ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ

На правах рукописи

Лисин Геннадий Игоревич

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДИНАМИЧНО
РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ

Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством
(экономика предпринимательства)»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Екатеринбург

2012

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Шеломенцев Андрей Геннадьевич (Россия),

Заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург.

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор,

Пленкина Вера Владимировна (Россия), проректор по экономике и финансам ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень

кандидат экономических наук,

Мезенцева Елена Сергеевна (Россия), научный сотрудник отдела региональной промышленной политики и экономической безопасности Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург.

Ведущая организация:

ФГБУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь

Диссертационная работа выполнена в отделе развития региональных социально-экономических систем Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург.

Защита диссертации состоится 24 апреля 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 004. 022. 02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте экономики Уральского отделения Российской академии наук по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Уральского отделения Российской академии наук.

Автореферат разослан 23 марта 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор экономических наук, доцент Лаврикова Ю.Г.

Актуальность темы исследования

Во всем мире повышается роль долгосрочных межфирменных взаимоотношений, растет количество предпринимательских сетей и их влияние на рынок. Несомненным вкладом в объяснение феномена сети является признание ее эффективности с точки зрения снижения издержек управления.

За последние десятилетия в России прошли значительные изменения, они вызваны переходом к другой системе развития общества, построенной на внед-рении рыночных отношений и активизации предпринимательской деятельности, что неминуемо ведет к географическому расширению бизнеса. Стремление к экспансии со стороны хозяйствующих субъектов проявляется в создании новых форм ведения бизнеса, таких как предпринимательские сети. Как отмечает М. Кастельс: «Сети есть фундаментальный материал, из которого новые организации строятся и будут строиться. И они способны формироваться и распространяться по главным улицам и глухим переулкам глобальной экономики, поскольку опираются на информационную мощь, предоставляемую новой технологической парадигмой».

Предпринимательские сети обладают значительными конкурентными преимуществами по отношению к традиционным формам ведения бизнеса, поскольку дают каждому из партнеров дополнительные возможности, связанные с использованием сетевых коллективных информационных, маркетинговых, социальных и других ресурсов. Синергетический эффект от долговременного и стабильного сотрудничества является результатом объединения элементов ресурсного потенциала каждого из партнеров на основе взаимодополнения. Кроме того, успех сетей во многом связан с трансформацией функций управления и организации бизнес-процессов. Данные конкурентные преимущества используются для разработки и реализации стратегии динамичного развития предпринимательской сети.

Предпринимательские сети на современном этапе развития экономики представляют качественно более развитую форму ведения бизнеса. Они обеспечивают свой успех и дальнейшее развитие не за счет административного ресурса или монопольного положения на рынке, а благодаря новому подходу к модернизации бизнеса.

В связи с этим актуализируется потребность в теоретических исследованиях, методических разработках формирования стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети, что и обусловило выбор темы.

Состояние изученности проблемы

Первые работы о предпринимательских сетях возникли в 70-х годах XX века. Основоположниками исследований в области предпринимательских сетей были такие известные ученые, как Х. Хокансон, Г. Эмерсон, Ф. Котлер, М. Кастельс, П. Друкер и др.

Развитием теоретических основ предпринимательских сетей среди отечественных исследователей занимались В. Масленников, С. Авдашева, В. Акулов, М. Рудаков, М. Листопад, Л. Мищенко, В. Радаев, Г. Батклина, А. Татаркин, О. Романова, А. Шеломенцев и др.

Большой вклад в развитие теории жизненного цикла организации внесли Л. Грейнер, Д. Миллер, П. Фризен, И. Адезис, Е. Емельянов, С. Поварницына и др. Исследования данных авторов легли в основу создания концепции жизненного цикла динамично развивающейся предпринимательской сети.

Вопросами типологии предпринимательских сетей, наиболее полно отражающей особенности предпринимательских сетей и исчерпывающей большинство из их разновидностей занимались А. Асаул, Е. Скуматов, Г. Локтева, Г. Савицкая, С. Кремлева, Н. Иванова, О. Кацук, В. Дьячков и др.

Основы стратегического планирования рассматриваются в работах К. Родбертуса-Ягецова, К. Жюгляра, М. Туган-Барановского, Р. Гильфердинга, У. Митчелла, Н. Кондратьева, Й. Шумпетера, Е. Козакова Е. Андреева и др. Данные исследования послужили теоретической основой для создания и формирования предпринимательских сетей.

Из современных работ зарубежных авторов, посвященных теории управления, следует назвать таких авторов, как И. Ансофф, Г. Джонсон, К. Скоулз, А. Томпсон, А. Роув, С. Хаттен и Д. Глейдель, А. Томпсон и Р. Стрикленд, Дж. Пирс и Р. Робертсон, М. Мескон, Дж. Барни, Ф. Ригер, К. Джордж, Дж. Фриман, Д. Миллер, П. Хандвалла и др. Среди отечественных авторов можно выделить работы А. Берга, В. Глушкова, Е. Пилипенко, А. Пыткина, А. Гребенкина, С. Фельдмана, О. Виханского, В. Веснина и др.

Развитием динамично развивающихся сетей и внедрением инноваций занимались Д. Берч, Б. Кургкофф, Й. Шумпетер, З. Акс, В. Пленкина, В. Дубровский и др. Авторы дали первые определения и выделили основные характеристики, наличие которых необходимо для существования феномена стабильной динамики.

Среди отечественных авторов, исследующих предпринимательские сети можно выделить В. Лапидуса, А. Катарбаеву, А. Мустафина и др., которые провели первый анализ хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Объектом исследования являются динамично развивающиеся предпринимательские сети в условиях обостряющейся конкуренции на рынке.

Предметом исследования является система экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности.

Целью исследования является развитие концептуально подхода к формированию стратегии и разработка механизма управления динамично развивающейся предпринимательской сетью.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач, отражающих логическую последовательность исследования:

  1. Разработать концепцию функционирования динамично развивающейся предпринимательской сети.
  2. Предложить типологию стратегий предпринимательской сети и алгоритм их разработки.
  3. Обосновать механизм управления динамично развивающейся предпринимательской сети и предложить методические положения по оценке результативности стратегии сети.

Теоретико-методолгическая основа

Труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам формирования и развития предпринимательских сетей в следующих сферах: политической экономии, институциональной экономике, экономике отраслевых рынков, эволюционной экономике, социологии, социальной психологии, правовом регулировании экономических отношений.

Информационную основу диссертации составляют: нормативно-правовая информация по проблемам малого и среднего предпринимательства; эмпирический материал, содержащийся в отечественной и зарубежной литературе, в периодической печати, а также собственные исследования автора.

Научная новизна

1. Сформулировано определение предпринимательской сети, под которой понимается открытая группа компаний, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение устойчивых высоких темпов развития путем: реализации взаимосогласованных целей; обеспечения конкурентоспособности на различных отраслевых и межотраслевых рынках; получения синергетического эффекта. Разработана концепция динамично развивающейся предпринимательской сети, включающая цели ее участников, принципы и особенности функционирования, этапы и направления долгосрочного развития (п. 10.1. паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ);

2. Обоснована типология стратегий динамично развивающихся предпринимательских сетей на основании таких классификационных признаков, как: степень диверсификации, объем привлеченных инвестиций, структура корпоративных связей, эффективность использования инновационного потенциала, виды конкурентных преимуществ. Предложен алгоритм разработки стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети, обеспечивающий согласование интересов основных участников и включающий следующие этапы: поиск партнеров; расширение сети; селекция; структурные изменения; переход к динамичному развитию (п. 10.15. паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ);

3. Разработан механизм стратегического управления предпринимательской сетью, под которым понимается совокупность: бизнес-процессов, бизнес-функций, функций и форм управления и координации деятельности участников, осуществляющих согласованное воздействие на объекты управления, направленное на достижение динамичного развития сети. Обоснованы методические положения, критерии и показатели оценки результативности на каждом этапе реализации стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети (п. 10.15. паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в дальнейшем развитии методических подходов к разработке стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети, а также механизма ее управления. Предложения и рекомендации могут быть использованы:

– субъектами хозяйственной деятельности в качестве методической базы для повышения эффективности своего функционирования и стратегического планирования;

– научными организациями при разработке концепций и научно-методического обеспечения стратегий динамично развивающихся предпринимательских сетей;

– высшими учебными заведениями Минобразования и науки РФ в образовательном процессе при подготовке курсов «Основы предпринимательства», «Стратегический менеджмент».

Достоверность содержащихся в диссертации подходов, выводов и рекомендаций подтверждается применением обоснованного методического инструментария, использованием практики развития предпринимательских сетей руководителями средних и малых предприятий.

Апробация работы

Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях, в том числе:

на Международной научно-практической конференции «Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием» (г. Тюмень, 2008 г.),

III Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в XXI веке»,

VII Всероссийской научно-практической конференции «Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты» ( г. Новокузнецк, 2010 г.),

II Всероссийской научно-практической конференции «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность» (г. Елабуг, 2010).

Методические подходы к разработке и реализации стратегии использовались в деятельности динамично развивающейся предпринимательской сети «Protherm» на рынке отопительной техники на территории Уральского региона.

Кроме того, исследования автора получили поддержку Российского гуманитарного научного фонда РГНФ 10-02-00294 а «Оценка влияния малого предпринимательства на социально-экономическое развитие узкоспециализированных территорий в условиях кризиса».

Публикации

Результаты научных исследований нашли отражение в 12 публикациях объемом 3,3 авторских п.л., в том числе в 3 работах в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК («Экономика региона», «Вестник ЧелГУ»).

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения общим объемом 175 страниц машинописного текста, содержит 20 таблиц, 13 рисунков, список литературы из 210 наименований.

Краткое содержание работы

Во введении обоснована актуальность проблемы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Концептуальные основы динамично развивающихся предпринимательских сетей» исследованы содержание, специфика предпринимательских сетей, сформулирована типология и определена концепция функционирования динамично развивающихся сетей.

Во второй главе «Методический подход к формированию стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети» приведены основные подходы к определению предпринимательских стратегий; представлены методические положения и алгоритм формирования стратегии; обоснован механизм управления динамично развивающейся предпринимательской сети.

В третьей главе «Разработка стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети» определены тенденции развития динамично развивающихся предпринимательских сетей; сформирована стратегия сети на территории Уральского региона; проведена оценка результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети на рынке отопительной техники.

2. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Сформулировано определение предпринимательской сети, под которой понимается открытая группа компаний, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение устойчивых высоких темпов развития путем: реализации взаимосогласованных целей; обеспечения конкурентоспособности на различных отраслевых и межотраслевых рынках; получения синергетического эффекта. Разработана концепция динамично развивающейся предпринимательской сети, включающая цели ее и участников, принципы и особенности функционирования, этапы и направления долгосрочного развития.

На основании проведенного анализа и обобщения деятельности предпринимательских сетей за 2004–2011 годы автором в работе выделены следующие ключевые тенденции функционирования и развития сетей:

  • предпринимательские сети развивают и расширяют долгосрочные партнерские отношения с другими компаниями для укрепления пула поставщиков, покупателей и подрядчиков с целью снижения рисков;
  • предпринимательские сети все чаще становятся проводниками новых рынков сбыта, сырья и инноваций благодаря географической удаленности участников друг от друга;
  • деятельность менеджмента предпринимательских сетей направлена на децентрализацию ответственности, усиление координации на основе развития горизонтальных коммуникаций.

Автором в исследовании предложено определение предпринимательской сети, под которой понимается открытая группа компаний, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение устойчивых высоких темпов развития путем: реализации взаимосогласованных целей; обеспечения конкурентоспособности на различных отраслевых и межотраслевых рынках; получения синергетического эффекта, на основе использования общих информационных, технологических, финансовых, маркетинговых и других видов ресурсов; выработки общих ценностей и «правил игры»; формирования долгосрочных хозяйственных связей.

Цель функционирования сети заключается в обеспечении конкурентоспособности на различных отраслевых рынках за счет широкой географической представленности; уникальных свойств, которыми обладают участники сети (ноу-хау, технологии); постоянного притока человеческого капитала; доступа к новым идеям; регламентации бизнес-процессов, концентрации и перераспределения ресурсов.

Тогда целями участников сети являются достижение динамичного развития за счет извлечения синергетического эффекта от сотрудничества на основе снижения трансакционных и операционных издержек, расширения коммуникаций, привлечения ресурсов, обеспечения защищенности от внешних угроз и рисков, формирования положительного имиджа.

Под динамичным автор понимает такое развитие, которое обеспечивает: высокие и стабильные темпы прироста оборота (не менее 30% в год, не менее 5 лет подряд); накопление капитала; увеличение доли на рынке.

Предпринимательская сеть представляет собой совокупность распределенных в пространстве бизнес-процессов и функций управления, опирающихся на координацию деятельности, системные и устойчивые связи, взаимоувязку стратегий участников сети между собой.

Анализ и обобщение опыта функционирования зарубежных и отечественных компаний позволил выделить следующие особенности функционирования динамично развивающихся предпринимательских сетей:

  • мониторинг широкого круга социальных, экономических и политических процессов, протекающих как вне, так и внутри сети, направленных на согласование интересов участников;
  • оценка тенденций и предвидение последствий в ближайшей и среднесрочной перспективе для определения выгодной рыночной позиции на различных территориях функционирования;
  • адекватная реакция участников сети на изменение внешних условий и наступление последствий для своевременной адаптации сети;
  • клиентоориентированность бизнеса в отношении потребителей, направленная на повышение лояльности по отношению к сети в целом;
  • гибкость мышления руководства как способность развивать новые интеллектуальные и инновационно ориентированные бизнес-схемы, способные повысить эффективность сети;
  • быстрота принятия решения при наступлении форс-мажорных обстоятельств в условиях территориальной удаленности участников сети.

Опираясь на концепцию жизненного цикла организации, автор выделил пять основных этапов развития предпринимательской сети, рисунок 1:

Этап А заключается в определении ключевых партнеров и росте за счет комбинации конкурентных преимуществ.

Этап Б характеризуется быстрым ростом за счет привлечения новых участников и стремления заполнить рынок.

Этап В характеризуется селекцией наиболее эффективных компаний, способных учитывать интересы других участников сети и функционировать в соответствии с установленными «правилами игры».

Этап Г определяется расширением доли сети на рынке за счет структурных изменений участников сети (формирование конфигурации сети, обмен технологиями, перераспределение ресурсов).

Этап Д характеризуется динамичным развитием предпринимательской сети.

Для достижения основных целей, к которым относятся расширение доли на рынке, увеличение территорий влияния и совокупного оборота, предпринимательская сеть развивается в следующих направлениях:

  • расширение сети за счет присоединения новых участников сети;
  • освоение рынков сбыта, под которым понимается поиск компаний, с которыми сеть в данный момент не сотрудничает;
  • введение новых номенклатурных групп – расширение перечня товаров, которые предпринимательская сеть в состоянии реализовать;
  • расширение видов деятельности проявляется в увеличении количества услуг, которые предпринимательская сеть готова предложить конечному потребителю.

Рисунок 1 – Схема основных этапов развития предпринимательской сети

Автором обоснованы следующие принципы функционирования предпринимательской сети.

1. Эффективное распределение ресурсов как концентрация на приоритетных долгосрочных целях и экономия на среднесрочных и краткосрочных задачах.

2. Оптимизация затрат как всей сети в целом, так и отдельных ее участников.

3. Унификация горизонтальных связей между участниками сети как способ укрепления коммуникаций и снижения административных барьеров.

4. Интеграция интересов как согласование разных интересов участников сети и объединение их на основе общих целей сети.

Таким образом, предпринимательская сеть предоставляет участникам существенные рыночные преимущества, опираясь на которые компании могут оптимизировать внутрисетевые связи и извлекать синергетический эффект, который способствует динамичному развитию и стабильной работе в сравнении с традиционными компаниями, функционирующими на рынке самостоятельно.

Разработанная автором в исследовании концепция функционирования динамично развивающейся предпринимательской сети послужила основой для разработки стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети.

2. Обоснована типология стратегий динамично развивающихся предпринимательских сетей на основании таких классификационных признаков, как степень диверсификации, объем привлеченных инвестиций, структура корпоративных связей, эффективность использования инновационного потенциала, виды конкурентных преимуществ. Предложен алгоритм разработки стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети, обеспечивающий согласование интересов основных участников и включающий следующие этапы: поиск партнеров; расширение сети; селекция; структурные изменения; переход к динамичному развитию.

Под стратегией предпринимательской сети в работе автором понимается система последовательных управленческих действий, нацеленных на сбаласированное развитие всех участников сети, характеризующаяся согласованностью их целей, интересов, средств для извлечения дополнительных конкурентных преимуществ и получения синергетического эффекта от сотрудничества, предназначенных для достижения долговременного успеха в условиях постоянной опасности со стороны внешней среды.

В исследовании в рамках разработанных стратегий диссертантом выделены следующие основные классификационные признаки динамично развивающихся предпринимательских сетей:

  1. Степень диверсификации как стратегическая ориентация на создание стабильного бизнеса, различают следующие виды:
  • рынков – освоение новых рынков;
  • товаров – внедрение новых номенклатурных групп;
  • видов деятельности – создание альтернативных, не связанных с текущими направлениями деятельности сети.
  1. Объем привлеченных инвестиций как материальные и нематериальные активы, вкладываемые в проект для его реализации и получения прибыли, направленные:
  • на географическое развитие – открытие структурных подразделений на новой территории;
  • технологическое – приобретение или модернизация оборудования;
  • человеческий потенциал – повышение эффективности работы специалистов или менеджеров за счет роста их квалификации;
  • продвижение бренда как ментального восприятия, отражающего сущность компании и составляющего часть ее нематериальных активов;
  • инфраструктура и недвижимость – имущество компании.
  1. Структура корпоративных связей как система взаимоотношений между участниками предпринимательской сети, включающая количество, длительность, монополистичность и т. д.:
  • равноправные – участники сети имеют равные возможности в управлении компанией;
  • иерархичные – наличие участника-лидера, выполняющего ведущую роль в развитии сети;
  • смешанные – обладающие свойствами как равноправных, так и иерархичных связей одновременно.

4. Эффективность использования инновационного потенциала как новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности предпринимательской сети:

  • технологического – внедрение новых или усовершенствование текущих технологических процессов;
  • социального – удовлетворение потребностей и условий работы сотрудников и участников сети;
  • организационного – новые методы ведения бизнеса, организация рабочих мест, внешних связей.
  1. Виды конкурентных преимуществ  как способность товара соответствовать ожиданиям потребителей обусловливают выбор сценария развития сети:
  • маркетинговые – наличие эффективных технологий продаж, удовлетворение покупательских запросов, большое количество номенклатурных групп, дизайн и упаковка товара, сервис и обслуживание клиентов, гарантии покупателям;
  • сбытовые – наличие широкой сети дилеров (дистрибьюторов, субдилеров), собственная торговая сеть, наличие розничных продаж и услуг;
  • технологические – наличие способностей к инновациям в производственных процессах и в продукции;
  • производственные – наличие низкозатратного производства; высокая эффективность труда; гибкость производства при изменении моделей и размеров; размещение производства;
  • административные – общие низкие издержки, благоприятный имидж и репутация, удобное расположение, доступ к финансовому капиталу, патентная защита;
  • индивидуальные – наличие способностей к созданию эффективной и запоминающейся рекламы, выдающиеся таланты проектирования и реализации бизнес-процессов, «ноу-хау»;
  • логистические – наличие эффективных и низкозатратных каналов перевозки и хранения продукции, инновационных схем распределения товаров между участниками сети.

В основе выбора стратегии предпринимательской сети лежит оценка ее конкурентных преимуществ как комбинации сильных сторон, возможностей, рисков и угроз ее участников, в перспективе составляющих основу стратегических изменений.

На основании приведенных выше классификационных признаков, конкурентных преимуществ и обобщения опыта функционирования динамично развивающихся предпринимательских сетей, автор в своей работе обосновывает типологию стратегий предпринимательских сетей как набор определенных сценариев развития, представленных в таблице 1:

1. Стратегия развития сбытовой сети направлена на заполнение всего свободного рыночного пространства. Выражается в формировании долгосрочных взаимовыгодных отношений, таких как совместное планирование деятельности, специальные условия сотрудничества. При организации каналов сбыта часто используют модель франчайзинга.

2. Стратегия закупки товаров направлена на расширение номенклатурного ряда в рамках функционирующих подразделений с целью диверсификации рисков и повышения рентабельности компании.

3. Стратегия развития технологической базы направлена на модернизацию производства в рамках функционирующей сети с целью выпуска инновационной продукции или снижения себестоимости текущей.

4. Стратегия размещения производства направлена на уменьшение трансакционных издержек, оперативных и налоговых расходов за счет размещения производства вблизи сырьевой базы, в странах с низким уровнем заработной платы или в свободных экономических зонах.

5. Стратегия создания параллельных цепочек производства заключается в организации альтернативных, возможно не связанных с текущим бизнесом товаров, направленных на диверсификацию рисков и выход на новые рынки сбыта.

6. Стратегия совершенствования систем управления заключается в повышении качества менеджмента и оптимизации текущих бизнес-процессов, направленных на снижение оперативных и трансакционных расходов и повышении рентабельности сети.

7. Смешанная стратегия включает в себя отличительные признаки всех вышеупомянутых стратегий предпринимательских сетей.

Разработанная автором в работе типология стратегий динамично развивающихся предпринимательских сетей была апробирована на примере рынка отопительной техники на территории Уральского региона, таблица 2.


Таблица 1 – Типология стратегий динамично развивающихся предпринимательских сетей

Виды стратегий

Классификационные признаки

Степень диверсификации

Направления инвестиций

Структура корпоративных связей

Виды инновации

Видов деятельности

Рынков сбыта

Номенклатурных

групп

Географическое
развитие

Технологическое

развитие

Человеческий

потенциал

Бренд

Недвижимость и

инфраструктура

Равноправное

Иерархичное

Смешанное

Технологические

Социальные

Организационные

Развитие сбытовой сети

Развитие сети закупки товаров

Развитие технологической базы

Развитие и размещение производства

Создание параллельных цепочек производства

Совершенствование систем управления сетевой компанией


Таблица 2 – Анализ стратегий динамично развивающихся предпринимательских сетей на рынке отопительного оборудования на территории Уральского региона

Тип

стратегии

сети

Наименование

сети

Характеристики

стратегии

Количество участников на территории Уральского региона

Доля на отопительном рынке Уральского региона

Количество проданных котлов, шт.

Выручка за 2011 год, тыс. долл.

Стратегия развития технологической базы

Baxi

Диверсификация видов деятельности и номенклатурных групп; инвестиции в технологическое развитие, человеческий потенциал и инфраструктуру; корпоративные связи иерархичные или равноправные; инновации – технологические

15

25 %

9500

4750

Стратегия создания параллельных цепочек производства

Vaillant

Диверсификация видов деятельности; инвестиции в географическое и технологическое развитие, инфраструктуру и недвижимость; иерархическая структура корпоративных связей; технологические инновации

6

3 %

969

484

Стратегия развития сбытовой

сети

Protherm

Диверсификация рынков сбыта; инвестиции в географическое развитие и бренд; структура корпоративных связей равноправная или смешанная; организационные инновации

14

35 %

13300

6650

Стратегия развития сбытовой

сети

Ariston

Диверсификация рынков сбыта; инвестиции в географическое развитие и бренд; смешанная структура корпоративных связей; организационные инновации

18

10 %

3230

1615

Развитие и размещение производства

Electrolux

Диверсификация рынков сбыта и номенклатурных групп; инвестиции нацелены на географическое и технологическое развитие, человеческий потенциал, недвижимость и инфраструктуру; корпоративные связи иерархические; технологические инновации

12

3 %

954

477

Развитие сети закупки

Mora

Диверсификация номенклатурных групп; инвестиции на географическое развитие и бренд; корпоративные связи равноправные; организационные инновации

5

2 %

612

306

Совершенствование систем управления сетевой компанией

Navien

Диверсификация видов деятельности, рынков сбыта и номенклатурных групп; инновации социальные и организационные; инвестиции в человеческий и инфраструктуру

12

7 %

2261

1131

Стратегия создания параллельных цепочек производства

Viessmann

Диверсификация видов деятельности, опирающиеся на технологические инновации; инвестиции в географическое и технологические развитие, недвижимость и инфраструктуру; иерархичные корпоративные связи

8

7 %

2584

1292

Стратегия развития технологической базы

Buderus

Диверсификация номенклатуры на основе технологических инноваций; инвестиции на технологическое развитие, человеческий потенциал, недвижимость и инфраструктуру; корпоративные связи – иерархичные

7

3 %

958

479

Стратегия развития сбытовой

сети

Ferolli

Диверсификация рынков сбыта; инвестиции на развитие бренда; равноправные корпоративные связи; внедрение организационных инноваций

14

3 %

941

470

Предлагаемый автором алгоритм разработки стратегии динамично развивающейся сети увязан со схемой основных этапов развития, которая была обоснована в рамках определения концепции сети и представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Алгоритм разработки стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети

Разработка стратегии – это процесс подготовки предпринимательской сети к стратегическим изменениям (в первую очередь организационным и ментальным) для достижения динамичного развития осуществляется последовательно, в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Идентификация ключевых партнеров сети, заключается в поиске компаний, опираясь на возможности которых потенциально может сформироваться и функционировать предпринимательская сеть, осуществляется, на основании: общих интересов (участие в совместных проектах, решение общих задач, наличие внешней угрозы); близости территорий функционирования будущих участников сети (в рамках одного региона, страны, в зависимости от масштаба сети); совместного участия в технологических цепочках; функционировании в смежных областях.

2. Разработка стратегии предпринимательской сети требует учета следующих факторов: участники сети функционируют на разных рынках, которые обладают уникальными территориальными и национальными особенностями, влияющими на разработку стратегии; удаленность участников сети влияет на характер их взаимоотношений, степень осведомленности о деятельности сети, определяет наличие технологий и программного продукта; специфика спроса и предложения на базовые продукты и услуги на территории функционирования участников сети; информация об имеющихся на рынке ресурсах, новых технологиях, новых требованиях потребителей и действиях конкурентов; отраслевое развитие и уровень инвестиционной привлекательности региона. Вышеперечисленные факторы в последующем могут повлиять на стратегические цели сети и состав ее участников.

3. Поиск и выбор участников сети осуществляется с учетом ранее поставленных целей, на основании возможностей будущих участников сети их имиджа и финансового состояния. После формирования пула ключевых партнеров сети и анализа их возможностей, проявляются «белые пятна» - бизнес-функции, которые сеть в данный момент осуществить не в состоянии (таможенное оформление, грузоперевозки и т.д.), в этом случае привлекаются новые участники сети, которые не являются стратегическими партнерами и в будущем могут быть как заменены на другую компанию со схожим функционалом, так и быть приняты в число ключевых партнеров;

4. Определение стратегических целей сети осуществляется с учетом факторов, способных повлиять на формирование и последующую реализацию стратегии, а также опирается на возможности ключевых партнеров и временных участников сети. Постановка целей осуществляется исходя из потребностей и пожеланий основного потребителя и должна соответствовать требованиям предъявляемым к динамично развивающимся компаниям (темпы прироста и их продолжительность);

5. Согласование интересов является ключевым элементом разработки стратегии, ввиду большого количества участников сети, которые обладают с одной стороны различными (несогласованными) целями, с другой стороны отличаются их финансовые, организационные и иные возможности. При этом деятельность сети должна осуществляться в соответствии с принципом взаимовыгодности для каждого из ее участников. В связи с этим выделяется несколько моделей согласования интересов. Первая модель, когда интересы всех участников сети согласованы. Вторая модель, когда интересы некоторых участников противоречивы, задача поиска экономического равновесия решается с помощью механизма группового выбора Гроувса, предполагающего возможность денежной компенсации ущерба той или иной стороне. Третья модель, когда интересы некоторых участников противоречивы, а размер денежной компенсации не покрывает прогнозируемых убытков, предполагает выход участника из состава сети, поскольку нарушен один из главных принципов формирования сети – взаимовыгодность от сотрудничества;

6. Определение сценария развития предпринимательской сети, осуществляется на основании приведенных в 2.1. признаков стратегий динамично развивающихся предпринимательских сетей, к которым относится (степень диверсификации, направления инвестиций, структура корпоративных связей, виды конкурентных преимуществ и используемых инноваций инноваций), в соответствии с которыми обосновывается тип стратегии предпринимательской сети как определенный сценарий развития, который должен быть увязан с ключевыми факторами и поставленными целями.

7. Позиционирование участников внутри сети - определение места и роли участников сети в будущей конфигурации, осуществляется на основании закрепления территории функционирования, выбора продукта, определения видов деятельности, определения организационной структуры участников сети, оценки рисков;

8. Программирование структурных изменений – разработка комплекса мер, направленных на достижение поставленных целей (создание общего бюджета и программы продаж, планирование внедрения программного обеспечения и единой бизнес инфраструктуры и т.д.);

9. Внедрение структурных изменений - процесс перехода деятельности участников сети на новый уровень в соответствии с общей концепцией развития. Осуществляется путем привлечения инвестиций, перераспределения ресурсов, организации единого пространства, изменения конфигурации сети, внедрения инноваций, обмена технологиями, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, снижения трансакционных и операционных расходов, внедрения инновационных составляющих в бизнес-процессы.

10. Мониторинг – оценка деятельности сети  с целью обеспечения оптимального функционирования и достижения целей. Осуществляется с помощью участия в выставках и круглых столах, проведения социологических опросов участников сети, аналитической отчетности, аудита, бухгалтерской отчетности.


3. Разработан механизм стратегического управления предпринимательской сетью, под которым понимается совокупность: бизнес-процессов, бизнес-функций, функций и форм управления и координации деятельности участников, осуществляющих согласованное воздействие на объекты управления, направленное на достижение динамичного развития сети. Обоснованы методические положения, критерии и показатели оценки результативности на каждом этапе реализации стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети.

Основными принципами функционирования механизма стратегического управления являются:

  • многосубъектность – управление деятельностью сети осуществляется как компанией лидером (при наличии таковой), так и участниками сети;
    • согласование экономических интересов участников сети и объединение их на основе общих целей сети;
    • высокая степень делегирования полномочий при решении долгосрочных задач в сферах применяемых технологий, маркетинга и рекламы, экономической безопасности и лоббирования интересов в органах власти на региональном уровне;
    • оптимизация затрат участников за счет масштабов и концентрация ресурсов на приоритетных долгосрочных целях и задачах сети в целом;
    • увязка процессного управления сетью в целом и проектного управления деятельности конкретных участников;
    • приоритетность в достижении стратегических целей предпринимательской сети в целом.

Механизм управления опирается на согласованные между участниками стратегические цели и задачи предпринимательской сети и охватывает основные бизнес-процессы ее деятельности (логистику, производство, продажи, услуги, исследования и др.) и функции управления.

Механизм включает в себя управление:

  • ресурсами и затраты – представляет определение и измерение параметров ресурсов сети с целью более эффективного их использования, поиск дополнительных источников, повышение качества имеющихся ресурсов. Ресурсы перераспределяются в пользу более эффективных участников сети с целью повышения эффективности сети в целом;
  • инструментами – представляет совершенствование методов для обеспечения различных аспектов эффективности сети с целью повышения межсетевой эффективности. Главным аспектом является согласование спектра инструментов между всеми участниками сети;
  • рисками – представляет выявление, определение и разрешение проблем в работе сети с целью повышения работоспособности сети;
  • эффективностью – представляет совершенствование системы учета и контроля участников сети и предпринимательской сети;
  • конфигурацией – представляет изменение сетевой структуры сети в соответствии с требованиям рынка с целью повышения ее эффективности;
  • бизнес-процессами – представляет совершенствование бизнес-процессов и связанных с ними функций управления с целью повышения эффективности деятельности сети.

Адаптация сети к постоянно изменяющимся условиям и обеспечение ее конкурентоспособности реализуется путем постоянного поиска, генерации, селекции, оценки и внедрения инноваций во все сферы функционирования ее участников и их взаимодействия.

Основными формами управления предпринимательской сетью могут являться: во-первых, специально создаваемые коллегиальные или консультативные органы; во-вторых, отраслевые и межотраслевые мероприятия (конференции, круглые столы, выставки, рабочие встречи участников (импортеров, дилеров, производителей и т. п.); в-третьих, саморегулируемые организации; в-четвертых, добровольные союзы, ассоциации, некоммерческие партнерства.

Уникальность обусловливается территориальными и национальными особенностями, отличиями в применяемых технологиях, наличием инноваций, спецификой спроса на локальных рынках.

Функционирование сети регулируется применением определенных «правил игры», которые нацелены на упорядочивание формальных и неформальных взаимодействий участников сети, в том числе в области стандартизации менеджмента участников, сертификации выпускаемой ими продукции, унификации коммуникаций, регламентации взаимоотношений.

Рисунок 3 – Механизм стратегического управления предпринимательской сетью

Оценка результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети осуществляется на стадии мониторинга.

Методические положения по оценке результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети:

  • под результативностью стратегии понимается оценка степени и динамики достижения долгосрочных целей путем реализации выбранного сценария с учетом изменений макро- и микроэкономической ситуации (условий) на рынках;
  • оценка результативности стратегии развития предпринимательской сети осуществляется с учетом достижения поставленных долгосрочных целей и задач предпринимательской сети в целом и согласованных между участниками сети;
  • оценка результативности стратегии должна дать системное обоснование долгосрочного сценария динамичного развития предпринимательской сети за счет повышения эффективности инструментов; привлечения недостающих ресурсов; оптимизации конфигурации; снижения рисков; повышения эффективности функций управления и бизнес-процессов; внедрения инноваций;
  • прогнозируемые показатели должны базироваться на поликритериальном экономическом подходе и увязаны: по участникам сети, по этапам реализации сценария, в пространстве (по рынкам присутствия участников сети с учетом динамики), с прогнозируемым спросом и предложением, с ожидаемыми изменениями макроэкономической ситуации;
  • в процессе реализации оценки результативности предпринимательской сети формируется общее информационное пространство за счет обмена исходными данными и результатами расчетов между участниками, включая предоставление информации органами власти и привлечения сторонних консультантов. Основой свободного обмена данными являются сетевые информационные технологии, применение которых обусловлено пространственной удаленностью участников;

Оценка результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети осуществляется на каждом этапе реализации стратегии в соответствии со следующей последовательностью:

  1. Оценка поиска партнеров динамично развивающейся предпринимательской сети опирается на анализ финансового состояния будущего участника сети и его основные конкурентные преимущества;
  2. Оценка расширения динамично развивающейся предпринимательской сети опирается на изучение потенциала рынка и анализ интересов участников предпринимательской сети;
  3. Оценка селекции опирается на анализ эффективности участников сети;
  4. Оценка структурных изменений опирается на анализ эффективности инструментов, ресурсов и т.д. и характеризуется долей сети на рынке и объемом выручки;
  5. Оценка динамичного развития предпринимательской сети должна отражать темпы прироста основных показателей результативности стратегии.

Оценка результатов стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети опирается на систему следующих критериев: экономия единовременных и операционных затрат на производство и инфраструктуру, организацию продаж, рекламу, масштабный сервис в долгосрочном плане; положительная динамика доходности предпринимательской сети в целом; охват предпринимательской сетью основных участников локальных рынков; усиление влияния (степень) на функционирование отраслевых и региональных рынков; максимизация объемов производства и реализации продукции, работ и услуг.

Оценка результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети сводится к следующим показателям: доля, занимаемая сетью на рынке, характеризует влияние сети на рынок; капитализация сети – как совокупный накопленный капитал участников сети характеризует рентабельность сети; выручка сети – как совокупный оборот участников сети характеризует эффективность работы сети; количество участников сети характеризует присутствие сети на рынке; инвестиции как соотношение единовременных затрат и предполагаемой прибыли в будущих периодах; операционные издержки – как соотношение затрат и совокупного оборота характеризует эффективность взаимоотношений участников сети.

Показатели характеризуют результаты развития предпринимательской сети и динамику изменения ее состояния в течение планируемого периода и представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели оценки результативности на каждом этапе реализации стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети

Этап

Показатель

Поиска партнеров

– конкурентные преимущества участников сети

– финансовое состояние компании

Расширения сети

– количество участников сети

– совместимость целей участников сети

– потенциал рынка

Селекции

– операционные издержки

– трансакционные издержки

– степень диверсификации сети

– объем привлеченных инвестиций

– снижение сроков разработки и внедрения инноваций

– снижение рисков

Структурных изменений

– доля сети

– выручка сети

– эффективность инноваций

– эффективность использования ресурсов

– эффективность инструментов

Динамичного развития

– динамика изменения доли сети

– прирост количества участников сети

– рост капитализации сети

– увеличение выручки сети

– динамика инвестиций

– рост операционных издержек

По итогам оценки результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети принимаются решения о расширении состава участников сети; корректировке основополагающих принципов функционирования сети; об уточнении стратегии предпринимательской сети в целом; измерении «правил игры» между участниками сети; о совершенствовании форм управления сетью; об оптимизации управления основными элементами механизма (ресурсы, конфигурация, инструменты и т. п.).

Предлагаемый автором подход был реализован в предпринимательских сетях ООО «Аристон Термо Русь», ООО «Вайлант Групп», ЗАО «СК-Тепломонтаж», ООО «Газпромснаб» и т.д. На рисунке 4 представлены показатели результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети «Protherm» осуществляющей деятельность на рынке отопительной техники на территории Уральского региона за период 2009–2013 гг. В 2011 году заметно уменьшение количества участников сети с 17 до 14, что обусловлено селекцией неэффективных компаний. Однако, несмотря на уменьшение числа участников, сохраняется рост объемов выручки и доли рынка в соответствии с разработанной стратегией.

Рисунок 4 – Оценка результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети «Protherm» на территории Уральского региона в

2009–2013 гг. (показатели: выручка, доля на рынке, количество участников)

Рисунок 5 – Оценка результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети «Protherm» на территории Уральского региона в

2009–2013 гг. (показатели: инвестиции, операционные расходы, капитализация)

На рисунке 5 представлена оценка результативности стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети на период с 2009 по 2013 годы на основе динамики показателей объема привлеченных инвестиций, операционных расходов и капитализации сети, которые характеризуют положительную динамику развития сети. Операционные расходы увеличиваются непропорционально росту выручки за счет экономии на масштабе. Незначительное увеличение расходов в 2011 году связано с селекцией неэффективных участников сети, при этом показатели капитализации и привлекаемых инвестиций не снизились.

Таким образом, предлагаемый автором в работе подход к формированию стратегии предпринимательской сети и механизму ее реализации способствуют достижению динамичного развития российских предпринимательских структур.


Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК

1. Лисин Г.И. Развитие предпринимательских сетей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в регионах // Экономика региона. 2011. № 1. С. 253–256. (0,3 п. л.).

2. Лисин Г.И. Концепция функционирования динамично развивающихся предпринимательских сетей // Вестник ЧелГУ. 2011. № 6. С. 121–125. (0,5 п. л.).

3. Лобарева Н.С., Лисин Г.И. Методологический подход к оценке влияния малого предпринимательства на социально-экономическое состояние старопромышленных территорий // Вестник ЧелГУ. 2011. № 16. С. 93–96. (0,3 п. л., авт.- 0,1 п. л.).

Материалы конференций

4. Лисин Г.И. Пендюрин А.В. Трансформация корпоративного управления в топливно-энергетическом комплексе // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием. Материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2008. С. 220–226. (0,3 п. л., авт.- 0,2 п. л.).

5. Лисин Г.И. Разработка стратегии динамично развивающейся предпринимательской сети // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк, 2010. С. 235–243. (0,3 п. л.).

6. Лисин Г.И. Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в России // Экономико-правовые, социально-политические и культурно-исторические аспекты развития регионов. Материалы Международной научно-практической конференции. Березники, 2010. С. 100–102 (0,2 п. л.).

7. Лисин Г.И. Тенденции развития предпринимательских сетей // Актуальные вопросы современной экономической науки и практики. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 2011. С. 92–96. (0,3 п. л.)

8. Лисин Г.И. Подходы к определению стратегии предпринимательских сетей // Гуманитарные науки в XXI веке. Материалы III Международной научно-практической конференции. Москва, 2011. С. 102–107. (0,3 п. л.).

9. Лисин Г.И. Механизм управления динамично развивающейся предпринимательской сетью // Экономика и управление: теоретические и практические аспекты. Материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2011. С. 166–170. (0,2 п. л.).

10. Лисин Г.И. Динамично развивающаяся предпринимательская сеть // Актуальные вопросы современной экономической науки и практики: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 2011. С. 88–92. (0,3 п. л.).

Сборники научных трудов

11. Лисин Г.И. Закономерности формирования и функционирования предпринимательских сетей // Особенности развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2010. С. 60–63. (0,3 п. л.).

12. Лисин Г.И. Инновации в управлении предпринимательскими сетями // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 2010. С. 97–100. (0,3 п. л.).

Подписано в печать: 21.02.2012

Бумага писчая. Формат 6084 1/16 Усл. печ. л. 1,3

Тираж 150 экз. Заказ №

620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Ризография ИЭ УрО РАН


Количество
участников

Совокупный

оборот

Этап 4

Этап 3

Этап 2

Этап 1

Этап 5

Этап 4.

Структурные

изменения

Этап 1.

Поиск партнеров

Этап 3.

Селекция

Этап 2.

Расширение сети

1. Идентификация ключевых партнеров

1. Общие интересы

2. Близость территории

3. Функциональная близость

4. Участие в технологической цепочке

5. Функционирование в смежных отраслях

4. Определение стратегических целей сети

1. Анализ структуры рынка

2. Оценка потенциала рынка

3. Анализ конкурентов

6. Определение сценария
развития сети

1. Определение степени диверсификации сети

2. Определения объема инвестиций

3. Определение структуры корпоративных связей

4. Определение инновационного потенциала

5. Выбор конкурентных преимуществ

7. Позиционирование
участников внутри сети

1. Выбор территории функционирования

2. Выбор продукту

3. Определение видов деятельности

4. Определение организационной структуры участников сети

5. Оценка рисков

6. Маркетинговое исследование рынка

. Поиск и выбор участников сети

1. Анализ финансового состояния компаний

2. Оценка имиджа компаний

3. Анализ возможностей потенциальных участников сети

Этап 5.

Динамичное

развитие

10. Мониторинг

1. Выставки

2. Круглые столы

3. Социологические опросы участников сети

4. Аналитическая отчетность

5. Аудит

6. Бухгалтерская отчетность.

9. Внедрение структурных изменений

1. Привлечение инвестиций

2. Перераспределение ресурсов

3. Организация единого информационного пространства

4. Изменение конфигурации

сети

5. Внедрение инноваций

6. Обмен технологиями

7. Повышение конкурентоспособности товаров и услуг

8. Снижение трансакционных и операционных расходов.

9. Набор персонала

2. Учет факторов

1. Уникальные территориальные и национальные особенности

2. Удаленность участников

3. Специфика спроса и предложения

4. Уровень инвестиционной привлекательности региона

5. Отраслевое развитие

5. Согласование интересов участников

1. Анализ финансовых интересов

2. Анализ организационных интересов

8. Программирование
структурных изменений

1. Программы продаж;

2. Общий бюджет

3. Программы развития единой бизнес инфраструктуры

4. Планирование внедрения программного обеспечения

5. Инвестиционная программа

6. Программа закупок и логистики

Проектное

управление

Формы управления:

- коллегиальные или консультативные органы;

- отраслевые и межотраслевые мероприятия;

- саморегулируемые организации;

- добровольные союзы, ассоциации и т. д.

Определение участников сети

Участник 1

Участник 3

Участник …

Участник n

Участник 2

Формирование принципов

Определение «правил
игры»

Формирование стратегии

Процессное управление

Принятие решения

Элементы управления:

Оценка рисков

Прогнозирование ресурсов и

затрат

Трудовые

Оборотные средства

Административные

Ноу-хау

Имидж

Позиция на рынке

Материально техническая база

Обоснование инструментов

Финансовые

Экономические

Маркетинговые

Научно-инновационные

Технологические

Организационные

Определение конфигурации

Горизонтальные

Вертикальные

Смешанные

Анализ бизнес – процессов

Закуп

Производство

Продажа

Логистика

Сервис и т.д.

Операционные издержки, млн. дол.

Капитализация сети, млн. дол.

Инвестиции, млн. дол.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ