

0,406

24

10

Камышлов

0,494

7

0,442

13

0,485

13

11

Карпинск

0,466

11

0,489

9

0,536

6

12

Качканар

0,455

12

0,417

18

0,446

19

13

Кировград

0,410

18

0,440

14

0,461

17

14

Краснотурьинск

0,597

2

0,571

4

0,586

3

15

Красноуральск

0,412

17

0,420

16

0,491

12

16

Красноуфимск

0,473

10

0,601

2

0,421

22

17

Кушва

0,317

24

0,362

22

0,41

23

18

Н.Салда*

0,496

6

0,498

7

0,574

10

19

Н.Тагил

0,437

16

0,546

5

0,496

4

20

Первоуральск

0,399

20

0,420

17

0,465

16

21

Полевской

0,402

19

0,335

23

0,445

20

22

Ревда

0,398

21

0,376

21

0,432

21

23

Североуральск

0,352

23

0,398

20

0,472

15

24

Серов

0,517

5

0,435

15

0,504

9

* По Н. Салде и Заречному доступны не все статистические данные, поэтому значение индекса может быть не вполне объективно.

Расчет индексов развития социально-трудовых систем муниципальных образований показал, что условное эталонное состояние (индекс равен 1) не достигнуто ни одним из проанализированных муниципалитетов Свердловской области. Однако необходимо отметить, что в 2011 году наблюдалось некоторое уменьшение территориальной дифференциации, так как сократился разрыв между минимальным и максимальным значениями за счет снижения уровня развития социально-трудовых систем в наиболее благополучных муниципальных образованиях.

Кластерный анализ значений интегрального индекса позволил выделить 5 групп муниципальных образований по уровню развития социально-трудовых систем:

  • высокий: Екатеринбург, Заречный, Краснотурьинск, Н. Тагил;
  • выше среднего: Ирбит, Карпинск;
  • средний: Алапаевск, В.Пышма, Ивдель, Камышлов, Красноуральск, Н.Салда, Серов;
  • ниже среднего: Асбест, Березовский, Качканар, Кировград, Первоуральск, Полевской, Североуральск;
  • низкий: К.-Уральский, Красноуфимск, Кушва, Ревда.

Для количественной оценки степени локализованности социально-экономических процессов автором разработан коэффициент пространственной локализации (§2.3 диссертационного исследования). Социально-трудовая и социально-экономическая системы соотносятся как часть и целое, что позволяет применять предложенный показатель и в общем, и в частном случае. В процессе изучения локализации было выявлено, что она зависит от различных детерминант: исторических, географических, климатических, экономических, политических, социальных. Количественная оценка локализации экономической деятельности традиционно осуществляется в двух видах: во-первых, как экономической специализации, во-вторых, как интенсивности (развитости) агломерационных процессов. В диссертационном исследовании предложен авторский подход к оценке пространственной локализации как степени локализованности социально-экономических систем, которая позволяет включить в исследование факторы, определяющие их локальность.

Как показано в диссертационной работе, статистически исчисляемыми являются четыре критерия пространственной локализации. Географический фактор в предлагаемой модели представлен показателем расстояние от социально-экономического центра региона до муниципального образования (км). В соответствии с теорией «центр-периферия» с увеличением удаленности территории от «центра» замедляются темпы социально-экономического развития.

В контексте формирования социальных коммуникаций фактором локализации выступает плотность населения на территории муниципального образования (чел/км2). Преимущество использования данного показателя заключается в том, что он является относительным, и это позволяет объективно сравнивать территории между собой.

Влияние экономического фактора отражается в показателе плотности экономической деятельности, который вычисляется как отношение объема инвестиций к площади муниципального образования (руб./км2). Увеличение данного показателя показывает повышение заинтересованности внешних агентов в экономической деятельности на конкретной территории.

Для оценки влияния пространственной локализации непосредственно на социально-трудовую систему автором использован показатель уровня регистрируемой безработицы (%). Он отражает наличие возможностей и условий для реализации социально-трудовой системой накопленного трудового потенциала на своей территории. Низкая локализация позволяет использовать собственный трудовой потенциал муниципального образования и привлекать трудовые ресурсы соседей, таким образом, степень пространственной локализации снижается. Высокая локализация ограничивает возможности поиска работы на соседних территориях, что усиливает изолированность территории.

Степень локализации социально-трудовых систем определяется через коэффициент пространственной локализации , рассчитываемый по формуле (2):

,

(2)

где , , , – это индексы расстояния, плотности населения, уровня регистрируемой безработицы и плотности экономической деятельности соответственно, полученные в результате нормирования соответствующих показателей по методу относительных разностей (чем больше значение индекса, тем более благополучная ситуация по данному параметру).

Коэффициент пространственной локализации изменяется в интервале от 0 до 1. Чем выше его значение, тем выше степень локализации социально-трудовой системы, т.е. она обладает более ограниченными ресурсами, что требует более эффективного их использования для достижения тех же социально-экономических показателей, что и на территориях с низкой степенью локализации.

Разработанный автором методический инструментарий кластерного анализа с применением программного продукта IBM SPSS Statistics позволил сгруппировать муниципальные образования по степени их пространственной локализации (§3.2 диссертационного исследования):

  • локализация отсутствует (меньше 0,1): Екатеринбург, Заречный, Н. Тагил
  • низкая (от 0,1 до 0,4): Асбест, Березовский, В. Пышма, Н. Салда, Первоуральск, Полевской, Ревда
  • умеренная (от 0,4 до 0,7): Алапаевск, К.-Уральский, Камышлов, Кировград, Красноуфимск
  • высокая (от 0,7 до 0,9): Качканар, Красноуральск, Кушва, Серов; Ирбит, Карпинск, Краснотурьинск
  • крайне высокая (выше 0,9): Ивдель, Североуральск

Корреляционный анализ свидетельствует о наличии устойчивой обратной связи между индексом развития социально-трудовой системы муниципального образования и коэффициентом пространственной локализации. Это позволило разработать типологию муниципальных образований по уровню развития социально-трудовых систем с учетом их пространственной локализации. Анализ значений индексов функциональных блоков показал, что муниципальные образования одного типа имеют одинаковые проблемные зоны, что определяет схожесть необходимых мер управляющего воздействия (табл. 5).

По результатам проведенного анализа сделан вывод о необходимости учитывать процессы пространственной локализации при анализе развития социально-трудовых систем муниципальных образований. Предложенная типология может быть использована для формирования направлений политики социально-экономического развития территорий Свердловской области.

Таблица 5

Типология социально-трудовых систем

муниципальных образований Свердловской области

по уровню развития с учетом пространственной локализации

Тип локальной социально-трудовой системы

Муниципальные образования, входящие в состав типа

Индекс СТС*/

Коэффициент локализации

Проблемные зоны

1 тип: нелокализованные СТС с высоким уровнем развития

Екатеринбург,

Заречный,

Н. Тагил

0,587/

0,05

социальная инфраструктура

2 тип:

низко локализованные СТС с уровнем развития ниже среднего

Асбест, Березовский,

В. Пышма,

Н. Салда,

Первоуральск,

Полевской, Ревда

0,468/

0,36

образование; социальная инфраструктура

3 тип:

умеренно локализованные СТС с уровнем развития ниже среднего

Алапаевск

Камышлов

Кировград

Красноуфимск

0,465/

0,60

доходы;

социальная инфраструктура

4 тип: высоко локализованные СТС с уровнем развития

высоким

Ирбит, Карпинск

Краснотурьинск

0,554/

0,79

-

ниже среднего

Качканар

Красноуральск

Кушва, Серов

0,463/

0,73

социальная инфраструктура

5 тип:

отдельные СТС, не вошедшие в другие кластеры

умеренно локализованная СТС с низким уровнем развития

К.-Уральский

0,406/

0,54

социальная инфраструктура;

занятость

крайне высоко локализованная СТС с уровнем развития выше среднего

Ивдель

0,511/

0,89

социальная инфраструктура

крайне высоко локализованная СТС со средним уровнем развития

Североуральск

0,472/

0,93

социальная инфраструктура;

занятость

*Индекс развития социально-трудовой системы муниципального образования

ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Разработан организационный механизм мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований, особенность которого состоит в применении сетевого принципа координации взаимодействий между субъектами мониторинга, определяющего возможность использования проблемно-ориентированного подхода при регулировании процессов пространственной локализации социально-трудовых систем. Разработана блок-схема организации процесса мониторинга социально-трудовых систем, отличающаяся от традиционных проблемно-ориентированным подходом к формированию информационно-аналитической базы для более корректного проведения текущей оценки и стратегического планирования социально-экономических процессов на территории региона. Сформированы структурные блоки организационного механизма мониторинга: организационно-управленческий, функциональное содержание которого связано с определением субъектов мониторинга и эффективных форм взаимодействия между ними; информационно-аналитический, учитывающий особенности построения горизонтальных связей при создании информационной базы мониторинга; организационно-экономический, решающий задачу оптимизации распределения финансовой ответственности по его организации (стр. 143-159 диссертационного исследования).

Проведенный анализ институциональных основ территориального регулирования социально-трудовых вопросов показал, что существует значительный пробел в законодательной базе, посвященной развитию социально-трудовых систем муниципальных образований Свердловской области. Сохраняющийся отраслевой подход в планировании регионального развития снижает эффективность социально-трудовой политики на территориях региона, так как в муниципальных и региональных программах и стратегиях социально-экономического развития не учитывается динамика пространственных процессов (§3.1 диссертационного исследования).

Пространственный подход к региональному развитию (например, политика по формированию кластеров и аналогичных пространственных структур) требует разработки новых инструментов управления. Одним из них является мониторинг социально-трудовых систем муниципальных образований, под которым автор понимает систему непрерывного проблемно-ориентированного наблюдения за фактическим состоянием социально-трудовой системы муниципального образования для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для формирования информационной базы краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере (§3.3 диссертационного исследования).

Целью мониторинга является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимой и достоверной информацией, адекватно отражающей наиболее значимые параметры развития пространственной локализованных социально-трудовых систем, что позволит осуществлять краткосрочное прогнозирование в этой сфере и разрабатывать меры по предупреждению негативных тенденций, а также управленческие решения на основе его (мониторинга) результатов, направленные на реализацию стратегических планов развития территории.

Реализация мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований, помимо разработки методического инструментария, требует создания организационного механизма его проведения, который определяется автором как система отношений между участниками мониторинга по поводу его формирования, проведения, координации действий, ресурсного, финансового и информационного обеспечения (§3.3 диссертационного исследования). Это совокупность инструментов, призванных организовать эффективное проведение мониторинга в условиях изменяющихся потребностей общества и нестабильности внешней среды.

Отличительной особенностью предложенного мониторинга является его организация по сетевому принципу (рис. 1), который представляет собой установку на преодоление автономности и закрытости всех участников мониторинга; взаимодействие, основанное на паритетных началах; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между формальными институтами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами (§3.3 диссертационного исследования).

Главное преимущество сетевого принципа построения мониторинга заключается в обеспечении партнерства различных, полезных друг другу участников, обладающих ограниченными ресурсами. Партнерские отношения позволяют достичь синергетического эффекта за счет специфического вклада каждого участника мониторинга в достижение результатов, отвечающих интересам всех партнеров, которые при этом проявляют и сохраняют свои различия.

Организация сетевого взаимодействия в процессе проведения мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований может быть представлена в двух видах. Первый вариант – это организация «вертикального» взаимодействия между локальными социально-трудовыми системами. Основной функцией такого типа взаимодействия является выстраивание системы отношений одного муниципального образования с другими, обеспечивающей возможность привлечения их ресурсов для реализации конкретных мероприятий социально-трудовой политики.

Рис. 1. Сетевое взаимодействие субъектов мониторинга

Второй вариант представляет собой организацию «горизонтальной сети». Основная функция такой сети – создание на паритетных началах интеграционных связей между субъектами мониторинга, объединенных на основе решаемых задач по регулированию процессов пространственной локализации социально-трудовых систем, что обеспечивает взаимное наращивание потенциала друг друга. Возможна также комбинация двух приведенных выше вариантов, позволяющая объединить их преимущества.

Сетевая организация мониторинга обеспечивает: полноту действий, необходимых для достижения поставленных в нем целей; согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия; дифференцированный подход к работе с различными целевыми группами в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями.

Сетевой принцип организации мониторинга выступает как механизм интеграционной политики, объединяющей заинтересованных субъектов локальной социально-трудовой системы для решения общей задачи ее устойчивого развития с помощью усиления положительного и нейтрализации негативного влияния пространственной локализации. Его применение позволяет на основе кооперации и партнерства качественно осуществлять управление социально-трудовыми системами муниципальных образований в условиях их пространственной локализации, тем самым адекватно отвечать на вызовы внешней среды.

Структура организационного механизма представлена на рис. 2. Он состоит из трех блоков.

1. Организационно-управленческий механизм включает в себя формулировку целей и задач деятельности, определение субъектов деятельности, распределение между ними полномочий и функций и определение механизмов координации; административный механизм фиксируется в виде нормативно-правовых документов (положений, регламентов, должностных инструкций и т.п.).

Анализ полномочий региональных ведомств показал, что ни один орган исполнительной власти Свердловской области не наделен полноценной функцией мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований. Решением такой организационной задачи может стать создание межведомственной Координационной группы мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований, которая может быть создана на базе Совета муниципальных образований для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения данного мониторинга. В процессе своей деятельности Координационная группа сотрудничает с различными властными структурами и организациями, вовлеченными в процесс мониторинга, а также привлекает специалистов для квалифицированного выполнения отдельных этапов мониторинга. Результатом осуществления мониторинга является создание Координационной группой рекомендаций для региональных и муниципальных органов власти по разработке направлений и планов действий в сфере регулирования процессов пространственной локализации социально-трудового развития территорий региона.

Рис. 2. Организационный механизм мониторинга социально-трудовых систем

2. Информационно-аналитический механизм предстает в виде информационной структуры мониторинговой деятельности с упорядоченными информационными потоками. Информационной базой мониторинга являются статистические и социологические данные, а также экспертные оценки. Большой объем и разнообразие информации, используемой в процессе мониторинга, для его качественного проведения требует создания специального информационного обеспечения, которое будет поддерживать автоматизированный сбор данных, позволит снизить временные затраты при обработке информации, повысит оперативность и актуальность предоставления необходимой отчетной и справочной информации. Предложенная информационная база, организованная по типу распределенной сети, позволит обеспечить равные возможности по доступу к актуальной информации, усилить горизонтальные связи между субъектами мониторинга, укрепить доверительные и партнерские отношения, необходимые для качественного и своевременного регулирования пространственной локализации социально-трудовых процессов.

3. Организационно-экономический механизм решает задачу оптимизации финансовой ответственности за реализацию мониторинга, т.е. разработку схемы распределения затрат на его осуществление, адекватной интересам и возможностям субъектов мониторинга. Консолидация финансовых ресурсов осуществляется по принципу долевого вклада из различных источников: региональный бюджет, бюджеты муниципальных образований, участвующих в мониторинге, средства работодателей и профсоюзов, вовлеченных в процесс мониторинга и заинтересованных в его результатах, а также иные источники финансирования (гранты, спонсорские средства). Расходование финансовых средств осуществляется в соответствии с актуальностью и важностью задач по регулированию процессов пространственной локализации социально-трудовых систем на основе консенсусного решения.

Внедрение методических, организационно-правовых и информационно-технологических решений по организации мониторинга, позволяющего оценить уровень развития социально-трудовых систем муниципальных образований в условиях их пространственной локализации, в деятельность государственных и муниципальных органов власти позволит повысить обоснованность принимаемых управленческих решений по вопросам социально-экономического развития отдельных территорий и региона в целом.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования автором сформулированы следующие выводы:

1. Актуализирована проблема разработки и внедрения мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований с учетом их пространственной локализации, что позволит более оперативно и качественно принимать управленческие решения в сфере социально-трудовой политики на местном и региональном уровнях.

2. Аргументировано применение пространственного подхода в процессе изучения социально-экономических систем. Показано, что муниципальное образование представляет целостную локальную социально-экономическую систему. Выявлены такие отличительные способности, как автономность, адаптивность и самоорганизация.

3. Обоснована двойственная природа социально-трудовой системы. Определена роль локальной социально-трудовой системы как сферы, где происходит согласование интересов всех ее субъектов и осуществляется поиск компромисса между рынком и социальными гарантиями. Выявлены функции социально-трудовой подсистемы как элемента локальной социально-экономической системы. В соответствии с ними выделены пять функциональных блоков в структуре социально-трудовой системы.

4. Разработана методика расчета индекса развития социально-трудовой системы муниципального образования как интегрального индикатора ее развития относительно других локальных социально-трудовых систем с учетом функционального содержания. На основе кластерного анализа исследованная совокупность социально-трудовых систем муниципальных образований Свердловской области разбита на 5 групп по уровню их развития.

5. Проанализированы методологические подходы к исследованию пространственной локализации. Выделены критерии и факторы пространственной локализации социально-трудовых систем муниципальных образований. Предложен авторский подход количественной оценки пространственной локализации как меры изолированности социально-экономической системы. На основе кластерного анализа выделены 5 групп муниципальных образований Свердловской области по степени их пространственной локализации.

6. Разработана двухкритериальная типология социально-трудовых систем муниципальных образований по уровню их развития в условиях пространственной локализации. Для каждого типа определены проблемные зоны и направления управленческих решений по их преодолению.

7. Предложен организационный механизм мониторинга социально-трудовых систем муниципальных образований. Отличительной особенностью авторского подхода является использование сетевого принципа его построения, направленного на преодоление замкнутости участников мониторинга, усиление кооперации и социального партнерства, развитие горизонтальных межмуниципальных связей. Основной задачей, решаемой с помощью сетевой структуры мониторинга, является получение синергетического эффекта за счет специфического вклада каждого участника мониторинга в достижении результатов, удовлетворяющих интересы всех партнеров при сохранении их индивидуальности.

В процессе проведенного исследования выдвинутая автором гипотеза доказана. Предложенный мониторинг отслеживает развитие социально-трудовых систем муниципальных образований с учетом их пространственной локализации и является полезным в контексте применения проблемно-ориентированного подхода к регулированию социально-экономического развития региона.

4. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Публикации в журналах, рекомендуемых ВАК

  1. Макарова М.Н. Мониторинг локальных социально-трудовых систем как инструмент муниципальной социально-экономической политики // Региональная экономика: теория и практика. 2013.№10. С. 28-37. 0,9 п.л.
  2. Колечков Д.В., Гаджиев Ю.А., Тимашев С.А., Макарова М.Н. Валовой муниципальный продукт: методика расчета и применение / Экономика региона. 2012. №4. С. 49-59. 0,68 п.л. (авт. 0,17 п.л.).
  3. Макарова М.Н., Козлов А.В. Трансформация отношений занятости в информационно-сетевой экономике // Экономика региона. 2011. №1. С. 237-241. 0,4 п.л. (авт. 0,2).
  4. Нифантова Р.В., Макарова М.Н. Столица Урала на демографической карте России: реалии и перспективы // Экономика региона. 2010. №4. С. 52-59. 0,6 п.л. (авт. 0,3).
  5. Козлова О.А., Шаймарданов Н.З., Макарова М.Н. Теоретико-методические подходы к формированию антикризисной политики муниципальных образований в социально-трудовой сфере // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. Экономика. Вып. 28. №26 (207). С. 53-56. 0,6 п.л. (авт. 0,2).
  6. Козлова О.А., Макарова М.Н., Шаймарданов Н.З. Заемный труд как инновационная технология организации занятости // Журнал экономической теории. 2010. №4. С. 121-129. 0,9 п.л. (авт. 0,5 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в журналах,

сборниках научных трудов и материалах конференций

  1. Воронина Л.Н., Макарова М.Н. Валовой муниципальный продукт как показатель социально-экономического развития территории / Современные проблемы регионального развития: материалы IV Международ. науч. конф. Биробиджан, 09-12 октября 2012 г. / Под ред. Е.Я. Фрисмана. – Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН – ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012. 321 с. – С. 222-224. 0,2 п.л. (авт. 0,1 п.л.).
  2. Макарова М.Н. Инновационная культура как базовое понятие инновационной модели социально-экономического развития регионов // Инновационные технологии в управлении конкурентоспособностью территориальных социально-экономических систем: труды Х Международной конференции молодых ученых. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 386 с. – С. 203-206. 0,2 п.л.
  3. Макарова М.Н. Подходы к локализации территориальных сообществ / Методические подходы к оценке социокультурного влияния модернизации на ценностные установки локальных сообществ: препринт / под ред. д.э.н. Е.Л. Андреевой. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. - 187 с. – С. 128-140. 0,6 п.л.
  4. Козлова О.А., Макарова М.Н. Труд как фактор математической модели валового муниципального продукта // Достойный труд - основа стабильного общества [Текст]: материалы IV международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.): [в 2 ч.]. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2012. - Ч.1. - 228 с. С. 35-38. 0,2 п.л. (авт. 0,1 п.л.).
  5. Макарова М.Н. Мониторинг локальных социально-трудовых систем как инструмент оценки качества трудовой жизни населения // Инновационные технологии в управлении конкурентоспособностью территориальных социально-экономических систем: труды Х Международной конференции молодых ученых. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 386 с. – С. 270-272. 0,3 п.л.
  6. Макарова М.Н. Развитие локальных социально-трудовых систем как основа трансформации трудового потенциала региона // Демографический и миграционный потенциал Урала: материалы круглых столов III Уральского демографического форума с международным участием / Законодательное Собрание Свердловской области, Российская академия наук, Уральское отделение, Институт экономики Институт истории и археологии, Уральский институт РАНХ и ГС при Президенте РФ, МОО «Форум женщин УрФО». – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 370 с. – С. 151-156. 0,3 п.л.
  7. Макарова М.Н., Бедрина Е.Б. Локальные рынки труда как фактор формирования достойного труда // Достойный труд - основа стабильного общества [Текст]: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 27-28 октября 2011 г.): в 2 ч. / [отв. за вып. Э.В. Пешина, Н.З. Шаймарданов]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. - Ч.1. - 236 с. – С. 18-22. 0,3 п.л. (авт. 0,2 п.л.).
  8. Макарова М.Н., Шаймарданов Н.З. Трудовые отношения в экономике знаний // Материалы I Всероссийского симпозиума по региональной экономике, том 1. –Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. – С. 73-75. 0,2 п.л. (авт. 0,1 п.л.).
  9. Мельникова А.С., Макарова М.Н., Козлов А.В. Трансформация форм занятости в условиях формирования экономики знаний // Инновационное развитие экономики знаний / под общей ред. акад. РАН А. И. Татаркина. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. – 668 с. – С. 554-563. 0,4 п.л. (авт. 0,2 п.л.).
  10. Макарова М.Н. Процессы агломерирования в территориальных социально-трудовых системах // Пространственная организация социально-трудовых систем: генезис и проблемы развития: кол. монография / отв. ред. О.А. Козлова; авт. кол: Козлова О.А., Шаймарданов Н.З., Шеломенцев А.Г. и пр. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. – 206 с. – С. 61-69. 0,4 п.л.
  11. Макарова М.Н. Трансформация ценностных ориентаций молодежи в процессе перехода к инновационному развитию: гендерный подход // Теоретические основы социокультурного влияния модернизации на ценностные установки локальных сообществ: препринт / под ред. д.э.н. Е.Л. Андреевой. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. - 183 с. – С. 149-161. 0,6 п.л.
  12. Макарова М.Н. Влияние малого предпринимательства на рынок труда // Особенности развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях / Коллектив авторов: сб. науч. тр. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. – 104 с. – С. 68-72. 0,3 п.л.
  13. Нифантова Р.В., Макарова М.Н. Демографическое прогнозирование на примере МО г. Екатеринбург // Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга: материалы XVI Международной науч.-практ. конф. (4, 5 июня 2010 г., Нижний Тагил). – Нижний Тагил: НТИ(ф) УГТУ-УПИ, 2010. – 280 с. – С. 170-172. 0,2 п.л. (авт. 0,1 п.л.).
  14. Макарова М.Н. Стратегические основы развития трудовых ресурсов Свердловской области // Демографическая политика в регионе: проблемы и перспективы/[Текст]: сб.ст. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. – 196 с. – С. 127-130. 0,2 п.л.
  15. Макарова М.Н. Анализ рынка труда по результатам опроса работодателей города // Достойный труд - основа стабильного общества [Текст]: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 27-28 октября 2009 г.): в 2 ч. / [отв. за вып. Э.В. Пешина, Н.З. Шаймарданов]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. – Ч.2. – 234 с. – С. 147-151. 0,2 п.л.
  16. Voronina L.N., Makarova M.N. Unemployment and governmental regulation of labor market // Analyzing socioeconomic inequalities within the context of 20 years of national economic system transformation / Edited by academician A. Tatarkin. - Ekaterinburg: Publishing house of Institute of Economics, 2010. – 181 pp. – P. 83-87. 0,24 п.л. (авт. 0,12).

Подписано в печать 14.08.2013

Усл. печ. л. 1,5

Заказ №

Печать офсетная

Формат 60х84 1/16

Тираж экз. 115

ООО «Палитра» Центр оперативной полиграфии «Копирус»

620014, г. Екатеринбург, пер. Банковский, 8


интеграция и партнерство

входящий информационный поток

исходящий информационный поток

РИНЦИПЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

возможность постоянного изменения количества субъектов;

гибкая структура связей; ориентация на результат; мобильность;

децентрализация информационных потоков;

интеграция и кооперация; паритет субъектов

РЕЗУЛЬТАТЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

  • полнота действий, необходимых для достижения поставленных в нем целей;
  • согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия;
  • дифференцированный подход к работе с различными целевыми группами в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями

МОНИТОРИНГ

СТС МО

Союз промышленников и предпринимателей

Научное сообщество

Федерация

профсоюзов

МО3

МО1

МО21

Региональные органы управления

СТРУКТУРА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  • орган МСУ;
  • население;
  • бизнес;
  • общественные организации

МОi

Другие заинтересованные субъекты

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК

КООРДИНАЦИОННАЯ ГРУППА:

постановка целей и задач;

методическое обеспечение;

координация деятельности.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ

РЕСУРСЫ

Анализ и оценка результатов мониторинга

Предложения по регулированию пространственной локализации социально-трудовых систем муниципальных образований в регионе

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

БАНК ДАННЫХ:

статистические, социологические данные; экспертные оценки по МО, входящим в социально-экономическое пространство

Статистическая и аналитическая отчетность

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК

КОНСОЛИДИРОВАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ мониторинга с указанием источников финансирования и целевых расходов

Финансовая отчетность

СУБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА

СУБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА

ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ СИСТЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ